б) Наконец наступает канун праздника – день, посвящаемый особенно посту и молитве. Воспоминая звезду, приведшую ко Христу волхвов, верующие не вкушают пищи до появления вечерней звезды. Литургия в сей день совершается Василия Великого и обыкновенно соединяется с великой Вечерней. аа) Между утреней и обедней в этот день поются особые часы, составленные патриархом иерусалимским Софронием. Эти часы называются царскими, потому что древние греческие императоры, а впоследствии и наши российские самодержцы, приходили с особенной торжественностью слушать их; посему в конце часов и положено возглашать многолетие царям с их полным титулом. В этих часах обыкновенные псалмы и стихиры заменены псалмами, тропарями и стихирами, приличными наступающему празднеству. И по содержанию, и по священной важности отправления, часы в навечерие Рождества Христова заслуживают всего благочестивого внимания христиан и вполне достойны наименования царских. Важнейшие пророчества, предвозвещавшие явление Бога во плоти, соединены в них в одно. Древние пророки как бы вместе с хорами ангелов приветствуют снисшествие на землю Того, Которого они так пламенно желали узреть. Прежде всего, слышится вдохновенная Псалтирь св. Богоотца Давида, сквозь сумраки веков отдаленных ясно созерцавшего будущее веселие Божественного Потомка своего: «Ты прекраснее сынов человеческих; благодать излилась из уст Твоих; посему благословил Тебя Бог на веки. Препояшь Себя по бедру мечом Твоим, Сильный, славою Твоею и красотою Твоею, и в сем украшении Твоем поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды, и десница Твоя покажет Тебе дивные дела» ( Пс.44:3–5 ). Он воспевает Его предвечное рождение: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Видит, как иноземные цари приветствуют дарами новорожденного Царя царей и народы спешат укрыться под сенью благодатного Царства его: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы принесут дары; и поклонятся ему все цари; все народы будут служить ему» ( Пс.71:10–11 ). Воспевает, наконец, мир и благоденствие сего славного Царства: «Да принесут горы мир людям и холмы правду; да судит нищих народа, да спасет сынов убогого и смирит притеснителя; во дни его процветет праведник, и будет обилие мира... будет имя его (благословенно) вовек; доколе пребывает солнце, будет передаваться имя его; и благословятся в нем (все племена земные), все народы ублажат его» ( Пс.71:3–4,7,17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Богородица: Да разумею, Ангеле, твоих глагол силу, како будет, еже рекл еси? Глаголи явственнейше. Како зачну Дева сущи Отроковица? Како же и Мати буду Зиждителя Моего? Ангел: Ищеши от мене уведети Дево, образ зачатия Твоего, но той несказанен есть, Дух же Святый зиждительною силою осенив Тя совершит. Богородица: Моя прамати приемши разум змиин, пищи божественныя изгнана бысть, темже и Аз боюся целования страннаго твоего, стыдящися поползновения. Ангел: Божий предстатель послан есмь, Божественный поведати Тебе совет. Что мене боишися, Всенепорочная, паче Тебе боящагося? Что благоговееши мне, Владычице, Тебе честно благоговеющему? Ангел: Взываю к Тебе с радостью: приклони ухо Твое и внемли мне, возвещающему бессеменное зачатие Бога, ибо Ты, Всечистая, обрела такую благодать перед Богом, какую не обрела никогда ни одна другая (дева). Богородица: Дабы понять, о Ангел, силу твоих слов – как произойдет то, о чем ты сказал? Скажи яснее. Как зачну, будучи юной Девой? Как стану Матерью Создателя Моего? Ангел: Ты хочешь узнать от меня, Дева, образ зачатия Твоего, но он несказанен; оно совершится творческой силой Духа Святого, Который осенит Тебя. Богородица: Моя прародительница, послушав совет змия, лишилась божественного питания, потому и Я боюсь твоего странного приветствия, стыдясь поползновения. Ангел: Я божественный защитник, посланный к Тебе, чтобы поведать о замысле Божием. Что боишься Меня, Всенепорочная, боящегося Тебя еще более? Что благоговеешь передо Мной, Владычица, по справедливости благоговеющему перед Тобой? Богослужебные тексты – не просто комментарий к Евангелию. Нередко они говорят о том, о чем Евангелие умолчало. Приведем в пример богослужение праздника Рождества Христова. В Евангелии о Рождестве сказано очень лаконично: Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого. Иосиф же, муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее ( Мф. 1:18–19 ). Многое здесь осталось за кадром. Евангелие умолчало, в частности, о личной драме Иосифа: можно только догадываться о его переживаниях, сомнениях, о том, что он мог говорить своей Невесте, когда обнаружил, что Она беременна. Богослужебные тексты пытаются в поэтической форме восстановить диалог между Иосифом и Марией:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вифлеем — родина царя Давида и апостола Матфея. Предание говорит, что там, где родился Иисус Христос, был дом Иессея, отца Давида. В переводе Вифлеем означает “дом хлеба”, так как здесь явился хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин 6:51). Вифлеем населялся от потомства Салимона; его называли Ефрафа, то есть Плодоносный . На праздник Рождества Христова приезжает в Вифлеем Патриарх с собором духовенства. У монастыря святого пророка Ильи их встречают жители Вифлеема и с крестным ходом они торжественно идут в Вифлеем, где и совершается богослужение. А мы поехали дальше, в Хеврон, который расположен от Вифлеема на расстоянии двенадцати километров. Хеврон — один из древнейших городов Обетованной Земли, он расположен на юг от Иерусалима. Дорога к Хеврону идет через дикие, хотя и невысокие горы. Местные жители называют его Эль-Халиль, то есть Любимец Бога . Живут здесь турки, арабы, евреи. Город этот долго был местом жительства патриарха Авраама и его потомков. Когда израильтяне прибыли в землю Ханаанскую, Хеврон был завоеван Халевом у исполинов. Давид, владея одним коленом Иудиным в продолжение семи с половиной лет, сделал Хеврон своей столицей. До сих пор сохранились две стены, их называют остатками дома Авраама. По преданию, на месте дома Авраама, где был погребен и он, и его жена Сарра, и внук Иаков, царь Константин построил церковь; сохранившиеся стены и принадлежат, вероятнее всего, этой церкви. Предание это согласуется с библейским сказанием о том, что погребальная пещера Авраама была в поле, а не в Хевроне, который уже тогда существовал (Быт 25:9–10). Очевидно, под развалинами храма, построенного Константином, находится пещера Махпела, которую Авраам купил для погребения Сарры. В Хевроне есть большая обращенная из церкви мечеть; под этой мечетью находится пещера, которую мусульмане ошибочно называют Махпелой. В этой пещере погребены потомки Сима, члены рода Авраамова: Исаак, Ревекка, Лия, Исав и дети его. По преданию, здесь Господь сотворил Адама. Здесь погребен Авель. Мы не попали в эту мечеть, так как была пятница и мусульмане собрались там для молитвы.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

