Но эти мудрования преткнулись и разбились о твердыню верования Церкви вселенской. Опровергнутые св. Епифанием Кипрским (писатель четвертого века) и Августином, они увлекли слишком немногих. Верование в действительность молитв за умерших осталось неизменным во всей Церкви. Вселенское поминовение, родительские субботы На основании этого верования, кроме общих каждодневных молений за умерших (на повечерии, полунощнице, и литургии, кроме молений в каждую субботу, если не случится праздника), св. Церковь установила особенные дни, для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех умерших. Эти дни: субботы накануне Троицына дня, мясопустного воскресенья, второй, третьей и четвертой недели Великого поста. Кроме того, в России установлено еще поминать «православных воинов за веру и отечество на брани убиенных» в субботу пред днем св. великомученика Димитрия Солунского (перед 26-м октября) и 29-го августа. Эти субботы называются у нас родительскими, как и все умершие называются родителями (идти на родителей – значит идти на могилы умерших, родных и даже чужих). Независимо от этих общих поминовений св. Церковь разрешила поминать каждому православному кого угодно и в какой угодно день, кроме воскресных и праздничных. Это поминовение, главным образом, состоит в принесении жертвы бескровной, что, на обыкновенном языке, называется: «отслужить обедню по родителям». Теперь выпишу нечто из заупокойной службы, которая (как например, в субботу мясопустную) озаглавливается так: «Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших». Стихиры па «Господи воззвах». «Верные! вспоминая всех усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво, будем воспевать Спасителя и Господа, усердно прося, чтобы они могли дать ответ в час суда Ему, самому Богу нашему, Судии всех живущих на земле, чтобы они, радостные, удостоились стать одесную Его, на стороне угодивших Ему, получили участие со святыми в светлом и вечно блаженном Его царстве небесном». «Спаситель! Ты, искупивший людей своей кровью, своею смертью избавивший нас от горькой смерти, и воскресением своим дарующий нам жизнь вечную, упокой, Господи, всех усопших в благочестии, где бы кто ни окончил жизнь: в пустынях или городах, в море или на земле; всех – царей, священников, архиереев, монахов и мирских, всякого возраста, и удостой их всех небесного Твоего царства».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Следующая богослужебная книга – Триодь Постная. По ней отправляются изменяемые части служб Великого Поста и приготовительных к нему недель, не связанные с месячной Минеей. Иначе говоря, Великим Постом изменяемые части службы отправляются по Постной Триоди (а относится она к подвижной части годового круга, как и Октоих) и по месячной Минее (неподвижная часть годового круга). Богослужения по Постной Триоди начинаются в Неделю мытаря и фарисея, а ежедневное служение по Постной Триоди начинается с Сырной седмице. То есть от Недели мытаря и фарисея Постная Триодь используется только по воскресным дням, да еще в мясопустную родительскую субботу. В седмичные дни этого периода она не используется. Заканчивается богослужение по Постной Триоди в Великую Субботу. То есть эта книга объемлет приготовительные к Великому Посту недели, Святую Четыредесятницу и Страстную Седмицу, а также Лазареву субботу и Вербное Воскресение. Четвертая из вышеупомянутых книг – Триодь Цветная, по которой отправляются изменяемые части служб периода Пятидесятницы, не связанные с месячной Минеей. Иными словами, Цветная Триодь – это как бы продолжение Постной Триоди. Не случайно y них и название одинаковое. Слово «триодь» в переводе с греческого означает «трипеснец». В Постной Триоди в седмичные дни на утренях имеются каноны, которые состоят, как правило, только из трех песней, в то время как обычно канон состоит из 8 или 9 песней. Эти особые неполные каноны утрени и дали название Постной Триоди. Почему Цветная Триодь называется Триодью, ведь там нет никаких неполных канонов на утренях. На утренях нет, но они есть в приложении к Цветной Триоди и, согласно русской богослужебной традиции, эти трипеснцы читаются не на утренях в период Пятидесятницы, а на малых повечериях, хотя в греческой традиции эти трипеснцы используются в качестве «Блаженных» на литургии. Поэтому они и напечатаны не в самом тексте Триоди, а как бы в приложении к ним. Так что Цветная Триодь может лишь относительно называться Триодью. И надо сказать, что на титульном листе Цветной Триоди вы не найдете этого названия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй же из этих дней бывает в субботу перед 26-м октября . В этот день также