При нашествии поляков на г. Кострому в 1608 г. обитель эта подверглась разорению, при чем настоятель и братия умерщвлены, но затем обитель была восстановлена. В 1681 году Крестовоздвиженский монастырь обращен в женский по следующим обстоятельствам. Во время сильного пожара 12 июня 1679 г., истребившего Костромской кремль, равно и большую часть нового города и посадов, были уничтожены находившиеся подле Успенского собора и Крестовоздвиженского монастыря кельи сорока беспоместных инокинь, средствами содержания которых служили доброхотные подаяния богомольцев, приходивших на поклонение чудотворному Феодоровскому образу Божией Матери. Оказавшись теперь в бесприютном, положении, инокини обратились к царю Федору Алексеевичу и патриарху Иоакиму с просьбою о том, чтобы дозволено было им поместиться в Крестовоздвиженском монастыре по выведении из него архимандрита с четырьмя иноками в другие монастыри. На эту просьбу последовала в 1681 г. соизволительная грамота, при чем все прежние вотчины и земли мужского монастыря предоставлены во владение инокиням во главе с игуменьей Капитолиной, архимандрит же с братией переведен в находившийся тогда «на посаде» Богоявленский монастырь, бывший до пожара 6 сентября 1847 г. мужским. Как видно из описи за 1772 г., в переименованной женской обители при Успенском соборе находились две ветхие каменные церкви: одна в честь Воздвижения Креста Господня с приделом во имя Алексея человека Божия, другая в честь Введения во храм Пресв. Богородицы; еще каменная колокольница с шатровым верхом; затем десять деревянных келий с пристройками и ограда деревянная «с тарасы», срублена с небольшими башенками. Но недолговечно инокини пребывали в Крестовоздвиженском монастыре. Преемник Костромского епископа Дамаскина, в 1766 г. испросившего у коллегии экономии (заведовавшей имениями упраздненных монастырей) в городское для себя подворье Ризположенский Анастасиин женский монастырь (в посаде, за Новым городом), уже упраздненный штатами 1764 г. с обращением в приходскую церковь, епископ Симон Лагов находил это подворье однако не в очень близком расстоянии от Успенского собора «без мала на версту», почему, писал он, «не токмо от езды дальней затруднение претерпеваем, но и приборы и запасы нужны двойные, а от того и убытки двойные чувствуем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

