И вот 3 ноября, в субботу, православные христиане соберутся в храмы, чтобы вместе помолиться об " усопших отцех и братиях наших " . Первые, о ком мы вспоминаем, молясь об умерших, - наши покойные родители. Поэтому и суббота, посвященная молитвенной памяти почивших, называется " родительской " . Таких родительских суббот в течение календарного года - шесть. У родительской субботы 3 ноября есть и еще одно название: " Димитриевская " . Суббота названа так по имени воспоминаемого 8 ноября святого великомученика Димитрия Солунского. Установление поминовения в эту субботу принадлежит святому благоверному великому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы поминовение павших на ней воинов, предложил совершать это поминовение ежегодно, в субботу перед 8 ноября. В дни поминовения усопших православные христиане передают в храм записки с именами своих почивших родственников. При этом нужно помнить, что в эти записки можно заносить имена только тех умерших, которые при жизни были крещены, т.е. являлись членами Церкви. О некрещеных же можно молиться дома или над их могилой на кладбище. В эти дни свечи положено ставить не к иконам, а к Распятию, на специальный столик, называемый " канун " . Свеча есть наша жертва Богу и вместе символ нашей молитвы. Поэтому, когда христиане ставят свечи, они обязательно в этот момент просят Бога об упокоении их близких, называя имена усопших родственников. Есть еще один добрый обычай в Церкви. В дни поминовения верующие приносят в храм угощение для неимущих. Это угощение освящается во время богослужения и потом раздается всем, кто пожелает. Мы знаем и верим, что человек, получивший это угощение, перед трапезой помолится " о всех зде ныне поминаемых " , и к молитве каждого из нас присоединится его благодарная молитва. С этим обычаем связан и другой, подобный ему: подавать милостыню неимущим с просьбой помолиться об усопших. В последнее время распространилось мнение, что нищие, просящие милостыню, чуть ли не самые богатые из всех нас. Что же, если кого-то это смущает, можно без труда найти среди своих знакомых или соседей человека больного, слабого, одинокого, да еще и живущего на одну убогую пенсию. Может быть, стоит в память о своих умерших родителях принести такому человеку сумку картошки с рынка... Кажется мне, что Бог примет нашу молитву и в такой форме. Только была бы она теплой и искренней, не отравленной горделивым самоодобрением. " Блаженны милостивые; ибо они помилованы будут " (Мф.5,7).

http://zavet.ru/kalendar/rods7-001st.htm

ЗАВЕТ.RU - ПРАВОСЛАВНОЕ ЧТЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПРОПОВЕДЬ В СУББОТУ МЯСОПУСТНУЮ Протоиерей Валерий Захаров. 2001 г. См. также: Церковный год > > Вселенская родительская суббота Сегодня, братья и сестры, Православная Церковь собрала нас под своды своих святых храмов для того, чтобы в канун Недели о Страшном Суде все мы от лица земной, как ее еще называют — странствующей или воинствующей Церкви, помолились о всех тех, кто жил когда-то на этой земле, а сегодня своими бессмертными душами пребывают в загробной жизни. Сегодня всем нам Святая Церковь дает великое утешение о наших дорогих и близких, родных и любимых, чтобы мы, как пишет апостол Павел в 1 Послании к Солунянам, не были теми, «кто не имеет надежды», не были теми, «кто не верит в жизнь, а верит в смерть». «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, — пишет святой Апостол, — дабы мы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды» (1Фес. 4,13). В этих словах заключается весьма полезный урок для нас. Конечно, по-человечески, нам всегда больно расставаться с близкими нашему сердцу и горячо любимыми людьми. И многие из нас, может быть, неоднократно испытали эту горечь разлуки и тяжесть потери, когда, как нам кажется, безвременно тот или иной человек уходит из земной жизни. Но апостол Павел говорит, что для Бога нет мертвых, для Бога все живы. Мы хороним умершего, и его тело опускается в землю, как зерно. Так сеятель, сеющий зерно, надеется, что зерно не только прорастет, но и даст плод. Отсюда и наша православная традиция совершать погребение усопших. Но душа-то бессмертна, она не умирает, а возносится к Богу. И там над ней совершается частный суд. Далеко не всегда та или иная человеческая душа имеет благословение от Бога войти в преддверие райских обителей. К сожалению, многие души попадают в преддверие ада. Поэтому не случайно, Святая Церковь как чадолюбивая Мать установила эти заупокойные богослужения, чтобы мы, веря в милосердие Божие, уповали на то, что Господь является для каждой души любящим Отцом и по нашей молитве может простить человека, даровать ему Царство Небесное.

