" Христос принес мир " января 2022 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Новодевичьем монастыре В четверг седмицы 30-й по Пятидесятнице, отдание праздника Рождества Христова , 13 января, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе Новодевичьего монастыря . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, протоиереи Владимир Сорокин, Андрей Дьяконов, старший священник  иерей Дионисий Харин , иерей Павел Ермошкин, духовенство обители и другие священнослужители. За богослужением молились настоятельница игумения София (Силина)  с сестрами, игумении Людмила (Волошина), Илариона (Феоктистова), учащиеся Свято-Владимирской школы при обители. Среди молящихся был губернатор Александр Беглов. " Этим богослужением мы прощаемся сегодня с Рождеством Христовым до следующего года, - сказал владыка в проповеди. - В прошедшую неделю вся земля наполнилась радостью и благодарностью Господу за Его промышление о каждом из нас, за то, что Он пришел к нам, чтобы всех спасти. Мы слышали ангельское пение " Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение " (Лк. 2: 14). Глубинный мир Христос принес на землю: мир, который был нарушен падением наших прародителей, Он восстановил, завеса была разодрана Его искупительным подвигом, и теперь Спаситель призывает: " Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира " (Мф. 25:34), " Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим " (Мф. 11:29). Теперь каждый может откликнуться и пойти к Богу " . " Но чтобы попасть на небо, нужно иметь чистые душу, сердце и совесть, - продолжил архипастырь. - Надо иметь мир с ближними, " развязать " себя от всех страстей, грехов. Чтобы шарик улетел в небо, нужно выпустить его из рук. А мы часто привязаны к земле грехами, суетой, попечениями. Никак не можем оторвать взор от земли и обратить к небу. Ладья нашей жизни так привязана цепями к этому берегу, что мы не можем отплыть на другой берег. Господь как раз к этому и призывает - чтобы мы " развязали " себя от грехов. Он принес нам " свет разума " , о чем мы и поем в рождественском тропаре " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Через сорок дней после Своего рождения Христос, согласно Закону Моисееву, был принесён в Иерусалимский храм. В то же время и Мать Его совершила обряд очищения и жертвоприношения. Поэтому и мы, через сорок дней после Рождества (2/15 февраля), празднуем в Церкви Сретение (т. е. встречу) Господне. Встреча Младенца Христа старцем Симеоном и пророчицей Анной ( Лк.2:22–36 ) – главное событие этого праздника. Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня», и, вдохновлённый Духом, он пришёл в Храм, где и встретил новорождённого Мессию, взял Его на руки и произнёс слова, которые до сих пор мы поём в конце каждой Вечерни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков (т. е. язычников), и славу людей Твоих Израиля. Св. Симеон также предсказал, что Иисус будет «предметом нареканий» на «падение и восстание многих в Израиле» и что Матерь Божья будет страдать из-за своего Сына. Пророчица Анна присутствовала при этом и, «подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме». В богослужении праздника подчёркивается, что Христос, Сын и Слово Божье, Кем был сотворён весь мир, – теперь, будучи младенцем, лежит на руках у старца; Он, давший Закон, – теперь Сам его исполняет как человеческое дитя. Пришли, Симеоне, егоже под мраком Моисей законополагающа провиде  (т. е. видел) в Синаи, младенца бывша, закону повинующася: Сей есть законом глаголавый, Сей есть во пророцех реченный: воплотивыйся нас ради, и спасый человека, Тому поклонимся. Да отверзется дверь небесная днесь: безначальное бо Слово Отчее, начало приим под леты  (т. е. воспринял начало во времени), не отступль Своего Божества, от девы яко младенец четыредесятодневен, Материю вольне приносится в церковь законную: и Сего на руки приемлет старец, отпусти, зовый, раба Владыко: ибо очи мои видеста спасение Твое. Пришедый в мир спасти род человечь, Господи, слава Тебе.  (Стихиры праздничной Вечерни)

