Еще далее отошел Кастальский от богослужебного назначения напевов панихиды в оратории для солистов, хора и оркестра, посвященной памяти воинов, павших в Первой мировой войне. Ее особенность – использование подлинных культовых напевов разных народов – русских, сербских, румынских, греческих, американских, православных и католических. Структура оратории «Братское поминовение» – по типу Реквиема, но с включением частей на русские тексты. Так наряду с традиционными частями Реквиема – Requiem aeterna, Kyrie, Rex tremende, Lacrimosa, Domine Iesu, Sanctus-Benedictus – введены две части на слова А. Толстого из поэмы « Иоанн Дамаскин » – хор «Средь груды тлеющих костей» ( 5) и ария для баса «Какая сладость в жизни сей» ( 13), являющиеся стихотворным переложением стихир Иоанна Дамаскина из чина отпевания. Музыку пятой части Кастальский изложил для хора a capella (в панихиде «Вечная память героям») на слова тропаря «Ты еси Бог , сошедый во ад и узы окованных разрешивши». Композитор смело сопоставляет напевы разных народов и, развивая, сближает их. Так, русские церковные напевы изложены преимущественно в народно-подголосочном стиле, но, сопоставляемые с католическими, они получают имитационное развитие ( 3 Sanctus, на слова «Hosanna» – вводится фугато, а в 17 «Requiem aeterna» напев «Со святыми упокой» на слова «Души воинов усопших» звучит имитационно, в противопоставлении групп хора (CA – ТБ). Насколько в оратории Кастальский далек от стиля церковной музыки, говорит хотя бы замысел одной из частей ( 14), где в заключении на фоне траурного марша Шопена звучит напев «Со святыми упокой». Да и предпосланная им программа оратории предопределила иллюстративный характер оркестрового сопровождения. Заупокойные напевы, вводимые Кастальским в ораторию, мыслились им как символы религиозного значения, объединяемые на основе их траурно-обрядовой функции. Из католических напевов им наиболее часто используется средневековая секвенция «Dies irae», ставшая в классической музыке символом смерти (Берлиоз, Лист, Сен-Санс, Рахманинов).

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Широко и разносторонне на концерте было представлено народное творчество. В исполнении женского хора прозвучала русская народная песня " Сад по горе " . Смешанный хор, выступавший в заключительной части концерта, под аплодисменты слушателей исполнил сразу три русских народных песни: " Полно, полно вам, ребята " , " Светит светел месяц " , " Ой, да мы фабричные ребята " . Музыкальные произведения современных композиторов символизировали собой братство православных славянских народов. Прозвучали песни " Вы шумице, бярозы " Э. Ханка (в исполнении Ивана Задарожина, I курс Академии и Андрея Гребенюка, 3 кл. РО) под аккомпанемент скрипки (Жанна Семенова). Слушателями восторженно был встречен инструментальный квартет: баян (Владимир Афанасьев, 1 Б курс Семинарии), две гитары (Алексей Дудин и Николай Яковлев - 1 Б курс Семинарии), бубен (Федор Кузнецов, 1 Б курс Семинарии), исполнивший песню И. Матвиенко " Ты неси меня река " . Творчество украинского народа отобразила песня Одарки из оперы " Наталка Полтавка " композитора Н. Лысенко (в исполнении Надежды Григи, 3 кл. РО). Повод, по которому собрались в этот день в актовом зале учащие, учащиеся и гости СПбДАиС, не мог не быть озвученным в программе концерта. Широко и привольно, с истинно русским задором была исполнена песня " Широкая Масленица " композитора А. Серова (в исполнении Прохора Ефимова, 1 А курс Семинарии). Не был обойден вниманием и 300-летний юбилей Санкт-Петербурга. В начале концерта, после духовных песнопений, солисты (Илья Макаров 4 Б курс Семинарии; Татьяна Макеева, Ольга Каньшина, Наталья Смирнова - 2 кл. РО) в сопровождении женского хора исполнили песню В. Плешака " Неповторимый Петербург " , а в завершающей части концерта смешанный хор (под управлением регента Николая Юрьевича Боткина) пропел " Гимн великому городу " Р. Глиэра. Концерт был завершен многолетием на музыку С. Прокофьева., а также благодарностью, высказанной ведущими Ксенией Черных и Федором Кузнецовым от лица всех участников и зрителей, в адрес педагогов, принимавших участие в подготовке праздничного мероприятия. Среди них: Заведующий Регентским отделением Михаил Иванович Ващенко, Галина Сергеевна Петрова, Светлана Васильевна Соболева, Лариса Евгеньевна Гаазе, Тамара Михайловна Венгловская, и Наталья Викторовна Курганова.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл посетил юбилейный концерт народной артистки России Ольги Бородиной в Государственном Кремлевском дворце 17 декабря 2013 г. 20:43 Вечером 17 декабря 2013 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил в Государственном Кремлевском дворце в Москве юбилейный концерт известной оперной певицы, народной артистки России О.В. Бородиной. В первом отделении Ольга Бородина исполнила духовные песнопения в сопровождении хора Свято-Данилова ставропигиального монастыря. В числе участников вечера также были Российский национальный оркестр, Оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема, детский хор «Преображение», Кубанский казачий хор, солисты и хор театра «Геликон-опера», актриса Элина Быстрицкая и другие. По завершении первой части концерта на сцену была вынесена корзина с цветами от Предстоятеля Русской Церкви. Затем в антракте Святейший Патриарх Кирилл тепло приветствовал народную артистку России и поздравил ее с юбилеем. Ольга Владимировна Бородина — известная советская и российская оперная певица, солистка Мариинского театра, народная артистка России (2002), лауреат Государственной премии России (2007), лауреат премии Грэмми (2011), многих престижных международных конкурсов. В их числе вокальный конкурс им. Розы Понсель (Нью-Йорк) и Международный конкурс Франсиско Виньяса (Барселона). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/3445816.ht...

Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии выступил на Международном форуме стран СНГ и Балтии 12 ноября 2022 г. 17:48 12 ноября 2022 года в рамках Международного форума стран СНГ и Балтии и конференции «Народная культура в XXI века. Традиции и инновации» прошла хоровая премьера-презентация музыкально-издательского проекта «Сонеты Петрополя. Начало...». Ее перед участниками Съезда директоров Домов народного творчества всех регионов России провел хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова. Представила коллектив директор Дома народного творчества и досуга г. Санкт-Петербурга Ольга Богомазова. Ведущий выступления-презентации председатель Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров отметил, что хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии также является творческим коллективом духовной музыки Дома народного творчества и досуга г. Санкт-Петербурга. Музыкально-исследовательский сборник включает в себя ряд акапельных и с инструментальным сопровождением произведений на слова и музыку авторов XVIII века — Михаила Ломоносова, Александра Сумарокова, Михаила Хераскова, Григория Теплова, Дмитрия Бортнянского и других. «Композиторы XVIII века еще не стремились обозначить свое авторство, творили ради Бога и народа, и лишь изыскания музыковедов позволяют нам разгадать некоторые тайны происхождения удивительной русской музыки императорской России XVIII века. И начало Петровских преобразований дало толчок не только авторскому, но и народному творчеству. Святитель Дмитрий Ростовский делал свой духовный театр по-настоящему народным, понятным, общедоступным. И вельможи, и простые люди тогда понимали ценность музыкальной культуры, ее огромный потенциал в облагораживании чувств», — подчеркнул иерей Илия Макаров. Хор духовенства так же исполнил богослужебное песнопение «О, преславного чудесе», посвятив его 20-й годовщине преставления первого регента хора протодиакона Павла Герасимова. В тот же день духовенство совершило заупокойную молитву у могилы приснопамятного отца Павла в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре . Пресс-служба Совета по культуре Санкт-Петербургской епархии / Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