творится память о воинах, с того времени как русский князь Дмитрий Донской одержал славную победу над Мамаем. Это обыкновенно совершается не 26-го октября, а в ту субботу, которая бывает перед 26-м числом октября. Эта суббота называется Дмитровской родительской субботой» Впрочем, в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, творят память не только за православных воинов, за веру и отечество на брани живот свой положивших, но вместе с ними и за всех своих родных и знаемых. (См. «Собрание поучений для простого народа» свящ. К. Стратилатова). III. Будем, братие христиане, будем молиться о упокоении душ усопших. Отцу небесному приятно видеть, что мы, дети Его, живем в любви с умершими, в духе угодной Ему христианской любви, и Он, видя нашу любовь к усопшим, не откажет и нам в Своей любви. Аминь. Беседа В коей изъясняется панихида I. О, какое великое благо даровал нам, братие, Господь Бог , что мы родились и пребываем в недрах Святой Православной Церкви! Научая нас истинной вере, руководя нас на пути к Царствию Небесному, Святая Церковь не оставляет нас и после нашей смерти. Как чадолюбивая мать, она установила особенное молитвословие об умерших, особенную заупокойную службу. Служба эта называется обыкновенно панихидой. О ней-то хочу теперь и побеседовать с вами, братие мои. Панихида есть собственно прилежное моление об умерших в течение всей ночи (это слово состоит из трех греч. Слов: π ς – весь, v ξ – ночь и δω – пою) и есть не что иное, как сокращение отпевания; она содержит моление о прощении грехов и об упокоении душ усопших собратий наших. Панихида об умерших и погребенных совершается или в храме, или на самых могилах усопших, это безразлично, где при сем ставится кутия. Кутия служит символом воскресения. «Пшеница и разные другие зерновые плоды, при поминовении усопших, означают то, – говорит блаженный Симеон Солунский , – что и человек есть семя, что и он, как зерно, брошенное в землю, опять восстанет силой Божией и, как бы прозябнув в будущем веке, предстанет Христу совершенным и живым. Как лежащее перед нами семя зарывается в землю, а потом вырастает и приносит обильный плод, так и человек, быв предан смертью земле опять воскреснет. Перед кутией ставится возжженная свеча, и мы все стоим со свечами: этим означается как то, что наши сердца горят верой, любовью и молитвой к Господу об умерших, так и то, что мы сами как бы переносимся духом нашим к тому царству вечного света, вечной радости и блаженства, где обитает Господь наш Иисус Христос и все святые, от века Ему благоугодившие.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но кроме усопших праведных душ, есть еще и такие, которые не достигли полного блаженства или по крайней мере еще не прославлены Богом. Святая Церковь в субботу молит за них, чтобы Господь человеколюбивый «пощадил Свое создание, омыл скверну усопших рабов Своих, упокоил их в селениях святых Своих, идеже мученицы вси веселятся, вселил их в недра Авраама, идеже ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная» (служба субботняя 1 гласа, 9-я песнь канона). В некоторые субботы с особенным торжеством совершается поминовение усопших. Такие дни называются «родительскими» субботами, между которыми особенно известны – суббота Мясопустная и Троицкая; в эти дни в великом множестве собираются православные на кладбище, и здесь торжественно поминают всех своих родственников и знаемых, отошедших ко Господу. У нас, на Руси, особенно известна Дмитриевская суббота, перед 26-м днем октября. Эта родительская суббота установлена в XIV веке великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав славную победу над Мамаем на поле Куликовом (1380 г. 8 сентября), Димитрий Иоаннович отправился в находящуюся близ Москвы обитель Живоначальной Троицы возблагодарить Господа Бога за оказанную Им милость всему российскому воинству. В этой обители великий князь совершил поминовение убиенных на поле брани воинов, которых решился поминать ежегодно в Дмитриевскую субботу. И действительно с этого времени Св. Церковь ежегодно воспоминает в субботу перед 26 октября всех вообще воинов, положивших свою жизнь за веру, царя и отечество. Видите, братия, как премудры уставы матери нашей – Церкви. Она положила каждый день недели посвящать каким-либо важным воспоминаниям. В первый день недели она прославляет воскресение Господа нашего Иисуса Христа, служащее основанием нашей веры; в среду и пяток воспоминаются страсти Христовы; в другие дни недели ублажаются св. мужи, послужившие спасению рода человеческого – пророки, апостолы, преподобные, святители, мученики, – наконец, в субботний день Св. Церковь приглашает