Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы Димитриевская родительская суббота – ближайшая суббота перед днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского (26 октября/8 ноября). Установлена после битвы на Куликовом поле . Первоначально поминовение совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении. Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного поминовения всех усопших православных христиан. История установления Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским . Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский , игумен обители, ранее благословил его на битву с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков – Александра Пересвета и Андрея Ослябю . Оба инока пали в бою и были погребены у стен храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове монастыре. В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения. С тех пор в субботу перед 26 октября/8 ноября – днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан. Традиции В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные трапезы. В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и Троицкую субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста ), православные христиане молятся об упокоении душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл: установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

http://pravoslavie.ru/42594.html

" Вселенская молитва " февраля 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в храме Воскресения Словущего " В субботу перед Неделей мясопустной мы всегда совершаем поминовение от века скончавшихся православных христиан, - сказал владыка в проповеди. - Мы приходим в этот день в храмы, чтобы явить три важных добродетели: веру, надежду и любовь. Мы верим в жизнь вечную: есть Бог, никто не исчезает после земной жизни. Если человек жил по заповедям Божиим, он идет к Господу. Если жил по-другому - попадает в другое место. Второе - мы надеемся на то, что милосердный Господь простит всех, о ком мы молимся, вспоминаем, в память о ком творим милостыню, Он всех соединит в свое время в Царствии Небесном. Родные, близкие, знакомые - все мы будем вместе: такая у нас надежда, и с ней мы приходим в храм. Третье: мы исповедуем любовь - добродетель, которую проявляем в родительские дни по отношению к родным и близким " . " За кого мы пришли молиться? - продолжил архипастырь. - В первую очередь, мы должны молиться за тех, кто даровал нам Церковь: привел нас в храм, крестил в нем, за священников, духовников, верующих людей, которые повлияли на нас. Мы должны молиться за родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек, за всех, кто участвовал в нашем воспитании, обучении, становлении. Надо молиться за всех людей, которые принесли нам какое-то душевное тепло. Все мы в жизни встречали хороших людей, и как жаль, что некоторые из них уже ушли. Но они оставили добрый след в нашей жизни. Мы должны поминать друзей и знакомых, особенно тех, о ком некому помолиться, у кого не осталось родственников. Надо всех записать в синодик и приходить в родительские субботы с ним. Стоим на панихиде, батюшки читают записки, а мы читаем синодик - и так все вместе молимся " . " У нас будут еще родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста. На буднях в посту не совершаются полные Божественные литургии, а в субботу на полном богослужении мы будем поминать сродников. Они нуждаются в наших молитвах, им ничего ни остается, кроме как простирать к нам руки, чтобы мы вспомнили про них, принесли молитвы и совершили в их память милостыню. Это наш долг, его надо исполнять. Надо приучать и родных к этому, водить в храм на такие службы детей, внуков, чтобы они приобщались к этой традиции. Санкт-Петербург - большой город, а сколько людей в храмах? Что делают остальные? Ничего, никто не молится... А надо молиться, это время особое - Вселенская суббота, вся Вселенная молится. Вот такая служба благодатная, когда мы вспоминаем близких и показываем наше единство с ними. Да, они далеко от нас, но остались в нашем сердце, в нашей молитве. Мы молим за них Господа, они это чувствуют и благодарят вас сегодня за то, что вы не поленились, пришли в храм и еще раз засвидетельствовали веру, надежду и любовь " , - завершил проповедь митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей (или Радуницей). См.: Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. СПб., 1995. С. 47-48; Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 2001. С. 497.- Сост. В субботу " Похвалы Богородицы " - служба со славословием, а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. См. ниже, статью: " В какие дни не совершается заупокойное богослужение " , с. 134-136. Димитриевская родительская суббота По народному преданию, поминовение усопших в субботу перед 26 октября/8 ноября установлено в 1380 году великим князем Димитрием Иоанновичем Донским для поминовения павших на Куликовском поле в битве с Мамаем 8/21 сентября 1380 года. Но обычай осенних поминок был в глубокой древности еще у языческих народов, например литовцев, германцев[ 2 ]. Кажется, был он и у славян[ 3 ]. С принятием христианства он сохранился, но, разумеется, принял другой характер, ибо Святая Церковь все доброе собирает отовсюду, но облагораживает, усовершает, возвышает. Первоначально осенние поминки усопших не были приурочены к определенному дню. На Севере Руси как остаток древней практики и доселе совершается поминовение в субботу перед праздником Покрова[ 4 ]. Возможно, что после Куликовской битвы великий князь Димитрий, совершив в обители преподобного Сергия Радонежского первое торжественное поминовение павших в битве, ввиду заявленного ему со стороны бояр пожелания и на будущее время " память творити, кто сложил голову свою " [ 5 ], установил ежегодное поминовение павших на Куликовском поле в субботу перед днем святого великомученика Димитрия Солунского (своего Ангела), которого славяне вообще считают своим покровителем, " отечестволюбцем славянских народов " , и который, в частности, по народным былинам ратоборствовал против Мамая[ 6 ]. Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и обычное осеннее поминовение всех усопших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2157...

