Звонили до тех пор, пока не сбежались окрестные жители. Представителям новой власти тогда пришлось ретироваться. В 1919 году, уже не в действующей обители, сёстры, проживая при Смоленской церкви, ревностно продолжали выполнять монашеские правила и трудиться по монастырскому Уставу до 1924 года. В монастырских строениях быстро разместился рабочий посёлок, получивший официальное название в 1928 году " Безбожник " . Ещё, в 1919 году губернские власти пытались устроить в монастырском соборе школу для советских детишек. Но встали на защиту храма тогда многочисленные верующие. 21 февраля 1920 года Российская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины Наркомпроса запретили Костромскому губисполкому использовать здание Богоявленско-Анастасииного собора под школу, заявив тем самым, что собор является памятником " исключительного художественного и исторического значения " . 11 декабря 1925 года, постановлением президиума Костромского губисполкома здание собора было передано во владение Губернского архивного бюро, которое размещалось в соборном храме 60 лет, сначала как губернский, а затем областной архив. В 1936 году были разрушены Никольская церковь, уничтожено старинное кладбище, засыпан монастырский пруд. Территорию бывшего монастыря застроили сараями, их было 73. В 1982-м году местными несовершеннолетними жителями, жившими вокруг собора, был нанесён огромный ущерб коллекции документов областного архива и самому храму. От пламени пожара сильно пострадали кипарисовый иконостас и фрески Гурия Никитина и Силы Савина, а подклет собора был залит водой. Через 72 года, в 1990-м году, благодаря епископу Александру (Могилёву), ныне постоянному члену Священного Синода, Главе Митрополичьего округа в Республике Казахстан, было принято решение о возрождении Богоявленского женского монастыря. 20 июля 1990 года, по ходатайству Митрополита Александра, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II благословил открытие Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, для возрождения в нём монашеской жизни.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Кострома. Крестовоздвиженский Анастасин женский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не позже 1417. Год утраты:Не установлен. Адрес: г. Кострома, просп. Текстильщиков, 1В Координаты: 57.769107, 40.922182 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Крестовоздвиженский женский монастырь г. Костромы. Основание обители относится к концу XIV в. Монастырь упоминается в 1417 г. и называется Ризоположенским-Анастасьиным. В 1764 г. упразднен, но снова открыт в 1775 г. под названием Крестовоздвиженского-Анастасиина. В 1864 г. монахини переведены в Богоявленский монастырь. В монастыре осталось несколько монахинь, но монастырь в управлении у Богоявленского. Храмов два (постр. в конце XVII в.): 1) в честь Ризоположения Пресвятой Богородицы, с приделами: правым в честь Входа Господня в Иерусалим, левым - в честь Феодоровской иконы Божией Матери и Архистратига Михаила; 2) Сретенский, с приделом во имя Василия Великого. Ближайшие церкви: Христорождественская на Суле и Петропавловская. Храмы монастыря разрушены в середине 1930-х гг. http://www.old-churches.ru/ko_162.htm Костромский Крестовоздвиженский третьяго класса девичий, прежде бывший Анастасеин. Монастырь находится внутри города Костромы в Цареконстантиновской части, между гостиным двором и бывшим протоком Сулою. Начало его с полною вероятностию можно относить к четырнадцатому столетию по Р. X. В писцовых книгах Василья Вельяминова с товарищи 1596 и 1597 годов упоминается о граммате Великаго Князя Василья Дмитриевича, коею черные посадские люди, жившие в Брагиной улице на земле Анастасеина Монастыря подчинены были судом сему Монастырю, а к Наместнику судом не тянут. Сия граммата подтверждена была в 1437 году Великим Князем Василием Васильевичем Темным. Первая Церковь в сем Монастыре была во имя положения честныя Ризы Пресвятыя Богородицы, с приделом мученицы Анастасии; от чего он именовался до 1765 года Ризположенским Анастасеиным Монастырем. Из некоторых писменных сведений видно, что Анастасеии Монастырь был в уважении у народа, и что поступали в него для монашеской жизни из знатных и богатых фамилий дворянских. В старинной описной книге Ипатиевскаго Монастыря между прочим о вкладах значится: «что Ризположения Настасейнаго Монастыря Старица Вера Жуковская жена Кудрявцева приложила в вотчину в Костромском уезде в Минском стану половину деревни Елкутова да пустынь Долгушу ___ (1589)».