1909 года, 6 мая награждена золотым наперстным крестом, от Св. Синода выдаваемым. IX Монашествующие При преобразовании монастыря из мужского в женский первыми старицами были 20 человек, переведенных из богадельни, бывшей при Богоявленской церкви. По бедности монастыря и недостатку помещений в нем число это не изменялось очень долго. При введении штатов 1764 году в Галичском монастыре указано быть одной Игумении, одной казначеи и 15 монахиням. Но наличный состав монахинь очень долго не соответствовал этим штатам. Игумения Агриппина, переведенная из Нерехтского Богородицкого монастыря, просила Епархиальное Начальство, чтобы 5 переведенным монахиням позволено было остаться на прежнем месте их жительства, так как келья в монастыре одна и наличные монахини умещаются в ней с большой нуждой. Чтобы заполнить штатное число монахинь, Начальство очень часто приписывало к Галичскому монастырю проживающих в других монастырях. В 1775 году монахинь было 7, а через два года уже только 5, но и те были престарелые. Игумения просит у Начальства назначить новых из присланных в Консисторию из Нижегородской Епархии. С 1779–1816 г. проживало в монастыре очень много лиц дворянского звания. Некоторые из них строили свои помещения и жили на своем содержании. В то время зачисляли на штатные места не только постриженных в малый образ, но даже и не рясофорных сестер и так называемых белиц. В числе сестер в эти годы проживали следующие лица дворянского звания: Княжна Марья Михайловна Вадбольская, вдова поручика Екатерина Семёнова Елизарова, вдова УЛЬЯНА Семёновна Матчина, вдова Иустина Семёновна Полозова, вдова Евдокия Яковлевна Черевина, вдова подпоручика Анастасия Ивановна Толбузина, дочь поручика Елена Александровна Сомова, Иустина Семёнова, вдова поручика Марфа Лукьянова Радилова, дочь прапорщика девица Мария Макарова, вдова подпоручика Ксения Иванова Перелешина, вдова капитана Анна Андреева Головцева, Марфа Рудина, вдова помещица Солигаличской округи Феодосья васильевна Дурново, вдова Ульяна Григорьева Перелешина, Маргарита Радилова, Евпраксия Толбузина, Вдова поручика Александра Демьянова Белова, вдова прапорщика Ефрасинья иванова Коровина, Агриппина Иванова Брянчанинова, Марфа Иванова Софонова, Акилина Иванова Сытина, Параскева Иванова Френева с дочерью, Марина Прокопьевна Травина.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В конце 1950-х - начале 1960-х годов храм Воскресения Христова несколько раз порывались закрыть и более того, вовсе уничтожить. Идея такого вандализма исходила от жены первого секретаря Костромского обкома партии. Место, где находился храм, высшая партийная верхушка избрала для возведения своих коттеджей. Построенный с купеческим размахом особняк первого секретаря обкома был расположен рядом с храмом. Его супруга отличалась вздорным характером, амбициозностью и заносчивостью. Стремясь выделиться среди верхов, она подстрекала мужа к тому, чтобы снести с лица земли величественный древний храм, купола которого якобы мешали ей любоваться красотой Волги из окон выстроенного дома. С предложением о снесении храма она выступала и на собраниях. Но осуществить мечту ей не удалось. По Промыслу Божию, её муж внезапно заболел раком и вскоре отошёл в мир иной. После этого ревнительницу снесения храма переселили из её хором в скромную двухкомнатную квартиру на окраине города. Великих усилий стоило епископу Костромскому и Галичскому Никодиму (Руснаку), назначенному на Костромскую кафедру в 1961 году, отстоять знаменитую церковь. В конце концов, он добился придания ей статуса соборного храма и в 1964 году перенёс в собор величайшую русскую святыню - чудотворную Феодоровскую икону Божией Матери. С того времени лучезарные кресты храма на Дебре больше никому не мешали. В 1960-1980-е годы в Воскресенском соборе работали реставраторы и искусствоведы, чьими стараниями оказались раскрыты древние фрески. Одновременно здесь накапливались многие реликвии, что позволило собору уже в новейшее время поделиться утварью и иконами со Свято-Даниловым монастырём в Москве и Богоявленско-Анастасииным монастырём в Костроме при их возобновлении. В 1991 году кафедральным собором Костромской епархии стал Богоявленско-Анастасиин храм, куда торжественно перенесли Феодоровскую икону Божией Матери. В 1993 году при Воскресенском храме на Дебре был образован Знаменский женский монастырь. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г.

http://sobory.ru/article/?object=00153

Скончался 21 января 1840 года в возрасте 74-х лет. Предсмертные слова преподобного Тимона, с которыми он обратился к братии своего монастыря, являются духовным завещанием святого всем христианам: " При несомненной вере в Божественный промысл, жизнью воздержанною, миролюбивою, молитвою бденною, пламенною, терпением постоянным, сокрушением нелицемерным идите неуклонно — пролагайте себе дорогу в вечность, за гробом на небе наша отчизна " . Память старца Тимона на протяжении более полутора веков и до сего времени благоговейно почитается верующими Костромского края. Ископанный им близ Надеевской пустыни источник до наших дней служит местом многих чудотворений и исцелений. По рассмотрении исторических и современных документальных свидетельств о добродетельной и святой жизни иеромонаха Тимона, непрекращающемся народном почитании Надеевского подвижника, чудотворениях, совершавшихся как при жизни преподобного Тимона, так и после его смерти, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и согласно заключению синодальной Комиссии по канонизации святых было принято решение о канонизации святого в лике местночтимых святых Костромской епархии . 25 декабря 2003 года за Божественной литургией в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы канонизация была совершена. Незадолго до канонизации были обретены мощи преподобного Тимона, которые после проведения необходимой экспертизы были с благоговением положены в раку, которую жителям костромской земли преподнесли в дар Новгородская епархия и Варлаамо-Хутынский женский монастырь . Молитвословия Тропарь, глас 4 Яко светозарная звезда/возсиял еси в пределех земли Костромския,/преподобне отче наш Тимоне,/последуя завету преподобнаго Серафима Саровскаго,/в Надеевской пустыни подвигом бдения, пощения и молитвы подвизался еси,/многия иноки и в миру сущия ко Христу привел еси,/ныне со святыми у Престола Божия пребываеши./Молися Христу Жизнодавцу//о всех, с верою имя твое призывающих.

