Псков. Церковь Богоявления Господня в Бродах. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1444. Год утраты:1701 (засыпана при строительстве батареи в ходе Северной войны) Адрес: Псков, Финский парк Координаты: 57.821322, 28.342065 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты «Церковь Богоявления в Бродех построена в 1444 году, упразднена в 1786 году, в 1793 году была уже разобрана на материал». Местность, где располагалась церковь Богоявления, называлась в старину Бродами. Это был один из живописнейших участков старого Пскова. В Бродах на высоком левом берегу реки Псковы, примерно в 35 саженях к востоку от угловой башни Среднего города, находилась приходская церковь Богоявления, построенная в 1443 году «противъ мелниць». Обширный, сложный по композиции, богато убранный храм Богоявления стоял на скрещении улиц у Высокого моста через Пскову, игравшего важную роль в древнем Пскове. Церковь Богоявления в Бродах была одной из первых приходских церквей на Полонище. Она возникла еще до возведения крепостных укреплений в этой части посада. Главы храма были покрыты ярко-желтой поливной черепицей, барабан украшен изразцовым поясом с надписью, притвор — большим резным каменным крестом, вложенным в нишу в стене галереи, и наружными фресковыми росписями. Остатки сломанной церкви погребены под земляной насыпью Богоявленской батареи. Ее высокую горку можно видеть и сейчас и даже подняться на нее для обозрения окрестностей. Этот храм, построенный в XVI веке на месте более старого, относившегося к 1443 году, был засыпан землей при фортификационных работах в 1701 году. По просьбе Никифора Ямского, в палатах которого жил в то время Петр I, южный придел храма оставили не засыпанным, но за XVIII век и он разрушился. «Церковь Богоявления в Бродех» упразднена в 1786 году. Хотя храм не сохранился до наших дней, но его местоположение определяется по показанным на плане 1740 г. одноименным батарее и воротам. На схеме Пскова, снятой со старинной иконы хранившейся в часовне Владычняго Креста (близ Пскова), церковь Богоявления в Бродах обозначена цифрой 29, рядом с церковью иконы Казанской Божьей Матери 30).

http://sobory.ru/article/?object=50016

А.В. Антишкин Преподобный Неофит Кипрский как толкователь гимнографических текстов и его комментарий на каноны богоявления Источник Статья посвящена литературному наследию монаха, отшельника второй половины XII в. преподобному Неофиту Кипрскому . В историю византийской литературы преподобный Неофит вошел как хронист и самый плодотворный писатель средневизантийского периода кипрской истории. Но наиболее выдающейся стороной его творчества являются 12 проповедей на двунадесятые праздники. В качестве комментатора богослужебных канонов преподобный Неофит совершенно не исследован. В настоящей работе мы предпринимаем попытку рассмотреть проповедь преподобного Неофита на каноны Богоявления, которая раскрывает содержание канона в целом и объясняет смысл отдельных неясных выражений и фраз ирмосов и тропарей. Большое количество византийских авторов составляли комментарий на праздник Богоявления. Каноны этого праздника наряду с Рождеством Христовым и Пятидесятницей написаны самым употребительным античным размером – ямбом. История византийской литературы знает четырех авторов, составивших комментарий на праздник Богоявления: святитель Иоанн Мавропод 1 (XI в.) и три автора XII в. − поэт Феодор Продром 2 , митрополит Григорий Коринфский 3 и преподобный Неофит Кипрский 4 . Комментарии этих авторов в доступной форме помогают читателю лучше осмыслить содержание этого праздника. Проповедь преподобного Неофита Кипрского на праздник Богоявления была переведена на французский язык исследователем М.Н. Конгурдо. Преподобный Неофит вносит ясность в проповедь на праздник Богоявления и помогает лучше осмыслить и пережить поэтические строки этого праздника. К сожалению, это произведение не переведено на русский язык. Для нас, как наследников византийской культуры, весьма важным представляется иметь в русском варианте переводы комментариев на каноны великих Господских праздников для их лучшего осмысления, с возможностью последующего их использования и распространения в числе книг, рекомендованных для каждого христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Neofit_Kiprski...

Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля (Кострома) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля (Кострома). Кирпичный храм, сооружённый в 1776-1791 гг.епископом Костромским Симоном (Лаговым) как зимний собор. Четырёхстолпная однокупольная постройка в формах раннего классицизма с многоярусной колокольней. В 1866-1868 расширен боковыми приделами - справа Феодоровской Богоматери, Александра Невского и Иосифа Песнописца, слева Боголюбовской Богоматери и мученика Платона. В подклете в 1878 г. устроен Сергиевский придел. Содержание История [ править править код ] Богоявленский собор был построен в 1776–1790 годах во втором Костромском кремле (называемом так в отличие от первого, располагавшегося в XIII–XV веках несколько выше по течению Волги, у впадения в нее реки Сулы, и сгоревшего в пожаре 1413 года) на месте прежнего женского Крестовоздвиженского монастыря, разрушенного пожаром 18 мая 1773 года. Богоявленский собор и четырехъярусная 64-метровая колокольня в единой связи с ним строились по проекту и под руководством выдающегося костромского архитектора-самоучки Степана Андреевича Воротилова (1741–1792). Современные исследователи считают, что основой для воротиловского проекта колокольни послужил проект колокольни Смольного монастыря в Санкт-Петербурге, разработанный Б.Ф. Растрелли в 1747–1749 годах, но так и не реализованный. Богоявленский собор изначально строился как собор «теплый», отапливаемый, и это объяснялось насущной необходимостью. До его постройки богослужения в холодное время года в Костромском кремле совершались в «теплом» приделе во имя святого великомученика Феодора Стратилата при «холодном» Успенском соборе, в стенах которого хранилась главная костромская святыня – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Множество костромичей, приходивших помолиться пред чудотворной иконой Царицы Небесной, в холодное время теснились в небольшом приделе и испытывали большие неудобства. Строительство Богоявленского собора, как и в целом перестройка всего Костромского кремля после пожара 1773 года, осуществлялось под общим руководством епископа Костромского и Галичского Симона (Лагова), высокообразованного и деятельного иерарха, управлявшего Костромской епархией в 1769–1778 годах.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Бородино. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Построена в связи с невозможностью вернуть старый храм в Николо-Богоявленском. Деревянный одноглавый храм с колокольней, с юга в 2001-2002 гг. пристроен клетский объём придела прмч. Елисаветы (Романовой) и Варвары. Удачное по архитектурному облику здание с асимметричной композицией. В пяти километрах от Москвы посреди чистого поля стоит удивительной красоты деревянный храм. Окружающие его белокаменные башни, соединенные такой же белоснежной стеной, гармонично создают единый архитектурный ансамбль. Кажется, уже столетия стоит он здесь. Не многие знают, что храм этот построен совсем недавно, хотя истоки его ведут в далекое прошлое. Церковное место во имя Богоявления Господня в селе Никольское-Богоявленское известно с XVI в. По преданию, в селе Челобитьево, которое в то время принадлежало Свято-Троице-Сергиевскому монастырю, был построен и освящен деревянный храм в честь Сретения Господня. В польско-литовское разорение конца XVI — начала XVII столетий храм этот сильно пострадал от нашествия врагов и был ими сожжен. В 1677 г. «на церковной Никольской пустовой землей в деревне Челобитьево села Никольское, которое в XVI — XVII вв. было приселком дворцового села Тайнинское, по указу царя Алексея Михайловича был возведен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Благословил строительство храма Святейший Патриарх Иоаким. Новая деревянная однопрестольная Богоявленская церковь была построена в приселке Никольское уже при императрице Елизавете Петровне в 1750 г. Еще одно упоминание о храме в честь Богоявления Господня мы находим в архивах Московского уезда, Четвертого стана Московской губернии за 1852 г., где дословно записано: «село Богоявленское Удельного ведомства,одна церковь, три двора, в 14 верстах от Троицкой заставы по Тайнинской дороге влево». В 1871 г., по прошению прихожан, к деревянной холодной церкви в селе Никольском — Богоявленском была пристроена каменная трапеза с двумя теплыми приделами и колокольня. А в 1881-1884 гг. вместо разобранной деревянной церкви известным местным землевладельцем фабрикантом А.К. Ленточниковым был построен каменный Богоявленский храм. В 1916 г. в документах VI благочиннического округа церквей Московского уезда упоминается уже трехпрестольный каменный храм в честь Богоявления Господня с приделами в честь святителя Николая и пророка Илии.

