Высшее заведывание ντο ξεννος προσταδα, однако, принадлежало светскому лицу, и в качестве таких патронов ксенодохия Сампсона в X в. Метафраст называет протоспафариев Льва и Варду 444 . Что касается состояния данного богоугодного заведения, то оно, как это, впрочем, всегда бывает с общественными учреждениями, лишёнными деятельного контроля, оставляло, к сожалению, желать очень многого. Несмотря на свои доходы, ксенодохий преп. Сампсона нередко не имел в достаточном количестве даже такого продукта, как оливковое масло 445 . Сами служащие, вроде названного Генесия, были сплошь да рядом небрежны и негодны, и святому из-за гроба приходилось вмешиваться в порядки своего любимого учреждения, наказывая нерадивых чиновников параличом 446 . Относительно византийских больниц – носокомий, некоторые подробности находим в житиях преп. Луки Столпника и Феофилакта Никомидийского. Первое даёт понять, что в константинопольский носокомий Эвбула принимались не только больные из числа жителей столицы, но также подобранные в её окрестных пригородах, например, в Халкидоне 447 , а второе рассказывает, что создав при главной церкви Никомидии лечебницу (ατρεον), преп. Феофилакт завёл при ней врачей и штат прислуги и снабдил её кроватями и постелями 448 . Любопытнейшее указание на существование в Константинополе специального убежища для психически ненормальных, или как думали тогда, для бесноватых людей, содержится в житии преп. Андрея Юродивого. Когда последний начал юродствовать, то его сострадательный хозяин, принимая юродство за умопомешательство, поместил своего слугу при храме муч. Анастасии, и дал присматривавшему за больными парамониту денег, с просьбой получше ухаживать за Андреем. Однако, согласно обычной практике, преподобного держали в качестве бесноватого в цепях, и по прошествии четырёх месяцев, видя, что его мнимые сумасбродства не прекращаются, выпустили на все четыре стороны, странным образом предоставляя «бесноватому» свободу среди миллионной столицы 449 . Таковы данные наших агиографических источников относительно общественной медицины и благотворительности, которые, сосредоточиваясь в византийских городах, вносили в их культуру одну из самых отрадных черт. Мы видим, что жители городов были более или менее обеспечены медицинской помощью, со стороны городских врачей, применявших старо-греческие, вполне научные методы лечения 450 . Бедные больные, равно как беспомощные старики, брошенные дети и беременные женщины, находили приют в специальных богоугодных заведениях, устроенных по инициативе церкви, государства или частных лиц. В этой системе публичной благотворительности, помимо христианских начал милосердия, сказываются ещё и лучшие традиции античности, которая теснотой жизни в городах-полисах и оживлённым культурным обменом, приучала людей к чувству солидарности, и воспитывала в индивидууме сознание, что окружающая общественная организация является для него началом не только охраняющим, но также поддерживающим и оказывающим помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Граф Закревский счел нужным особым отношением представить эти сведения министру 1162 . На основании всех этих данных Бибиков нарядил следствие, поручив произвести оное бывшему члену совета министерства внутренних дел, Н. П. Безаку, изумлявшему своим невероятным усердием к службе 1163 . Зная продажность своих писарей и уменье раскольников узнавать обо всем нужном, Безак каждый вечер зашивал все свои бумаги в подушку, чтобы их не похитили, или не прочитали во время сна. Подчиненным своим он не позволял отходить от себя ни на шаг, чтобы они не выдали секрета: они даже ходили за ним в баню с бумагами под мышками. Такое рвение должно было увенчаться успехом. Безак узнал все, что было нужно, и между прочим, что федосеевцы часто лишали наследства не только племянников, но и сыновей; что из домов умерших капиталистов обыкновенно деньги уносились на кладбище каждым раскольником; что старшины кладбища, которые все купцы и фабриканты, держат и у себя и в приютах беспаспортных, беглых и проч. 1164 По следствию обнаружилось также, что преображенское кладбище обратилось в своего рода учреждение, управлявшее раскольниками по всему государству, с разделением его как бы на округи, в которые посылались правители и наставники, чрез что раскол как бы смыкался в отдельные гражданские общины, под влиянием возмутительного учения, обнаруженного из рукописей, найденных на преображенском кладбище 1165 . Когда, в конце того же 1853 года, результаты следствия доведены были министром до сведения Государя, последний повелел (21 декабря) предпринять самые энергические меры по отношению к кладбищу и его старшинам. Наиболее скомпрометированных следствием из последних приказано было удалить из Москвы, а менее вредных оставить в столице под надзором местного начальства. Самое кладбище велено было передать в ведение совета императорского человеколюбивого общества и ограничить значением благотворительного и притом только временного учреждения, а для этого – всех лишних людей (разных псаломщиков и псаломщиц, малолетних клирошан и т.п.) удалить с кладбища, иногородних выслать на родину, и оставить только призреваемых; но их, по мере уменьшения (через смерть, выбытие или перемещение в правительственные богоугодные заведения), сосредоточивать в зданиях богаделенного дома по удобству и постепенно, с тем, чтобы, по очищении корпусов, закрыть их или дать им другое назначение; хозяйственную часть богаделенного дома вверить эконому и другим управителям, выбираемым из числа призреваемых смотрителем кладбища; и подчинить строгому контролю, чтобы не было безгласных ни расходов, ни доходов 1166 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

