24 сентября 1977 года в Московской Духовной академии было отмечено столетие со дня его рождения. В актовом зале Академии прошел вечер памяти композитора П. Г. Чеснокова, на На вечере памяти П. Г. Чеснокова котором выступил заведующий Регентским классом Н. В. Мат­веев. Он рассказал о творчестве композитора; были прослушаны его произведения 2 . Было отмечено, что характерной особенностью творчества П. Г. Чеснокова “является высокое религиозное вдохновение, задушевность, глубокое раздумье и созерцательность. Как церковный композитор Чесноков является одним из самых известных и популярных. Нет такого православного русского хора, который бы не исполнял произведений Чеснокова, звучных, с ясной декламацией текста и изобразительностью музыки, с широкой обработкой церковных мелодий, с преобладанием в музыке народного характера. Его переложения древних церковных распевов — это не обычное гармоническое сопровождение мелодии, а скорее — художественная реставрация, дающая возможность понять и прочувствовать всю красоту древнего подлинника” 3 . Двадцать семь лет спустя, после первого академического вечера, 14 марта 2004 года, в Регентской школе при Московской На вечере памяти П. Г. Чеснокова Духовной академии было отмечено шестидесятилетие со дня кончины знаменитого композитора 4 . В конце вечернего Богослужения в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника преподаватель игумен Михаил совершил заупокойную литию о упокоении почившего композитора. В последовавших затем на вечере выступлениях учащихся был освещен жизненный путь композитора, рассказано о его музыкальном даровании. Выступления перемежались исполнением написанных им музыкальных произведений, прозвучавших в однородном исполнении, смешанном и сольном. Они органично дополняли текст выступлений, не только отражая композиторский стиль и талант музыканта, но и своим смыслом показывая его жизненный путь. Данный вечер явился вкладом в учебный процесс Школы. Кроме углубленного знакомства с жизнью композитора, последовало усвоение на практике его творческого наследия. Одновременно это способствовало выявлению дарований учащихся, силами которых был подготовлен вечер. На вечере присутствовали преподаватели, братия Троице-Сергиевой Лавры, учащиеся, гости. К этому дню была подготовлена также выставка фотографий и нотных изданий Павла Григорьевича 5 . Память о замечательном церковном композиторе живет в Московских Духовных школах.

http://pravmir.ru/vecher-pamyati-kompozi...

