Относительно же порядка, по которому ныне консистория собирает потребные для дел сего рода сведения и выражает мнение, следует заметить, что такой порядок, как показал долговременный опыт, вполне целесообразен; а потому желательно, чтобы этот порядок сохранен был в силе и на дальнейшее время, если, конечно, консистория не заменена будет новым учреждением с новым наименованием, на каковое учреждение должно будет возложить обязанность соблюдать означенный порядок. Переходя затем к обозрению 698 ст. Х, т. 1, ч. зак. гражд., изд. 1900 года, находим, что статья эта в десяти пунктах именует лиц, могущих приобретать права на имущество. К числу таких лиц, между прочим, отнесены: в пункте 4-м – дворянские общества, городские общества, сельские общества и земские учреждения; в 5-м – епархиальные начальства, монастыри и церкви; в 7-м – богоугодные заведения; в 10-м – сословия лиц, как-то: товарищества, компании, конкурсы. Ни архиерейские дома, ни епархиальные попечительства о бедных духовного звания, ни церковно-приходские попечительства, ни духовенство, как сословие, в означенной статье закона не поименованы, тогда как архиерейским домам 435 статьёй IX т. зак. о состоян., изд. 1899 г., 985 и 1402 стт. Х, т. 1, ч. зак. гражд., изд. 1900 г., предоставлено несомненное право приобретать в собственность как покупкой, так и через дар или завещания, всякого рода ненаселённые недвижимые имущества. Епархиальным же попечительствам о бедных духовного звания и церковно-приходским попечительствам, для более успешного осуществления возложенных на эти учреждения обязанностей, а также и духовенству, как сословию, для удовлетворения насущных его потребностей, крайне необходимы права юридических лиц на приобретение в собственность ненаселённых недвижимых имуществ. А потому желательно, чтобы 698 ст. X, т. 1 ч. зак. гражд., изд. 1900 г., дополнена была включением в подлежащие пункты всех означенных здесь учреждений и духовенства как сословия. VI. О епархиальных съездах Вопрос о том, не следует ли присвоить епархиальным съездам значение вспомогательного при епископе органа не только по вопросам о материальных, но и религиозно-нравственных нуждах, решается в утвердительном смысле.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После описания больных автор знакомит нас с доктором Андреем Ефимычем Рагиным. В ранней молодости он мечтал быть священником, но отец, доктор медицины и хирург, вынудил его стать медиком. Наружность у него «тяжелая, грубая, мужицкая», но манеры мягкие, вкрадчивые, а голос тонок. Когда он вступил в должность, «богоугодное заведение» находилось в ужасном состоянии. Страшная бедность, антисанитария. Рагин отнесся к этому равнодушно. Он умный и честный человек, но у него нет воли и веры в свое право изменять жизнь к лучшему. Сначала он работал очень усердно, но скоро заскучал и понял, что в таких условиях лечить больных бессмысленно. «Да и к чему мешать людям умирать, если смерть есть нормальный и законный конец каждого?» От этих рассуждений Рагин забросил дела и стал ходить в больницу не каждый день. У него выработался свой образ жизни. Немного поработав, больше для вида, он идет домой и читает. Через каждые полчаса выпивает рюмку водки и закусывает соленым огурцом или моченым яблоком. Потом обедает и пьет пиво. К вечеру обыкновенно приходит почтмейстер Михаил Аверьяныч, бывший богатый, но разорившийся помещик. Он уважает доктора, а прочих обывателей презирает. Доктор и почтмейстер ведут бессмысленные разговоры и жалуются на судьбу. Когда гость уходит, Рагин продолжает читать. Он читает все подряд, отдавая за книги половину жалованья, но больше всего любит философию и историю. Читая, он чувствует себя счастливым. Однажды Рагин решил навестить палату Там он знакомится с Громовым, беседует с ним и скоро втягивается в эти беседы, часто навещает Громова и находит в разговорах с ним странное удовольствие. Они спорят. Доктор занимает позицию греческих стоиков и проповедует презрение к жизненным страданиям, а Громов мечтает покончить со страданиями, называет философию доктора ленью и «сонной одурью». Тем не менее их тянет друг к другу, и это не проходит незамеченным для остальных. Вскоре в больнице начинают судачить о посещениях доктора. Затем его приглашают на объяснение в городскую управу. Это происходит еще и потому, что у него есть конкурент, помощник Евгений Федорыч Хоботов, завистливый человек, мечтающий занять место Рагина. Формально разговор ведется о благоустройстве больницы, но на самом деле чиновники пытаются выяснить, не сошел ли доктор с ума. Рагин понимает это и сердится.

