1245 По суждению «Цер. Вестника», чтение «заупокойного кануна» грамотными девушками в родительские субботы (преимущественно в «радоницу», после отпетой на могиле священником панихиды) есть самочинное вторжение простецов в частное богослужение и не должно быть допускаемо (сн. выше, 1 примеч. к 1295 стр.); если прихожане приглашают девушек к чтению означенного кануна вследствие торопливости совершения священником на могилах панихид, то нужно иметь в виду, что, согласно 35–36 ст. Уст. Д.К., богослужение должно быть совершаемо «без поспешности»; при значительном же количестве панихид, следует совершить одну общую панихиду в церкви (можно и на кладбище), а затем на могилах петь лишь литии, объяснив поминающим своих родственников, что особая панихида на могиле может быть совершена ими и в другое время, помимо родительской (Ц.В. 1893, 32). 1246 В некоторых случаях указанное в «Росписи» поминовение переносится на другие дни. – Так, если по ком из поименованных в «Росписи» лиц поминовение случится «во днех Великого поста, или в воскресные и праздничные дни», то «по таковым те поминовения чинити по субботам тех седмиц; по которым же из оных лиц памяти прилучатся быти между субботой Лазаревой и Фоминым понедельником, в неделю Ваий и на Страстной и Светлой седмицах, по таковых всех поминовение чинити в неделю Фомину во вторник» («Панихидная роспись» по Высоч. лицах, изд. С.-Петерб. Син. Типогр.). – Так как в 1899 г. поминовение в Бозе почивших Государей Императоров Александра II (1-го марта) и Александра III-ro (26-го февраля) совпали – первый с понедельником первой седмицы Великого поста, а второй с пятницей Сырной седмицы, когда, по Уставу Церкви, не положено совершение Божественной литургии, то Св. Синодом от 13–15 янв. того же года было определено: перенести в означенном году поминовение в Бозе почивших Государей Императоров Александра II и Александра III с вышеуказанных дней на субботу Сырной седмицы, 27-го февраля (Ц.Вед. 1899, 4). – В 1905 г., по случаю совпадения 1-го марта со вторником 1-й седмицы Вел. поста, определением Св. Синода от 16 февр. того же года поминовение в Бозе почившего Государя Императора Александра II-ro было перенесено с вышеуказанного дня на субботу Сырной седмицы, 26-го февраля (Ц.Вед. 1905, 8, офиц. ч.). – См. также выше, 2 прим к 652 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Тогда литургия не бывает на соборе, по типиком: и попраздновавше 801 мало, и клепанию бывшу, собираемся в храм». Устав не знает великопостного богослужения в соединении с литургией. В такие дни или полагается литургия Преждеосвященных, или вовсе не бывает литургии, как напр[имер], в среду и пяток сырной седмицы. Указывать в «Богослужебных Указаниях» на отправление великопостного богослужения и не предупредить о недопустимости в эти дни совершения литургии – это значит усугубить то, что считаем неправильным. Но, с другой стороны, что получится, если в «Богослужебных Указаниях» будет дано предупреждение не совершать в такие-то дни литургии, когда во всех кафедральных храмах Русской церкви в три эти поста ежедневно совершают литургию? Что дало бы это указание? Я думаю, что оно не приостановило бы существующей практики, а, наоборот, вызвало бы большое смущение верующих, и доля вины в этом смущении легла бы на нас за то, что мы, держась буквы закона, не хотели учесть, что кроме этой стороны дела существует богослужебная традиция, создаваемая веками в живой литургической практике, иногда идущая вразрез с уставными указаниями более раннего времени. Если с этим не считаться, то из той же верности букве устава следует продолжать совершать чин Православия с его анафематизмами, ибо он соборне не отменен, и запретить освящение воды в Богоявление после литургии, ибо оно в свое время (при патр[иархе] Никоне) было запрещено (и не без основания). Но нужно ли все это для благоустроения чина церковного? Позволю себе еще раз крепко в этом усумниться. Что касается Вашего возражения против отправления службы в Димитровскую родительскую субботу по 13-й гл[аве] Типикона со сноской на «Зри» 12-й главы, то я с этим тоже не могу согласиться. Вы считаете, что отправлять субботнюю службу по 13-й главе можно только в те дни, «когда пришедшаяся на субботу служба минеи будет самой меньшей степени праздничности, когда случится память святого, не имуща тропаря». Но если исключить со счета те дни предпразднеств и попразднств, в которые не дано тропаря святым ввиду наличия нарочитого праздничного (например, 17 сентября), а также числа февраля, марта и апреля, где тропарь святому не дается из учета особенностей великопостного (в том числе и субботнего) богослужения, то таких дней в году, в которые не положено тропарей святым, остается всего 10: 29 апреля, 18, 22 и 30 мая, 3, 10 и 22 июня, 29 ноября и 14 и 16 декабря.