Во многих из этих пристанищ путешественники находили даровое помещение и усердное гостеприимство. Во время земной жизни Иисуса Христа и Его апостолов, странноприимство было одним из удобств для распространения Евангелия и для безопасности христиан. Иисус Христос, посылая апостолов на проповедь, говорил им, чтобы они не брали с собой никаких припасов, чтобы пользовались гостеприимством во всяком доме, где их примут ( Мф.10:9–11 ). Во времена гонений христиане, укрываясь от гонителей, переходили с одного места на другое, и везде у своих единоверцев находили радушный прием. Люди, дававшие убежище искавшим приюта и безопасности, помнили слова Христа Спасителя, которые Он изречет на страшном суде: «странен бех, и введосте Мя». В лице странников, они оказывали услугу Самому Христу. Наконец странниками можно назвать всех бесприютных людей. Есть немало людей, которым некуда деваться. Есть старики, которые не имеют сил трудами приобретать себе пропитание и вообще средства для жизни. Есть больные и немощные, расслабленные, неспособные ни к какому труду. Те и другие нередко служат в тягость семьям, к которым принадлежат. Тяготящиеся ими члены бедной семьи нередко гонят их от себя и заставляют ходить по миру, скитаться повсюду с протянутыми за милостыней руками. К числу таковых относятся также слуги и рабочие в промышленных и торговых заведениях. Хозяева держат их у себя, пока они способны работать, и бросают их на произвол судьбы, когда они потеряют силу для служения своим хозяевам. Редкие из таковых бесприютных людей умирают с голода. Многим из них удается найти пристанище в богоугодных заведениях, где они спокойно доживают свой век, обеспеченные во всех потребностях не только телесных, но и духовных. К числу таковых богоугодных заведений относится богадельня, сегодня нами освященная. Благо добрым людям 6 , которые устроили это заведение и обеспечили его существование на все времена. Открыв пристанище для бесприютных людей, они должны радоваться тому, что в лице их приняли Самого Христа, что Господь сподобил их быть орудием Его милосердия к людям бесприютным.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Лука Лукич находится в совершенном недоумении, что сказать. Нет, скажите откровенно: брюнетки или блондинки? Лука Лукич. Не смею знать. Хлестаков. Нет, нет, не отговаривайтесь! Мне хочется узнать непременно ваш вкус. Лука Лукич. Осмелюсь доложить… (В сторону.) Ну, и сам не знаю, что говорю. Хлестаков. А! а! Не хотите сказать. Верно, уж какая-нибудь брюнетка сделала вам маленькую загвоздочку. Признайтесь, сделала? Лука Лукич молчит. А! а! покраснели! Видите! видите! Отчего ж вы не говорите? Лука Лукич. Оробел, ваше бла… преос… свят… (В сторону.) Продал проклятый язык, продал! Хлестаков. Оробели? А в моих глазах точно есть что-то такое, что внушает робость. По крайней мере, я знаю, что ни одна женщина не может их выдержать, не так ли? Лука Лукич. Так точнос. Хлестаков. Вот со мной престранный случай: в дороге совсем издержался. Не можете ли вы мне дать триста рублей взаймы? Лука Лукич (хватаясь за карманы, про себя). Вот те штука, если нет! Есть, есть! (Вынимает и подает, дрожа, ассигнации.) Хлестаков. Покорнейше благодарю. Лука Лукич (вытягиваясь и придерживая шпагу). Не смею долее беспокоить присутствием. Хлестаков. Прощайте. Лука Лукич (летит вон почти бегом и говорит в сторону). Ну слава Богу! авось не заглянет в классы! Явление VI Хлестаков и Артемий Филиппович, вытянувшись и придерживая шпагу. Артемий Филиппович. Имею честь представиться: попечитель богоугодных заведений, надворный советник Земляника. Хлестаков. Здравствуйте, прошу покорно садиться. Артемий Филиппович. Имел честь сопровождать вас и принимать лично во вверенных моему смотрению богоугодных заведениях. Хлестаков. А, да! помню. Вы очень хорошо угостили завтраком. Артемий Филиппович. Рад стараться на службу отечеству. Хлестаков. Я – признаюсь, это моя слабость, – люблю хорошую кухню. Скажите, пожалуйста, мне кажется, как будто бы вчера вы были немножко ниже ростом, не правда ли? Артемий Филиппович. Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) Вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются… извольте сами нарочно разыскать. Судья тоже, который только что был пред моим приходом, ездит только за зайцами, в присутственных местах держит собак и поведения, если признаться пред вами, – конечно, для пользы отечества я должен это сделать, хотя он мне родня и приятель, – поведения самого предосудительного. Здесь есть один помещик, Добчинский, которого вы изволили видеть; и как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… И нарочно посмотрите на детей: ни одно из них не похоже на Добчинского, но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья.

