Успенский храм села Домнино был закрыт с 1937 по 1944 годы. С 1991 года храм является подворьем Богоявленско-Анастасииного женского монастыря; в здании бывшей церковно-приходской школы, переданном Костромской епархии, стали жить и трудиться сестры Богоявленско-Анастасииной обители. Священник Успенского храма села Домнино отец Александр с матушкой. Фото Владимира Ештокина В марте 2004 года в Домнине был открыт женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев — царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжон Ольги, Татианы, Марии и Анастасии.   Сусанино Отправляясь дальше, невозможно проехать мимо Сусанино, примечательного своим Воскресенским храмом. Свое современное название село получило в 1939 году, а прежде оно называлось Молвитино. Удивительно, но Сусанино-Молвитино также некоторым образом связано с царской фамилией: в 1866 году уроженец села О. И. Комиссаров спас Александра II от смерти во время покушения на него Дмитрия Каракозова. Сусанино. Церковь Воскресения Христова. Фото Владимира Ештокина В Сусанино лучше всего оказаться ранней весной. Найти церковь Воскресения Христова (сейчас в храме находится музей подвига Ивана Сусанина), обойти её с нужной стороны и посмотреть на церковь чуть-чуть со стороны и сверху. Если повезёт и всё совпадёт, то, возможно, вы увидите все как на знаменитой картине «Грачи прилетели»: белая колокольня и купола вдали, чуть ближе — деревенские крыши, талый снег, лужи, деревья с гнёздами и прилетевшие грачи. Местные жители с охотой расскажут вам, куда пойти и где лучше встать, чтобы увидеть церковь «как на картине». Трижды обойдя вокруг церкви, мы так и не смогли найти именно этот ракурс. Такое ощущение, что художник писал свою картину откуда-то сверху — или были установлены леса, или здесь был какой-то холм, следов которого обнаружить не удалось…   Макарьев От Костромы до Макарьева, где расположен Макарьево-Унженский монастырь, более 180 км. Макарьев встретил нас громкой музыкой и большим скоплением народа. Было солнечно и морозно. В городке проходили районные соревнования по бегу в валенках. По этому случаю на центральной площади организовали небольшой рынок и перекрыли движение. Выпив крепкого горячего чаю и поздравив победителей, мы смогли, наконец, попасть в монастырь. Макарьев. Соревнования по бегу в валенках. Фото Владимира Ештокина

http://foma.ru/kostroma-fotoputeshestvie...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Минский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. Нач. ХХ в. Находился в Минске. Основан в 1872 г. как первоклассный необщежительный. Располагался в зданиях бывшего жен. бенедиктинского мон-ря, закрытого в 1871 г. К XIX в. в бенедиктинской обители находились 2-башенный костел (1633), обращенный алтарем на юг, и пристроенный к зап. стороне нартекса кляштор, представлявший собой небольшой корпус, а также хозяйственные постройки ( Слюнькова. 2002. С. 188). Указом Синода в М. м. были переведены сестры Свято-Троицкого мон-ря (упразднен в 1872) с. Вольна Новогрудского у. Минской губ. и пинского Варваринского мон-ря. После 1872 г. башни костела были разобраны, к нему пристроена шатровая колокольня, над центральным нефом возведен барабан с большим куполом и 4 малыми куполами по бокам. 2 февр. 1874 г. в бывшем костеле был освящен престол в честь Преображения Господня с небольшим приделом на хорах во имя вмц. Варвары (1876). Иконостас для Преображенского собора пожертвовала настоятельница костромского Богоявленско-Анастасиина женского монастыря игум. Мария (Давыдова; 1822-1889). В 1892-1899 гг. собор был капитально перестроен в рус. стиле и 8 нояб. 1899 г. освящен Минским и Туровским еп. Михаилом (Темнорусовым) . Среди чтимых святынь в храме находились копия Толгской иконы Божией Матери, присланная из Ярославля, и частица мощей (кость руки) вмц. Варвары. В М. м. помимо каменного корпуса, в к-ром проживали настоятельница и сестры, имелись 3 деревянных флигеля. К кон. XIX в. на месте обветшавшего флигеля был построен одноэтажный каменный трапезный корпус, в 1894 г. вместо деревянной ограды - каменная. После открытия М. м. возглавляла бывшая настоятельница пинского Варваринского мон-ря Назарета (Томашевская). С 1874 г. игуменией М. м. была Михаила (Максимова; † 1891), из дворян Тульской губ., постриженица белёвского Крестовоздвиженского мон-ря; с 1882 г.- Аполлинария (Сергеева), из дворян Тверской губ.; с 1884 г.- Елисавета (Шутеева; † 1891); с 1892 г.- Корнилия (Кубенская), из дворян Вологодской губ. До 80-х гг. XIX в. в М. м. сестры из Вольнянского монастыря конфликтовали с насельницами, переехавшими из Варваринской обители, из-за чего игумении Михаила и Аполлинария были вынуждены удалиться на покой. К нач. XX в. в мон-ре проживали 32 монахини и 62 послушницы, к 1908 г.- 20 монахинь и 50 послушниц. Насельницы занимались подготовкой к крещению и переходу в Православие из старообрядчества женщин; мон-рь бесплатно предоставлял им жилье и питание. При М. м. действовали детский приют и школа грамоты, в к-рой обучались 12 девочек на монастырском содержании. Обучение длилось 4 года. Богатая монастырская б-ка была открыта для всех желающих.

