Представление о темпах уничтожения церковной жизни в пределах Ленинграда и Ленинградской области в годы самых лютых гонений времен «большого террора» 1937-1938 гг. дают сведения из отчета о деятельности Обкома ВКП(б) в 1938 г.. По данным названного источника из 861 церквей,  остававшихся в 1937 г., на следующий год уцелело только 613, то есть за год было уничтожено 248 (29%) храмов. Примерно такое же количество храмов закрывалось в Ленинграде и Ленинградской области и в предыдущие годы: 148 - в 1934 г., 213 - в 1935 г. . Однако, особенностью времен «большого террора» было то, что большое число приходов, неучтенных в приведенной статистике, исчезало не из-за закрытия храмов, а из-за катастрофической убыли духовенства в результате репрессий.  В упомянутом отчете за 1938-й год говорится: «... многие из оставшихся церквей не функционируют из-за отсутствия попов/арестованы/. В связи  с этим наблюдается такое явление, когда молиться ходят за 20-25 км (Валдай и др.), иногда даже в другой район» . Судя по документам государственно-партийных органов, занимавшихся религиозными организациями, периода 1937-1938 гг., тогда ещё больше, чем в предыдущие годы, распространились невыходы на работу в дни церковных праздников . Об обстоятельствах церковной жизни в епархиях во второй половине 1930-х гг. свидетельствуют некоторые документы Ленинградской митрополии. Нажим государства заставлял церковные власти непрестанно идти на новые и новые уступки властям и на местном уровне. При этом от священноначалия требовалось делать вид, что сомнительные с точки зрения полезности для Церкви распоряжения исходят от него самого. Так, в мае 1937 г. митрополит Ленинградский Алексий (Симанский) издал указ об упразднении благочиний, причем в качестве причины данного действия названо было не катастрофическое сокращение числа священников, а «необходимость непосредственных сношений архиереев с подведомственным духовенством» . Явно под нажимом властей в июне 1937 года митрополит Алексий направил настоятелям предписание запирать храмы днем, когда нет урочных богослужений . 15 октября 1937 г. митрополит Алексий предписывал духовенству, «что по примеру прошлых лет 6-го, 7-го и 8-го ноября никаких служб в городских храмах производиться не будет, служба родительской субботы переносится на субботу 30 октября» . Нужно обратить внимание на то, что ради советского праздника в честь Октябрьской революции не только переносилась на неделю раньше родительская суббота, но и совершенно отменялись богослужения, притом в воскресный день, ибо 7 ноября в 1937 г. выпало на воскресенье.

http://bogoslov.ru/article/411565

Пусть люди жертвуют столько, сколько могут, бедная вдовица в Евангелии две лепты пожертвовала, а была поставлена в пример. До сих пор не забуду один уникальный случай – пришел в 90-е годы незнакомый человек и дал 20 тысяч долларов. Это была в те годы такая огромная сумма, что мы полремонта храма на эти деньги сделали. Совершенно незнакомый человек, я его первый раз видел. Конечно, Господь за всякое доброе дело воздаст. Но требовать или даже намекать на пожертвование – в этом есть какая-то ложь. Мы ведь верующие люди, но вера часто у нас где-то сбоку. А деньги посылает Бог, и если Он хочет послать — не увернешься, если хочет что-то забрать – заберет. Поэтому надо беспокоиться о деле, о самом служении. Конечно, служение за свободное пожертвование относится напрямую именно к богослужению, а не к материальному производству или к магазину, например. Если бы я был директором, пусть даже православного магазина, я бы – в рамках христианского благочестия – торговал по рыночным законам. Но здесь же не завод и не магазин. Это приход, люди, которые приходят вместе помолиться, совершить таинства. – А вот на каноне сегодня я видела — огромное количество продуктов люди приносят. Куда это все идет, кому отдается? – Поначалу, в 90-м году было так – на родительскую субботу гора продуктов, только служба кончается — народ бросается, и начинается свалка. В то время я каждый раз народ останавливал, проповедовал. Теперь уже давно отвыкли, никто не бросается. Все относится на третий этаж, а там сотрудники уже раздают всем, кто просит. Прихожане знают, что если кто-то сам нуждается или хочет отнести продукты нуждающимся, то он может попросить, и ему обязательно дадут. Моя забота – чтобы не было споров, чтобы это все исчезло без скандалов. Но горы продуктов бывают обычно в родительские субботы. А так всё относится в братскую трапезную. Ещё у нас есть столовая для бедных, где с часу до трех каждый день кормят всех желающих. Есть у нас межприходская группа молодежи, которая занимается развозом вещей. У них это налажено. Они ездят в разные места, даже за пределы области. Это адресная помощь – многодетные семьи, матери-одиночки и тому подобное. Это наше социальное служение.

http://pravmir.ru/protoierey-konstantin-...

