2) Это начало на малом повечерии (и великом, совершаемом отдельно от утрени) творится иереем в епитрахили пред царскими вратами; сотворив 3 поклона, иерей возглашает: «Благословен Бог наш, чтец: Аминь, Приидите поклонимся», «иерей же, сотворив 3 поклона, абие отходит в олтарь» («Послед. у.в.п.»). – О начале повечерия от нед. Фоминой до 50-цы см. 647 и 670 стр. печатного оригинала. 3) Обычные поклоны в начале повечерия, т.е., на «Трисвятом», «Приидите поклонимся» и далее до «С нами Бог», названы в Уставе (см. понедел. 1-я седм. Вел. поста) «метаниями». Согласно этому каждый раз, когда положено по Уставу повечерие великое с поклонами, следует совершать в этих местах метания, или же малые поклоны, – что почти одно и то же (Христ. Чт. 1890, 11–12). 4) Кроме повечерия, начальные молитвословия («Слава Тебе Боже», и проч.), положенные между возгласом и «Приидите поклонимся», обыкновенно предваряют собой службу, которой начинается ряд других служб: в вечернем богослужении (см. 761 стр. печатного оригинала) – 9-й час и иногда вечерня (см. 841 стр., 3 прим.), в утреннем богослужении (см. 765 стр. печатного оригинала) – полунощница, а в Великом посту и утреня, в дневном богослужении – 3-й час, а когда совершаются царские часы, то 1-й час. – См. выше, 648 и 670 стр. печатного оригинала. – В 1-ю седмицу Вел. поста на великом повечерии, после: «Приидите поклонимся», читается «Боже, в помощь мою вонми» (псалом 69-й и великий канон (см. 562 стр. печатного оригинала). 5) «С нами Бог» положено петь на два лика, «со сладкопением», «не скоро», «великим гласом» (см. Часосл. и Уст. понедел. 1-я. седм.). 6) Когда поёт первый лик, «творит другий лик поклон»; «востающу другому лику и отвещавающу, творит первый лик поклон. Такожде и на прочие стихи» (Уст., понед. 1-я Седм.). Слово «востающу» даёт повод разуметь здесь земные поклоны. Само собою разумеется, что в Рождество Христово и Крещение, когда положено по Уставу совершать великое повечерие, земные поклоны на «Пресвятая Владычице Богородице» должны быть заменяемы малыми на основании известного замечания Устава (2 гл.): «в неделю бо и владычний праздник» «колена не приклоняют» (Христ. Чт. 1890, 11–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Повсюду совершали христианскую Пасху, и только впоследствии возник спор относительно 14 нисана, в которое, подобно иудеям, совершали праздник общества в Малой Азии. В хронологической связи с Пасхою находилось празднование Пятидесятницы. Только праздник Кущей вытеснен из христианской символики. Причины, по которым христианство не приняло в круг своих праздников праздника Кущей, понятны. Праздник этот столь тесно связан был в иудейском культе с храмом и богослужением священной страны, что вне этой страны не мог быть совершаем. Затем, как Пятидесятница уже ко времени второго храма у иудеев получила иное основание, кроме библейского, так и праздник Кущей. В последний (8-й) день праздновали великий праздник исчерпания воды и молили Бога о дожде, в котором народ в той стране особенно нуждался в осеннее время. В этот день Иисус Христос произнёс знаменательные слова, имевшие бесспорно связь с предметом празднования. «Кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Кто верует в Меня – из чрева его истекут реки воды живой» 129 . Надежду на животворность чувственной природы Он переносит на духовное состояние и вместо воды вещественной предлагает животворную воду благодатную, которую может получить всякий чрез веру в Него. И в талмуде есть замечание, что праздник почерпания воды получил имя от того, что «там почерпают Духа Святого», как написано: «Почерпните воду с радостию из источника спасения» 130 . Но Иисус Христос – источник воды живой, постоянно и везде утоляющий жажду верующих; Он сам – вечная скиния, обитающая среди христиан без различия места и времени, Он – алтарь и первосвященник, в лице которого внутренний голос христиан непрестанно и всюду может взывать к Богу: «Твоя есть красота», «Бог, и Тебе алтарь», как там взывал народ при праздничной процессии. Наконец – и это главное – праздник Кущей был слишком тесно связан с предшествующим праздником нового года и дня очищения. Иудейский праздничный год представляет две группы праздников – весеннюю и осеннюю. Последнюю христианское сознание отвергло именно по причине дня очищения, который противоречил существу христианства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сакраментарий Григорианский (приписываемый папе Григорию Великому VI в., составленный еще позднее того) имеет оба праздника. Еще большее колебание относительно этих праздников обнаруживают списки месяцеслова, приписываемого бл. Иерониму, но восходящего в древнейших списках к половине VII в. В древнейшем списке он не имеет ни того, ни другого праздника в честь св. Креста; в редакции ок. 750 г. оба; но в более поздней редакции один 3 мая. Один праздник 3 мая имеет и месяцеслов Беды (VIII в.), как и Падуаский Сакраментарий половины IX в. Таким образом, тогда как праздник возвращения св. Креста при Ираклии на западе 3 мая почти повсеместно распространен уже в VII в., 14 сентября становится впервые известно под именем «воздвижения Креста» (exaltatio crucis) лишь в VIII в., и то лишь по местам (но есть известие о введении его в Риме папой Гонорием I в VII в.). В некоторых же церквах, напр., в Миланской, последний праздник вводится лишь в XI в. Какая противоположность с востоком, где ни один из древнейших календарей (за исключением сирийского IV в., имеющего из двунадесятых праздников только Рождество Христово), не обходится без Воздвижения, а иные месяцесловы, напр., Константинопольский VIII в., дают ему четырехдневное предпраздство с 10 сент. (коптский календарь — трехдневное).    О начале нашей праздничной службы на Воздвижение памятники не позволяют сказать что-либо. Несомненно, что некоторые из нынешних песнопений праздника, напр., тропари «Кресту Твоему» и «Спаси, Господи», упоминаемые в памятниках VII в. (см. ниже), восходят к VI или даже V в., веку первых творцов тропарей (преп. Авксентия и др., см. Толковый Типикон, I, 365). Но характерно, что от первого творца кондаков — преп. Романа VI в. не осталось кондака на Воздвижение (из двунадесятых праздников есть, не считая Пасхи, на Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Неделю Ваий, Вознесение, 50-цу и Благовещение).    Возможно, уже с VII в. мы имеем краткий чин богослужения на Воздвижение. Это в Иерусалимском Канонаре (уставе) грузинской версии с практикой VII в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3681...