http://azbyka.ru/fiction/russkaja-litera...

Одна из этих бумаг есть длинная статья – содержания которой достало бы на несколько номеров «Колокола» или «Искры», – написанная иеродиаконом Арсением в форме письма к г. консулу. Вот что говорится в ней на первой странице: «Я долго не решался обременять Вас рассказом о тех толках, которые исключительно мне достались в бешеном круговороте нашей жизни. Но таково желание Вашего Высокоблагородия. Вы любопытствуете узнать все события, выходящие из ряда обыкновенных, все равно, относились ли они к целому обществу или к отдельной личности, и неоднократным напоминанием о моем обещании ускорили мою решимость исполнить данное Вам обещание и писать уже из одной вежливости и из уважения к правилам приличия». Это, видимо, то ожидаемое им письмо, о котором упоминает г. Карцов в своем донесении от 10 января (стр. 5). Не мне принадлежит оценка и суждение о правильности действий г. консула. Ограничиваюсь сообщением факта на благоусмотрение Вашего Пр ва. Не откажите принять уважение и пр. Собственноручная приписка ген -лейт Ахматова. Очень может еще быть, что выставляемое Арсением требование г. консула – не более как выдумка с его стороны, чтобы показать духовному начальству, что будто бы представитель правительства на стороне бунтующих против их начальника. По словам и действиям Арсения можно признать это сбыточным. АВП РИ, ф. Посольство в Константинополе, оп. 517/2, д. 3344, л. 45–46. 198. Свидетельство о браке архитектора М.Ф. Грановского 364 Иерусалим 18 сентября 1865 г. Копия Российское императорское консульство в Иерусалиме сим свидетельствует с приложением казенной печати, что ко вступлению находящегося ныне на службе при Русских богоугодных заведениях в Иерусалиме художника-архитектора Михаила Феофановича Грановского в брак с дворянскою дочерью поручика девицею Екатериною Николаевною Шандыбиною со стороны его начальства препятствий не имеется. Архив РДМ, п. 69, д. 1448 (листы дела не нумерованы). 199. Дозволение Азиатского департамента МИД консулу А.Н. Карцову на вступление в брак

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Для нашего собственного дела весьма важно, чтобы положен был предел вредным столкновениям и беспрестанным недоразумениям между иерусалимским консульством и яффским вице-консульством, потому что по случаю предстоящего провоза чрез Яффу всех наших снабжений и строительных материалов те же самые обстоятельства будут встречаться и в Яффе, и в Иерусалиме, всякая излишняя переписка с Бейрутом, обусловливаемая только личностью и формальностями, совершенно напрасно затянет и затруднит наши дела и сама по себе не приведет ни к чему, потому что в Бейруте вовсе неизвестны местные обстоятельства Иерусалима и ни одно из наших консульств на Востоке не имеет даже достаточных канцелярских средств для поддержания двойной переписки. Впрочем, основательность нашего мнения о необходимости ныне же подчинить яффского вице-консула иерусалимскому консулу кажется мне столь очевидною и неоспоримою, что я считаю излишним даже далее о сем распространяться. О Кайфе и Назарете Выше, в § о Яффе, было говорено о необходимости сделать изменение в положении и отношениях тамошнего русского вице-консульства сообразно новой деятельности нашего правительства в Палестине и основанию там нового управления относительно русских богомольцев. Такая же необходимость является и в Кайфе, и Назарете. Г. К Авьерино уже около 18 лет носит звание русского консульского агента в Кайфе и вместе с тем аккредитирован в Акре (St. Jean d’Acre) и Назарете, потому что Галилея в административном отношении зависит от Акрского паши, а Кайфа отстоит от Назарета на 5 1/2, а от Акры на 2 1/2 часа. Все главные европейские державы имеют в Кайфе вице-консулов, одно только русское правительство, имеющее там больше всех дела и интересов, дает своему представителю звание консульского агента, признанного не самим правительством, а только Константинопольскою миссиею полуофициальным образом. На Востоке внешняя сторона представительства имеет столь большое значение, что нельзя так пренебрегать вопросами формы. С тех пор, как Кайфа сделалась одною из постоянных стоянок