Нашлось много таких охотников. Кончина века назначалась самозванным спасителем мира на разные сроки, и сектанты со всех сел спешили продавать все и идти в Таращу, снося все к ногам спасителя. Началась коммунистическая жизнь с непрерывным пением и чтением в удушливой нездоровой атмосфере. Дрожание Малеванного стало передаваться, путем нервного заражения, другим адептам секты. Это почиталось накрытием Св. Духа и вызывало припадки радости и безумств. Вертеться и прыгать стали и дети. Одна женщина в припадке безумства убила свое родное дитя, вытрясая из него духа лукавого, препятствовавшего ребенку трястись. Потребовалось вмешательство власти и суда. Малеванный был признан страдающим «паронией», сумасшедшим и помещен в психиатрическую больницу Кирилловских богоугодных заведений в городе Киеве. Не прерывавшиеся сношения его с своими последователями были причиною того, что в 1895 году его перевели в Казань в тамошнюю больницу богоугодных заведений. Преемником его по управлению малеванскими общинами стал крестьянин села Вербова, Сквирского уезда, Иван Лысенко, высокий, статный красавец, обладавший редкою способностью говорить притчами и образами в народном духе. Сначала он выдавал себя только за посланника или апостола Малеванного, потом за Св. Духа или «иного утешителя» и, наконец, за Христа, – после того, как Малеванный был признан богом-отцом, «явившимся во плоти». Лысенко ввел среди малеванцев учение о «христовой любви», отняв жену Агафию у преданнейшего своего последователя, крестьянина с. Турбовки, Деметия Радчука, а ему наделил «плащаницу» крестьянку Сосновскую; на молениях, по примеру хлыстов, он допустил «свальный грех». Новое царство, которое намеревался основать Малеванный, по учению Лысенка, должно было представлять собою осуществление обычных социалистических мечтаний: землю у помещиков нужно отнять, попов и панов истребить, никаких властей и законов не признавать, право собственности уничтожить. Секта проявилась в Киевской, Херсонской, Харьковской, Казанской и Иркутской губерниях.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Ст. 8. буква „в”.Слово „местности” – неясное и неопределённое, а потому не желая оставлять места неправильным и стесняющим свободу действий общины толкованиям, мы нашли необходимым слово „местности” заменить более определёнными названиями градоначальства, губернии, и области, дабы таким образом деятельность данной общины могла свободно распространяться на всю губернию или область, в которой она первоначально возникла. Ст. 9. Губернское или областное правление обязано рассмотреть заявление об образовании общины (ст. 7) в течение месячного срока со дня его подачи: в случае отсутствия в заявления какого-либо из перечисленных в ст. 8 пунктов, названное правление в недельный, после подачи заявления, срок делает распоряжение об истребовании недостающих сведений, и затем в течение месячного срока, по получении оных, или разрешает образование общины или отказывает в этом. В случае разрешения общины, она вносится, по постановлению губернского или областного правления, в тот же день в соответствующий реестр, который ведётся при правлении. Со времени внесения общины в реестр она может пользоваться всеми предоставленными ей правами. Форма реестра общин устанавливается Министром Внутренних Дел, по соглашению с Министром Юстиции. Общины, распространяющие свою деятельность на несколько губерний или областей, могут быть разрешаемы лишь по сношении с подлежащими губернаторами или градоначальниками тех местностей, кои входят в район действия общины. В этих случаях упомянутый в настоящей статье месячный срок может быть продолжен до двух месяцев. Жалобы на постановление губернского или областного правления приносятся в установленном порядке Первому Департаменту Правительствующего Сената и разрешаются им, по выслушиванию заключения Обер-Прокурора, большинством голосов присутствующих сенаторов; в случае же равенства голосов, – по мнению, принятому сенатором, исполняющим обязанности Первоприсутствующего. Статьи 10 12 приняты без изменения. Ст. 13. Внесённым в реестр общинам предоставляется избирать наставников, сооружать молитвенные дома и иные, соответствующие им, помещения, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать для осуществления целей общины недвижимые имущества, образовывать капиталы, заключать договоры, вступать в обязательства, а равно искать и отвечать на суде. Приобретение общинами недвижимых имуществ допускается без всякого ограничения суммы. Богоугодные заведения общин открываются в порядке, указанном в статье 443 устава общественного призрения, издания 1892 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