Директор: Тишков Михаил Борисович 117574, Москва, пр-д Одоевского, 13 Тел./факс: (495) 423-51-22 События " В ожидании Рождества " В конце декабря 2012 г. в средней и старшей школе прошел ставший уже традиционным праздник «В ожидании Рождества». Начался он молебном в гимназическом храме, потом ребята посмотрели спектакль и вышли на улицу, чтобы принять участие в зимнем игровом турнире. Завершилось все благотворительной Рождественской ярмаркой.  Вот какие подробности рассказывают очевидцы этих событий, Бывшева Ю.А., Бреднева Е.Н., Орлова Ю.Б., Кантор М.В.  Молебен в этот день мы служили необычный: он состоял из чтения отрывков из Священного Писания о Рождестве Христовом. Первый из них - из Евангелия - прочитал Батюшка, остальные читали сами гимназисты. Чтение перемежалось пением Рождественских  колядок. Колядки разучивали заранее, на переменках, потом перед самым молебном устроили большую спевку. И вот, когда все гимназисты собрались на репетицию, настроились,  открылась дверь и ... вошла всеми любимая Анна Алексеевна Рогожина, которая в эту ночь прилетела из Оксфорда, специально, чтобы побывать на празднике! С ее помощью мы тут же разучили еще одну старинную колядку  на латинском языке. В это время в храме собрались учителя, ученики, родители.  Всем раздали брошюрки с текстами, чтобы каждый мог поучаствовать в богослужении  и пении. Одни колядки звучали весело, другие - строго, торжественно.  Мы исполнили колядки  на русском, на английском и на латинском языках. И все подпевали! В целом, получилось по-детски просто и празднично. Завершился молебен пением рождественского ирмоса, после чего  все пошли в зрительный зал смотреть спектакль.   «В ожидании чуда» - так назывался спектакль, подготовленный учениками 5-9  классов  и педагогом по риторике  (техника речи) Власовой Галиной Юрьевной. Он стал настоящим Рождественским путешествием в преддверии этого  замечательного и светлого праздника.  Принять участие могли все желающие.      И вот что сказала в интервью руководитель постановки Власова Г.Ю.:

http://old.gymnasia-radonezh.ru/news/500...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВХОДНЫЙ СТИХ Входный стих [греч. εσοδικν; церковнослав.  ,    ], в правосл. богослужении библейский стих, исполняемый с тропарем-припевом во время малого входа на Божественной литургии. В. с. вошел в к-польский чин литургии вместе с вседневными антифонами в VII-VIII вв. (ранее входным песнопением могло быть Трисвятое); в обычные дни года он представлял собой стих Пс 94. 6a (из того же псалма, какой составляет 3-й вседневный антифон), припевом к нему служил тропарь «Единородный Сыне» (так же, как и к 3-му антифону). Ок. XI в. текст стиха был изменен (вместо Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν ατ (          ), как в Библии, стали петь: Δετε προσκυνσωμεν κα προσπσωμεν Χριστ (            )), а припевом к нему стал служить не тропарь «Единородный Сыне» (к-рый был перемещен в конец 2-го антифона), а краткий тропарь Σσον μς, Υ Θεο, ψλλοντς σοι Αλληλοα (              ) (первоначально этот тропарь был расширением припева «Аллилуия» ко 2-му антифону, но к XI в. он стал припевом к 3-му антифону, 2-й получил др. припев). 5 раз в году (на Рождество Христово, на Богоявление, на Пасху, на Вознесение и на Пятидесятницу) на литургии вместо вседневных пелись праздничные антифоны с припеванием тропаря праздника к стихам 3-го; В. с. в эти дни также пелся с тропарем праздника и представлял собой стих псалма 3-го антифона. Т. о., по происхождению В. с. тесно связан с антифонами литургии, будучи последним стихом 3-го из них. В послеиконоборческом монастырском богослужении Византии, представленном в рукописях Студийского и Иерусалимского устава , 1-й из к-рых получил в IX-XII вв. большое распространение в правосл. мире, а 2-й был в XII-XIV вв. принят в правосл. Церкви повсюду, изобразительны в значительной степени вытеснили вседневные антифоны, при этом число дней, имеющих праздничные антифоны, увеличилось. С новыми праздничными антифонами стали петь новые В. с., но с изобразительными антифонами продолжилось пение В. с. вседневных антифонов (            ), с его припевом (              ; в припеве после слов     делаются вставки, зависящие от праздника:      ,        ,      и др.).

http://pravenc.ru/text/161047.html

«Спасибо большое, Антон Николаевич. Благодарю вас сердечно. Праздник действительно очень светлый, и меня радует то, что все больше и больше людей считают правильным, нужным для себя отмечать этот день», — продолжил Святейший Владыка, подчеркнув, что пандемия наложила определенный отпечаток на празднование Рождества, однако храмы в эти праздничные дни полны прихожан, среди которых много людей с хорошим образованием и высоким уровнем культуры. «Это свидетельствует о том, что для современного человека вера — не помеха в его жизни, в его профессиональной деятельности, в его интеллектуальном развитии, но напротив, если вера сопровождает интеллектуальное развитие человеческой личности, то человека это предохраняет от больших ошибок, а иногда и от преступлений», — заявил Святейший Патриарх. Предстоятель Русской Церкви выразил убеждение в том, что «духовное развитие человека должно идти рука об руку с развитием интеллектуальным и культурным». Космонавты поинтересовались у Святейшего Патриарха, как ему удается поддерживать физическую форму, позволяющую выдерживать нагрузку, которую принимает на себя Предстоятель Церкви. По словам Его Святейшества, нахождение на богослужениях не требует особой физической силы. «Но помимо того, что я совершаю богослужения, у меня очень большая чисто рабочая нагрузка. И вот для того чтобы выдерживать эту нагрузку, я уделяю определенное внимание физической подготовке. Я занимаюсь спортом, каждый день тренируюсь, в том числе считаю необходимым проходить достаточно большую дистанцию быстрым шагом. И это мне очень помогает. Без такой физической подготовки и такой физической нагрузки, думаю, было бы трудно выдерживать и другие нагрузки», — поделился Святейший Владыка. Космонавты поинтересовались, как прошел праздничный день Предстоятеля, и сообщили, что по случаю большого праздника всему экипажу МКС дали выходной. В связи с этим сегодня все члены экипажа из России и других стран соберутся вместе и будут угощать друг друга самыми вкусными продуктами по случаю праздника.

http://patriarchia.ru/db/text/5880508.ht...

