Подоклинье. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Подоклинье в XIX веке принадлежало помещикам Тутолминым и Бороздиной и входило в Бешковицкую волость Порховского уезда. Существующая церковь была построена в 1861 году вместо ветхой деревянной церкви, возведенной в 1778 году усердием помещика Крекшина. Сохранилась без позднейших переделок. Деревня Подоклинье, Порховский район (бывший Порховский уезд). Церковь Богоявления Господня. Действующая. Построена в неорусском стиле в 1861 году княгиней Урусовой, генеральшей Масаловой и генеральшей Путилиной по случаю ветхости прежнего храма. Имеет один престол во имя Богоявления господня. На колокольне висело 7 колоколов. В храме местнопочитаемая находится икона Божьей Матери Отрада, привезенная с Афона в 1861 году в дар церкви слепцом григорием Ивановичем Ширяевым. К храму было приписано 9 часовен: одна каменная и восемь деревянных, две из них сохранились (на кладбище и при дороге). Возле храма сохранились старинные захоронения, в том числе помещика Д.Г. Тутолмина. Информация: Владимир Орлов «Храмы Псковской земли». Первая деревянная церковь в селе Подоклинье была построена в конце XVIII века. За почти целый век церковь обветшала и на её месте в 1861 году был построен каменный однопрестольный храм с колокольней. Абсолютно точных исторических фактов о строительстве храма, к сожалению, не сохранилось. По одной версии, храм был построен княгиней Урусовой, генеральшей Масаловой и генеральшей Путилиной по случаю ветхости прежнего храма. Другую версию историки считают более достоверной, ссылаясь на летописные источники, а именно: храм Богоявления Господня был построен на средства Александра Бороздина, сына героя Отечественной войны 1812 года Николая Бороздина. Во время Октябрьской революции настоятелем храма был отец Александр (Гривский). После революции он был расстрелян большевиками, за что Русской Православной Церковью был причислен к лику святых. Храм, по счастью, избежал страшной участи многих русских храмов и разрушен не был. Службы в нём проводили.

http://sobory.ru/article/?object=08132

Покровский монастырь (акватория Угличского водохранилища). Покровский Паисьев Угличский мужской монастырь. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен ...Еще одной древней постройкой монастыря была церковь во имя Богоявления Господня. Храм, который остался запечатлен на фотографиях и рисунках, построили во второй половине XVII века (или, по предположению, перестроили пострадавший в Смуту храм XVI века). Здание имело подклет, храмовая часть была бесстолпной пятиглавой с тремя апсидами, с запада примыкали трапезная и кельи. Текст: Александра Шапиро, сайт Значительный пятиглавый храм возвышался к северу от Покровского собора, образуя с ним симметричную группу. Как и другим зданиям обители, ему посвящено крайне мало публикаций и даже имеющиеся «жалкие крохи» наполнены неточностями и ошибками. Начнём с того, что архимандрит Антоний и вслед за ним многие другие авторы сообщали, что храм упоминается в 1596 году. Как и в случае с Никольской церковью, эта ссылка на более ранние «приправочные книги» ошибочна – касается не зданий монастыря, а земельных владений. В Писцовых книгах Угличского уезда 1629-1631 годов о храмах сообщается следующее: «церковь Покров Пресвятыя Богородицы да предел Богоявления Господа Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, да другой храм Николы Чудотворца под колоколы каменные, да тёплой храм Преподобнаго Чудотворца Сергия древян, клецки, верх шатровой». Как можно заметить, описание не только не отражает период конца XVI столетия – в нём вовсе нет Богоявленской церкви, но есть одноимённый придел Покровского собора. По сообщению Типографской летописи, наряду с соборным храмом он был освящён в октябре 1523 года. Этот придел, очевидно, не существовал изначально при постройке собора в 1479-1482 годах. Принято считать, что Паисий, став настоятелем монастыря, построил деревянную церковь во имя Богоявления Господня. Возможно, полвека спустя храм упразднили, а посвящение перенесли в придел. Очевидно, на протяжении последующих полутора веков в Покровском монастыре не имелось отдельной Богоявленской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=59059

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 19 января 2024: Крещение Господне, Богоявление 20 мин., 16.01.2019 Содержание Крещение Господне, или Богоявление, православные христиане празднуют 19 января. В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — как пророк Иоанн Предтеча крестил Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Мы расскажем об истории, традициях и смысле праздника. Что такое Крещение Господне Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа - один из важнейших христианских праздников. В этот день христиане всего мира вспоминают евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос - Бог Отец, голубь - Бог Дух Святой, Иисус Христос - Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус - не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог. Крещение Господне — двунадесятый праздник . Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Богоявление — Господский праздник. Когда празднуется Крещение Господне Крещение Господне Русская Православная Церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю). Праздник Богоявления имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

http://foma.ru/19-janvarja-2023-kreshhen...

