Со временем епархии возвратили здания соборов в районных центрах: в 1988 г.- Успенский собор в Кологриве, в 2002 г.- Тихвинский (Александро-Невский) собор в Макарьеве, в 2004 г.- Благовещенский собор в Буе и Богородице-Рождественский собор в Солигаличе. В 90-х гг. начали восстанавливать старые и строить новые часовни. На 1 янв. 2003 г. в епархии было 23 часовни, на 1 янв. 2008 г.- 36, на 1 янв. 2010 г.- 45. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. В 1990 г. был возрожден Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь, в 1991 г.- Авраамиево-Городецкий муж. мон-рь, в 1992 г.- Пахомиево-Нерехтский жен. и Троицкий Ипатиевский мон-ри, в 1993 г.- Макариево-Унженский жен. мон-рь, в 1994 г.- Паисиев жен. мон-рь, в 1995 г.- Иаково-Железноборовский мужской мон-рь. Возникло и несколько новых обителей: Знаменский жен. мон-рь в Костроме, Успенская Тетеринская жен. пуст. (1993), Домнинский во имя св. Царственных страстотерпцев женский монастырь (2004). В ходе ремонта храмов были полностью восстановлены несколько разрушенных колоколен. В 1995-1996 гг. в Галиче отреставрировали шатровую колокольню ц. Василия Великого в Рыбной слободе, в 1995-2001 гг.- колокольню Знаменской ц. в Костроме, на рубеже XX и XXI вв.- 3-ярусную колокольню Никольской ц. в г. Мантурове, на которую в окт. 2003 г. подняли колокола. В нач. XXI в. в епархии заметно увеличилось количество храмов. В 1995 г. их насчитывалось 152, в 1998 г.- 159, в 2003 г.- 185. Наряду с восстановлением старых церквей строились новые. В 1989-2009 гг. появились 38 новых храмов, из них 21 приходский, 16 домовых и кладбищенский. В числе новых церквей - храм во имя свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, и всех новомучеников и исповедников Российских в Костроме, храм во имя прп. Тихона Лухского в г. Волгореченске, храм во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в пос. Сухоногово Костромского р-на, храм во имя свт. Спиридона Тримифунтского в г. Нее, деревянный Никольский храм в г. Шарье.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

Как в главном, так и в придельных храма устроены по два клироса. Амвоны в придельных храмах ограждены деревянными решетками, а в главном – железными. По сторонам храма и пол на четверть аршина возвышен и огражден деревянными решетками, а в западной – железными. У правой задней колонны устроено место для Настоятельницы монастыря. Для помещений ризницы устроены шкафы: два в западной части храма и два в алтаре Св. Троицы. Из притвора три деревянные двери ведут на паперть, которая представляет из себя открытую каменную площадку с четырьмя круглыми колоннами и 13 ступенями. Колокольню, по устроению соборного храма, предполагалось возвести над восточными вратами ограды, против кладбища. Но слабость грунта не позволила осуществить этот план. Тогда Игумениею Асенефою испрошено было в 1861 году позволение построить в северо-западной части ограды, где грунт тверже, ворота, чтобы над ними впоследствии устроить колокольню. Ворота и часть колокольни и были возведены Игумениею Асенефою. Преемница Игумении Асенефы Игумения Анна изменила первоначальный план колокольни в сторону приближения его к плану колокольни Богоявленского монастыря. Колокольня устроена в 1894 году и существует до настоящего времени. На колокольне – 8 колоколов. Самый большой в 299 пуд. 5 фун., 2-й в 153 пуда 29 фун., 3-й – 57 пуд. 5 фун., 4-й 29 пуд. 10 фун., 5-й – 12 пуд.. 6-й – 7 пуд. 23 фун., 7-й и 8-й малые без значения веса. В 1908 году в усадьбе Сокорово был устроен небольшой деревянный храм во имя Препод. Серафима Саровского Чудотворца, Игуменией Анастасией. Строительница храма желала через это дело и выразить свое благоговейное почитание новоявленного Угодника Божия и вместе с тем как бы приблизить его к обители, чтобы сестры, работая в полях, лугах и лесах, окружавших этот храм, не ослабевали в своих трудах и поддерживали в себе бодрость, вспоминая этого Святого, вся жизнь Которого была молитва и труд. В этом храме был поставлен иконостас, бывший в соборном храме, в пределе