128 Сказание о Мамаевом побоище. Голубийский. Преп. Сергий и созданная им Троицкая Лавра. М. 1919, стр. 66, примечание. 132 Если суббота Димитриевская случится 23 октября, когда положена служба со славословием, при которой на литургии не должно быть ничего заупокойного, тогда службу ап. Иакову можно перенести на воскресение 24-го, а минейную службу муч. Арефы с 14 октября перенести на субботу 23 октября. Если Димитриевская суббота случится 22 октября, когда у нас везде торжественно празднуется в честь Казанской иконы Божией Матери, или если в субботу случится храмовой праздник, то поминовение усопших следует перенести на предшествующий четверток, или на предшествующую субботу, например, с 22 октября на 20-е или на 15-е, соответственно уставным указаниям о перенесении заупокойной службы Вселенских родительских суббот при совпадении последних с праздниками. 133 В субботу «Похвалы Богородицы, службы со славословием», а в субботу Лазареву совсем не может быть ничего заупокойного. Смотри далее отдел «Девять нарочитых дней». 135 В ближайшие годы после лихолетия в Москов. Успенском Соборе «после Фомины недели с понедельника на вторник» сам Патриарх совершал «панихиду большую... по новом исповеднике Ермогене патриархе Московском и всея Руси, и по архимандритех, и игуменех и по всех православных христианах, убиенных и пожженных, и в полон заведенных от безбожных Ляхов и Литвы, и тамо изнуренных и оскверненных и без покаяния нужне скончавшихся». Голубцов. Чинов. Моск. Усп. Соб., М., 1908, стр. 133. 136 Допускаемое иногда в Радоницу совершение заупокойной службы с заимствованием песнопений из службы Вселенской поминальной субботы перед Пятидесятницей и соединение их со службой попразднества Антипасхи, произвольно измышленное, не имеет никаких оснований в Типиконе. Оно не соответствует ни букве, ни духу богослужебного Устава Православной Церкви, которая в отношении своего богослужения всегда строго руководствуется мудрым наставлением Екклезиаста: «всему свое время... время сетовать и время ликовать» (III, 1,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Родительские субботы в 2024 году – какого числа? Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть 14 марта, 2020 Основное внимание в эти дни тем, кого некому помянуть Из этой статьи Вы узнаете, какого числа будут православные родительские субботы в 2024 году. Также Вы узнаете о смысле этого Вселенского богослужения. Родительские субботы в 2024 году Нередко эти особые дни поминовения усопших называют «вселенскими родительскими субботами». Это неверно. Вселенских поминальных суббот две: Мясопустная (в субботу, предшествующую Неделе о Страшном суде) и Троицкая (в субботу, предшествующую празднику Пятидесятницы, или называемому еще праздником Пресвятой Троицы – дню рождения Церкви Христовой). Основной смысл этих «вселенских» (общих для всей Православной Церкви) заупокойных богослужений – в молитве за всех преждепочивших православных, независимо от их личной близости нам. Это дело любви, не разделяющей мир на своих и чужих. Основное внимание в эти дни – всем тем, кто соединен с нами высшим родством – родством во Христе, и в особенности тем, кого некому помянуть. Читайте также — Димитриевская родительская суббота: плечом к плечу Для преимущественного поминовения лично нам дорогих людей существуют другие родительские субботы. В первую очередь это 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста, и кроме них – установленная в Русской Православной Церкви Димитриевская родительская суббота, которая изначально была предназначена для поминовения воинов, павших в Куликовской битве, но постепенно стала общим поминальным днем. Эта поминальная служба выпадает на субботу, предшествующую памяти св. вмч. Димитрия Солунского – святого покровителя кн. Дмитрия Донского, по предложению которого после Куликовской битвы и было установлено ежегодное поминовение воинов. Но со временем память воинов-освободителей была вытеснена в народном сознании, что весьма прискорбно, и Димитриевская поминальная суббота превратилась в один из «родительских дней». Почему «родительские»? Ведь мы поминаем не только родителей, но и других людей, зачастую никакими родственными узами с нами не связанных? По разным причинам. В первую очередь даже не потому, что родители, как правило, вперед своих детей покидают этот мир (и поэтому тоже, но не это главное), а потому, что вообще первоочередной долг наш молитвенный – за наших родителей: из всех людей, чья временная земная жизнь окончена, мы в первую очередь должны тем, через кого мы этот дар жизни получили – родителям и прародителям нашим.