http://drevo-info.ru/articles/14515.html

В 1863 г. настоятельница А. м. (1863-1889) игум. Мария (Давыдова) обратилась к еп. Костромскому и Галичскому Платону (Фивейскому) с просьбой передать обители находившийся неподалеку сгоревший и упраздненный в 1847 г. Богоявленский муж. мон-рь (см. Богоявленско-Анастасиин мон-рь ), основанный в нач. XV в. В дек. 1863 г. Святейший Синод разрешил объединение 2 обителей, с этого времени мон-рь стал называться Анастасииным Богоявленским. В ходе возрождения бывш. Богоявленского мон-ря большая часть инокинь была переведена в него, а бывш. А. м., к-рый после объединения стали называть «старый монастырь», игум. Мария предназначила «для учебно-благотворительных учреждений». В 1864 г. здесь было открыто уч-ще для девиц бедных родителей, преимущественно духовного звания (до открытия в Костроме в 1901 епархиального жен. ДУ оно фактически выполняло его функции). Позже в старом мон-ре открылся ряд медицинских и благотворительных учреждений: в 1873 г.- лечебница для сельского населения на 9 коек, во время русско-тур. войны 1877-1878 гг.- госпиталь для раненых на 60 коек, в 1878 г.- фельдшерские курсы (в 1886 преобразованные в курсы сестер милосердия Красного Креста), во время первой мировой войны, в 1914-1917 гг.,- лазарет для раненых на 60 коек. Здесь же размещалась и богадельня для престарелых монахинь на 25 чел. К 1917 г. в А. м. проживали 53 монахини и 323 послушницы. В нач. 1919 г. обитель закрыли, на территории старого мон-ря был устроен рабочий пос. Советский. Последняя настоятельница - игум. Сусанна (Мельникова) эмигрировала в Польшу, сестры разошлись. Ризоположенский и Сретенский храмы А. м. действовали еще год как приходские, однако в февр. 1920 г. власти, несмотря на протесты верующих, жаловавшихся даже в Совнарком, закрыли храмы. В 1920 г. в Сретенской ц. разместился губернский музейный фонд, в 1926 г.- биологическая станция Костромского научного об-ва. В Ризоположенском храме в 1926 г. был устроен городской клуб строителей. В кон. 20-х гг. на территории старого мон-ря решили возвести первые в Костроме 5-этажные жилые дома для рабочих. В связи с этим в 1928 г. были разобраны юж. стена ограды с 2 угловыми башенками и Сретенская ц., и на их месте на рубеже 20-30-х гг. построили жилые дома. В сер. 30-х гг., во время сооружения в Костроме льнокомбината им. И. Д. Зворыкина, была разрушена «на щебень» Ризоположенская ц. В 40-50-х гг. XX в. территория А. м. была застроена многоэтажными жилыми домами. От ансамбля обители до наших дней сохранились только 2 каменных корпуса келий, сооруженных в 1829 и 1847 гг.

http://pravenc.ru/text/114784.html

ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить преобразование Успенского подворья Богоявленско-Анастасииного женского монастыря г. Костромы в с. Домнино Сусанинского района Костромской области в женский монастырь во имя святых Царственных Страстотерпцев, 2. Утвердить настоятельницей женского монастыря во имя святых Царственных Страстотерпцев г. Домнино Сусанинского района Костромской области игумению Феофанию (Ложкину), освободив ее от обязанностей настоятельницы Знаменского женского монастыря г, Костромы. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Людмилы (Охотниковой) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Людмилу (Охотникову) настоятельницей Знаменского женского монастыря г. Костромы, освободив ее от обязанностей настоятельницы Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области. СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного Архиепископа Костромского и Галичского Александра об утверждении игумений Веры (Моревой) настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Успенской Тетеринской женской пустыни Костромской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить игумению Веру (Мореву) настоятельницей Макариево-Унженского женского монастыря г. Макарьева Костромской области, освободив ее от обязанностей настоятельницы Успенской Тетеринской женской пустыни Костромской епархии. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия об освобождении архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. ПОСТАНОВИЛИ: Освободить архимандрита Кирилла (Покровского) от должности настоятеля Благовещенского мужского монастыря г. Нижнего Новгорода. СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного Епископа Нижегородского и Арзамасского Георгия о преобразовании прихода собора в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г. Нижнего Новгорода в Крестовоздвиженский женский монастырь.