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

Второе крещение? Одним из первых событий в земной жизни Христа Спасителя, насколько она описана в Евангелии, было Его пришествие на реку Иордан, где пророк Иоанн Предтеча совершал над Ним святое крещение. В Священном Писании об этом говорится так: «Приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него... Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»» ( Мф.3:13, 16–17 ). Это евангельское событие является основой следующего после праздника Рождества великого православного праздника – Крещения Господня. А процитированные слова Евангелия читаются в день праздника Крещения в православных храмах. Этот праздник называется также Богоявлением, так как в приведённом евангельском повествовании человечеству излагается богооткровенная истина о нашем Боге, Который являет нам Свою Троичность. Крещенское Богослужение имеет свою отличительную черту. В этот день в православных храмах совершается особый Чин освящения воды, которую верующие люди берут для окропления своих жилищ, себя, испивают ее с просфорой каждое утро. Этот праздник имеет для нас еще одно значение. Сам Христос показал нам пример необходимости принятия святого Крещения. Более того, позднее, уже прощаясь с учениками перед Своим вознесением, Он сказал: «...Кто будет веровать и креститься, спасен будет» ( Мк.16:16 ). По христианскому вероучению, человек переживает три рождения. Первое – это наше телесное пришествие в мир. Наше второе рождение и духовное обновление – рождение в вечную жизнь – осуществляется во святом Крещении. Об этом говорит Христос в беседе с Никодимом: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» ( Ин.3:5 ). Во святом Крещении православный человек получает Ангела Хранителя и христианское имя своего Небесного покровителя. Благодаря Крещению человек становятся членом Христовой Церкви, имя его после Крещения может возноситься в храме во время Богослужения, то есть на соборной молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

И на это мать его сказала: “Нет, но будет он назван Иоанном”. И сказали ей: “Никого нет в родне твоей, кто назывался бы этим именем”. И спрашивали знаками отца его, как бы он хотел назвать его. И, попросив дощечку, он написал так: “Иоанн – имя ему”. И удивились все. И тотчас раскрылись уста его и язык, и он говорил, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них, и по всей горной стране Иудейской говорили обо всех этих событиях. И все слышавшие положили это на сердце свое, говоря: “Чем же будет это дитя?” Ибо рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, говоря: “Благословен Господь, Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему. И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред лицом Господа – приготовить пути Ему”. Дитя же возрастало и укреплялось духом; и был он в пустынях до дня явления его пред Израилем. Лк 1:5–25, 57–68, 76, 80 Причастен: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. Причастен В вечной памяти будет праведник, от злой молвы не убоится. Ряд же, Апостол и Евангелие вычитаем напреди. Подобает ведати, яко аще случится праздник Иоанна Предтечи в неделю, предваряются вся воскресная. Рядовые же Апостол и Евангелие вычитываем заранее. Подобает знать, что если случится праздник Иоанна Предтечи в Воскресный день, предваряет все воскресное. Молитва: Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю: пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/rozhdestv...