http://pravmir.ru/roditelskaya-subbota-r...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Календарь родительских суббот 2 мин., 29.02.2024 Родительские субботы — дни особого поминовения усопших. «Родительскими» субботы стали именоваться, потому что христиане молитвенно поминали в первую очередь своих почивших родителей. В эти дни на Литургии читаются молитвы об умерших православных христианах, а после Литургии совершают особую заупокойную службу — панихиду. О том, когда и какие бывают родительские субботы, смотрите в инфографике журнала «Фома». Родительские субботы в 2024 году: календарь 9 марта: Вселенская (мясопустная) суббота За неделю до Великого поста, в день, предшествующий воспоминанию Страшного суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам. 30 марта и 13 апреля: родительские субботы Великого поста 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста. В 2024 году таких дня будет два, поскольку вторая Родительская суббота совпадает с днем предпразднства Благовещения и заупокойное богослужение отменяется. За неделю до Великого поста, в день, предшествующий воспоминанию Страшного суда, христиане молят Праведного Судью явить Свою милость всем усопшим христианам. На протяжении всего Великого поста очень мало дней, когда возможно совершение полной Литургии, а значит, и главной церковной молитвы об усопших. Чтобы не лишать умерших молитвенного предстательства в этот период, Церковь установила три особых дня для молитвы о них. 14 мая: Радоница Радоница — 9-й день после Пасхи, вторник Фоминой седмицы С этого дня Устав Церкви вновь, после перерыва на Великий пост и пасхальные дни, дозволяет общецерковное поминание умерших. 9 мая: День поминовения усопших воинов После литургии совершается благодарственный молебен за дарование победы и заупокойная лития. 22 июня: Троицкая родительская суббота В субботу перед праздником Святой Троицы Накануне Пятидесятницы Церковь молится о христианах, переступивших порог земной жизни. 11 сентября: День памяти православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных Поминовение было установлено указом Екатерины II во время Русско-турецкой войны (1768–1774). В современной богослужебной практике зачастую опускается. 2 ноября: Димитриевская родительская суббота Установлена благоверным князем Дмитрием Донским после возвращения в Москву с битвы на Куликовом поле (1380). Обычно празднуется в субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября). Читайте также: Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также 23.03.2021 13.04.2024 23.03.2021 13.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/roditelskie-subbotyi-info...