Светиково. Храмовый комплекс. Церкви Тихвинской иконы Божией Матери и Богоявления Господня. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1804 и 1870. Адрес: Россия, Ивановская область, Комсомольский район, поселок Светиково Координаты: 57.00416, 40.193256 Проезд:Только от Комсомольска. От Аньково - есть участок полевой дороги. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Тихвинской иконы Божией Матери Церковь Богоявления Господня Карта и ближайшие объекты СВЕТИКОВО, ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ТИХВИНСКАЯ И БОГОЯВЛЕНИЯ, 19 в. Расположен в южной части обширной торговой площади большого древнего села, известного с 1-й пол. 16 в. как вотчина Светиковых, а позже принадлежавшего Спасо-Евфимиеву монастырю. Храмовый комплекс доминирует в окружающей застройке. Вдоль его западной стороны проходит дорога. Сложение существующего комплекса относится к 19 в. Первой в 1804—13 гг. была возведена Тихвинская церковь, сменившая деревянный храм Николая Чудотворца 18 в. В 1864-70 гг. рядом с ней появилась церковь Богоявления. В 1875 г. крестьяне соседней д. Новая устроили в последней придел Покрова, а в 1877 г. крестьяне д. Рязанка - придел Успения. Тогда же комплекс обнесли оградой (не сохр.) со сторожкой к северо-западу от Тихвинской церкви. Село было центром округи: при храмах существовало каменное здание народного училища, а в 1872 г. открылась земская школа. Все здания кирпичные, побелены по кладке. Главенствующую роль играет более высокая, пятиглавая, с шатровой колокольней, Тихвинская церковь, ее удачно дополняет Богоявленская (утратившая свое завершение) и сторожка. Характерный для крупного торгового села области храмовый комплекс 19 в., архитектура которого, несмотря на сравнительно позднее время строительства, следует местным традициям, идущим от 17 в. Березин, Добронравов, 1896, с. 288-290. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 545-548 Расположен в южной части обширной торговой площади большого древнего села, известного с 1-й пол. 16 в, как вотчина Светиковых, а позже принадлежавшего Спасо-Евфимиеву монастырю. Храмовый комплекс доминирует в окружающей застройке. Вдоль его западной стороны проходит дорога. Сложение существующего комплекса относится к 19 в.

http://sobory.ru/article/?object=06174

Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий ЖМП 3 март 2022 /  22 марта 2022 г. 13:00 Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний: «Возделывая ниву Господню» СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ВЛАДИМИР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ), МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ И ГАЛИЦКИЙ: ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И МУЧЕНИЧЕСКИЙ ПОДВИГ 1 Священномученика Владимира Киевского иногда называют первомучеником ХХ века. Подобно тому как в 988 году при святом равноапостольном князе Владимире вера Христова из Киева распространилась по всей Руси, так и в 1918 году с убийства митрополита Владимира Киевского начался смиренный и в то же время торжественный путь мученичества и исповедничества за веру Христову в ХХ веке. В этом году исполняется 30 лет со дня прославления митрополита Владимира в лике священномучеников и обретения его мощей в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. О жизни и подвиге святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .  PDF-bepcuя. Начало жизненного пути и учеба в Киевской духовной академии Будущий иерарх родился 2 (14) января 1848 года в семье священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии 2 . Никифор Сергеевич Богоявленский, отец будущего митрополита, был настоятелем местной Никольской церкви. В крещении младенца нарекли Василием.  Мальчику было всего восемь лет, когда его отец умер. Через год после этого, в 1858 году, Василий поступил в Первое Тамбовское духовное училище, которое окончил в числе лучших выпускников, и в 1864 году был без экзаменов принят в Тамбовскую духовную семинарию. В 1870 году Василий Богоявленский окончил ее четвертым по разрядному списку, что дало ему возможность поступить в Киевскую духовную академию. Стремясь как можно лучше подготовиться к пастырскому служению, Богоявленский избрал для обучения церковно-практическое отделение, на котором преподавались пастырское богословие, гомилетика и история проповедничества, церковная археология и литургика, церковное право, теория словесности и история русской литературы с обзором важнейших произведений иностранных авторов, а также русский, славянский, латинский и немецкий языки 3 .