Особенно много благодарственных молитв мы возносим в храмах Божиих в дни торжественного праздничного Богослужения. Так, в праздник Рождества Христова мы благодарим Бога за послание в мир Единородного Сына Своего, в праздник Пятидесятницы – за ниспослание Духа Святого и т.д. Так поступаем мы во исполнение заповеди Божией, повелевающей нам «благодарить всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.5:20 ). Святой Иоанн видел в откровении двадцать четыре старца, падавших пред Сидящим на престоле и восклицавших: «достоин Ты, Господи, приять славу и честь, и силу; ибо сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Слова эти также суть слова молитвы, но они не содержат ни прошения, ни благодарности. Кто обращается к Богу с подобными словами, тот славословит Бога как Творца и Промыслителя вселенной. Пример молитвы этого рода мы имеем в 103-м псалме Давида, начинающемся так: «Благослови, душе моя, Господа! Господи Боже мой! Ты дивно велик, Ты облечен славою и величием». Такой же молитвою служит и молитва , которая поется в церкви во время торжественных молебствий и начинается так: «Тебе, Бога, хвалим, Тебе, Господа, исповедуем, Тебе, предвечного Отца, вся земля величает». Значит, славословием называются такие молитвы, в которых мы прославляем Бога за Его Божественные совершенства. Таким образом, мы узнали, что есть три главных рода молитвословий: прошение, благодарение и славословие, отчего и сами молитвы называются или просительными, или благодарственными, или хвалебными. Указав различные роды молитвы, мы постараемся теперь определить также еще точнее содержание ее, чтобы наше определение молитвы было подробнее и понятнее. Если мы просим Бога о чем-либо, то выражаем перед Ним желания свои. Если же мы славословим или благодарим Бога, то выражаем радостные чувства или о полученных благодеяниях, или о Божественных совершенствах. Таким образом, во всех своих молитвах мы выражаем или желания, или чувствования нашего сердца. Отсюда и молиться значит: выражать перед Богом желания и чувствования нашего сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

С появлением монашества пост вошел в число монашеских обетов и сделался принадлежностью иноческой жизни. Монастыри и оказали влияние на развитие у христиан любви к постничеству. Посты по продолжительности делятся на многодневные и однодневные. К первым относятся: Великий, Петровский, Успенский и Рождественский посты. К однодневным постам относятся: пост в среду и пятницу каждой недели, установленный в воспоминание предания Спасителя на страдания и Его страданий и смерти. Еще в древней Церкви среда и пятница были известны как постные дни. В некоторые седмицы в среду и пятницу поста нет. Таковы седмицы пасхальная и Пятидесятницы, святки – от Рождества Христова до Богоявления, кроме Богоявленского сочельника, седмица мытаря и фарисея и сырная седмица. Пост в праздник Воздвижения Креста Господня установлен в честь воспоминания в этот день страданий Христовых. Пост в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, установлен для того, чтобы почтить память столь великого праведника и пустынножителя. Установление этого поста древнее, как и сам праздник (IV в.). Пост в навечерие праздника Крещения – 5 января, установленный ради величия дня и освящения в этот день воды. В Евангелии есть два места, особенно важных для понимания смысла и значения поста. На вопрос иудеев ко Христу, почему ученики Его не постятся, подобно ученикам Иоанновым и фарисейским, Господь ответил: «Могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними Жених? Доколе с ними Жених, не могут поститься, но придут дни, когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься в те дни» ( Мк. 2, 19–20 ). Смысл этих слов не исчерпывается лишь указанием на время, когда окончится пребывание Христа во плоти со Своими учениками; они указывают и на духовные состояния, знакомые каждому, проходящему путь духовной жизни и борьбы со грехом, когда человек чувствует себя отделенным от Христа одолевающими его грехами и страстями, чувствует себя уже здесь, на земле, вверженным во тьму кромешнюю. Средствами освобождения человеческой души от подобных состояний и возвращения ее ко Христу являются, по слову Спасителя, лишь пост и молитва: «Сей род изгоняется только молитвою и постом» ( Мф. 17, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Таким образом, праздник Обрезания установлен в воспоминание совершенного над Спасителем нашим, в восьмой день по рождении, этого обряда, и, с наречением Всесвятого имени Господу, завершает собой празднование Рождеству Христову. II. а) Установление