http://azbyka.ru/fiction/revizor-nikolaj...

Среди главных дел Комиссии оставался вопрос об окончательной отделке интерьера Троицкого собора в Иерусалиме. Эти работы были завершены, как мы упоминали выше, лишь к лету 1872 г. 55. Отношение председателя Палестинского комитета А. В. Головина министру иностранных дел князю А. М. Горчакову С.-Петербург, 10 апреля 1864 г. Отпуск. Милостивый государь, Князь Александр Михайлович . По случаю окончания постройки русских богоугодных заведений в Иерусалиме, я имел счастие, по предварительном соглашении с Вашим Сиятельством, всеподданнейше докладывать ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ: 1., что по всеподданнейшему докладу Вашего Сиятельства состоялось в марте 1859 г. ВЫСОЧАЙШЕЕ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА повеление учредить в С.-Петербурге особый Комитет для соображения предположений и мер по делу об устройстве в Палестине богоугодных заведений, с тем чтобы Комитет сей принимал от себя нужные меры к исполнению утверждённых предположений. 2., что ныне, по прошествии 5-ти лет, заведения сии большею частью уже устроены и действуют, здания сооружены и потому предстоит заведовать и управлять оными, а не только соображать предположения об устройстве заведений. и 3., что таковая предстоящая ныне деятельность Русского Правительства в пределах восточного государства должна находиться в ближайшем ведении Министерства Иностранных Дел, которое, сообразно нашим политическим нуждам, давало бы оной надлежащее направление. По сему всеподданнейшему докладу моему, ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ВЫСОЧАЙШЕ повелеть соизволил: 1., состоящий под моим председательством вышепомянутый Палестинский Комитет ныне упразднить. 2., для заведования богоугодными заведениями в Палестине учредить при Азиатском Департаменте особую комиссию из Статс-секретаря, Тайного Советника Мансурова, Директора сего Департамента, Генерал-адъютанта, Генерал-майора Игнатьева и Члена по назначению Обер-прокурора Святейшего Синода. и 3., передать в эту Комиссию все дела и суммы бывшего Палестинского Комитета. Имея честь сообщить Вашему Сиятельству о таковом Высочайшем повелении, покорнейше прошу Вас принять уверения и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

По закону 1893 года, выморочные имущества после потомственных дворян обращаются (за исключением случаев, указанных в ст. 1168–1172, 1174, 1176–1178 и 1180–1182 Зак. Гр.) в пользу дворянских обществ. Доселе это простиралось лишь на имущество дворян, записанных в родословную книгу; новый закон простирается и на имущество дворян не записанных. Недвижимые обращаются к дворянству той губернии, где оные находятся. Движимость обращается туда, где умерший записан в родословную книгу, а если он записан в двух или более губерниях, делится поровну. Если не был записан, но имел недвижимость, то и движимое следует по недвижимости тем же порядком. Буде же недвижимости у него не было, то движимость следует туда, где отец или дед по отцу был записан, тем же порядком. 1891 г. Апр. 3 N 45. – По возникшему в деле Тамбовского управления государств. имуществами вопросу о признании выморочным имущества статского советника Кашкадамова, применимо ли правило 1169 ст. Зак. Гражд. об обращении выморочных имуществ, оставшихся по смерти воспитанников и воспитанниц учебного ведомства Императрицы Марии, в пользу тех учебных заведений, – в коих умершие воспитывались, к имуществу, оставшемуся после тех лишь лиц, кои умерли в то время, когда воспитывались в сих заведениях, или к имуществу бывших воспитанников и воспитанниц, умерших и после выхода из сих заведений, Гражд. Касс. Деп. нашел, что этот вопрос должен быть разрешен в первом смысле. А. Монастырям присваивается наследственное право на ризницы монашествующих властей и на выморочное их имущество, на всякую движимость простых монахов и на строения внутри монастырей, остающиеся по смерти простых монахов. IX. 393; 442, 443. Уст. Иностр. Исп. 1016 (по Прод. 1890 г.). У армяно-грегориан имущество патриарха, епархиальных начальников и викариев, если не завещано в пользу богоугодных заведений, обращается в пользу Эчмиадзинского монастыря, а имущество монастырских настоятелей и монашествующих, в подобном же случае, идет в пользу их обители. Уст. Иностр. Исп. 1015, 1016 (по Прод. 1890 г.) и 1871 г. марта 1 (49304).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