http://sobory.ru/article/?object=41246

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь: основан в 1426 г. как мужской, закрыт в нач. 1919 г., возрожден в 1991 г. как женский; святыни – Феодоровская икона Божией Матери и крест-мощевик с частицами мощей святых; при монастыре действуют приют для девочек и богадельня для престарелых им. Св. Марии Магдалины; настоятельница – игум. Иннокентия (Травина). Источник: сайт Православной газеты Точная дата основания его неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. Вел. кн. московским Василием I Димитриевичем, позволяют полагать, что монастырь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой женской обителью Костромского края. По предположению некоторых историков, его основательницей была княгиня Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра Вел. кн. Василия Димитриевича. Монастырь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. В сер. XVI в. монастырю покровительствовала Царица Анастасия Романовна. Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском уезде, пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. Анастасиин монастырь был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели. К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая церковь в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Женский монастырь Царственных Страстотерпцев Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Женская обитель, созданный в 2004 г. на основе подворья Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893. Содержание История [ править править код ] Село Домнино (ныне Сусанинского района) известно в истории России как вотчина Ксении Ивановны, урожденной Шестовой – в монашестве Марфы, матери первого царя из дома Романовых Михаила Феодоровича. Здесь в конце 1612 года совершил свой знаменитый патриотический подвиг домнинский крестьянин Иван Сусанин; некоторые историки полагают, что останки народного героя были погребены в подклете стоявшего здесь деревянного Воскресенского храма. В 1810-1817 годах рядом с обветшавшим Воскресенским храмом – на месте дома инокини Марфы – возвели каменную Успенскую церковь с приделами во имя святителя Николая и в честь Тихвинской иконы Божией Матери, пристроенными в 1827 году. Деревянный Воскресенский храм, окончательно пришедший в ветхость, разобрали в 1831 году. В 1879 году в Костроме было создано Александровское православное братство, ставившее своей целью благотворительную и просветительскую деятельность в местах Костромской земли, связанных с историей дома Романовых. В 1893 году братство построило в селе Домнино двухэтажное каменное здание церковно-приходской школы, а в 1913 году воздвигло памятную часовню на родине Ивана Сусанина в деревне Деревеньки. В ХХ веке Успенский храм села Домнино продолжал действовать, претерпев закрытие лишь с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм являлся подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Обитель зимой Село Домнино связано с событиями Смутного времени начале XVII в. и подвигом, совершенным в его окрестностях Иваном Сусаниным.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Богоявленско-анастасиин женский монастырь Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, д. 26. Богоявленский мужской монастырь, крупнейший в Костроме, был основан в день Богоявления Господня в 1426 году на реке Суде, неподалеку от центра города – костромского кремля. Его строителем и первым игуменом летопись называет преподобного Никиту – «сродника и ученика» преподобного Сергия Радонежского. До середины XVI b. все строения монастыря были деревянными. В 1559 году в обители торжественно заложили каменный Богоявленский собор. В течение шести лет ростовскими мастерами был возведен величественный храм. Его освящение состоялось в 1565 году (в начале XVII b. собор с трех сторон обнесли галереей, а с северной стороны пристроили придельный Никольский храм). Под собором находилась усыпальница. Вечное упокоение нашли в ней племянники Великого князя Василия II Темного – Иван, Андрей и Василий, погребены здесь именитые благотворители монастыря из фамилий бояр Салтыковых, Кафтыревых, князей Хованских… Тут же захоронены игумены и некоторые иноки монастыря. Все гробницы тщательно сохранялись, но в послереволюционные годы, после закрытия монастыря, они были уничтожены… На протяжении своей многовековой истории монастырь пережил и годы расцвета, и годы полного запустения. Грамоты, данные в разное время его настоятелям, показывают, что он пользовался покровительством и поддержкой и великих князей и государей наших. Любила посещать его первая супруга царя Иоанна Грозного – Анастасия. В конце декабря 1608 года, когда Кострома оказалась в руках польских интервентов, после осады и штурма монастырь был захвачен и разграблен. 11 его иноков приняли мученическую смерть. Имена этих героев сохранились до наших дней: Трифиллий, Макарий, Савватий, Афиноген, Варлаам, Иов, Кирилл, Дионисий, Максим, Иоасаф и Гурий. Память их 12 января. Их мощи, как и основателя монастыря – преподобного Никиты, покоятся в Усыпальнице собора. В начале XVII b. Богоявленский монастырь был известным и значительным в России, об этом говорит тот факт, что при избрании на царство Михаила Федоровича Романова в феврале 1613 года на Московском Земском Соборе присутствовал и подписался под избирательной грамотой в числе других выборных и настоятель этого монастыря игумен Арсений.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