http://sobory.ru/article/?object=11564

Губарёво. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты Село Губарево расположено на правом берегу р. Ведуга, притока р.Дон. Основано в конце XYI века. В «Дозорной книге» 1615 г. отмечено как принадлежащее одному из боярских детей Василию Федоровичу Губарю. От этой фамилии и произошло название села. В 1657г. в селе была выстроена деревянная Богоявленская церковь, перестраивавшаяся в 1701 и 1800гг. Ныне сохранившийся каменный храм построен в 1800 г. на средства помещика - майора И.И.Невежина. Д.Самбикин писал: «Церковь Богоявленская в селе Губарева Землянского уезда с приделами на правой стороне – Казанской иконы Божьей Матери, на левой – придел Михаила Клопского. Каменная с колокольней. Построена в 1800 году на средства помещика майора Ивана Иоакима Невежина. К этой церкви приписана Богоявленная церковь села Терновки». На территории села сохранились усадьба и церковь, стоящие на государственной охране как памятники архитектуры. Церковь Богоявления, построенная в 1800г., расположена на территории сельского кладбища при автодороге Семилуки - Каверье, к которой обращена западным фасадом. В архитектуре прослеживаются черты барокко и классицизма. Кригер Л.В. Дошла до нас (правда, в разрушенном виде) еще одна православная святыня – церковь Богоявления, выстроенная в 1657 году и перестраивавшаяся в 1701 и 1800гг. на средства помещика – майора И.И. Невежина. В этой церкви крестили своих детей помещики Лосевы – Сомовы. Д. Самбикин писал: «Церковь Богоявления в селе Губарево Землянского уезда с приделами на правой стороне – Казанской иконы Божьей Матери, на левой - придел Михаила Клопского. Каменная с колокольней». Храм Богоявления в с. Губарево был богато украшен. В «Материалах свода памятников истории и культуры РФ» (вып. 4, ч.2) содержится его описание. Отмечается, что построена она в стиле барокко и классицизма. В композиции доминируют массивные, близко поставленные объемы храмовой части и колокольни. Северный и южный фасады четверика храмовой части украшены штукатурной имитацией четырех пилястрового портика с профилированными поясами антаблемента и капителей. Оригинальностью отличаются и проемы: в первом ярусе света – высокие, с лучковыми перемычками, обрамленные идущими от подоконной полки пилястрами и рамочными архивольтами; во втором ярусе – квадратные, в рамках. Окна восьмерика главы храма – арочные, в рустованных наличниках. Углы главки оформлены полу колонками с кубышками. Все остальные проемы (кроме арочных проемов звона) с лучковыми перемычками, в прямоугольных нишах над которыми помещались треугольные сандрики.

