...О том, чтобы была дарована (этой крещенской воде) благодать избавления – то благословение, которое снизошло тогда, в день Богоявления, на воды Иордана. ...О том, чтобы скорее сокрушился сатана под ногами нашими и разрушился всякий лукавый замысел, направленный против нас. ...О том, чтобы вода сия приводила нас в Жизнь Вечную. Вот о чем молится Церковь при «освящении естества водного». Отсюда сразу видно, что цель празднования и смысл тайнодействия («Великой Агиасмы») гораздо шире собственно благословения воды. Как крещение всякого человека есть его новое рождение, «рождение свыше», так январские водокрещи, крещение воды, есть обновление, освящение всего Божьего мира, всего тварного космоса. Вода не просто один из элементов древней картины мироздания, она – основной элемент. «Все течет», – говорит Гераклит. «Все – вода», – отзывается Фалес. И в Писании книга Бытия открывается словами: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и Дух Божий носился над водою». И тогда Бог сказал: да будет свет. И стал свет. Это единство воды и света (в древности на Православном Востоке Крещение так и называли – Праздником Светов) лучше всего раскрывается в кондаке праздника: Явился еси днесь Вселенней, И свет Твой, Господи, Знаменася на нас, В разуме поющих Тя: Пришел еси и явился еси, Свет Неприступный. Потому и говорим: Богоявление. «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы», по учению Иоанна Богослова. Если нет в Нем никакой тьмы, значит, нет и не может быть никакой тьмы в том, что сотворено Им. Все в мире есть богоявление, действие воли и силы Божией, все есть светоявление. Но различна мера явленности Бога в Его тварях: живой и неживой природе, в словесных и бессловесных, в мире человеческом и ангельском. «И звезда от звезды разнится в славе», – говорит апостол. Первородный грех помрачил славу и светоносность человека – высшего создания Божия. Потому, когда Бог сошел, «приклонив небеса», и принял на Себя человеческое естество, соединив его со Своим Божественным, мир этого на первых порах не заметил. Этим и объясняют святые отцы, почему Крещение на Иордане, а не Рождество в Вифлееме, Церковь называет Богоявлением. Надо было «явить» Христа людям – явить как Агнца, берущего на Себя грех мира, как Сына Божия, как Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Однако, “ крестившись, Иисус тотчас вышел из воды ” (Матф. 3:16), потому что Ему, не было надобности исповедоваться, как делали это остальные крестящиеся, оставаясь в воде во время исповедания своих грехов. Крестившись, Иисус, по словам Евангелиста, молился , очевидно, о том, чтобы Отец Небесный благословил начало Его служения. “ И се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него”. Очевидно, Духа Божия увидел не только Иоанн, но и народ, бывший при этом, поскольку цель этого чуда была явить людям Сына Божия в Иисусе, пребывавшем до тех пор в неизвестности. Вот почему в день праздника Крещения Господня, называемого так же Богоявлением, в церковной службе поется: “Явился еси днесь вселенней… ” Согласно Евангелисту Иоанну, Дух Божий не только сошёл на Иисуса, но и остался на Нём (Иоан. 1:32). Дух Святой явился в виде голубя потому, что этот образ наиболее приличествовал Его свойствам. По учению святого Иоанна Златоуста, “голубь есть особенно кроткое и чистое существо. А так как Дух Святой есть Дух кротости, то Он и явился в этом виде”. По изъяснению святого Кирилла Иерусалимского , “как при Ное голубица возвестила прекращение потопа, принеся масличный сучок, так и теперь Дух Святой возвещает разрешение грехов в виде голубя. Там сучок масличный, здесь милость Бога нашего”. Голос Бога Отца: “ Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение”, указал Иоанну Крестителю и присутствующему народу на Божественное достоинство Крещаемого, как на Сына Божия в собственном смысле, Единородного, на Котором вечно пребывает благоволение Бога Отца; и вместе с тем эти слова были ответом Отца Небесного на молитву Его Божественного Сына о благословении на великий подвиг спасения человечества. Крещение Господне наша святая Церковь празднует 19 января н. с. (6 января с.с.), именуя этот праздник Богоявлением, так как в событии этом явила Себя людям вся Святая Троица: Бог Отец — голосом с неба, Бог Сын — крещением от Иоанна в Иордане, Бог Дух Святой — снизошедшим на Иисуса Христа голубем. Праздник Крещения, наравне с праздником Пасхи, является самым древним христианским праздником. Он всегда встречается христианами с большим подъемом, потому что напоминает об их собственном крещении, чем побуждает глубже осознать силу и значение этого таинства.