Г. Духовная беседа с Богамладенцем Иисусом блаж. Иеронима в Вифлеемской пещере Мы знаем, что Господь наш Иисус Христос родился в городе Вифлееме. В своих уроках мы некогда заучивали пророчество о Его рождении: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле» ( Мих.5:2 ). Действительно, Вифлеем был маленьким городком, когда родился там Иисус Христос. Но как он дорог для нас! И теперь Вифлеем тоже небольшой городок. На месте, где родился Спаситель, построен монастырь; посреди монастыря прекрасная церковь ; под главным алтарем этой церкви есть пещера, которая и есть то место, где родился и лежал в яслях Тот, Которого не может вместить весь мир. Пещера эта имеет около 20 аршин длины, 6 – ширины и 4 – вышины; свод пещеры украшен древней толстой мозаикой: выложенное мрамором углубление в стене показывает место рождения; в этом углублении прежде была серебряная звезда, вокруг которой была такая надпись: «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». В двух шагах от этого углубления находится другое, с высеченными в скале яслями, в которые Богоматерь положила Младенца Христа. Стены и пол пещеры выложены мрамором; сама пещера обтянута шелковой красной, золотом сияющей, материей; тридцать две золотых и серебряных лампады освещают ее день и ночь. Эти лампады – подарки разных благочестивых царей и королей. Благодарные сердца так прекрасно убрали место рождения Спасителя. Есть обычай в праздник Рождества Христова детям дарить подарки. Когда вы, дети, получите свои подарки, вспомните при этом о тех драгоценных, неоцененных дарах Отца небесного, которые Он дал нам в рожденном Младенце Иисусе, а вместе с тем и о тех дарах, которые мы получили от Иисуса Христа. Он дарит нам все и не требует от нас ничего более, кроме нашей любви и наших грехов, которые мы должны принесть Ему в чистосердечном покаянии. Перенеситесь своими мыслями в Вифлеем. Представьте, что вы стоите в вертепе над яслями, где лежал сповитый Младенец Господь Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Главная тема Протоевангелия Иакова – это прославление Божией Матери. Хотя Протоевангелие было отвергнуто, как канонический текст, оно пользовалось огромной популярностью среди христиан, сюжеты этой книги воздействовали на благочестие. Влиянием этого апокрифа объясняется почитание родителей Божией Матери, Иоакима и Анны, именно из этого апокрифа взяты имена, которые мы упоминаем на каждом богослужении. Этому апокрифу мы обязаны появлению в православном календаре праздников Рождества Божией Матери и Введения во Храм, эти именно события описываются в Протоевангелии Иакова. Самое беглое знакомство с апокрифами делает очевидным поразительное отличие их по тексту и по заключающемуся в них вероучительному материалу от наших канонических Евангелий. Поэтому все разговоры о том, что непонятно, почему то или иное Евангелие было отвергнуто, почему, например, было отвергнуто «Дидахе» (хотя оно входило в некоторые списки канонических Новозаветных текстов), почему было отвергнуто писание «Пастырь» Ерма, одного из 70-ти апостолов – все эти риторические вопросы не имеют под собой никакого основания. Остановимся на термине Новый Завет. Впервые термин Новый Завет встречается в устах Самого Господа на Тайной Вечери, когда Он говорит об установлениях, которые Он делает на пасхальной трапезе, что это есть установление Нового Завета. Поскольку Евангелие, по-видимому, написано несколько позднее Посланий ап. Павла, то обратимся к описанию Тайной Вечери по ап. Павлу: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, cue есть Тело Мое, за вас ломимое; cue творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; cue творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:23-25 ). Можно привести и другое место: «Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор. 3:4-6 ). Таким образом, в понимании ап. Павла Новый Завет, термин, который изрек Иисус Христос на Тайной Вечери, имеет как бы несколько юридический оттенок. Можно его описать, этот оттенок, приблизительно так, что Новый Завет есть понимание ап. Павла, а вслед за ним и Церкви, как новый порядок бытия, причем новый эсхатологический порядок, т.е. порядок конечный, потому что с приходом Господа исполнилась полнота времен. Смысл мировой истории окончен, обетованный Мессия явился миру. И это порядок бытия, возникший в результате нового союза, нового завета, нового декрета между Богом и человеком. Этим союзом или этим декретом Бог заменил Свой старый союз. Новый Завет продолжает спасение человека.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