9. Губернское или областное правление обязано рассмотреть заявление об образовании общины (ст. 7) в течение месячного срока со дня его подачи. В случае отсутствия в заявлении какого-либо из перечисленных в статье 8 сведений названное правление в недельный, после подачи заявления, срок делает распоряжение об истребовании недостающих сведений, и, затем в течение месячного срока, по получении оных, или разрешает образование общины или отказывает в этом. В случае разрешения общины, она вносится, по постановлению губернского или областного правления, в тот же день в соответствующий реестр, который ведётся при правлении. Со времени внесения общины в реестр она может пользоваться всеми предоставленными ей правами. Форма реестра общин устанавливается Министром Внутренних Дел по соглашению с Министром Юстиции. Общины, распространяющие свою деятельность на несколько губерний или областей, могут быть разрешаемы лишь по сношению с подлежащими губернаторами или градоначальниками тех областей, кои входят в район действия общины. В этих случаях упомянутый в настоящей статье месячный срок может быть продолжен до двух месяцев. Жалобы на постановления губернского или областного правления приносятся в установленном порядке Первому Департаменту Правительствующего Сената и разрешаются порядком, в статье 6 указанном. 10. По внесении общины в реестр, губернское или областное Правление посылает надлежащие о сём извещения для пропечатания, установленным порядком, в Сенатские Объявления и в местные губернские или областные ведомости. Форма означенных извещений устанавливается Министром Внутренних дел. 11. В случае надобности, губернским или областным правлением выдаётся правительственным установлениям, а также должностным и частным лицам, справки относительно внесённых в реестр общин. 12. В случае необходимости изменения упомянутых в пунктах а), б) и в) статьи 8 условий деятельности общин, означенное изменение регистрируется тем же порядком, какой установлен для регистрации общин (ст. 7–10). 13. Внесённым в реестр общинам предоставляется: избирать духовных лиц, настоятелей или наставников, сооружать храмы, молитвенные дома, учреждать богоугодные заведения и школы, приобретать и отчуждать для осуществления целей общины недвижимые имущества, образовывать капиталы, заключать договоры, вступать в обязательства, а равно искать и отвечать на суде. Приобретение общинами недвижимых имуществ на сумму свыше 5,000 р. допускается не иначе, как с Высочайшего соизволения. Богоугодные заведения общин открываются в порядке, указанном в ст. 143 устава общественного призрения изд. 1882 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Подробно на этом строительстве мы останавливаться не будем, так как работы велись Палестинским Комитетом и обществом Пароходства и Торговли, а наша Миссия от всякого участия в этом деле, где она была непосредственно заинтересована, совершенно устранена. К 1863 году устройство русских богоугодных заведений в Иерусалиме должно было закончиться. Возникал новый вопрос об управлении и заведовании вновь устроенными помещениями. Русский архиерей, стоявший во главе Иерусалимской Миссии, сильно стеснял тех, которые хотели бы заведование поклонническими зданиями совершенно отделить от Духовной Миссии. Прежде только подразумевавшаяся мысль о неуместности назначения начальником Миссии епископа теперь впервые открыто высказывается. Председатель Палестинского Комитета, ведавший делом построения русских богоугодных заведений в Иерусалиме, в рескрипте на имя обер-прокурора Св. Синода выразил мысль, что необходимо устранить те затруднения, которые происходят от слишком высокого иерархического сана начальника Иерусалимской Миссии. Вместе с тем было выражено желание, чтобы преосвященный Мелитопольский получил другое назначение, а Духовная Миссия поставлена была бы под начальство благочестивого и способного архимандрита. Однако это не случилось и только потому, что за преосвященного Кирилла вступилось Министерство иностранных дел, которое в свое время избрало его на должность начальника Миссии, было довольно его деятельностью и потому теперь решительно высказалось против отозвания его из Иерусалима в особой записке, представленной в Св. Синод: «Насколько начальник Иерусалимской Миссии соответствует своему посту чисто с духовной точки зрения и необходимо ли в этом отношении заменить его другим лицом, может решить лишь высшее духовное начальство, но, во всяком случае, Министерство иностранных дел полагает, что отозвание из Иерусалима епископа Кирилла и замещение его архимандритом представляет много неудобств, особенно при настоящих обстоятельствах, что подобное распоряжение будет иметь вид резкого, слишком крутого оборота дела и затруднит сношения Духовной Миссии с восточными православными иерархами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Naumov/...