на неделе своего говенья: не легче ли во все это время бывает наша мысль и не более ли мы способны бываем при такой обстановке размышлять о предметах духовных, в-особенности же сознавать качество своих дел, т. е. добрые ли они или худые? А это происходить именно оттого, что в уединении связь души нашей с телом ослабляется, а с видимой природой как-бы и совсем прерывается. И так не еще ли более душа способна будет сознавать себя, мыслить и чувствовать, когда совершенно прекратится ее связь с телом, когда она выйдет из этой темницы тела? Если в слове Божием смерть и называется «сном 13 », а умершие «почившими 14 »: все то относится лишь к телу, а отнюдь не свидетельствует о сонном состоянии самой души за гробом. Св. Дорофей учит: «ничего не забывает душа из того, что она сделала в сем мире, но все помнит по выходе из тела, и притом -- еще лучше и яснее, как освободившаяся от земного тела сего 15 ». Спрашивают: «какая же после этого нужда в суде всеобщем и страшном»? После частного суда воздаяние еще не может быть полным; потому что человек состоит из души и тела, следовательно, должен быть награжден или наказан на вечные времена только-лишь в душе и теле. Для некоторых же мертвецов не может быть полным воздаяние это и по существу самых дел их. Каким образом? Последствия их дел раскрываются в дальнейшем времени. Хоть, они сами умерли, но дела их долго живут после них. Именно одни, не действуя лично, еще продолжают в среде живых прославлять Бога своими трудами и служить этими трудами ко спасению других (как на прим. все религиозно-просветительные писатели, все учредители или строители богоугодных заведений). А другие напротив не перестают и после смерти своей хулить Бога и губить души людей, на-прим. своими безбожными и соблазнительными сочинениями, которая остались после них и переходят из рук в руки, принося плоды по роду своему. Так св. Златоуст жил еще в IV веке: но он и доныне назидает и спасает многих своими толкованиями слова Божия и разными поучениями. Эти плоды его трудов, проявляющееся продолжение целых веков, не должны ли усугубить и награду ему у Господа-Бога? И Магомет жил в VI веке: но лживая вера и соблазны со стороны той веры, которую он придумал, и доселе иных привлекают к себе из других религий, а тех, которые родились в его законе, крепко держат в душепагубном закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

По результатам бурных дискуссий была создана рабочая группа, которая внесла соответствующие изменения в устав и должностные инструкции Колледжа полиции, профессионального учебного заведения для сотрудников полицейской службы в Англии и Уэльсе. По новым должностным инструкциям полиция обязана обеспечивать беспрепятственный доступ священникам и другим религиозным служителям к тяжело раненным жертвам на местах преступлений. «В критический момент жизни подобная духовная, а также семейная поддержка может иметь огромное значение для каждого, кто пребывает на грани жизни и смерти, – напоминает Джон Уилсон, архиепископ Саутуоркский. – Для католиков огромное значение имеет помощь священника, который может отпустить грехи, помазать умирающего и прочесть напутственные молитвы – то есть провести так называемые Последние обряды. Мы глубоко благодарны за это». Архиепископ Уилсон и заместитель помощника комиссара столичной полиции возглавляли рабочую группу по внесению изменений в инструкции. Кроме них, в группу входили отец Лиам Брэдли, священник епархии Меневии; главный капеллан полиции в городе Дифед-Поуис от Уэльса; кардинал Винсент Николс от Вестминстера и комиссар столичной полиции Крессида Дик. Католический союз сразу же связался с лидерами политических партий, чтобы выразить обеспокоенность в связи с действиями полиции против духовенства. Найджел Паркер, исполнительный директор Католического союза мирян, со скорбью вспоминает смерть Эймса без покаяния. «Мы все были глубоко потрясены известием об убийстве сэра Дэвида, – говорит Паркер. – Он был верным другом Католического союза и тружеником во многих наших богоугодных кампаниях. Хорошо, что удалось выработать новые инструкции, которые запрещают полицейским отказывать священникам в доступе к пострадавшим на местах преступлений, в особенности когда те нуждаются в Последних обрядах. Тем не менее, нам всем предстоит еще немало потрудиться, чтобы каждый сотрудник государственных служб осознал, как много значат таинства для верующего католика. Католический союз продолжит свою кампанию ради изменения культуры отношения к верующим везде и всегда, где это насущно необходимо».