нас поминать своих умерших братий и молиться об оставлении их прегрешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Скоро мы будем говорить о двух главных субботах года – субботе Лазаревой и Преблагословенной – Великой Субботе. И, конечно, все субботы года связаны с этими двумя. Почему Суббота – такой особенный день? Потому, что устроение христианской жизни по Новому Завету не отменило вполне ветхозаветной заповеди, и хотя главным, конечно, стало воскресенье, но в богослужении суббота осталась, – как день особенный. И в Великую Субботу мы будем слышать, что это суббота Преблагословенная, «день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий» – как Бог почил на седьмой день после сотворения мира, так суббота постоянно в богослужении памятуется как день упокоения, покоя. 2-я, 3-я, 4-я субботы Великого поста как раз и являются теми субботами, когда на утрени поется Аллилуйя. Они, конечно, немного отличаются от тех суббот, в которые поется Аллилуйя в другое время года. В эти дни богослужение устроено особенно сложно, оно совершается по Триоди, Октоиху и Минее. На утрени поется тропарь «Апостоли, мученицы и пророцы, святителие, преподобнии и праведнии, добре подвиг совершивший...», второй тропарь начинается словами «Помяни, Господи, яко благ...». Затем читаются 16 и 17 кафизмы, поются тропари по Непорочнех заупокойные: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим», «Святых лик обрете Источник Жизни и дверь райскую» и т.д. Эти тропари нам знакомы по отпеванию, по панихиде, и служба имеет заупокойный характер. Важно, что эти субботы Великого поста не такие, как суббота Мясопустная и суббота Троицкая, которые суть Вселенские родительские субботы, в которые поминают всех от века усопших православных христиан, а эти – малые родительские заупокойные субботы, их богослужение не такое полное и торжественное. Совсем не такова последняя суббота Великого поста, суббота 5-ой седмицы. Она имеет название субботы Акафиста, или Похвалы Пресвятой Богородицы. Богослужение этого дня действительно не похоже ни на одно богослужение. Относительно причин установления этого праздника нужно сказать, что они довольно сложные.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но самой великой панихидой является наша собственная жизнь. Как ответил один старец на вопрос, как лучше помолиться об усопшем: «Лучшая панихида — твоя добродетельная жизнь».   ЗАУПОКОЙНЫЕ СУББОТЫ 48. Почему субботние литургии всегда посвящены поминовению усопших? Поминанию усопших посвящены особые богослужения и даже особые дни церковного года, как правило, субботние. Это так называемые нарочито заупокойные субботы. Наша Святая Церковь установила субботу как день поминовения святых мучеников и всех усопших по той причине, что суббота, седьмой по счету день творения, в ветхозаветные времена являлась днем покоя, в субботу же Христос покоился во гробе. Поэтому именно суббота наиболее соответствует молитвам о даровании усопшим вечного покоя. В эти дни отменяются все прочие богослужебные темы, и все верующие, собравшиеся в храме, молятся о пребывающих в ином мире. И еще: именно в субботний день согрешили наши прародители и начали умирать. День этот так с тех пор и продолжается, как продолжается и смерть человеческая. В будущем, как мы веруем, наступит День Восьмой, день Воскресения и восставления к новой жизни всякого творения. Этот День Восьмой будет длиться вечно. 49. Что такое Вселенские панихиды? Чем они отличаются от прочих родительских суббот? Среди нарочитых, дней, назначенных Церковью для поминовения усопших, наиболее значимы родительские субботы, но важнее всех две так называемые Вселенские родительские субботы, или Вселенские панихиды, — перед Неделей Мясопустной (неделя — это, по-церковному, воскресенье) и перед Пятидесятницей. Называются они так потому, что в эти дни мы по обычаю, установленному богоносными отцами еще со времен первых христиан, совершаем панихиду о всех почивших, то есть о прародителях наших . В эти два дня отменяются все иные богослужебные темы; живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о своих родных и близких, в усиленной и умноженной молитве обо всех умерших членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, — явить в полной мере свою к ним братскую любовь. Особенно же — к тем, кого постигла безвременная смерть в чужой стране, вдали от родных, в море, в пропастях и неприступных горах, от голода или инфекционных болезней, кто пал в сражении, сгорел в огне, замерз или погиб во время стихийных бедствий, — то есть ко всем тем, кто не успел покаяться перед смертью, над кем не было совершено погребального обряда.