Св. Николая Чудотворца и убранный при Игумении Анне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К 1821 году недалеко от нового храма воздвигли каменную церковь, также Преображенскую, пятиглавую с трехъярусной колокольней, один из приделов которой посвящен преподобным Макарию Писемскому и Павлу Обнорскому. В " Статистическом описании соборов и церквей Костромской епархии " (1863 года) Макариева пустынь называется погостом с двумя церквами. В 1870 году на погосте имелось 4 дома, где проживал 21 человек, при погосте имелось церковноприходское училище. Ежегодно здесь проходила ярмарка. В XIX - начале XX веков небольшой погост на Письме являлся одним из наиболее почитаемых святых мест северо-запада Костромской губернии. Особое множество паломников стекалось дважды в год, в дни памяти преподобного - 10 января и 9 июня (по старому стилю; последняя дата - местночтимое празднование). Поклонившись святым мощам и приложившись к раке старца, паломники обычно проходили для утоления жажды и омовения к располагавшемуся вблизи храма колодцу, выкопанному, по преданию, самим основателем обители. В 1907 году деревянная церковь над мощами преподобного вновь сгорела, и к 1909 году на ее месте был выстроен новый деревянный шатровый храм. В советское время погост оставался единственным местом Костромской земли, где в действующем храме сохранялись мощи святого угодника Божия, доступные для поклонения верующих. В 1994 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о возобновлении Макариево- Писемского монастыря как женской обители. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 6 октября 1995 года первой настоятельницей возрожденного монастыря стала монахиня Ангелина (Травина), 31 октября 1996 года возведенная в сан игуменьи. 22 июня 2000 года Макариево-Писемский монастырь торжественно отметил 600-летие своего основания. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в обители около 30 сестер. Священнослужителем и духовником монастыря является игумен Михаил (Беляев) - уроженец Буйского района, участник Великой Отечественной войны, удостоенный одиннадцати правительственных наград и пострадавший за веру Христову: семь лет (с 1949 по 1956 годы) он провел в казахстанских и сибирских лагерях. В 1971 году он был рукоположен во священный сан архиепископом Костромским и Галичским Кассианом (Ярославским), 21 августа 1996 года принял в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе г. Костромы монашеский постриг, а 11 апреля 1997 года был возведен в сан игумена.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Информация с сайта Православные храмы Костромской губернии Домнинский во имя Святых Царственных Страстотерпцев женский монастырь, в с. Домнино Сусанинского р-на Костромской области, основан при храме в честь Успения Пресвятой Богородицы (XIX в.) с. Домнина, первоначально как подворье (с 1991) костромского Богоявленско-Анастасиина мон-ря, с 2004 г. как самостоятельный. Село Домнино связано с событиями Смутного времени нач. XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях И. Сусаниным. В XVI в. оно являлось центром вотчины дворян Шестовых. В кон. XVI в., когда Ксения Ивановна Шестова (Марфа (Романова)) вышла замуж за боярина Федора Никитича Романова (Филарет (Романов), патриарх Московский), вотчина была дана ей в приданое. Согласно писцовым книгам, на рубеже XVI и XVII вв. в Домнине находился боярский двор (усадьба) с шатровым деревянным храмом в честь Воскресения Христова. По-видимому, до восшествия на престол Домнино неоднократно посещал сын Ксении Ивановны и Федора Никитича Михаил Феодорович - 1-й царь из династии Романовых. 