III Международный фестиваль духовной музыки «Петровские дни» открылся в Санкт-Петербурге 11 июля 2017 г. 14:52 10 июля 2017 года в Государственной академической капелле в Санкт-Петербурге открылся III Международный фестиваль-конкурс духовной музыки «Петровские дни», в котором приняли участие вокальные ансамбли, любительские, детские, церковные хоровые коллективы из России, Украины и Белоруссии. В этом году фестиваль посвящен празднованию 1950-летия преставления святых апостолов Петра и Павла и 470-летию канонизации святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Церемония открытия началась с благодарственного молебна на начало всякого дела в сопровождении пения сводного хора участников. Затем президент фестиваля, настоятель храмов святителя Петра, митрополита Московского, и святого Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе иерей Артемий Наумов зачитал приветственный адрес митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . «С библейских времен музыка является молитвой, которая помогает человеку находить утешение, задумываться о вечном и приходить к должному пониманию жизни. Духовная музыка — это неотъемлемая часть не только богослужения, но и народной культуры. Музыкальные произведения, которые будут представлены на фестивале-конкурсе, относятся к православной традиции — основе нашего национального самосознания. Церковное певческое искусство, выполняя эстетическую функцию, приобщает человека к вере и духовно-нравственным ценностям. Показывая на конкурсе профессионализм и высокий уровень исполнительского мастерства, участникам необходимо помнить о внутреннем наполнении произведения, о глубоком смысле музыки, которая прославляет своего Создателя. Желаю участникам фестиваля творческих успехов и помощи Божией в трудах и начинаниях», — сказано в обращении. От себя отец Артемий пожелал конкурсантам прекрасного настроения, чтобы тепло и солнце всегда светило в их сердцах. Было зачитано приветствие от имени председателя Законодательного собрания Вячеслава Макарова. «Фестиваль в этом году объединяет города России и ближнего зарубежья, собирает вместе талантливые хоровые коллективы. Это настоящее событие в культурной жизни нашего города. " Петровские дни " продолжают замечательную традицию русского хорового пения, знакомившего публику с лучшими образцами духовной музыки», — говорилось, в частности, в приветствии.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Ветхозаветные пророки пели под звуки струнных инструментов; оркестры и хоры Храма были неотъемлемой частью богослужения. Указания на них можно найти почти на каждой странице Псалтири. Синагогальное пение состояло в «кантиляции»: ведущий произносил текст псалмодически, нараспев, украшая речитатив музыкальными узорами. Эти восточные мелодии легли в основу церковных песнопений классической эпохи. Влияние Востока закрепилось тем, что выдающиеся композиторы IV–VIII веков — святые Ефрем, Роман Сладкопевец и Иоанн Дамаскин — были родом из Сирии и широко пользовались народной музыкой своей родины. Григорианские хоралы латинян, как и расшифрованные недавно византийские напевы, отличаются ярко выраженным «восточным» характером. Это протяжное, унисонное пение мало похоже на то, что звучит сегодня в русских храмах. На Западе св. Амвросий (IV век) ввел антинфонное пение (на два хора) по образцу Иерусалимского Храма и положил начало системе восьми «гласов». Унификацию латинского пения провел папа св. Григорий Великий (VI век), по имени которого названы католические хоралы. Немалый вклад в музыкальную культуру Церкви внесли монастыри Византии, Руси и Болгарии. Особенно велика была роль знаменитого подвижника Феодора Студита (XI век), оставившего богатое наследие «распевов». Большинство гимнотворцев Востока и Запада опирались на традицию Иерусалима, а также на народную песенную культуру своих стран: Греции, Италии, Сирии, Армении, Эфиопии. Индивидуальное творчество в церковной музыке расцвело лишь на исходе Средних веков. Крупнейшим католическим композитором XVI века был Палестрина (Джиованни Пьерлуиджи), написавший сопровождение для Литургии (несколько десятков вариантов). Среди протестантов той эпохи особенно выделялся Гендрих Шютц. Впоследствии многие композиторы — от Баха, Моцарта, Бетховена и Листа до Бриттена и Пендерецкого — создавали богослужебную музыку. В России индивидуальное музыкальное творчество получило широкое распространение, начиная с XVII века. В XIX и XX веках для храма писали Глинка, Чайковский, Рахманинов, Стравинский, но существовала плеяда композиторов, целиком посвятивших себя литургической музыке (Ведель, Бортнянский, Гречанинов и др.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

