II. Праздник Богоявления Господня на реке Иордан и в Св. граде Иеруеалим Святки проходят в Иерусалиме скучно и монотонно для русского паломника, привыкшего у себя на родине проводить их и весело и даже разгульно. На протяжении целых почти двух недель, после торжеств в Вифлееме, нет праздниковъ, за исключением нового года, когда на святых местах совершаются торжественные патриаршие служения, доставляющие и развлечение и единственное утешение нашему паломнику. Благодаря иногда непрерывным дождям, а отсюда и невылазной иерусалимской грязи, паломники наши волею-неволею вынуждены сидеть на русских странноприимных постройках. Но после нового года в наших приютах замечается уже некоторое оживление: паломники начинают мало-помалу приготовляться в путешествие на Иордан к предстоящему празднику Богоявления, запасая все, что необходимо им для достодолжного выполнения этого паломнического подвига, который, вместе с получением священнаго огня в великую субботу, считается важнейшим и почти обязательным 19 для каждого истинного паломника в Св. Землю, желающего с полным правом носить почетное титло „хаджи“, нередко присоединяемое православными греками, по примеру мусульман, к своим именам. В отдаленное от нас время торжества на Иордане не отличались особенным великолепием и блеском, так как главным действующим лицом на нихъ являлся игумен лавры преподобного Саввы Освященнаго с своими иноками, на обязанность коих иерусалимская патриархия возлагала и заботу о православных паломниках, всегда во множестве стекавшихся в праздник Богоявления на реку и о благочинии самого церковнаго торжества. В половине истекшего столетия богоявленские празднества на Иордане от иноков Саввинской обители перешли к иорданскому митрополиту и сделались предметом его особенных забот и попечений, так как только один раз в году, именно в этот праздник, он являлся фактическим архипастырем своей несуществующей в действительности епархии. В виду трудности дороги к Иордану по горам и узким тропинкам и опасностей со стороны заиорданских полудиких бедуинов, с корыстною целью нападавших на паломнические караваны и даже убивавших иногда путешественников, как иноки Саввинской обители, так и иорданский митрополит со своею духовною свитою выезжали в прежнее время на Иордан четвертого января, в сопровождении кавасов, почетного военного конвоя, проводников шейхов – начальников прииорданских кочевых бедуинских племен, – все на конях верхами. Шейхи на своих резвых скакунах, разукрашенных головными и другими уборами, проделывали, как и в праздник Рождества Христова, для развлечения и удовольствия почетных путешественников, всевозможные „фантазии“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

А. И. Алексеев. Вкладная книга костромского Богоявленского монастыря в фондах Отдела рукописей РНБ     Публикация вкладной книги костромского Богоявленского монастыря продолжает ряд моих публикаций по введению в научный оборот памятников мемориальной культуры российских монастырей XVI–XVII вв. Костромской Богоявленский монастырь, по преданию, основан в 20-х гг. XV в. прп. Никитой Костромским, «сродником» прп. Сергия Радонежского . На протяжении XVII в. по своей значимости обитель занимала вторые позиции в Костроме после Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря . В собрании Общества любителей древней письменности, которое хранится в Отделе рукописей РНБ, находится вкладная книга Богоявленского монастыря . По водяным знакам бумага рукописи датируется серединой – второй половиной XVII столетия. Книга содержит записи о вкладах за период с 1610-х гг. по 1734 г. Принимая во внимание эти хронологические границы, следует заключить, что протограф вкладной книги, с которого изготовлен наш список, был заведен при игумене Арсении, управлявшем обителью в 1603–1618 гг. , а дошедший до нас список – в последней четверти XVII в. Последний активно пополнялся до 1730-х гг., когда был выведен из оборота при игумене Иове (до 1739 г.) . Богоявленский монастырь не имел таких прочных связей с царской династией Романовых, как Ипатьевский, но порой пользовался вниманием некоторых лиц из царствующей фамилии. Так, 21 марта 1613 г. «государь царь и великий князь Михаил Федорович всея Русии приложил к образу святого Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа золотой угорский» , а спустя две недели «по приказу государыни и великой старицы иноки Марфы Ивановны Федор Чеботов дал в дом Богоявления… ведро вина церковнаго» . В октябре 1619 г. царь Михаил Федорович вновь пожаловал в монастырь золотой угорский , который был «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления Господня. Это пожалование он сделал по пути к особо почитаемому основателем новой династии Макарьеву Унженскому монастырю . Эта обитель существовала еще в XVI в. Культ прп. Макария Желтоводского и Унженского особое распространение получил в годы Смуты в рядах Второго ополчения . На обратном пути 30 октября 1619 г. царь Михаил Федорович пожертвовал в монастырь еще один угорский, который был также «издержан» на позолоту венца у образа Богоявления, а его мать, великая старица Марфа, в дополнение к этому образу подарила золотой крест .