русских пароходов, а для русских богомольцев устроены богоугодные заведения, составляющие собственность нашего правительства, консульское представительство в Кайфе не только стало в уровень с таковым же в Яффе, но превосходит последнее в важности и значении: в Яффе пароходы наши останавливаются только самое короткое время, а в Кайфе они имеют склады угля, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Или – и того проще – не было ли бы, по его усмотрению, естественнее отвести под помещение семейных певчих так называемый Приют 1 (Дворянский), обратив номера его в помещение семейных лиц, служащих при Миссии? В случае вывода сказанного Приюта 1 из дома Миссии помещением ему могла бы служить теперешняя консульская квартира, вопреки здравому смыслу отнимающая у поклонников 18–20 комнат, если уже проект о постройке отдельного Дворянского дома на месте нынешнего роскошного, но для дела поклоннического совершенно бесполезного «консульского» сада надобно считать окончательно оставленным. Что же касается консула, то он, на общем положении российско-императорских консулов и по примеру консулов других держав в Иерусалиме, может нанимать для себя квартиру или в городе, или за стенами его, поблизости Русских Заведений. Канцелярию же свою по делам поклонническим может иметь внутри их в весьма пригодном для того, по своему уединенному положению, доме, занимаемом теперь консульским драгоманом. 4 . Водясь истинно человеколюбивыми и богоугодными целями, устроители поклоннических приютов наших в Иерусалиме озабочены были в свое время мыслию доставить народу нашему, сообразно с его добрыми обычаями и благочестивыми понятиями, благо пользоваться здесь банею, так чтобы преутружденный поклонник после долговременного и часто бедственного странствования, прибыв сюда, прежде всего омылся и потом уже шел на поклонение святыне. Но предназначавшаяся для сего первой необходимости учреждения постройка, неизвестно как и зачем, угодила также под консульское помещение, служа теперь то кухнею, то прачечною, то кладовою и т. д. чиновнику, которого водворение в Заведениях имеет только временный и случайный характер. Такая благоволительная интенция в пользу одного и в ущерб тысячам не должна бы иметь места там, где все сводится к чистому человеколюбию и исходит из чистого желания народа нашего помочь самому себе на чужбине. Служа истолкователем чувств и желаний поклоннических, я принимаю на себя смелость заявить пред Святейшим Синодом, что время нам обратить внимание на то неестественное развитие идеи чиновничества в заведениях наших, имеющих исключительно богоугодный характер, подобно стольким другим иноверным учреждениям в Палестине, по которому люди склонны бывают видеть в своей службе канцелярскую формальность, а в поклонническом приюте – консульство.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Были примеры, особенно в монашестве, как видим в житиях свитых, что впечатлительные люди, выслушав предсмертное завещание, и проникшись сознанием суеты земной, совершенно изменяли образ жизни, уединялись для строгих подвигов, и сами писали завещания, действуя на других словом и примером. Чтение прощальных грамот было в полном употреблении на Руси более 300 лет, вплоть до реформы, и даже до царствования Елисаветы; а с тех пор, вероятно вследствие влияния европейского просвещения и ослабления монашества, это благочестивое обыкновение стало ослабевать. Разбор прощальных грамот, духовных и светских лиц, как выражения аскетического духа Росси, и полезных исторических фактов, за огромный период времени, ждет еще своего историка. Духовные завещания. Духовными завещаниями назывались предсмертные наставления подвижников-настоятелей братии. Эти наставления были подражанием таким же наставлениям греческих подвижников, как видно из житий святых. В сущности, они были сокращением монастырских уставов, кратким напоминанием тех правил, которыми определялась монашеская жизнь, и, следовательно, окончательным утверждением их. В предсмертных завещаниях св. настоятели умоляли братию твердо хранить заведенные ими правила, пребывать в послушании, трудах, бдении, посте и молитвах, и в награду за это обещали