По тому же вопросу в 1889 г. Правительствующий Сенат разъяснил, что городские думы, порядком установленным для выбора в городские службы, избирают кандидата на должность церковного старосты к без приходным церквам, не ограничиваясь при этом представленным благочинным списком лиц, желательных духовенству, и, в случае согласия последнего, избранный городом церковный староста, чрез посредство благочинного, утверждается в должности епархиальным архиереем. Но если причт не изъявляет своего согласия на произведенный городскою думою выбор старосты, то окончательное рассмотрение и утверждение в должности церковного старосты зависит на основании примечания к 95 статье уст. дух. конс. от епархиального архиерея, к которому духовенство без приходной церкви, в случае недовольства избранным городскою думою кандидата, может обращаться с ходатайством о не утверждении и о назначении новых выборов (соб. узак. и расп. правит. 3 нояб. 1889 г. 124). Примечание 2. К без приходным городским церквам представители от прихожан не избираются (опред. Св. Син. 27 нояб.–8 дек. 1892 г. 2997). 5. Выборы и утверждение в должности церковных старост к церквам, состоящим при учебных, казенных и благотворительных заведениях разных ведомств 25 . К домовым церквам, не подлежащим ведению городского общественного управления и к церквам учебных богоугодных и благотворительных заведений, церковные старосты определяются и утверждаются епархиальным начальством, по избранию начальств этих заведений, с согласия церковных причтов. Определение и утверждение церковных старост к тюремным церквам должно производиться по избранию тюремных комитетов с согласия духовенства сих церквей, независимо от городского общественного управления с тем впрочем, чтобы принадлежащие к городским сословиям лица утверждались в таковых должностях, не иначе, как по сношению с городскими думами о неимении к тому препятствий (ук. Св. Син. 8 авг. 1872 г. 42). 26 . Выбор церковного старосты к Воскресенскому собору всех учебных заведений производится на общем основании прихожанами, с участием начальства вдовьего дома, равносильным тому какое предоставлено причту; причем дозволено сему начальству представлять к выбору своих кандидатов. Утверждение избранного кандидата по соглашению с почетным опекуном, предоставляется епархиальному начальству. В случае утверждения старосты из лиц, не подведомых опекунскому совету, допускается чиновник сего ведомства, по назначению попечителя, к участию наравне с причтом, к наблюдению за приходо-расходованием церковной суммы, при посредстве старосты, с тем, что церковные расходы свыше ста рублей утверждаются почетным опекуном (II. С. З. 7 сент. 1856 г. 80938).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

51 Выдаваемые из епарх. попечит. для вписывания приношений в пользу бедных духовного звания листы, по миновании в них надобности, если только при ревизии не встретится особой надобности для проверки действий священников, благочинных и самого попечительства, могут быть уничтожаемы самими попечительствами» (Син. Ук. 1800 г. март. 31 дня за 1:053). 52 В некоторых епархиях (напр. Влад. и Нижегород.) учреждены так называемые благочиннические советы и выработан устав, которым должны руководствоваться эти советы (См. Влад. Еп. Вед. 1879 г. 7; Нижегор. Еп. Вед. 1880 г. 19–20). 53 В 1838 г. Св. Син. предположено было исходатайствовать благочинным пособие от казны и предварительно изыскать средства к удовлетворению расходов благочинных по возможности из сумм духовного ведомства (Ук. Син. 1838 г. июня 2 за 3:941). 54 Ук. Св. Син. 1877 г. июля 6–30 за 1,208 было предписано благочинным наблюдать за поведением воспитанников духовно-учебных заведений в течение вакаций – во время отпусков их в дома родителей и родственников (См. Ц. В. за 1877 г. 32), что было подтверждено и одним из позднейших определений синодских. 55 В некоторых епархиях были составлены и распубликованы подробные правила о выборе церковных старост; указана была и форма, в которой должны писаться приговоры об избрании церковных старост (см. напр. Смол. Епарх. Вед. за 1874 г. 15). 56 К бесприходным городским церквям церковные старосты избираются в городских думах на том же самом основании, на каком совершается сие при выборах в городские службы, и для сего благочинные, пред наступлением срока городских выборов, посылают в думу список тех лиц, из числа коих духовенство бесприходных церквей желало бы иметь церковного старосту, а городские думы – постановленные ими по сему приговоры с возвращением упомянутого списка препровождают к благочинному для представления оных епархиальному архиерею на рассмотрение и утверждение (прим. к ст. 95 Уст. дух. Коне,). В городах Лифляндской губернии, где городское управление состоит почти исключительно из лиц лютеранского исповедания, избрание церковных старость к бесприходным церквям должно производиться только православными обывателями города, созываемыми городским головой или городскй управой, с участием на этих выборах лишь тех гласных городской думы, которые принадлежать к православному исповеданию (Высоч. утвержд. 28 ноября 1881 г. опред. Св. Син.). К домовым церквям – учебных, богоугодных и благотворительных заведений церковные старосты взбираются начальством тех заведений с согласия причтов и утверждаются: епархиальным архиереем; точно также церковные старосты к тюремным церквям набираются тюремными комитетами и отделениями с согласия причта сих церквей; в тех же случаях, когда на должности церковных старост к этим церквям будут избраны лица, принадлежащие к городскому сословию, то эти лица могут быть утверждаемы в упомянутых должностях не иначе как по сношению с городскими думами о неимении к тому препятствий (Ук. Св. Син.·1872 г. авг. 8 дня за 42).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