17-20 сент. 1619 г., уже будучи царем, Михаил Феодорович вместе с матерью заезжал в Домнино во время благодарственного паломничества в Макариев Унженский мон-рь в связи с возвращением из польск. плена своего отца. Возможно, тогда же в подклет Воскресенского храма были перезахоронены останки Сусанина. После кончины инокини Марфы (1631) согласно ее завещанию, Домнино и вся вотчина были пожалованы Новоспасскому московскому мон-рю (месту погребения Романовых), где была похоронена и инокиня Марфа. Во владении Новоспасской обители Домнино оставалось до реформы 1764 г., после чего жители села стали гос. крестьянами. В 1810-1817 гг. рядом с Воскресенской церковью по благословению Костромского еп. Евгения (Романова) была построена каменная 5-главая Успенская церковь с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Тихвинской иконы Божией Матери. По преданию, храм возведен на месте усадьбы К. И. Шестовой. На вост. стене в церкви сохранилась памятная доска 1-й пол. XIX в. с надписью: «Во славу Бога храм сей благословил построить Епископ Евгений 1809 года января 16 при иерее Данииле Иванове. Освящен при сыне его протоиерее Алексее 1818 мая 9 и 1827 ноября 30. Сооружен прихожанами на месте дома Ксении Ивановны Шестовой, матери царя Михаила Феодоровича». В 1831 г. обветшавший деревянный Воскресенский храм был разобран, иконы переданы в Успенскую церковь. Среди святынь особым почитанием у прихожан пользовались иконы Воскресения Христова и Казанской Божией Матери.

http://sobory.ru/article/?object=04253

Освящены они в Сентябре месяце 1852 года, 18 и 19 числе Преосвященным Павлом, при стечении многочисленнейшаго народа из всех сословий, в первый день много утешеннаго назидательным поучением Архипастыря. Иконостасы в них столярные, резанье высокой и красивой работы, деланы Костромским мещанином Федором Яковлевым Дурляниным за 1500 рублей. Из святых икон многия искусно украшены мастерством обшежительных сестр. Все устроение приделов, со стенным росписанием настоящей Ризположенской Церкви и сделанием в ней красивых хоров для клирошанок, стало более 10 тысяч рублей. В 1832 году Сентября 14 дня, во время вечерняго пения, случился большой пожар у близ живущаго купца Крючкова, от коего сгорели в Монастыре: деревянная ограда, старыя деревянныя Игуменския кельи, прежде бывшия Архиерейския, 12 келей монахинских, скотной двор с сеновалами и погребами. Что самое и побудило в том же году строить каменную ограду, которая и кончена кладкою в следующем 1833 году, вышиною в 1 аршин, а длиною на 45 саженях. Потом вскоре построены вновь близ Сульских ворот: деревянный корпус на 11 саженях для золотошвеек, деревянныя ж прачешныя, катальная, красильная, ткацкая и сторожевая, а за оградою на Суле скотный двор с сеновалами и погребами. За все плачено денег 11968 рублей. За сим предположено устроить больничныя кельи при Сретенской Церкви, для чего уже и выведен каменный фундамент. И так введение общежития очевидно много содействовало, при благотворительности добрых граждан Костромских, ко внутреннему и внешнему благоустроению обители. Ныне в сем Монастыре пространства от восточных Святых ворот до западной стены 18 сажень, от южных съезжих до северных Сульских ворот 64 сажени, вокруг же всей ограды 312 сажен. Из древних прикладов, доселе на лице находящихся, достойны замечания следующия: 1) Святое Евангелие в поллиста на Александрийской бумаге, обложенное малиновым рытым бархатом, с надписью на листах: «Сию книгу пожаловал Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всеа русии на Кострому вмонастырь внастасеин девичь лета ___ (1655) Апреля т ден а подписал сию книгу приказу болшого двора подячей Любимасманов». 2) На серебреном потире вычеканено: «Лета ___ (1655) Государь Царь и великий Князь Михаило Федорович всея русии пожаловал на Кострому настасеина девича Монастыря вцрковь сосуды серебреные». 3) Серебреное позлащенное кадило, на коем надпись: «Лето ___ (1658) Месяца Майя сие кадило Воздвиженскаго Монастыря построено при Архимарите Филарите трудихъся о сем аз грешный». 4) Евангелие печатанное 1663 года на листах онаго: «Лета ___ (1681) году Августа в к д Костромскаго Богоявленского Монастыря Архимандрит Павел приложил сию книгу Евангелие напрестолное вноводевичь воздвиженский Монастырь что вкремле города по родителех своих при Игумении Пелагее Немцове с сестрами а подписал сию книгу Евангелие напрестолное Богоявленскаго Монастыря по приказу Архимандрита Павла того ж Монастыря слушка Данилко Иванов.