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Также она посвящена воспоминанию Адамова изгнания. Это тоже очень важно, потому что тема будет звучать у нас в заупокойном богослужении. Мы боимся Страшного Суда и трепещем грозного изречения Судии и Бога о себе недостойных. Но мы ведь будем поститься, говеть и каяться не только ради страха наказания. Мы ощущаем ещё непреодолимую тоску и печаль по утерянному Раю, по утерянной родине. Ибо настоящая родина для каждого человека – это Рай, Едемский сад, который Господь насадил, сотворив человека и поселив туда наших прародителей. Пока человек не вернется в Райский сад, не стяжает Царствие Небесное, он странник и пришелец. Он любит свое земное отечество, всё делает для его процветания, но его душа, его сердце всегда тоскуют и по утерянной духовной родине  – Раю, Царству Небесному. Поэтому мы будем каяться не только из-за страха осуждения и наказания, но и из горячего сердечного желания вернуться в свою прародину, истинную родину, Райский сад, куда по Божиему замыслу человек и должен быть помещен, где он может полноценно блаженно пребывать. Поэтому плач Адама по прекрасному Раю, который звучит во всех песнопениях в это Прощеное воскресенье, отзывается непреодолимой болью и тоской в нашей душе, подвигает нас просить у Бога прощение своих грехов, приходить на исповедь для покаяния ради того, чтобы вернуться в Райский сад, насажденный Богом Едем. Эта тема наравне со Страшным Судом всегда будет звучать в заупокойных песнопениях. Наше покаяние, молитва – это не только страх, это ещё тоска по утерянной родине. Еще одна Вселенская суббота – Троицкая родительская суббота. По структуре богослужения она почти идентична Мясопустной родительской субботе. Она тоже Вселенская, тоже мы молимся о всех усопших православных христианах, ушедших в мир иной без покаяния, с бременем грехов. Почему она правится перед праздником Святой Троицы? Праздник Святой Троицы или сошествие Святого Духа на апостолов, Пятидесятница, празднуется всегда в воскресенье на 50-й день после святой Пасхи. В субботу перед этим 50-м днем всегда бывает поминовение усопших – Вселенская Троицкая родительская суббота.

http://radonezh.ru/2021/04/15/o-znacheni...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Россию из Греции будут принесены мощи святого великомученика Димитрия Солунского 30.10.2008 Мощи святого великомученика Димитрия Солунского будут принесены в Россию из Греции по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сообщили 30 октября в Русском афонском обществе. Утром 5 ноября ковчег с мощами будет торжественно доставлен в Храм Христа Спасителя. Здесь святыня будет находиться в течение нескольких дней, доступ к ней будет открыт с 7 до 23 часов. 8 ноября, в день памяти великомученика Димитрия Солунского, после архиерейской Божественной литургии мощи святого будут перенесены в Свято-Данилов монастырь. Подход к святыне в обители будет организован ежедневно с 8 до 22 часов, до 12 ноября. Помимо Москвы, мощи святого Димитрия будут принесены в Минеральные Воды (12-13 ноября), Владикавказ (13-14 ноября), Ставрополь (14-15 ноября) и Санкт-Петербург (15-20 ноября). Святой Димитрий Солунский жил в III веке в Фессалониках (современные Салоники). Его отец, римский проконсул, был тайным христианином и передал веру своему сыну. По достижении совершеннолетия Димитрий был назначен проконсулом Фессалоникийской области и на своем посту начал обращать граждан в Христианство, искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Его действия вызвали гнев императора Максимиана, и в 306 году Димитрий был казнен. На Руси почитание святого великомученика Димитрия Солунского началось сразу после Крещения. В начале 1070-х годов в честь святого был основан Димитриевский (Михайловский