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_bo...

Семёновское. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Селом Семеновское на р. Песоченке в 1636 году владел некто Ф. Чоботов. Уже в это время в селе стоял деревянный храм Богоявления. В 1771 (или по другим данным—в 1774 г.) был выстроен новый деревянный храм. В журнале «Московский церковный вестник» за 1885 г. было напечатано воззвание прихожан Богоявленского храма с. Семеновское: «Наш храм во имя Богоявления Господня, основанный более 100 лет назад и возобновлённый на средства прихожан в 1876 г., сделался жертвой пламени 12.01.1877 г. и сгорел до основания кроме уцелевшей Трапезы. С того дня все богослужения стали совершаться в пристроенном деревянном молитвенном доме к трапезной, весьма холодном в зимнее время. В 1879 г. было преступлено к построению нового каменного храма по проекту Петра Сантиновича Кампиони (это была последняя работа архитектора, выполненная в 1878 г., в ноябре этого года он умер). В течение 5 лет храм хотя и отстроен посторонь (т.е. одни стены), однако нет возможности окончить строительство по малочисленности прихожан (350 душ) и скудости их средств. Староста Максим Галактионович Хохрин обращается за помощью». У истоков строительства каменного храма стоял в то время настоятель священник Андрей Парусников, он же являлся ещё и благочинным церквей. Храм был построен в 1887 году, а 8 ноября 1898 г. при священнике Алексии Троицком состоялось освящение. Главный придел Богоявления, правый Покрова Пресвятой Богородицы, левый — великомученицы Параскевы. Иконостас был не позолочен, пол из старых лещадок, в боковых приделах из цемента – очень неприглядный. Были собраны пожертвования на украшение храма. В 1899 г. церковным старостой был сын прежнего старосты – крестьянин П.М. Хохрин. В 1912 г. уже существовала церковно-приходская школа. Последним настоятелем храма перед его закрытием был священник Владимир Алексеевич Троицкий. В 30е голы ХХ в. храм был закрыт, разграблен, использовался под зернохранилище, пришел в упадок и подвергся частичному разрушению.

http://sobory.ru/article/?object=13819

Скачать epub pdf Начало рождения водой и Духом Содержание Событие Крещения Значение Крещения Господня Богослужение праздника Крещения Господня (Богоявления) Канон Богоявления Освящение воды     Праздник Богоявления или Крещения Господня, наравне с праздником Пасхи, является древнейшим христианским праздником. Посвящен он крещению Господа Иисуса Христа в реке Иордан. Этот праздник издревле встречался христианами с большим подъемом потому, что он напоминал им об их собственном крещении и побуждал глубже осознать силу этого таинства. В этой брошюре мы расскажем о событии крещения Господа Иисуса Христа и постараемся уяснить значение этого евангельского события для нашей христианской жизни, объясним главнейшие моменты богослужения праздника Богоявления, приведем канон утрени в русском переводе. В конце расскажем о значении крещенского освящения воды. Событие Крещения О крещении Спасителя в Иордане повествуют все четыре Евангелиста: Матфей Мф.3:1–17 , Марк Мк.1:1–11 , Лука Лк.3:1–22 и Иоанн Ин.1:15–33 . Когда приблизилось время Господу Иисусу Христу выйти на Свое общественное служение, Бог послал пророка Иоанна Крестителя с проповедью покаяния, чтобы приготовить еврейский народ к принятию ожидаемого Мессии. Начало проповеди Иоанна Крестителя, согласно евангелисту Луки, пришлось на 15-й год правления римского императора Тиверия. То был приблизительно 779 год от основания Рима или 30-й год христианской эры. В это время Господь Иисус Христос еще жил в Своем городе Назарете, в северной части Святой Земли – Галилеи, где Святое Семейство поселилось еще со времен избиения Иродом вифлеемских младенцев. Проповедь пророка Иоанна была проста, но проникала в самую душу слушателей: “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное,” говорил пророк. Местом проповеди Иоанна была пустыня Иудейская, – малонаселенная местность, занимавшая западные берега Иордана и Мертвого моря, испещренная скалистыми холмами и сухими ручьями, с очень скудной растительностью, почему и называлась пустыней. Пророк Иоанн, сын праведных Захарии и Елизаветы (Захария был священником, а Елизавета происходила из рода царя Давида), рано осиротев, вырос в этой пустыне. Там он привык к самому суровому образу жизни. Он носил одежду из верблюжьего волоса и препоясывался кожаным ремнем. Пищей ему служили акриды (род саранчи) и дикий мед.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