http://sobory.ru/article/?object=41246

В сем соборе место царское деревянное, не вызолоченное, на коем, говорят, избран Царь Михаил Феодорович, но оно, кажется, работы новейшей, и по немалой резьбе примечается, что в такое короткое время, как тогда обстоятельства требовали, сделано быть едва ли могло. Трапезная церковь не худа и не мала; строение и ограда каменные и окружностью будут около 400 сажень. Ризница Архиерейская, особливо новыми хорошими облачениями, довольна и содержится в порядке. Монастырь с одной стороны стоит по берегу реки Костромы, которая больше Москвы реки и впадает, с полверсты от дома, в Волгу; положение красивое и возвышенное; дом Архиерейский покоями доволен, коих будет до 30, и прочего здания каменного в нём немало; но выгод хозяйских имеет весьма немного. Преосвященный угощал нас обеденным столом; в 5-м часу ездили мы через Кострому, в шлюпке, в городской собор; соборная церковь с Ярославскою сходна фигурою, иконостас новый хороший; в нём образ, почитаемый чудотворным, Феодоровской Богородицы, где немало богомольцев бывает. Другой собор новый, зимний, пространен и хорош. Кроме сего, два монастыря в городе самом; первый Богоявленский, второго класса; в нём мы смотрели церковь, ризницу и строение: монастырь, ризница и здание посредственные, в положении невыгодном, ибо внутри жилья городского. Второй монастырь Крестовоздвиженский, женский, третьего класса. Церквей приходских, как сказывали 30, одна деревянная. Каменного строения нового, по плану, выстроено немало, особливо лавки не худо построены; весь город положением красив; расположен на берегу Волги. В Архиерейском доме переночевав, выехали из Костромы в Суздаль 23 числа, в 8 часов; через Волгу провожал Преосвященный и купечество до села Никольского, которое на полверсты от Волги. От Господина Генерал-Губернатора послан был Капитан-Исправник, проводить, чтобы не имели мы остановки в лошадях; дорога была очень хороша и не гориста до самого Суздаля, которая простирается до 170 вёрст, через село Ивановское. Расстоянием от Костромы 40 вёрст стоит Нерехта город, хотя небольшой, но порядочно по плану весь выстроен, деревянным строением, но порядочным; улицы прямые и сухие, и ибо песчаные, и церкви в нём, коих семь, все каменные, не худые: положение видное и красивое и окружности приятны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Игумения Анастасия с 29 апреля 1907 года, в мире Ольга Васильевна Смирнова, дочь чиновника города Ярославля. Отец её умер в молодых летах. Мать её осталась с нею и еще другой дочерью без всяких средств жизни и чтобы приобрести возможность содержать свою семью, отправилась в Петербург на курсы акушерства, детей же поручила наблюдению прислуги. Через два месяца приехала из Петербурга мать и не узнала своих детей: так истощены они были голодом. Дальнейшая жизнь сирот протекала в усадьбе, которою управляла их бабушка (со стороны матери), женщина очень строгая, взыскательная и даже жестокая, к которой они переселились со своей матерью после помянутого случая. Жизнь, полная невзгод и лишений, не могла быть привлекательной для девочек. Отрадными минутами в этот период жизни, по словам Игуменьи Анастасии, были поездки её к другой бабушке (со стороны отца), вдовы священника, женщины глубоко религиозной и доброй. Бабушка любила читать жития святых, а внучка слушать её чтение. После каждого чтения бабушка повторяла: «Вот как жили святые-то, не как мы грешные!» а внучка мечтала о том, как она будет спасаться, когда будет взрослой и долго решала трудный вопрос, где лучше достигнуть спасения: в монастыре, или же в лесу и пустыне. 