Несомненно, именно хор богатырских басов и слышал Кастальский, когда сочинял речитативы первой и третьей частей «Верую». По всему складу этих частей можно полагать, что Кастальский сначала сочинял именно речитативы, а уже потом приписывал к ним гармоническое сопровождение хора (сопрано, альты, тенора без удвоений – «голоса христианских народов»). Об этом свидетельствует полная свобода, независимость, естественность течения мелодии речитативов, в ритмическом рисунке которых с особой экспрессивной четкостью подчеркнута «жесткая» ритмичность исполнения дуолей, триолей и тяжеловесных квартолей. Квартоли исполнялись неторопливо, отнюдь не скороговоркой, поэтому темп чуть-чуть, почти незаметно расширялся, но в дуолях и триолях сохранялся неизменным. Вместе с тем ритм мелодических речитативов не скован метрономичностью, не безжизненно формальный и безэмоциональный. Он – свободный, подчеркивающий и выделяющий долгими и короткими эмоциональными акцентами значение того или иного словообраза « Символа веры ». Сопровождение речитативов имеет свое особое мелодическое дыхание – кантиленное, плавное, текущее. В музыке второй части «Верую» мы слышим отображение рождения, страданий и смерти Богочеловека. Слышим и победную песнь воскресения, и торжество Сына Божия. Первый эпизод, такты 17–23, Ddur – рождение, воплощение Сына Божия – изложен в стиле Турчанинова (терцовый дуэт альтов и теноров). Второй эпизод, такты 24–30 – страдание и смерть Богочеловека распето Кастальским «на Благообразный» 604 . Глухой сумрачный тембр звучания противосложения теноровой партии в нижнем регистре, появление увеличенного трезвучия (d-fis-ais). Мрачное трагическое настроение этого эпизода в конце еще более усиливается («погребенна») нисходящими в «мрачное согласие» басами (g-fis-e большой октавы). Третий, заключительный, эпизод второй части, такты 31–37 – воскресение и апофеоз славы Сына Божия – изложен Кастальским в концертном стиле Бортнянского, «русифицированном» аккордикой народного склада. Четырехголосная хоровая звукопись – полнозвучная, сильная, широкая, в русских народных гармониях. Темп третьего эпизода – торжественный Lento maestoso (дирижировать на 8/8). Очень небольшое ritenuto на заключительном аккорде A dur. Ritenuto не подлинное, ибо решительно, властно вступает речитатив басов («главная партия» композиции). Яркий, солнечный тембр хора третьего эпизода второй части сменяется суровыми повелительными интонациями провозглашения заключительной части « Символа веры ».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

С июня 1919 (или с февр. 1920) по 1922 г. К. являлся заведующим секцией методов работы МУЗО московского Пролеткульта, где занимался проблемами собирания и популяризации памятников народного творчества. В 1919 г. К. сотрудничал с Военным комиссариатом: составлял инструкции для красноармейских оркестров и хоров, выступал консультантом по организации музыкально-просветительной работы. В 1921 г., когда на основе музыкально-научных организаций при МУЗО Наркомпроса и московского Пролеткульта был основан Гос. ин-т муз. науки (ГИМН), К. стал действительным членом его этнографической секции. В 1922 г. он стал работать еще и в Российской академии художественных наук (РАХН). К. до конца жизни занимался изучением проблем муз. фольклора, главной его темой были особенности муз. языка народной песни. В 1923 г. некоторые результаты исследований К. были опубликованы в брошюре «Особенности народно-русской музыкальной системы», основной материал вошел в книгу «Основы народного многоголосия» (1948). После революции К. сделал многочисленные обработки народных песен. На основе фольклорного материала написаны и центральные сочинения этого периода - «Сельскохозяйственная симфония» (или «Деревенская симфония») для симфонического оркестра и 2 певцов-солистов и цикл «Сельские работы в народных песнях» для смешанного хора в сопровождении рус. народных инструментов (изд.: М.; Пг., 4 тетр.) (оба сочинения созданы по случаю 1-й сельскохозяйственной выставки в Москве (1923)). К столетию со дня рождения муз. и художественного критика В. В. Стасова К. написал хоровое произведение «Русь» на слова Н. А. Некрасова (изд.: М.; Пг., 1923). Немало усилий было приложено К. к осуществлению новой, но так и не доведенной до конца редакции цикла «Праздники» («Картины народных празднований»). В это же время композитор сочинял песни и хоры на революционные темы (лучшие образцы - «Тройка» и «Поезд» для смешанного хора и инструментов на слова П. Орешина, изд. в сб.: Красный Октябрь. М.; Пг., 1923. [Вып. 1]; 1924. [Вып. 2]), писал театральную музыку.