ваниями древних греческих канонистов; и оно со ipso уже теряло значение, как скоро переходило за пределы древней Лаодикийской церкви. Как, однако, легко неизменное и существенное в канонах смешивается с условным, пример этого можно было видеть в недавней попытке обратить это Лаодикийское правило в правило всеобщее, для ограничения вводимого у нас общего пения. Бывает, впрочем и наоборот: безусловное правило древности в последствии иногда обращается в условное, как это должно заметить о том из гангрских правил, которое заповедует неоставление родителей под предлогом благочестия: известно, что по духу последующих установлений обещание отречения от семейных связей, и следовательно родительских, не почиталось противным христианской дисциплине, если уже при вступлении в монашескую общину заявление об этом отречении подразумевалось или явственно выражаюсь. Каноны, подобные указанным из лаодикийских, никогда не однако были отменены изданием церковного узаконения; но это было бы даже излишне. – Местный характер в иных правилах бывает чрезвычайно ясен, и вопреки всякой теории обязательности древнего канона, иные правила уже издавна tacito consensu местными и признаны. Какой смысл, кроме исторического, могут иметь каноны лаодикийские же – о том, что „подобает в субботу читать и Евангелие с другими Писаниями“ (пр. 16)? А также и правила 17–19, касающиеся порядка в богослужении, теперь уже изменённого, ибо теперь оглашенных нет, кающиеся не составляют класса особого от верных и т. д.? И какое современное литургическое действие могло бы быть признано нарушением одного из помянутых правил, запрещающего „псалмы совокуплять непрерывно“, и рекомендующего прерывать их чтениями, когда теперь псалмы и чтения уже не составляют между собой заметного различия? – Отмена некоторых правил древней богослужебной дисциплины иногда должны бы казаться чрезвычайно удивительными, если бы можно было отвергать свойство условности, присущее вообще многим сторонам древней дисциплины, – условности с первого взгляда не всегда заметной. Так, апостольское 9-е правило повелевает отлучать от общения церковного всех,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий/и полезное всем подающий,/Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих,/ибо на Тебя они надежду возложили,/Творца, и Промыслителя, и Бога нашего. Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:  Тебе и Стену и Пристанище имамы,/и Молитвенницу благоприятну к Богу,/Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Слава, и ныне, Богородичен:  В тебе имеем мы и стену, и прибежище,/и Заступницу, благоугодную Богу,/Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая,/верных спасение. И бывает отпуст. Ектения и отпуст. По отпусте вечерни совершаем в притворе панихиду, на которой поем заупокойный канон 6го гласа. В СУББОТУ НА УТРЕНИ По шестопсалмии, Аллилуия,  на глас 8, со стихи его. НА УТРЕНИ После шестопсалмия Аллилуия:  на глас 8. Тропарь, глас 8: Глубиною мудрости человеколюбно вся строяй/и полезное всем подаваяй,/Едине Содетелю, упокой, Господи, души раб Твоих,/на Тя бо упование возложиша,/Творца и Зиждителя и Бога нашего. Тропарь, глас 8 Глубочайшей мудростью человеколюбиво всем управляющий/и полезное всем подающий,/Единый Создатель, упокой, Господи, души рабов Твоих,/ибо на Тебя они надежду возложили,/Творца, и Промыслителя, и Бога нашего.  (2) Слава, и ныне, Богородичен, глас тойже:  Тебе и Стену и Пристанище имамы,/и Молитвенницу благоприятну к Богу,/Егоже родила еси, Богородице безневестная, верных спасение. Слава, и ныне, Богородичен:  В Тебе имеем мы и стену, и прибежище,/и Заступницу, благоугодную Богу,/Которого родила Ты, Богородица, брака не познавшая,/верных спасение. Таже обычное стихословие: Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене: На всех же ектениах стихословия и канона поминаются вси прежде отшедшии отцы и братия наша. И обычное стихословие. По 1м стихословии глаголем седальны мертвенны, и мученичны. Глас 6: По 1 стихословии седальны, глас 6 Страдальческая противления в подвизе,/мучительныя раны на мученики,/и стояху лицы безплотных, почести держаще победы:/удивиша премудрии мучителей и царей,/низложиша велиара исповеданием Христовым./Укрепивый их Господи, слава Тебе.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/troiczkay...

