V. Ходатайство игуменьи Марии о восстановлении Богоявленского монастыря с перемещением в него Крестовоздвиженской женской обители В тот самый год, когда Богоявленский монастырь постигло великое несчастье, послужившее к закрытию его, поступила в Костромскую Крестовоздвиженскую обитель девица из Московских дворян София Димитриевна Давыдова (род. в 1822 г.). С 1856 г. бывшая в послушании надзирательницы монастырской больницы и затем в 1858 г. постриженная в монашество с именем Марии, она горячо принимала к сердцу заветные желания Костромских граждан и свое расположение к запустевшему Богоявленскому монастырю уже успела обнаружить первоначально в том, что не без её влияния возникло ходатайство о возобновлении Богоявленского собора; после неожиданно неудачного исхода этого дела, было при её содействии, по крайней мере, приостановлено разрушение его. Возведенная 3 февраля 1863 г. в сан игуменьи Крестовоздвиженского-Анастасиина монастыря, горевшая пламенным желанием послужить всеми силами благому делу восстановления Богоявленской обители, мать Мария не без долгих дум и тревог вознамерилась принять предложение епископа Платона относительно возбуждения нового ходатайства о передаче в её заведование полуразрушенного монастыря с переименованием его в женский и переведением в него инокинь Анастасиина монастыря. Справедливость требует сказать, что подобное предложение в свое время делали еще игум. Платониде 31 преосвященные Леонид и за ним Платон; но последняя по старости и болезненному состоянию решительно отклонила от себя это дело, видимо избегая великих хлопот и затруднений, с которыми приходилось неизбежно встретиться при восстановлении Богоявленского монастыря. После того как игум. Платонида отказалась от своей должности (в начале 1863 г.), и жребий избрания пал на инокиню Марию Давыдову, в лице этой мудрой и чрезвычайно деятельной настоятельницы Промысл указал благопотребное орудие в деле восстановления упраздненной Богоявленской обители и соборного храма в ней. Вступивши в управление Крестовоздвиженским-Анастасииным монастырем, матушка Мария уже при приеме его не могла не усмотреть, что он требует значительных издержек для приведения его в благоустройство во внешнем отношении. С другой стороны, она не могла не принять к сведению недавние обстоятельства, могшие благоприятствовать восстановлению Богоявленского монастыря, в особенности же явно обнаруженное глубокое сочувствие этому великому подвигу Наследника Цесаревича, посетившего Кострому в 1863 г., и вот 2 июля 1863 года эта энергичная игуменья представила епископу Платону формальное прошение о перемещении девичьего монастыря в упраздненный Богоявленский под условием его восстановления, вместе с чем могла осуществиться и заветная её мысль о возобновлении запустевшего соборного храма. Мы представляем здесь буквальный текст этого знаменитого обстоятельного доклада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В результате петровских и екатерининских реформ монастырь пришёл в упадок. В 1814 г., когда в стенах обители была открыта духовная семинария, в монастыре осталось лишь около десятка монахов. Тогда как в семинарии училось 500-600 человек. Одним из ректоров семинарии был прп. Макарий (Глухарёв), будущий просветитель Алтая. Благодаря ему в 1824-1825 гг. юго-западная башня монастыря с написанной на ней в 1672 г. надвратной чудотворной Смоленской иконой Божией Матери была перестроена в Смоленскую церковь. Во время пожара 1847 г. народ со слезами молился в монастыре перед Смоленской иконой Божией Матери о спасении города. Но город сгорел. Смоленский храм остался едва ли не единственной постройкой монастыря, которая почти не пострадала. Монастырь Костромы закрыли. Были разрушены временем и разобраны людьми несколько башен и храмов (из башен сохранилась лишь одна, перестроенная в колокольню), намеревались разобрать и Богоявленский собор. Слава Богу, в 1863 г. было принято решение присоединить остатки обители к соседнему Анастасииному Крестовоздвиженскому женскому монастырю, основанному около 1400 г., возможно, дочерью Димитрия Донского Анастасией. (Имя Анастасия в названии монастыря принадлежит преподобномученице Анастасии Римляныне.) Звонница в обители, переделанная из башни (1860) Так образовался новый, Богоявленско-Анастасиин монастырь. Его игумении Марии (Давыдовой) и сёстрам обители предстоял тяжёлый труд по восстановлению. Средства собирали не только в Костромской губернии, но и далеко за её пределами. В 1869 г. к Богоявленскому собору был пристроен «новый собор» из красного кирпича. Старый собор теперь находится в алтарной части, а весь собор носит имя Богоявленско-Анастасииного. Отремонтировали и Никольскую церковь. Игумения Мария открыла в монастыре благотворительные заведения: училище для бедных девиц, первую в России лечебницу для селян и фельдшерские курсы. Во время русско-турецкой войны действовал лазарет для раненых воинов. Возобновили лазарет в Первую мировую (1914).

