При последних словах Иисус, внимательно слушавший старика, внезапно разволновался и стал оглядываться по сторонам. Он не понимал причин неожиданно возникшей тревоги. Может быть, он увидел перед собой страшное видение из недалекого будущего – человека, распятого на кресте, над которым была прибита надпись, гласившая: «Сей есть Иисус, Царь Иудейский» ( Мф.27:37 ; Мк.15:26 ; Лк.23:38 ; Ин.19:19 )? Может быть, он почувствовал его боль и его страдания как свои собственные? Этого никто не знает. Волнение было очень сильным, но длилось недолго. Увидев рядом своих родителей, Иисус успокоился и вновь начал слушать повествование. «Однако никакие ухищрения врагов не смогли помешать Неемии. Господь не позволил им осуществить их коварные замыслы. За пятьдесят два дня были восстановлены не только стены, но и все ворота: Овечьи, Рыбные, Навозные, Старые, Водяные, Конские и прочие. Согласно обычаю, после окончания строительства нужно было принести жертвы Богу и освятить заново возведенные стены. А какое освящение возможно без песнопений во славу Всевышнего? Для этого были созваны певчие, не только жившие в самом Иерусалиме, но и те, кто построил для себя жилища за его пределами. Им было приказано прийти в Иерусалим „для совершения освящения и радостного празднества со славословиями и песнями при звучании кимвалов, невелов и киннор» (Неемии 12:27). И они пришли отовсюду – и из Иерусалима, и из сел Нетофафских, и из Беф-Гаггилгала, и с полей Гевы и Азмавета. Собрался огромный хор. После положенного обряда очищения Неемия разделил всех певчих на два больших хора. К ним были присоединены священники с трубами: Захария, Шемайя, Азариил, Милалай, Гилалай, Маай, Нафанаил, Иуда и Хананий. Затем оба хора и священники с трубами поднялись на стены. Это было грандиозное зрелище. Светило яркое солнце. Все певчие, музыканты и священники были одеты в соответствующие такому случаю особые облачения. Звучала божественная песнь в сопровождении музыкальных инструментов: Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