2) О признании за раскольническими благотворительными учреждениями и молитвенными домами значения юридических лиц. Перейдя к обсуждению вопроса о том, не следует ли распространить на принадлежащие старообрядцам и сектантам молитвенные дома, богоугодные и иные заведения общие правила, до инославных христианских установлений сего рода относящиеся, комитет находит, что в действующих законах не содержится ясных и определённых по сему предмету указаний. Хотя законом 3-го мая 1883 года и было даровано старообрядцам и сектантам право иметь часовни, молитвенные дома и даже церкви, построенные до 17-го сентября 1826 года, но в нём не было определено юридического их положения, а о благотворительных и иных богоугодных заведениях совсем не упомянуто. Поэтому, как до издания сего закона, так и некоторое время после, применялось не вошедшее в свод законов секретное Высочайшее повеление 13-го февраля 1837 г., коим запрещалось признавать и утверждать всякого рода акты в пользу раскольничьих обществ и заведений. Но уже с 1785 года некоторые окружные суды начали принимать к утверждению духовные завещания об отказах в пользу раскольничьих общин недвижимых имуществ, основываясь на том, что указанное Высочайшее повеление не было распубликовано и осталось посему неизвестным новым судебным учреждениям, образованным по уставам Императора Александра II-ro. Такая практика окружных судов была подтверждена и правительствующим сенатом (определ. соедин. прис. 1-го и кассац. департ. 4-го ноября 1893 г.). С своей стороны министерство внутренних дел иногда отступало от точного исполнения Высочайшего повеления 1837 г. и придавало законность старообрядческим благотворительным учреждениям, утверждая для них уставы, по которым им предоставлялось право владения движимым и недвижимым имуществом. Подобных учреждений в настоящее время имеется одиннадцать, и многолетнее их существование не давало поводов заподозрить их в какой-либо вредной для Церкви и Государства деятельности. Однако приведённая практика, как не вытекающая из прямого текста закона, не могла в достаточной степени урегулировать эту сторону религиозной жизни старообрядцев и сектантов и применялась лишь в виде исключений; в общем же правиле раскольничьи молитвенные дома и богоугодные заведения хотя фактически принадлежат религиозной общине, но записываются за частными лицами и юридически составляют их собственность. Отсюда весьма нередко проистекают злоупотребления со стороны фиктивных собственников, и священные в глазах старообрядцев дома поступают в гражданский оборот.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Начальник нашей Миссии прочел молитву Отче наш, владыка благословил трапезу, и все с веселием духа сели на свои места. По одну сторону митрополита поместились пять греческих архиереев, а по другую – наш архимандрит и другие важнейшие греческие духовные. За архиереями сидели греческие архимандриты; против митрополита – хозяин обеда, секретарь консульства, а по обе его стороны несколько светских лиц, служащих и частных, в числе коих один путешественник г. М. Волошин. Все прочие составляли греческое и русское духовенство, так что этот обед походил на обед какого-нибудь духовного братства. О гостеприимстве русском, и притом царском, нечего и говорить: оно было так удовлетворительно, как только возможно, несмотря на то, что день этот принадлежал к Петрову посту и, следовательно, трапеза была постная, которая в Иерусалиме с большим трудом устраивается. В конце обеда начались тосты. Первый провозгласил секретарь консульства, Тр П Юзефович, за здравие государя императора, и все радостно ответили единодушным, громким, веселым ура!, и певчие нашей Миссии пропели превосходно Боже, царя храни. Потом начальник Миссии, архимандрит Леонид, провозгласил тост за здравие Иерусалимского Патриарха, Блаженного Кирилла – и те же певчие превосходно пропели многолетие! Затем следовали тосты за здравие митрополита Мелетия со всем Иерусалимским Синодом и за все православное духовенство, присутствовавшее здесь, за главных участников в создании этого богоугодного заведения, за отсутствующего строителя его и консула иерусалимского . В заключение греческие иерусалимские иноки пропели по-гречески Боже, царя храни – старым, но весьма приятным напевом, каким в России пели назад тому 25 лет. Это было верхом нашего торжества, тем более что их побудили к этому единственно искренние чувства благодарности и благоговения к русскому царю, явившему в Иерусалиме несомненную любовь свою к Богу и ко всему святому. Затем отец архимандрит Леонид прочел краткую благодарственную молитву, владыка Мелетий благословил собрание, и все стали расходиться, уступив свое место русским поклонникам, рабочим и служителям богоугодного заведения; число их было 73, все они также угощены были щедрою царскою трапезой и с веселием разошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

