При этом сохранен размер и схожесть окончания. Акафист Крещению Господню. Приводимое произведение имеет эпиграф, который звучит как: «Послушания ради открыся источник благодати в немощном моем духе и Богу принесеся чистое приношение сердца» . Текст акафиста сходен с акафистом Рождеству Христову по строю и краткости и состоит из 13-ти кондаков и 12-ти икосов, 2-х пар херетизмов и рефрена: «Человеколюбче, слава Тебе». Данный рефрен заимствован владыкой Никоном из богослужения Навечерия Богоявления и представляет собой припев к тропарям, исполняемым после чтения 3-й паримии . Приводимый акафист достаточно наполнен ссылками из Священного Писания и других литургических текстов богослужения, а в особенности текстов самого праздника. К примеру: «Ко гласу вопиющего в пустыни»  — 3-й кондак имеет сходство с окончанием стихир, которые поются в начале чина Великого освящения воды . В 1-м кондаке Высокопреосвященнейший автор приводит слова Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (Мф. 3:17), подтверждающие Божественное достоинство Господа Иисуса Христа. Текст 10-го кондака имеет сходство с 117-м псалмом (3, 4): «Да речет убо дом Господен, яко благ, яко в век милость Его! Да рекут боящиися Господа: Аллилуия!» . Несмотря на многие заимствования, в тексте акафиста все же «чувствуется динамика, он весь живет, дышит богослужебными образами, прославляет Богоявление» . Следующий элемент богослужебного творчества, принадлежащий перу архиепископа Никона, —  акафист Сретению Господню. По своему строю это молитвенное последование похоже на приводимые ранее акафисты, но имеет и свои особенности. Автор не приводит 1-й кондак, но начинается акафист с икоса, по традиции состоящего из 4-х херетизмов и оканчивающихся рефреном: «Иисусе, гряди в сретение души моея!» . Текст акафиста передает дух и смысл празднуемого события. При прочтении чувствуется, что текст построен на словах Священного Писания и богослужебных гимнов праздничного дня. В особенности видно, что автор делает много заимствований из канона праздника.

http://bogoslov.ru/article/5607981

- Как понять, что мои добрые дела для Бога, а не просто добрые?  - У нас не должно быть такого раздвоения. Надо просто делать дела незлые, и тогда Господь их примет.  Я думаю, что у нас будет состояние духовное не очень внутренне здоровое, если мы будем думать вначале: так это доброе дело я для Бога сделал, оно зачисляется? Это 1:0 в мою пользу, или нет? А дальше - а вот это просто доброе дело, но оно не считается, в мою копилку не идет. Мы не должны так на это смотреть. Делайте то, что вы можете, соблюдайте заповеди и не причиняйте людям зла. А Христос, дай Бог, помилует. И всякие наши несовершенства покроет. - Что правильнее выбрать: пойти в храм на праздничное Богослужение или в это время помочь нуждающемуся человеку?  - Обычно такой   вилки не существует. Правильнее пойти в храм на праздничное Богослужение и помочь нуждающемуся человеку. А Писание говорит,  кроме того: нищих всегда имеете, Меня же не всегда имеете. Поэтому, если речь идет о таких праздниках как Пасха и Рождество, здесь вообще речь не идет о выборе. Наше место в это время в храме. Если что-то экстраординарное не происходит. Помогать людям нужно во всякое время. И Бог найдет такое время, когда вы сможете людям помогать. Обычно это очень лукавая ситуация: я, мол, лучше помогу человеку, а потом не пойду в храм. Так и будет это вечно. А на самом деле такой вилки попросту нет.  - Я работаю в аптеке, продаю различные противозачаточные средства, как быть?  - Если это противоречит вашим убеждениям - не работайте в аптеке. Если вы работаете в аптеке,  и для вас это место труда -  то вы должны выполнять то, что вам предписывается по работе. И всё. Тут очень просто. Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/text/k-komu-obraschen...