http://zavet.ru/kalendar/rods1-001pr.htm

625 По требованию обстоятельств, с сугубой ектенией могут соединяться особые молитвы, например: по случаю общественных бедствий, поминовение лиц о здравии, об исцелении болящих (по особой просьбе прихожан) и др. Бывают также особые моления и после сугубой ектении; тогда диакон произносит: «Господу помолимся», хор: «Господи, помилуй», и читается священником молитва (например, о даровании победы). 661 Вместо Херувимской на литургии в Великий четверг поется «Вечери Твоея Тайныя...», а в Великую субботу – «Да молчит всякая плоть...». 698 Чтобы в единомыслии исповедовать – то есть единодушно, открыто выразить свою Православную веру. 707 На «Милости мира» на каждом возгласе диакона или священника молящиеся творят поясной поклон с крестным знамением. 714 В воскресные дни, а также в период от Пасхи до дня Святой Троицы земные поклоны заменяются поясными. (Это примечание относится и к последующему тексту.). 758 То есть просит Бога, чтобы Он силою Духа Святого преложил хлеб в Тело Христово, а вино – в Честную Кровь Христову. 766 В двунадесятые праздники и их попразднства, а также в Великий четверг и Великую субботу вместо «Достойно...» поется «задостойник»: припев и ирмос 9-й песни канона – они указаны в службах праздников. 806 Стих, называемый причастен, получил свое наименование оттого, что он поется во время причащения священнослужителей. Любой причастен заканчивается троекратным «аллилуия». Устав о пении причастных стихов находится в богослужебных книгах вместе с уставом о прокимнах и аллилуиариях, и за редким исключением подобен последним, то есть когда читается два Апостола, поется два причастна, однако «аллилуия» поется только после второго. Праздничные причастны указаны в службах праздников. 825 В великий четверг поется «Вечери Твоея тайныя...»; в пасхальную седмицу – тропарь «Христос воскресе...» 826 В практике Русской Церкви эти песнопения читаются во время раздробления св. Агнца для причащения мирян. 838 Вместо «Видехом свет истинный...» от Пасхи до ее отдания поется «Христос воскресе из мертвых...»; от Вознесения до отдания – тропарь Вознесения, в Троицкую родительскую субботу – «Глубиною мудрости...».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Каковы наши обязанности в дни поминовения усопших? – Наша прямая обязанность в эти дни – молиться в храме и на кладбище, а также творить милостыню за души умерших с глубокой верой, что Господь Бог примет приношение за упокой души тех, кого поминаем. Какие дни поминовения есть в Православной Церкви? – Дни поминовения бывают личные и общие. Личные дни поминовения совершают члены семьи о своих умерших родственниках. Церковь совершает общие дни поминовения обо всех умерших членах Церкви от ее начала. Сколько общих дней поминовения в церковном году? – Всего четыре: – перед Великим постом, в субботу мясопустную, – перед Троицей, то есть Троицкая родительская суббота, – перед Рождественским постом, то есть Димитриевская родительская суббота, – на Радоницу. Помимо этих дней, каждая суббота посвящена поминовению усопших, как указано в субботних церковных службах (в богослужебных книгах «Октоих» и «Триоди»). Глава 7. О священных предметах Все, что освящено и посвящено служению Богу, считается священными предметами. Это храмы, священные сосуды для алтаря, хоругви, священнические облачения, богослужебные книги. Самыми важными священными предметами являются крест, иконы и святые мощи. 