Углич. Богоявленский монастырь. Церковь Феодоровской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Храм заложен 21 мая 1805 г. в память Федоровской иконы Божией Матери, подаренной монастырю инокиней Марфой, матерью царя Михайли Федоровича. Строительство храма завершилось в 1818 г., в том же году его освятили. Интерьер храма расписан Тимофеем Медведевым в 1822-1824 гг. В 1836-1837 гг. с западной стороны пристроена небольшая паперть и ярусная колокольня, разобранная в 1950-е гг. В 1862 г. храм поновлен с заменой иконостаса и новыми росписями, выполненными ярославским мещанином Егором Дьяконовым. В 1970-1980-е г. проведена реставрация под руководством архитектора С.Е. Новикова. Церковь иконы Божией Матери Феодоровская в Богоявленском Угличском монастыре Кирпичная церковь в стиле классицизма, построенная в 1805-1818 гг. Большой пятиглавый храм в виде четырёхлистника-квадрифолия - к основному среднему кубу с четырёх сторон примыкают полукруглые выступы с четырёхколонными портиками. Завершением служат пять световых барабанов-ротонд, увенчанных куполами, малыми барабанами и луковичными главами. В 1836-1839 гг. к западному фасаду храма пристроена внушительная трёхъярусная колокольня. В 1930-х гг. после закрытия монастыря колокольня была разрушена. В 1980-х гг. и в 2010 г. церковь отреставрирована. Возвращена верующим в 2003 г. В настоящее время является летним храмом монастыря. Ушаков А.Н. Угличский Богоявленский женский монастырь в городе Угличе, Ярославской губернии. Углич, 2003, с. 20-22 В XIX веке Богоявленский монастырь вступает в период расцвета, в нем начинается активное каменное строительство. Самым значительным делом того времени стало возведение обширного храма в честь Федоровской иконы Божией Матери, который стал летним собором монастыря. Строительство началось 21 мая 1805 г. при игуменье Маргарите, а завершилось в 1818 г. при игуменье Августе (Чепчуговой). В 1836-1839 гг. при игуменье Еликониде (Муратовой) к западному фасаду церкви была пристроена внушительная трехъярусная колокольня, соединявшаяся через перешеек. Колокольня была ярусной четырехгранной с арочными проемами и колоннами. Ее нижний ярус был равен по высоте объему церкви и повторял его оформление. Завершением служили купол, небольшой барабан и вызолоченная глава. Высота колокольни составляла 30 сажен (64 м). В ее нижнем ярусе размещалась монастырская библиотека.

http://sobory.ru/article/?object=02890

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 1 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове В честь Богоявления Господня в старой Москве был возведен храм, прошедший исторический путь от приходской церкви местных ямщиков до кафедрального патриаршего собора. Он был построен по образу храма Христа Спасителя и разделил с ним его судьбу, оставив после себя много загадок. «Дорого, да мило!» Храм появился в древней московской местности, связанной с именами святого Александра Невского, его сына московского князя Даниила и новгородского боярина Ивана Дорогомилова. Известно, что Дорогомиловым изначально называлась местность на левом берегу реки, в конце Девичьего поля около Плющихи, где по преданию, благоверный князь Александр Невский будто бы основал первый московский монастырь – пещерный Саввин, вероятно, по образу пещерного Сионского монастыря в Иерусалиме, как считал великий историк московского градостроительства М.П. Кудрявцев. По его мнению, основателем Дорогомилова и стал Александр Невский, а от его монастыря теперь осталось имя местного Саввинского переулка. Другие историки относят реальное появление этой обители к более позднему времени – XV веку. А честь основания первого в Москве монастыря отдают святому князю Даниилу Московскому. Он и пожаловал эти земли в вотчину верному боярину своего отца Ивану Дорогомилову. Возможно, что этот боярин пришел с ним в Москву после того, как юный князь Даниил получил Москву в удел. Ученые выдвинули версию, что его фамилия явилась от прозвища «дорогомилый», то есть высокоценимый и любимый человек. В середине XVI века Дорогомиловым уже называлась местность на правом берегу Москвы-реки. Прежде это была пустынная земля. Во время великой кремлевской стройки Ивана III сюда были перенесены останки захороненных в Кремле, а на месте их прежних могил разбили сады, что вызвало гнев знаменитого Новгородского архиепископа Геннадия, назвавшего этот поступок «нечестью государскою». Освоение же этой местности началось, когда Иван Грозный устроил здесь, у Смоленской дороги, Дорогомиловскую слободу ямщиков – она была всего лишь второй по древности в Москве после Тверской ямской слободы. Оттого и появились сказки о «ямщицком» происхождении имени местности.