праздника Обрезания относится к первым векам христианства, и Св. Церковь , учреждая этот праздник, кроме сохранения в памяти события, имела в виду примером Самого Господа научить нас постоянному исполнению заповедей Божиих и беспрекословному повиновению святым ее уставам. «Господь, – говорит она, – даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо закона творец законная исполняет» (на великой вечерне стихира 2). Заметим это наставление Св. Церкви и постараемся исполнять его самым делом. (См. «Воскресное чтение», 1864 г.). Извлечем для себя, возлюбленные братия, из ныне празднуемого Св. Церковью события и другие назидательные уроки. б) При обрезании воплотившегося для нашего спасения Сына Божия дано Ему имя Иисус. Что означает имя Иисуса? Спасение. Какое? Всякое, духовное и телесное, временное и вечное, видимое и невидимое. От каких зол не страдает падший род человеческий! Страдает от тьмы в уме, от злости в воле, от нечистоты и томления в сердце, от болезней и смерти в теле. Все сии виды зла будут уничтожены Сыном Божиим; от всех их Он спасет людей совершенно и навсегда. Для сего именно нарекается Ему имя Иисуса, или Спасителя; ибо Он его приемлет не так, как нередко принимаются имена у нас, чтобы носить только имя, а с тем, чтобы осуществить его на самом деле. Посему и дано это имя не как-либо случайно, по желанию, например, Матери или св. Иосифа, а свыше, от ангела, еще до зачатия Его во чреве. И ангел, без сомнения, не сам измыслил его, а принял с благоговением от Самого Владыки ангелов, «от Которого, – как замечает апостол, – именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:15 ). Посему-то «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян.4:12 ), кроме имени Господа Иисуса; посему-то перед сим достопоклоняемым именем и должно преклоняться «всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» ( Фил.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3) «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости»( Пс.46:2 ). «Бог воцарился над народами» ( Пс.46:9 ). Вожделенное чаяние языков исполняется, звезда, от Иакова воссиявшая, озаряет все концы земли, в откровение всех языков. Языческая, не плодящая прежде церковь , т. е. не приносящая добрых плодов благочестия, ныне процвете. Восточные волхвы, или мудрецы, путеводимые звездой, как некой умной силой, приходят поклониться от Девы родшемуся Христу, Богу нашему, и тем полагают начаток обращения к истинному Богу заблуждающих чад языческого мира. «Жезлом железным упасен будеши Иудее, яко не покоривыйся и пророком не веруяй: Сыну бо рождшуся Отец наследие дает язык и одержание всея земли, тебе же отрыгнет сквернобийственне» 17 . О! глубина богатства милосердия Божия к грешному и заблудшему языческому миру! 4) «Страннообразне Христос во Своя проходит, устраним себе грехов и Сего приимем в кротких душах обитающего» 18 . Первая благодатная весть о Рождестве Бога Слова от Пресвятыя Девы Марии открыта ангелами не знатным и сильным земли, не первосвященникам и вельможам иудейским, не фарисеям и книжникам, почивающим на законе, а простым и бедным пастырям, стерегущим стадо бессловесных на поле. Простота и незлобие сердца привлекли сию милость на пастырей. Так благодать Божия всегда изливается в сердца кроткие и смиренные. «Но Бог избрал, немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» ( 1Кор.1:27–28 ). 5) «Закона любве держащееся, братолюбия изволение да восприимем, с друг другимирствующе, и едино смудрствующе. Мира бо Податель приходит Христос, умиряяй всяческая и спасая зовущия: Господа пойте…» 19 . «Бог во Христе примирил с Собою мир» ( 2Кор.5:19 ). А примиренные с Богом, приведенные в чадство Божие и усыновленные Ему, должны жить между собой в единомыслии веры и любви как чада одного Бога и братия во Христе. Посему стяжим любовь друг к другу «И да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ( Кол.3:14,15 ) 20 . Беседа 4. О воспоминании избавления Церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти азык