http://sobory.ru/article/?object=09150

Красное-на-Волге. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь Богоявления Господня в посёлке Красное-на-Волге имеет богатейшую историю. Храм построен в 1592 году на средства дяди Бориса Годунова - Дмитрия Ивановича, по благословению первого Патриарха Московского и всея Руси Иова. Церковь Богоявления в Красном — это единственный каменный шатровый храм XVI века в Костромской области. Внутри храма присутствует восстановленный иконостас, а стены и своды расписаны в традициях православной живописи XVI—XVII веков.  Рядом с храмом Богоявления прежде находилась церковь во имя Святых Апостолов Петра и Павла. Она была построена на народные деньги в память об избавлении России от нашествия Наполеона. Храмовый ансамбль был обнесен оградой, рядом с которой стоял памятник Александру II. Внутри ограды находилось старое кладбище. Когда возникла потребность в новом, его основали на другом месте и построили новую кладбищенскую церковь Всех Святых. После революции Петропавловская церковь, храмовая ограда и памятник царю были разрушены. От былого ансамбля остался лишь храм Богоявления, закрытый в середине 20 века, и пруд. В советское время церковь служила складом для зерна, хранилищем овощей, библиотекой и клубом. В конце 1950-х годов под руководством архитектора И.Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы. В ходе этих работ храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века.  В 1990 году церковь вернули Костромской и Галичской епархии. С этого момента и начинается его истинное возрождение. Здесь стали проходить регулярные богослужения, сам храм был полностью отреставрирован в 2009 году. Богоявленская церковь в Красном на Волге, построенная в 1592 году Годуновыми, принадлежит к числу бесспорных шедевров древнерусского зодчества. История её недавней реставрации развивалась очень странно. Сначала были сделаны новые луковичные главы, заменившие собой шлемовидные, а затем отлично отреставрированный в 1962 году по проекту И. Шевелёва памятник решили окончательно вернуть к дореволюционному облику, который он приобрёл в результате поздних искажений. Шатры храма и колокольни покрыли медью, а на церковном шатре заново воспроизвели псевдолюкарны. Таким образом, памятник сейчас отброшен на сто лет назад, словно и не было вековой истории его научного изучения и реставрации.

http://sobory.ru/article/?object=03106

Николаев. Церковь Богоявления Господня в Богоявленске. Богоявленская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:Между 1790 и 1806. Год утраты:1944 (взорвана немцами) Адрес: Украина, Николаевская обл., г. Николаев, территория бывшего села Богоявленск Изменить описание объекта Николаев. Богоявленская церковь в Богоявленске Считается, что уже в XVIII в. в Витовке (предшествующее название Богоявленска) существовал храм Богоявления Господня. Доказательством тому может служить свидетельство архиепископа Гавриила (Розанова), который в хронологическом описании храмов Херсонской и Таврической епархий указал, что Богоявленский храм был одним из старейших в епархии, поскольку в храме им выявлена метрическая книга за 1773 г. (некоторые современные исследователи высказывают сомнение по поводу принадлежности упомянутой книги данному храму). Об особом почитании местными жителями праздника Богоявления Господнего свидетельствует легенда об основании Богоявленска, зафиксированная местными краеведами в 1980-х годах. В ней рассказывается, что людям невозможно стало жить на этих землях из-за отсутствия питьевой воды, они решили покинуть это место, но встретили мужчину, который их остановил и, ударив посохом по земле, открыл источник с кристально чистой водой, а потом люди поняли, что это Бог. Тогда в честь его явления построили церковь Богоявления, село назвали Богоявленским, реку – Бог, а балку, где забил ключ – ключевой. Других сведений о первом храм не сохранилось, невозможно даже определить место его расположения. Можно с большой долей вероятности утверждать, что новое название поселения – Богоявленское была связана именно с названием храма, который уже располагался в населенном пункте. В ордере к М.Л. Фалеева от 24 августа 1789 г. Потемкин приказывал: «Фабера дачу именовать Спасское, а Витовку Богоявленское. Новозаводимую верфь на Ингул Николаев». В ходе строительства в Николаеве и Богоявленске М.Л. Фалеев выполнял установку князя возводить здания в соответствии с генеральным планом. Для этого архитектором И.Е. Старовым создан генеральный план Богоявленска. Согласно ему на площади в центре поселения должна находиться каменная церковь, от церковной площади лучами в разные стороны отходили улицы (этот принцип планирования частично сохранился). Новая церковь имела бы удобное местоположение, была равноудалена от концов поселения и находилась в его центре. Кроме того, от нее было недалеко и до резиденции Г.А. Потемкина, который был очень религиозным человеком.