( 77 , 1) Все эти данные можно найти у Скамона Митиленского, Теофраста Эресского, Кидиппа Мантинейского, Антифана, Аристодема, Аристотеля, а также у Филостефана и перипатетика Стратона в его сочинении Об изобретениях. (2) Все эти выдержки я привожу для того, чтобы продемонстрировать еще раз, что варвары изобрели немало полезного для обыденной жизни, и греки многое у них позаимствовали. (3) Если же кто вздумает пренебрежительно отзываться об их языке, то отвечу им словами Анахарсиса: «Все эллины говорят как скифы (skuqi/zousin)». (4) А Анахарсис этот пользовался почетом у эллинов за его изречение: «Одежда для меня — шерсть, пища — молоко и сыр». Видите теперь, что варварская философия заботится скорее о деле, нежели о словах. ( 78 , 1) Апостол же говорит: «Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения; но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец».  «И потому говорящий на чужом языке молись о даре истолкования».  (2) Но ведь и искусство словесности и письменность проникли к эллинам сравнительно поздно. (3) Так, первое сочинение о природе написал Алкмеон из Кротона, сын Перифа. (4) Другие же говорят, что первым издал книгу о природе лишь Анаксагор из Клазомен, сын Гегезибула. (5) Стихотворные произведения на музыку переложил первым Терпандр из Антиссы, используя для этого спартанский лад (no/moi). Дифирамбы изобрел Лазос из Гермионы, гимн изобретен Стесихором Гимерейцем, танец — лакедемонянином Алкманом, любовная поэма — теосцем Анакреоном, а танец в сопровождении пения ввел фивянин Пиндар. Милетянин Тимофей первым установил правила пения для лиры и хора. ( 79 , 1) Ямб изобрел Архилох Паросский, а Гиппонакс с Эфеса — неполный ямб. Афинянин Феспид изобрел трагедию, а Сусарион икариец — комедию. (2) Грамматики приводят даты жизни всех этих мужей, однако сравнительное рассмотрение всех этих дат было бы слишком долгим, да и ненужным делом, поскольку, как мы уже видели, даже сам Дионис, именем которого называются дионисийские праздники, жил значительно позже Моисея или, в лучшем случае, примерно в то же время.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   (77, 1) Все эти данные можно найти у Скамона Митиленского, Теофраста Эресского, Кидиппа Мантинейского, Антифана, Аристодема, Аристотеля, а также у Филостефана и перипатетика Стратона в его сочинении Об изобретениях. (2) Все эти выдержки я привожу для того, чтобы продемонстрировать еще раз, что варвары изобрели немало полезного для обыденной жизни, и греки многое у них позаимствовали. (3) Если же кто вздумает пренебрежительно отзываться об их языке, то отвечу им словами Анахарсиса: «Все эллины говорят как скифы (skuqizousin)». (4) А Анахарсис этот пользо­вался почетом у эллинов за его изречение: «Одежда для меня — шерсть, пища — молоко и сыр». Видите теперь, что варварская философия заботится скорее о деле, нежели о словах.    (78, 1) Апостол же говорит: «Так, если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер. Сколько, напри­мер, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения; но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужест­ранец, и говорящий для меня чужестранец» (1Кор. 14:9—11). «И потому говорящий на чужом языке молись о даре истолкования» (1Кор. 14:13). (2) Но ведь и искусство словесности и письменность проникли к эллинам сравнительно поздно. (3) Так, первое сочинение о природе написал Алкмеон из Кротона, сын Перифа. (4) Другие же говорят, что первым издал книгу о природе лишь Анаксагор из Клазомен, сын Гегезибула. (5) Стихотворные произведения на музыку переложил первым Терпандр из Антиссы, используя для этого спартанский лад (nomoi). Дифирамбы изобрел Лазос из Гермионы, гимн изобретен Стесихором Гимерейцем, танец — лакедемонянином Алкманом, любовная поэма — теосцем Анакреоном, а танец в сопровождении пения ввел фивянин Пиндар. Милетянин Тимофей первым установил правила пения для лиры и хора. (79, 1) Ямб изобрел Архилох Паросский, а Гиппонакс с Эфеса — непол­ный ямб. Афинянин Феспид изобрел трагедию, а Сусарион икариец — комедию. (2) Грамматики приводят даты жизни всех этих мужей, однако сравнительное рассмотрение всех этих дат было бы слишком долгим, да и ненужным делом, поскольку, как мы уже видели, даже сам Дионис, именем которого называются дионисийские праздники, жил значительно позже Моисея или, в лучшем случае, примерно в то же время.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Артемия Веделя (первые две стихиры), исполняет Ф. И. Шаляпин в сопровождении неизвестного хора. Текст же стихир заслуживает очень внимательного и вдумчивого прочтения и осмысления. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче». Слова об открывании дверей сразу вызывают в памяти образ ключа Давидова, о котором идет речь у пророка Исаии: «И ключ дома Давидова возложу на рамена его; отворит он, и никто не запрет; запрет он, и никто не отворит. И укреплю его как гвоздь в твердом месте; и будет он как седалище славы для дома отца своего.» (Ис 22:22-23) Те же слова произносит апостол Иоанн в Апокалипсисе: «…так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит» (Откр 3:7). А смысл их раскрывается в Евангелии от Матфея, где Христос говорит апостолу Петру: «Я говорю тебе: ты – Петр (от греч. «петрос» – камень, прим. Ю и Е. П.), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (Мф 16:18-19) Получается, что обращаясь именно этими словами к Богу, мы тем самым признаем, что двери покаяния для нас открываются в апостольской Церкви. То же подверждает и вторая срока стихиры: «утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему». Это почти дословная цитата из пророка Исаии: «От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже» (Ис 26:9), однако вместо «к Тебе, Боже» стоит «ко храму святому Твоему», т. е. автор стихиры подчеркивает, что, с одной стороны, прийти к Богу можно только через храм Божий и, с другой стороны, дорога к храму нас неизбежно приведет к Самому Богу. Т. А. Лаптевой, исполняет хор Свято-Никольской Любятовской церкви г. Пскова под упр. автора. Теперь надо подробно остановиться на глаголе «утренневать», у которого нет аналогов в современном русском языке. Речь идет о совершенно особенном времени границы между ночью и утром. «Сторож! Сколько ночи? Сторож! Сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь.» (Ис 21:11-12) Стражник заступил на последнюю стражу, по названию эта стража «утренняя», но время еще ночное.

http://pravmir.ru/pokayaniya-otverzi-mi-...