С рождением Иисуса Христа от Девы Марии человеческое естество в Его Лице соединилось с естеством Божественным, Господь обновил человеческую природу, восстановив изначально благодатное состояние, присущее ей до грехопадения, уничтожил первородный грех – непреодолимое препятствие ко входу падших людей в рай. Поэтому празднование Р. X., предваряемое сорокадневным Рождественским постом (самый строгий его день – Рождественский сочельник накануне праздника), исполнено духовного восторга и ликования. Рукоположение – см. хиротония. Ряса (греч. ρσον – истертая, лишенная ворса, поношенная, рваная одежда) – верхнее одеяние духовенства и монашества, длинная до пят одежда, просторная, с широкими рукавами, черного цвета. Все богослужения, кроме Литургии, совершаются священником в подряснике и Р, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). При служении Литургии, а также в особых случаях, когда по Уставу священник должен быть в полном богослужебном облачении, Р. снимается и поверх подрясника надевается подризник и другие ризы. Епископ совершает все богослужения в подряснике, на который надеваются особые святительские ризы (исключение составляют некоторые молебны, литии и келейные священнослужения епископа, когда он может служить в рясе или рясе и мантии, поверх которых надета епитрахиль). Символическое значение Р. (как и подрясника) вытекает из того, что она является образом того одеяния, которое носил Иисус Христос во время земной жизни, – она свидетельствует, что духовенство и монашество подражают Спасителю, стремясь отрешиться от мирской суеты; черный цвет Р. означает отсутствие движений страсти, как бы духовную смерть для греха. Рясофор, рясофорный монах ( греч. ρασοφρος – носящий рясу) – монах низшей степени пострига, готовящийся к принятию малой схимы; рясофорному монаху разрешается носить рясу и камилавку. С Саккос ( греч. σκκος – мешок) – верхнее богослужебное облачение архиерея, просторная одежда с широкими рукавами, сшитая из богатой ткани (парча) и украшенная изображениями крестов; символически изображает багряницу Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Да Твоея славы всяческая исполниши, Тебе Самаго истощил (умалил) еси… Ныне же длани раба подклоняеши главу рабски (5 янв. 1-я песнь канона повечерия). Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове… ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся (там же песнь 9-я). Ныне крещается Христос и восходит от воды, совозводит бо с Собою мир весь (б янв. стихира на литии). Днесь тварь просвещается; днесь всяческая веселятся, Небесная вкупе и земная (там же и ныне). Адамово естество обновил еси (6 янв. седален по 2-й кафизме). В частности, Христос грядет ко крещению, безсмертие Божественною банею (то есть через наше крещение, см.: Тит. 3:5 ) всем подая (1-й тропарь 3-й песни канона предпразднства 5 янв.). Какое непостижимое «державное дело»! И действительно, можно и должно сказать, что происходит новое творение, ибо теперь все существующее умирает. Новотвориши земнородныя, нов Адам был Содетель, огнем, и Духом, и водою странное совершая возрождение и обновление чудное… крещением богодетельным (боготворческим) новотворя (5 янв. 5-я песнь канона утрени). Духом души новотвориши; водою же освящаеши тело (там же). Следовательно, и человечество, и весь мир обновляются крещением Христовым. Как же это происходит? – Двояким путем. Прежде всего, тем, что Сам Бог, воплотившись, причастился твари Своей, или миру, – и тем освятил его, обновил, очистил. Истинный Свет явися и всем просвещение дарует, крещается Христос с нами… влагает священие воде (6 янв. стихира на хвалитех). Струи освятил еси Иорданския (6 янв. седален по 1-й кафизме). Земля освятися Рождеством Твоим святым, Слове… ныне же водное естество благословися, Тебе плотию крещшуся (5 янв. 9-я песнь канона повечерия). Но этих мыслей очень мало. Несравненно больше, вообще больше всего прочего, говорится о другом пути обновления: о благодати Божией. И прежде всего вспомним причастен в самый праздник Крещения (но не накануне в сочельник): Явися благодать Божия, спасительная всем человеком. Эти слова взяты из литургийного Апостола ( Тит. 2:11 ). Но мысль о благодати постоянно звучит на богослужении как основной мотив. Нет возможности, да и необходимости, переписать все выдержки об этом; укажем хоть на некоторые.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