в письменных памятниках встречается крайне редко, обычно упоминается только панихида накануне. В Обиходнике XVII в. (РГБ. Унд. Ф. 310. 149. Л. 76) предписывается: «А тропари говорити на часех и на заутрени святому», что указывает на службу с «Бог Господь» . Т. о., согласно этому Обиходнику, поминовение усопших было ограничено панихидой. В «Богослужебных указаниях», издававшихся Московской Патриархией в 50-х гг. XX в., на Д. р. с. определено совершать такую службу, как в субботу мясопустную, что возвышало статус поминовения до вселенских суббот ; та же практика зафиксирована в нек-рых пособиях по богослужебному уставу. В совр. традиции РПЦ в Д. р. с. совершается заупокойная служба согласно 13-й гл. Типикона (о службе с «Аллилуия» в субботу). Этот устав формально может применяться во мн. субботы года, но на практике Д. р. с. осталась единственным днем в году, когда богослужение совершается по этой главе; 2 вселенские субботы и 3 заупокойные великопостные субботы имеют свой устав, описанный в 49-й гл. Типикона, а в др. субботы служба с «Аллилуия» практически нигде не поется. В случае совпадения Д. р. с. с праздничным днем (напр., с 22 окт.- днем памяти Казанской иконы Божией Матери) поминовение усопших переносится на предшествующую субботу. В 1895, 1900 и 1906 гг., когда Д. р. с. совпадала с 21 окт.- днем восшествия на престол имп. Николая II, Святейший Синод переносил поминовение на пятницу, 20 окт.- день кончины имп. Александра III. В богослужебной практике старообрядцев-беспоповцев на Д. р. с. совершается служба по уставу вселенской родительской субботы, последование Минеи отменяется, поются песнопения Октоиха и храма (см., напр.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2006 г. [М., 2005]. С. 183). В случае совпадения с праздником Казанской иконы Божией Матери заупокойная служба переносится, если совершается праздничная служба Божией Матери (см.: Календарь Древлеправославной Поморской Церкви на 2000 г. [М., 1999]. С. 124). Особенное значение придается и всей седмице перед Д. р. с., к-рая носит название «(Димитриевская) родительская седмица», в эти дни не совершаются бракосочетания (кроме Д. р. с. подобные родительские седмицы отмечаются только перед 2 вселенскими субботами).

http://pravenc.ru/text/172067.html

В этот день Церковь , воспоминая Усекновение главы св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, говорит, что «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня есть приличнейший для принесения в оный всеобщей Богу молитвы и о подобно положивших живот свой за веру и отечество» 772 . Поминовение их в день Усекновения главы Иоанна Предтечи установлено Церковью в 1769 году 773 , при императрице Екатерине II, во время войны с Турками и Поляками. Поминовение православных воинов в Субботу Дмитриевскую Поминовение умерших православных воинов в Субботу Димитриевскую пред 26 днем октября установлено Церковью в XIV столетии. Димитрий Иоаннович Донский, родившийся 26 октября, по одержании славной победы над Мамаемъ на Куликовом поле в 1380 году 8 сентября, путешествовал в Московскую обитель Живоначальныя Троицы, к преподобному Сергию, игумену этой обители, из которой были и пали на брани два инока Александр Пересвет и Ослабя, и, совершив там поминовение убиенных воинов, предложил Церкви творить сие поминовение ежегодно в Субботу Дмитриевскую 774 . С того времени эта суббота причислена Церковью к родительским. Впрочем в эту субботу православные христиане, посещая кладбища умерших, творят память не только православных воинов, за веру и отечество живоъ свой во брани положивших, но купно с ними и всех вообще усопших своих. Дни поминовения умерших православных лиц Царского дома Список ежегодно в известные дни поминаемых преставившихся Российских царей и цариц, императоров и императриц, и прочих лиц царского семейства начинается с валкого князя и царя Иоанна Васильевича Грозного, в 1584 году умершего. В 1548 году 21 июня великий князь и царь Иоанн Васильевич, по благословению Макария, митрополита Московского, установил «общую память благоверным князем и боляром и христолюбивому воинству и священническому и иноческому чину и всем православным христианам, и оттоле повеле написати ту память в Соборныя книги» 775 . Древле в России был особый панихидный приказ. «А ведомо в том приказе поминовение по мертвых прежних Великих Князех и Царех Российских и Царицах и Царевнах и Царевичах: и котораго они прилучатся по ком творити память на Москве и в городех и в монастырех по церквам указы посылаются из того приказу» 776 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