http://azbyka.ru/news/britanskim-policej...

В особенности же консистории, генерал-супер-интенденты и пробсты обязаны строго наблюдать в подведомственных им округах за тем, чтобы учение их исповедания было излагаемо и исповедуемо во всей его чистоте и согласно с лютеранскими символическими книгами. Если же до сведения пробстов или генерал-супер-интендентов дойдет, что некоторые проповедники высказывают мнения, уклоняющиеся от лютеранского учения, то сначала они должны стараться прекратить зло мерами кроткими, одушевленными христианскою любовью, увещаниями и посредством точных, на Св. Писании основанных объяснений, разрешая все их сомнения, обращать на путь истины. Что касается числа проповедей, которые должны быть произносимы в определенные для того дни, то по русским законам (ст. 263), каждый лютеранский приход должен сообразоваться с правилами, действовавшими до 28 декабря 1832 года. Изменения этих правил делаются не иначе, как по распоряжению или с разрешения местных консисторий, которые для всякой предполагаемой перемены этого рода испрашивают согласие генеральной консистории, а последняя о своем решении доводит до сведения министерства внутренних дел. Только заурядные пасторы произносят в год до 100 проповедей; ревностные же, не оставляющие без проповеди и треб (в особенности крещений, браков и погребений), произносят в год от 300 до 500 проповедей. В городах главное лютеранское богослужение должно начинаться в 9 или по крайней мере, не позже 10 часов утра; в деревнях же его следует совершать как можно раньше, особенно зимою, чтобы оканчивать его не слишком поздно и дать возможность пастору хотя произнести проповедь в одном из селений, входящих в состав его прихода. Если в городе несколько кирок, то богослужение в них должно начинаться в один и тот же час, который для всех дней вообще, а для некоторых особо назначается однажды навсегда (ст. 793). В богоугодных заведениях, где отправляется особенное богослужение, все должно оставаться по заведенному учредителем порядку как относительно начала, так и времени продолжения службы. Если же в атом отношении оказывается нужным изменить постановление, сделанное самим основателем богоугодного заведения, то, по рассмотрении обстоятельств дела, консистория обязана донести об атом, чрез генеральную консисторию, министерству внутренних дел. В некоторых местностях в одной и той же кирке богослужение отправляется для двух обществ различных протестантских исповеданий, сначала для одного, потом для другого. Недоразумения, возникающие относительно времени богослужения для того и другого общества, разрешаются консисторией, которая о своем постановлении доводит до сведения генеральной консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

31. Служение в кладбищенской церкви Покойному же архипастырю обязана лавра, установлением, с 1868 года, заупокойных, субботних служений в кладбищенской церкви, начиная со дня Пасхи по 1–е октября, с поминовением на них почивающей на кладбище лаврской братии. 32. Научно – ремесленное училище Памятником просвещенной деятельности в лавре покойного архипастыря, любви его и внимания к нуждам простого народа, служит открытое им, в 1869 году, на лаврские средства, научно-ремесленное училище, для крестьянских православных мальчиков, с постоянным в нем содержанием 2–х пансионеров, на собственные его средства, ежегодно им вносимые от 150 до 180 р. Еще в 1868 году сделано было им распоряжение об открытии народного училища при лавре. Но недостаток средств воспрепятствовал осуществиться этому благому предприятию раньше 1869 года. В этом году училище открыто в лаврских зданиях, на 10 лаврских пансионеров; тогда же, даны были в руководство для него особые правила, с предоставлением, по окончании каждого учебного года, пересматривать их и улучшать, согласно указанию опыта; составлено расписание часов для занятий в классах и мастерских; назначены учителя и мастера для обучения, и, для обзаведения училища, на первый раз, учебниками, книгами и проч., пожертвовано преосвященным, из собственных средств, 200 рублей. В том же году потупило в училище 15 крестьянских мальчиков, какое число из года в год увеличивалось. В настоящее время пансионеров в училище 15 полных (в том числе два покойного архипастыря) и пять неполных. Расходы по содержанию училища, с пансионерами, простираются до 2 тысяч рублей. Сказать нужно, что покойный преосвященный, и умирая, не забыл, так сказать, своего детища, – в предсмертном своем завещании он записал на лаврское училище 2,500 рубл. С тем, чтобы, на проценты от этой суммы, лавра содержала на его счет двух пансионеров. 33. Ежегодные пожертвования лавры Кроме пожертвований, собираемых по кружкам Свят. Синода и отсылаемых на разные богоугодные заведения, лавра, при покойном архипастыре, делала ежегодные пожертвования: а) в пользу бедных духовного звания – 25 рублей, б) в Миссионерское общество – 100 руб. в) в пользу больных и раненных воинов – 100 рублей, г) в пособие духовно-учебным заведениям Волынской епархии 300 р., итого 525 рублей.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