переведен на настоящее его место; по штатам 1786 г. положен во 2-ой класс, а в 1789 г. переведен в здания упраздненного мужского Красногорского-Преображенского м-ря, что в 4 вер. от Золотоноши Полтавской губ., церковь же обращена в приход. “Ист. Росс. Иер.”, III, 393; IV, 519; Ратшин, 138; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 17; “Опис. монаст.”, 1817 г., 13; Евгений, “Опис. Киево-Софийс. собора и Киев. иерар.”, 161; “Паломник Киевский”, изд. 4, 83; Закревский, “Летоп. и опис. гор. Киева”, 74, 172; “Путеш. по свят. мест. Русск.”, II, 92; Протоиер. Н. Думитрашко, “Ист. стат. очерк Красногор. Богослов. м-ря”, 14; А. М. Муравьев, “Киев и его святыни”, 1864 г., 88; И. М., “Паломн. Киев.”, 1849 г., 79; Н. Сементовский, “Киев, его свят., древн. и достоням.”, 1864 г., 55; “Указат. святыни и свящ. достопам. Киева”, 1867 г., 172; Строев, “Список иерар. и настоят. м-рей”, 29, 13; “Акты Зап. Р.”, V, 31 (Универсал 1652 г. о пожалов. сел Ходовичи и Кренич), 141 (Подтверд. универс. 1682 г. на влад. теми же селами; игум. Мелания); “Опис. докум. и дел архива св. Синода”, III, прилож., XXIX (реестр 1723 г. м-рей Киев. епархии); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1839 г., XXXII, 272 (обозр. древн. Русск. памятн.); 1848 г., XXIII, 427 (история м-ря). 68. Богоявленский , женский, ныне приходская церковь в гор. Чебоксарах, Казанской губ. В 1838 г. повелено взамен упраздняемой Спасо-Геронтиевой пустыни учредить при приходской Богоявленской церкви общежительный заштатный женский монастырь. Было ли приведено это повеление в действие, неизвестно, так как имя его в последующих описаниях нигде не упоминается. “Полн. Собр. закон.”, 1838 г., XIII, 11091. 69. Богоявленский , женский, приписной к Анастасиину м-рю; в губерн. гор. Костроме, в старину на посаде, ныне же в Константиновской части, по лицу улиц Власьевской, Богоявленской, Троицкой и Пятницкой. Основан около 1426 г. иноком Боровского м-ря Никитою, сродником и учеником преп. Сергия Радонежского. В 1764 г. положен во 2-м классе; с 1778 по 1809 г. в зданиях м-ря помещались присутственные места, а с 1814 по 1847 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Богоявленский мужской монастырь в Костроме основан в 1-й половине XV в. одним из учеников прп. Сергия Радонежского иноком Никитой, с 1764 г. второклассный, в 1863 г. стал женским Богоявленско-Анастасиным. Закрыт в 1918 г. В советское время монастырские постройки использовались под нужды областного архивохранилища, многие были разрушены. В 1991 г. Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии, сюда перенесли главную святыню Костромы — Федоровскую икону Божией Матери. Воскресенский мужской монастырь в Череповце основан во 2-й половине XIV в. учениками прп. Сергия Радонежского, упразднен в 1764 г. Спасо-Поликарпов монастырь в Брянске основан в 1-й половине XVII в. прп. Поликарпом Брянским († 1620/1621 г.), упразднен в 1764 г. Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове известен со 2-й половины XV в., с 1764 г. третьеклассный. Закрыт в 1926 г. В советское время на территории монастыря располагались музей, Дмитлаг, воинские части, склады, жилые помещения, различные учреждения. В 1993 г. началось возрождение монастыря. Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь (ныне село Борок Буйского района Костромской области) основан конце XIV в. прп. Иаковом Железноборовским († 1442 г.), в 1686 г. приписан к Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный. Закрыт в 1919 г. Вознесенский мужской монастырь (ныне село Вознесение Любимского района Ярославской области) основан в 1-й половине XVII в., упразднен в 1764 г. Троицкая (Ново-Троицкая) мужская пустынь Верхоценской волости на реке Цне Тамбовского уезда основана в начале 1630-х гг. монахом Нифантом, в 1674 г. приписана к московскому Чудову монастырю. Мамонтовская Свято-Никольская мужская пустынь (ныне село Мамонтово Моршанского района Тамбовской области), основана в 1-й половине XVII в., с начала ХХ в. женский монастырь, в 1924 г. закрыта. Свято-Троицкий Макариев Желтоводский женский монастырь (ныне поселок Макарьево Лысковского района Нижегородской области), основан в XV в. прп. Макарием Желтоводским и Унженским († 1444 г.), с 1764 г. второклассный. Закрыт в начале 1920-х гг. В советское время на территории обители располагались детский дом, эвакуационный лагерь, хранилища зверотехникума. В 1991 г. возрожден.