56. Совершение молебных пений и панихид Служение молебнов совершается, как частная треба. В молебных пениях верующие или просят Бога и Его святых угодников о ниспослании им милостей, или благодарят их за благодеяния. Иногда молебны соединяются с чтением акафиста или водоосвящением. «Акафистом» называется собрание 24 духовных песней, во время чтения которых воспрещается сидение. Эти духовные песнопения содержат в себе восхваление и моления Господу Иисусу Христу, или Божией Матери, или какому – либо святому. Водоосвящение состоит в том, что по прочтении во время молебна особо положенных молитв, погружается святый крест в сосуд с водою и тем самым совершается освящение воды. Это напоминает сошествие ангела в «овчую купель» и возмущение воды для исцеления больных. Паннихида есть сокращенное отпевание и содержит моление о прощении грехов и упокоении души умершего человека. После смерти до погребения, по усопшем совершаются паннихиды в третий, девятый и сороковой день после смерти, во дни именин и кончины усопшего. В 3-й день паннихида совершается для напоминания того, что умерший воскреснет при всеобщем воскресении по примеру Иисуса Христа, воскресшего в третий день из мертвых. В 9-й день поминовением усопшего выражается желание, чтоб его душа причислена была к девяти ангельским чинам. В 40-й день возносится молитва об усопшем для того, чтобы Господь, вознесшийся в сороковой день, принял душу усопшего в райские обители. При поминовении усопших употребляется «кутья», т.е. вареный рис с медом. Это предлагается всем для вкушения в знак нашего братства между собою. Мед выражает блаженство, которое ожидает умершего, а зерно указывает на будущее наше воскресение. Кроме паннихид частных бывают еще паннихиды общие, о всех умерших. Такие паннихиды называются вселенскими паннихидами, а дни, в которые совершаются эти паннихиды, днями родительскими. Общие паннихиды совершаются в три родительские субботы; мясопустную (пред масленицею), 2) троицкую (пред Троицыным днем) и 3) дмитровскую (пред 26 октябрем). В мясопустную субботу мы молим Господа явить свою милость усопшим на страшном суде. В троицкую субботу мы молимся об усопших потому, что сошествием Святого Духа окончилось искупление мира, спасительное для умерших. В дмитровскую субботу мы молимся об усопших потому, что 26 октября родился князь Дмитрий Донской. Этот князь постоянно поминал воинов, убитых на Куликовском поле в 1380 году, и нам указал это поминовение. В эту субботу воспоминаются убиенные воины и все умершие православные христиане. Кроме этих дней совершается поминовение так же в «радоницу» (вторник фоминой недели) и в день «усекновения главы Иоанна Крестителя» 29 августа. В радоницу верующие разделяют в молитвенных, песнопениях свою радость Воскресения Христова с умершими.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

молиться. Так устанавливает она и старается поддержать такой порядок, при котором молитва о каждом православном христианине будет непрестанно возноситься даже и тогда, когда не останется в живых никого из лично знавших его, когда забудется на земле имя его, – молитва о нем будет  непрестанно возноситься до скончания век а». Когда в храме совершаются заупокойные богослужения родительских суббот? Богослужебный день начинается с вечера, поэтому заупокойные службы часто начинаются с вечера предыдущего дня. Самое важное поминовение — на Литургии (обычно служится утром). Нужно ли ездить на кладбище в родительскую субботу? Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую. На могиле христиане совершают поминовение мирским чином или приглашают священника. Обязательно ли в этот день совершать поминальное застолье? Церковными правилами эта сторона жизни никак не регламентируется. Правило одно – умеренность. Не забывайте: главное в этот день – молитва. Зачем в храм приносят еду? Изначально продукты приносили для совместной поминальной трапезы. В наше время — в основном в качестве жертвы священно- и церковнослужителям на помин души . Хотя это не исключает первого – в некоторых храмах принято после богослужения собираться общиной для вкушения поминальной трапезы. Также при некоторых храмах есть благотворительные столовые, и продуктами, принесенными на поминальный стол, питают нуждающихся. Следует трезво относиться к традиции приносить еду “на канун ”, исходя из современных реалий. Священникам при всём усердии не скушать 30 буханок хлеба или 20 пачек пряников, поэтому из продуктов имеет смысл приносить то, что длительно сохраняется. Пожертвование можно совершить и в церковную кружку, у храма много нужд, не только пищевых. Какие богослужебные особенности у Родительских суббот в Великий пост? Великим постом парастас совершается в пятницу вечером 2й, 3й и 4й седмиц. По своему статусу эти субботы уступают двум Вселенским родительским субботам: Мясопустной и Троицкой. Вот как об этом различии заупокойных суббот говорит святитель Афанасий (Сахаров) : «В субботы 2ю, 3ю и 4ю Великого Поста совершается также нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы — вселенские, эти три просто родительские. Там на первом месте поминовение всех преждепочивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников. Здесь поминовение сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших». Читать далее

http://azbyka.ru/roditelskie-subboty

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010