И что самое неприятное, вот-вот должны были начать взрываться трубы и батареи в самом храме. А это не только громко и неприятно, это еще и опасно. Ведь никогда не ясно, куда полетят осколки стали и чугуна от труб и радиаторов, в какую сторону? Мне приходилось быть свидетелем довольно серьезного ранения от такой вот коммунальной аварии.  Но несмотря ни на что, решили служить хотя бы праздничный молебен. Перед тем как начать богослужение, хоть и не положено в Рождество, встал я перед Святым Распятием на колени и про себя взмолился: «Прости меня, Господи. Я во всем виноват. По моим грехам не дал Ты нам отпраздновать Рождество Твое Святое. Прошу Тебя, пожалей бабулечек моих, деток, что в храме. Дай нам всем возможность спокойно молебен провести». Спросите, чего это я вину на себя взял? Да было дело накануне, зашел я в гости к куму да и отчитал их с кумой за то, что раньше времени они разговляться стали. Так и сказал им: «Бессовестные, не буду я у вас ни есть, ни пить. Скорее по башке трубой получу, чем постный сочельник нарушу»! Кума плачет, кум с недожеванным куском рыбы стоит, опустив голову. А я упиваюсь своей «праведностью». Короче, помолился я перед Распятием. Начали молебен. Прокимен пропели, Евангелие прочли, вот уж и время молитвы праздничной подошло. Тихо все.  Сказал уже и «Аминь» на отпусте. Опять все тихо. Говорю прихожанам коротенькую проповедь, поздравляю с Рождеством Христовым и прошу всех скоренько, но чинно, значит, храм покинуть. Проводил я последнюю свою бабуленцию-раскрасавицу, оборачиваюсь и говорю: «Все, Господи. Все вышли»! Только сказал это, как рванул ближний ко мне регистр. Отлетела от трубы-сотки стальная пластина — и прямо мне по кумполу. Да ощутимо так. И сразу вспомнились мне мои слова: «Скорее по башке трубой получу, чем оскоромлюсь». Так оно и вышло. Я разговеться не успел, а по башке куском трубы получил. Такие вот дела.  Теперь я это вспоминаю, конечно, с улыбкой. А тогда не до смеха было. Я тогда сразу, как получилось, к духовнику на исповедь поехал. А он мне сказал, что нужен я для чего-то Господу, здесь на земле. А то не сносить бы мне головы. «Но людей, Митя, старайся больше не обижать. Ведь именно этого больше всего Господь в нас не любит. Обидчиков непременно вразумит, а обижаемых, пусть даже и согрешающих, обязательно помилует!»

http://foma.ru/prosti-gospodi-po-moim-gr...

Областные Вифлеемы Вот уже второй год я уезжаю совершать богослужения Рождества на отдаленные приходы 6 января, 2018 Вот уже второй год я уезжаю совершать богослужения Рождества на отдаленные приходы «В городе-то проблем с богослужением нет. Можно выбрать храм, в который пойдешь, можно найти тот, который поближе к дому. И еще поразмышлять к какому священнику лучше подойти на исповедь. А там выбора никакого особенно нет» — вот уже два года священник Андрей Мизюк совершает рождественские богослужения на отдаленных сельских приходах. Священник Андрей Мизюк. Фото Ивана Привалова/eparhia-saratov.ru Действительно, как писал Бродский: «В Рождество все немного волхвы…»… Я вот почему-то замечаю, что мы какие-то немного другие в эти дни. Да, именно так. Даже те, кто, собственного говоря, все уже отпраздновал и отсалютовал и просто ждет выхода на работу. Не так уж и много, в общем-то, осталось. В сети потихоньку отгремели бои по поводу новогостарого стиля, хотя кое-где все равно еще — нет-нет, да рванет. Можно понять, наверное, всех. Хотя бы попробовать. И, конечно, грустно, что кем-то и где-то Рождение в мир младенца Христа воспринимается на уровне приложения к новогодней елке. Но грустно не сильно. Ведь это не отменяет ничего. Потому что Христос рождается в этот мир и для этого кого-то. И было это не когда-то давно, а происходит именно теперь. Поэтому, осознавая это великое чудо, и понимаешь, почему в этот самый момент мы все уже чуть-чуть другие и в чем-то ты сам учишься принимать этих других, потому что и ради них и для них тоже происходит и начинается. А мне лично очень близка эта дата – 7 января, потому что в ней все как-то светится чем-то удивительным и начальным, как будто прежнего нет, как будто бы изменилось само время и ушедший год – это те самые темные холмы за спиной на закате в древней восточной пустыне. Я выдыхаю усталость и боль прошлых нескольких сотен дней и поднимаю глаза к Небу. Надо сказать, что у меня этот праздник теперь как-то очень тесно связан с дорогой. Вот уже второй год я уезжаю совершать богослужения Рождества на отдаленные областные приходы. Из города, из храма, где постоянно служу. Да, где-то это приспособленные помещения, да, совсем не так все знакомо и привычно, но какие это потрясающие и удивительные встречи, какие это часы пути, короткие остановки, возможность почувствовать пространство, увидеть зимний закат, посмотреть на мчащиеся в одну и в другую сторону трассы машины. Подумать о людях в них.