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

Арское. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты В 1648 году боярину Богдану Матвеевичу Хитрово было поручено построить города на правом берегу между Волгой и рекой Барыш и соединить их с ранее возведенным Корсунем и посадами на реке Суре. Тогда и возник город Симбирск. Оборонительная линия шла от Симбирска на Тагай-Корсунь-Сурск-Саранск-Инсар-Нижний и Верхний Ломов, от которого начиналась другая линия укреплений, шедшая на Тамбов. Село Арское образовалось во времена правления царя Алексея Михайловича как военное казачье поселение, одно из многих на оборонительной линии, проходящей от Оренбурга до Саранска и предназначенной для защиты от набегов с юга. Часть вала сохранилась и до сегодняшнего времени. В 1649 году в селе Арском была построена церковь Богоявления, она является памятником истории и культуры, а также старейшим храмом Ульяновской области. В двадцатом веке ее закрыли. Что только в ней не было: склады, различные мастерские. Долгое время здание совсем не использовалось и медленно разрушалось. Сейчас храм реставрируется. Источник: сайт " Арские храмы " Село Арское (Арская слобода) при р. Сельде, основано в 1649 году как военное поселение казаков, переведенных из г. Арска Казанской губернии. В 1651 году в селе поставлена деревянная Богоявленская церковь. Каменная церковь Богоявления с приделом Всемилостивейшего Спаса построена в 1770 году коллежским асессором И.С. Пустынниковым. Прослеживаются три основных строительных периода. Собственно храм и восточная половина сохранившейся части трапезной - 1770 год. Первоначально отдельно стоящая колокольня возведена в XIX веке. Вскоре после этого: арки первого яруса колокольни заложены, и она объединена с храмом продлением к западу объема трапезной. Традиционный по композиции трехчастный храм трапезного типа расположен на западной окраине села, на открытом ровном месте, в 1 км справа от автодороги недалеко от г. Ульяновска. Храм, сооруженный в 1770 году, построен в традиции стиля русской архитектуры начала XVIII века, отличается монументальным лаконизмом его форм и простотой объемного решения. Общие габариты здания: 30 х 8,5 м. Сооруженная в XIX веке колокольня является весьма интересным для провинции памятником классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=21610

Бисерово. Церковь Богоявления Господня. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменный Богоявленский храм с колокольней был построен в 1814 г. на средства прихожан. Храм имел три престола: летний — главный, в честь Богоявления Господня и два теплых — в честь Казанской иконы Божией Матери и во имя прп. Сергия Радонежского. В XIX в. настоятель Богоявленского храма священник Петр Алексеевич Никольский открыл церковноприходскую школу, бесплатный приют для бедных и детей, а также учредил общество трезвости. В конце 1930-х гг. храм закрыли. В 1989 г. Богоявленский храм возвращен верующим. Некогда село Бисерово находилось в вотчине Спасо-Андроникова монастыря , о чем мы узнаем из документов 1624 года, в которых упоминается также Богоявленская деревянная церковь. В 1814 году на месте этой церкви поставили новую - каменную, с тем же посвящением празднику Богоявления Господня. Эта церковь и дошла до нашего времени. Построена Богоявленская церковь из кирпича, произведенного на местном заводе села Бисерово. Архитектурный облик храма типичен для классицизма, декоративное оформление фасадов тяготеет по типологии к традициям казаковской школы. Композиция храма построена на сочетании кубического объема основного четверика и закругленных форм венчающей куб ротонды и примыкающего к четверику полукруглого алтаря. Купол венчает стройный барабан с некогда световыми, ныне заложенными, проемами; на барабане покоится луковичная главка. Фасады храма декорированы портиками дорического ордера. С запада на одной оси с алтарем примыкает колокольня, квадратная в плане, четырехъярусная. В ее декоре также используются пилястры дорического ордера, второй ярус украшен рустом. В трапезной было устроено два придела - в честь иконы Казанской Божьей Матери и преподобного Сергия Радонежского. Иконостасы в храме: центральный - с 1890 года, в трапезной - с 1881 года. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». - Богородск (Ногинск), 1992 год.