Златоверхий) монастырь в Киеве, в XII веке воздвигнут Димитриевский собор во Владимире. В 1280-х годах святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия, который, как полагают некоторые историки, стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом св. Димитрия Солунского. На Руси день святого великомученика Димитрия считался большим праздником. Богослужение в этот день обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии царя. Также память святого издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой князь Димитрий Донской, большой почитатель своего небесного покровителя — св. Димитрия Солунского, установил в память воинов, павших в Куликовской битве, Димитриевскую родительскую субботу для общецерковного поминовения. В первый раз панихида в эту субботу была совершена преподобным Сергием Радонежским. ИНТЕРФАКС-Религия/Седмица.Ru Редакция текста от: 30.10.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5753.html

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». Эти молитвословия поются в храмах до пятого воскресенья Великого поста. Чтобы избавить нас от фарисейской гордости, Церковь устанавливает седмицу мытаря и фарисея сплошной, то есть в среду и пятницу отменяется пост. Вторая подготовительная Неделя к Великому посту называется Неделей о блудном сыне, потому что мы вспоминаем одноименную притчу Господа ( Лк. 15, 11–32 ). Так Церковь учит нас, несмотря на множество наших грехов, продолжать надеяться на милосердие Небесного Отца. В это воскресенье, как и в два следующих, поется 136-й псалом: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». Эти слова евреев, сидящих в страшном плену Вавилонском, напоминают нам, что и мы находимся вне Небесного Отечества. Псалмопевец повелевает нам не вступать в союз с бесами, которые держат нас в духовном рабстве, а искать спасения от Господа. Даже их младенцев (то есть злые помыслы) надо сразу убивать, сокрушая о камень Христова имени. Неделя после этого воскресенья называется мясопустной (разрешающей мясо), и это последняя седмица до Пасхи, когда можно вкушать мясо. В субботу этой седмицы совершается Вселенская родительская суббота, когда христиане поминают своих умерших родственников и всех умерших православных. Время этого поминовения выбрано не случайно: перед воспоминанием Страшного Суда мы просим Бога дать воскресение праведных всем умершим. Мясопустная неделя (воскресенье) напоминает нам о Страшном Суде, который ожидает всех нас (читается Евангелие Мф. 25, 31–46 ). Наступающий пост должен помочь нам подготовиться к этому великому дню. В этот день мы заговляемся на мясо (то есть едим его в последний раз). Наступает сплошная сыропустная неделя (разрешающая молочные продукты), или Масленица. В течение ее мы едим сметану, молоко, яйца и рыбу, но воздерживаемся от мяса. Богослужение этой седмицы уже пронизано постовыми мотивами. В среду и пятницу отменяется Литургия, и служба совершается по постному Уставу. В субботу Церковью совершается память Преподобных отцов, в посте просиявших. Как полководец перед началом сражения дает войскам пример прежних героев, так и Церковь показывает нам образец высокой святости праведников, победивших силы зла с помощью молитвы и поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Таким образом, мысль о нашей участи в будущей жизни должна, по-видимому, занимать наше сердце и ум более, чем что бы то ни было. Но, к сожалению, в наши дни вследствие влияния ложного духа времени есть немало людей, которые совсем отрицают будущую загробную жизнь, и понятно, какая участь ожидает их вследствие сего отрицания. Такие неверы-отрицатели или совсем отчаиваются в земной жизни и не видят в ней никакого смысла, или, если живут, то лишь одной низменной, животной жизнью, держась эпикурейского правила: станем есть и пить, ибо завтра умрем! Господство чувственно-животных страстей и грубой материальной силы, подавление всего духовного, нравственного – вот к чему приводит отвержение веры в будущую жизнь. Но есть люди и другого рода, которые хотя и не отрицают будущей жизни, но зато обнаруживают крайнее равнодушие к своей загробной участи, совершенно не думают о ней. Они непременно вступят в жизнь будущую, но вера их так слаба, что этот столь важный предмет совсем не тревожит их сердце и они