http://pravenc.ru/text/1681301.html

И, как мне думается, следование этим путём и определит и манеру пения, и характер звука, степень громкости и темп исполнения богослужебных песнопений. Сноски 1 каноны, святоотеческие предания, учения 2 Вот почему, например, система, строй и образ как западного григорианского, восточного византийского и русского знаменного пения так близок и имеет общие истоки, однако эти распевы интонационно не тождественны и каждый из них имеет свои национальные мелодические корни. 3 Номоканон, гл. 141, «От Валсамона и от Зонарева толкования». 4 В. Емельянов. Развитие голоса. С.-Петербург 1997 5 Хотя, Свв. Отцы учат, что при богослужебном чтении и пении для молящегося должны быть приятны не голос исполнителя (или исполнителей), и даже не сами напевы, а слова, им (или ими) произносимые или пропеваемые. В тоже время, сам исполнитель (или исполнители) должны совершать своё дело с сердечным сокрушением, во смирении, в простоте душевной, без превозношения, сердцем и умом разумевая читаемое или поемое, что, увы, едва ли возможно при искусственной академической манере, когда ум исполнителя занят решением певческо-технологических задач, чтоб «только было красиво». 6 Есть, правда, исключения. Мне, например, доводилось слышать одну любопытную аудиозапись, где некий греческий певец, выученный, по-видимому, в Европе, исполняет византийские песнопения в сопровождении хора (исон) в сладостно-страстной оперной манере, в темперированном строе. Так вот, один мой знакомый, дирижёр-хоровик по специальности, предложил мне прослушать две аудиозаписи — упомянутую выше и другую — с пением одного афонского старца. Относительно последней мой коллега отозвался как о классическом примере фальшивого и немузыкального пения, и предложил мне сравнить эту запись с упомянутой выше, которая ему, по-видимому, очень нравилась. По этому поводу привожу своё мнение. Выражаясь эстетическими категориями, первая аудиозапись, с точки зрения современной западноевропейской музыкальной культуры, — прекрасна, и, напротив, безобразна, относительно целей богослужебного пения. (Относительно второй аудиозаписи читай наоборот).

http://azbyka.ru/kliros/slovo-v-zashhitu...

В этом противостоянии двух культур велика роль южнорусских братств с их опорой на народное интонирование, что помогло сохранить национальное своеобразие даже в годы насильственного внедрения чуждых форм. Сохранилось в чистоте пение без инструментального сопровождения. Возник иной, русский тип полифонии, близкий народно-подголосочному складу. Даже декоративные формы партесных концертов отличались иной трактовкой, навеянной народным искусством. Светское начало не смогло окончательно сломить коренные церковные традиции, порвать изначальную связь напева с текстом, а русский распевный хоровой стиль восторжествовал над инструментализмом западноевропейской полифонии и искусственными церковными композициями придворных композиторов. И церковные распевы не только не отошли в прошлое, но получили иное бытие в новом многоголосном стиле, утверждающем национальные традиции, идущие от народно-песенных истоков. Западные влияния, пришедшие через Польшу, вызвали к жизни новые формы партесного пения 317 (с разделением хора на партии: дискант, альт, тенор, бас). Партесное пение XVII века, регламентированное определенным количеством голосов (от трех до 12 голосной Херувимской В. Титова и более), базировалось на ладо-функциональной системе (соотношение аккордов главных ступеней IIVV в мажоре и миноре), но с сохранением типично русских особенностей (ладовая переменность, плагальные обороты). Распространенной формой партесного пения стал хоровой концерт. Приемы творчества предписывались «мусикийской грамматикой» Н. Дилецкого (1679 года), воспитанного на польско-итальянских обрядах хоровой музыки XVII века. В творчестве В. Титова, Н. Калашникова, Бавыкина и других отразились характерные особенности этого жанра. Подобно архитектуре стиля барокко, он отличался пышностью конструктивных элементов. В декоративных формах русского хорового концерта сопоставление хоровых масс, красочная звуковая палитра напоминают убранство русских храмов нарышкинского стиля, а стремление к созданию впечатляющих звуковых композиций перекликается с красочностью церковных звонов.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