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме, основан в 1-й половине XV в., в 1744 г. преобразован в кафедру костромских архиереев, с 1835 г. первоклассный, закрыт в 1919 г. В советское время на территории монастыря располагался Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. В 2004 г. монастырские здания возвращены Церкви Богоявленско-Анастасиин (Богоявленский) монастырь в Костроме, основан учеником прп. Сергия Радонежского прп. Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове. В 1918 г. монастырь был закрыт, но Богоявленский собор действовал до 1924 г. 20 июля 1990 г. монастырь возрожден как Богоявленско-Анастасиин женский. Так в тексте. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6592, л. 337–337 об. Подлинник. Рукопись Дмитрий Геннадьевич Бурылин (1852–1924 гг.), иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер. Основатель музея, содержащего уникальные коллекции редкостей и древностей, являющегося одним из лучших провинциальных музеев России. Торжественное открытие музея состоялось 26 декабря 1914 г. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 2–2 об. Подлинник. Рукопись. Подпись неразборчива. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6773, л. 4–4 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 16–16 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 26–26 об. Подлинник. Рукопись. Там же, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 301–301 об. Подлинник. Машинопись на бланке. Пометы: Совершенно доверительно. Лично. 111381. Александр Павлович Мартынов (1875–1951? гг.), с1906 г. начальник Саратовского охранного отделения, с 1912 г. начальник Московского охранного отделения. ГА РФ, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 302–302 об. Заверенная копия. Машинопись. Пометы: Секретно. 296166. Литература   Августейшая паломница ее императорское высочество великая княгиня Елизавета Федоровна в Оптиной пустыни, Перми и Верхотурье. Нижний Новгород, 2010 Великая княгиня Елисавета Феодоровна и император Николай II: Документы и материалы (1884–1909 гг.). СПб., 2009 Вяткин В. В. Христовой Церкви свет благоуханный: Жизнеописание преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны. М., 2001

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

В издании содержится много статей, рассказывающих о православных монастырях. В их числе следует выделить публикации о таких знаменитых обителях Руси, как Корнилиев Комельский Введенский монастырь (основан в 1497 г., ныне не существует), Корнилиев Палеостровский монастырь ( Петрозаводской и Карельской епархии , возрожден в 2003 г.), Коряжемский Никольский монастырь (основан в 1535 г., возрожден в 1989 г.), Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь (основан в XIV в.), Краснохолмский Антониев монастырь ( Тверской митрополии , основан в 1461 г.), Кременецкий Богоявленский женский монастырь (основан в 1636 г.). Статья «Красный монастырь» повествует об одном из древнейших монастырей мира, основанном в Египте в IV в. и продолжающем свое существование и в наше время. Статья «Крестовый монастырь в Иерусалиме» рассказывает о древнем грузинском монастыре (ныне — в юрисдикции Иерусалимского Патриархата), основанном, по преданию, на месте, где произрастало древо, из которого был сделан Крест Господень. Обитель также связана с памятью о великом грузинском поэте Шота Руставели. Из статьи «Корсунская икона Божией Матери» читатель может узнать о группе древнерусских икон, связанных между собой не столько иконографической традицией, сколько преданием об их древнем происхождении из крымского Херсонеса и связи с событиями Крещения Руси. Обращают на себя внимание такие статьи, как «Крестопоклонная неделя» и «Крестное целование». Обширный материал в 38-м томе посвящен Крестовым походам и их влиянию на религиозную жизнь Ближнего Востока, Византии и Западной Европы в XI-XIII вв. Большой интерес представляет статья «Криптохристиане», рассказывающая о малоизвестном явлении религиозной жизни, характерном преимущественно для стран исламского мира. Новый том «Православной энциклопедии» также представляет статьи «Кремль» и «Крепость». Всем интересующимся вопросами церковного права будут интересны статьи «Кормчая книга», рассказывающая о формировании славянского перевода Номоканона, и «Corpus iuris civilis», посвященная своду памятников законодательства императора Юстиниана I. К ним примыкает статья «Corpus iuris canonici», рассказывающая об официальном своде канонического права Римско-Католической Церкви, изданном Папой Римским Григорием XIII в 1582 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4187799.ht...