7.1. Святой Крест Почему крест считается священным предметом? – Потому, что Христос умер на Кресте ради нашего спасения. Испокон веков крест почитается как единое знамя Христианства, знамя победы над сатаной и всеми врагами Христа. С какого времени христиане используют знак креста? – С апостольских времен. Чем нам помогает крест? – Дает нам надежду в отчаянии, отвагу в страхе, облегчение в боли, свободу в насилии. Зависит ли эта помощь от материала, из которого изготовлен крест? – Нет, помощь дает Христос через крест. Почему же именно через крест? – Чтобы напомнить нам тот факт, что люди получили вечное спасение через страдание нашего Спасителя на Кресте. Как Церковь почитает Крест? – Крест используется во всяком богослужении, при всякой молитве в храме, во всяком богослужении вне храма. Кресту посвящены два дня в неделе: среда и пятница, когда читают и поют о Распятом Христе, Его страданиях и о значении Его страданий, чтобы мы не забывали об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» расположен в городе Абай, районном центре Абайского района Карагандинской области. Прежнее название города (до 1961) посёлок Чурубай-Нура. Находится в 30 км. на юго-запад от Караганды и в 8 км. от ЖД станции Карабас, которую называли «воротами Карлага». В 30-40 г.г. на месте нынешнего города располагались многочисленные лагеря – отделения Карлага. Во времена господствующей идеологии атеизма жители города не оставались без духовного окормления. Часто приезжал в город преподобный старец и исповедник Севастиан Карагандинский. В 1991 году было проведено собрание, на котором решили просить правящего архиерея об открытии храма и ходатайствовать о названии его в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Первые богослужения проходили в двухкомнатной квартире, тут же крестили, исповедовали, причащали. В августе 1993 года указом архиепископа Алматинского и Семипалатинского Алексия настоятелем прихода был назначен иеромонах Андроник (Соломатин). Для молитвы собирались в «красном уголке» общежития Абайской швейной фабрики. Началась подготовка к строительству храма. К сожалению, экономический и социальный кризис буквально стал разрушать город, и построить типовой храм не получилось. 9 августа 1997 года настоятелем храма был назначен священник Александр Угольков. В центре города было приобретено двухэтажное здание бывшего детского сада. И в сентябре того же года там уже совершались службы. Служили на втором этаже, и сразу стали реконструировать первый этаж, придавая ему канонический вид. Сделали автономное отопление. На Рождество 1999 года уже служили в реконструированном храме. Для того чтобы увеличить высоту потолка, пришлось опустить пол, так что храм получился многоуровневым. Вместе со стенами строилась и приходская жизнь. Была создана детская воскресная школа. Стала работать воскресная школа для взрослых. В 2002 году начала издаваться газета «Воскресения день», которая стала газетой, читаемой во всей области. Богослужения совершаются в пятницу, субботу, воскресенье и праздничные дни. Работает воскресная школа для детей, для родителей два раза в месяц проводятся родительские собрания, в летние месяцы для воспитанников воскресной школы организуется приходской лагерь, в воскресенье после утреннего богослужения проводятся беседы для взрослых прихожан, таинство Крещения совершается каждую субботу с обязательной предварительной беседой о смысле совершаемого тайнодействия.