http://azbyka.ru/parkhomenko/dolgie-prov...

В этот день в храмах совершают особую вселенскую панихиду 19 июня. ПРАВМИР. Православная Церковь отмечает особый день поминовения усопших — Троицкую родительскую субботу. По уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение. Это поминовение усопших ведет свое начало с апостольских времен. В этот День Православная Церковь молится обо всех усопших отцах, братиях и сестрах. Для этого в храмах совершают особую вселенскую панихиду. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 15 июня, 2019 14 июня, 2019 2 июня, 2012 18 июня, 2016 25 апреля, 2023 19 июня, 2021 6 марта, 2021 28 марта, 2020 13 марта, 2020 15 июня, 2019 14 июня, 2019 2 июня, 2012 18 июня, 2016 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе 12

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-troi...

Архив Пн 6 июня Троицкая родительская суббота 5 июня 2009 г. 20:13 В субботу 6 июня, в канун праздника Пятидесятницы, Святая Православная Церковь совершает вселенское поминовение всех в вере почивших православных христиан, скончавшихся в надежде воскресения и жизни вечной. По древней традиции суббота эта также носит название Троицкой родительской. Смысл этого поминовения очень глубок. В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на землю для научения, освящения и приведения всех людей к вечному спасению. Поэтому Святая Церковь призывает нас в эту субботу совершать поминовение с верой и молитвой о том, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи всех от века усопших праотец, отец и братий наших, и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, просит «упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущии во аде исповедание дерзнут принести Тебе; но мы живые благословим Тя и молим, и очистительные молитвы и жертвы приносим Тебе о душах их». Молитва за усопших это наша главная и неоценимая помощь отошедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве. Домашняя молитва за умерших близких это наш святой долг. Но особую помощь почившим оказывает поминовение в Церкви. По христианскому обычаю в этот день после богослужения принято посещать могилы усопших. «Православие в Татарстане» Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/668805.htm...