http://sobory.ru/article/?object=44083

Новый Некоуз. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты В селе Николо-Замошье две церкви: летняя Успенская и зимняя Богоявленская, обе церкви каменные, с такими же колокольнями, прочны. Престолов в летней церкви три: средний - Успения Божией Матери, по правую сторону его - во имя св. чуд. Николая и по левую сторону - во имя св. Алексия Митрополита Московского. В зимней церкви престолов тоже три: средний - во имя Богоявления Господня, справа от него - Покрова Пресвятой Богородицы и слева от него - Владимирской Божией Матери. Построена церковь тщанием прихожан: летняя в 1807 г., а зимняя в 1873 г. При церкви 36 десятин 1021 кв. саж. церковной земли. Две ограды: каменная вокруг летней церкви и железная вокруг зимней. Пять деревянных домов для жительства причта, сторожей и школы. Церковного капитала 15 080 руб. 61 коп. Часовня в дер. Холопове. Прихожан 1350 муж. пола и 1711 жен. В селе двухклассная церковно-приходская школа. Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик, причтового капитала 9020 руб. 93 коп. «Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии». - Ярославль, типография губернской земской управы, 1908 г. Церковь Богоявления Господня — один из четырех храмов района, не закрывавшихся в советское время. Современное село Новый Некоуз вобрало в себя некоторые окрестные деревни и село Николо-Замошье, в центре которого стояла летняя церковь Успения Божией Матери, рядом - зимняя, Богоявления Господня. Построенный в 1807 году Успенский храм не сохранился. Богоявленскую церковь возвели в 1873 году. В ней три престола: во имя Богоявления Господня, Покрова Божией Матери и Владимирской иконы Божией Матери. В книге «Обозрение епископом Ионафаном Ярославской епархии 1881 года» поведана интересная история строительства и содержания этой церкви. О благоустройстве и чистоте храма заботилась община незамужних девушек во главе с уже пожилой в то время Иулианией Львовой из деревни Сусловки. Ее отец, временный городской купец, был богат и оставил ей большое состояние, но она не пожелала выйти замуж, а посвятила свою жизнь служению добродетили и спасению души. Когда в начале 1870-х годов неожиданно умер строитель Николо-Замошской теплой каменной церкви, прихожане единогласно выбрали на эту должность И. Львову. Она отстроила храм с подобающим благолепием, истратив на него более 10 тысяч рублей собственных средств.

http://sobory.ru/article/?object=06503

Пежма. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Пежма. Богоявления Господня церковь Богоявленская Пежемская - приходская в Никифоровской волости Вельского уезда. Престолы Богоявления Господня, Святой Троицы, свт. Николая Мирликийского и вмч. Георгия Победоносца. Часовни в деревнях Веретья, Ивановская, Климишинская, Мокрая Дубрава, Притыкинская, Путичная, Федьковская, Шелюбинская, Яковлевская. Летопись Пежемской Богоявленской церкви, Вельскаго уезда, Вологодской епархии. I. Приходския церкви При Пежемском Богоявленском приходе, отстоящем от Губернского города Вологды в 415 в., от города Вельска в 22 верстах, к югозападу вверх по течению реки Пежмы, на левом берегу находятся в настоящее время два храма, а в прежнее время было три. Один главный каменный храм во имя Богоявления Господня. Другие два деревянные: первый во имя Святых мученик Флора и Лавра, другой – Святого Священномученика Власия Епископа Севастийскаго и этот последний храм сгорел в 1883 году сентября 12 дня. Кроме указанных еще был приписный храм во имя Вознесения Господня в деревне Савинской, в 10 верстах от погоста, сгоревший во время пожара этой деревни в 1910 году. Каменный храм во имя Богоявления Господня построен в 1806 году, по благословению Феофилакта Епископа Вологодскаго и Устюжскаго. Деревянные храмы: 1., во имя Святых мученик Флора и Лавра храм построен новый на место ветхаго в 1754 году, по благословению Варсонофия Архиепископа Архангелогородскаго и Холмогорскаго, а храм Священномученика Власия, Епископа Севастийскаго – в 1707 году по благословению Сильвестра Архиепископа Холмогорскаго и Важскаго. Все эти храмы, как прежде, так и до настоящаго времени были приводимы в устройство старанием и усердием самих прихожан. По какому случаю и когда они получили первоначальное существование не известно, только приход по всем существующим в архиве древним бумагам более именовался Фроловским и самый древний. Рукописное евангелие, хранящееся в церкви и приложенное неизвестным Василием Московским Свезенцом в дом Страстотерпцев Фролу и Лавру и Великомученику Георгию в 1585 году октября 30, приводит к мысли, что храм этот относится к началу второй половины 16 столетия. Это евангелие, по распоряжению Епархиальнаго начальства, отослано в Вологодское древлехранилище. С течением времени все означенные храмы подвергались от ветхости перестройкам снаружи и внутри и несчастным случаям от бурь и пожаров. В грамоте Архиепископа Сильвестра в 1706 году июля 4 дня, вследствие просимости прихожан церковь во имя Св. Священномученика Власия Епископа Севастийского, пришедшую в совершенную ветхость повелевается сломать и на место ее поставить новую. Тут же делается разрешение поправить церкви – Богоявления Господня и Св. мученик Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=09184