1200  Молитва является изменяемой в зависимости от праздника, времени года или литургической темы богослужения. Наличие большого числа изменяемых молитв в составе мессы является особенностью испано-мосарабского обряда. Помимо данной молитвы в этой части евхаристического богослужения меняются также: вторая молитва , молитва после приношения имен, молитва на целование мира, молитва возношения (евхаристическая префация), молитва после гимна «Санктус», молитва после повествования о Тайной вечере, молитва на «Отче наш», Благословение перед причастием. 1201  «Свят, Свят, Свят»: поется на греческом языке без перевода на латынь. Подобные греческие интерполяции являются характерной чертой испанской литургической традиции и встречаются как в составе евхаристического богослужения, гак и на других службах испано-мосарабскою обряда. 1213  Песнопение перед гимном «Санктус» в анафоре является особенностью торжественного богослужения испано-мосарабского обряда. Оно исполнялось только на великие праздники и отсутствовало на богослужении других дней. 1214  «Свят, Свят, Свят, Господь Бог». Как и песнопение в начале литургии верных, эти слова в мосарабских рукописях транслитерировались латинскими буквами и во время богослужения исполнялись на греческом языке без перевода на латынь. 1215 В исследовательской литературе высказывается мнение, что в древности повествование о Тайной вечере начиналось словами «Qui pridie», однако в имеющихся рукописях используется оборот «in qua nocte tradebatur» (pyc. «в ночь, в которую был предан»), согласно (1 Kop.11:23–26). 1217 1217  Наименования «Воплощение», «Рождество» и т.д. употребляет уже свт. Иларий Пиктавийский (1-я пол. IV в.) в своем христологическом толковании псалмов. В предисловии к книге он связывает ( Откр.3:7 и 5:1–5), объясняя, что с помощью ключа Давида возможно открыть семь печатей, которыми запечатана книга жертвенного Агнца (лат. «quia ipse per haec septem signacula, quae de corporalitate eius, et nativitate, et passione, et morte, et resurrectione, et gloria, et regno»). Другой христианский автор, происходящий с юга Пиренейского полуострова, Апригний из Бадахоса (1-я пол. VI в.), в своем комментарии на книгу Откровения развивает такое же понимание семи печатей. Спустя столетие свт. Ильдефонс Толедский в трактате «De cognitione baptismi» снова использует эти имена, связывая их с печатями Откровения. Считается, что именно в середине VII в. термины «Воплощение», «Рождество» и др. стали использоваться в испанской литургии в качестве имен, прилагаемых к частицам евхаристического Хлеба. По крайней мере с середины XIII в. известна еще одна литургическая традиция, согласно которой евхаристический Хлеб преломляется не на семь, а на девять частей (к уже названным выше добавляются части «Обрезание» и «Богоявление») и также раскладывается в виде Креста на патене.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но при этом не будем забывать и о благословенном времени поста. В эти дни пост входит в свою завершающую стадию, а потому самое время сделать акцент на активном доброделании, энергия и время для которого у нас теперь точно имеются. Вместе с детьми нам в эти дни нужно вспомнить о том, что в Рождественской и новогодней радости нуждаются и те, кто без посторонней помощи будет ее лишен, а значит, и нам следует немного потрудиться. Ну и, разумеется, все вместе идем в храм. Семейное посещение Рождественских и предрождественских богослужений ничем нельзя заменить, но… «Работать» это будет только тогда, когда молитве будет сопутствовать то совместное времяпровождение, о котором сказано выше. Только в этом случае мы сами и наши дети сможем ощутить, что мы по-настоящему счастливы, и в этом нашем счастье принимает участие Сам Бог. Надо посвятить это время семье Священник Димитрий Фетисов Священник Димитрий Фетисов : – Ответ прост: провести время, посвящая его исключительно семье. Нынешний бешеный и совершенно бесчеловечный ритм жизни совсем не позволяет нам этого сделать в обычные дни. Осуществить наконец-то самые простые вещи, такие, как совместное катание с горок, поход в театр, тёплый семейный ужин в уютной атмосфере, совместный просмотр семейных фотографий, сделанных за минувший год, и не только. Да много чего ещё... Ну, а самое главное – это совместное участие в Рождественских службах. Всё это сделает ваши праздники незабываемыми и позволит по-настоящему отдохнуть не только телом, но и душой. Рейтинг: 9.2 Голосов: 713 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Наталия 7 января 2019, 01:56 С Рождеством Христовым, дорогие братья и сёстры!!! Дай Бог всем укрепления в Вере, Любви и Добра! Антоний, от всего сердца благодарю Вас за добрые пожелания! Чистого неба и удачи Вам и Вашим близким! Мой муж лётчик и очень любит авиацию, как Вы. Так что в наших семьях много общего. Слава Богу за всё! Радостно, что много людей любят и уповают на Господа!!! Антоний 6 января 2019, 13:00