http://pravenc.ru/text/2563288.html

В городском соборном храме во имя Благовещения Пресвятой Богородицы сохранилась древняя святыня – чудотворный образ свт. Николая. Согласно преданию, резной образ был выполнен в XIV в. мастерами из калужского города Перемышля. Ранее находился в деревянном Никольском храме; когда в 1812 г. храм сгорел, чтимый образ перенесли в Никольский придел Благовещенского собора. В 1544 г. повелением царя Иоанна Грозного, на юго-вост. окраине г. Боровска, на посаде был основан Христорождественский муж. монастырь (с 1651 г. – женский). В 1610 г. при нашествии Лжедмитрия II обитель была сжжена, но затем восстановлена. В 1764 г. ее упразднили, а в 1834 г. на этом месте выстроили новую ц. Рождества Христова. В 1930-е гг. храм был взорван, после войны на его месте построили среднюю школу 2. С 1633 по 1761 гг. в городе известен мужской монастырь Пресвятой Богородицы, что на Гноище. В 1826 г. на месте упраздненного монастыря была выстроена каменная ц. Успения Пресвятой Богородицы. Во время хрущевских гонений храм был взорван, сегодня на его месте – кинотеатр «Родина» БОРОВСКИЙ ВЫСОКО-ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ (ныне городское кладбище) Город Боровск. Часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. Расположен на высоком правом берегу р. Протвы. Впервые упоминается в 1410 г. Около 30 лет здесь подвизался прп. Пафнутий Боровский. Его духовный наставник прп. Никита в 1421 г. ушел на север, где им был основан Костромской Богоявленский монастырь, в котором он и погребен (с 1864 г. Богоявленско-Анастасиинский м-рь стал женским). В 1610 г. обитель была сожжена, в 1618 г. восстановлена и приписана к Пафнутьеву м-рю, а в 1764 г. упразднена. Существующий ныне Покровский храм в с. Высоком (сегодня часть г. Боровска) построен на рубеже XVII-XVIII вв. В XIX в. он был приписан к Крестовоздвиженской церкви Боровска (сохранилась в изуродованном виде). Не действующий. За алтарем находится отреставрированная часовня на могиле родителей прп. Пафнутия. Проезд : до ст. Балабаново Киевской ж/д (90 км), далее авт. до г. Боровска (17 км)

http://pravoslavie.ru/1905.html

Я вышел, было, на берег, намереваясь ехать в город, но не оказалось ни одного извозчика, потому я возвратился на пароход и волей-неволей должен был там переночевать. В среду, 29 числа, в восьмом часу утра, когда уже совершенно стало светло, мы втроем с моим келейником и отцом Дионисиев оставили пароход и пошли в Кострому прямо к Успенскому Собору в Кремле. Он древний, первоначально строенный в половине XIII века, но при Екатерине II сгорел и обновлен по ее повелению и на ее деньги. Он имеет ту особенность от всех наших церквей, что алтарями обращен на запад, а не на восток; думают, что этому причина та, что место явления иконы Феодоровской Божией Матери Костромскому князю в 1239 году, 16 августа, было к западу от города, а не к востоку: туда при построении храма и велел он обратить алтари. Икона чудотворная Феодоровской Божией Матери величиной в аршин в драгоценной золотой ризе, унизана жемчугами и богато украшена алмазами и разными дорогими каменьями; она поставлена высоко и чтобы приложиться нужно взойти четыре ступени. Прежде празднество этой иконы совершалось в 16 день августа, а со времени избрания на царство Михаила Романова, в 1613, совершается в день его избрания, то есть марта 14 дня. При моем приходе в соборе ранняя обедня была уже окончена, и я просил отслужить мне молебен с акафистом чудотворной иконе. От собора мы пошли пешком далее, извозчиков не попадалось и так дошли до площади, на которой поставлен памятник Сусанину: возвышенный столб, на вершине оного поясное изваяние, изображающее Михаила Феодоровича, а на широком поясе подножия изображение Сусанина, убиваемого поляками за то, что он завел их в глухие дебри и через то спас юного Михаила от смерти, которая ему угрожала. От площади, где памятник, наподобие лучей во все стороны несколько улиц, не очень длинных, так что виден конец каждой. В конце одной из них я увидел монастырь и, узнав, что это Крестовоздвиженский Богоявленский, туда направился. Странная судьба этой обители. Крестовоздвиженский монастырь, основанный в XV веке, был в кремле поблизости от собора; в 1680 году его преобразовали в женский, в 1773 году, когда сгорел собор, выгорел и монастырь и весь разобран, а последняя игумения (Клавдия) и сестры переведены в Анастасиев Ризоположенский, основанный царицей Анастасией Романовной, и так существовал до 1847 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