http://pravoslavie.ru/9367.html

Осенью 1937 г. в здании церкви был устроен склад зерна домнинского колхоза им. НКВД. Решением Ярославского облисполкома от 22 марта 1941 г. храм был официально закрыт. В конце 1942 г. колхозники Ярославской области собрали средства на строительство танковой колонны, которой было присвоено имя Ивана Сусанина. С 1941 г. прихожане Успенской церкви обращались в Президиум Верховного Совета РСФСР с просьбой о возвращении храма, рядом с которым погребен рус. народный герой Иван Сусанин. По распоряжению Президиума Верховного Совета РСФСР решением Ярославского облисполкома от 23 февраля 1943 г. здание церкви было передано общине. 15 августа 1944 года в Домнино был назначен священник. В середине 50-х годах XX века в часовне в деревне Деревеньки был сломан иконостас и устроен сенной склад, в 70-х годах XX века произведена внешняя реставрация часовни. Указом епископа Костромского и Галичского Александра (Могилёва) от 20 марта 1991 г. при Успенской церкви села Домнино было создано Успенское подворье Богоявленско-Анастасиина Костромского женского монастыря. В апреле 1991 г. подворью передали здание бывшей церковноприходской школы (в советское время в нем размещалась школа, к 1991 из-за отсутствия учеников она была закрыта и здание стояло заброшенным), в котором оборудованы келейные помещения. Тогда же местный совхоз передал сестрам 56 га земли; была построена ферма на 15 коров. 8 мая 1993 г. подворье посетил Святейший Патриарх Алексий II, отслужил заупокойную литию по Ивану Сусанину у часовни в Деревеньках и молебен в Успенском храме. 11 сентября 1994 г. близ Успенской цаеркви в ограде приходского кладбища был торжественно освящен деревянный крест, установленный на месте предполагаемого захоронения Сусанина. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года в Домнино был открыт женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев – царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. 5 июля 2004 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

2. Утвердить наместником обители иером.Филарета (Панку). – 1995, 5, 15. -------- 2861. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 25 марта 1991 года: 1. Благословить открытие в Ленинградской епархии Рождество-Богородицкого Коневского мужского монастыря. 2. Утвердить настоятелем обители архим.Назария (Лавриненко). – 1991, 6, 10. 2862. КОМАРОВ Е. Обитель преподобного Арсения. – 1991, 11, 20. 2863. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 1999 года: Освободить архим. Назария (Лавриненко) от временного и. о. настоятеля монастыря и назначить на эту должность иером.Мстислава (Дячину) с возложением наперсного креста. – 1999, 8, 9. -------- 2863. БОГАЧЕНКО И., прот. В Свято- Троицком Корецком монастыре. – 1987, 10, 31. 2864. ЕГО ЖЕ. В Свято-Троицком Корецком монастыре. – 1988, 2, 18. 2865. В МОЛИТВЕ и труде. – 1988, 6, 38. 2866. БОГАЧЕНКО И., прот. Праздничные дни в Корецком монастыре. 1988, 7, 31. 2867. ЕГО ЖЕ. В Свято-Корецком монастыре. – 1988, 11, 18. 2868. ЕГО ЖЕ. Юбилейные торжества в Корецком монастыре. – 1989, 2, 19. 2869. ЕГО ЖЕ. В Корецком Свято-Троицком монастыре. – 1989, 4, 18. 2870. КОРЕЦКИЙ Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь. – 1990, 6, 18. -------- 2871. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 7 марта 2000 года: 1. Благословить открытие Корнилие-Палеостровского мужского монастыря на Онежском озере. 2. Утвердить иером. Вениамина (Тамразова) наместником обители. – 2000, 4, 22. -------- 2872. ОПЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 16, 19, 20 июля 1990 года: Благословить открытие Костромского Богоявленско-Анастасьинского женского монастыря. – 1990, 10, 5. 2873. КОМАРОВ Е. Первая служба в обители. – 1991, 5, 29. 2874. КИРЬЯНОВА О. Костромской Богоявленско-Анастасиин монастырь. – 1996, 11, 52. -------- 2875. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 13 ноября 1989 года: Утвердить настоятельницей Покровского Красногорского женского монастыря Киевской епархии монахиню Агнию (Меняйло) с возведением в игуменское достоинство в связи со смертью игумении Иларии. – 1990, 2, 4. 2876. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1989 года:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Монастырь был закрыт. Городские власти в течение 16 лет продавали кирпич из развалин для строительства частных зданий, щебень же отдавали бесплатно – для мощения улиц. Были разобраны Сретенская и Трехсвятительская церкви, паперти Богоявленского собора, звонница, почти все жилые и хозяйственные постройки, часть стен. К 1864 году монастырь перестал существовать. Только Богоявленский собор не был разобран, поскольку еще император Николай Павлович повелел сохранить его как памятник древности. В 1863 году игуменья Мария, вступившая в управление женским Анастасииным Крестовоздвиженским монастырем, подала прошение о передаче ей бывшего Богоявленского монастыря с условием его восстановления. Монастырь становится девичьим, и к прежнему названию добавилось слово Анастасиин. «Анастасия» – с древнегреческого означает воскресение. Именно воскрешенным, а не просто обновившимся становится монастырь, и воскресение это связано с новым его расцветом. Возрождая монастырь, игуменья Мария отстроила его заново. Прежде всего она позаботилась о расширении Богоявленского собора. К нему были сделаны три новые пристройки – с западной, южной и северной сторон, сам же древний собор был превращен в алтарь. Просторный, обновленный, с большим вкусом украшенный, собор был торжественно освящен 28 декабря 1869 года. Позднее его новые стены были расписаны и внутри и снаружи. Обновлена была усыпальница под алтарем, устроена каменная галерея, соединившая собор со святыми вратами под колокольней. В 1867 году в усыпальнице была устроена небольшая церковь во имя святого великомученика Никиты и преподобного Сергия Радонежского. Возрожден был и Никольский храм. Была восстановлена почти полностью местами разрушенная монастырская стена. Западная башня над святыми вратами была перестроена в звонницу. После пожара 1847 года чудотворная Смоленская икона Божией Матери вновь дивным образом сохранилась без повреждения, хотя сама Смоленская церковь и выгорела дотла. После этого почитание святыни еще более усилилось. После пожара Смоленская церковь была возобновлена и значительно перестроена в 1892 году. В 1871 году к уцелевшему остатку стены с древним изображением лика святителя Николая, особо почитаемого, была пристроена деревянная часовня, замененная в 1892 году каменной.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