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Однако, может быть, скажут, что Ветхий Завет также знает свои богоявления. Не говорит ли Иаков после ночного своего богоборства: «я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» ( Быт. 32,30 )? Но это, очевидно, говорится только о реальности теофании, но не об ее непосредственности. Вспомним, что Иаков даже не знал, с Кем он боролся. Не говорится ли, далее, о Моисее, что Господь говорил с ним лицом к лицу, «как бы говорил кто с другом своим» ( Исх. 33, 11 , ср. Втор. 34, 10 )? «Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит» ( Числ. 12,8 ). Однако и это надо понимать лишь в относительном смысле, как свидетельство о величии Моисея даже в сравнении с другими пророками, что с очевидностью явствует из слов Самого Господа (в той же 33 гл. Исх., ст. 20,23): «лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых», «ты увидишь Меня сзади, а лице Мое не будет видимо», и Господь показывает Моисею лишь Славу Божию. Также и слова Божии о видении Моисеем «образа Божия» ( Числ. 12, 18 ) сказаны Богом, «сошедшим в огненном столпе» (ст. 5, ср. 11, 25) 118 . Подобным же образом и богоявление пророку Илии ( 3Цар. 19, 11–13 ) в «дыхании хлада тонка» не было личным богоявлением. И этим предварительным богоявлением обоих ветхозаветных боговидцев, Илии и Моисея, противостоит подлинное боговидение, явление самого Сына Божия во плоти, Коего зреть они удостоились на горе Преображения. Остается явление Божие пророку Исайе, – Ис. 6, 1–6 . Здесь говорится, что он видел «Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном, и слава Его наполняла весь храм» (ст. 1), «глаза мои видели Господа Саваофа» (ст. 5). Однако это видение изъясняется не как богоявление, но как видение славы, доксофания, Самим Господом: «сие сказал Исайя, когда видел славу Его» ( Ин. 12, 40–41 ), причем эта доксофания соединяется и с ангелофанией. Явлением славы было также и видение Иезекиилево. Видение пророка Даниила ( Дан. 7 ) было не столько богоявлением, сколько эсхатологическим сновидением в связи с другими образами (как это и названо самим пророком в начале главы, содержащей запись «сна и пророческих видений головы своей на ложе своем»),

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

" Омыть душу " апреля 2018 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском соборе В четверг Страстной седмицы, 5 апреля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Николо-Богоявленском морском соборе . Его Высокопреосвященству сослужили настоятель протоиерей Богдан Сойко с клиром и другие священнослужители. Чтец храма иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " на Лесном проспекте Александр Малышев был рукоположен во диакона. Был совершен чин освящения соли. Затем митрополит обратился к верующим с проповедью. " Великий четверг - особый день в Церкви, без которого не было бы и самой Церкви, и нашего спасения, - начал владыка. - В этот день Господь установил Таинство Евхаристии. Он и пришел с неба на землю ради того, чтобы мы могли вкушать Его Тело и Кровь. " Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6:56). Господь исполнил последнее, что обещал - отдать Свою жизнь за нас. Показал, какая должна быть любовь в Церкви - жертвенная, когда мы полностью отдаем себя ближним " . " Если у нас половинчатая любовь, мы не ученики Христовы, не исполняем заповедь новую, которую Господь дал на Тайной Вечере ученикам: " Да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга " (Ин. 13:34), - продолжил архипастырь. - Но жертвенная любовь невозможна без смирения. Господь на Тайной Вечере, как последний раб в иудейской традиции, омыл Своими руками ноги Своих учеников, показав нам, как мы должны приступать к Таинству Причащения " . " Перед причащением нужно обязательно омыть душу - исповедоваться. С чистой душой, страхом, трепетом и благоговением приступать к пречистым Телу и Крови Господним, чтобы причащение послужило к вечной жизни " , - отметил митрополит Варсонофий. Он поздравил причастников, пожелал верующим как можно чаще прибегать к Чаше Господней, а настоятелю преподнес Страстное Евангелие. Настоятель поблагодарил правящего архиерея за совместную молитву, поздравил его с 40-летием диаконской хиротонии и преподнес икону Спасителя.