Рубрики Коллекции Лития в Покровскую родительскую субботу у храма-памятника на реке Казанка. Фото Пресс-службы Казанской епархии Покровская родительская суббота 2023 2 мин., 02.10.2023 Поделиться Все чаще перед праздником Покрова люди ищут информацию о так называемой Покровской родительской субботе, чтобы посетить особую заупокойную службу, заказать панихиды и помолиться об усопших. Однако не всегда сотрудники церковных лавок и даже священнослужители понимают, о чем идет речь, да и в церковных календарях упоминаний о Покровской родительской субботе, как правило, не встречается. Почему так? Что это за дата? Когда Покровская родительская суббота в этом (2023) году Покровской родительской называют субботу перед праздником Покрова Богородицы, который отмечают 14 октября. Таким образом, она может выпадать на разные числа месяца. В 2023 году Покровская родительская суббота — 7 октября. Когда бывает Покровская родительская Покровская родительская суббота отмечается не во всей Русской Православной Церкви. Раньше заупокойные богослужения в этот день совершались вообще только в пределах одной Казанской епархии. Почему? Дело в том, что в основе обычая поминать усопших в субботу перед Покровом лежит история взятия Казани. Именно на Покров 1552 года войска царя Ивана IV Гpoзhoro захватили город, бывший тогда столицей Казанского ханства. После взятия города по его улицам и стенам был совершен крестный ход, а затем на месте ханской ставки заложен православный храм — ныне Благовещенский собор. Спустя несколько десятилетий после этого митрополит Казанский Гермоген (будущий Патриарх Московский) задался вопросом о молитвенной памяти воинов, погибших при штурме города. 9 января 1592 года он отправил грамоту Патриарху Иову с просьбой установить день их поминовения. С учетом того, что город был взят на Покров, предлагалось сделать это в субботу (традиционный день особых молитв о упокоении близких), ближайшую к празднику. Патриарх Иов поддержал намерение митрополита и 25 февраля 1592 года подписал указ, в котором предлагалось «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботный день после Покрова Пресвятой Богородицы». Со временем к этому поминовению присоединились и некоторые соседние регионы. Так, сегодня упоминания о Покровской родительской можно найти в церковных календарях Татарстанской, Екатеринбургской, Вятской и Удмуртской митрополий. Правда, сейчас Покровская родительская суббота отмечается до, а не после праздника. Если вы живете или находитесь в регионе, где Церковь особо чтит субботу перед Покровом как день поминовения усопших, можно присоединиться к церковному поминовению. А если нет, не стоит удивляться или расстраиваться: существование местных традиций внутри Церкви — вполне обычное дело, но ничто не может помешать вам лично помолиться в этот день об умерших близких, даже если Покровская родительская суббота в ближайших храмах не отмечается.

http://foma.ru/pokrovskaja-roditelskaja-...

Троицкая вселенская родительская суббота в 2024 году — 22 июня Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских 14 июня, 2019 Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. На какое число выпадает Троицкая вселенская родительская суббота в 2024 году? Какова история и предпосылки этого события? Читайте об этом в статье! Троицкая вселенская родительская суббота в 2024 году — 22 июня По Уставу Вселенской Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой Вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через седмицу и именуется Апостольским. Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной родительской субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас, живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».

http://pravmir.ru/troickaya-vselenskaya-...