монахов. Богослужение началось обычною процессией из сакристии к главному алтарю, причем во главе этой процессии, в сопровождении троих сослужащих священнослужителей, шествовал Премонстрантский аббат Ван-ден-Бруэль, обладающий, очевидно, особыми привилегиями, так как он был в епископском черном облачении и белой полотняной митре и священнодействовал по епископскому чину. Место соборного клира, обычно украшающего своим участием процессии в главных римских базиликах, здесь занимали цистеризианские монахи в своих красивых, белых с коричневым, одеждах. В начавшейся затем литургии преждеосвященных даров наиболее интересными показались мне, прежде всего, семнадцать особо установленных молитв: за церковь , папу, иерархию и весь клир, за светскую государственную власть, за оглашаемых, за заблуждающихся, за болящих, голодающих, заключенных, странников, мореплавателей, за еретиков и схизматиков об их обращении, а также за иудеев и язычников и т. д., а затем весьма оригинальное чтение евангелия о страданиях Христа Спасителя (Passio). Выступили три диакона с книгами в руках, и, получив благословение от предстоятеля, стали рядом внизу ступеней алтаря, против левого угла престола, пред тремя аналоями, поставленными такт, что читающие за ними обращены были левым боком к алтарю, а лицом к правой стороне хора. Во все время евангельского чтения предстоятель, без митры и со сложенными руками, а также и сослужащие ему стояли у престола, обратясь лицом к читающим. Чтение было весьма продолжительно, так как, по римско-католическому обычаю, это было не столько чтение, сколько нотное пение с разнообразными и иногда очень замысловатыми модуляциями. Всего любопытнее в данном случае было то, что певучее чтение имело драматический характер. Один из чтецов произносил собственно повествовательную часть евангельского сказания; другой – речи разных отдельных лиц, выводимых в евангельском рассказе, напр., апостола Петра и затем первосвященника и Пилата; третий – слова Самого Господа, а когда, по евангелию, раздавались восклицания народной толпы, роль этой толпы исполнялась хором певцов. Такой способ изложения евангель-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Об общем увлечении петербургского общества музыкой в царствование Екатерины Великой подробнее пишет Н. Финдейзен в V и VI выпусках своих «Очерков по истории музыки в России», которые нам придется неоднократно цитировать. Неуставное хоровое церковное пение, со свободно сочиненной для хора музыкой на богослужебные тексты, или на комбинации отрывков из церковных песнопений, или даже на произвольно сочиненный в подражание богослужебным песнопениям текст, получило в царствование Екатерины II громадный толчок к развитию и для распространения во всей России. Конечно, Екатерине II, урожденной немецкой принцессе, православие и его внешние проявления, и регулируемый православием уклад русской народной жизни, были чужды, чуждо было и богослужебное пение Русской Православной Церкви. Но нужно отдать справедливость, что Екатерина II честно старалась умом быть православной и следовать всем предписаниям Православной церкви. Но сама придворная обстановка, в которой проходила юность и молодость Екатерины II (в том числе несчастный брак с Петром III – по рождению принцем Готторп-Голштинским, даже и не старавшимся казаться православным), никак не благоприятствовали восприятию Екатериной полноты русского православного бытового предания. Насколько мало понимала Екатерина природу и сущность богослужебного пения Православной Церкви, видно из ее писем Потемкину в 1790 году 412 , где она, между прочим, пишет про сочинении Сарти «Тебе, Бога, хвалим»: «Жаль, что в церкви петь нельзя по причине инструментов». В этом не было ничего особенно нового. Ведь упоминавшийся нами в предыдущей главе Феофан Прокопович думал, что «...везде по церквам быть музыкам ради украшения церковного», а «...все церковное пение монахов и прочих церковных служителей (не специалистов певчих) называл бычьим рыком, ни к чему не годным 413 . Для Екатерины II, выросшей в протестанстве, где богослужение-проповедь связано с инструментальной музыкой и пением хорала всеми присутствующими с сопровождением органа, конечно, впечатления детства не могли быть совершенно заглушены более поздними впечатлениями (по большей части весьма нерадостными). И поэтому нам кажется вполне естественным ее мощное покровительство итальянской музыке, примененной в хоровом виде к богослужебным текстам Русской Православной Церкви. Тем более, что в придворном обиходе дело касалось почти исключительно постоянных, непередвижных песнопений, одних и тех же песнопений литургии с парадным, не имеющим отношения к богослужению концертом, который обратился в своего рода «литургический дивертисмент».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Бесплотным силам (8 нояб.): 8 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора 9 . Кондак акафиста авторское сочинение; для муж. хора 10 . Эксапостиларий авторское сочинение; для муж. хора, для муж. хора (облегченный вариант), для смеш. хора. Св. ап. и евангелисту Матфею (16 нояб.): 11 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора, для муж. хора. Блгв. кн. Александру Невскому (23 нояб., 30 авг.): 12 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора Св. ап. Андрею Первозванному (30 нояб.): 13 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора, для муж. хора. Прав. Филарету Милостивому (1 дек.): 1516. Тропарь и кондак гармонизация греческого распева; для смеш. хора. Свт. Николаю Мирликийскому (6 дек., 9 мая): 17 . Тропарь авторское сочинение; для смеш. хора 18 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 19 . Стихира по 50 псалме 6 гл.; для муж. хора. Прп. Софии Суздальской (16 декабря): 20 . Молитва авторское сочинение; для жен. хора. Обрезанию Господню и свт. Василию Великому (1 янв.): 21 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Собора Предтечи (1 янв.): 22 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Прп. Макарию Римлянину (19 янв.): 23 . Тропарь гармонизация греческого распева; для смеш. хора 24 . Стихира по 50 псалме Новомученикам 6 гл.; для муж. хора. Новомученикам Российским (ближайшее воскресенье после 25 янв.): 25 . Тропарь гармонизация знаменного распева; для муж. хора 26 . Тропарь и кондак гармонизация греческого распева; для муж. хора. Трем святителям (30 янв.): 27 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Прп. Даниилу Московскому (4 марта, 30 авг.): 28 . Тропарь, глас 3 гармонизация греческого распева; для смеш. хора, для муж. хора 29 . Тропарь, глас 4 гармонизация знаменного распева; для смеш. хора, для муж. хора 30 . Кондак, глас 6 гармонизация знаменного распева; для смеш. хора, для муж. хора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

