И вот вам знамение: вы найдете Дитя спеленатое лежащее в яслях”. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: “Слава в вышних Богу, и на земле мир, среди людей – благоволение!” И было: когда отошли от них на небо Ангелы, и те люди, пастухи, сказали друг другу: “Дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что это за событие случилось, о чем возвестил нам Господь”. И они, поспешив, пришли, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях. Увидев же, поведали о слове, сказанном им об Этом Младенце. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они услышали и увидели так, как было сказано им. Лк 2:1–20 (Дне же ряд: прокимен, апостол и Евангелие в навечерии Рождества Христова и Богоявления не чтется). И по ряду Божественная Литургия Великаго Василия . Вместо Достойно: поем: Вместо “Достойно” О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/Ангельский Собор и человеческий род,/освященный Храме, и Раю словесный,/девственная Похвало, из Неяже Бог воплотися,/и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш:/ложесна бо Твоя престол сотвори/и чрево Твое пространнее Небес содела./О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,/слава Тебе. О Тебе радуется, Благодатная, всё творение:/Ангельский сонм и человеческий род./Ты — освящённый храм и рай духовный,/слава девства, от Которой Бог воплотился и Младенцем стал/прежде всех веков Существующий Бог наш./Ибо недра Твои Он в престол обратил/и чрево Твоё обширнее небес соделал./О Тебе радуется, Благодатная, всё творение,/слава Тебе! Причастен един: Причастен Хвалите Господа с Небес, хвалите Его в Вышних. По отпусте Литургии вжигает параекклисиарх свещник и поставляет среди церкве. Клирицы же, ставше оба лика вкупе, поют возгласно тропарь праздника, глас 4: Рождество Твое, Христе Боже наш: Слава, и ныне: кондак, глас 3: Дева днесь Пресущественнаго раждает: По окончании же кондака, многолетие. И входим в трапезу, и ядим варение с елеем, рыбы же не ядим, вино же пием, благодаряще Бога.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

И чтутся паки по обычаю чтения сия. И продолжает чтения праздника: Пророчества Исаиина чтение (глава 11): 4. Пророчества Исаии чтение Тако глаголет Господь: изыдет Жезл от корене Иессеова, и Цвет от корене его взыдет, и почиет на Нем Дух Божий, Дух мудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия, Дух страха Божия исполнит Его. Не по славе судит, ниже по глаголанию обличит, но судит правдою смиренных суд, и обличит правостию славныя земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом устен убиет нечестиваго. И будет правдою препоясан по чреслех Своих и истиною обвит по ребром Своим. Тогда пожирует волк со агнцем, и рысь почиет с козлищем, и телец, и лев, и юнец вкупе пожируют, и отроча мало поведет их. Телец и лев вкупе пасутся, и вкупе чада их будут; и лев, яко вол, снесть плевы. И отроча младо на пещеру аспидску и на ложе племене аспидска руку возложит. И не сотворят зла, ниже имут погубити ни единаго же на горе святей Моей, занеже наполнися вся земля познати Господа, яко воде мнозе покрыти моря. И будет в день он корень Иессеев и возстаяй владети языки; на него языцы уповают, и будет покой его честь. Так говорит Господь: Выйдет отрасль от корня Иессеева, и цвет от корня (его) взойдет; и почиет на нём Дух Божий: Дух премудрости и разума, Дух совета и крепости, Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия: не по внешности Он будет судить и не по молве обличать, но будет судить смиренного правым судом, и обличит c прямотою славных земли, и поразит землю словом уст Своих, и Духом уст [Своих] истребит нечестивого. И будут правдой препоясаны чресла Его, и истиной обвиты ребра (Его). И волк будет пастись вместе с ягненком, и барс отдыхать вместе с козленком; и теленок, и бык, и лев вместе будут пастись, и малое дитя поведет их. И бык и медведь вместе будут пастись, и вместе детеныши их будут; и лев и вол будут вместе есть солому. И Дитя юное на нору аспидов и на гнездо порождений аспидов руку наложит; и не будут причинять зла, и не смогут погубить никого на горе святой Моей, ибо вся (земля) наполнится ведением Господа, как вода многая покрывает моря. И будет в тот день Корень Иессеев и Восстающий, чтобы начальствовать над язычниками: на Него язычники будут надеяться, и будет покой Его – честь! Ис 11:1–10