" Молодой тогда князь Александр победил и на Чудском озере, и на реке Ижоре именно благодаря тому, что его дружинники и он сам выполняли слова Христовы: не себя защищали, а подставляли плечо собрату.  Не случайно и Петр I принял решение перенести мощи святого Александра Невского из Владимира в новую столицу. Создавая ее по западному образцу, император сознавал, что при таком масштабе заимствований есть риск утраты национального самосознания, и построил лавру во имя защитника земли Русской, чтобы столица была крепка духом " , - сказал Патриарх.  После поздравительных слов было совершено чествование ветеранов Великой Отечественной войны, удостоенных ордена Александра Невского. В городе на Неве проживают 66 кавалеров этой высокой награды.  В сопровождении оркестра ЗВО по площади прошли военнослужащие и курсанты высших военных учебных заведений. В память юбилее у входа в монастырь на стене Просфорного корпуса открыта бронзовая доска работы скульптора Эвелины Соловьевой. В центре ее - образ святого Александра Невского, стоящего перед лаврой, в которой он незримо почивает своими мощами. Над монастырем изображена Святая Троица, поскольку он посвящен Триединому Богу. На доске присутствуют царские регалии - скипетр и держава императора Петра I, основателя обители, а также воспроизведен царский указ о ее основании.  Вечером в Митрополичьем саду состоялся гала-концерт с участием Адмиралтейского военно-морского оркестра, архиерейского праздничного хора Александро-Невской лавры, Государственного Русского концертного оркестра, хора мальчиков училища имени Михаила Глинки, народного артиста России и Украины Василия Герелло, других мастеров и   творческих коллективов, согласившихся выступить безвозмезднно. " Лавра совсем молодая, ей всего 300 лет, но впереди у нас много работы, меньше по восстановлению, потому что осталось немножко, но работы другой - духовной, просветительской. Ведь даже церковным людям не хватает знаний. Годы безвременья не прошли даром, но давайте будем стараться каждый день хотя бы немножечко стать лучше. И тогда мы все вместе выполним свое предназначение - быть христианами в полном смысле слова " , - с такими словами в заключение праздника обратился к его гостям и участникам наместник монастыря епископ Назарий.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=365...

Разделы портала «Азбука веры» 16 Мар 2023 Фото: pravpenie.ru 14 марта 2023 года при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Президентского фонда культурных инициатив в Московской консерватории состоялось торжественное открытие VI-ro Великопостного хорового фестиваля. Фестиваль продлится до 9 апреля. С приветственным словом к зрителям концерта-открытия обратились ректор Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского А.С. Соколов и ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии, епископ Петергофский Силуан. В первом отделении концерт-открытие VI-ro Великопостного хорового фестиваля представил зрителям монументальное сочинение Сергея Рахманинова в честь юбилейного года композитора – «Литургию святого Иоанна Златоуста ». Произведение исполнил  Академический Большой хор «Мастера хорового пения» радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и дирижера, Народного артиста России, профессора Льва Конторовича. Во втором отделении музыкального вечера состоялась Московская премьера оратории современного композитора Андрея Микиты «Сохранивший веру», посвященная Александру Невскому. В музыкальном сочинении образ святого благоверного князя раскрылся в исторической перспективе: от истоков Русского государства до наших дней. В качестве текстов для произведения композитор привлёк редкие исторические документы: Новгородскую Первую летопись и буллу папы римского Гонория III, в которой он призывает крестоносцев к нашествию на Русь (фрагмент этой буллы прозвучал на латинском языке). Также были использованы богослужебные тексты Русской Православной Церкви и стихи Михаила Ломоносова, Максимилиана Потёмкина и епископа Геннадия (Гоголева). Оратория прозвучала в сопровождении Российского национального оркестра (художественный руководитель и дирижер – Александр Рудин) и сводного хора, состоящего из коллективов: Дирижером второго отделения концерта выступила руководитель учебного смешанного хора Факультета церковных искусств Санкт-Петербургской Духовной Академии – Раиса Гундяева.

http://azbyka.ru/news/v-moskovskoj-konse...