С лета 2000 г. мироточит икона Сергия Радонежского и 7 других икон. В алтаре Богоявленско-Анастасииного собора находится небольшой складень-мощевик (точная копия подлинника, хранящегося ныне в Церковном музее в Ипатьевском монастыре), в котором кроме мощей святых, имеются частицы Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы. Ещё одной святыней, находящейся в соборе, является величественный Крест с частицами мощей 278 святых из Богородицкого Игрицко-Песоченского монастыря. В раке, установленной рядом с киотом чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери, почивают ныне святые мощи старца Тимона Надеевского – ученика и духовного другавеликого святого Русской земли прп Серафима Соровского. Мощи старца Тимона были обретены на месте его блаженного упокоения в бывшей Николо-Надеевской пустыни Костромской епархии. В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария. При обители действуют богадельня во имя святой равноапостольной Марии Магдалины и детский приют для девочек-сирот во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Вместе со старушками и девочками в монастыре насчитывается более 100 насельниц. Возрождается прежняя традиция совершать крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой через весь город, на который 16/29 авг. собираются более 10 тыс. людей из разных областей и весей. На территории обители располагается Костромская митрополия РПЦ со своей церковной структурой: Храмы [ править править код ] Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность монастыря [ править править код ] Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Почитаемые праздники Контакты [ править править код ] Адрес: 156000, Россия, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26. Телефон : +7 (4942) 31-34-86 , +7 (4942) 31-47-07 Электронная почта: is-ke@yandex.ru Сайт: http://богоявленско-анастасиин-м.рф Паломнику [ править править код ] Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский-...

