Высокое наименование не возвысит заведения, если устройство сего не соответствует достоинству оного, а при благоустройстве заведения самое простое наименование его может сделаться почетным. Если почему-либо не признано будет удовлетворительным наименование русских богоугодных заведений в Иерусалиме, то можно присвоить им наименование русской странноприимной обители, так как сие наименование не ограничивается строго значением монастыря ( Филим. 22 ), и в России дается и неимеющим монашества богоугодным общежитиям. На сие прилично испросить соизволение блаженнейшего патриарха иерусалимского. II. В записке полагается для русских в Иерусалиме богоугодных заведений «создать особую духовную должность настоятеля, наместника или игумена», и далее говорится, что «игумен мог бы быть архимандритом». Еще далее говорится в записке, что в главе миссии мог бы быть архимандрит, и вместе с ним другой настоятель. Здесь имена и предметы представляются в несообразимом смешении. Настоятелем называется обыкновенно главный начальник обители. Следственно над архимандритом, который называется главою миссии, поставляется еще выше, настоятель. Постановление несообразное с наименованием главы миссии, ровно как и с существом дела. Предлагается на выбор создать настоятеля или наместника. Наместником называется в монастырях второе лицо по настоятеле, которое, в случае нужды, заступает его место? Следственно, если создать наместника, то надобно будет создать еще что-нибудь выше его; иначе у кого будет он наместником? Какая мысль заключается в изречении: «игумен мог бы быть архимандритом» – не понятно. III. В записке при настоятеле не полагается ни священнослужащих, ни братства монашествующих, а только письмоводитель и эконом из духовных лиц, и находимые им помощники из поклонников. Организация – несоответствующая наименованию настоятеля. IV. В записке излагается следующее предположение: «присутствие в Иерусалиме двух русских духовных сановников не представляло бы никаких затруднений: настоятель имел бы свой определенный нравственный и хозяйственный круг действий, а начальник миссии продолжал бы заведывать высшими делами церковных сношений между Святейшим Синодом и восточными патриархами иерусалимским, антиохийским и александрийским».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Архитектором проекта стал С. У. Соловьев, инженерами — В. Ольденбург и И. Федоров, фигуры заметные в области инженерного дела начала века. Инженерное обеспечение больницы было подчинено задаче наибольшего удобства для больных и посетителей: кроме обязательных водопровода, канализации, парового отопления, спроектирована вентиляция, автономная для палат, с одновременным увлажнением воздуха. Средства Медведниковых приумножились богатым пожертвованием потомственной почетной гражданки Александры Карповны Рахмановой. На ее деньги в 1910 году к медведниковской богадельне присоединился отстроенный корпус-богадельня на 60 кроватей. Великая княгиня Елизавета Федоровна На торжественном открытии медведниковской больницы присутствовали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна . Чин освящения нового богоугодного заведения совершал высокопреосвященнейший Владимир (Богоявленский) Митрополит Московский. Первым главным врачом и директором больницы стал Степан Яковлевич Попов. По архитектурному проекту С.У. Соловьева здания ансамбля больницы и богадельни были поставлены в ряд, параллельно Большой Калужской улице. Перед ним располагался широкий палисад, впоследствии уничтоженный при расширении проезжей части Ленинского проспекта (бывш. Б. Калужской ул.). Сам проект был выполнен в стиле модерн, в его национально-романтическом направлении. Объемно-пространственная композиция центральной части ансамбля скомпонована в виде объемов сложной формы с несимметрично выступающими крыльями. Оба корпуса завершаются объемами двух храмов, восходящих к псковским и новгородским прототипам. Соловьев творчески интерпретировал образы псковских обителей, в которых композиция строилась по живописному принципу, а не по принципу строгой симметрии. Центром ансамбля является открытый двор, вокруг кото­рого группируются главные постройки. Заказчиком был оп­ределен набор строений, необходимых для обеспечения благотворительного заведения. С.У. Соловьев блестяще справился с поставленной задачей, так как не только решил проблему воплощения художественного образа, но и создал функционально очень удобный комплекс.