В 1999 г. Указом Президента РФ атаману Кубанского казачьего войска Громову В.П. был присвоен высший казачий чин генерала. Казачьи организации активизировали свою деятельность в патриотическом воспитании, в охране общественного порядка, профилактической работе по борьбе с правонарушениями, распространением наркотиков, по невойсковой охране государственной границы, объектов государственной и федеральной собственности, охране леса, в сопровождении грузов, ликвидации стихийных бедствий, возрождении традиций и духовного облика казачества. Неоценимую роль в духовном обновлении Кубани играет Кубанский казачий хор под управлением В.Г. Захарченко, который не только возродил традиции кубанского Войскового певческого хора, но и обогатил их уникальным народным песенным и танцевальным искусством. Хор стал первоклассным художественным коллективом страны, популярным и любимым в России, ближнем и дальнем зарубежье. В 1993 г. он получил высшее художественное звание - академического. Большую роль в возрождении казачьих традиций играет созданный на базе хора Центр народной культуры Кубани. В процессе многообразного и мощного духовного возрождения Кубани, естественно, возник вопрос и о возрождении Александро-Невского собора как символа военно-исторической памяти кубанского казачества, символа воинской чести и верности Отечеству. И это закономерно. Как уже отмечалось выше, кубанскому казачеству исстари была свойственна традиционная верность православию, психологическая готовность защищать его от всех опасностей, «живот за веру положить», «претерпеть всякие муки за Святой Крест». При этом в традициях Александра Невского, Дмитрия Донского, Александра Суворова и других прославленных полководцев верность православию органически сочеталась в казачестве с преданностью Родине. Принимая активное участие в охране и закреплении границ, казачество рассматривало защиту Родины как одну из святых обязанностей. Преданность стране психологически идентифицировалась с любовью к своей малой родине («отчине и дедине»), к родной Кубани; гимн кубанских казаков, а сегодня и всей Кубани, начинается словами: «Ты, Кубань, ты наша Родина». Это и предопределило высокий статус в системе ценностей таких качеств казачества, как беспредельное мужество, отчаянная храбрость, абсолютное бесстрашие, отвага, смелость, ловкость, находчивость и физическая выносливость. Они высоко оценивались общественным мнением, о них помнили станичники и память о них передавали потомкам.

http://sobory.ru/article/?object=09006

5 ноября, в последний день проведения «Истоков» в Екатеринбурге, состоялись концерт колокольного звона в храме Рождества Христова г. Екатеринбурга и концерт византийской музыки в г. Заречный. Подытоживая эти насыщенные дни, художественный руководитель Всероссийского фестиваля «Истоки» протоиерей Димитрий Кулигин заметил: «Наш фестиваль старается делать все, чтобы поддержать тех, кому дороги наши истоки, наша церковная традиция… Если говорить о Православии – у нас есть на чем объединяться, и особенно это важно отметить в День народного единства – да поможет нам в этом Бог. Я благодарю тех, кто активно поддержал наш фестиваль. За активное информационное сопровождение благодарю телеканал “Союз”, который все эти дни был с нами в Екатеринбурге и поддерживает нас в других регионах страны. Благодарю фонд Ивана Саввиди, который способствовал приезду замечательного византийского хора из Ростова-на-Дону. Хочу особо поблагодарить и Императорское Православное Палестинское Общество, которое даже своим названием объединяет и нашу отечественную церковную культуру, и культуру Византии. Это общество посчитало важными наши мероприятия – это тоже вдохновляет и объединяет. Я благодарю и многих сомолитвенников, без которых все эти дни также могли не состояться. Еще раз хочу поблагодарить митрополита Евгения - месяцы подготовки шли под его руководством и по его благословению. Мы едины во Иисусе Христе. Владыка Евгений в своей проповеди в День народного единства говорил о “новом мировом порядке”, который своим духом чужд нам, православным людям. Мы хотим объединяться на правильном Начале, которое есть Христос и которое сохраняется в наших церковных истоках ». Целью Всероссийского фестиваля православных певческих традиций и колокольного звона «Истоки» являются возрождение и популяризация православных певческих традиций и колокольного звона, он направлен на сохранение культурного и духовно-музыкального наследия России, на популяризацию русской национальной музыкальной культуры и на взаимодействие церковных традиций со светским сообществом в области культуры и искусства.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/14/is...