http://pravoslavie.ru/118280.html

39 В Неделю святых Отец перед Рождеством Христовым бывает различный Устав богослужения, в зависимости от того, в какое число месяца случится Неделя: до предпразднства или во время предпразднства (см. Типикон, последование 18 декабря и последование 20 декабря). Если Неделя св. Отец случится 24 декабря (в сочельник), то воскресные песнопения почти совершенно устраняются; из Октоиха поется только на утрени воскресный тропарь, в остальном же вся служба по Минее, и она посвящена Отцам и предпразднству. 40 Содержание великих часов было известно с древних времен, уже в IV веке. В VI веке было составлено чинопоследование их, в том числе и нынешние тропари, приписываемые св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. В дальнейшем (в IX-X в.) это последование включалось обыкновенно в 3-й час, а потом было распределено между всеми часами). Название «царские» великие часы получили только на Руси. В древних же Типиконах такого названия не было. Такое название им было присвоено в связи с обычаем присутствовать во время их совершения византийских императоров и московских царей. Несомненно, что более правильное и согласное с древними Типиконами будет принятое нами название часов «великими», так как их служба посвящена Царю царей – Христу Спасителю. 41 Псалмы, входящие в состав обыкновенных часов: 1-й час – 5, 89 и 100 псалмы; 3-й час – 16, 24 и 50 псалмы; 6-й час – 53, 54 и 90 псалмы; 9-й час – 83, 84 и 85 псалмы. 44 Если служит архиерей, то после малого отпуста все духовенство выходит боковыми вратами на середину храма, а архиерей – царскими, которые по выходе закрываются. Затем совершаются обычные молитвы, как перед началом литургии («Царю Небесный...», Слава в вышних Богу...» и т.д.), старший священнослужитель и диакон, взяв благословение, идут в алтарь. Открываются царские врата, священнослужитель в алтаре, а диакон на амвоне кланяются Престолу, а затем архиерею. Диакон возглашает «Благослови, владыко!»; священнослужитель, взяв Евангелие, начертывает им крест и возглашает: «Благословенно Царство...», после чего оба делают поклон Престолу и архиерею; царские врата закрываются. Чтец: «Приидите, поклонимся...» и 103-й псалом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Колядки. Какие песни пели под Рождество? 3 мин., 05.01.2014 Наверное, всем известна прекрасная народная традиция – рождественские колядки. Она органично влилась в народное празднование Рождества. До нас дошли замечательные украинские колядки – в селах на Украине и сейчас можно встретить носителей этой уникальной культуры. Поют старинные колядки и в Сибири. В последнее время колядующих все чаще можно увидеть и в Центральной России. А в Москве даже организуют веселые праздничные представления с участием профессиональных исполнителей, и проходят они у всех на виду, в самых неожиданных местах, например, в торговых центрах. Есть несколько версий, откуда взялось слово «коляда». По одной из них, это заимствование из латыни. Сходным словом «календы» римляне называли первые дни каждого месяца. По другой версии, древнейшим значением слова «коляда» было «подарки, подаяния, собираемые духовенством» – то, что прихожане жертвовали духовенству на пропитание. Многие думают, что колядование – это языческий обычай. Однако это не так. Какими бы ни были его корни, в христианской культуре он получил свое логичное осмысление. Колядка – это радостный крик души верующего человека. Ведь радость о Рождении Христа можно выражать по-разному: и в богослужении, и в приготовлении праздничного обеда, и в песнях. Колядующие вместе с песнями приносят в дом особую атмосферу праздничного веселья. Очень часто колядующие ходят по домам с самодельной звездой, закрепленной на шесте. Она символизирует Вифлеемскую звезду, которая привела трех волхвов, мудрецов с Востока, в пещеру, где родился Христос. У колядок есть одна особенность. Тот, кто их поет, рассчитывает «за колядки получить шоколадки». Для тех, кто слушает, это прекрасная возможность проявить щедрость, отблагодарить веселых певцов и порадоваться вместе с ними. Необязательно благодарить только шоколадом – пироги и другие вкусности с рождественского стола тоже подойдут, как и мелкие деньги. На Украине колядующих одаривали даже колбасой – но, конечно, домашнего приготовления.