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа» (2 Мак. 2:4-7).    Так, по особому Промыслу Божию, во втором храме, построенном за 515 лет до Рождества Христова, величайшей святыни ветхозаветной религии – Ковчега Завета уже не было. На его место был положен камень от первого храма, на который первосвященник в день очищения ставил кадильницу с фимиамом.    Сюда-то, объятый духом Божиим, первосвященник Захария ввел Богоотроковицу Марию, именуемую Церковью одушевленным Божиим Кивотом, в котором хранились не каменные скрижали Завета, но имел почить Сам Начальник и Совершитель веры и Архиерей Нового Завета Господь Иисус Христос. Введением в ветхозаветный храм Храма сущего и во Святое святых одушевленного Божиего Кивота заканчивался Ветхий Завет с его богослужением и жертвами, и свидетельствовалось о приближении Завета Нового и о пришествии священника по чину Мелхиседека, Архиерея будущих благ, Иисуса Христа.    Теме завершения Ветхого Завета и прекращения ветхозаветного богослужения и жертв уделено значительное место в службе празднику Введение во храм. Прежде всего она раскрывается в ветхозаветных и апостольских чтениях, положенных по Уставу на этот день. В первой паримии празднику повествуется об устройстве Моисеем скинии и Ковчега Завета и их освящении. Вторая посвящена освящению Соломонова храма и внесению в его Святое святых Ковчега Завета. Центральное место по своему значению в обеих паримиях занимает образ Ковчега Завета и изображение его внесения во Святая святых. Эти ветхозаветные чтения соответствуют смыслу и значению праздника, так как мы видим в них прообраз великого события, которое празднуется в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Но наибольшее значение имеет третья паримия – пророчество пророка Иезекииля о новом храме, содержащее прямое указание на рождение Спасителя от Девы. Мысль о том, что всё ветхозаветное богослужение было только сенью и образом будущих благ, с еще большей полнотой раскрывается в Апостоле, читаемом на литургии (Евр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Настоящая статья посвящена прославлению света в христианских песнопениях. Эти песнопения, обращенные к Богу, являющему «свет невечерний», занимают важное место в христианском богослужении. В них прославляется Создатель света – «Светодавец», о котором в молитве Господней сказано: «Да святится Имя Твое». О Божественном свете поется как в песнопениях разных годовых праздников, так и в ежедневных службах. Некоторые песнопения, прославляющие свет, были созданы в древние времена, на заре христианства, и вошли в суточный круг песнопений, например «Свете Тихий», Великое славословие. Другие относятся к двунадесятым праздникам – Преображению, Рождеству Христову, Богоявлению, Троице, а также к Пасхе. Первая похвала свету содержится в первых строках Библии, в библейском повествовании о сотворении мира в книге Бытия (Быт. 1, 1-5), где повествуется о первом дне творения . «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош». Прославление света содержится и в других библейских книгах: «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце», – говорится в книге Екклесиаста, или проповедника (Еккл. 11, 7). Свет – это яркий символ христианства. Христос говорит: «Я – Свет миру» (Ин. 12, 46). Христос как свет воспевается в песнопениях многих христианских праздников, в песнопениях суточного круга, особенно в тех, которые поют на рассвете, при появлении света, или на закате. На утрени, на рассвете поют светилен, а после него – «Великое славословие», которое начинается прославлением света. Возглас священнослужителя, предваряющий Великое славословие, прославляет Всевышнего – создателя света: «Слава Тебе, показавшему нам свет!» Великое славословие наполнено глубоким смыслом, в последних его строках звучит строка из псалма царя Давида, обращенная к Творцу: «Ибо у Тебя источник живота: во свете Твоем узрим свет» (Пс. 35, 10). В этом стихе содержится пророчество царя Давида о Христе-мессии – Свете истины, который грядет в мир как Божественный свет.