Голгофе предшествует Вифлеем, как Божественной Литургии предшествует проскомидия Говоря иначе, Голгофе предшествует Вифлеем, как евхаристическому канону Божественной Литургии предшествует проскомидия. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53, 4, 5). Но волхвы (символизирующие собой также уверовавшие в Сына Божия народы) приходят ко Христу не с пустыми руками, принося ему дары: золото, ладан и смирну. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою (Откр. 21, 24). Неужели Младенец Христос нуждался тогда в подобном приношении? Святитель Григорий Великий, Папа Римский, настаивает на том, что предложенные волхвами дары соответствовали величию Христа-Царя, Иисуса-Бога и Истинного Человека: «Золото было предложено как великому Царю; ладан был предложен как Богу, поскольку его используют при богослужении; мирра, которая нужна для бальзамирования умерших, была предложена Ему как имеющему умереть ради спасения всех». Поэтому, свидетельствует Папа Григорий (Великий), нам преподано, что мы предлагаем золото, «которое означает мудрость, новорожденному Царю, если наша мудрость сияет пред Его очами». Мы приносим Богу ладан, «который означает молитвенный пыл, если наши постоянные молитвы возносят к Богу свой сладостный аромат». Мы предлагаем мирру, «которая означает умерщвление плоти, если умерщвляем дурные дела плоти, воздерживаясь от них» . Да не придем и мы в эти праздничные дни ко Христу с пустыми руками, но почтим Младенца усердием веры, надежды и любви как Бога, Царя и Человека. Рейтинг: 9.8 Голосов: 112 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии С 12 января 2017, 11:10 С праздником Рождества! Многая благая лета.Помолитесь за сына Давида,сломал коленную чашечку и металлическая пластина не приживается.