http://pravoslavie.ru/709.html

Храм Богоявления Господня в Дорогомилове. Часть 2 Храм Богоявления Господня в Дорогомилове «Тихая пристань» Великий 1861 год был торжественно отпразднован и в Дорогомилове. Благодарные ямщики, выходцы из крестьян, да и другие обыватели, в честь отмены крепостного права основали в своем приходском храме придел во имя преподобного Сергия Радонежского, небесного покровителя России. Чуть позднее появился еще один придел – во имя святителя Тихона Задонского, его святые мощи были прославлены в том же эпохальном 1861 году. Так скромный дорогомиловский храм стал своеобразным памятником русской свободы. Отмена крепостного права изменила его судьбу. Крестьяне хлынули в город на всевозможные заработки, и численность прихожан Богоявленского храма колоссально возросла за счет пришлых рабочих людей. Дело в том, что земля в этой местности гораздо дешевле, чем в прочих районах Москвы, оттого в Дорогомилове появилось множество фабрик, заводов и всяких заведений. Так что храм, рассчитанный на 800 человек, не вмещал в себя всех желающих. С другой стороны, это было отрадным явлением: храм Богоявления всегда строился и поновлялся за счет своих прихожан, и деньги на его строительство они собирали с усердием. Дорогомиловцы всегда были спокойными и богомольными людьми, крайне устойчивыми к революционным идеям, что и раскрылось в грозные годы русской истории. Тесный храм сначала пытались расширить за счет приделов и мелких перестроек. А в 1874 году решили возвести новую колокольню по проекту архитектора Н.В. Никитина, построившего церковь Казанской иконы у Калужских ворот, где теперь стоит памятная часовня. Многие дорогомиловцы были против, один даже возмущенно указывал, что старая колокольня будто бы имела на себе след от французского снаряда времен Отечественной войны. Колокольню все же построили, а дальше произошло событие, определившее все последующие: в 1895 году власти решил строить в Дорогомилове Брянский (Киевский) вокзал. Это было не только концом дорогомиловских ямщиков, которые подались в простые городские извозчики. Дело было в том, что около вокзала всегда складывалась многолюдная, заселенная и оживленная местность, а главное, вокзал имел массу рабочих и служащих, так что и без того тесный Богоявленский храм ожидал огромный приток новых прихожан.