4 . Эксапостиларий 2-й (Лазарем тя) гармонизация знаменного распева; для муж. хора. Входа Господня во Иерусалим: 5 . Стихира Днесь благодать гармонизация знаменного распева; для муж. хора 6 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Утрени Великого Пятка: 7 . Антифон XV Днесь висит на древе авторское сочинение; для муж. хора 8 . Стихиры по 9-м Евангелии авторское сочинение; для муж. хора 9 . Эксапостиларий Разбойника благоразумнаго гармонизация знаменного распева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора. Пасхи: 10 . Тропарь Христос воскресе авторское сочинение; для муж. хора 11 . Ирмосы канона переложение напевов из Троицкого; для смеш. хора 12 . Ипакои и икос гармонизация валаамского распева; для муж. хора 13 . Эксапостиларий гармонизация греческого распева; для муж. хора 14 . Задостойник и припевы на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 15 . Фомина воскресения эксапостиларий авторское сочинение; для смеш. хора 16 . Преполовения Пятидесятницы тропарь гармонизация валаамского распева; для смеш. хора. Вознесения Господня: 17 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 18 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Пятидесятницы: 19 . Ирмосы 2-го канона гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 20 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева, для смеш. хора 21 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. VI. Песнопения двунадесятых праздников Рождество Богородицы (8 сент.): 1 . Стихира Днесь Иже на разумных Престолех, глас 6 гармонизация знаменного распева; для муж. хора 2 . Эксапостиларий авторское сочинение. Редакции: для смеш. хора, для муж. хора 3 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора. Воздвижение Креста (14 сент.): 4 . Эксапостиларий 1 (Крестхранитель) авторское сочинение. Изложения: для смеш. хора (2 редакции), для муж. хора, для трехголосного состава

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

11 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 12 . Стихиры на хвалитех, глас 6 обработка обиходного напева. Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 13 . На Литургии антифоны по обиходному напеву; для муж. хора. X. Песнопения треб 1 . Чинопоследование монашеского отпевания гармонизация по соловецкому обиходу; для муж. хора 2 . Прокимен на Венчании авторское сочинение; для смеш. хора. Духовные концерты 1 . Ежечасная молитва свт. Иоасафа Белгородского авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора, для жен. хора 2 . Похвала любви Божией (памяти новомучеников Российских): Аще языки человеческими глаголю ( 1Кор.13:18,13 ) авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 3 . Памяти священника Павла Флоренского: Кто ны разлучит отлюбве Божия ( Рим.8:3539 ) авторское сочинение; для смеш. хора 4 . Из Послания к Филиппийцам 2:511 (К 2000-летию Рождества Христова) авторское сочинение; для муж.хора 5 . Похвала пустыни. Песнь царевича Иоасафа, егда шел в пустыню к Варлааму на подобен «Егда от древа» напева Оптиной пустыни; для смеш. хора 6 . Мужайся, Церковь Русская (из Службы крещения Руси) авторское сочинение; для муж. хора 7 . Мужайся, Церковь Христова (на память всех святых земли Русской) авторское сочинение авторское сочинение; для муж. хора 8 . Похвала обители прп. Даниила Московского (на слова игумена Андроника (ТРУБАЧЕВА)) авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 9 . Вышшую небес гармонизация соловецкого распева Изложения: для смеш. хора, для муж. хора 10 . Скорое и известное даждь утешение авторское сочинение; для муж. хора 11 . Богородичен: Во гласе пений авторское сочинение; для муж. хора 12 . Тропари Кресту (Иже Крестом ограждает) авторское сочинение; для муж. хора 13 . Не умолчим никогда, Богородице (соч. П. Чеснокова) переложение; для жен. хора 14 . Днесь весна благоухает (Эксапостиларий Фомина воскресения) авторское сочинение; для смеш. хора Именной указатель В указатель не вошли имена, встречающиеся в авторских и составительских примечаниях, библиографических сведениях, имена, содержащиеся в разделе «Приложение». В указатель не вошли также имена мифологические, литературные, библейские, имена, входящие в названия тех или иных памятников архитектуры, литературы и искусства, а также учреждений. Сведения о таких лицах, как Делекторский Φ.Π., Зубачевский С.И., Маслов H.A., Плющев H.H. и Рожков Н.Г. любезно предоставлены о. протодиаконом Сергием (Голубцовым), подготовившим оригинал-макет своей книги «Сергиев Посад и Лавра».