http://sobory.ru/article/?object=07107

Богоявленский собор (Томск) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богоявленский собор — кафедральный собор Томской епархии Русской Православной Церкви. Находится в городе Томске. Содержание История [ править править код ] Деревянная церковь Богоявленский собор берет свое начало от небольшой Богоявленской церкви, построенной в 1633 году. Называлась она Христокрещенской, была деревянной двухпрестольной: один в честь Крещения Господня, второй во имя преподобного Михаила Малеина (небесного покровителя Государя Михаила Федоровича Романова, при крещении нареченного в честь преподобного Михаила Малеина). Деревянный храм неоднократно страдал от пожаров, но каждый раз снова восстанавливался. Через сто лет, в 1737 году, в храме было уже три придела: во имя Богоявления Господня, во имя пророка Илии и во имя Архистратига Михаила. В апреле 1741 года и эта церковь полностью сгорела на глазах известного ученого-путешественника Иоганна Гмелина, бывшего в то время в Томске. Следующая деревянная церковь была четырехпрестольной: в честь Богоявления Господня, в честь иконы Божией Матери Одигитрии, во имя Архистратига Михаила и во имя пророка Илии. 15 апреля 1770 года на площади произошел пожар. Горели деревянные купеческие лавки близ церкви Богоявления. В результате храм был почти полностью утрачен. Через год 9 июля 1771 года вместо сгоревшей церкви Богоявления Господня вновь была построена деревянная с наименованием собора святого Архангела Михаила. Наконец, 31 декабря 1776 года, было решено возвести на месте обветшалой деревянной церкви каменную. Каменный храм Заложен новый каменный двухэтажный храм был в 1777 году, метров на 50-70 к западу от прежней деревянной церкви (ближе к реке Томь). А на том месте, где у старого деревянного храма находился алтарь и святой престол, по церковному обычаю был устроен небольшой кирпичный памятник (в 1858 году этот памятник убрали и на его месте соорудили Иверскую часовню). Церковь строилась только на средства прихожан и жертвователей, постоянного источника денег на строительство не имелось, поэтому и само строительство шло неравномерно.

http://azbyka.ru/palomnik/Богоявленский_...

Верея. Церковь Богоявления Господня (Космы и Дамиана) в Заречье. Карта и ближайшие объекты Табличка на храме: Богоявленская церковь (что в Заречье) с приделом святых бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших.  Построена на средства купца М.Е.Седельникова в 1777 году. Освящена в 1781 году. Вторая табличка: В этом храме служили священномученик Леонид Прендкович и мученик Алексий Серебрянников, принявшие смерть за Христа в годы гонений на православную веру (память святых совершается 13 октября). Богоявленская церковь (в Заречье) - кирпичная, построена в 1777 году на средства верейского купца М.Е.Седельникова на месте разобранной деревянной церкви свв. Косьмы и Дамиана, 1759 года постройки. В 1781 году церковь была освящена в честь Святого Богоявления с приделом в честь свв. бессребренников и чудотворцев Косьмы и Дамиана, в Риме пострадавших (память 1/14 июля). В 1782 году купец М.Е. Седельников получил благословение пристроить к храму кирпичную колокольню, освященную в 1786 году. Церковь Святого Богоявления является образцом церковного зодчества последней четверти XYIII века. Она представляет собой бесстолпный храм типа " восьмерик на четверике " с ярко выраженной ярусной композицией. Завершенный фронтонами двусветный четверик расчленен на два яруса профилированным поясом, проходящим в уровне венчающих карнизов Алтаря и трапезной. Сомкнутый свод храма несет массивный световой восьмигранник барабана с миниатюрным глухим постаментом и фигурной главкой. Архитектурные и декоративные формы храма-спаренные пилястры на углах, фронтоны, абрис кровли - подчёркивают вертикализм здания.Неболь­шая низкая трапезная связывает четверик с трехъярусной колокольней. Два её нижних яруса, квадратные в плане, несут прорезанный арками восьмерик звонницы, увенчанный каркасным шатром. Реставрационные работы по Богоявленскому храму проводились в 1967-1969 годах трестом " Мособлстройреставрация " под руководством архи-Тектора-реставратора Н.Н.Свешникова. В 1983 году на Богоявленский храм, являющийся памятником истории и культуры регионального значения, был составлен паспорт научного учёта.