испросить у Бога обилие духовных и земных благ. Вообще, все эти духовные завещания, помещенные в житиях святых, служат повторением, часто буквальным, одной и той же материи, и при всем том они имели большое влияние на утверждение в Росси монашеского духа. Как прощальные грамоты святителей утверждали в народе высокие правила нравственно-аскетической проповеди, так духовные завещания или предсмертные наставления настоятелей утверждали в монашествующих правила чистого аскетизма. Торжественность кончины подвижников, прощание с братией, нередко совершаемые при этом молитвы, каждение и другие обряды, придавали завещаниям их особенную назидательность и убедительность. Эту убедительность возвышало проявление благодати и особенных знамений, нередко освящавших кончину праведника и свидетельствовавших о богоугодности жизни его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Апостольские правила, предоставляя епископу полновластие в управлении церковными имениями, не возбраняли, впрочем, злоупотребления в сем управлении представлять на суд собора. Посему церковно-народное собрание лучше сохранило бы ненарушимость апостольских правил, если бы предоставило себе право: 1. По сведениям и доносам о злоупотреблении или растрате церковных имений входит в рассмотрение к восстановлению законности, с согласием синода. 2. Предлагать синоду о возможных из церковных финансовых средств пособиях, необходимых для церквей заведениям учебным и богоугодным. 32 Вышеписанное написано прежде, нежели прочитана записка преосвященного артского. 33 Но записка сия не убеждает переменить мнение вышеизложенное. Мнение преосвященного артского против жалованья духовенству основано на неверных умозаключениях. Из того, что служащие церкви имеют небесного мздовоздаятеля не следует, что им не должно давать хлеба, или денег на покупку хлеба. Сравнение жалованья с наемною платою несправедливо. Наемная плата есть оценка работы по договору: жалованье не оценивает труда священнослужителя; он служить не за наем, а за послушание церковному избранию; жалованье дается ему, как средство иметь хлеб и одежду. Из того, что апостол говорит: до нынешего часа и алчем и жаждем, не следует, что не должно доставлять служителям церкви пособий вещественных, или денежных, чтобы они не алкали и не жаждали. Неправда, будто жалованье противно правилам церкви. Апостол пишет: Господь повеле проповедующим благовестие от благовестия жити (Кор.9:14). То есть Господь повелел служащим церкви получать на потребности временной жизни пособия вещественные или денежные от верующих порознь, или от общества верующих, или от правительства. Несправедливо, будто назначение духовенству жалованья есть похищение права у небесного мздовоздаятеля. Несправедливо, будто жалованье должно приводить христиан в ужас, при соображении со словами Христа Спасителя: Аз есмь пастырь добрый. 34 15–16 августа. Мнение митрополита Филарета «о предприятии низложить вселенского патриарха 35 и об удалении геронтов

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Начался официальный сбор сведений о сестрах, о храме, о земле и денежных средствах. Благочинный доносил, что «собравшиеся прихода села Руднева в богоугодное общественное заведение сестры приступают к Святым Христовым Тайнам в каждые четыре поста года, а другие и чаще» и что они «жизнь ведут приличную христианкам» 441 . 12 февраля 1841 года митрополит Филарет направил донесение Святейшему Правительствующему Синоду с изложением всех собранных сведений и прошений 442 . Известно, что любвеобильный пастырь добавил к официальному донесению личную просьбу об ускорении дела на имя обер-прокурора Святейшего Синода графа Протасова:«...