Документальные выписки о Богоявленском монастыре из исторических книг 1879 и 1895 годов. Святыни монастыря: чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы; чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери; святые мощи преподобного Никиты Костромского (почивают под спудом в подклете Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора); святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского; крест-мощевик с частицами мощей 278 святых (из бывшего Богородицкого Игрицкого мужского монастыря); складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы (из Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря) Сайт «Костромская Епархия» Неотъемлемой частью архитектурного ансамбля Богоявленско-Анастасиина монастыря является Настоятельский, или Восточный корпус – кирпичное двухэтажное здание, имеющее в плане форму глаголя, протянувшееся с севера на юг, позади апсид Богоявленского собора. Главному фасаду соответствовало его короткое плечо, обращённое на юг. Вырази тельное по силуэту, оно имело с этой стороны размещённые по углам две башенные восьмигранные надстройки, увенчанные куполами. В левой, юго-западной части корпуса размещались нарядно оформленный зал – трапезная, и двусветная гостиная – место приёма наиболее почётных гостей (императоров, великих князей, церковных иерархов). Назначение юго-восточной части здания, также отмеченного купольной надстройкой, не вполне ясно. Скорее всего, здесь мог размещаться домовый храм. В центре южного крыла была парадная лестница, отмеченная на фасаде кирпичным гранёным тамбуром. Со стороны западного фасада прежде существовал воздушный переход в северную галерею Богоявленского собора. Настоятельский корпус построен в 1867–1871 гг. Переданный после революции под жильё рабочих текстильщиков, обезображенный снаружи и внутри, он лишился угловых башенных надстроек и тамбура на южном фасаде. http://kostromka.ru/architecture/vasiliev/55.php 1918-й год выдался для монастыря очень трудным. Так, 12 июля 1918 года сёстры Богоявленской обители при виде красноармейцев, подошедших к стенам монастыря, ударили в набат во все колокола монастырской звонницы.

http://sobory.ru/article/?object=00152

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ [Анастасиин Ризоположенский, Анастасиин Крестовоздвиженский, Анастасиин Богоявленский], в Костроме. Точная дата основания неизвестна, но упоминания в сотной выписи (выписках из писцовой книги) 1596/97 г. несудимой грамоты, данной мон-рю в 1417 г. вел. кн. московским Василием I Димитриевичем , позволяют полагать, что мон-рь возник на рубеже XIV-XV вв., став первой жен. обителью Костромского края. По предположению нек-рых историков, его основательницей была кнг. Анастасия Димитриевна, дочь св. блгв. кн. Димитрия Донского и сестра вел. кн. Василия Димитриевича. Мон-рь находился на левом берегу р. Сулы (левый приток Волги), близ Костромского кремля. Первоначально именовался Анастасииным Ризоположенским - по главному храму, освященному в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. Анастасиин жен. мон-рь. Кострома Анастасиин жен. мон-рь. Кострома В сер. XVI в. мон-рю покровительствовала царица Анастасия Романовна . Мон-рь обладал рядом вотчин в Костромском у., пожалованных, как сказано в грамоте царя Михаила Феодоровича 1623 г., «прежними государями». В их числе были Гашеева слободка на окраине Костромы, сельцо Ильинское, 7 деревень, 2 починка и 2 пустоши в Сущёве стане, деревня в Андомском стане. В дек. 1608 г. А. м. был разорен польск. войсками, вотчинные и тарханные грамоты сгорели. К 1628 г. в обители «на посаде... на Суле» находились деревянные шатровый холодный храм в честь Положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне с приделами во имя прп. Михаила Малеина и мц. Анастасии, а также теплая ц. в честь Входа Господня в Иерусалим с приделом во имя вмц. Параскевы Пятницы; в 31 келье жили 50 сестер. Во 2-й пол. XVII в. деревянный Ризоположенский храм был разобран и на его месте построен одноименный каменный. В 1712 г. в связи с разборкой обветшавшей теплой церкви с юж. стороны Ризоположенского храма был пристроен теплый придел в честь Входа Господня в Иерусалим.