Но дабы таковое жалованье принесло действительную пользу, для выдачи оного я определяю следующие правила: 1) жалованье производить по истечении каждой трети; 2) не выдавать оного певчим, но хранить в особом сундуке за ключом регента певчего хора и за печатью эконома архиерейского дома; 3) из таковой суммы отпускать певчим деньги только в случаях особенной надобности, признанной регентом и экономом, и в количестве, ими определённом; 4) для записывания прихода и расхода сим деньгам иметь особую шнуровую книгу; 5) сбережённые деньги по жалованью каждого певчего выдавать по принадлежности уже при выпуске из семинарии, так чтобы всякий певчий имел тогда небольшую сумму, которая облегчит ему способы пристроиться к месту. Поставляю вам в обязанность, отец архимандрит, сообщив копии сего распоряжения регенту певчего хора и объявив оное помянутым выше певчим, делать по оному должное исполнение, как в отношении сих певчих, так и в отношении тех, которые впоследствии поступят в певчий хор из семинарии и училищ с назначением подобного жалованья. Г. обер-прокурору Святейшего Синода графу Протасову, от 18 сентября за 2480, об окончательном оставлении Римско-католическим духовенством зданий по-кармелитского монастыря в Вильно Правление Виленских духовных училищ донесло правлению семинарии, что Римско-католическое духовенство, занимавшее здания упразднённого кармелитского монастыря, оставило оные в 5 день сего сентября, и что здания сии, в 7 день того же сентября, переданы окончательно из городского ведомства в ведение духовных училищ. Долгом поставляю довести о сём до сведения вашего сиятельства, имея честь быть. Литовской консистории, от 23 сентября за 2539, о приписании пяти богоугодных в Вильно заведений к приходу кафедрального собора На протоколе её, от 20 сентября, касательно распределения между Виленским духовенством пяти богоугодных заведений, по которым за исправление духовных треб положено денежное вознаграждение, – собственною его высокопреосвященства рукою записано: Основываясь на показании консистории, что все пять упоминаемые здесь богоугодные заведения состоят в пределах прихода, приписанного к кафедральному собору, равно принимая в уважение, что приход сей ограниченнее против прежнего количеством прихожан, а особенно пространством, тогда как число соборян увеличилось и штатными священнослужителями и случайно при соборе находящимися, я назначаю:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В церковные старосты не могут избираться: 1) сектанты, 2) не бывающие у исповеди и причастия, 3) состоящие под судом и следствие, равно и подвергшиеся по судебному приговору тюремному заключению или более тяжкому наказанию, 4) исключённые из службы по суду или из духовного звания за пороки, или из среды общества; сложившие с себя священный сан, 5) несостоятельные должники, 6) состоящие под опекой за расточительность, 7) содержащие раздробительную продажу спиртных напитков и их приказчики и 8) волостные старшины и писаря. Представители прихожан (2) выбираются на год из лиц, удовлетворяющих выше указанным условиям. Церковный староста имеет следующие обязанности: 1) сбор денег в церкви, 2) продажу восковых свечей, 3) покупку необходимых свечей при богослужении, 4) ведение приходо-расходных кн иг, 5) поддежрание ризницы, 6) наблюдение за исправным содержанием церковного имущества, 7) наблюдение, чтобы в приходах не было противозаконной продажи церковных восковых свечей, и 8) наблюдение за порядком при богослужении. К особым преимуществам церковных старост следует отнести особую одежду, право на награду, а для крестьян, кроме того, свобода от общественных нарядов, работ и телесного наказания, от обязанности присяжных заседателей. Церковные старосты к бесприходным городским церквям избираются в городских Думах так же, как происходят выборы и на городские службы. Для этого благочинные пред наступлением срока городских выборов посылают в Думу список тех лиц, из числа которых духовенство бесприходных церквей желало бы иметь церковного старосту, а городские Думы, постановленные по сему предмету приговоры с возвращением упомянутых списков, представляют благочинным для представления оных к епархиальному архиерею на утверждение. К домовым церквям, к церквям учебных, богоугодных и благотворительных заведений, церковных старост определяет епархиальное начальство, по избранию начальств этих заведений, с согласия их причтов. Представители прихода обязаны присутствовать при ежемесячной (в первых числах каждого месяца) высыпке денег из церковных кружек и свидетельствовании прихода и расхода церковных сумм. Этими чертами ограничивается организация приходского общества по действующему праву. 4) Четвёртая составная часть прихода – приходские учреждения , которые не являются необходимым элементом прихода. Сюда следует отнести:

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Глава 54. Вверяет господство все и владычество, т.е. судебно-административную власть, заботу и попечение над священно-церковнослужителями всех больших церквей в епархии, местному епископу. Епископ имел право участвовать в выборе чиновников городского управления, проверять, что сделано по управлению городскими общеполезными заведениями, не допускать незаконных поборов с граждан со стороны местной администрации и обмана их купцами, для чего меры и весы должны были храниться в церквах под контролем епископа. К правам и обязанностям епископа в деле благотворительности и защиты притесняемых относились контроль за сбором подаяний в пользу бедных и их распределением и за выкупом пленных; учреждение и управление разного рода богоугодными заведениями. Епископам предоставлялось право давать в церквах убежище лицам, которым угрожало насилие, и принимать на себя ходатайство по их делам; надзирать за тюрьмами и порядком в них; следить за тем, чтобы городские чиновники не препятствовали гражданам в совершении юридических актов, не брали излишних пошлин за отправление суда. Епископ мог участвовать (по желанию сторон) в светском суде и быть высшей судебной инстанцией в отношении подчиненных ему духовных лиц по делам против веры и по гражданским делам. Последнее правило как раз и находит отражение в этой главе, которая предписывает церковнослужителям (причетникам), причисленным к причту, имеющим тяжбу друг с другом, обращаться не к светскому суду, а к своему епископу. Епископ самолично или тот, кому он вместо себя поручит, разбирает тяжбы как причетника с причетником, так и прочих церковных людей. Если же причетник или епископ имеет тяжбу с митрополитом, то его судит константинопольский патриарх, поскольку на Руси тогда своего патриарха не было. Митрополит получает дани и пошлины, судит и управляет с помощью своих епископов. Глава 55. Подтверждается обязанность церковнослужителей не прибегать к светскому суду, а судиться своими епископами, а также дается определение подсудности в порядке духовной иерархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Земле. Забыты были совершенно знаменательные и вполне верные слова бывшего председателя Комисии великого князя Константина Николаевича, высказанные им в письме А. М. Княжевичу от 14 марта 1859 г., что «самое надежное и твердое богоугодное дело есть то, которое основывается на сердечном и естественном сочувствии самого богатого из всех капиталистов – массы народа». У главных деятелей Комиссии развилась «мнительная осторожность» и чрезмерная забота о «будущем черном дне», который, благодарение Богу, так и не наступил для Комисии. Но все это вместе взятое создало крайне печальное для развития доброго дела долгое сохранение status quo 1864 г. в положении наших богоугодных заведений в Палестине, хотя и послужило в то же время, правда, «к образованию в ее руках запасного капитала около 130,000 руб». 61 В самом деле, в самый год окончания построек странноприемных заведений у Св. Града Иерусалима, по признанию Комиссии, «количество приходящих в Св. Землю русских богомольцев уже превышало число мест, коими наши приюты могли располагать». 62 Конечно, следовало бы ввиду этого прежде всего окончить вторые этажи над приютами мужским и женским, как предположено было в проекте, и достроить приют для богомольцев высших классов, но в действительности происходит нечто просто невероятное. Корпус «для благородного сословия» отдается под квартиру хозяина здания – консула, а поклонникам этого сословия мужчинам отдается помещение в мужском приюте и женщинам – в женском приюте с наименованием их «приютами первого разряда». На этом дело ломки наших приютов и стеснения поклонников, однако же, не остановилось. В 1864–1865 г., безвыходное и беспомощное положение консульства удовлетворить этому справедливому желанию громадного большинства своих соотечественников, при всей с его стороны готовности, еще более увеличивается. «Странноприемные наши приюты устроены на 876 поклонников обоего пола: в мужском находится помещение на 408 человек и в женском на 468 лиц. Между тем, «ввиду экономии», «чтобы выгадать помещение на 50 или 60 поклонниц», признано было необходимым «закрыть женские приюты 1 разряда».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010