http://bogoslov.ru/article/6192118

Ныне, как и всегда, каждый христианин призван подтверждать своими ежедневными поступками ценность праведного образа жизни, сознательно противостоять нравственному релятивизму и культу быстрой наживы. Вокруг нас много немощных, больных, одиноких людей. Немало и таких, кто в силу экономических трудностей покинул родные места в поисках заработка и нуждается в заботе, попадая подчас в недружелюбное окружение. В проведении социальной, миссионерской, церковно-общественной работы должен участвовать каждый пастырь и мирянин. По слову святителя Иннокентия Херсонского: «Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию Откровения небесного можно найти стезю, ведущую в вечную жизнь» . С теми, кто чает Христова утешения, мы должны разделить тепло и радость нынешнего праздника. Каждый из нас может принести свет Вифлеемской звезды ближним и дальним — коллегам, друзьям, родственникам, соседям. В минувшем году в соработничестве с государственными властями, общественными организациями, представителями деловых кругов было положено начало многим инициативам, которые могут сплотить людей, возродить твердые духовные и нравственные основы общественной жизни. Развитию такого соработничества, также как и свидетельству о драгоценном единстве нашей Церкви, служили и совершенные мною поездки по России, Украине, Молдове. Эти посещения обогатили мой опыт молитвы и общения с верующим народом и, надеюсь, содействовали укреплению духовных уз. В богослужениях, проходивших при участии очень большого количества людей, особым образом являлась сила веры и молитвы, что и составляет красоту Православия, красоту и мощь «единства духа в союзе мира» (Еф. 4:3). Поздравляя всех вас с Рождеством Христовым и Новолетием, молитвенно желаю неизменного пребывания в радости о Господе, Который воплотился, чтобы «мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Аминь.

http://pravoslavie.ru/50809.html

После Великих часов совершается вечерня в соединении с Литургией Василия Великого : по Уставу она должна совершаться после полудня (почему и читаются изобразительны), но на практике она, как правило, утром. На вечерне читается восемь паремий: они отчасти повторяют паремии, которые мы слышали на Великих часах. Но именно на вечерне мы слышим паремию из Книги Чисел ( 24: 17) – песнь волхва Валаама, благословляющего Израиль: Возсияет звезда от Иакова, и востанет человек от Израиля, и вспоминаем ту звезду, которая вела волхвов с востока, потомков Валаама, к вифлеемскому вертепу (см.: Мф. 2: 2). Так Великие часы и вечерня кануна Рождества помогают нам понять единство Священной истории, увидеть ветхозаветные корни евангельских событий. Мы одновременно вспоминаем и пророчество, и уже совершившееся событие. Глас Господень на водах Вот мы и подошли к празднику Крещения Господня в Иордане, ко дню Богоявления: Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно крес- титься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крес- тившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и нис- пускался на Него. И се, глас с небес глаголю- щий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Ко- тором Мое благоволение ( Мф.3:13–17 ). Даже далекие от Церкви люди знают, что в этот день в храмах освящается вода. Про очереди с бидонами, про потребительское отношение к святыне написано и сказано уже много. Сейчас давайте постараемся увидеть крещенское богослужение, вник- нуть в его содержание, в его богословский смысл. – Алексей Сергеевич, Крещение Господне, или Богоявление, Церковь празднует с той же торжественностью, что и Рождество Христово; в богослужении этих праздников очень много общего. Почему? – У этих праздников общая история. В ранней христианской Церкви, начиная с III века, это был единый праздник – воспоминание Рождения Иисуса и Его Крещения в Иордане. Оба эти события объединялись понятием Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