http://pravmir.ru/sto-let-dobrodelaniya/

87 В первые годы существования наших странноприемных заведений за продажу воды выручались довольно значительные суммы, причислявшиеся обыкновенно к «местному доходу», а именно: в 1865 г. – 493 р. 81 ¼ к.; в 1866 г. – 238 р. 77 ½ к. и в 1867 г. 156 р. Но потом, когда число наших паломников в Иерусалиме значительно возросло, и когда некоторые зимы иерусалимские оказывались без дождей, как напр., в 1870 и 1888 годах, то водяной вопрос на русских постройках в Иерусалиме сильно беспокоил заведующих ими и «внушал серьезные опасения». В 1870 году консул Кожевников рекомендовал Палестинской Комиссии «предоставить нашим поклонникам и поклонницам, а равно и прочим живущим в наших заведениях приобретать себе воду на их собственные средства покупкой от феллахов, занимающихся продажей приносимой из разных дальних источников воды», но Комиссия, чтобы не было «вражды и неудовольствий» со стороны паломников, ассигновала на покупку воды 500 р. золотом, которыми, однако же, не пришлось воспользоваться, благодаря «неожиданным сильным дождям, начавшимся в феврале настоящего года». 88 В 1888 г. консул Бухаров для устранения водяного «бедствия» рекомендовал ограничить наплыв богомольцев, но министерство иностранных дел и великий князь Сергей Александрович как председатель Комиссии, признали наиболее «целесообразным» высылать паломников из Иерусалима, покупать воду на базарах «всем более состоятельным» паломникам и бесплатно выдавать имеющуюся в цистернах воду «возможно бережливо» лишь беднейшим из них. Но и на сей раз «проливной» дождь, выпавший также неожиданно 16 апреля, предотвратил надвигавшееся «бедствие». Настоятельная необходимость и «действительно важная потребность» – «расширение наших водоемов и устройство новых ввиду удвоения числа русских богомольцев и ожидания еще дальнейшей их прибыли» 89 , сознавалась весьма хорошо Палестинской Комиссией еще в 1884 г., но не было предпринято новых работ в этом направлении, очевидно, опять в силу присущей ей «мнительной осторожности». Единственная сторона жизни наших богоугодных заведений в Иерусалиме обращала на себя особенное внимание и вызывала настойчивые заботы со стороны Комиссии – это разведение садов при наших постройках.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В 1884 году по произведенному надворному описанию Елисаветградского уезда, уезда, как известно, не бедного, оказалось, что в этом уезде, среди одного сельского населения, лица неспособные к труду и нуждающиеся в призрении составляют значительный процент, приблизительно 1¼% всего населения уезда, т. е. около четырех тысяч человек, а на всю губернию, считая сельское население её в 450,000, по такому расчету придется 14,375 человек. Что же делало земство для устранения таких насущных потребностей? А вот что. Не считая почему-то обязательным для себя увеличивать количество полученных от приказа общественного призрения заведений, а таких на всю губернию: две богадельни с 210 призреваемых и один сиротский дом с 80 призреваемых, оно ограничивалось выдачей на руки пособия от 3 р. до 5 р. в месяц, в первое десятилетие –185 лицам, что составило, по десятилетней сложности, сумму в 5365 р., а во второе – 320 лицам, что составило, по той же десятилетней сложности, 10,916 р. 120 Сколько же, спрашивается, несчастных, при таком ограниченном количестве пособий, оставалось без всякой помощи? Да и могли ли принести действительную помощь самые пособия, когда они давались по рукам и могли, следовательно, расходоваться не на действительные потребности? Вот посильное изображение того состояния, в каком находится дело призрения в нашем отечестве. Если в самых столицах, где действуют, и действуют с успехом, комитеты по разбору и призрению нищих, количество одних забираемых полицией бывает более 1000 121 , то какое же количество их там, где, как в селах, уездных и даже губернских городах, они могут разгуливать сколько душе угодно; если даже там, где столько разных богоугодных заведений, с ними не знают, как жалуется Московский комитет по призрению нищих, куда деваться 122 , то что же сказать о провинции, где богадельни и приюты существуют в самом ограниченном количестве? Но что же, и так, делать? Как поступить? Быть может, последуя примеру некоторых западных государств, и нам не излишне было бы несколько строже провести (в принципе оно высказано) обязательное для обществ призрение бедных? Ведь оно введено не где-либо, а в таких солидных государствах, как Англия и Германия! Чего, кажется, лучше? И действительно, некоторые из наших ученых далеко не прочь порекомендовать нам эти образцы запада.