Теряево. Успенский Иосифо-Волоцкий монастырь. Церковь Богоявления Господня в трапезном корпусе. Богоявленская церковь Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня , Сергия Радонежского Архитектурный стиль: Узорочье Год постройки:Между 1504 и 1506. В 1682 одна глава заменена пятиглавием с кокошниками. Архитектор:Трофим Игнатьев Ссылки:   Адрес: Россия, Московская область, Волоколамский район, с. Теряево, на территории Иосифо-Волоцкого монастыря Координаты: 56.171919, 36.099401 Проезд:От ж. д. ст. Волоколамск (Рижское направление) авт. 31 до ост. Валуйки, далее на север 1 км до монастыря; или от ж. д. ст. Чисмена (Рижское направление) авт. 23 до ост. Теряево (конечная), далее 1 км на запад до монастыря. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1504 году преподобным Иосифом заложена двухэтажная каменная трапезная церковь Богоявления и при ней трапезная палата с кладовыми. Церковь строилась на деньги князя Семёна Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа. Трапеза весьма обширна, её уникальность в том, что она была построена подобно Грановитой палате Московского кремля – свод её опирается на один срединный столп. При церкви Богоявления был устроен придел во имя великомученицы Варвары (1780), а в 1806 году придел перенесён на другую сторону и переименован в честь преподобного Сергия Радонежского. В 1682 году вместо одной главы возводится эффектное, богато декорированное пятиглавие с кокошниками по подобию только что отстроенной надвратной церкви. В 1779 году в Трапезной были устроены братские келии, но в 1787 году разобраны. Трапезная палата была соединена каменным переходом на столбах с Успенским собором. В 1785 году переходы были разобраны. В 1789 году была сложена каменная лестница с запада. http://www.iosif-vm.ru/monastery/architecture Трапезная палата с Богоявленской церковью - одна из старейших монастырских построек со сложной строительной историей. Кирпичное здание на подклете состоит из маленькой бесстолпной церкви, перекрытой коробовым сводом, и обширной палаты, крестовые вспарушенные своды который опираются на центральный столб. Одноглавый храм Богоявления был выстроен в 1504 году на средства князя Семёна Ивановича Бельского и Бориса Васильевича Кутузова (ум. 1501). Его скромная трапезная заново перестраивалась с частичным использованием стен прежнего здания в 1530 году на средства архиепископа Новгородского Феодосия (1491-1563). В конце 17 века при реконструкции монастырского ансамбля верх храма переделан в соответствии с формами завершения вновь выстроенной надвратной церкви. Древняя глава и закомары уступили место ярусам мелких кокошников, увенчанных декораивным пятиглавием. Работа производилась зодчим Трофимом Игнатьевым (кон. 17 в. - нач. 18 в.). Одновременно были расширены окна, обрамлённые богатыми наличниками. Они уничтожены при последующей растёске проёмов в 18 и 19 веках. В конце 19 века к трапезной с западной стороны примкнула трёхэтажная пристройка.

http://sobory.ru/article/?object=14091

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010