б) приведение в исполнение инструкций и решений общего собрания; в) представление губернаторам актов общего собрания об избрании лиц для ведения метрических книг (наставников, настоятелей) или старост на предмет внесения сих лиц в реестр; г) составление сметы расходов и доходов на предстоящий год; д) содержание молитвенных зданий, богоугодных и иных учреждений общины; е) хранение принадлежащих общине капиталов и имущества, заведование оными, а также ведение счетоводства; ж) прием пожертвований и пособий, добровольно предоставляемых молитвенным зданиям и богоугодным заведениям, а также заведование разрешенным подлежащими властями сбором пожертвований; з) совершение, по определению общего собрания, законных актов на приобретение недвижимых имуществ и на отчуждение таковых; и) избрание и уполномочие поверенных от лица общины и й) представление к надлежащему утверждению уставов, основываемых при общине учреждений. Примечание. В ежемесячных поверках и засвидетельствовании метрических книг (п. а ст. 24) духовные лица, настоятели и наставники, в случае ведения ими означенных книг, не участвуют. 25. В общинах, управляемых без участия совета (ст. 21), на духовном лице (наставнике, настоятеле) лежат все обязанности совета, за исключением ежемесячной поверки и засвидетельствования записей метрических книг и представления губернаторам актов общего собрания о возложении на настоятелей или наставников ведения метрических книг. В сем случае поверка и засвидетельствование метрических книг производятся особо избранными для сего общим собранием доверенными лицами (п. г ст. 19), а представление губернатору (градоначальнику) актов об избранном для ведения метрических книг духовном лице (настоятеле, наставнике) делается председателем общего собрания. 26. Представительство по делам общины и исполнение обязанностей, возлагаемых настоящими правилами на духовное лицо, настоятелей и наставников, за исключением ведения метрических книг, может быть поручаемо общинами особым избранным или назначенным для сего лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нельзя не поблагодарить при этом А. Ф. Лаврова за его умные, основательные и благонамеренные статьи по настоящему вопросу. У меня есть они, и я с удовольствием их читал и перечитываю. Я получил также от г. Елагина, который лично мне неизвестен, два выпуска книги, под заглавием: «Предполагаемая реформа Церковного Суда». Но кто автор этой книги, неизвестно. Не знаете ли Вы? 1058 . Как Ваш Архипастырь 1059 , так и прочие Владыки, возложили, как Вы пишете, труд составления отзыва о проекте нового суда на подчиненных им лиц, но мне приходится самому исполнять эту коммиссию, признаться, весьма нелегкую. У меня нет для подобных дел благонадежных помощников. Правда, на сих днях пришло мне на мысль пригласить к участию в этом труде одного молодого наставника Семинарии – вдового священника, и я поручил ему рассмотреть последнюю часть проекта – о делах изъемлемых из ведомства суда духовного, но не знаю, исполнить ли он мое поручение с успехом. Как известно из газет, некоторые Владыки и Консистории представили уже свои отзывы, но я только лишь приступаю к делу. Причиною такого замедления с моей стороны частию трудность самого дела, при исполнении ежедневных обычных дел, а частию расчет на отдаленность срока, к которому должен быть представлен отзыв. Преосвященный Архиепископ Василий 1060 , который проводил лето в своем Витебском имении, сказывал мне, что для представления отзывов о проекте предположен был Св. Синодом годичный срок. Следовательно до Июля месяца, когда получен мною Указ с проектом, думаю, времени еще довольно. Но боюсь, как бы не обмануться мне в этом расчете. Представил ли свой отзыв Ваш Владыка? Приятно слышать, что о. протоиерей М. И. Богословский , который был в числе Членов Комитета, не разделяет взглядов проф. Б. Не известно мне, на которой стороне был Председатель Комитета, неужели на стороне Б? Если у Вашего Преосвященства имеются еще какие либо новые сведения по этому интересному предмету, благоволите сообщить мне и, если можно, без замедления». По делу возобновления и освящения церкви при Витебских богоугодных заведениях, 26-го числа дана была мною следующая резолюция: «1) По 12-му п.