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Вследствие сего и желая и в этом случае действовать прямым и открытым путем, не прибегая к сделкам на месте, я долгом считаю обратиться к Вашему Сиятельству с покорнейшею просьбою, не изволите ли Вы, милостивый государь, признать возможным в видах сбережения капиталов, определенных на устройство богоугодных заведений в Палестине, исходатайствовать у турецкого правительства, чтобы те материалы, которые будут привозиться в Яффу собственно для наших в Иерусалиме построек, до окончания сих построек были освобождены от таможенных пошлин и досмотра в Яффе, а досматривались только в Иерусалиме в присутствии депутата от императорского консульства для удостоверения таможни в присылке к нам одних строительных материалов и предметов, нужных для наших заведений, а не товаров для продажи. Это наше ходатайство основано на вышеизложенном австрийском примере и в точности с оным сообразно. Ваше Сиятельство изволите сами усмотреть, как важно было бы для успеха начатых работ освобождение богоугодного капитала от таможенных расходов, т. е. дарового возвышения общей суммы издержек без всякой пользы для дела. Паши постройки делаются в таких размерах, что местная промышленность в Иерусалиме и Яффе во всяком случае примет большое развитие, и яффская таможня от этого все-таки извлечет барыши. Засим, так как означенные постройки имеют цель богоугодную, заявленную пред Портою и ею одобренную, то можно, кажется, надеяться, что нам предоставят льготу, испрашиваемую не для какой-либо частной пользы, а для предприятия религиозного и общеполезного. По всей вероятности, императорская миссия найдет в Константинополе по богоугодным постройкам, произведенным в Турции в разное время западными державами, еще другие бывшие примеры для подкрепления моего ходатайства, если Ваше Сиятельство изволите оное одобрить. На Востоке столько католических и протестантских европейских сооружений, основанных с богоугодною целью и посредством материалов, выписанных из Европы, что, без сомнения, турецкому правительству не раз уже приходилось рассматривать просьбы о даровании подобных таможенных льгот.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

3) Имуществом соборных и других церквей, приходских и бесприходных, распоряжается вместе с причтом церковный староста. Должность церковного старосты установлена у нас при Петре Великом в 1721 году первоначально только для продажи церковных свечей. Впоследствии на церковных старост возложен сбор добровольных подаяний во время богослужения, покупка нужных для церкви материалов, запись церковного прихода и расхода и, наконец, хранение церковных сумм. Права и обязанности церковного старосты впервые точно определены особой инструкцией, Высочайше утвержденною 17 апреля 1808 года, которая 12 июня 1890 года издана в исправленном и дополненном виде. По этой новой инструкции, староста есть поверенный прихожан церкви, выбранный ими из своей среды для хранения и употребления церковных сумм и вообще для распоряжения всяким церковным имуществом, под надзором и руководством благочинного и епархиального начальства. Староста выбирается на три года и при вступлении в должность дает в установленной форме присягу, которая не повторяется в случае избрания на другое трехлетие. К бесприходным городским церквам староста избирается в городских думах на том же основании, как делается это при выборах в городские службы, а для этого благочинные, пред наступлением срока городских выборов, посылают в думу список тех лиц, из числа которых духовенство бесприходных церквей желало бы иметь церковного старосту, а городские думы свои приговоры по этому предмету препровождают к благочинным для представления их епархиальному ар- —238— хиерею на утверждение (Уст. Дух. Кон. ст. 95 прим.). К домовым церквам, не подлежащим ведению городского общественного управления, именно к церквам учебных, благотворительных и богоугодных заведений, церковные старосты избираются и утверждаются епархиальным начальством этих заведений с согласия их причтов (ук. 3 авг. 1872 года 42). В церковные старосты избираются лица не моложе 25 лет, ничем не опороченные, известные своим усердием к церкви. Частнейшие обязанности старосты в отношении к церкви и ее имуществу состоят в следующем: 1) староста должен в обыкновенное при богослужении время собирать от присутствующих деньги в кошелек или кружку, продавать свечи, принимать добровольный приношения, смотреть за чистотой церкви, пещись о целости церковного имущества и вносить в особую опись прибылые вещи, – при главном наблюдении за всеми этими действиями местного священника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С.