http://sedmitza.ru/lib/text/4109389/

Баженов И.Костромской Богоявленский Анастасьинский девичий монастырь. Изд. 5. Кострома, 1913. С. 4– 5. О Богоявленском монастыре см.: Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Кострома, 2004; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 100–141; Зонтиков Н. А. Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь//Православная энциклопедия. Т. 38. М., 2015. С. 342–346. РНБ. ОЛДП. О.125. Краткая характеристика этого источника содержится в статье: Алексеев А. И. Вкладная книга Костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей Российской национальной библиотеки//Шестнадцатые Загребинские чтения. Сборник статей по итогам ежегодной научной конференции (Санкт-Петербург, 6–7 октября 2021 г.). СПб., 2022. С. 143–150. Арсений занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1603—1618 гг. ( Строев П. М.Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 854). Иов занимал пост игумена Богоявленского монастыря в 1722—1739 гг. (Там же. Стб. 855). РНБ. ОЛДП. О.125. Л. 69. Там же. Л. 69. Там же. Л. 92 об. Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. — ревнители благочестия//Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) . T. 43. Л., 1990. C. 64; Морохин А. В.К вопросу о времени обновления Макарьевского Желтоводского монастыря//Творцы и герои. Источники и исследования по нижегородской истории. Н. Новгород, 2012. С. 64—66. Алексеев А. И. Древнейший синодик Макариева Унженского Троицкого монастыря//Вестник церковной истории. 2007. 4(8). С. 19—34. Антонов А. В. К начальной истории нижегородского ополчения// Антонов А. В.Историко-археографические исследования: Россия XV — начала XVII века. М., 2013. С. 84—286. РНБ. ОЛДП. О. 125. Л. 93 об. Там же. Л. 143. О землевладении Салтыковых см.: Павлов А. П. Думные и комнатные люди царя Михаила Романова: Просопографическое исследование. Т. 2. СПб., 2018. С. 266—276. Михаил Михайлович КривойСалтыков, в иночестве Мисаил († 1608 г.), окольничий в 1598—1608 гг.