http://pravenc.ru/text/114784.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Потрясенный таксист. Реальная история о рождественском чуде 3 мин., 16.01.2018 Хочу рассказать историю, которая произошла со мной и моей подругой перед самым Рождеством 2008 года. Мы с Леной запланировали очень важную поездку в Москву и с ней были связаны очень большие надежды. В таких случаях мы обычно всегда старались получить благословение свыше, а именно посетить какую-то значимую святыню. Костромская земля очень богата на такие места, а Лена решительно хотела поехать именно в Богоявленско-Анастасиин женский монастырь, в котором находится одна из самых почитаемых икон Богородицы — «Феодоровская». Поклониться, помолиться, попросить у Нее помощи в будущих трудностях, и ведь на это у каждой из нас были свои веские причины, а впереди ждала неизвестность. Автобус по расписанию был в 8.30, вещи все уже давно собраны — времени достаточно, чтобы рано утром успеть заехать в монастырь. Но, к нашему сожалению, свободных такси не было. Никто из операторов не принимал заказы на ближайшие часы. Время ожидания около двух часов, а это нам уже совсем поздно. Мы были сильно расстроены, не очень-то гладко начиналось наше долгожданное путешествие... А ведь сколько душевных чаяний было у нас связано с этим отъездом, сколько треволнений. Сами на себя удивлялись и роптали: и зачем надо было на последний момент оставлять такое важное дело? Я продолжала машинально набирать номера местных такси, но везде одно и то же — глухой отказ. Минуты таяли, оставалось уже до автобуса совсем ничего. Лена затихла где-то в глубине квартиры. И вдруг в трубке на мой вопрос о свободной машине женский голос звонко ответил: — Секунду... Да, девушка, Ваш вызов принят, диктуйте номер дома и подъезда, машинку подадим в течение пяти минут. Куда поедете? Не веря сама своим ушам, я позвала Лену, мы вмиг оделись, схватили вещи, слетели по лестнице и выскочили на улицу. Такси уже стояло у подъезда. Мы закинули наши увесистые сумки в багажник, утрамбовались в салон и начали быстро объяснять водителю, что нам сперва нужно заехать на 20 минут в Богоявленский собор, а потом сразу на автовокзал.

http://foma.ru/potryasennyiy-taksist-rea...

Из книги: Игумения Иннокентия (Травина). История Богоявленского монастыря. - Кострома: Костромской Богоявленский монастырь, 2010 Крупнейший монастырский комплекс в центре города с замечательным собором 16 в., самым древним из сохранившихся ныне в Костроме памятников, и рядом интереснейших построек 17 и 19 вв. занимает целый квартал между улицами Симановского, Комсомольской, Козуева и Пятницкой. Основан в 1420-х гг. на посаде как мужская обитель старцем Никитою, учеником Сергия Радонежского. До сер. 16 в. все монастырские здания были деревянными. В 1559-1565 гг. построен каменный Богоявленский собор, среди ктиторов которого был князь В.А.. Старицкий. В период Смуты, в 1609 г., монастырь разграбили польско-литовские отряды, однако вскоре он был восстановлен и приступил к обширному каменному строительству, продолжавшемуся до конца столетия. В 1610-х гг. собор обстроен двухъярусными папертями-галереями с крыльцами и северным приделом Николы. В 1-й четв. 17 в. также сооружены церкви Трех Святителей и надвратная звонница с церковью Сергия Радонежского и трапезная палата. Пожары 1629 и 1646 гг. сильно повредили здания обители, но не приостановили строительство. В 1642-1648 гг. возвели окружавшие монастырь каменные стены с башнями, а затем настоятельский и братский корпуса келий, больничную и казенную палаты, гостиницу, хозяйственные постройки, погреба и пр. В 18 - 1-й пол. 19 в. наступает период упадка монастыря. Лишь в 1760 г. построена церковь Николая Чудотворца на средства Е.М. Салтыковой над могилой ее мужа, генерал-майора И.И. Салтыкова. В 1763 г. обитель упразднили и при учреждении в Костроме наместничества в 1778 г. все здания его (кроме собора) использованы под присутственные места, которые оставались здесь до 1809 г. В 1814 г. тут разместилась духовная семинария, при которой в 1824-1825 гг. сооружена Смоленская церковь при Больничных палатах. После сильного пожара в городе в 1847 г. многие здания обители 17 в. разобрали. Возобновили обитель уже в 1860-х гг. как женскую Богоявленско-Анастасиину после перевода сюда монахинь соседнего упраздненного монастыря, в связи с чем возобновилось и довольно интенсивное каменное строительство.