Итак, поминовение усопших в субботу. Типикон дает нам два образца субботнего богослужения: богослужение с «Бог Господь», и с «Аллилуйя». Здесь нужно твердо помнить, что суббота коренным образом отличается от будних дней. И то, что мы называем будничным богослужением с «Аллилуйя» – это совершенно не то, что субботнее богослужение с «Аллилуйя». В будние дни это постное богослужение, там на утрени поется «Аллилуйя» четыре раза, а в субботы «Аллилуйя» поется трижды, и стихи в этом случае – иные. В будние дни служба с «Аллилуйя» – это постное богослужение в день, когда нет полной Литургии, а в субботу всегда полная Литургия и при «Бог Господь» и при «Аллилуйя». Служба в субботу с «Аллилуйя» – это служба заупокойная. Служба с «Бог Господь» в субботу описана в 12 главе Типикона (если нет красного знака), а в 15 главе – субботняя служба со средними праздниками месяцеслова. По чину субботы с «Аллилуйя», по 13 главе Типикона, совершается служба в Димитриевскую родительскую субботу. Такое богослужение можно совершать, если в этот день нет праздника с красным знаком. По мысли Типикона, служить в субботу с «Аллилуйя» можно только при самом малом святом, он называется так: «святой, не имеющий тропаря», т.е. не имеющий отдельного, для него составленного текста. Но впоследствии число святых так увеличилось, что Собор 17-го года постановил совершать это субботнее богослужение с «Аллилуйя» до шестеричного святого включительно, иначе просто не останется дней, когда можно его совершать. У нас, к сожалению, допускаются в этом довольно большие нарушения. Димитриевская родительская суббота является обычным субботним богослужением с «Аллилуйя». Подобные службы можно совершать очень часто, но эта суббота года «узаконена», она соотносится исторически с поминовением усопших воинов, павших на поле Куликовом и установлена самим Димитрием Донским. Постепенно ратные воспоминания отдалились, ушли и осталось регулярное осеннее поминовение усопших. Все это можно сказать о субботе в рамках седмицы, но некоторые заупокойные субботы приобрели в течение года исключительное значение, их мы называем вселенскими родительскими субботами. Их две – Мясопустная и Троицкая, или суббота Пятидесятницы. Мясопустная суббота – это суббота перед Неделей о Страшном Суде, когда пост еще не начался, но Триодь Постная уже поется, а суббота Троицкая – день перед праздником сошествия Святаго Духа, праздником Пятидесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Начало установления Троицкой родительской субботы относится к древним временам христианства. Как об установлении мясопустной родительской субботы сказано: «божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так должно сказать и о происхождении Троицкой родительской субботы. В апостольских постановлениях есть указание на основание древнего обычая поминать умерших во дни Пятидесятницы. Там говорится, что апостолы, исполнившись святого Духа в Пятидесятницу, проповедали иудеям и язычникам Иисуса Христом Божиим, Судьей живых и мертвых 107 . В IV веке Василий Великий в молитвах своих, ныне читаемых в Пятидесятницу, присоединил и моление об усопших в вере братиях. В одной из этих молитв он говорит: «упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне» 108 . Нам остается сказать теперь только о днях, которые назначила церковь собственно для поминовения православных воинов и всех за веру и отечество на брани живот свой положивших. Первый из этих дней бывает 29 августа. В этот день, как известно, церковь вспоминает усекновение честной главы святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Подобно этому праведнику, пострадавшему за истину, полагают живот свой за веру и отечество и все, находящиеся на поле брани. Итак, когда же естественнее молиться о всех православных воинах, убиенных на брани, как не в этот день? Поминовение их в день усекновения главы Иоанна Крестителя установлено в русской церкви в 1769 году, при императрице Екатерине великой. Второй из дней, назначенных для поминовения воинов, бывает в субботу пред 26 октября; впрочем, в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, творят память не только за православных воинов, но вместе с ними и за всех своих родных и знаемых. Поминовение воинов в дмитриевскую субботу установлено церквью в XIV столетии. Дмитрий Иоаннович Донской, по одержании победы над Мамаем на Куликовском поле в 1380 году, предпринял путешествие в обитель преподобного Сергия, из которой были взяты и пали на брани два инока Александр Пересвет и Ослабя; здесь благочестивый царь, совершив поминовение убиенных воинов, предложил церкви творить это поминовение ежегодно в субботу Дмитриевскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