послед. 26-го марта, аще в четверток и пяток 5-й седмицы), тогда служба Великого канона переносится на вторник 5-й седмицы Великого поста (Тип., послед. 25-го марта). Если случится отдание Благовещения в субботу Лазареву, или в Неделю ваий и в один из дней Страстной или Светлой седмицы, то отдания Благовещения не бывает, и поются стихиры и канон попразднства и Архангела на повечерии, в мимошедших днех шестыя недели (Тип., послед. 26-го марта, в конце Устава об отдании Благовещения). После литургии, вечером в самый деть Благовещения, служба, уже принадлежащая дню отдания праздника, состоит или из вечерни и малого повечерия (если вечерня 25-го марта не совершалась до литургии), или из одного малого повечерия (если вечерня была, в 25-е марта до литургии) 903 . И если следующий день (26-е марта) такой, в который полагаются великие поклоны (например, не суббота и не воскресение), то 16-ть поклонов, с молитвою: «Господи и Владыко живота моего» бывает и на вечерне и на повечерии 25-го марта. И затем на утрени, вместо «Бог Господь». поется «Аллилуиа» с троичными гласа (Тип.. послед. 26-го марта, зри 3-е). Июнь 24-го июня – Праздник Рождества честного славного Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна. Родители Предтечи Христова, праведные Захария и Елизавета, дожили до глубокой старости, не имея детей. Однажды, когда священник Захария вошел, в свою очередь, в храм для каждения, ему явился, по правую сторону алтаря, Ангел Господень и объявил ему, что жена его Елизавета родит сына и нарекут имя ему Иоанн. Захария усомнился и в наказание за то сделался немым. Когда, в восьмой день по рождении Иоанна хотели назвать его именем Захарии, тогда, мать его сказала, чтобы назвали его Иоанном. Ей заметили, что никто в родстве ее не называется этим именем и спросили знаками самого Захарию, как назвать его сына; он на дощечке написал: «Иоанн имя ему». И тотчас отверзились уста Захарии и он стал говорить ( Лк.1:5–25, 27–80 ). Захария при этом предсказал, что Иоанн будет пророком и Предтечею Господа: «и ты, младенец, наречешься Пророком Всевышняго, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу его спасение в прощении грехов их» ( Лк.1:76 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Почему народ так торжественно и восторженно встретил Христа? Главной причиной было предшествующее Входу Господа в Иерусалим событие: Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо ( Ин. 12; 17, 18 ). Влияние этого факта на народ было таково, что архиереи решили убить не только Христа, но и Лазаря, потому что его воскрешение заставляло поверить в мессианское происхождение Иисуса. Символизм появления Христа в Иерусалиме на молодом осле многопланов. Существует предсказание пророка Захарии об этом событии: Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной ( Зах. 9; 9 ). Все произошло так, как и было предсказано пророком за несколько столетий до Рождества Христова. То, что Христос въезжает в Иерусалим не на коне, а на осле, говорит о том, что Он несет мир, а не войну и символизирует, что Господь – Царь кроткий. А подъяремная ослица и еще не бывший под седлом ее строптивый жеребец, символизируют ветхозаветный Израиль, и тех язычников, которые в будущем примут Христа. Кроме того, все евангелисты подчеркивают в событии Входа Господня в Иерусалим царственное достоинство Иисуса, как Сына Давидова, который после победы над Голиафом также въехал в Иерусалим на молодом осле. То, что народ встречал Иисуса как Царя, говорят некоторые детали евангельского повествования. Так Его ученики сняли с себя верхнюю одежду и положили ее на осла, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными пальмовыми ветвями (ваиями), как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц. Кроме того, когда шествие двинулось чрез гору Елеонскую, апостолы приветствовали Иисуса как Мессию словами 117 псалма: «Благословен грядущий во имя Господне!» Торжественная встреча Христа возбудила радость в народе и… негодование и зависть среди фарисеев. Думая, что такое великолепное шествие было организовано апостолами, они потребовали от Господа: Учитель, запрети ученикам твоим! ( Лк. 19; 39 ). Но Христос, ответил им: Если они умолкнут, то камни возопиют ( Лк. 19; 40 ). Фарисеям не удалось остановить торжественную встречу, устроенную народом Иерусалима и всеми, пришедшими во Святой Град. Даже дети восторженно приветствовали Господа, восклицая: Осанна Сыну Давидову! Когда книжники и фарисеи обратили внимание Христа на это «богохульство», Господь, скрывавший до этого Свою Божественность перед людьми, ответил: Разве вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу?