А может быть, ее примером и многие души уневестят себя Богу, о чем радуются ангелы на небесах, потому как же не радоваться тебе, если Господь избирает тебя орудием Своей воли? Послужи усердно и не сомневаясь этому начинанию богоугодного устроения». Утешенный и утвержденный словами отца и друга, отец Зосима уже беспрекословно начал принимать желающих, ибо вскоре после Васильевой поступила к ним купеческая дочь, сирота девица Евдокия Р., и он им выстроил маленький корпус и обнес его оградой. И строение это совершилось чудесным милосердием и поспешением Божиим в 1820 году. Лес был куплен на средства советника Васильева, само же строительство свершилось удивительным образом: как только отец Зосима оповестил о том окрестных жителей, то вдруг собрались сорок человек и в один день выстроили и покрыли корпус, состоящий из пяти маленьких келий. Потом опять лишь оповестил крестьян, как пришли тридцать человек и в один день обнесли корпус небольшой деревянной оградой. На обеих этих постройках крестьяне по усердию трудились без платы. Через некоторое время советник Васильев заболел и призвал к себе отца Зосиму. Лежа на одре, он встретил старца такими словами: «Отец моей дочери, тебе я ее вручаю». Старец спросил, не угодно ли ему видеть дочь свою, может быть, в последний раз. «Нет, – сказал советник, – я поставил свечу Богу, боюсь и на время взять ее обратно, чтобы от мирского ветра она не угасла». По его кончине дочь, по благословению отца Зосимы, отпустила на волю всех доставшихся ей дворовых людей, а деньги, четыре тысячи рублей ассигнациями, положила в банк в пользу сестер начинающегося общежития, в которое вступила и овдовевшая мать ее. В скором времени к ним присоединились еще несколько девиц. Все они были с любовью о Господе преданы и покорны отцу Зосиме, но Васильевы, мать и дочь, наваждением бесовским восстали враждою на него от зависти любоначалия и возмутили было своей клеветой не только некоторых из сестер, но даже горожан и крестьян. Враг силился сделать подрыв в начале богоугодного заведения, но терпение, незлобие, любовь и молитва святых старцев победили доброненавистника.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

10. По внесении общины в реестр, губернское или областное правление посылает надлежащие о сим извещения, для печатания установленным порядком, в Сенатские Объявления и в местные губернские или областные ведомости. Форма означенных извещений устанавливается Министром Внутренних Дел. 11. В случае надобности, губернским или областным правлением выдаются правительственным установлениям, о также должностным и частным лицам справки относительно внесённых в реестр общин. 12. В случае необходимости изменении упомянутых в пунктах а , б и в статьи 8 условий деятельности общин, означенное изменение регистрируется тем же порядком, какой установлен для регистрации общин (ст. ст. 7–10). 13. Внесённым в реестр общинам предоставляется избирать духовных лиц, настоятелей или наставников, сооружать храмы, молитвенные дома, учреждать богоугодные заведение и школы, приобретать и отчуждать для осуществления целей общины недвижимые имущества, образовывать капиталы, заключать договоры, вступать в обязательство, а ровно искать и отвечать на суде. Приобретение общинами недвижимых имуществ на сумму свыше 5 000 р. допускается не иначе, как с ВЫСОЧАЙШЕГО соизволения. Богоугодные заведения общин открываются в порядке, указанном в ст. 443 устава общественного призрения, изд. 1892 г. 14. Община управляется через посредство общего собрания членов общины и, по усмотрению общего собрания общины, или избираемым им советом, или духовным лицом, настоятелем или наставником. Об общих собраниях членов общин и о советах 15. Общее собрание назначается советом, а где община управляется духовным лицом, настоятелем или наставником, – сими последними по их усмотрению, но не менее одного раза в год или по требованию не минее 10 членов. Первое общие собрание общины назначается лицами, подписавшими заявление об учреждении общины. 16. О созыве общего собрания троекратно оглашается духовным липам, настоятелем или наставником, в храме или в молитвенном доме в воскресные или праздничные дни не менее как за месяц до дня собрания; с этого же срока объявление о созыве общего собрания вывешивается на дверях храма или молитвенного дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