Я убеждаюсь покорнейше просить Ваше Сиятельство о покровительстве сему делу для достижения желаемого окончания. Сим изволите оказать благодеяние Церкви и людям, провождающим тихое и безмолвное житие в благочестии и чистоте; и благодарностию будет молитва . Июля 13, 1841» 443 . Вскоре последовал ответ: г-н обер-прокурор сообщал о Высочайшем утверждении общежития в 19-й день июля 444 . В представлении обер-прокурора Святейшего Синода на Высочайшее усмотрение отмечалось следующее: «Святейший Синод, принимая в уважение, что означенная община, по богоугодной цели своей, весьма благодетельна и по предположенным к существованию ее и самой церкви способам – вполне обеспечена, полагает, согласно с мнением Московского епархиального начальства, принять оную в ведение Духовного начальства, наравне с другими такого же рода богоугодными заведениями и присвоить ей наименование Одигитриевского Троицкого женского общежития, с тем чтобы: 1) сему общежитию существовать на тех основаниях, на коих существовали общежития Аносинское и Спасо-Бородинское до возведения их на степень монастырей, и быть в ведомстве и зависимости Московского епархиального начальства; 2) на потребности Одигитриевской церкви, ремонтное ее содержание и на содержание священника с причетником обращать проценты со внесенного царевною Тамарою Георгиевною капитала в 20 т. руб. ассигнациями; 3) жертвуемую тою же царевною и дворянками Верховскими землю, как не имеющую, по отзыву гражданского начальства, препятствий к поступлению в церковное ведомство, утвердить по прилагаемому у сего плану в собственность означенного заведения; и 4) прочие затем денежные пожертвования в пользу оного принять» 445 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

В заключение скажем, что тема Страшного суда пронизывает все творчество Гоголя , которое соответствовало его духовной жизни, его стремлению к иночеству. А монах и есть человек, покинувший мир, готовящий себя к ответу на Суде Христовом. Гоголь остался писателем и как бы иноком в миру. В своих сочинениях он показывает, что не человек плох, а действующий в нем грех. То же всегда утверждало и православное монашество. Гоголь верил в силу художественного слова, могущего указать путь к нравственному возрождению. С этой верой он и создавал «Ревизора». Примечания Исторический Вестник. 1883. 9. С. 736 (запись П. П. Каратыгина со слов своего отца, актера П. А. Каратыгина). См. также: Вольф А. Хроника Петербургских театров. СПб., 1877. Т. 1. С. 50. Здесь Гоголь в частности отвечает писателю Михаилу Николаевичу Загоскину, который особенно негодовал против эпиграфа, говоря при этом: «Да где же у меня рожа крива?» Эта пословица имеет в виду евангельский эпизод, когда Господь позволил бесам, покинувшим гадаринского бесноватого, войти в стадо свиней. (См.: Мк. 5:1-13 ). «Смысл внутренний, – писал Гоголь в «Театральном разъезде», – всегда постигается после. И чем живее, чем ярче те образы, в которые он облекся и на которые раздробился, тем более останавливается всеобщее внимание на образах. Только сложивши их вместе, получишь итог и смысл созданья. Но разбирать и складывать такие буквы быстро, читать по верхам и вдруг – не всякий может; а до тех пор долго будут видеть одни буквы». Переписка Н.В.Гоголя: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 469. И сегодня «Ревизор» нередко понимается очень упрощенно, если не сказать плоско, без учета авторской мысли. Так, юрист Вячеслав Малахин пишет: «Хотя действие “Ревизора” разворачивается в небольшом уездном городе, все понимали, что Гоголь обличает нравы и порядки самодержавной России с коррупцией и взяточничеством чиновников, грубейшими злоупотреблениями и нарушениями законности со стороны властей и полным бесправием простых смертных. В комедии показано, как грубо нарушаются элементарные права человека: допускаются произвольные аресты с применением пыток (неугодившего купца городничий запирает в помещение и заставляет есть селедку, не давая воды), беспричинные избиения унтер-офицерской вдовы, нарушение тайны переписки (почтмейстер Шпекин лично вскрывает подозрительные письма, особенно жалобы), угрозы преследования за подачу челобитной на должностных лиц попирается право на охрану здоровья (люди мрут, как мухи, в богоугодных заведениях), порядок призыва на срочную военную службу («забрили лоб» женатому слесарю на двадцать пять лет), грубо нарушаются права арестованных (их «забывают» обеспечить питанием )» (Малахин В. «…Строже самого закона». Н.В.Гоголь и…российское право//Юридический вестник. М., 1995. 35. С. 30). Подобное «юридическое литературоведение» имеет самую поверхностную связь с настоящим смыслом пьесы.