http://pravoslavie.ru/701.html

Худынское. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты До революции церковь находилась в селе Богоявленское старое, которое в дальнейшем вошло в состав Худынского. Согласно данным, опубликованным в 1863 г. И.Беляевым, в храме существовали престолы: во славу Богоявления Господня и в честь Святителя Николая, св. мученицы Параскевы, и преподобного Макария Унженского. Эти места связаны с жизнью русского святого Макария Унженского (1349-1444). Здесь, на противоположном берегу, у впадения р. Добрицы в Лух, преподобный Макарий основал в начале XV века свой первый монастырь, известный как Вход-Иерусалимский монастырь, а также как Болдырева или Макарьевская Богоявленская Луховская пустынь. В начале XVII века монастырь был разорён поляками, а в 1763 г. упразднён. До революции в селе Болдырева пустынь (в 2-х верстах от Худынского, на противоположном берегу Луха) существовала Богородицкая церковь, разрушенная в советское время. Рядом с храмом находится старинное кладбище. Здесь у кладбища, на берегу Луха существует место, особо чтимое в память о пребывании здесь преподобного Макария. ХУДЫНСКОЕ (БОГОЯВЛЕНСКОЕ, ЧТО В РЫБОЛОВСКОЙ ЛУКЕ). ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ, 1-я пол. 19 в. Расположена в центре села, на высоком берегу, полого спускающемся к р. Лух. Территория храма, включающая старое кладбище (к северу от него), с трех сторон окружена оградой 2-й пол. 19 в., западный отрезок которой проходит по красной линии главной улицы. Строительство церкви, заложенной, возможно, еще в 1-й четв. 19 в., было завершено в 1841 г. Кирпичные стены окрашены по штукатурке (у колокольни - по обмазке). Необычно крупная для сельской местности, своеобразная по объемному построению церковь - интересный пример провинциального зодчества, сочетающий формы разных стадий развития классицизма. Большую художественную ценность представляет частично сохранившееся внутреннее убранство. Тяжелый массивный двусветный четверик со скругленными углами, ориентированный по оси север-юг, служит основанием для мощного высокого двухъярусного восьмерика, также растянутого в плане по поперечной оси. Уплощенный восьмигранный купол с люкарнами по сторонам света увенчан миниатюрным световым барабанчиком с луковичной главкой. Немного суженная по отношению к четверику низкая апсида имеет нетрадиционную дугообразную в плане форму. С запада к основному объему примыкает такая же низкая, сильно вытянутая по продольной оси трапезная, объединенная с четырехъярусной колокольней, увенчанной шпилем.

http://sobory.ru/article/?object=06052

13. Пятница. Попразднство Богоявления. Мчч. Ермила и Стратоника. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных (с 14 января) . Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Прп. Елеазара Анзерского. С субботы (14 января) на пятницу (13 января) переносится служба преподобных отцов, в Синае и Раифе избиенных. Служба мучеников и преподобных отцов не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Богоявления (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прп. Иринарха Ростовского в соединении со службой попразднства Богоявления (Б) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобных, глас 8-й – 3. «Слава» – преподобных, глас тот же: «Преподобнии отцы...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Господи, исполнити хотя...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – преподобных, глас 8-й: «Равноангельное житие...», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Ангельская воинства...». По Трисвятом – тропарь мучеников, глас 4-й. «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Отпуст: «Иже во Иордане...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (единожды), тропарь мучеников, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобных, глас тот же, «И ныне» – тропарь праздника, глас 1-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобных на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобных). По 3-й песни – кондак и икос преподобных, глас 2-й; седален мучеников, глас 1-й. «Слава» – седален преподобных, глас 4-й, «И ныне» – седален праздника, глас тот же: «Струи освятил еси...» (см. в службе мучеников). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобных. «Слава, и ныне» – светилен праздника: «Света незаходимаго...» (см. в службе мучеников).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-26/

14. Суббота. Отдание праздника Богоявления. Св. равноап. Нины, просветительницы Грузии. Преподобных отец, в Синае и Раифе избиенных (службу зри 13 января) . Совершается славословная служба отдания праздника Богоявления (А) . Приводим также порядок совершения службы отдания Богоявления в соединении с полиелейной службой св. равноап. Нины, просветительницы Грузии (по Марковой главе Типикона под 25 мая о соединении службы отдания Вознесения со службой Обретения главы Иоанна Предтечи) (Б) . А. На вседневной вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры праздника, глас 2-й – 6 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – праздника, глас тот же: «Приклонил еси главу...», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небесный...». Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет. На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Еже от Девы Солнце...». По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды). Отпуст: «Иже во Иордане...» (с поминовением рядовых святых дня) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны праздника. Псалом 50-й. Каноны : праздника 1-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды). Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия праздника: «Глубины открыл есть дно...» . По 3-й песни – ипакои праздника, глас 5-й (единожды). По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 4-й. На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. 1-й припев: «Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу» . (Совершается обычное каждение.) По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен. «Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4. «Слава» – праздника, глас 6-й: «Водами Иорданскими...», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Днесь Христос...». Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-27/