Но и в этой жизни никто не лишен возможности обретать для себя утешение и успокоение среди трудностей великого странствования. Для странников и пришельцев всегда готово странноприимство в каждом христианском храме. Сюда преимущественно призывает Христос всех труждающихся, всех утомляемых трудностями земного странствования, всех обремененных ими, и обещает успокоить их здесь. Посему благо устроителям храмов Божиих, попечителям их и служителям. Каждый храм есть место не только для служения Богу, но и для служения людям. Для них храм есть пристанище среди трудностей пути на небо. Храм Божий есть странноприимница, притекающие в которую обретают все, что нужно для их успокоения и ободрения: в священнодействиях храма, в молитвах, в чтении, в песнопениях предлагается им благодать Божия обильно питающая алчущих и жаждущих правды, освящающая, утешающая, вводящая в тесное общение со Христом. Он есть не только хозяин храма и странноприимец, но в лице их Сам является как бы странником, а служители храма и попечители его как бы странноприимцами. Наконец, странниками можно назвать всех бесприютных людей. Есть немало людей, которым некуда деваться; есть старики, которые не имеют сил трудами приобретать себе пропитание и вообще средства для жизни. Есть больные и немощные, расслабленные, неспособные ни в какому труду. Те и другие нередко служат в тягость семьям, к которым принадлежат. Тяготящиеся ими члены бедной семьи нередко гонят их от себя и заставляют ходить по миру, скитаться повсюду с протянутыми за милостынею руками. К числу таковых относятся также слуги и рабочие в промышленных и торговых заведениях. Хозяева держать их у себя, пока они способны работать, и бросают их на произвол судьбы, когда они потеряют силу для служения своим хозяевам. Редкие из таковых бесприютных людей умирают с голоду. Многим из них удается найти пристанище в богоугодных заведениях, где они спокойно доживают свой век, обеспеченные во всех потребностях не только телесных, но и духовных. К числу таковых Богоугодных заведений относится богадельня, сегодня нами освященная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Можно отметить, что в отличие от церковного законодательства закон Зенона обращал больше внимания на имущественное право строителя и непосредственно связывал основание богоугодного института с его завещательной волей. На эту же волю наследодателя ссылаются в своем эдикте 455 г. о завещательных отказах церковным институтам императоры Маркиан и Валентиниан III 22 . Право завещательной воли прослеживается также в постановлении об управлении имуществом богоугодного заведения. По закону Зенона управление имуществом, завещанным на богоугодные цели (например, устройство храма), производилось по воле самих завещателей, но и по установленным правилам наследования по завещанию 23 . Епископ только наблюдал, чтобы ктитор и его наследники не меняли характер пожертвования, в противном случае он мог устранить управляющего и самого ктитора. Таким образом, относительно IV−V вв. не следует говорить о неоформленности института ктиторства как такового, скорее существовало различное отношение к нему церковного и светского права. Если для церковной власти в этот период было характерно стремление к некоторому регулированию строительства монастырей, то светское законодательство развивалось в традиционном русле римского права. В эпоху правления императора Юстиниана мы видим совершенно другую ситуацию и другое отношение законодателя к монастырскому статусу как таковому и к строительству монастырей в частности. Эта политика отчетливо проявилась в количестве законов относительно ктиторства по сравнению с предыдущим светским законодательством. Если в доюстиниановский период мы находим только два упомянутых выше эдикта императоров по поводу ктиторства: эдикт Маркиана и Валентиниана III 455 г. о завещаниях церквям и эдикт Зенона 470 г. о завещаниях в пользу святых, мучеников и ангелов, то Юстиниан за период с 530 по 554 гг. издает два эдикта 24 и пять новелл 25 , непосредственно относящихся к ктиторству, а также шесть новелл, так или иначе касающихся строительства благочестивых учреждений 26 . изменяется и сама трактовка института.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/ts...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010