http://sobory.ru/article/?object=02397

Гвоздево. Церковь Богоявления Господня. Богоявленская церковь Карта и ближайшие объекты Гвоздево, помещичье село, при колодцах, в 15 верстах от Ростова; в нем 19 дворов и 64 ревизских души, при 64 наделах. Местная каменная пятиглавая, в связи с колокольнею, церковь построена в 1840 г. и имеет три престола: Богоявления Господня, св. прор. Илии и св. Николая. Ранее этой церкви здесь находилась большая, двуглавая, деревянная, с отдельно от нее стоявшею восьмигранною колокольнею. Эта церковь была построена местной владелицей княгиней А. И. Буракиной в 1776 г., но в 1837 г. в ночь с 14 на 15 сентября эта церковь сгорела вместе селом. До постройки же этой церкви в Гвоздеве находились две деревянные же: одна приходская, а другая ружная, при каждой из них состоял отдельный причт. В церкви с. Гвоздева нет ни чудотворных и вообще древних икон, ни древней утвари, облачений и также нет старинных рукописей или книг. На сельском кладбище есть надгробный памятник церковного старосты Ф. И. Диомидова, скончавшегося в 1854 г. июля 24, на 85 г. от рождения. Диомидов много потрудился для украшения своей церкви, которую в 1834 г. обнес каменной оградой и приобрел большой колокол. Всех крестных ходов, совершаемых в приходе, 14. К церкви с. Гвоздева приписано 34 десятины земли и приход из 5 селений. А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Каменная церковь во имя Богоявления Господня с приделами св. пророка Илии и св. чудотворца Николая до сих пор стоит на краю села Гвоздева. История строительства здания прослеживается достаточно подробно по архивным источникам. До каменной в селе стояли две деревянные церкви – Воскресенская и Богоявленская с приделом св. пророка Илии. Богоявленская церковь была построена в 1765 г. иждивением владелицы Гвоздева, княгини Александры Ивановны Куракиной. Воскресенская церковь к этому времени обветшала, указом консистории от 15 декабря 1765 г. велено было здание разобрать и продать «на строение или на топление церковное, или же на печение просфор». Сохранилось описание Богоявленской церкви: «расположением весьма немалая об одном этаже, двуглавая. В ней стены тесаныя, окон десять, в них вставлены оконницы стеколчатыя и решетки железныя. Входная дверь из паперти одна Крыша на всей церкве деревянная, главы чешуйчатыя деревянныя, кресты обитые жестью. Колокольня построена от паперти отдельно деревянная, осьмиугольная, на ней крыша тесовая шпилем, глава деревянная чешуйчатая, крест обит белой жестью».

