В окт. 1989 г. Архиерейский Собор РПЦ поручил Комиссии по канонизации подготовить материалы для прославления И. К. На Поместном Соборе 7-10 июня 1990 г. И. К. был причислен к лику святых РПЦ. В восстановленном Иоанновском мон-ре раскрыт и отреставрирован храм, являющийся усыпальницей. Мощи святого, опущенные ниже уровня пола и забетонированные, не обретены. Каменная гробница установлена на прежнем месте, вероятно над мощами. Почитание И. К. приобретает все большие масштабы. К 2010 г. во имя И. К. освящены женский монастырь в с. Кислуха Алтайского края, неск. храмов в обителях РПЦ и РПЦЗ, храмы в городах Ютика (близ Джорданвилла, США), Сан-Диего (США), Гамбург (Германия), Кастровиллари (Италия), Москва, С.-Петербург, Киев, Минск, Одесса, Волгоград, Ростов-на-Дону, Брянск, Чебоксары, Кострома, Тверь, Владивосток, Тольятти, Красноуральск; при Казанской ДС, в Поморском гос. ун-те в Архангельске; в городах Судак (Крым, Украина), Локса (Эстония), Электросталь, Мытищи и пос. Белые Столбы Московской обл., Всеволожск, в поселках Вырица, Подборовье, в с. Павлове Ленинградской обл., Жигулёвске и пос. Волжский Утёс Самарской обл., Гай и поселках Саракташ Оренбургской обл., Берёзовский Кемеровской обл., Радужный Ханты-Мансийского АО-Югры; в поселках Пашино (в черте Новосибирска), Березник Архангельской обл., Карамышево и дер. Лудони Псковской обл., в поселках Мокроус и Алексеевка Саратовской обл. и др. Именем пастыря названы благотворительные заведения, приюты, медицинские и учебные заведения, в т. ч. епархиальные Свято-Иоанновские богословско-педагогические курсы (С.-Петербург), правосл. гимназии в городах Оренбург, Бийск и Железнодорожный Московской обл., школы при Макариевом Решемском монастыре , костромском Богоявленско-Анастасиином мон-ре, Душепопечительский центр (Москва), Православное братство трезвости (Луцк, Украина) и др. В 2009 г. на празднование 180-летия со дня рождения И. К. в С.-Петербург прибыло ок. 350 представителей храмов, приходов, школ, различных учреждений, посвященных святому, из 93 епархий РПЦ, а также из США, Канады, Австралии, Европы. В 1999 г. в восстановленной квартире И. К. в Кронштадте (ул. Посольская, д. 21, кв. 12) был открыт мемориальный музей, в С.-Петербурге и др. городах регулярно проходят церковно-научные Свято-Иоанновские чтения. Именем И. К. названа одна из площадей С.-Петербурга, на которой находится посвященный ему храм. В июне 2000 г. в с. Сура открыт Музей св. Иоанна Кронштадтского.

http://pravenc.ru/text/471321.html

Утром члены комиссии встретились с руководителем курсов митрополитом Костромским и Нерехтским Ферапонтом . Встреча прошла в атмосфере любви и взаимопонимания, сопровождалась обсуждением дальнейших перспектив обучения монашествующих в Костромской митрополии. В первой половине дня выездная аккредитационная группа присутствовала в Костромской духовной семинарии на аттестации монашествующих в форме зачетов по дисциплине «Церковнославянский язык». Зачеты сдали слушатели курсов из Знаменского женского монастыря, Предтеченского Иаково-Железноборовского мужского монастыря, Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря и Богоявленско-Анастасииного монастыря. После зачета члены комиссии ознакомились с документацией курсов и наличием основной литературы для слушателей. Во второй половине дня комиссия выехала в Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь Костромской епархии. В обители члены комиссии поклонились мощам преподобного Пахомия Нерехтского и затем встретились со слушателями курсов. На зачете по предмету «Основы богослужебного устава и литургики» присутствовали также сестры из Успенского Тетеринского женского монастыря. Все слушательницы курсов успешно ответили на все билеты и проявили большой интерес к изучению богословских предметов. В завершение работы члены выездной комиссии отметили хорошие знания учащихся на курсах и высказали пожелание — продолжать дальнейшее обучение насельников и насельниц монастырей в Костромской митрополии. Вечером этого же дня члены комиссии выехали в Москву. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru за темою Кирил благословив повернутися до До питання про час та обставини заснування монастиря [Стаття] монастиря м. Санкт-Петербурга з возведення в сан : та звернення] Насельники центри з ключовими словами життя   новини Голова Синодального та заступник голови Держдуми провели перше з XIII Парламентських У збори У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте У «Ковчег» монастиря у Ради У Високо-Петровському Москви присвячена преподобного Катеринодарська духовна отримала державну на провадження за програмою (бакалаврат) Кирила з РФ С.С.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6080666...