едва-едва воспоминают иногда о нем. Они веруют, что душа бессмертна, веруют, что будет каждому воздаяние: вечное блаженство или вечное мучение – и, однако же, не размышляют, что это значит – пребывать в вечном блаженстве или в вечных муках, которые страшны и никогда, ни на минуту не ослабевают. Будущей жизни здесь нет, она еще не наступила, как будущее блаженство и мучение, а есть жизнь настоящая, с ее удовольствиями и неудовольствиями, и потому она так легко заслоняет собой неощущаемое будущее, и потому так много людей остаются равнодушными к столь важному для нравственной жизни вопросу. Различны бывают причины равнодушного отношения людей к вере в будущую жизнь: излишняя привязанность к миру и к его благам; порабощение себя каким-либо грехам или порокам. Но Святая Церковь , заботясь о наших усопших сродниках и о нас, пробуждает в нас веру особыми общественными богослужениями. Сегодня суббота, канун Троицына дня. И мы собрались с вами по следующей причине: в день Пятидесятницы Дух Святый сошел на Апостолов и на всю Церковь Христову, и в день Пятидесятницы испрашивают у Господа благодати Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя и для себя, и для усопших. Потому Церковь и установила молиться за них накануне, в субботу, и в самый день праздника, что в эти дни Господь особенно благоволит ко всем, и даже во аде содержимым. Господь есть Бог живых, и все у него живы. Но нет человека, который бы пожил и не согрешил, и оттого смерть застает нас должниками пред Богом. А человек может творить добрые дела лишь в земной жизни, за гробом же он для того, чтобы улучшить свое положение, ничего сделать не может. Поэтому, исполняя заповедь Христову о любви к ближним, мы молимся о прощении грехов всех, в вере скончавшихся. И многочисленные примеры неопровержимо свидетельствуют о пользе и необходимости этих молитв.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНИХИДА [От греч. παννυχς, букв.- «всенощная»], в рус. литургической традиции особое заупокойное чинопоследование (см. ст. Заупокойное богослужение ). Согласно ныне принятому в РПЦ Типикону, уставное время совершения П.- в пятницу после вечерни (Типикон, гл. 14). Однако на практике она фактически совершается как треба . Происхождение П. как заупокойное чинопоследование происходит от особой непродолжительной службы παννυχς, к-рая совершалась в 1-ю половину ночи и могла быть нерегулярной частью суточного круга (см. в ст. Паннихис ). Напр., в груз. рукописях чин «паннихис» об умершем включает: Пс 142, ектению, пение «Аллилуия», тропарь заупокойный, непорочны (Пс 118), Пс 50 и канон заупокойный с неск. заупокойными ектениями, Трисвятое, покаянные тропари и заупокойную ектению в конце ( Кекелидзе . Литургические груз. памятники. С. 118-119, 187). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. П. по патриарху Алексию Студиту (создателю обители) описывается в разд. «О панахидахъ» среди богослужебных глав в конце памятника ( Пентковский. Типикон. С. 414). Она должна совершаться 7 раз в году, но в тексте памятника указано только 6: в субботу перед Пятидесятницей, в Петров пост, 12 авг., в Рождественский пост, в субботу мясопустную и 15 марта. Чинопоследование П. включает Пс 90, «Аллилуия», заупокойный тропарь с богородичном, непорочны (Пс 118), канон, седальны после Пс 118 и 3-й песни канона, заупокойный кондак по 6-й песни канона, Трисвятое и тропарь «Помяни, Господи, яко Благ». В конце отмечено пение «Господи, помилуй» 40 раз «приле(ж)», что, видимо, относится к специальному прошению сугубой ектении в конце П. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. заупокойная П. («на гробах», с заупокойным каноном) упоминается накануне субботы мясопустной и перед Пятидесятницей, накануне суббот Петрова поста ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 503, 592, 606, 612), а также как частная П. по почившему Великим постом монаху, к-рая из-за поста не служится на 3-й день, а переносится на вечер пятницы (Там же. С. 523; см. аналогичное указание в Мессинском Типиконе 1131 г.: Arranz. Typicon. P. 216). Накануне заупокойных (родительских) суббот Великого поста П. нет, но совершается повечерие с заупокойным каноном, к-рое фактически заменяет П. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. Ч. 1. С. 523, 526, 533).