Они создавали и отопление, и вентиляцию. Общая стоимость строительства составила 150 тысяч рублей. Кроме того, Дом Слонова и Витальева поставил для храма ризничных и утварных принадлежностей на сумму свыше 24 тысяч рублей. До сих пор сохранились в народной памяти воспоминания о доставке большого колокола к храму, вес которого составлял около 5 тонн. Были построены специальные дроги на восьми осях, крестьяне впряглись в них и везли колокол от станции до храма на своих плечах. Ко дню освящения храма князья Барятинские удостоились милости получить поздравительную телеграмму от Государыни императрицы Марии Фёдоровны. На освящение храма прибыли Воронежский губернатор Павел Александрович Слепцов, управляющий Юго-Восточной железной дорогой Василий Александрович Введенский и другие высокопоставленные лица. Освящение совершали 1 и 2 июня 1899 года. Ещё накануне дня освящения с утра к храму начали собираться богомольцы из Анны и окрестных сёл. Во избежание беспорядков в храм пропускали по бесплатным пригласительным билетам, чтобы число людей было не больше того, что могло вместить помещение. Ждали епископа Анастасия. " Наконец, около семи часов вечера мерные удары в большой колокол с новой колокольни возвестили, что поезд приближается к Анне. Народ оживился и устремил свои взоры по направлению к станции. Не прошло и десяти минут, как ударили во все колокола, и вскоре Владыка подъехал к старому храму и вошёл внутрь. Приложившись к святому престолу и узнав, что в новом храме всё готово к освящению, в сопровождении храмоздателей и многочисленного духовенства направился в новый храм, где и началось торжество освящения служением всенощного бдения " . " ...В сиянии огромных люстр и множества свечей переливались праздничные облачения духовенства, под высокими сводами раздавалось стройное пение хора, певчие одетые в специально сшитую форму. Управлял хором приглашённый из Санкт-Петербурга Поляков, регент Андреевского военного собора, в котором в те годы служил протоирей Иоанн Кронштадтский.

http://sobory.ru/article/?object=02347

Выставка «Царская семья: любовь и милосердие» открылась в стенах ВШЭ Москва, 14 марта 2024 г.      12 марта в здании Культурного центра НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялось торжественное открытие фотовыставки «Царская семья: любовь и милосердие», на которой представлено 260 исторических фотографий, запечатлевших жизнь и служение семьи Николая II.      Тематически выставка поделена на три блока: • Любовь и семья: история любви Николая II и Александры Фёдоровны, яркие и чувственные моменты жизни царской семьи, теплые взаимоотношения с детьми. • Государственное служение Николая II: патриотический долг последнего российского императора, активные реформы и укрепление народного благосостояния. • Дела милосердия: благотворительная и меценатская деятельность царской семьи, помощь ближним и самопожертвование.      На открытии к собравшимся обратился проректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» – Д.И.Земцов, автор собрания фотографий иеромонах Игнатий (Шестаков), священник Дмитрий Данилов, магистрант ВШЭ, заместитель председателя московской епархиальной комиссии по работе с вузами.      Кандидат исторических наук А.А. Борисюк представил доклад на тему: «Основные достижения Николая II, как правителя и государственного деятеля», а затем с короткой программой выступил концерт хора семинаристов Сретенской духовной академии под управлением инока Григория Панфилова.      После концерта все гости могли ознакомиться с фотографиями и их историей, используя аудиогид, а также благодаря экскурсоводам из числа студентов ВШЭ.      Открытие выставки и экспозицию посетили ректор НИУ ВШЭ Н.Ю. Анисимов и наместник московского Сретенского монастыря игумен Иоанн (Лудищев).      Выставка будет доступна для посещения с 13 по 17 марта включительно в формате самостоятельного ознакомления по регистрации и в формате организованных экскурсионных групп. Вся информация о регистрации для посещения будет публиковаться в специальном Telegram канале .      Звуковое сопровождение, доступное на стендах по QR-koдaм, познакомит с эпистолярным наследием Царской семьи, позволит узнать историю фотографий и проникнуться атмосферой семейных отношений святых царственных страстотерпцев.

http://pravoslavie.ru/159153.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010