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Опять рассеивается тьма, опять является свет; опять Египет наказан тьмой, опять Израиль озарен столпом. Народ, сидящий во тьме неведения, да увидит великий свет ведения (ср. Мф. 4:16 ). Древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ). Буква уступает, дух преобладает; тени проходят, их место заступает истина. Приходит Мелхиседек; Рожденный без матери рождается без отца: в первый раз – без матери, во второй – без отца. Нарушаются законы естества; мир горний должен наполниться. Христос повелевает, не будем противиться. Восплещите руками все народы ( Пс. 46:2 ); Ибо Отрок родился нам, и Сын дан нам, у Которого владычество на раменах Его, ибо возносится со Крестом, и нарицается имя Его: великого совета – совета Отчего Ангел ( Ис. 9:6 по LXX). Да провозглашает Иоанн: приготовьте путь Господу ( Мф. 3:3 )! И я провозглашу силу дня. Безплотный воплощается, Слово отвердевает, Невидимый становится видимым, Неосязаемый осязается, Безлетный начинается. Сын Божий делается Сыном Человеческим, [Тот, Который есть] Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр. 13:8 ). Пусть иудеи соблазняются, эллины смеются, еретики притупляют язык! Они уверуют тогда, когда увидят Его восходящим на небо; если же и не тогда, то непременно, когда узрят Его грядущим с Неба и воссевшего судить. Но это будет после; а ныне праздник Богоявления, или Рождества, ибо так и иначе называется день этот и два наименования даются одному торжеству, потому что Бог явился человекам через Рождение. Он – Бог, как Сущий и Присносущий от Присносущего, превысший причины и слова (потому что нет слова, которое было бы выше Слова); и Он является ради нас, родившись впоследствии, чтобы Тот, Кто даровал бытие, даровал и благобытие, лучше же сказать, чтобы мы, ниспавшие из благобытия через грех , снова были в него возвращены через Воплощение. А от явления наименование Богоявления и от Рождения – Рождества. Таково наше торжество; вот что празднуем ныне – пришествие Бога к человекам, чтобы нам переселиться или (точнее сказать) возвратиться к Богу, да, отложив ветхого человека, облечемся в нового (ср. Еф. 4:22–24 ), и как умерли в Адаме, так будем жить во Христе ( 1Кор. 15:22 ), со Христом рождаемые, распинаемые, спогребаемые и совосстающие. Ибо мне необходимо претерпеть это спасительное изменение, чтобы как из приятного произошло скорбное, так из скорбного вновь возникло приятное. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать ( Рим. 5:20 ). И если вкушение было причиной осуждения, то не тем ли более оправдало Христово страдание?

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Паремия эта читается на первом часе потому, что пророческие вдохновенные призывы видеть в благодати Св. Духа источник исцеления, жизни, блаженства раскрывают глубину богоявления: Господь, явившись миру, открывает силу животворной благодати Св. Духа и участие в обновлении жизни Своего Небесного Отца. Еще только предощущая богоявление, пророк радуется и зовет всех распрямиться, ободриться, надеяться: есть чего ждать!     На третьем часе Книга пророка Исаии (I, 16—20)     Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как убелю. Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.   На третьем часе читается обращение пророка Исаии: «Омойтесь, очиститесь». Он говорит здесь не об одних только внешних недостатках, но, главное, делает ударение на лукавстве. Оно-то более всего мешает человеку хранить чистоту. Желающему очищения ясно говорится: научитесь делать добро как явное выражение своей неприязни к лукавству. Добро на деле от чистого сердца — вот что хочет видеть Бог у приходящих к Нему. И если мешают этому прежние грехи и привычки, то покаяние привлечет милость Божию. Тогда душа очистится, как очищается от грязи вымытая шерсть. Кто послушает Господа, тот будет жить в мире, кто не захочет слушать, — попадет во власть нечестивых, не знающих милости. Эти слова пророка Исаии, читаемые на часах праздника Богоявления, открывают нам буквальное их исполнение во время крещения Господа и прообразуют таинство крещения в Церкви. Им омываются грехи и им входит человек в общение с Богом через Церковь Христову.     На шестом часе Книга пророка Исаии  (XII, 3—6)   И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое, — да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев.