10. Вторник. Попразднство Богоявления. Свт. Григория, еп. Нисского. Прп. Дометиана, еп. Мелитинского. Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Прп. Маркиана пресвитера. Прп. Павла Комельского (Обнорского). Прп. Антипы Валаамского (Афонского) . Служба свт. Григория Нисского и прп. Дометиана не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б) . Приводим также порядок совершения полиелейной или бденной службы свт. Феофана в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба свт. Григория и прп. Дометиана переносится на повечерие и поется вместе со службой прп. Маркиана) (А) , а также порядок возможного соединения службы свт. Григория Нисского с полиелейной службой свт. Феофана и службой попразднства Богоявления (В) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 2-й – 3 (см. на стиховне утрени, в службе свт. Григория), и святителя, глас 1-й – 5 (две первые стихиры – дважды). «Слава» – святителя, глас тот же: «Отче Феофане богомудре...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Трепеташе рука Крестителева...» (см. на «Господи, воззвах», в службе свт. Григория). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами; см. в службе свт. Григория) . «Слава» – святителя, глас 5-й: «Преблаженне отче Феофане...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Тебе, в Дусе и огни...» (см. в службе свт. Григория). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст: «Иже во Иордане...» . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-23/

1. Предварительные сведения. Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерии», т. е. накануне, Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими» 1 потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу». 2 Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и Евангелия, строго приуроченное ко времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле. Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тождественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и другим. Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому, их следует рассматривать отдельно. Наши сведения о происхождении и судьбе часов Рождества Христова и Богоявления не отличаются достаточной полнотой и относятся уже к позднейшему времени. Во всех надписаниях рассматриваемых часов творцом их обычно называется Софроний, патриарх Иерусалимский († 644). С одной стороны, согласие свидетельств, а с другой – полное почти отсутствие различия в составе тропарей и чтений по разным памятникам заставляет предполагать в данном случае наличность одной редакции, и именно – редакции патр. Софрония. Именем св. Софрония, большею частью, надписываются только тропари; но иногда и все последование часов усвояется этому-же песнописцу. Вернее, однако, думать, что патр. Софронию принадлежит редакция одних лишь тропарей, даже самостоятельное составление некоторых из них. Разнообразие псалмов, указываемых в разных памятниках, свидетельствует о существовании нескольких редакций самого чина. Во всяком случае несомненно, что при патр. Софроний и благодаря его личным трудам этот чин получил свою окончательную обработку. Патр. Софроний сообщил ему тот вид, в каком он остается и доселе, подвергшись, быть может, самым незначительным изменениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

9. Понедельник. Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа, митр. Московского и всея России, чудотворца. Служба мч. Полиевкта не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (Б) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Филиппа в соединении со службой попразднства Богоявления (в этом случае служба мч. Полиевкта переносится на повечерие ) (А) , а также порядок возможного соединения службы мч. Полиевкта (без праздничного знака) с полиелейной службой свт. Филиппа и службой попразднства Богоявления (В) . А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника, глас 8-й – 3 (см. в службе мч. Полиевкта), и святителя, глас 5-й – 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Небесе...» (см. в службе мч. Полиевкта). Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3. На стиховне стихиры праздника, глас 6-й (со своими припевами; см. в службе мч. Полиевкта) . «Слава» – святителя, глас тот же: «Яко светозарная звезда...», «И ныне» – праздника, глас 4-й: «Одеваяйся светом...» (см. в службе мч. Полиевкта). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата . Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен...». Певцы: «Утверди, Боже...». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст . Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 4-я и 5-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален святителя, глас 1-й: «Кровь твоя, мудре...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 4-й: «Щедротами Твоими...» (см. в службе мч. Полиевкта).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-22/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010