82 В 1867–1879 годах в Петербурге был частично издан в переводе главный труд одного из крупнейших европейских географов – Карла Риттера под заглавием «Земледелие Азии. География стран, входящих в состав Азиатской России или пограничных с нею». В 1894–1895 годах под тем же названием последовало продолжение этого издания. Па русский язык переводились также лекции и очерки Риттера по вопросам географии. 83 По другим источникам – Адольф Иванович Беседовский. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 335. 84 Книга С.Д. Горского «О жизни и сочинениях князя Андрея Михайловича Курбского» была издана в Казани в 1858 году. 85 Имеется в виду «Учебная книга всеобщей истории» Н.И. Зуева (СПб., 1856) или его же «Начертания древней географии и истории древних азиатских и африканских государств» (СПб., 1855). Упоминание о курсе Зуева в рукописи сопровождено припиской Смоленского, сделанной позднее: «Тот зуевский учебник (а может быть, и Кайданова) отметил остроумный Иван Федорович Горбунов, смотри его замечания – «темна, как история мидян», и проч.». 87 Первая казанская гимназия была преобразована в строго классическую с двумя древними языками в 1865 году, в связи с уставом от 19 ноября 1864 года (латинский язык по новому уставу начинали преподавать с первого класса, греческий – с третьего). 1 января 1874 года вышел устав, по которому все мужское население империи, без различия сословий, подлежало воинской повинности. Под действие этого устава попадали юноши, поступившие в гимназию в 1868 году. 89 Популярное учебное пособие, издававшееся многократно в 1850–1890-е годы, – «Элементарный учебник немецкого языка для русского юношества, составленный по строго-прогрессивному методу А. Фишером, директором Ларинской гимназии. Курс 1–2». 92 У Смоленского неправильно – Константин Адамович Люстиг. См., напр.: Гвоздев П. Историческая записка о Второй казанской гимназии. Казань, 1876. С. 337. 98 П.Д. Миловидов, регент архиерейского хора, принимал самое живое участие в просвещении инородцев. В 1870 году он открыл певческо-регентскую школу для черемисов и чувашей, целью которой было приготовление не только регентов, но и учителей для школ этих народностей. Как писали «Казанские губернские ведомости», преподавал Миловидов на уроках пения «еще не слыханным до сих пор способом – по пальцам… изобретенным им самим» (1871, 68).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть По поводу вопроса Президенту РФ о Кузьме Минине «Русское Собрание» в Н.Новгороде поддерживает Галину Ананьину 13.04.2016 906 Время на чтение 4 минуты Галина Ананьина, известный историк и общественный деятель, чьими старания – в том числе – поставлен памятник Патриарху-мученику Гермогену у стен Московского кремля, прислала мне текст вопроса, который направила на прямую линию с Президентом РФ В.В. Путины м (состоится завтра, 14 апреля 2016 г.). Звучит вопрос так: «Уважаемый Владимир Владимирович! 21 мая этого года исполняется 400 лет со дня кончины великого патриота и гражданина России, инициатора и организатора Народного ополчения 1612 года Кузьмы Минина. 100 лет назад эту юбилейную дату широко отмечали на государственно-церковном уровне. Планируется ли отметить эту важнейшую дату для патриотического воспитания молодежи в 2016 году?». Нижегородское отделение «Русского Собрания» поддерживает Галину Ананьину, ее вопрос. Действительно, планируется ли? Хоть что-то? В былых своих публикациях мне не раз приходилось писать, КАК поминала Россия Кузьму Минина в связи с 300-летием его кончины. В частности, иллюстрированный литературно-художественный журнал «Искры» (приложение к газете «Русское Слово»), в за 1916 г. информировал своих читателей: «8 мая (по ст.ст. - С.С. ) в день торжества по случаю 300-летия кончины Козьмы Минина повсеместно в городах империи состоялось чествование памяти великого нижегородского гражданина. Повсюду отслужены торжественные панихиды в присутствии представителей власти, сословий и многочисленных молящихся... Но особенно торжественно отпразднован этот день на родине Минина - в Нижнем Новгороде и в Москве . Крестный ход в сопровождении Великого князя Георгия Михайловича шел по пути, по которому Минин вел нижегородское ополчение на спасение Москвы». Процессия вышла на Благовещенскую пл. (ныне пл. Минина и Пожарского): «При полной тишине среди многочисленной толпы раздалось стройное пение " вечной памяти " Козьме Минину». Немало было в тот день в Н.Новгороде и других мероприятий – парад войск и воспитанников местных учебных заведений, «слава» Минину и патриотические гимны в исполнении тысячного сводного хора, торжественное заседание городской Думы и ученой архивной комиссии с приглашением гостей из многих регионов страны, и т.д., и т.п. При этом торжества в целом и в Н. Новгороде, и в Москве, по всей России, как отмечали «Искры», носили ярко выраженный «церковный характер». Происходило это, напомню, в самый разгар кровавой Первой Мировой войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/04/13/po...