http://pravoslavie.ru/1572.html

Поспешность Авраама показывает беспрекословное послушание его заповедям Божиим л ревность об их исполнении. А Измаил… был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.... (Ст. 25). Чем замечателен тринадцатилетний возраст Измаила при его обрезании? Тем, что он дал начало обычаю, соблюдающемуся у аравийских племен, потомков Измаила, по которому они совершают над собою обрезание в тринадцатилетнем возрасте. 289 Глава. XVIII. Шестое Богоявление Аврааму с откровением Сарре о рождении от неё сына И явился Аврааму Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер свой, во время зноя дневного… (Ст. 1). Какую можно усматривать цель сего нового богоявления, предмет которого уже определительно и точно открыт был Аврааму в предыдущих богоявлениях? Особенное намерение сего повторительного откровения Божия о рождении Исаака было, между прочим, то, чтобы наставить и укрепить в обетовании Сарру, подобно как прежде наставлен был Авраам. Должно думать, что для нее было богоявление сие первое. 290 ...вот три мужа стоят против Авраама… (Ст. 2). Откуда открывается сверхъестественный характер мужей, посетивших Авраама? Из первого стиха сей главы, где Моисей нарочито предупреждает, что именно Господь явился Аврааму у дубравы Мамврийской – под видом трех странников. Кто именно были сии три странника? В самом священном тексте есть довольно ясные указания, что то был сам Господь и два ангела. Ибо, когда двое странников пошли к Содому, Авраам еще стоял пред лицом Господа 291 , т. е. третьего странника. Оный же странник называется ниже судьёй всей земли 292 . Между тем, удалившиеся два странника прямо называются ангелами 293 , и сами себя они называют Лоту посланниками Божиими. 294 По мнению большей части отцов церкви, оный первенствующий гость Авраамов был второе лицо Пресвятой троицы, Ангел Завета 295 , Логос или Слово Божие, посредник и вечный ходатай человеков 296 , тот самый, который имел впоследствии вселиться в общество людское. 297 И сказал один из ангелов: Я опять буду у тебя в это же время (в следующем году), и будет сын у Сарры, жены твоей… (Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Почему, чадо мое, ты оставил мир? Разве не для того, чтобы стать святым? Разве не для того, чтобы иметь подлинную любовь по Богу? Когда ты ворчишь и осуждаешь старших тебя, разве исполняешь намерение, ради которого ушел из мира? Доколе будет смеяться диавол, доколе ты не положишь начала покаянию и исправлению? Время проходит и конец приближается. Будем понуждать себя сейчас: сейчас исправляется все. Потом будем локти себе кусать, да бесполезно. 14 Мы находимся в преддверии святого Богоявления. О, какое снисхождение! Он нагим входит в струи Иордана! Кто? Тот, Кто есть Слово Безначального Родителя, Кто древле сказал: «Да будет…» 471 – и все предстало пред Ним! И вот, является нагой, чтобы нам, обнаженным, даровать усыновление. Иордан, зря Невидимого видимым, Бесплотного воплотившимся, возмутился и обратил свое течение вспять! Креститель же Иоанн затрепетал: «Как,– говорит он,– раб будет крестить Владыку, как светильник может просветить свет?». Какой свет? Тот блаженный, Трисолнечный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир! 472 А безначальный Отец свидетельствует о Своем собезначальном Сыне. Ут!ешитель же, в виде голубя нисшедший и почивший на главе Иисусовой, подтверждает истинность слова. Трепещет от радости и ликует каждая христианская душа пред великим таинством Богоявления! О, какой у нас Бог Отец! Но не замечают, забыли о сердце Божием, как оно любит человека! Оно вопиет через пророка: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя 473 . Если (раньше), будучи врагами (Богу) 474 , мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его 475 . О, сколько утешения эти слова апостола Павла подают недавно покаявшейся душе! Великое дерзновение перед Богом имеет та душа, которая милует своего ближнего и сострадает ему словом и делом! Когда святой Андрей, юродивый Христа ради, юродствовал в Константинополе, одна богобоязненная женщина, у которой открылись душевные очи, придя в исступление, увидела блаженного Андрея, сияющего паче солнца. И когда люди били его, плевали на него, гнушались им, она видела рядом демонов, которые радовались, что в час смерти осудят