http://pravoslavie.ru/99996.html

Гордость и самомнение обличаются в Евангелие в притче о мытаре и фарисее ( Лк.18:9-14 ). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, другой мытарь — сборщик пошлин. Фарисей принялся молиться так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю». Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо, но, ударяя себя в грудь, говорил: «Боже! Будь милостив ко мне грешнику!». Далее Христос заключает, что мытарь пошел в свой дом оправданным более, чем фарисей. Хотя, возможно, грехи мытаря были серьезней, чем у фарисея. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий возвысится» ( Лк.18:14 ). Чтобы не увлечься тщеславными побуждениями, добрые дела рекомендуется совершать втайне и не ждать их признания и оценки окружающими. В некоторых европейских странах существует обычай на день памяти святого Николая, незадолго до праздника Рождества Христова, дарить друг другу подарки, причем делать это скрытно, как будто, пока все спят, Санта–Клаус сам кладет их в чулок или ботинок. Эта бытовая традиция связана с эпизодом из жития святителя Николая Чудотворца. Желая помочь бедному семейству, он ночами незаметно под покровом тьмы три раза подряд бросал им в окно по мешочку с золотом. Такой способ милостыни святой избрал потому, что хотел избежать благодарности, которая могла бы привести к тщеславию. «Пусть левая рука твоя не знает о том, что делает правая» ( Мф.6:3 ). Эти слова Христа призывают сразу же забывать сделанное кому-то добро, чтобы не превозноситься из-за него. Такое поведение всегда считалось идеальным для христиан, подвижники воспринимали праведное дело как пропащее, если о нем узнавали другие. В один из суровых восточных монастырей к преподобному Иосифу, великому постнику и подвижнику, пришел однажды некий священник со свитой. Монастыри часто посещаются паломниками, которые ищут у старцев-иноков уроков и наставлений. Евагрию хотелось лично увидеть подлинную монашескую жизнь, которую он мог бы взять в качестве примера для подражания. Путники были приняты очень радушно. Но каково же было разочарование Евагрия, когда в образе монастырской жизни он не увидел и тени строгого подвижничества. Богослужения были непродолжительными, рукоделия легкими, а трапеза совсем не говорила о постничестве. Стол был прост, но питателен и разнообразен: подали овощи, фрукты, даже вино.

http://azbyka.ru/katehizacija/desyat-zap...

«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь Аввакума – Авв. 3, 1-19). 30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру. «Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших». Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи — см. Дан. 3, 24-90). Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так: Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!» Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота) Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

http://pravmir.ru/post-dlya-cheloveka-a-...