До пожара 1982 г. в интерьере собора сохранялись росписи, выполненные в 1667-1672 гг. “радением и старанием игумена Герасима”. Это было одно из ранних произведений костромских иконописцев под руководством Гурия Никитина. В 1865 г. росписи были полностью переписаны палехскими художниками артели Сафонова с использованием старой графьи. Стенописи собора до пожара были исследованы В.Г. Брюсовой, их иконографический состав подробно описан ею в монографии “Гурий Никитин”, в которой автор выдвигает предположение о том, что роспись верхних частей собора (барабанов, сводов, арок и т.д.) выполнена в XVI в. Однако полная идентичность штукатурного основания “верхов” и стен четверика, установленная в результате химического анализа, проведенного в процессе реставрации здания, не подтверждает справедливость этого предположения. После пожара в четверике оставались отдельные фрагменты штукатурного основания, просматривалась графья, но красочный слой выгорел и был смыт напором воды. В ходе реставрации собора на местах утрат была подведена новая штукатурка и весь интерьер побелен. В подклете собора, где находилась усыпальница, несмотря на проникавшую воду частично сохранились росписи 1672 г. Древнюю архитектуру собора сильно искажает “новый” собор — обширные пристройки 1864-1869 гг., выполненные в русском стиле. Они охватывают здание двумя крупными боковыми притворами с крыльцом с юга и огромной основной частью с запада. Последняя — четырехстолпная, с повышенным средним нефом и большой световой главой над центром в окружении четырех маленьких. Притвор ее соединен в 1870-х гг. длинным переходом башней-колокольней. Обильный кирпичный декор фасадов нового здания, стилизованный под формы XVI-XVII вв., выглядит довольно тяжеловесно: пучки полуколонок, различные ширинки, городчатые карнизы и всевозможные наличники с колонками, балясинами, кокошниками и пр. В интерьере четыре столба сложного сечения, поставленные в центре, поддерживают крестовые своды над боковыми ячейками. Крупные подпружные арки с парусами выделяют более высокую среднюю часть, увенчанную барабаном с куполом. До пожара 1982 г. в соборе сохранялись фрагменты масляной росписи XIX в., лепные карнизы в верху стен и в основании светового барабана. В настоящее время в соборе установлен новый иконостас, выполненный по образцу иконостаса XVIII в. Состав икон — сборный. Храмовая икона “Богоявление” 1727 г. — письма известного царского изографа костромича Кирилла Уланова. Это одно из последних произведений, созданных им на родине.

http://sobory.ru/article/?object=05164

На душе была Пасха Красная, Пасха, Господня Пасха! Пасха всечестная, которая всем нам воссияла! И так захотелось обнять весь мир и поделиться этой новой обретенной радостью с ближними моими! Всё-всё исполняется Иногда дружеский совет способен стать предисловием для вашей новой удивительной истории, словно подтверждая, что в жизни всё происходит промыслительно. Летом 2021 года в благодатную августовскую пору довелось нам гостить в Костроме у моего брата. Наш приезд в этот древний волжский город совпал с Праздником Преображения Господня. На службу отправились в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, основанный в 1426 году преподобным Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского, и считающийся жемчужиной архитектурного ансамбля Костромы. Поклонившись в Богоявленском соборе чудотворной Феодоровской иконе Божией Матери, отправились в ещё один давно желанный для посещения монастырь – Ипатьевский. Удивило, что накануне и «яндексные», и «гугловские» синоптики единогласно обрекали день грядущий на испытания грозовым ненастьем. На деле же – лишь утренний легконогий дождик пробежался по улицам Костромы, и в небе по- хозяйски засияло солнце. После посещения Ипатьевского монастыря у нас в запасе оставалась добрая половина дня. Внезапно вспомнился данный накануне братом совет, что стоит побывать в Плёсе. Об этом месте я знала лишь, что городок входит в маршрут Золотого кольца, и что там одно время проживал и писал пейзажи Левитан, слышала также, что в Плёсе находится дача одного известного чиновника. Навигатор подсказал, что преодолеть придётся порядка 70 километров, но это обстоятельство нас, жителей мегаполиса, совсем не пугало. Без долгих раздумий отправились в путь. По дороге встретили городок Приволжск, на подъезде к которому обратила на себя внимание виднеющаяся издалека чудная шатровая колокольня. Оказалось, звонница принадлежит Свято-Никольскому женскому монастырю, мимо которого при следовании по городу провёл нас навигатор. Решили обязательно заглянуть в эту обитель на обратном пути.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