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Блаженный Иероним: «...и вознесет рог Помазанника Своего», – эти слова обозначают величие Царства Христова» (Творения. Т. 14. С. 196). Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу содержания третьей песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления читаем: «Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь ; ибо водою и Духом у тебя родились сыны...». И ещё: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается...». На Рождество Христово: «... Христу Богу возопиим, вознесый рог наш, свят еси Господи...». 2. О призвании Самуила к пророческому служению повествует третья глава Первой книги Царств. Святой пророк Самуил был тогда ещё в отроческом возрасте и прислуживал на богослужениях, совершаемых священником Илием. «Слово Господне было редко в те дни, видения были не часты» ( 1Цар.3:1 ), – это признак оскудения духовного. Выше говорилось о беззакониях, совершаемых при Скинии сыновьями Илия Офнием и Финеесом. В это бедственное для Израиля время Господь возжигает новый светильник благочестия, чтобы в свете его были обнажены и осуждены грехи народа. Господь в откровении святому Самуилу произносит суд над домом Илия, о котором юный пророк и возвещает священнику. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и не оставалось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком Господним» ( 1Цар.3:19–20 ). После смерти Илия Самуил сделался судьёю и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов ( 1Цар.7:3 ), и, собравшись на войну, поразили филистимлян. Самуил судил народ во все дни своей жизни ( 1Цар.7:15 ), из года в год, обходя пределы Израиля. В Раме, в своем родном городе, пророк построил жертвенник, молился за народ и совершал жертвоприношения. Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминаниях летописцев ещё несколько столетий ( 2Цар.35:18 ). При наступлении старости он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они «не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя. Такая просьба не понравилась пророку, однако Господь велел ему исполнить желание народа, предварительно ознакомив его с требованиями, которые царь имеет право предъявлять своим подчинённым. Выслушав от Самуила «права царя» ( 1Цар.8:9 ), народ всё-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царём Саула, сына Кисова ( 1Цар.9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Бог не теряет людей, которые потеряли Его. У человека нет Бога, у него на этом месте пустота, но Бог его не оставил, поэтому он живет нравственно, не может, не хочет опуститься ниже какого-то уровня. В принципе, это свойственно любому человеку, даже уголовники создают себе своеобразную мораль, у них это называется «жить по понятиям». И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым- победа, не мудрым- хлеб, и не у разумных- богатство, и не искусным- благорасположение, но время и случай для всех их. Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. Еккл. 9, 11-12. - Соломон был мудрецом, философом, но не был пророком... И все же Вы считаете, что в его книге присутствует свидетельство о будущем Мессии? - В ней есть текст, допускающий мессианское истолкование- в 4-й главе, с 13-го стиха, о юноше, который родился в царстве своем бедным: не было числа тому народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это- суета и томление духа! - Какое же это мессианское место, если все суета? - Многие ходят с этим Юношей, со Христом- это массовое обращение народов в христианство. Позднейшие не порадуются- это апостасия, остывание, отпадение. Для скольких народов вера во Христа сейчас- только рудимент, остаток традиции. Рождество- любимый зимний семейный праздник, уже никак не связанный со Христом. Эпоху, в которой мы живем, называют постхристианской... Текст Экклезиаста показывает, что и само христианство не исключение, что его исторический путь проходит теми же кругами: за подъемом следует спад, за горением- остывание. Хотя в конечном итоге врата адовы не одолеют Церкви (ср.: Мф. 16, 18) и Жених придет за Своей невестой. Хорошо все то, что делается ради Господа, хороша православная империя с великолепными храмами. Но вот приходят враги, или вспыхивает мятеж- храмы опустошены и разрушены. Выход из этого круга- только День Восьмый, круг закончится явлением Господа во славе- но для нас, живущих сегодня, выход- это святость, это то Царство Божие, которое мы не ждем, как будущего, а имеем сейчас. Когда на Литургии мы возглашаем «Благословенно Царство...»- мы благословляем то Царство, которое здесь и сейчас, в котором мы находимся. Это выход из порочного круга, в том числе и круга христианской истории, которого Соломон не видел. Итрон- это в конечном итоге Сам Господь. Господь, Который есть везде и во всем. В древнем патерике рассказывается о монахе, который не мог присутствовать на пасхальном богослужении: ему каждый раз доставалось послушание на кухне, и это было для него тяжким лишением, он мечтал хотя бы услышать, как «Христос воскресе» поют. Но Господь утешил его яблоками из райского сада, и он смог угостить ими вернувшуюся со службы под утро братию.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010