Золото, ладан и смирна 14.01.2013 23:31:07 Сергей Белозерский Наступает великий праздник Рождества Христова, и нам важно вспомнить — и рассказать другим — что он означает. Евангелие говорит о том, что волхвы, «войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. (Матф.2:10,11)». Эта деталь (которую мы, очевидно, знаем от Самой Марии) сохранилась в памяти Церкви не случайно — первые христиане считали ее важной. Она сообщает нам что-то о самом Младенце, что нам совершенно необходимо знать. Золотом платят дань Царю. Ладан — это благовонное курение, которое употребляется при богослужениях. Смирна — состав, который использовался при погребении. Родившийся Младенец есть Царь, Бог, и человек, которому предстоит умереть и быть погребенным. Иисус есть истинный Царь, и Он приходит, чтобы установить Царство Божие. Мы часто понимаем под «Царством» область, которую можно обозначить на карте, а под «Царством Божиим» некое место, куда отправляются праведники после смерти. Но Священное Писание имеет в виду другое — Царство есть «царствование», владычество Бога. В те времена люди страстно ожидали вмешательства Бога в историю, того великого дня, когда Господь выступит на стороне Своего народа, сокрушит его угнетателей и установит Царство мира, праведности и изобилия. С одной стороны, это и произошло — Бог не просто вмешался, в лице Иисуса Христа Он лично вошел в человеческую историю, Он действительно установил Царство. С другой — Царство оказалось не таким, какого люди хотели. Они хотели (как хотят сейчас) избавления от внешних бед — от несправедливости со стороны других людей, болезней, нужды. Но Господь говорит, что наша главная беда — внутри нас самих. «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека. (Мар.7:21-23)» Несправедливые люди не могут построить справедливого общества — и все попытки сделать это натыкались на одно и то же препятствие: порочность человеческого сердца. Да, римляне, под властью которых тогда находился народ Божий, были жестокими угнетателями; но главная беда людей была не в римлянах — она была и остается в грехе.

http://radonezh.ru/analytics/zoloto-lada...

И были в этой стране пастухи, жившие под открытым небом и стерегшие ночью стадо свое. И Ангел Господень предстал им, и слава Господня осияла их, и они устрашились страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь. Ибо вот, благовествую вам радость великую, которая будет всему народу: родился вам сегодня в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знамение: вы найдете Младенца спеленатого и лежащего в яслях. И внезапно вместе с Ангелом явилось множество воинства небесного, хваля Бога и говоря: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в людях благоволение. И было: когда отошли от них на небо Ангелы, пастухи стали говорить друг другу: дойдем же до Вифлеема и посмотрим, что такое произошло, о чем Господь объявил нам. И они поспешили придти, и нашли и Мариам, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, сообщили о том, что им сказано было об Этом Дитяти. И все услышавшие удивились сказанному им пастухами. Мариам же все слова эти сохраняла, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали так, как было сказано им. Лк 2:1–20 . Навечерие Рождества Христова, на 3 часе и на литургии. Евангелие от Луки, зачало 6 В то время возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все, что они увидели и услышали так, как было сказано им. И когда исполнилось восемь дней, чтобы обрезать Его, тогда и наречено было имя Ему: Иисус, данное Ангелом прежде зачатия Его во чреве. Дитя же росло и укреплялось, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем. И ходили родители Его каждый год в Иерусалим на праздник Пасхи. И по достижении Им двенадцати лет, когда восходили они в Иерусалим по обычаю Праздника, и совершили положенные дни, – при возвращении остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили этого родители Его. Думая же, что Он со спутниками, прошли они дневной путь и стали искать Его среди родственников и знакомых, и не найдя, возвратились в Иерусалим, ища Его. И было: через три дня нашли они Его в храме, сидящего между учителями и слушающего их и задающего им вопросы; и изумлялись все слушающие Его разуму и ответам Его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/evangelie...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010