Дон Ферберн пишет об этом так: «Любой евангельский христианин, который хотя бы поверхностно знаком с Православием, заметит драматическую разницу в формах богослужения православных и евангельских христиан. Вместо хорошо освещенных, относительно неукрашенных помещений – полутемные залы с большим количеством икон и свечей. Общее пение (под аккомпанемент органа, пианино или группы прославления) обычно заменено пением хора без музыкального сопровождения. Проповедь во время богослужения не занимает такого выдающегося положения, как у евангельских христиан, хотя Литургия в основном состоит из чтения избранных мест из Священного Писания. Большая часть богослужения проходит за иконостасом, вне поля зрения мирянина. Подобная атмосфера кажется чужеродной для евангельских христиан, и эта чужеродность легко может вызвать у них множество вопросов о Православии» . Хотя протестантам свойственно не столько спрашивать – о, если бы они только спрашивали и слушали, вдумываясь в ответы православных! – сколько обвинять и всему давать свои извращённые оценки. Таким образом, в настоящей главе я ставлю своей задачей дать библейско-историческое оправдание главным элементам православного Богослужения и устройства храма. Для начала важно понять, что значит поклоняться Богу в духе? «В духе» значит, прежде всего, « в Духе Святом " 354 . После грехопадения Адама до самого дня Пятидесятницы никто из людей не имел Духа Святого в себе, как говорил Христос Апостолам: «Он с вами пребывает и в вас будет » ( Ин.14:17 ); заметим: в Апостолах, как и других учениках Христа (и вообще в праведниках Ветхого Завета после грехопадения Адама) Духа ещё не было, а вошёл Он в человека впервые только на десятый день после вознесения Христова. О ветхозаветных людях обычно говорится, что Дух Святой сходил и почивал на них, а не в них: «И сошел Господь в облаке, и говорил с ним (Моисеем), и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать... Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух, и они пророчествовали в стане» ( Числ.11:25–26 ); «опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар.2:15 ); «И взглянул Валаам и увидел Израиля, стоявшего по коленам своим, и был на нем Дух Божий» ( Числ.24:2 ); «и сошел Дух Божий на Саула» ( 1Цар.11:6 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Дирижер-вождь " . В 1899 г. хор, под управлением Орлова, выступал в славившейся своей музыкальностью Вене. П.А. Александров пишет: " За неделю до выступления хора в той же Вене состоялся концерт хора в 120 человек с первоклассными солистами в сопровождении оркестра и органа под управлением прославленного итальянского композитора церковной музыки Лоренцо Перози. " Успех этого концерта " , писал Н.Д. Камкин, " не только не повредил успеху Московского хора, но даже способствовал ему, возбудив желание сравнить исполнение итальянцев и русских. Аудитория слушателей состояла из представителей родовой и финансовой аристократии, католической знати Вены и выдающихся музыкантов. Отборные голоса Синодального хора звучали превосходно, и с первых аккордов можно было почувствовать, что ему не опасно сравнение. В обширную программу входили произведения Бортнянского, Львова, Турчанинова и сочинения А.Т. Гречанинова, А.Д. Кастальского, написанные в национально-самобытном стиле. Они-то и обратили на себя внимание иностранцев. Успех исполнения достиг своего апогея после виртуозного, в смысле динамических оттенков, исполнения 40-ка кратного " Господи помилуй " Львовского, возбудившего восторг, доходивший до энтузиазма " . А музыкальные критики Вены писали: " Ансамбль хора, от первых сопрано до низких, глубоких, как пропасть, настоящих русских богатырей-басов, так хорош, что кажется, будто слушаешь великолепный, замечательно чисто настроенный, орган " . " У нас нет ничего равного этому Синодальному хору, — писала другая газета, — и полезно было бы задуматься, отчего же у нас этого нет,, и как бы создал нечто такое же " . Этот концерт просто утвердил репутацию хора, как лучшего и образцового хора в России " . В 1901 г. Орлов был назначен директором училища, вместо Смоленского, поставленного во главе Придворной Певческой Капеллы. Им завершено было преобразование училища в высшую школу церковного пения, чему весьма содействовал прокурор синодальной конторы Ф.П. Степанов. Объединенные хоры Москвы (в 500, 600, 1000 участников) предоставляли Орлову дирижировать их концертами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