http://foma.ru/kolyadki.html

В период попразднства вместо «Достойно есть» поется задостойник. Вообще, по литургическим представлениям христиан, везде там, где в последовании положено петь или читать «Достойно есть», читается задостойник. Т.е. требы, утренние и вечерние молитвы оканчиваются задостойником, который, по сути, расширяет это песнопение, эту хвалу Пр. Богородице – «Достойно есть». Вот все особенности Литургии. Скажу о том, о чем забыл сказать. Бывает, что святому в Господский или Богородичный праздник имеется не один, а два канона. Это касается и пред- и попразднства. Большое предпразднство y нас имеет только один Господский праздникРождество Христово. Если положено два канона, то они поются в период попразднства по очереди – то один, то другой. Это указание характеризует большинство праздников, но не все. Имеются исключения. Мы говорили о том случае, если святой не имеет праздничного знака. Если поются два святых, то отличия в богослужении будут небольшими. Как следует петь стихиры на «Господи, воззвах», следует смотреть в каждом конкретном случае в Типиконе. Обычно поются по две стихиры – празднику и святым, либо первые три стихиры празднику, а остальные – двум святым. В тех случаях, когда два святых поются по Минее дореволюционного издания, все стихиры даны наряду, поэтому нужно петь то, что написано, подряд. Следует сказать о пении тропарей в этом случае. По «Ныне отпущаеши» – тропарь поется первому святому, на «Славу» – второму, на «И ныне» – празднику. На «Бог Господь» тропари поются так: тропарь праздника, тропарь первого святого, на «Славу» – второго святого, на «И ныне» – праздника. Здесь тот редкий случай, когда тропарь праздника и вообще первый тропарь, который поется, не сугубится. В случае, если y нас два святых, на «Бог Господь» сначала поется тропарь праздника. Как поются каноны, надо всегда справляться в Типиконе. Канон праздника всегда предшествует, он поется на 6, затем – оба канона святых (на 3 или на 4, в зависимости от указаний Типикона). Окончание богослужения обычное.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Второй же хор поет припев: В сей день Владыка рождается, как Младенец,/от Матери-Девы. И ирмос тойже: Любити убо нам: И тот же ирмос: По страху нам легче: Прочии же припеваем к тропарем: Также и прочие припевы с тропарями: Днесь пастырие видят Спаса, пеленами обвита/и лежаща во яслех. В сей день пастухи видят Спасителя,/пеленами обвитого и лежащего в яслях. Днесь Владыка рубищем пеленается, неосязаный,/яко Младенец. В сей день Владыка рубищем пеленается:/Неосязаемый – как младенец. Днесь всяка тварь веселится и радуется,/яко Христос родися от Девы Отроковицы. В сей день все творение веселится и радуется,/ибо Христос родился от Девы Отроковицы. Образы несветлы и сени приведены,/о Мати Чистая, видевше Слова,/нова явльшагося от врат заключенных,/мнящии же истинную светлость, достойно Твою благословим утробу. Видев тусклые образы и тени прошедшие/Слова, новым из заключенных дверей явившегося/и свет истины почитая, о Матерь чистая,/мы чрево Твое достойно благословляем. Небесныя силы рождшагося Спаса Господа и Владыку/возвещают миру. Небесные силы рожденного Спасителя,/как Господа и Владыку возвещают миру. Вместо Слава: Величай, душе моя,/Триипостаснаго и Нераздельнаго Божества державу. Вместо Слава: Величай, душа моя,/власть нераздельного в трех Лицах Божества. Вместо же И ныне: Величай, душе моя,/Избавльшую нас от клятвы. Вместо И ныне: Величай, душа моя,/Избавившую нас от проклятия. Желание получивше и Божия пришествия христокраснии людие сподобльшеся,/ныне утешаются паки бытием:/яко живоносну благодать даеши, Дево Чистая,/поклонитися славе. Достигнув желаемого/и удостоившись пришествия Бога,/ныне Христолюбивый народ ожидает/возрождения, ибо оно животворно;/подай же нам благодать, Дева Пречистая,/поклониться славе небесной! Таже оба лика, сошедшеся вкупе, поют первый припев праздника и ирмос: Таинство странное вижу: Посем втораго канона припев и ирмос: Любити убо нам: И поклон. Затем оба хора, сошедшись вместе, поют первый припев праздника и ирмос: Таинство вижу: Затем второго канона припев и ирмос: По страху нам легче бы хранить молчание: И поклон.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010