http://sobory.ru/article/?object=00152

В 1895 году Иркутский потомственный почетный гражданин И.М. Сибиряков пожертвовал в пользу Угличского Богоявленского женского монастыря значительный капитал. По удовлетворении всех монастырских нужд явилась возможность, с согласия г. Сибирякова, отчислить из его жертвы 6500 рублей на строительство при монастыре церковно-приходской школы». В настоящее время в двух церквах бывшего Богоявленского монастыря уже начались службы. Эти храмы освящены в честь Смоленской и Феодоровской икон Божией Матери. Стоит вопрос о возвращении Богоявленского собора. Сохранились и другие здания обители, но используются они пока не по назначению. Давно разорен Богоявленский монастырь. Не сохранился и храм во имя Святителя Иннокентия Иркутского, который был построен на монастырском подворье по просьбе Иннокентия Сибирякова в честь его небесного покровителя. Черные ветры революций, войн и народного бедствия пронеслись над Угличем, над всей русской землей… А нам, живущим на рубеже XX и XXI веков, Милосердный Господь дал застать пору возрождения. Смотрю на девочек подросткового возраста, вошедших в притвор. Оказывается, при Алексеевском женском монастыре действует приют для девочек, которые сейчас рядом с нами ждут своей очереди к исповеди. Одеты девочки нарядно, хотя и скромно. Ведут себя сдержанно, соответственно обстановке. И на сердце властно приходит чувство надежды на восстановление в России благочестивой жизни. Снова и снова взглядываю на икону Божией Матери «Свеща Неугасимая». Конечно, она напоминает образ Игуменьи Горы Афонской, но как печален образ Угличской Богоматери! Более того, Царица Небесная кажется мне не только по-особому кроткой, но словно обиженной и даже заплаканной. Эта икона вызвала во мне чувства сострадания и жаления, и с таким восприятием образа я вернулась в Петербург. Знакомясь с историей Углича, поняла причину, из-за которой иконописец изобразил лик Божией Матери именно таким. В уже упомянутом плаче о разорении Углича на полях рукописи значилось и такое свидетельство: «В оном же 1611 году при четвертом разорении города Углича, когда разорены быша собор и дворец, разграблен и опустошен малый Богоявленский девический женский монастырь… Сия содеяся в 20 день месяца марта в великую среду. Игумения Анастасия собра в монастырския церкви Богоявления Господня и Смоленския Богородицы всех сестер обители числом тридесять пять и с ними сошедшееся два ста чистых дев градских и шестьдесят дев чистых; вси бо моляху Господа и Его Пречистую Матерь о спасении своем; иереи же с церковными совершающе Божественную утреню. По разрушению крепостных врат… зазжена бысть стена и келлии и храмы загорешася. Нечестивии же имаху монастырская имения, и чистых дев и чистых жен и инокинь постниц оскверняху и побиваху; иереи Божии умроша лютою смертию, бяху пытаемы и посечены мечем, тако скончахуся. …Тако вси блаженнии страдальцы умроша и обитель сгоре…».

http://azbyka.ru/fiction/uzelki-na-pamya...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЯ ( 1609?),прмц. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых), игум. угличского в честь Богоявления жен. мон-ря . Сведения о ней содержатся в «Угличском летописце» (XVIII в.). В Смутное время при разорении Углича польско-литов. отрядами мон-рь был разрушен и сожжен, а его насельницы - 35 инокинь и с ними 2 иерея, 2 чтеца, 200 дев и 60 жен - замучены, их останки были погребены на Благовещенском погосте. До нач. XIX в. могила «убиенныя игумении с дружиною» находилась на Благовещенской ул., вблизи Благовещенской и Флоровской церквей. В 70-х гг. XIX в. могила А. оказалась во дворе одного из домов. Могила была обнесена палисадником, на ней стоял памятник из белого камня и крест, в к-рый была вставлена икона Божией Матери «Страстная» . Жители поддерживали горение лампады и обращались к игумении за помощью, существовала рукописная молитва А. Панихидная память А. отмечается 19 марта (вероятно, день убиения), 10 апр. и 22 дек. (дни тезоименитства), также в субботу мясопустную и 14 мая (общая панихидная память убиенных в Угличе в годы польско-литов. интервенции). В наст. время на территории Угличского кремля, где находился прежде Богоявленский мон-рь, установлен памятный крест. Ист.: Угличский летописец//Тр. ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 118; Угличский летописец/Под ред. А. А. Севастьяновой. Ярославль, 1996. С. 82. Лит.: Исмарагда, игум. Угличский Богоявленский женский монастырь. Ярославль, 1875. С. 2-3; Киссель Ф. Х. История города Углича. Углич, 19942. С. 336; Ярославский К. Исторические сведения о бывших и существующих Угличских монастырях с хронологическим перечнем начальствовавших лиц и с указателем источников и пособий для полного описания монастырей//Ярославские ЕВ. 1887. 24; Соловьев Л. Ф. Краткая история города Углича. СПб., 1895. С. 48; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Тверь, 1899. Вып. 9. Ч. 2. Май. С. 40-41; Никодим, архим. Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии//Ярославские ЕВ. 1903. 36. Ч. неофиц.

http://pravenc.ru/text/114922.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010