1878 Поучение в навечерие Богоявления Господня 54 Почерпите воду с веселием от источник спасения ( Ис.12:3 ) Часто мы, братья, обращаемся за помощью к врачам, когда бываем одержимы какими-нибудь недугами, а еще чаще мы обращаемся к так называемым домашним лекарственным средствам; едва ли даже нет между нами и таких, которые во время своих недугов душевных и телесных обращаются за помощью к разным знахарям, бабкам, гадальщицам, заговорщикам и другим подобным людям, будто бы могущим излечивать эти недуги при посредстве каких-то секретных знаний, одним только им известных. Но часто ли мы обращаемся к лечению всякого рода душевных и телесных недугов посредством данного нам матерью нашей Церковью целебного вещества, Великой агиасмы, или святой богоявленской воды, которая должна иметься в каждом православном доме? Ах, как редко мы прибегаем к этому средству избавления от недугов! Многие из нас как будто совсем забыли про этот врачебный дар или как будто даже не знают того, что св. богоявленская вода имеет великую целебную силу в недугах. Редко кто из нас освящает себя богоявленскою водою, и разве только по древнему обычаю имеем ее в своих домах на случай освящения ею пищи или сосудов, когда в них попадет что-либо нечистое. А между тем эта вода имеет великую чудодейственную силу: она прогоняет от нас злых духов, она очищает всякую скверну, она врачует и недуги как душевные, так и телесные, в особенности же те, которые бывают следствием зловредного влияния на нашу душу и тело врага нашего спасения, диавола. Она затем и дается нам Церковью, чтобы мы постоянно пользовались ей как многоценным, чудодейственным даром для очищения наших душ и телес, исцеления страстей и немощей, отгнания от себя нечистых духов и освящения своих жилищ. И отнюдь нельзя сказать того, чтобы мы всего этого не знали: мы от дней юности знаем об этом по преданию и слышим напоминание нам Св. Церкви об этом. В настоящее навечерие Богоявления Господня и в самый день Богоявления Св. Церковь ежегодно напоминает нам об этом во время священнодействия великого освящения воды. Мы слышим в это время, как Св. Церковь молит Господа о том, чтобы Он пришел наитием Святого Своего Духа, освятил эту воду и сообщил ей чудодейственную силу. В молитве при освящении этой воды, между прочим, слышим мы, читается следующее: «И даждь ей благодать избавления, благословение Иорданово: сотвори ю нетления источник, освящения дар, грехов разрешение, недугов исцеление, демонов губительну, сопротивным силам неприступну, ангельския крепости исполнену: да вси почерпающии и причащающийся имеют ю ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов и ко всякой пользе изрядну». И еще: «Даждь всем, прикасающимся ей, и причащающимся, и мажущимся ею освящение, здравие, очищение и благословение».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

5. Четверг. Предпразднство Богоявления. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Сщмч. Феопемпта, еп. Никомидийского, и мч. Феоны волхва. Прп. Синклитикии Александрийской. День постный. Прп. Симеона Псково-Печерского . Сщмч. Андрея Зимина пресвитера . Служба мучеников и преподобной не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления. На вечерне кафизма 12-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 4-й – 3, и преподобной, глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Готовися, Иордане реко...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Да возрадуется пустыня...». По Трисвятом – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (единожды). На малом повечерии поем канон предпразднства (этого дня), глас 6-й: «Волною морскою...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Возвращашеся иногда Иордан...» (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Кафизмы 13-я и 14-я. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й. Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), мучеников на 4 и преподобной на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (преподобной). По 3-й песни – ин кондак предпразднства, глас 2-й: «Всех, Христе, Благоутробне...»; седален мучеников, глас 1-й, седален преподобной, глас 5-й. «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й. По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских...») и икос предпразднства, глас 4-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – ин светилен предпразднства. «Хвалите Господа с Небес...» и хвалитные псалмы. На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «С трепетом служа...», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Воспоим, людие...». «Тебе слава подобает...» не читается, но сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-18/