http://sobory.ru/article/?object=26968

Пост в день Воздвижения Креста (14-го сентября) установлен в память страданий и смерти Господа. Он начался с 7-го века, когда Честный Крест был возвращен в Иерусалим из Персидского плена. Пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи установлен в честь св. Иоанна, строгого подвижника, в изображение скорби о его кончине и в наставление, что объедение и пьянство, как показал пример Ирода, ведут к гнусным порокам. Д. Дни поминовения усопших По учению православному, души людей, впавших в смертные грехи, но при смерти не отчаявшихся, а еще до разлучения с телом покаявшихся, только не успевших принести плодов покаяния, освобождаются от мучений ада по силе молитв и благотворений, совершаемых, ради них, на земле и особенно по силе бескровной жертвы, приносимой Церковью за всех живых и умерших с верою. Согласно с этим учением существует в Церкви с древних времен обычай поминать усопших, молиться за них с принесением Бескровной жертвы и совершать благотворения во спасение души их. Кроме обычая поминать каждого усопшего в 3-й, 9-й, 20-й и 40 день и чрез год после его кончины, в Церкви установлены определенные дни, когда поминаются вместе все усопшие. Эти дни назначаются большею частью в субботу, как день общего покоя, и у верующих называются днями родительскими, от поминовения родителей. Дни поминовения усопших, существующие в православной Церкви, суть следующие: Суббота мясопустная (1 родительская) бывает на мясопустной неделе. Накануне дня, посвященного воспоминанию Страшного Суда Божия, Церковь воспоминает всех усопших, особенно же молится за тех, которые, скончавшись скоропостижно, от несчастных случаев, не сподобились, пред смертью, христианского напутствия. Поминаются в это время усопшие как потому, что на другой день вспоминается страшный Суд, так и потому, что в наступающие дни поста и сердечного сокрушения, души верующих будут отвлечены от мысли об усопших. Суббота Троицкая (2 родительская) установлена пред Троицыным днем потому, как объясняет Церковь , что нам, после победного торжества с воскресшим Спасителем, прилично помолиться за тех, которые, борясь со грехом, под знаменем И. Христа, преставились от здешнего мира. Из молитв Троицкой вечерни, где много говорится об усопших, видно, что еще во времена Василия Великого , составившего эти молитвы, поминались усопшие около Троицына дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В знак того, что душа усопшего подобно фимиаму восходит на небо, и что молитвы Церкви о ней приятны для Бога 13 . б) Кроме этих дней, Церковь назначила еще дни общего поминовения , называемые днями родительскими, в кои призывает нас молиться не только о родных и друзьях, но и о всех вообще умерших в надежде воскресения и жизни вечной. аа) Первая родительская суббота бывает на Мясопустной неделе . В эту субботу Церковь поминает всех, начиная от первого человека Адама и доныне умерших. На другой день, то есть в воскресенье, совершается воспоминание страшного суда Христова. Посему накануне этого дня, как бы в день перед страшным судом Христовым, Церковь молится о всех усопших, да праведный Судия явит им Свою милость на всемирном испытании. бб) Другая родительская суббота бывает накануне Троицына дня и обыкновенно называется Троицкой. Известно, что в день Пятидесятницы Св. Дух нисшел на землю для научения и освящения и приведения всех людей к вечному спасению. И потому Святая Церковь и молится в эту субб οту, чтобы спасительная благодать сего Святого Духа очистила немощи душ и прежде отшедших отцов и братий наших. вв) Кроме этих суббот, назначены для поминовения усопших субботы во вторую, третью и четвертую недели Великого поста . Так как в Великий пост , при совершении Литургии Преждеосвященных, не бывает такого поминовения, какое бывает во всякое другое время года, то поэтому в нашей Православной Церкви и принято в эти три субботы творить память об усопших в пользу их и для утешения плачущих об них. гг) Еще установлено поминать усопших во вторник Фоминой недели , для того чтобы после светлого праздника Пасхи разделить и с ними великую радость Воскресения Христова, отсюда этот день и называется Радоницей. Как Иисус Христос перед Своим воскресением сходил к мертвым во ад, так и последователи Его в день Радоницы собираются на могилы усопших, чтобы приветствовать их радостью о победе Иисуса Христа над смертью . дд) Но вот еще есть два дня, которые Церковь назначила собственно для поминовения православных воинов и всех за веру и отечество на брани живот свой положивших. Первый из этих дней бывает 29-го августа . В этот день Церковь воспоминает усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Подобно сему праведнику, пострадавшему за истину, полагают живот свой за веру и отечество и все находящиеся на поле брани. Итак, когда же приличнее молится о всех православных воинах, убиенных на брани, как не в этот день?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской Родительской Субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта Родительская Суббота получила название Троицкой и также, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах святого апостола Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

http://pravmir.ru/30-maya-troitskaya-vse...