До сер. XVI в. все постройки К. м. были деревянными. 23 апр. 1559 г. по инициативе игум. Исаии (Шапошникова) над местом погребения прп. Никиты был заложен, а в 1565 г. освящен каменный 5-главый 4-столпный 3-абсидный Богоявленский собор. Вероятно, его возводили ростовские мастера. Одним из главных жертвователей на строительство был кн. Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Иоанна IV Васильевича . В 1569 г. кн. Владимир Андреевич, проезжая через Кострому, посетил К. м. В том же году князя убили в Александровой слободе по приказу царя Иоанна Грозного. Царский гнев обрушился и на иноков монастыря: значительная часть братии во главе с игум. Исаией была казнена в 1570 г. Игум. Исаия погребен в подклете собора. В Смутное время, в кон. 1608 г., отряды Лжедмитрия II во главе с А. Ю. Лисовским во время захвата Костромы осадили мон-рь. 30 дек. захватчики ворвались в К. м., разграбили и разгромили обитель, погибли 13 иноков, 5 монастырских служебников и 38 монастырских крестьян. Впоследствии насельники вплоть до революции 1917 г. ежегодно 30 дек. поминали погибших защитников обители. В 2004 г. преподобномученики иеромонахи Трифиллий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, монахи Варлаам, Дионисий, Иов, Иродион, Симеон, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий были включены в Собор Костромских святых. По окончании Смутного времени значение К. м. стало быстро расти. В сент. и окт. 1619 г. обитель дважды посетили царь Михаил Феодорович Романов и царица-инокиня Марфа , совершавшие по случаю освобождения из польского плена патриарха Филарета (Романова) благодарственное паломничество в Макариев Унженский монастырь . Царь Михаил Феодорович пожаловал к чтимому образу Богоявления 2 «золотых угорских» (венг. монеты), а инокиня Марфа - ведро церковного вина «да [наперсный] крест золотой, а на нем распятие, а во главе Спас Нерукотворенный, да на пробою два жемчуга бурминских» (Там же. С. 295). С нач. XVII в. монастырю покровительствовали владевшие в Костромском крае многочисленными вотчинами бояре Салтыковы, основавшие в обители родовое кладбище. Первым из Салтыковых в подклете Богоявленского собора был похоронен окольничий Михаил Михайлович (в иноках Мисаил; † 1608), затем его сыновья - бояре Борис Михайлович († 1644) и Михаил Михайлович († 1671), пользовавшиеся из-за родства с царем большим влиянием при дворе Михаила Феодоровича, его внук - Петр Михайлович († 1690), и правнук - стольник Федор Петрович († 1662), убитый в Москве во время стрелецкого бунта, и др.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Любопытно, в этом случае отметить еще то обстоятельство, что местное начальство, в лице архиерея, всячески прикрывало этого архимандрита, вопреки синодским предписаниям. Судя по доносу Макария, архимандрит Феодосий, также не жалея для себя ничего монастырского, скупился для братии даже на яблоки, которых было премного, и которые возами посылались в соседний женский Анастасиин монастырь. Жизнь братии и пришлых лиц, угнездившихся в монастыре, дополняла эту картину. В доношении искусившегося в кляузах иеромонаха Макария, в конце концов сосланного за это искусство в другой монастырь, можно найти немало материалов для характеристики монастырской жизни, начиная с «необыкновенного хохотанья» монахинь, гуляющих в саду мужского монастыря, и кончая немилостивыми побоями, которые приходилось терпеть штатным слугам обители от архимандричьего келейника – беспаспортного детины светской команды. «Русская болезнь» – пьянство – одолевала всех: не пощадила она живущего в монастыре на покое заштатного архимандрита Иону, как не пощадила и игумению Анастасиина монастыря. духовном служении, об усовершенствовании иночества и исправлении монашествующей братии заботиться было некому и некогда; a о.о. архимандриты и братия, видимо, основательно забыли прещение Адостола: «Ни лихоимцы, ни тати, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят» ( 1Кор.6:10 ). Далеко неоднократно приходилось Богоявленскому монастырю переведываться и с Тайной Канцелярией – по делам об оговорах в непристойных словах Её Императорского Величества, о напрасном кричании «слова и дела» по доносам о волшебстве и волхвовании. Последнего рода дела в XVII и XVIII вв. были в большом ходу. Для примера укажу на дело епископа Костромского Геннадия, по приказанию которого y архимандрита Андроника остригли волосы на голове и бороде, a снятые с шести монастырских служителей, заподозренных в краже, нательные кресты были отнесены для волшебства к женке-ворожейке. Немало хлопот причинило монастырю громкое дело Тверитинова.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/k...