9 лет девочка поступила в Ярославский «Екатерининский дом призрения ближнего», училась очень хорошо, но терпела много вследствие бедности. Решающее значение на выбор жизненного пути имело чтение жития Препод. Серафима Саровского . После этого чтения воспитанница Смирнова бесповоротно надумала уйти из мира. Осуществить же ей своё намерение суждено было не тотчас по окончании. Нужно было помочь матери и сестре в их содержании и для этого занять должность учительницы начальной земской школы. И только после устройства сестры замужеством она стала свободной и поступила в Костромской Богоявленский монастырь под руководство Игумении Марии. С 1884 – 1891 годы состояла учительницей в школе грамоты в Покровской пустынке, принадлежавшей этому монастырю. 1891 году переведена была в Галичский монастырь и была воспитательницей и учительницей девочек монастырского училища с 1893–1905 г., 1901 года 28 июня пострижена в монашество. По смерти Игумении Ангелины 1907 года 5 января сестрами монастыря была избрана начальницей. Преосвященный Тихон ходатайствовал за нее перед Св. Синодом и Св. Синод утвердил её в должности. 29 апреля того же года она была произведена в Игумении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 мая во время Божественной литургии в Троицком соборе Ипатиевского во имя Святой Троицы монастыря , на которой присутствовал имп. Николай II, она молилась в галерее собора. После окончания литургии игум. Досифея передала в дар царю икону. 20 мая утром она присутствовала в бывш. Костромском кремле на закладке монумента в честь 300-летия Дома Романовых. Во 2-й пол. дня, во время посещения Богоявленского Анастасиина жен. мон-ря имп. св. Александрой Феодоровной , игум. Досифея преподнесла ей подарок, изготовленный в обители. 29 мая 1913 г. М. Р. м. впервые посетили совершавшие поездку вниз по Волге на пароходе «Император Александр Благословенный» члены имп. фамилии: вел. кнг. Мария Павловна Старшая (1854-1920), вдова вел. кн. Владимира Александровича, президент Академии художеств, ее сын вел. кн. Борис Владимирович (1877-1943), вел. кнг. Мария Александровна (1853-1920), дочь имп. Александра II, и герцог Михаил Георгиевич Мекленбург-Стрелицкий (1863-1934). Вскоре после начала первой мировой войны, 25 авг. 1914 г., в мон-ре был открыт лазарет для раненых на 6 коек, содержавшийся за счет обители. Всего в 1914-1917 гг. в лазарете прошли лечение 87 раненых. 17 февр. 1915 г. духовенство 4-го округа по предложению благочинного Ширяева решило «в целях поднятия религиозного настроения среди местных жителей, желающих найти себе в настоящую тяжелую годину утешение в усердной молитве», провести большой крестный ход 26-28 мая 1915 г. из мон-ря до с. Шилекши (Костромские ЕВ. 1915. Отд. неофиц. 10. С. 183). Для участия в нем в Решму из Костромы прибыл епархиальный миссионер прот. Алексий Дьяконов. Утром 26 мая 1915 г. многолюдный крестный ход во главе с Ширяевым и Дьяконовым отправился из мон-ря. При пении монастырского хора его участники несли икону прп. Макария и Казанский образ Божией Матери. К ним присоединились крестные ходы из сел Пеньки, Зобнинское, Шилекша, Дебово и Берегово. Через 3 дня крестный ход завершился в мон-ре. 18-19 июня 1915 г. из М. Р. м. состоялся большой крестный ход в Казанский скит на р.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери прибывает во Владивосток 15 сентября 2007 г. 10:57 Российская святыня — чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы — в субботу прибывает спецрейсом во Владивосток из Южно-Сахалинска, сообщил РИА «Новости» сотрудник пресс-службы Владивостокской и Приморской епархии . «Ее доставят священнослужители из Костромской епархии . По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона останется в Приморском крае с 15 по 23 сентября в рамках дальневосточного крестного хода», — сказал собеседник агентства. По его словам, сразу по прибытии у трапа самолета пройдет молебен Пресвятой Богородице. Затем икона отправится в Свято-Никольский кафедральный собор, откуда в воскресенье начнется большой крестный ход до Покровского храма. Здесь икона останется до 20 сентября. «Оттуда она будет перевезена в Рождество-Богородицкий женский монастырь в село Линевичи, где состоятся торжества в честь праздника Рождества Богородицы. 