-Петербург, 1865 г. Черновик. Комиссия, приступив к рассмотрению сметы доходов и расходов по содержанию богоугодных заведений в Иерусалиме на 1866 г., находит: 1. Что доходы по настоящему предмету составляются из кружечного сбора, доставляемого Хозяйственным Управлением при Св. Синоде, которого поступило: в 1863 году……. 61.391 р. 17 ¾ к. – 1864…………. 59.745 р. 8 ¼ к. – 1865…………. 54.517 р. 10 ½ к. т. е. средним числом до 58.000 руб.; но цифра эта не может быть принята в основание исчисления, вследствие замечаемого уменьшения доходов и потому поступление их можно определить на 1866 год в 50.000 руб., а с местным доходом, получаемым в Палестине до 800 р., всего до 50.800 руб. 2. Что расходы на 1866 год определены консулом Карцевым в 26.825 руб., в том числе: а, на содержание заведений в самом Иерусалиме: 1. по содержанию госпиталя………………7435 руб. 2. по приютам мужскому и женскому…… 5130 руб. 3. по Русской Духовной Миссии………… 1290 руб. и всего…………………………………26.825 руб. По ближайшем рассмотрении сметных статей, комиссия находит, что исчисление их основано по соображении с действительными расходами предыдущего года и с сокращением их в тех случаях, где представлялась к тому возможность; по одной же статье 8-ой уменьшение сделано, по мнению комиссии, в большем, нежели следовало бы количестве, именно на выдачу пособий беднейшим из православных поклонников, лишённых средств для обратного прохода в Россию, Консул назначил 300 руб., вместо 500, назначенных по смете 1865 года. Комиссия, имея в виду отчёт Консула о выдаче этих пособий в январской трети 1865 года, по которому значится в расход 136 р. 45 к. в треть, признаёт неудобным сделать по этой статье сокращение и полагает оставить её в прежнем размере, т. е. 500 руб. в год, вполне полагаясь, что надворный советник Карцев не отступит и в этом случае от принятого им правила соблюдать по возможности экономию в расходовании этой суммы. К этим цифрам следует присоединить приблизительно до 5000 руб. на потерю от курса при переводе денег в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Покойник и не думал иметь его своим наследником, а он хочет получить долю в оставшемся имении или даже завладеть всем имением. Покойник прямо завещал свое имение иному лицу и прямо же, может быть, устранял его от наследства (на такое завещание и имеет каждый владелец полное право даже в последние минуты своей жизни), а он насильно вступается в права наследства. Скорее же, может иной добровольно отказаться от наследства, которое принадлежит ему или отчислено для него, чем незаконно присвоить себе наследство. – Искатель чужого наследства вдвойне обижает законного наследника. Так, лишь только он заявит свои права считаться наследником, имущество, наследуемое до решения дела, подвергается запрещению, а от времени, движимое имущество, обыкновенно, утрачивает свою крепость и цену. Затем, законный наследник должен напрасно тратиться, чтоб защитить от него свои права. Но, если теми или иными путями он успеет в своем искании, то уже и делается полным грабителем ближнего под видом ложно примененных прав. Тем хуже, если он отнимает наследство не у лица родственного, а у благотворительного какого заведения или церкви, в пользу которых завещал покойник всю собственность или часть своего капитала. В таком случае, отнятие чужого бывает и материальное, и, частью, в смысле духовном. У богоугодного заведения, или у церкви, искатель захватывает себе деньги или дом, вещи и проживает их, а покойника лишает духовных плодов от пожертвования. Покойник, распределяя свое имущество по бедным людям да по церквам, хотел и еще оказать этим заслугу пред Господом Богом, желал, чтоб его поминали за упокой, как жертвователя, а тот, дерзкий, не дает созреть таким прекрасным плодам, посягает ради своего корыстолюбия или праздной и веселой жизни на вечную награду покойника. – О, читатель! не льстись в жизни твоей на чужие наследства. Лучше тебе оставаться под соломенной крышей, чем жить не по праву в наследственном богатом доме. Корысть с пожара, наводнения и, вообще, в тревожных обстоятельствах ближнего

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