разорен татарами, а в XVII столетии сожжен литовцами и после был возобновлен. При копании рвов для построения храма Преподобного Сергия в 1546 г. открыты нетленные мощи преподобного Павла и еще 6 неизвестных угодников Божиих. 22 Богоявленский, в городе Ростове 2-го класса, основан в 990 году святым Авраамием (просветителем того края), на том самом месте, где было языческое капище кумира Велеса. Мощи преподобного обретены нетленными в начале XII века, при внуке Мономаха, Всеволоде-Гаврииле, и почивают на вскрытии. 23 Петровский, мужской заштатный, в 3 верстах от Ростова, основанный Петром, царевичем Ордынским, прибывшим в Россию с епископом Ростовским, Кириллом (1216–1229 г.) и окрещенный им женившимся на племяннице князя Ростовского, а по кончине ее вступившим в иночество и в глубокой старости преставившимся в 1253 году, июля 29 дня. Мощи его почивают под спудом. 24 Яковлевский ставропигиальный монастырь (с 1836 г. возведенный во 2-й класс), основанный в конце XIV века святым Ияковом, епископом Ростовским, которого мощи почивают под спудом в соборном храме обители во имя Зачатия святой Анны; там же почивают на вскрытии и мощи святителя Димитрия, обретенные в 1757 году. 25 Троицкий Данилов, мужской, 2 класса, основан преподобным Даниилом в 1508 г., который преставился 81 года от рождения в 1510 году. Святые мощи его на вскрытии обретены в 1652 году. 26 Никитский, мужской, 3 класса, основан в начале XII века. Преподобный Никита носил железные вериги, которые от времени и ношения сделались светлы, как серебро, и прельстили людей, пришедших к нему за благословением, и они убили его мая 24 дня, святые мощи обретены в XV веке при митрополите Фотии, и почивают под спудом. 27 Феодоровский, женский, 2 класса, в Переяславле Залесском. Когда основан, неизвестно, но по желанию супруги царя Ивана Грозного, Анастасии Романовны, в память рождения царевича Федора Ивановича, обращен в женский, почему и построенный в оном храм был во имя святого великомученика Феодора Стратилата. В церкви во имя празднества Введения во храм Пресвятой Богородицы, покоится прах схимонаха Сергия, подвизавшегося здесь, когда обитель была еще мужской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Л. 6). Однако эта инициатива встретила решительное сопротивление со стороны жителей Решмы, Нагорного и всей округи. В обращениях в Костромскую духовную консисторию и Синод местные жители протестовали против упразднения мон-ря. Товарищ обер-прокурора Синода В. К. Саблер в письме еп. Виссариону от 24 дек. 1899 г. предложил преобразовать муж. мон-рь в жен. обитель, и т. о. вопрос о сохранении мон-ря был решен. Нач. XX в. Указом Синода от 14 июля 1901 г. М. Р. м. был преобразован в женский. Братию распределили по др. обителям. Последний настоятель игум. Порфирий (Шумилов; 1823 - после 1901), управлявший обителью с 1889 г., был переведен на покой в Николо-Надеевскую пуст. Макарьевского у. 31 авг. 1901 г. М. Р. м. возглавила игум. Досифея (Ипатова), бывш. настоятельница Троицкого жен. мон-ря с. Ново-Сумарокова Галичского у. (совр. Сусанинский р-н Костромской обл.). Игум. Досифее разрешили набрать первых насельниц из числа сестер Богоявленского Анастасиина и Троицкого мон-рей. В авг. 1901 г. в Решму прибыли 26 насельниц (настоятельница, 2 монахини и 23 послушницы), к кон. года в мон-ре было 48 насельниц (настоятельница, 5 монахинь, 8 послушниц, 34 девушки находились на испытании), к кон. 1902 г.- 51, к кон. 1903 г.- 83, к кон. 1907 г.- 147 (настоятельница, 7 монахинь, 25 послушниц и 115 белиц), к кон. 1917 г.- 204 (настоятельница, 18 монахинь, 52 послушницы и 133 белицы). Священниками служили: в 1901-1916 гг.- Михаил Ширяев (1868 - после 1929), в 1916-1927 гг.- Иоанн Нарбеков (1891-1937). У мон-ря на пристани была обустроена часовня во имя прп. Макария и вмц. Екатерины, которую по инициативе игум. Досифеи построили на пожертвования нерехтского купца 1-й гильдии К. А. Брюханова в начале навигации 1902 г. Во время остановок пароходов по просьбе пассажиров в часовне совершались молебны. Предполагая вести большое каменное строительство, игум. Досифея устроила неподалеку от мон-ря кирпичный завод. Часть изготавливаемого кирпича шла на монастырские нужды, часть - на продажу. На заводе работал кирпичник В.

http://pravenc.ru/text/2561268.html

В июле 1990 г. из Макариевского храма был вывезен в Кострому иконостас нач. XX в., к-рый установили в возрождавшейся Ильинской ц. на Городище (сер. XVII в.). В дек. того же года по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Кострому в Воскресенский кафедральный собор была передана металлическая рака. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленско-Анастасиин собор. В кон. 1993 г. по инициативе еп. Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении мон-ря. 26 февр. 1994 г. по решению Синода РПЦ мон-рь был возрожден как женский. 6 окт. 1995 г. 1-й настоятельницей стала мон. Ангелина (Травина), 31 окт. 1996 г. возведенная в сан игумении. Прот. Михаил Беляев, ставший духовником обители, в 1996 г. принял монашество с оставлением имени, в 1997 г. был возведен в сан игумена, в 2005 г.- архимандрита. Похоронен у алтаря отремонтированной Преображенской ц. 22 июня 2000 г. в М. П. м. состоялись торжества в честь 600-летия со дня его основания. К 2016 г. в мон-ре восстановлены деревянный Макариевский храм (1 нояб. 1998 благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение), а также колодец, по преданию выкопанный прп. Макарием. 27 окт. 2008 г. состоялся чин освящения отреставрированного иконостаса Преображенского храма. В обители построены 2-этажный сестринский корпус (освящен в нояб. 1999), небольшой деревянный храм во имя св. кн. Александра Невского и прав. Ангелины Сербской (2000), неск. хозяйственных помещений. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 31-34, 287. Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. 1865. Т. 5. Стб. 305-307. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для статистики Костромской губ. Кострома, 1872. Вып. 2. С. 18; Костромская губ.: Список населенных мест по сведениям 1870-1872 гг. СПб., 1877.