Новая теоретическая концепция Г. древнерус. распевов была разработана В. Ф. Одоевским в работах 1864-1867 гг., реализована в трудах Н. М. Потулова и получила название «строгого стиля гармонии». Согласно основным положениям этого стиля, древние напевы (в основном заимствованные из синодальных изданий) должны проводиться без изменений в верхнем голосе в сопровождении диатонической консонантной гармонии (преимущественно трезвучий). Такая 4-голосная Г. более отвечала ладовой специфике распевов, но имела немало недостатков: массивность, тяжеловесность изложения, однообразие аккордовых последовательностей. Большую роль в творческом расширении тесных границ «строгого стиля» сыграли рус. композиторы-классики, обратившиеся к церковному пению в 80-х гг. XIX в. П. И. Чайковский , сопроводив цикл «Всенощное бдение» (ор. 52) подзаголовком «Опыт гармонизации богослужебных песнопений», стремился к раскрепощению фактуры, насыщению мелодическим движением голосов, сопровождающих распев. «Пение при Всенощном бдении древних напевов» (СПб., 1888; переизд.: Всенощное бдение: Древние распевы в переложении для 4-голосного смешанного хора. М., 2003), выполненное коллективом преподавателей и хормейстеров Придворной певческой капеллы (Е. С. Азеев , А. А. Копылов , С. А. Смирнов , Ф. А. Сырбулов) под рук. Н. А. Римского-Корсакова , также отличает более развитое, чем у Потулова, голосоведение; по словам Римского-Корсакова, цикл представляет собой «правильную и естественную гармонизацию напевов Синодального Обихода» (ПСС: Лит. произведения и переписка. М., 1963. Т. 5. С. 176). В собственных переложениях Римский-Корсаков создал новый стиль обработки на основе синтеза приемов церковного и народного пения (использование неполных аккордов, гармоническое варьирование повторяющихся попевок). С кон. 80-х гг. XIX в., после снятия цензуры Придворной певческой капеллы, к Г. распевов стали обращаться мн. рус. композиторы и регенты. Своеобразные гармонические и фактурные приемы Г. были найдены Г. Ф. Львовским , Азеевым, А. А. Архангельским . Особенности монастырских Г. были отражены в изданиях Обихода Киево-Печерской лавры (К., 1915) и Валаамского мон-ря (СПб., 1909).