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Примечание. Собираемые в пользу Гроба Господня в Иерусалиме в кружки, учрежденные при церквах, на основании указа 29 Октября 1834 г., приношения доставляются ныне не в Святейший Синод, как было предписано этим указом, а в Хозяйственное Управление. (Указ. 23 Августа 1865 г.) 8 Кружки для нищих и убогих и богоугодных заведений Для сбора подаяния от доброхотных дателей, губернским земским учреждениям и Приказам Общественного Призрения предоставляется иметь двоякого рода кружки: 1) для нищих и убогих и 2) для богоугодных заведений. Деньги, высыпаемые из кружек первой категории, раздаются, согласно назначению, неимущим, находящимся вне заведений Общественного Призрения, а получаемые из кружек второй категории – отсылаются в кредитные учреждения, и только проценты с этого последнего сбора употребляются на подкрепление средств заведений Общественного Призрения. (Ст. 285 т. 13 Уст. Общ. Призр. по прод. 1876 г.) Примечание. В отношении кружечного сбора в пользу Одесских богоугодных заведений, тамошние городская Дума и Управа заменяют Губернские Собрания и Управу. (Там.) Означенные в предыдущей статье кружки выставляются как в губернских так и в уездных и других городах, при соборных и других значительных церквах на папертях, на местах открытых при самом входе в церкви. (Ст. 286 там.). Губернаторы, по соглашению с местными Епархиальными Преосвященными и с Губернскими Земскими Управами (где таковые открыты), определяют: при каких именно церквах, в городах вверенной каждому губернии, удобнее и для самого сбора приношений полезнее учредить кружки, и списки таких церквей сообщают Губернским Управам или Приказам, каждый по своей губернии, для сведения. (Ст. 287 там.) Примечание. Во избежание затруднений, могущих быть при некоторых церквах от большего количества кружечных сборов, кружки для нищих и убогих и для богоугодных заведений могут быть выставляемы по усмотрению Преосвященных только при таких церквах, при которых учреждение этих кружек не будет иметь влияние на уменьшение кружечных сборов в пользу других предметов. (Указ. 17 Июня 1867 г. 27.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Благочестивое усердие греческих императоров и, по их примеру, русских князей всегда поддерживало за монастырями право на недвижимые имущества. Не задолго до крещения св. Владимира, император Никифор Фока (963–969) определил – было не строить вновь монастырей, богаделен и других богоугодных заведений, но поддерживать только существующие, и в конце указа присовокупил: отселе никому не позволяется передавать каким бы то ни было образом никаких мест, ни земель в пользу монастырей или странноприимниц, и даже митрополий и епископий. Но сие постановление император Василий Багрянородный отменил указом, апрел. 987 г. В сем указе между прочим сказано: «И от иноков, известных по своему благочестию и добродетельному житию, и от многих других мы узнали, что постановление покойного императора Никифора о церквах Божиих и богоугодных заведениях, или лучше сказать, против церквей Божиих и против богоугодных заведений, было причиною и источником настоящих бедствий, неустройств и смятений в целой империи, так как оно служит не только к оскорблению сих церквей и богоугодных заведений, но и самого Бога. Такое мнение о причине бедствий оправдывается и самым делом. Посему настоящим хризовулом мы отменяем упомянутое постановление, с тем, чтобы оное с настоящего дня не имело никакого действия, а оставались в своей силе изданные прежде сего законы о церквах и святых учреждениях» 287 . На основании обычая и правил греческой Церкви, и русские монастыри владели недвижимыми имуществами. Печерская обитель имела села, жители которых обязаны были трудиться для обители. Монастырское хозяйство было под присмотром иноков. Но не вдруг монастырь обеспечен был в своём содержании. Часто средств монастырских не доставало для пропитания многочисленной братии. Иногда повечеру не знали, чем накормить братию поутру. В таких случаях особенно обнаруживалась твёрдая вера Феодосия в Божественную помощь. Всегда благодушный сам, он утешал и братию. «Не будем, – говорил он, – заботиться о плотском. Не забывайте слова Господня: Не пецытеся, что ямы, или что пием, или во что облечемся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010