В разделе «О Костромском Богоявленско-Анастасиином монастыре» в той же книге читаем: «Новое, прибавленное к прежнему название «Анастасиина», что значит с греческаго языка воскресение, весьма характеризует и свидетельствует, что эта обитель воскресшая и собственными устами возвещающая всякому исследователю ея жизни: «прииди и виждь!» Ограждаясь такими суждениями, высказанными неоднократно на словах и в печати, и ссылаясь при этом на непосредственность и общеизвестность всех фактов самаго возстановления, начавшагося в сфере Правительственной переписки с 2-го числа июля 1863 года, а на самом деле с 12-го числа мая 1864 года (когда последовала закладка пристроек к соборному храму Богоявленскому) мы - при всем личном сочувствии к делу возобновления вековой обители, позволяем себе думать, что наше повествование явится лучшим выражением и совпадает с лучшими думами и чувствами» (от Санкт-Петербургскаго Комитета Духовной Цензуры. Санкт-Петербург, Марта 25-го дня 1879 года, Архимандрит Иосиф, Бажанов). «Богоявленский монастырь в разное время получал «особенные милости и права от Царственных особ», доблестных Князей-Патриотов - Д. М. Пожарского, Минина, бояр Салтыковых - родственников Великой Инокини Марфы - Матери Царя Михаила Романова, Князей: Дементия, Никиты и Андрея Кафтыревых; Князей: Иоанна, Андрея, Василия Боровских, Князя Иакова Петровича Волконского, Третьяковых. На втором освящении (первое освящение состоялось в 1565 году) Богоявленско-Анастасииного собора в 1869 году, 28 декабря, Архиепископ Платон прочитал составленную им самим особую молитву: «Святые Ангелы! Присно молим Вас мы, недостойные: не оставляйте никогда сего храма и приносите здесь к пренебесному Престолу Божию в златых кадильницах Ваших чистых молитв молитвы живущих в сей обители и всех приходящих сюда для молитвы! Неведомые Святые Угодники Божии, здесь почивающие! Будьте непрестанными ходатаями пред Господом Богом о живущих в сей обители и благотворящих ей, утверждайте истинное иночество Вашими молитвами! Царица Небесная! Тебе вручена сия обитель! Ты в Своем Чудотворном Образе явила знамение избавления ея среди неоднократных посещений Божиих. Сохраняй ее до скончания века от видимых и невидимых врагов. Да будет, по слову Господа Вседержителя, «мир Божий в снабдение всякому зиждущему, еже возставити церковь сию», то есть на всяком, кто содействовал восстановлению и украшению храма и обители. Господь, по молитвам Церкви Своей, да воспрославит благотворителей обители Своею Божественною Славою».

http://sobory.ru/article/?object=00152

Она же принимала участие в создании Женского Богословского института. Здесь совершали Богослужения великие московские первосвятители-митрополиты: святитель Филарет (Дроздов), священномученик Владимир (Богоявленский) и святитель Макарий (Парвицкий - Невский), а также митрополит Трифон (князь Туркестанов), тогда епископ Дмитровский, и епископ Серпуховский Анастасий (Грибановский), будущий глава Русской Зарубежной Церкви. Особенно памятно для храма Всемилостивого Спаса имя святителя Тихона (Белавина), патриарха Московского и Всероссийского. В 1917 г., еще будучи митрополитом Московским, святитель Тихон совместно с игуменией Ниной трудился по проблеме съездов монашествующих в дни перед открытием Великого Поместного Собора 1917-1918 гг. Неоднократно служил святитель Тихон в храме Всемилостивого Спаса, будучи патриархом Московским и Всероссийским. Достоверно известно об его служениях в воскресение 22 июля (4 августа) 1918 г., во вторник 1(14) августа 1923 г. и в четверг 24 октября (6 ноября) 1924 г. После упразднения Скорбященского монастыря в 1918 году, его монахини во главе с игуменией Ниной (Волковой) создали общину при храме Всемилостивого Спаса и производственную артель, которые просуществовали до 1929 г. 15 января 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о закрытии храма Всемилостивого Спаса, и 15 марта 1929 г. здание собора было передано Университету Промысловой кооперации. 7 августа 1929 г. Президиум Моссовета принял решение о сносе зданий бездействующих церквей б. Скорбященского монастыря (кроме собора Всемилостивого Спаса). Многие монахини были репрессированы, некоторые расстреляны. Одна из них - преподобномученица Екатерина (Константинова) - причислена к лику святых. Монастырь подвергся разрушению. Уничтожены все его храмы, кроме одного, перестроено здание Женского училища (Богословского института), монастырское кладбище стерто до основания. Ныне сохранились только изуродованный главный соборный храм Всемилостивого Спаса, часовня-усыпальница А.А. Смирновой (монахини Рафаилы), трапезный корпус, а также фрагменты ограды и врат.