http://azbyka.ru/fiction/nad-chem-smeyal...

День 31-й < июля 1847 г. > . Сегодня Святейший Синод, во исполнение объявленной ему обер-прокурором высочайшей воли, определил: 1. отправить в Иерусалим того же архимандрита Порфирия, который уже употреблен был для собрания сведений о состоянии Православной Церкви на Востоке, с тем чтобы он находился в Иерусалиме не в качестве русского настоятеля, но в качестве русского поклонника, снабженного дозволением и формальною рекомендациею от русского духовного начальства; 2. вместе с тем отправить так же в качестве поклонников одного иеромонаха и двух молодых людей, окончивших курс наук в средних или высших духовных учебных заведениях, которые имели бы познания в языках греческом и одном из новейших и отличались благонравием; 3. предписать (Новгородскому и Петербургскому) митрополиту Антонию снабдить архимандрита Порфирия рекомендательным письмом к Патриарху Иерусалимскому, в котором было бы изъяснено, что сей архимандрит, посетив восточные святыни, пожелал туда возвратиться и пробыть при Гробе Господнем несколько лет, на что Святейший Всероссийский Синод с удовольствием благословил его и воспользовался сим случаем, дабы отпустить с ним иеромонаха и двух набожных и любознательных духовных юношей, разделяющих сие богоугодное желание; вследствие чего архимандрит и его спутники рекомендуются покровительству Патриарха и Святогробской братии с просьбою облегчить временное их жительство в Иерусалиме, допускать их к совершению в Св. Гробе богослужения и вообще принять их сообразно тем чувствам взаимной любви, доверия и братства, какие всегда существовали между Российской и всеми Восточными Церквями; 4. предоставить митрополиту снабдить архимандрита Порфирия святым антиминсом, об изготовлении же необходимой для него ризницы и церковной утвари поручить хозяйственному управлению при Св. Синоде представить надлежащее соображение; 5. для определения круга действий сего архимандрита в Палестине соответственно цели его назначения дать ему, на основании Высочайше утвержденной записки, инструкцию; 6. на содержание архимандрита Порфирия и отправляемых с ним лиц, равно как и на потребности, сопряженные с их пребыванием в Иерусалиме, назначить семь тысяч рублей серебром в год, а на путевые издержки единовременно четыре тысячи пятьсот семьдесят восемь рублей, тридцать пять копеек серебром по особым расписаниям на счет духовного ведомства, именно же половину суммы на содержание, т. е. 3500 руб. сер., на счет типографского капитала, а половину суммы на путевые издержки, т. е. 2289 руб. сер., на счет суммы, определенной росписью государственных расходов для экстраординарных расходов по духовному ведомству, из количества 20000 руб. сер., об отпуске же другой половины из государственного казначейства предоставить Его Сиятельству г. обер-прокурору Св. Синода отнестись к г. государственному канцлеру по иностранным делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010