21 сентября чудотворную реликвию встретят в Покровском храме Уссурийска, а в субботу она вернется во Владивосток», — сказал представитель епархии. В воскресенье, 23 сентября пройдут проводы иконы у железнодорожного вокзала Владивостока. Святыня отправится в вагоне-часовне в Хабаровск. «Эта икона — одна из самых известных в мире, наряду с иконами Божией Матери Владимирской, Тихвинской, Иерусалимской, Одигитрией Влахернской, о которых Священное Предание говорит, как о написанных апостолом и евангелистом Лукой», — сказал собеседник агентства. По его словам, эти пять святынь — уникальные шедевры ранневизантийской иконописи и находятся под защитой государства. При этом только Феодоровская икона может быть вывезена из места хранения — Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора Костромы. «Потому это событие можно рассматривать как уникальное явление в культурной жизни Дальнего Востока», — добавил собеседник агентства. Святыня издавна чтилась на Руси как покровительница семейного очага и подрастающего поколения. Она до 2001 года ни разу не покидала пределов костромской земли. РИА «Новости» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/295216.htm...

В 1919 г. мон-рь был закрыт, сестер выселили, последняя настоятельница игум. Сусанна (Мельникова; † 30-е гг. XX в.) эмигрировала в Польшу. В 1919 г. в строениях мон-ря находился т. н. Советский пос. 2, с кон. 20-х гг.- рабочий пос. Безбожник. В 1919 г. была закрыта Никольская («Салтыковская») ц., в 1920 г.- Смоленская ц. В соборе, ставшем приходским храмом, совершались богослужения. В 1918-1922 г. в нем служил протодиак. сщмч. Василий Разумов (расстрелян в 1937). Весной 1922 г., во время всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей , из мон-ря было вывезено серебряных изделий (окладов икон, лампад, священных сосудов) общим весом 28 пудов 28 фунтов (ок. 460 кг). В 1922 г. часть строений К. м. занял 1-й детгородок им. Октябрьской революции (в 1923 в нем находилось 150 детей от 8 до 17 лет). Детдом просуществовал здесь до кон. 20-х гг. XX в. В 1919 г. на базе хозяйства Назаретской пуст. был создан совхоз «Назаретский» (позднее переименованный в совхоз «Октябрьский»). В янв. 1922 г. в Богородице-Рождественском храме пустыни открылся совхозный клуб. В 1924 г. совхоз прекратил свое существование. В 1955 г. Богородице-Рождественскую ц. пустыни разобрали на кирпичи. В 1925 г. власти закрыли собор, в к-ром разместился Костромской губернский архив. В 1928 г. были разобраны крепостные стены и 3 башни (из полученного кирпича по бывшей линии стен построили 2 трехэтажных жилых дома), в 1935-1936 гг. разрушена Никольская («Салтыковская») ц. В 30-х гг. почти полному уничтожению подвергся и ансамбль бывш. Анастасиина мон-ря, территорию к-рого в 30-40-х гг. застроили многоэтажными жилыми домами. Игум. Сусанна (Мельникова). Фотография. 10-е гг. ХХ в. Игум. Сусанна (Мельникова). Фотография. 10-е гг. ХХ в. Почти 60 лет в соборе К. м. находился ГА Костромской обл., в авг. 1982 г. в результате пожара погибла значительная часть архива, был нанесен огромный ущерб зданию собора, в т. ч. фрескам XVII в. В 80-х гг. XX в. проводилась реставрация собора, в нем предполагалось открыть зал органной музыки.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010