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Колокольня Богоявленско-Анастасиина мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Колокольня Богоявленско-Анастасиина мон-ря. Фотография. Нач. ХХ в. Особый период в истории мон-ря начался в 1814 г., когда в его стенах разместилась Костромская ДС, из-за пожара лишившаяся своих помещений в бывш. Спасо-Запрудненском мон-ре. С этого времени ректоры семинарии одновременно являлись и настоятелями мон-ря. Учебные, жилые и хозяйственные помещения Костромской ДС заняли большую часть обители. Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц. стала семинарским храмом. Среди ректоров - настоятелей мон-ря был ряд видных деятелей РПЦ, в т. ч. архим. Макарий (Глухарёв ; в 1821-1824). По его инициативе юго-зап. башня мон-ря с чудотворным Смоленским образом в 1824 г. была перестроена в 2-этажную ц. Смоленской иконы Божией Матери (фреска с чудотворным образом оказалась внутри церкви). В 1837-1839 гг. семинарию и мон-рь возглавлял архим. Платон (Городецкий ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий). Наиболее выдающиеся выпускники семинарии периода ее пребывания в мон-ре: митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) , еп. Порфирий (Успенский) , костромской церковный историк, дядя драматурга А. Н. Островского, прот. П. Ф. Островский, прот. А. В. Горский и др. 6 сент. 1847 г. во время пожара сгорела большая часть Костромы, храмы (за исключением уцелевшей Смоленской ц.) и строения мон-ря превратились в развалины. На восстановление К. м. требовались огромные средства. В результате Костромская ДС была выведена из обители, мон-рь по определению Синода от 5 дек. 1847 г. был упразднен, братия переведена в Богородицко-Игрицкий в честь Смоленской иконы Божией Матери монастырь близ Костромы. В 1848 г. на месте бывш. монастыря решили построить новое большое здание семинарии. С этой целью в 1853-1861 гг. были разобраны или взорваны столпообразная звонница, Сретенская (бывш. Трехсвятительская) ц., значительная часть крепостных стен и 3 башни. Началось разрушение и Богоявленского собора: уже были разобраны окружающие его галереи и Никольский придел. Протесты костромичей и личное вмешательство посетившего Кострому в 1863 г. наследника престола Николая Александровича (впосл. имп. Николай II) спасли постройки мон-ря от полного уничтожения.

http://pravenc.ru/text/2458881.html

Кострома. Богоявленско-Анастасьинский женский монастырь. Кафедральный собор Богоявления Господня и Анастасии Римляныни. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Главным сооружением ансамбля является Богоявленский собор 26 Е), состоящий из “старой” и “новой” частей. В 1982 г. в соборе произошел пожар, практически полностью уничтоживший сохранявшуюся в нем стенопись. В 1985-1991 гг. здание реставрировано КСНРПМ (арх. А.П. Чернов). “Старый” собор — прекрасный образец монастырского строительства середины XVI в., созданный руками ростовских мастеров и отличающийся монументальностью и внушительностью своих форм. Это характерное для того времени крестовокупольное здание, четырехстолпное, пятиглавое и трехапсидное, поставленное на высокий подклет. Его крупный двусветный четверик, первоначально с позакомарным покрытием, венчают луковичные главы на больших цилиндрических световых барабанах. Мощь форм собора особенно наглядно ощущается с востока, где выступают могучие полукружия апсид, разделенные прямоугольными колонками. Широкие лопатки членят фасады собора на три прясла, видимые из-за пристроек лишь в своей верхней части и завершенные килевидными закомарами. Антаблемент, раскрепованный на лопатках, отделяет закомары от стен. В их средних пряслах, внутри пристроек с юга и севера, сохранились перспективные порталы с белокаменными деталями; прежние окна заложены или растесаны. Барабаны глав украшены аркатурой на колонках и поясом городков под карнизом. В интерьере собора мощные крестообразные столбы широко расставлены и поддерживают при помощи подпружных арок между ними и стенами коробовые своды рукавов креста. Паруса обеспечивают переход к барабанам над средней и угловыми ячейками с восемью окнами у среднего и четырьмя — у боковых; основные подпружные арки повышены по отношению к сводам. Полностью открытые в храм апсиды, в южной из которых помещался придел Успения, перекрыты коробовыми сводами с конхами. Внутристенная лестница в южной стене ведет на своды. В сводчатом подклете находилась усыпальница с надгробиями XVI-XVIII вв., в которой похоронены бояре Салтыковы, князь И. Хованский с семейством, боярин А. Кафтырев, игумены Исайя и Герасим и др.

http://sobory.ru/article/?object=05164

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010