http://pravenc.ru/text/161698.html

Начальное обучение всегда стоит у истоков будущего миропонимания. Если мы попытаемся хотя бы перечислить, что дает детям хоровое пение, то невольно будем удивлены многообразием связей, возникающих в процессе обучения: наряду с развитием музыкального слуха, памяти, певческих навыков и что очень важно, правильного дыхания, умения читать музыкальный текст, пение в хоре стимулирует воображение, эмоциональность, развивает общительность, дисциплину, самоконтроль, прививает любовь к слову, поэзии, музыке, народному творчеству, другим видам искусств, пробуждает интерес к истории, любовь к Родине – разве этого мало? Хоровое воспитание осуществляется целенаправленно через репертуар – в нем и народные песни, и классическая музыка, и созданные для детей произведения советских композиторов. Но это – лишь схема огромного многообразия хоровой культуры, в которой требуется найти свои «заповедные тропы» в мир прекрасного. В руках руководителя детского хора – коллектив, реагирующий или заинтересованно, или пассивно, или «нетронутый», или уже как-то «зараженный» через современные средства массовой музыкальной культуры потребительскими вкусами некоторой части молодежи. Чем его увлечь, что будет для него эстетическим ориентиром на всю жизнь? Вне этой установки нельзя приступать к работе с хором. На всю жизнь остается в душе прекрасное, воспринятое в детстве. И от того ширится и укрепляется основа зрелого восприятия культуры, и тогда становится искусство частью жизни Симптомы отхода от национальных певческих традиций особенно усилились с утратой в массовых коллективах навыков пения без сопровождения, с распространением мнимо песенных образцов, создаваемых «бардами» и их многочисленными последователями. Отсутствие вокальной культуры, певческого начала, слезливость и унылость этой ложной лирики наносит непоправимый вред музыкальным вкусам молодежи. Увлечение магнитофонными записями (так называемой «механической музыкой») становится преградой непосредственному музицированию. Под влиянием плохой эстрады угасает влечение к народной песне, к классической музыке.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Празднование будет длиться два дня и совпадут с Днями культурного наследия города. 19 сентября. ПРАВМИР. Во Франции будет освящен первый деревянный храм, расположенный на территории русской духовной семинарии. Торжество по случаю освящения храма состоится 21 сентября, — сообщается на сайте Духовной семинарии . Празднование будет длиться два дня и совпадет с Днями культурного наследия города. Программа мероприятий, разработанная совместно с мэрией Эпине-су-Сенар, включает в себя День открытых дверей в семинарии (в сопровождении семинаристов гости смогут посетить домовый храм, украшенную фресками трапезную и парк), концерт русской классической музыки в исполнении квартета «Толстой» консерватории г. Масси, а также концерт русской богослужебной и народной музыки в исполнении хора семинарии в деревянном храме. Мероприятия открыты для всех желающих.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 16 марта, 2021 30 октября, 2020 30 июня, 2023 8 июня, 2023 26 января, 2022 15 ноября, 2021 27 октября, 2021 9 августа, 2021 28 июля, 2021 16 марта, 2021 30 октября, 2020 30 июня, 2023 8 июня, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/vo-frantsii-budet-osvy...

Концерт организовали Минская епархия, Минский городской исполнительный комитет и Братство в честь святого апостола Иоанна Богослова. Режиссером мероприятия стала заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Валентина Еренькова. Вели праздничную встречу ведущая телевизионной программы «Сила веры» Национальной Белтелерадиокомпании Ольга Медведь и заместитель председателя Синодального информационного отдела Белорусской Православной Церкви Олег Лепешенков.  На сцене прозвучали произведения в исполнении лауреата международных конкурсов архиерейского хора Свято-Духова кафедрального собора города Минска под управлением Виталия Соболевского, солистки Большого театра Татьяны Петровой, сводного хора из хора мальчиков Свято-Духова кафедрального собора, хора Братства в честь святого апостола Иоанна Богослова и хора Минского духовного училища под управлением Марии Клочко, артистов Большого театра Марты Данусевич и Тараса Присяжнюка, детско-юношеской капеллы «Возрождение» под управлением лауреата Международных конкурсов Инны Олехник, лауреата международных конкурсов праздничного мужского хора «Всехсвятский» храма-памятника в честь Всех Святых в Минске под управлением Дмитрия Токмакова, солистки Большого театра, заслуженной артистки Республики Беларусь Елены Сало, творческой группы «Тимпан» под управлением лауреата Международных конкурсов и фестивалей Ольги Кривошеевой, народного ансамбля инструментальной музыки «КрОсны» Минского государственного колледжа искусств под управлением Ольги Трамбицкой, учащейся гимназии 1 Заводского района Минска Валентины Лайковской, Детско-юношеского хора «Встреча» Минского прихода в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» под управлением Людмилы Литошик, Детской хореографической школы искусств города Минска и образцового ансамбля танца «Весялушка» в сопровождении оркестра народных инструментов (руководитель — заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Ирина Дорохина), Детской студии Белорусского государственного академического заслуженного хореографического ансамбля «Хорошки».

http://patriarchia.ru/db/text/6060275.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010