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

26 . Эксапостиларий гармонизация знаменного распева; для муж. хора 27 . Задостойник переложение напева Троице-Сергиевой Лавры для смеш. хора. Успение Пресвятой Богородицы (15 авг.): 28 . Задостойник и припев на 9-й песни переложение напева Троице-Сергиевой Лавры; для смеш. хора 29 . Статия 3-я из чина Погребения гармонизация Гефсиманского напева; для муж. хора. VII. Песнопения Богородичных праздников Покров Пресвятой Богородицы (1 окт.): 1 . Ирмосы канона гармонизация напева по соловецкому ирмологию; для муж. хора 2 . Кондак гармонизация греческого распева; для муж. хора 3 . Эксапостиларий авторское сочинение; для однородного состава. Иверской иконе (13 октября): 4 . Стихира по 50-м псалме На подобен Егда преставление; для трехголосного муж. напева Киево-Печерской Лавры состава. Казанской иконе (22 окт. 8 июля): 5 . Эксапостиларий Да почтится Всепетая авторское сочинение; для муж. хора. Иконе Знамение (27 нояб.): 6 . Тропарь гармонизация греческого распева; для муж. хора. Державной иконе (2 март.): 7 . Кондак акафиста гармонизация напева Ипатьевского м-ря; для смеш. хора. Тихвинской иконе (26 июня): 8 . Кондак акафиста авторское сочинение; для жен. хора. Смоленской Одигитрии (28 июля): 9 . Стихиры гармонизация напева Зосимовой пустыни; для муж. хора. Донской иконе (19 авг.): 10 . Тропарь авторское сочинение; для смеш. хора. VIII. Песнопения из служб святым Прп. Сергию Радонежскому (25 сент., 5 июля): 1 . Молитва преп. Сергия и Богородичен авторское сочинение; для смеш. хора, для муж. хора 2 . Величание гармонизация соловецкого распева; для смеш. хора 3 . Величание прп. Сергию или прп. Никону гармонизация соловецкого распева; для муж. хора 4 . О, сладкаго Твоего гласа авторское сочинение; для муж. хора, для смеш. хора, для жен. или дет.хора 5 . Эксапостиларий Процвел еси авторское сочинение; для муж. хора. Прп. Роману Сладкопевцу (1 окт.): 6 . Кондак гармонизация греческого распева -для смеш. хора, для жен. хора 7 . Кондак акафиста переложение по напеву Киево-Печерской Лавры, переложение на подобен Повеленная тайно Киево-Печерской Лавры; для муж. хора.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

Конечно, народно-церковный собор, как созываемый сравнительно редко, не может постоянно наблюдать за выполнением своих решений и заниматься делами, требующими постоянного внимания. Для избежания этого неудобства, статутами 70 годов прошлого столетия учреждались вспомогательные и подчинённые конгрессу органы, которым народно-церковный собор как бы передавал на время своего отсутствия некоторые из своих полномочий. Эти органы: соборный совет и народно-школьный совет. Соборный совет 1484 является, так сказать, исполнительным комитетом народно-церковного собора. Он состоит из 9 лиц: из председателя – митрополита, одного епископа, двух духовных и пяти светских членов. Состав членов соборного совета сменяется через каждые три года. Избрание их принадлежит народно-церковному конгрессу, пред которым они и ответственны в своей деятельности. Председательствует в соборном совете, в случае отсутствия митрополита, епископ, а подпредседатель избирается из светских членов самим советом. Собирается совет на заседания четыре раза в году, при этом, смотря по надобности, могут быть и экстренные его собрания, созываемые митрополитом или его заместителем 1485 . Народно-школьному совету принадлежат 1486 управление и наблюдение над всеми начальными и средними, а также и надзор над высшими учебными заведениями сербского народа. Он состоит из главного референта сербских школ и 6 других членов. Референт и другие его члены избираются народно-церковным конгрессом, причём для избранного в референта необходимо ещё императорское утверждение. Председательствует в школьном совете митрополит, a подпредседателя избирает сам совет. Заседания школьного совета бывают по мере надобности. В своей деятельности школьный совет ответствен пред народно-церковным собором 1487 . Другим, после народно-церковного собора, учреждением с правами высшей власти в сербской церкви является, как было замечено, архиерейский синод. Ведению его подлежат чисто духовные дела, т. е. касающиеся догматов веры, богослужения и церковной дисциплины. Кроме этого, ему принадлежат право избрания епископов и совещательный голос по некоторым церковно-правительственным делам. Архиерейский синод состоит из всех архиереев сербской церкви. При нём, кроме того, состоит императорский прокурор, участвующий в его заседаниях, за исключением тех, на которых решаются строго духовные дела, и происходит избрание епископов. Председательствует в синоде сербский-карловицкий митрополит; он же и созывает синод после получения на то согласия от императора. Созывается архиерейский синод обыкновенно однажды в году 1488 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010