http://pravenc.ru/text/2578809.html

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника. Апостол и Евангелие – праздника (рядовые чтения переносятся на вторник 1 февраля). Задостойник праздника – припев: «Богородице Дево, упование христианом...», и ирмос: «В законе сени...» (задостойник поется на Литургии до отдания праздника Сретения Господня, кроме Вселенской родительской (мясопустной) субботы). Отпуст праздника (как на утрене). На трапезе разрешается рыба. Примечание. «Аще ли случится Рождество Богородицы, или Сретение, или Успение, в среду и пяток, разрешаем на рыбу и вино» (Типикон, глава 33-я). С 3 по 7 февраля – попразднство Сретения Господня . 8 февраля – отдание праздника Сретения Господня . 1 В тех храмах, где предписание Устава о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канона. По мнению схиархим. Иоанна (Маслова), канон праздника Сретения Господня следует петь с припевом: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по Литургике. М., 2002. С. 95). Существует также традиция пения канона Сретения с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». 2 По традиции, 1-й припев поет священник или диакон. 3 «Приидите, поклонимся...» не поется, кроме архиерейских богослужений (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 380–383). 4 Служба попразднства Сретения Господня отменяется 5 февраля, во Вселенскую родительскую (мясопустную) субботу (см.: Типикон, 2 февраля, 9-я Маркова глава, 4-е «зри»). 5 «Аще ли случится [праздник Сретения Господня] в среду, или четверток, или пяток, или в субботу мясопустныя недели: и отдается во вторник сырныя недели» (см.: Типикон, 9 февраля, 2-я Маркова глава, 2-е «зри», «Указ о празднице Сретения Господня, аще в кой день Сретение будет, или в кой день случится отдание его»). Календарь

http://patriarchia.ru/bu/2023-02-15/

Фото: Анатолий Горяинов Если нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище, можно помолиться об упокоении почивших в домашней молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в особые дни поминовения , но каждый день молиться об усопших родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для этого в число ежедневных утренних молитв включена следующая краткая молитва: Молитва об усопших Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное. Имена удобнее прочитывать по помяннику – небольшой книжечке, где записываются имена живых и усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести семейные помянники, прочитывая которые и в домашней молитве, и во время церковного богослужения, православные люди поминают поименно многие поколения своих усопших предков. Церковное поминовение в родительскую субботу Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу накануне родительской субботы. В это время совершается великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры, песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Для церковного поминовения на парастас, отдельно на литургию, прихожане готовят записки с поминовением усопших . В записке крупным разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже (отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна, схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили, Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном написании (например, Татианы, Алексия) и полностью (Михаила, Любови, а не Миши, Любы). Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято приносить продукты. Как правило, на канон кладут хлеб, сладости, фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор для совершения литургии, свечи и масло для лампад. Не положено приносить мясные продукты или крепкие спиртные напитки.

http://pravoslavie.ru/42594.html

Кроме этого, на данную субботу может быть перенесена заупокойная служба с мясопустной субботы, но только в двух редких случаях: если в саму мясопустную субботу случится Сретение Господне (ближайший такой год – 2031) или храмовый праздник. § 2.2. Суббота мясопустная Седмица перед Неделей мясопустной существенных особенностей не имеет, достойны внимания только две особенности, отмеченные в Типиконе в заключительном абзаце статьи, посвященной Неделе о блудном сыне (впрочем, обе они касаются и следующей седмицы – сырной): – кафисмы читаются по летнему расписанию; – в соответствии с замечанием Типикона, канон Богородице из Октоиха на повечериях мясопустной и сырной седмиц не поется 14 . Суббота перед Неделей мясопустной (она же – предпоследняя суббота перед Великим постом) – одна из двух суббот, именуемых вселенскими родительскими (другой такой день – Троицкая суббота). Службы этих двух дней во многом уникальны, а сами мясопустная и Троицкая субботы занимают особое положение в годичном круге богослужения. О значении заупокойного поминовения в дни вселенских суббот много размышляет святитель Афанасий (Сахаров) . Он указывает, что наше привычное отношение к этим субботам как к родительским и стремление в эти дни исключительно вознести молитвы за усопших сродников – заблуждение, вызванное незнанием глубинного смысла этих суббот. Основной акцент в службе этих двух дней сделан на молитве за всех усопших православных христиан: «…Святая Церковь , представляя нам очень много случаев к молитве о наших близких… вместе с тем в своих заупокойных песнопениях и молитвах постоянно поучает нас одновременно молить Господа и об упокоении всех рабов Божиих преставившихся, всех преждепочивших православных христиан. Этим она напоминает нам, что кроме любимых наших сродников и друзей у нас есть еще множество братии во Христе, которых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его,– молитва о нем будет непрестанно возноситься до скончания века» с. 40] .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010