http://pravmir.ru/oblastnyie-vifleemyi/

В самом деле, лозунгом нашего антиклерикализма вполне может быть известное латинское изречение Quod licet Jovi non licet bovi — " что дозволено Юпитеру, то не дозволено быку " , причем роль пораженного в правах быка отводится русскому народу. Признаками нестерпимой клерикализации, попрания светского характера государства и нарушения конституции у нас считается ровно то, что в других странах является совершенно обычной практикой. Процитируем некоторые наиболее часто предъявляемые претензии. Итак, признаками клерикализации у нас является, например,   " публичная демонстрация лицами, занимающими государственные должности РФ, своего отношения к определенному течению православной религии на федеральном уровне " . Что же, мы можем поздравить американцев с наступлением у них царства мрачного клерикализма — президент США, лицо, как никак, занимающее государственную должность, является засвидетельствовать свое почтение представителю определенного течения протестантской религии — и о ужас! - совершает с ним совместную молитву. Но не только США погрузились в бездну религиозного мракобесия — мы легко найдем примеры того, как государственные лидеры Германии, образцово-секуляристкой Франции, Великобритании и других европейских стран посещают церкви и принимают участие в богослужениях. Вы легко найдете в интернете фотографии Гордона Брауна, Николя Саркози и Ангелы Меркель под церковными сводами. Другой признак клерикализма - " Поэтапное введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в начальной и средней школе в государственных образовательных учреждениях " . Но в большинстве европейских стран в школах преподают не " конфессионально-ориентированные предметы " а просто и прямо закон Божий. Наши антиклерикалы ужасаются тому, что происходит " введение института " военного духовенства " в Вооруженные Силы РФ. " Но такова практика всех развитых стран — и США, и Западной, и Восточной Европы. Наша страна в этом отношении — наряду с Северной Кореей — до сих пор составляет исключение из общемировой практики. " Рождество Христово является государственным праздником на федеральном уровне, а недавно и День Крещения Руси признан памятной датой " — ужасаются наши антиклерикалы. Но будем надеяться, им доступен Интернет — знают ли они, что в Германии , например, государственными праздниками является не только Рождество, но и Успение Богородицы, Богоявление, Пасхальный Понедельник, Вознесение Христово, Праздник Тела и Крови Христовых. Причем немцы тут не отличаются каким-то особым благочестием — такова общеевропейская практика.  

http://radonezh.ru/analytics/o-yupitere-...

- Мысль ваша понятна... Но если взглянуть на совпадение праздников с человеческой, душевной точки зрения, то что получается... Вот я пощусь - даже строже, чем в Великий пост, посещаю богослужения Страстной седмицы, вместе с Церковью переживаю заново трагизм тех Великих дней... И вдруг, в самые печальные часы мне предлагают обрадоваться: наступил праздник, на землю пришла Благая весть. Как в душе-то соединить два таких противоположных состояния: скорбь и радость? Чему отдать предпочтение? - А почему вам кажется, что эти состояния несовместимы? Трагизм Страстной седмицы - он не подавляет душу, не наполняет её мраком и безысходностью. Конечно, мы страдаем, смотря на страдающего Господа, но печаль наша светла: все мы прекрасно знаем, что крестный путь завершился победой над смертью и адом, и в самые печальные минуты не можем не предвосхищать пасхальной радости. Это апостолам было простительно в дни между Распятием и Воскресением предаваться безысходному унынию, а для нас любое уныние - грех. Мы знаем и нас уже никто не обманет: любовь Божия сильнее смерти, и печаль Церкви - это не плач отчаяния, а упование и надежда на Господа. Это знание помогает нам по-иному посмотреть на простые человеческие горести и страдания. Скорбь христианина обязательно должна растворяться в светлом уповании, и праздник Благовещения как раз и укрепляет его на этом пути. С другой стороны, и радость в Церкви должна быть светлой, чистой, умеренной. Вспомните, как Пречистая Дева встретила Благую весть: смиренно, трепетно, благодарно. И наше отношение к радости тоже должно быть таким же трепетно-благодарным. Вот если мы будем печалиться без отчаяния и радоваться со смирением, тогда видимое противоречие между двумя праздниками сотрётся, и мы сможем правильно настроить свою душу в этот день. - Батюшка, не кажется ли вам, что праздник Благовещения несколько принижен в церковной традиции, что его подлинное значение намного весомей для Православия, чем это принято считать? Мы особо почитаем как самые великие праздники Воскресение Христово, Рождество Христово, но разве Благовещение, то есть, фактически Зачатие Христово, нисхождение духа Святаго на Деву Марию, - не должно стоять третьим рядом с этими двумя?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010