тех, кто бил святого Божия и всячески издевался над ним! А святой Андрей, обращаясь к демонам, говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Празднуя ныне великий праздник Крещения Господня, вспомним, дорогие братия и сестры, о своих обетах отречения от сатаны и облечения во Христа. Выполняем ли мы эти обеты? Не забыли ли мы о них? Не пренебрегаем ли мы ими? В святом крещении мы, сочетавшись Христу, сделались свободными и чистыми от греха, невинными перед Богом. Но если мы спросим себя, сохранили ли мы благодать крещения, то совесть наша обличит нас в том, что мы не только не сохранили ее, но и еще запятнали свою душу многими грехами. Но не будем сегодня горько сетовать и предаваться скорби. Ныне небо открыто. Ныне над молящимися в храме веет Дух Святой. Я вися бо благодать Божия, спасительная всем человеком. Ныне в душах и сердцах наших слышится голос благоволения к нам, грешным, Отца Небесного. Обратимся с искренней молитвой, возлюбленные братия и сестры, к Спасителю нашему, чтобы Он помог нам сохранить благодать крещения и сподобил войти в Свое вечное Царство. Аминь. На Богоявление Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Дорогие братия и сестры! Сегодня весь православный мир празднует великий двунадесятый праздник — Крещение, или Богоявление Господне. Когда предопределенное время приготовления рода человеческого ко спасению кончилось, тогда, как предсказал святой пророк Исайя, в странах Иорданских уже слышался глас вопиющаго в пустыни: уготовайте путь Господень, правы творите стези Его — вестник Его, святой Иоанн Предтеча, предшествует с проповедью покаяния, устрояет путь перед лицом Его. Приготовляет верных рабов к встрече давно обетованного и давно ожидаемого Спасителя мира, и тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Обетованный Ангел завета, Царь неба и земли, Которым как вначале все сотворено, так и доныне все сохраняется и управляется в жизни; Царь, Которому со страхом и трепетом поклоняются херувимы и серафимы, приходит на Иордан к Иоанну креститься от него. Безгрешный и Всесвятой Бог! «С рабами Господь, с виновными Судия идет креститься.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Призыв Предтечи – глас вопиющего в пустыне, но он гремит во всех веках, достигая и нас: «Уготовайте пути Господни, прямыми сделайте стези Его». Грех искривил все наши пути. Каждая душа человеческая должна стать тем путем, о котором говорит Предтеча. Каждая душа человеческая должна выпрямиться покаянной устремленностью к Богу. Этот глас будит нашу совесть. А совесть, говорят святые отцы, – это предтеча любви, как сам Иоанн Креститель – Предтеча Христа. К покаянию призывает он, а прощение дарует Господь. Уготовим наши души к встрече праздника Крещения Господня. Да будет дано нам покаяние как второе крещение, чтобы очистились души наши от скверны всякого греха и мы узнали, что этой богоявленской водой мы становимся новым творением. Потому что не только приблизилось, но и открылось нам Царство Божие. Неделя пред Богоявлением Мк, 1 зач., 1, 1–8 Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. И выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед. И проповедывал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его; я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым. В Неделю пред Богоявлением, прежде чем мы вступим в праздник на водах, где открывается тайна Пресвятой Троицы, Святая Церковь напоминает нам, как мы должны подготовиться к этому дню. Мы слышим Евангелие от Марка, самые первые его слова: «Начало Евангелия Господа Иисуса Христа». Святые отцы обращают наше внимание на то, что каждое из четырех Евангелий начинается с разных отправных точек. Начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было Бог» – это то, что мы слышим на Пасху Господню. Начало этого Евангелия – от вечности. Начало Евангелия от Матфея – родословная Господа Иисуса Христа, от Авраама, который был отцом верующих, и чад его. Начало Евангелия от Луки – Рождество Христово. Мы слышим о рождении большего из рожденных женами и о рождении Бога, ставшего человеком. А начало Евангелия от Марка – Крещение Господне. Бог, ставший человеком, являет совершенство человека. И в крещении каждый из нас становится подобным Христу по дару Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010