поэма С. Рахманинова), «Прометей» А. Скрябина, «По прочтении псалма» С. Танеева. Попутно с этой работой хор участвует в целом ряде пьес почти во всех крупнейших петербургских театрах (Императорский Александринский, Малый театр, театр В.Ф. Комиссаржевской); свыше 50 пьес из репертуара этих театров шли с участием хора Архангельского, причем репертуар хора был чрезвычайно разнообразен: кроме русских песен, в таких пьесах, как «Гроза», «Мещане», «Козьма Минин Сухорукий», «Царь Феодор Иоаннович», «Светит, да не греет», «Снегурочка» – хор участвовал в целом ряде пьес иностранных авторов – «Синяя Птица», «Сестра Беатрисса», «Стойкий Принц» (пьеса испанского писателя Кальдерона, шла в Александринском, в постановке Мейерхольда, с очень сложным вокальным сопровождением), «Ганнеле» и др.; в некоторых случаях музыка писалась Ал. Андр. Кроме работы, связанной с выступлениями отдельных групп из хора в театрах, Ал. Андр. составляет до 15-ти небольших хоров для постоянного пения в церквах (Мин. Вн. Дел, Департ. Уделов, Мин. Земледел., Технолог. Инстит., Инст. Пут. Сообщ., Инжен. Замок, Пажеский Корпус, Сенат, Военно-Медиц. Академия, Придворная Богадельня и др.). Сам Ал. Андр. дирижировал своим хором в церквах очень редко, в исключительных Случаях (похороны В. Ф. Комиссаржевской, П. И. Чайковского). Постоянный рабочий состав хора Ал. Андр. доходит до 90 чел., концертный же состав – до 110 человек. Давно уже, в самом начале своей хоровой концертной деятельности, Ал. Андр. задумывался о судьбе своего хора, о том, что будет с хором, когда он, его основатель и дирижер, не в состоянии будет работать и оплачивать труд певцов и певиц? Условия русской музыкальной общественности и культуры были в то время таковы, что барабанщик, напр., самого даже захудалого оркестра считался все же музыкантом, а хористы и хористки, хотя бы и известнейшего хора, не то, чтобы не считались музыкантами, но о них как-то не принято было говорить; во всяком случае, звание это считалось столь мало почетным, что в случае потери трудоспособности (преклонный возраст, потеря голоса), о каком-либо обеспечении не приходилось и думать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Благодаря деятельности хора был существенно расширен хоровой репертуар для муж. состава. С коллективом сотрудничали композиторы К. Н. Шведов , А. Т. Гречанинов , И. А. Добровейн, Н. Гогоцкий. К 3-тысячному концерту хора, к-рый был дан в Карнеги-холле в 1935 г., Шведов написал «Музыкально-историческую справку о Донском казачьем хоре». Впервые хор без сопровождения исполнил переложения оперных сцен, фортепианных и симфонических произведений. В его репертуар входили также рус. народные песни, популярные песни советских композиторов, марши и др. Однако Ж. в первую очередь считал себя регентом и мастером исполнения духовной музыки. Его хор пел в правосл. церквах тех мест, где проходили гастроли или где хор жил во время подготовки к очередному концертному турне. Пение духовной музыки на концерте и в храме существенно различалось: как писал П. В. Спасский, вне храма она «звучала эстрадно», эффектно, в храме - сдержанно, величаво. Ж. был одним из самых ревностных продолжателей традиций Синодального хора, пропагандистом творчества композиторов Нового направления. Основу церковного репертуара хора составляли сочинения Кастальского, С. В. Рахманинова , Гречанинова, П. Г. Чеснокова , Шведова и др. Исполнялась также музыка Д. С. Бортнянского , А. А. Архангельского , Г. Ф. Львовского и др. Ж. пользовался советами Рахманинова по дирижированию и аранжировке. Исполнявшиеся хором обработки духовной музыки принадлежали гл. обр. Ж. Численность хора в разные периоды колебалась от 22 до 40 певцов. В концертах также принимали участие 2 танцора. Отличительными чертами хора были строгая военная дисциплина и беспрекословное повиновение дирижеру. В период жизни в Европе коллектив подчинялся донскому атаману, оказывал поддержку казачеству в эмиграции и военным инвалидам, различным рус. общественным и церковным орг-циям, частным лицам. В 1939 г. дирижер и хористы переехали в США, в 1943 г. получили амер. гражданство. В годы второй мировой войны коллектив пользовался поддержкой властей США и продолжал концертную деятельность, в частности в пользу амер. военных лагерей и госпиталей. К 1943 г., когда отмечался 20-летний юбилей коллектива, на его счету уже было ок. 5 тыс. концертных выступлений. В ж. «Русский вестник» сообщалось, что за этот период хор исполнил ок. 300 сочинений и обработок.