6 января Православная Церковь вспоминает евангельское событие на Иордане, когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Предтече и крестился у него в иорданских водах. По воспоминаемому событию и самый праздник называется Крещением Господним. А так как в этом событии, по свидетельству евангелиста ( Мф. 3 16–17), совершилось явление Триединого Бога, то и праздник Крещения известен еще под именем Богоявления. С другой стороны, Иисус Христос с этого момента явил Себя миру, как обещанный Спаситель его: «До дня крещения Он был неизвестен народу, – говорил св. Иоанн Златоуст , – почему Богоявлением называется не тот день, в который Христос родился, а тот, в который Христос крестился». В тропаре и кондаке ясно выражено значение Крещения и как явление Троицы («Тройческое явися поклонение») и как явление Сына Божия («Явился если днесь вселенней»). Богоявление принадлежит к самым древнейшим христианским праздникам. О нем говорит еще Климент Александрийский (II в.). Обычай освящать воду в Богоявление точно также ведет свое начало со времен глубокой древности, «от апостольского предания, по преемству в тайне», по выражению Василия Великого . Впервые он явился в Церкви Иерусалимской, где было обыкновение выходить на реку Иордан для воспоминания крещения Спасителя и совершать там водосвятие. В древности же началось и благоговейное отношение христиан к богоявленской воде, которая, по замечанию Златоуста, целый год, а часто два и три года, остается свежею и неповрежденною. В Москве праздник Богоявления совершался в XVII веке с необыкновенною торжественностью. Накануне, в навечерие, царские часы совершались обыкновенно в Успенском соборе, и их читал соборный дьякон в стихаре. Патриарх не служил часов, но присутствовал при совершении их. Поэтому совершение часов переносилось иногда в Крестовую Патриаршую церковь , когда в соборе «студено было». По той же причине на богоявление употребляли сосуды средние, «а золотых для того не выносят, что в них греть нельзя: мусия портится от жару, и впредь зимою их не выносят к службе».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

§ I 4-го июля 1726 года на ижорской заставе в С.-Петербурге остановлен был неизвестный монах, который сообщил о себе, что он иеродиакон невского монастыря, по имени Макарий, возвращающийся в тот монастырь после долгого отсутствия. Так как Макарий не имел при себе паспорта, то его под конвоем отослали в тиунскую контору св. синода. Здесь на допросе Макарий рассказал свою биографию. Родом он был малороссиянин, сын посадского человека города Миргорода Леонтия Тимофеева, в мире назывался Михаилом. Отец его умер лет двадцать тому назад, затем умерли его мать и братья. После смерти матери, он ушел для прокормления себя в Киев и поселился в николаевском пустынном монастыре, при кельях, для ученья; через четыре года, по прошению игумена монастыря, Амвросия Билкевича, митрополитом киевским Иоасафом Кроковским посвящен в иеродиакона, с именем Марка. Когда в Киеве, волею Божией, наступил мор, он переселился в Чернигов и года три жил в тамошнем Троицком монастыре, где посвящен в мантию с именем Макария. Из Чернигова он переселился в Москву, в Богоявленский, что за иконным рядом, монастырь, где прожил с год; митрополит Стефан Яворский , узнав его, взял к себе в дом, где он прожил с полгода, а потом опять поступил в Богоявленский монастырь. В 1712 году по указу царевны Наталии Алексеевны Макарий взят был в ее дом, где служил год и два месяца, после чего снова возвратился в Богоявленский монастырь. В 1717 году по указу его императорского величества, он, в числе девяти человек монахов Богоявленского монастыря, был перемещен в александроневский монастырь в С.-Петербург. Но архиепископ Феодосий Яновский, архимандрит монастыря, скоро невзлюбил его и через девять месяцев изгнал его, за то будто бы, что в доме царевны Наталии Алексеевны он служил без его архипастырского благословения. Макарий решился покинуть Петербург и, не взяв паспорта, прибыл в Киев. Здесь, в 1718 году, он однажды имел во вратах Печерского монастыря продолжительное препирательство с неизвестными раскольниками о перстосложении для крестного знамения и благословения, о хождении посолонь, о «его же царствию не будет конца», о «верую в Духа Святого истинного и животворящего», и прочих пунктах раскольнического учения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010