Еще установлено поминать усопших во вторник Фоминой недели, для того чтобы после светлого праздника Пасхи разделить и с ними великую радость воскресения Христова; отсюда этот день и называется Радоницей. Как Иисус Христос пред Своим воскресением сходил к мертвым в ад, так и последователи Его в день Радоницы собираются на могилы усопших, чтобы приветствовать их радостью о победе Иисуса Христа над смертью. Но вот еще есть два дня, которые Церковь назначила собственно для поминовения православных воинов и всех за Веру и Отечество на брани живот свой положивших. Первый из этих дней бывает 29 августа. В этот день Церковь вспоминает усекновение главы святого Иоанна Предтечи. Подобно сему праведнику, пострадавшему за истину, полагают живот свой за Веру и Отечество и все находящиеся на поле брани. Итак, когда же приличнее молиться о всех православных воинах, убиенных на брани, как не в этот день? Второй же из этих дней бывает в субботу перед 26 октября. В этот день также совершается паять о воинах с того времени, как русский князь Дмитрий Донской одержал главную победу над Мамаем. Это обыкновенно совершается не 26 октября, а в гу субботу, которая бывает перед 26 числом октября. Эта суббота называется «Дмитровскою родительскою субботою». Впрочем, в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, творят память не только за православных воинов, за Веру и Отечество на брани живот свой положивших, но вместе с ними и за всех своих родных и знакомых 145 . Оканчивая свое обозрение богослужения, совершаемого Православной Церковью над почившими христианами, считаем необходимым сказать несколько слов и о том, бывает ли какая-нибудь польза для усопших от молитв и поминовений наших.       Несомненно, что многие из грешников освобождаются от уз ада не покаянием или исповедью, как говорит Писание: во ад кто исповестися Тебе ( Пс. 6, 6 ), но за благотворения людей, находящихся в живых, за молитвы, воссылаемые о них Церковью и, особенно, за бескровную жертву, которую Церковь ежедневно приносит вообще за всех живых и мертвых, так как и Христос умер за всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

6) В конце отпевания в руки умершего дается, разрешительная грамота, в знак того, что церковь отпускает умершего в вечную жизнь с миром, прощает его от всех прегрешений и разрешает от различных клятв и запрещений. 7) Целование, даваемое умершему, есть знамение нашего единения и любви к нему, не исчезающих и за гробом, после смерти его. 8) Гроб умершего посыпается священником крестовидно землею со словами: « Господня земля и исполнение ее (т. – е. и все что наполняете ее), вселенная и ecu живущий на ней ». Сим выражается та мысль, что смерть есть общий жребий всех живущих во вселенной и что умерший погребается с покорностью Божественному определению: «земля еси и в землю пойдеши». к) Поминовенье умерших. Поминовенье умерших в православной церкви бывает: общее – поминовение всех умерших, и частное – поминовение одного умершего. Общее поминовение совершается преимущественно в субботние дни, так как суббота значит покой, и особенно в так называемый субботы родительские (от поминовения родителей), а именно: а) в субботу пред мясопустным воскресеньем (преимущественно для поминовения умерших напрасною, т.-е. внезапною смертью); в это воскресенье читается Евангелие о страшном суде; б) в три субботы Великого поста 2-й, 3-й и 4-й педели, так как в будничные дни поста не полагается поминовения умерших; в) в субботу пред Троицыным днем, – да и души умерших христиан благодатью Св. Духа очистятся и явятся достойными наследия царства небесного; г) в субботу пред 26-м октября, пред днем св. Димитрия Солунского, в память Вел. Князя Дмитрия Донского и воинов, убитых на Куликовом поле в войне с татарами. Сюда же можно присоединить день поминовения, бываемый 29-го августа, установленный в 1760 году при Екатерине II после войн с турками и поляками, в память православных воинов, за веру и отечество убиенных, – и понедельник или вторник на Фоминой неделе, так как в Страстную и Светлую седмицы поминовения не совершается. Частное поминовение по одном умершем совершается в 3-й день, 9-й и 40-й по кончине его, и каждого дню в день кончины его. В 3-й день по кончине поминают умершего с тою мыслью, чтобы Господь, воскресший в 3-й день по смерти Своей, воскресил и новопреставленного для блаженной жизни. В 9-й день молим Господа, чтобы Он, по ходатайству и молитвам девяти чинов Ангельских, сопричислил душу умершего к лику святых. В 40-й день молимся об умершем, чтобы Господь, вознесшийся в 40-й день по воскресении Своем от земли на небо, вознес и душу умершего в небесные обители. А св. Макарий Александрийский , получивший откровение от Ангела, свидетельствует, что в 40-й день по смерти умершего Господь определяет душе его до всеобщего суда место, достойное по делам его. Каждого дню в день кончины умершего совершаем поминовение с тою мыслию и верою, что день кончины умершего не есть день уничтожения его, а день второго рождения его для новой вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010