http://pravenc.ru/text/182199.html

Г. Петрасси. Фотография. 2-я пол. ХХ в. Г. Петрасси. Фотография. 2-я пол. ХХ в. У Гоффредо Петрасси (1904-2003), одного из крупнейших итал. композиторов XX в., в соч. «Псалом 9» для хора, струнного оркестра, медных духовых, ударных и 2 фортепиано (1934-1936) оригинальным образом соединяются полифония на 2 голоса в стиле ранних образцов, имитационный контрапункт, гибкие речитативы в григорианском стиле и барочные мадригализмы. В «Magnificat» для лирического сопрано, хора и оркестра (1939-1940) диатонизм оживляется сильными диссонансными сочетаниями. В не предназначенных для богослужения «Laudes creaturarum» (Хвалы творений), написанных Петрасси на текст «Песни творений» Франциска Ассизского (1982), текст ритмически декламируется солистом в сопровождении 3 кларнетов, 2 тромбонов и виолончели. Впечатляющий Реквием для солистов, хора и оркестра (1946) Бруно Мадерны (1920-1973), никогда не исполнявшийся и считавшийся утраченным, в 2006 г. был обнаружен в США; в 2009 г. состоялась его мировая премьера в театре «Феникс» в Венеции. Партитура этого произведения рассчитана на 4 солистов, 2 хора, двойной оркестр без деревянных духовых и 3 фортепиано. Мадерна, еще не являвшийся тогда приверженцем додекафонии, показал искусное владение контрапунктом, переработав венецианскую многохорную традицию в свете творчества И. Ф. Стравинского и П. Хиндемита. Среди менее значимых итал. композиторов этого периода следует упомянуть ученика Ф. Б. Бузони Гвидо Гуэррини (1890-1965), автора Заупокойной мессы (Missa pro defunctis) для солистов, хора и оркестра, написанной в 1938-1939 гг. в память об изобретателе радио Г. Маркони, и Б. Сомму, прославленного хорового дирижера и органиста, сочинившего «Псалмы» для солистов, хора и оркестра и Заупокойную мессу (Messa da requiem) для 8 голосов соло (1914). Во 2-й пол. XX в. историко-политический и культурно-муз. контексты (в т. ч. распространение новых техник муз. письма) способствовали ослаблению интереса композиторов к церковной музыке. Среди выдающихся образцов - сочинения Бруно Беттинелли (1913-2004): неск.

http://pravenc.ru/text/2033728.html

Хор духовенства провел мастер-класс октября 2018   Начало проекту было положено в 2017 году - в годовщину столетия революции и начала подвига новомучеников и исповедников Российских. Проект - победитель конкурса Фонда президентских грантов 2017 года.     " Наша встреча проходит под слоганом " Музыкальный диалог " Восток - Запад " , - сказал председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров . -  Вы наверняка услышали в музыке интонации молитвы - как восточной, православной, так и западной, католической. Сегодня речь пойдет о музыке духовной, богослужебной, которая дает возможность почувствовать нашу душу " .   Отец Илия отметил, что движущей силой проекта стали священнослужители - участники хора духовенства. Был показан ряд фрагментов выступлений хора духовенства в рамках концерта " Перезвоны столетий " .     Выступил хор духовенства митрополии под управлением Юрия Герасимова . Отец Илия подчеркнул, что выступление хора - не просто концерт, а музыкальная проповедь.   Была представлена композиция, сюжетом для которой послужили события конца XVII века. На этот раз хор выступил не а капелла, а в сопровождении электронного органа и перкуссии. Сюита на основе классических и современных композиций была создана мультиинструменталистом Александром Боярковым.   Также был представлен нотный сборник произведений из репертуара хора с аудиодиском " Музыка наших побед " и видеодиском " Перезвоны столетий " .   Состоялся научно-практический семинар " Музыка нашего единства " с участием Светланы Вилич - руководителя Сербского патриаршего хора. Польский композитор Павел Бембенек рассказал об опыте создания духовной музыки и провел урок хорового пения на основе собственных сочинений.   Во встрече приняли участие регенты, учащиеся специальности " Церковное пение " центра подготовки церковных специалистов при СПбДА , священнослужители, члены епархиального совета по культуре.     ИА " Вода живая " , 23.10.18   Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 4:26 Loaded: 0% Progress: 0%

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010