287). Оба рода кружек делаются однообразными, по крайней мере в каждой епархии, за счет сумм общественного призрения и различаются только надписями на одних «для нищих и убогих,» а на других «для богоугодных заведений». Поставляются эти кружки при церквях на папертях, на открытых местах при самом входе в церкви, и, по поставлении их на месте, содержатся за замками и печатями. В губернских городах употребляется для этого печать губернской земской управы или приказа общественного призрения, а в уездных и других городах – печати земских управ, а где таковых нет, городского общественного управления, соответственно чему и ключи от кружек хранятся в земских управах, приказах или городских общественных управлениях (Уст. Общ. Призр. ст. 286:288). К постоянным церковным доходам причисляются, как было сказано выше, и доход с экономических церковных имений и проценты, причитающиеся с билетов, находящихся в кредитных учреждениях. Доход с экономических церковных заведений (как το: с лавок, на церковной земле построенных, с домов и погребов, в наймы отдаваемых, если таковые где находятся) собирается церковным старостой (Инстр. церк. стар. § 11). Церковному старосте не может быть поручено получение процентов с билетов, находящихся в кредитных учреждениях, а равно и суммы церковной, находящейся в кредитных учреждениях на текущем счету. В каждой церкви на обязанность церковного старосты возлагается продажа венчиков, возлагаемых на умерших, и листов разрешительной молитвы, получаемых из синодальных типографий чрез местную Консисторию и благочинных. Так как венчики и листы разрешительной молитвы не могут быть печатаемы ни в какой типографии, кроме синодальных, и продажа этих венчиков и листов не может быть производима нигде, кроме как при церквях, то церковный староста, церковные причты и благочинные должны принимать деятельные меры к отклонению всех случаев, от коих может сокращаться сбор по сему предмету. Наблюдение за тем, чтобы печатание листов разрешительной молитвы и венчиков ни в какой, кроме синодальных, типографии не было, и чтобы продажа их нигде, кроме как в церквях, не была производима, возложено на обязанность городских и земских полиций (Докл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Очевидная: польза, какую приносило это заведение, и его процветающее состояние возбудили желание и в Московском купечестве основать такое же училище, что и было сделано в 1804 году. Его основатели, по обыкновению, просили покровительства императрицы, которая и здесь пожаловала единовременно 26 500 рублей и ежегодно по 3000 рублей. В 1807 году благодаря заботам государыни возродилось женское отделение Военно-сиротского дома в Петербурге. Это заведение было основано императором Павлом I и стало известно под названием Павловского кадетского корпуса. Женское же отделение для благородных девиц, преобразованное, улучшенное во всех отношениях и учрежденное по плану Екатерининского института, называлось Павловским институтом. Его низшее отделение, в котором обучались солдатские дочери, было устроено в полном соответствии со своим назначением, и его воспитанницы учились всему тому, что им было нужно в будущем. Впоследствии государыня по примеру этого низшего отделения Павловского корпуса учредила училища солдатских дочерей в Петербурге, а также училища для дочерей матросов и морских солдат в Севастополе и Николаеве. Но мы бы никогда не закончили это перечисление, если бы задумали говорить обо всех благотворительных делах, обо всех святых начинаниях, которые совершила императрица Мария в течение своей жизни. Конечно, можно пересчитать, сколько основано ею учебных и богоугодных заведений, можно пересчитать даже, сколько несчастных успокоено там, сколько девиц воспитано; но кто перечислит когда-нибудь те блага, которые получила Россия в результате этого улучшенного воспитания женщин? Кто перечислит, сколько счастья принесли в семьи эти развитые таланты своими основательными познаниями или, наконец, детским добродушием и невинностью этих новых воспитанниц? Не говоря уже о сильном влиянии образованных женщин на общество, не говоря о том счастье, которое дает образованная мать своему семейству, но ведь каждая из воспитанниц Марии, кроме того, принесла в родительский дом любовь, в которой ее постоянно воспитывали, и радость — эту неразлучную спутницу ее счастливого детства — и ласковое слово царицы — маменьки! Не забудьте, милые дети, что эта добрая царица приказывала напоминать воспитанникам всех ее заведений при выпуске, чтобы они в случае нужды или какого-либо несчастья обращались к самой государыне через начальство того заведения, в котором они обучались, и нежное сердце этой государыни всегда помогало им и предотвращало в их семьях те несчастья, которые происходили от бедности и недостатков.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010