5) Водосвященая серебреная местами вызолоченная чаша с надписью по обводу: «На Кострому вдом Пречистыи Богородицы Риз положения Настасейново девич Монастыря приложила сию чашу Минина жена Кирилловича Грязева вдова Олена Ивановна». 6) Серебряный вызолоченый напрестольный Крест с частицами Св. мощей и надписью: «влет ___ году месяца Марта в s ден построился сей святый крест во обител воздвижения честна Креста иже на Костроме тщанием тояж обители игумении Екатерины с сестрами». 7) На другом же серебреном Кресте: «зделан сей честный и животворящий крест 1764 году Костромскаго Крестовоздвиженскаго Девичья Монастыря при Игуменье Акилине месяца Сентемврия 18 Числа. http://kostromka.ru/kostroma/sight/monastery.php Крестовоздвиженский Монастырь с древних времен был мужеским. Но в 1681 году обращен в женский по таковому случаю: в 1679 году, Июля 12 дня, город Кострома погорел, в том числе сгорели и кельи, бывшия подле Успенскаго Собора, безпоместных сорока Монахинь питавшихся подаянием от Богомольцев, приходивших на поклонение к Чудотворному Образу Божия Матери Феодоровския. Сии монахини просили Государя Царя и Великаго Князя Феодора Алексеевича и Святейшаго Патриарха Иоакима о помещении их жительством в Крестовоздвиженском Монастыре и о выведении из онаго Архимандрита с братиею, коей числом было только четыре человека в другия Монастыри. На что от Патриарха Иоакима и последовала в 1681 году соизволительная граммата. Архимандрит с братиею переведен в Костромской Богоявленский Монастырь, а в Крестовоздвиженский помещены монахини с полным правом владения прежними отчинами и землями. Первою Игуменьею поставлена из Московскаго Вознесенскаго девичъяго Монастыря старица Каптелина. За сим Монастырем до штатов состояло отчиною крестьян 688 человек. Годовых отчинных доходов деньгами 400 рублев, хлебом 300 четвертей. В сем Монастыре по описи того времени (1772 г.) значились: 1) Крестовоздвиженская каменная Церковь с таковым же приделом Алексия человека Божия, ветха; 2) Введенская каменная Церковь, очень ветха;

http://sobory.ru/article/?object=41246

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010