http://pravenc.ru/text/2561266.html

Назаретская пустынь. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Богородице-Рождественская церковь, Богородицерождественский храм /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:не позже 1874. Год утраты:Не установлен. Адрес: Ярославская область, Некрасовский район, Назаретская пустынь Координаты: 57.72347, 40.65797 Проезд: С трассы Кострома - Ярославль, если ехать в сторону Ярославля в 1 км за пос. Зарубино сворачиваем по дороге на Бакшейку, через 1 км поворот налево в сторону дер. Захарово (2,5 км). Перед Захарово сворачиваем налево, огибая деревню, заезжаем в лес. Дорога постепенно превращается в тропу, через 400 м ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда С трассы Кострома - Ярославль, если ехать в сторону Ярославля в 1 км за пос. Зарубино сворачиваем по дороге на Бакшейку, через 1 км поворот налево в сторону дер. Захарово (2,5 км). Перед Захарово сворачиваем налево, огибая деревню, заезжаем в лес. Дорога постепенно превращается в тропу, через 400 м перед ручьем Мокейка надо свернуть направо по заросшей старой дороге и примерно через 400 м выходим на прогалину, где находятся развалины церкви. Развалины легко находятся весной, летом - проблематично. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 60-е годы 19 столетия в 16 верстах от Костромы Богоявленско-Анастасиин женский монастырь создал так называемую Назаретскую пустынь - своего рода пригородное монастырское хозяйство. В 80-е гг. 19 в. в пустыни возвели церковь из красного кирпича в честь Рождества Пресвятой Богородицы. После закрытия в 1919 г. Богоявленско-Анастасииной обители на базе хозяйства пустыни был создан совхоз " Назаретский " (чуть позднее, спохватившись, его переименовали в совхоз " Октябрьский " ). В январе 1922 г. в закрытом храме открылся совхозный клуб, просуществовавший до 1924 г., когда в связи с развалом совхоза его здание оказалось заброшенным. 29 июня 1955 г. по предложению Костромского райисполкома облисполком разрешил разборку храма и продажу его на строительный материал колхозу " Заря социализма " , что вскоре и было сделано. В настоящее время от Богородице-Рождественской церкви пустыни не осталось никаких следов. По материалу: Н.А.Зонтиков " Храмы Костромского района " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Назаретская пустынь, в 16 верстах от Костромы, приписана к Богоявленскому Анастасьину монастырю. Основана в 1864 году. При ней одноклассная школа. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23700

В 1870-90-х гг. строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища. Монастырь до конца XIX века служил местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию. К нач. ХХ века монастырь разросся, при нём существовала больница и детский приют. Насельницы занимались рукоделием, иконописью. Кроме того, монастырские пекарни обеспечивали храмы Вологды просфорами (обычное занятие женских монастырей; в Костроме, например, ту же функцию исполняла Богоявленско-Анастасиина обитель). " Из достопримечательностей, - писал отец Сергий Непеин о монастыре, - можно указать на древние иконы храма: Живоначальной Троицы (до 1634 г.); Господа Вседержителя... прп. Сергия Радонежского и другие; Евангелие, печатанное в 1694 г., богослужебные книги 1680-1685 гг, грамоты: царя Феодора Алексеевича от 1682 года, цц. Петра и Иоанна Алексеевичей 1684 года на пожни, храмозданную грамоту от 1682 г. " . Естественно, ничего этого в монастыре не сохранилось, так как в 1918 году строения монастыря подверглись разграблению, осквернению и последующему закрытию комплекса. Часть монахинь оставалась в закрытой обители до 1924 года, пока она не была окончательно отдана под нужды Красной Армии. После выселения некоторые из монахинь поселились в домах рядом с монастырём. Успенский собор, в качестве приходской церкви, оставался действующим до 1924 года. В середине июля 1924 года собор перешёл в ведение отдельной роты связи Энской дивизии, а 26 июля в нём был устроен первый киносеанс для красноармейцев. Позже в стенах бывшего монастыря разместилась пересыльная тюрьма, котрую сменила воинская часть. Верующим храм вернули в середине 1990-х годов. Церковь вскоре была восстановлена. В Успенском храме находятся частицы мощей Киево-Печёрских святых, частицы ложа Пресвятой Богородицы и камня, на котором тысячу дней молился преподобный Серафим Саровский. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2013 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=08682

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010