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Прежде всего, а именно прежде всяких доводов и объяснений, которые предлагают нам святые отцы и учители Церкви, мы можем заметить, что главное переживание, содержащееся в их поучениях и проповедях, а также в нашем богослужении - это удивление, изумление, трепет перед столь великой тайной. Особенно много подобных выражений мы встречаем в песнопениях, посвященных Пресвятой Богородице: " изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети! " ( из задостойника праздника Пятидесятницы ). " Что реку и что возглаголю? - восклицает святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский. - Говорить ли еще о Деве-Родительнице? Рассуждать ли еще о новом чудном рождении? Дивиться лишь можно, созерцая дивное рождение, ибо побеждается естества чин и обычные законы вещей. О дивных делах Божиих мало сказать, что они более дивны, чем дела природы, ибо природа ничего не может произвести по своей воле, хотя бы и была для того свободна: дивны же все дела Господа, ихже восхощет " . Почивший же три года назад митрополит Сурожский Антоний говорил так: " Рождество Христово, воплощение Слова Божия, принесло нам небывалую, непостижимую, новую весть как о Боге, так и о человеке и обо всей твари " . Воистину не только для того, чтобы поразить человеческий разум величием дел Божиих, совершилась " великая благочестия тайна: Бог явился во плоти " ( 1 Тим. 3, 16 ). Это откровение о том, сколь ценен и дорог человек в очах Божиих. Святой царь, псалмопевец и пророк Давид восклицал, обращаясь к Богу: " Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его... " ( Пс. 8, 5-6 ) И ныне, " в последние дни сии " ( Евр. 1, 2 ), в пришествии Сына Божия в мир, слова эти исполнились в наиболее полной мере. Нам же следует открыть свои сердца и умы для восприятия этого Божественного снисхождения и, по выражению из одной древнейшей заамвонной молитвы, которую читали в Церкви в праздник Сретения Господня, " душевными объятиями непрестанно обымати воплощенное Слово и храмами Всесвятаго Духа быти " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=189...

Сегодня за богослужением мы слышали чтение о том, что произошло в праздник Пятидесятницы, когда через 50 дней после Пасхи по обетованию Господа Спасителя Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Исполненные Духа, ученики Христовы заговорили на неведомых им языках. В то время в Иерусалиме находились паломники из разных городов и стран, и каждый из них в речи апостолов услышал собственное наречие. Некоторые были так удивлены этим событием, что говорили об учениках Христовых: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2:13). Но апостол Петр сказал: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2:15), то есть по-нашему было девять утра. Петр также напомнил, что событие, которое только что произошло, было предсказано в Писаниях, процитировав строки из книги пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2:17). Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки повествует о том, как Господь Иисус Христос явился двум Своим ученикам, которые шли в Эммаус, но те не узнали Воскресшего Спасителя. Они стали говорить Ему о том, что случилось с Иисусом Назарянином, как Он был предан и распят, а затем, высказав полнейшее недоумение по поводу Его воскресения, рассказали, как некоторые женщины сообщили им, что Иисус жив и что Его тела нет в гробнице. И тогда Господь Иисус Христос, еще не узнанный ими, объясняя Писания, сказал, что всему, что произошло с Ним, надлежало быть. Святой апостол Лука, который является автором одного из Евангелий и книги Деяний апостольских, особое внимание уделяет теме Священного Писания Ветхого Завета, указывая, что все произошедшее с Господом Иисусом Христом было предсказано в Ветхом Завете. Для первохристианской Церкви обретение в Ветхом Завете множества пророчеств о Господе Иисусе Христе было весьма важным откровением. Мы можем проследить эти пророчества по всем книгам Нового Завета, начиная с Евангелия от Матфея и кончая посланиями апостола Павла и Апокалипсисом святого апостола Иоанна Богослова. Уже в первой главе своего Евангелия апостол Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом, ссылается на Писание Ветхого Завета: « А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Мф. 1:22-23).

http://patriarchia.ru/db/text/4873929.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010