29.06.2018 Можно ли разговаривать с усопшими близкими, встретимся ли мы со своими мужьями и женами после смерти и есть ли надежда на спасение у самоубийц и атеистов? 13.04.2024 Если уж совсем никак не получается прийти, помяните своих родных дома, можно своими словами и молитвами из молитвослова, можно прочитать Канон об упокоении. В молитвослове вы можете найти такую молитву: 09.03.2024 Родительские субботы в 2024 году Родительские субботы — дни особого поминовения усопших. В эти дни на Литургии читаются молитвы об умерших православных христианах, совершаются заупокойные богослужения. Так как почти все такие дни связаны с календарем празднования Пасхи, даты родительских дней меняются из года в год. 04.11.2022 Календарь родительских суббот Родительские субботы — дни особого поминовения усопших. Краткая информация о родительских субботах 2024 года. 29.03.2024 3 вопроса про 3 родительские субботы В Великом посту есть 3 особых дня поминовения умерших — так называемые родительские субботы. О том, почему именно субботы (а не четверги, например) и зачем поминать умерших — в трех вопросах, на которые мы коротко ответили. Кстати, первая родительская суббота будет уже на этой неделе — не пропустите. 25.03.2023 Родительская после Пасхи 2024 Особый день поминовения усопших после праздника Воскресения Христова — Радоница. Она всегда приходится на вторник после Светлой седмицы. А следующая родительская суббота после Великого поста отмечается уже ближе к Троице. Таким образом, родительская после Пасхи в 2024 году выпадает на 22 июня, а Радоница — на 14 мая. Кроме того, между двумя этими датами будет еще один день, специально предназначенный для заупокойной молитвы. В течение многих… 29.04.2022 Через пятьдесят дней после Пасхи, в воскресенье, Церковь отмечает один из двенадцати главных христианских праздников – Троицу, а в субботу перед этим верующие вспоминают всех когда-либо усопших православных – от первого человека Адама до новопреставленных. 30.05.2023 Одна из самых известных и любимых родительских суббот года приходится на ноябрь. Это Димитриевская суббота, название которой связано с именами двух святых. Обычно она отмечается в ближайшую ко дню памяти великомученика Димитрия Солунского субботу. Он жил в первые века христианства, служил проконсулом императора, но в отличие от большинства римских подданных не выступал против последователей Христа,…

http://foma.ru/tag/roditelskie-subbotyi

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото (фрагмент): spbda/Flickr/СС BY 2.0 Родительская после Пасхи 2024 2 мин., 29.01.2024 Особый день поминовения усопших после праздника Воскресения Христова — Радоница. Она всегда приходится на вторник после Светлой седмицы. А следующая родительская суббота после Великого поста отмечается уже ближе к Троице. Таким образом, родительская после Пасхи в 2024 году выпадает на 22 июня, а Радоница — на 14 мая. Кроме того, между двумя этими датами будет еще один день, специально предназначенный для заупокойной молитвы. В течение многих лет Православная Церковь 9 мая поминает погибших в годы Великой Отечественной войны. Радоница стоит особняком среди церковных поминальных дней. С Великого Четверга до конца Светлой седмицы в храмах не совершаются панихиды, так как всё в эти дни сосредоточено сначала вокруг страданий Спасителя, а затем вокруг ликования о Его Воскресении. Воскресение Христово открыло людям путь в Царствие Божие и дало всем нам надежду на встречу с дорогими нам умершими людьми в вечной жизни. Поэтому этот пасхальный день поминовения наполнен не печалью, не скорбью, а радостью. Это подчеркивает даже его название. Через пятьдесят дней после Пасхи верующие отмечают Троицу. А накануне праздника, установленного в память о сошествии Святого Духа на апостолов, принято молиться не только об умерших близких, но обо всех усопших христианах. Поэтому Троицкая родительская суббота называется вселенской. В сам праздник Пятидесятницы прошения о милости к умершим также звучат во время особых коленопреклоненных молитв. Но совершать отдельное поминовение и посещать кладбища принято накануне. И в Радоницу, и в Троицкую родительскую субботу в храмах совершаются заупокойные богослужения: вечером накануне — Парастас, а утром Литургия и панихида. Существует традиция также делать пожертвования и подавать милостыню на помин души. Можно приносить в храм продукты, которые будут использованы для нужд прихода и розданы людям, находящимся в сложной ситуации. А вот приносить еду на кладбище, куда многие верующие отправляются после храма, не нужно. Усопшим нужны не куличи, крашеные яйца и еще какие-то угощения на надгробиях, а наши память, молитва и вера в милосердие Божие. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 02.05.2022 23.03.2021 02.05.2022 23.03.2021 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/roditelskaja-posle-pashi-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010