http://sobory.ru/article/?object=24185

3 сент. 1937 г. по обвинению в контрреволюционной и антиколхозной агитации был арестован клирик Успенского храма свящ. Константин Сокольский (1896-1937), 2 нояб. тройкой УНКВД по Ярославской обл. (в то время Домнино входило в ее состав) приговорен к расстрелу, 17 нояб. приговор приведен в исполнение (место расстрела и место погребения свящ. Константина неизвестны). Храм был закрыт, большая часть икон и утвари уничтожена. Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был офиц. закрыт. В кон. 1942 г. колхозники Ярославской обл. собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. С 1941 г. прихожане Успенской ц. обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с к-рым погребен рус. народный герой Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февр. 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 авг. 1944 г. в Домнино был назначен священник. В сер. 50-х гг. XX в. в часовне в дер. Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад, в 70-х гг. XX в. произведена внешняя реставрация часовни. Указом еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской ц. с. Домнина было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина костромского жен. мон-ря. В апр. 1991 г. подворью передали здание бывш. церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров. 8 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сент. 1994 г. близ Успенской ц. в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина.

http://pravenc.ru/text/178889.html

После объединения обителей игум. Мария создала в бывш. Анастасиино-Крестовоздвиженском мон-ре ряд учебно-благотворительных учреждений: в 1864 г. открылось уч-ще для девиц бедных родителей, в 1873 г.- первая в России лечебница для сельского населения, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованы в курсы сестер милосердия Красного Креста). Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. в К. м. действовали 2 госпиталя: на 60 коек - в самой обители и на 15 коек - в Назаретской пуст. Тогда же на Кавказский фронт для работы в госпиталях отправился созданный в мон-ре отряд сестер милосердия. Архиеп. Костромской и Галичский Севастиан (Вести) с сестрами мон-ря. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Архиеп. Костромской и Галичский Севастиан (Вести) с сестрами мон-ря. Фотография. Нач. 20-х гг. ХХ в. Во 2-й пол. XIX в. быстро росла численность сестер обители: если в 1862 г. их было 250, то к кон. XIX в.- ок. 400. Обитель неоднократно посещали представители династии Романовых: в 1863 г.- наследник престола Николай Александрович, в 1866 г.- наследник престола Александр Александрович (впосл. имп. Александр III), в 1881 г.- имп. Александр III с имп. Марией Феодоровной и наследником престола Николаем Александровичем (впосл. имп. Николай II). 30 июня 1908 г. мон-рь посетила королева Греции вел. кнж. Ольга Константиновна с братом Константином Константиновичем и его детьми: Татьяной Константиновной, Иоанном, Гавриилом, Олегом и Игорем Константиновичами. 20 мая 1913 г., во время торжеств в честь 300-летия Дома Романовых, мон-рь посетили имп. Александра Феодоровна с наследником Алексием Николаевичем, вел. княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией и вел. кнг. Елисаветой Феодоровной. В 1897 и 1902 гг. в обитель приезжал прав. прот. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). 8-9 июля 1916 г. в монастыре останавливалась прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна. Вскоре после начала первой мировой войны, в авг. 1914 г., в монастыре был открыт лазарет. Первоначально в нем имелось 20 коек, с сент. 1914 г.- 35, с 1915 г.- 50 (к кон. 1916 общее число раненых, лечившихся в лазарете, составило 581 чел.). В 1914 г. открылся приют для дочерей солдат, призванных в армию, в к-ром к 1917 г. находилось 50 девочек. В нач. 1917 г. в мон-ре на содержании проживали 14 беженцев.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010