Гласное поминовение почивших в храме на вечерне, утрени и литургии включено в общей форме на прошениях сугубой ектеньи: «О блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего, и о всех преждепочивших отцах и братиях, зде лежащих и повсюду православных» (на литургии добавляется: «святейших патриархах православных»). Уставом предусматривается в дополнение к общественному богослужению будничных дней служение после вечерни и после первого часа краткой заупокойной службы – литии. В праздники «со славословием и с полиелеем» заупокойные молитвословия сохраняются только на полуношнице. Для поминовения усопших Церковь назначает: A) субботы каждой седмицы (если не попадает на субботу праздник. Типикон 13 гл.) Б) Вселенские родительские субботы: мясопустная и Троицкая. По Уставу поименное поминовение совершается на панихиде после вечерни. B) Родительские субботы Великого поста: 2;3 и 4-я. Г) Дмитриевская суббота – установлена в Русской Церкви в 1380 году для поминовения павших на Куликовом поле. Позже стали поминать всех усопших. Д) Радоница – вторник Фоминой седмицы – первое гласное поминовение усопших после Пасхи. Е) В день Усекновения главы Иоанна Крестителя с 1769 г в Русской Церкви совершается поминовение убиенных воинов. В песнопениях службы Усекновению заупокойных молений не положено, совершается только панихида после Литургии. В Древней Руси в городах в четверг перед праздником Пятидесятницы был еще поминальный день: совершалось погребение и поминовение в мимо-шедшем году убиенных, казненных, убогих и всех оставшихся без церковных погребений. Примечания. 1. О заупокойных добавлениях в Литургии А. В связи с тем, что в иерейском молитвослове напечатаны особые заупокойные прошения для великой ектеньи, в некоторых приходах ектинью на Литургии. Справка: иерейский молитвослов, сложившийся на Украине, под несомненным влиянием латинского ритуала, и стражающий местную южно-россйкую пратику, во многих случаях не соответствующий основным богослужебным книгам, употребляемым Православной Русской Церкви. Поэтому указания этого молитвослова вообще не могут считаться общеобязательными. (Епископ Афанасий (Сахаров +1962 г.) «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. Машинопись, ч. 1, гл. 3, стр. 195)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

В РПЦ известен также чин погребения неправосл. усопшего, составленный при участии Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Этот чин не содержит поименного поминовения такого усопшего. Подобные чины известны и на Востоке: в 1869 г. чин погребения неправославного был установлен патриархом К-польским Григорием VI, в России еще в 1797 г. Святейший Синод разрешил пение «Трисвятого» в подобном случае. Тенденция к церковному отпеванию (в той или иной форме) лиц, не принадлежащих Церкви, характерна лишь для последних столетий, ранее же отпевание неправославных не допускалось. Суббота является специальным днем поминовения усопших. Согласно Типикону, в субботу может совершаться служба с «Бог Господь» или с «Аллилуия» , в последнем случае увеличивается количество заупокойных песнопений. В обоих случаях устав предписывает вечером в пятницу, после вечерни, совершать панихиду с пением заупокойного канона текущего гласа (при совершении утрени с великим славословием или полиелеем панихида отменяется, а канон поется на повечерии; при совершении под субботу бдения канон опускается; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 57-70). Однако поскольку в месяцеслове совр. Типикона почти не осталось дней памяти святых без тропаря (что и является условием совершения «аллилуйной» службы), служба с «Аллилуия», предполагающая совершение панихиды вечером в пятницу, в рядовые субботы практически нигде не совершается, поэтому рядовое субботнее богослужение содержит немного заупокойных текстов - почти столько же, сколько и рядовое вседневное. Исключением являются 2, 3 и 4-я субботы Великого поста , к-рые сохранили статус суббот с «аллилуйной» службой благодаря наличию архаичных особенностей у богослужений периода Великого поста. Эти 3 субботы в народе носят наименование родительских и понимаются именно как заупокойные, хотя в действительности объем заупокойных песнопений в эти субботы не столь велик, а их заупокойная тематика полностью отменяется в случае совпадения этих суббот с полиелейной службой или праздником Благовещения Пресв. Богородицы. Годовые круги

http://pravenc.ru/text/182647.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010