http://sobory.ru/article/?object=03433

Глава шестая. Шестое Богоявление Аврааму. Завет нового имени и обрезания 6.1. Явление Эль-Шаддая, Бога Всемогущего. И вновь Богоявление Аврам был девяноста девяти лет, и Ягве явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним, и сказал: Я – вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов ( Быт. 17:1–4 ). Происходит новое Богоявление и обновление Завета с Авраамом. На сей раз, этот Завет получает свою печать – печать имени и печать обрезания. Аврам был девяноста девяти лет... Почему Господь так долго медлит с исполнением обетования, данного избраннику Своему? Ведь у Авраама все еще нет законного сына от Сарры, жены своей, а, при этом, он уже столько раз слышал от Бога о многочисленном потомстве своем? Это происходит таким образом, чтобы: – испытать терпение и веру Авраама; – показать всемогущество Божие, побеждающее старость Авраама, старость и неплодие Сарры; – сын обетования родился не от юношеской страсти, а в бесстрастии, от силы Божией. О первых двух причинах рассуждает св. Иоанн Златоуст : «Для чего Он [Бог – Г.Ф.] медлил столько времени? Для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособною к деторождению, потому что тело (Авраама) уже увяло и иссохло от старости, – тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника, и являя Свою силу, (Бог) исполняет Свои обетования» 530 . О последней причине говорит блаж. Августин: «(Исаак) сын обетования, который служит образом благодати, а не природы: потому что обещается сын от старика и старухи, к тому же, и неплодной» 531 . И вот, вновь Богоявление – Ягве явился Авраму, девяностодевятилетнему старцу. Вновь, как и в Сихеме, Ягве явился (вайэра Ягве). Авраам зрит Господа. Святые отцы дают догматически выверенное разъяснение этого явления Ягве Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глебово. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Не действует.   Престолы: Богоявления Господня , Илии Пророка , Николая Чудотворца Год постройки:1824. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., Старицкий р-н, п/о Бабынино, село Глебово Координаты: 56.411661, 35.163156 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Богоявленская церковь в селе Глебово, памятник архитектуры XIX века. Построена в 1824 году, в стиле позднего классицизма, белокаменная, ротонда на четверике, перекрыта полусферическим куполом, на который поставлена маленькая декоративная главка. Ротонда опирается на пилоны, вплотную примыкающие к стенам. Северный и южный фасады украшены четырёхколонными белокаменными карнизами. Трёхъярусная колокольня построена в1825 году в стиле позднего классицизма из кирпича и оштукатурена с применением в декоре белокаменных деталей. В 1565 году Ильинское (Глебово) было пожаловано царем Иваном Грозным Старицкому Успенскому монастырю. В описи принадлежащих Старицкому Успенскому монастырю земель и имущества, составленной в 1607 г., с. Ильинское (Глебово) перечисляется как одна из многолюдных и богатых монастырских вотчин. Ему было приписано 22 деревни и 11 пустошей. В описной книге Старицкого Успенского монастыря 1741 г. о селе Глебове говорится: «Село Глебово на речке Жидоховке, в том селе двор монастырской, другой скотной. Келья посельскаго монаха малая; погреб и надгробица деревянныя». Далее идет описание построек, скота, хлеба и посевов. В описании Глебова за 1760 г. хозяйство монастыря приведено в большем размере. В следующих описаниях Успенского монастыря вотчина больше не упоминается, видимо с. Глебово к 1764 г. уже не принадлежало монастырю. В с. Глебове находится каменная церковь, построенная в 1824 г. на средства прихожан. Первое же упоминание о церкви относится к 1689 г., когда согласно «ввозной» грамоте на селе была построена деревянная церковь. Новый храм имел три престола: главный - во имя Богоявления Господня и приделы: правый - во имя Пророка Ильи и левый - во имя святителя Николая. Приделы расширены в 1888 г. Живопись в приделах произведена в 1913 г. старицким художником Василием Юрловым. Прихожане были из с. Глебово, деревень Бабынино, Чудово, Смагино, Возницы, Шилово, Черново, Десятины, Березниково, Попово, Ушаково, Волково, Деулино. В приходе было 532 хозяйства, проживали 4085 человек (1921 мужчина и 2164 женщины).

http://sobory.ru/article/?object=10160

Демянск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:1780. Год утраты:Не установлен. Адрес: Новгородская обл., Демянский район, п.г.т. Демянск. Соборная пл. Координаты: 57.642859, 32.464423 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Кирпичный однокупольный храм с трапезной и трехъярусной колокольней, сооруженный в 1780 г. в формах классицизма. Имелись Казанский и Никольский приделы. Статус собора храм получил в 1830 г. Закрыт в 1929 г., перестроен под клуб, позже сломан. http://archive.is/sgUSL В XVIII веке на этом месте уже значился Демянский погост и село Демянск. В 1824 году село было переименовано в уездный город. По данным за 1863 год, в нем проживало 1696 человек, было 7 ломов каменных и 216 деревянных, 22 лавки, кожевенный завод, училище, больница. И стояли в центре города две церкви: одна деревянная и одна каменная. Деревянная церковь во имя Святого Николая Чудотворца находилась на месте каменной часовни (в парке). История ее такова. Церковь впервые была освящена 6 ноября 1655 года, при царе Алексее Михайловиче и митрополите Великого Новгорода и Великих Лук Марке. Об этом свидетельствовала надпись на напрестольном кресте. Там же была указана и дата основания прихода г.Демянска - 1654 год. Церковь эта сгорела. И вместо нее была построена новая деревянная церковь с тремя престолами: главный престол - во имя Николая Чудотворца, другой - во имя архангела Михаила и третий - во имя Иоанна Богослова. Они вновь освящались 8 мая 1785 года. А в 1859 году церковь была перенесена церковным старостой, демянским купцом Николаем Трошеновым, на городское кладбище, где и устроена во имя Мученицы Параскевы Пятницы. (В 1911 году она была перестроена по причине ветхости). Недалеко от деревянной церкви, на левом берегу р.Явонь, в 1780 году прихожанами была построена большая каменная церковь с тремя престолами: главный - во имя Богоявления Господня, южный - Св. Николая Чудотворца и северный - Казанской Иконы Божией Матери. В 1830 году церковь была переименована в Собор и причислена ко 2-му классу. Богоявленский Собор стал настоящим украшением центральной площади Демянска и главным храмом прихода.

http://sobory.ru/article/?object=41137

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010