Сообразно цели приготовления нашего к смиренным подвигам поста и покаяния, Церковь в неделю о Мытаре и Фарисее начинает петь трогательные и поучительные песни: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», и проч. «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих» и проч. «Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго» и проч. Неделя о Блудном Блудный аще кто есть яко аз, дерзай, гряди: Божиих бо щедрот всем отверзеся дверь. Обличив гордость и возвысив смирение, Церковь в следующую приготовительную к св. Четыредесятнице неделю призывает нас к покаянию изображением неизреченного милосердия Божия ко всем грешникам, кои с искренним раскаянием обращаются к Богу. Это безпредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на литургии евангельской притчи о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ), по имени которого называет и самую неделю. Установление недели о Блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме Церковного устава, о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви IV и V века, говорившие беседы в эту неделю, как-то св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ Амасийский, и другие. В VIII веке Иосиф Студит написал канон на неделю о Блудном, ныне поемый Церковию в эту неделю. Притчею о блудном сыне Церковь изображает призывание грешных, образ покаяния и величие милосердия Божия. В этой притче Господь по Своей благости и милосердию, для предохранения нас от зла и неразлучных с ним бедствий, ясно открыл нам, что источник жизни святой, достойной и блаженной заключается только в благодатном союзе с Богом. Блудный сын, получивший от отца должную часть имения и в стране дальней расточивший свое наследие, изображает грешников ( Лк.15:1–2 ), которые, удаляясь от Отца Небесного, тратят дары природы, общества и благодати, и с этою тратою неминуемо истощают и теряют все блага жизни мирной, достойной и полезной. Сын, удалившись от отца, необоязненно начинает жить блудно; блага и радости жизни в удалении от Бога постепенно оскудевают; за обилием последовали обнищание, голод, унижение и духовная смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   При вторичном восстановлении Фотия на патриаршем престоле    См. день св. начертанных.    См. Последование в неделю Православия, 1840 г.    Беседа в неделю Православия высокопреосв. Филарета М. Москов. прибавл. к твор. св. Отец, 1857 г.    И на русском языке проклясть значит касть откладывать.    Беседа 16 на Послание к Римлянам.    Духовн. регламент, дела Епископов, с. 45—46.    Евангелие второй недели Четыредесятницы.    Притча о блудном сыне изъясняется в каноне второй недели св. Четыредесятницы.    Синаксарь, во вторую неделю Четыредесятницы. De utriusque eccles. consens. cap. 17,? 2, Allatii. Cantacus. Histor. Lib. 2, cap. 40. Иннокентий. Церковная история. Век 14, ереси и расколы.    В тропаре на день Преображения.    Исповедание веры Гр. Паламы.    О свойстве света, виденного апостолами на Фаворе.    Синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы. Чет. Мин. 14 ноября.    См. надпись последования во вторую неделю Четыредесятницы.    Песнь 8 канона понедельн. 3 седмиц.    В понедельн. вечера на " Господи воззвах»    Синакс. в третью неделю Четыредедятницы.    Служба в среду третьей недели Четыредесятницы.    68 слово, том 4.    18, 1, том 2, по Монтфокону.    Maxim. Bibliothec. patrum.    О мытаре и фарисее см. выше.    Тропарь св. Иоанна Лествичника.    Кондак 30 марта.    Стихи синаксаря о пр. Иоанне.    Daniel Monachus Raitenus conscripsit historiam vitae Joannis Climaci. Пролог. 30 марта.    Церковная служба в пятую седмицу Четыредесятницы.    Синаксарь в четверток 5 недели Четыредесятницы.    Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы.    Чет. Мин. 1 апреля. Жизнеописание Марии Египетской.    Чет. Мин. 1 апреля.    Никифор. истор. кн. 17, гл. 5.    Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Стихиры литии 26 августа в службе Богоматери Владимирской иконы.    Socrat. Lib. 7, cap. 46.    Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сентября. Никифор. Церковная история, кн. 14, гл. 2.    О Влахерне см. день положения ризы Пресвятой Богородицы.    Феодор-чтец, кн. 1,? 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Недели мытаря и фарисея, блудного сына, мясопустная и сыропустная Первое препятствие к покаянию есть гордость, самомнение о своей праведности с уничижением ближних ( Лк. 18:9 ), поэтому Православная Церковь в первом последовании Постной Триоди, объясняя и раскрывая притчу о мытаре и фарисее, внушает, что «всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе воснесется», что гордость была причиною падения денницы, что она служит преткновением добродетели и искреннему раскаянию во грехах. На утрени в неделю мытаря и фарисея и затем в следующие воскресные дни до пятой недели (воскресения) Великого поста включительно, после чтения Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и 50 псалма, поются покаянные тропари: на «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери»; на «И ныне» – «На спасения стези», потом: «Помилуй мя, Боже» и «Множества содеянных». Каждый грешник, когда внимательно рассматривает свои грехи, может видеть, как глубоко он оскорбил ими Бога, а потому, чтобы люди, сознавая свои грехи, не впадали в отчаяние, святая Церковь в следующую неделю после недели мытаря и фарисея, притчею о блудном сыне ( Лк. 15:11–32 ) поучает, что Господь милосерд ко всем, что бывает радость у ангелов и об одном кающемся грешнике, что никакой грех не может победить человеколюбия Божия. На утрени в неделю блудного сына и затем и в недели мясопустную и сырную, после пения полиелейных псалмов «Хвалите имя Господне» и «Исповедайтеся Господеви», поется еще псалом 136: «На реках Вавилонских», с аллилуиею красною. Этим псалмом грешники возбуждаются уразумевать свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском понявшим свое горькое положение и раскаявшимся. Седмица после недели (воскресения) блудного сына, которою перед Великим постом прекращается вкушение мяса, называется мясопустною, а неделя (воскресение), последний день мясоястия, именуется словом «мясопуст» (мяса отпуст, лишение, прекращение). В субботу мясопустную перед воспоминанием (в неделю мясопустную) о Страшном суде, на который предстанут все живые и умершие, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

449 В тропаре на день Преображения. 450 Исповедание веры Гр. Паламы. 451 О свойстве света, виденного апостолами на Фаворе. 452 Синаксарь во вторую неделю Четыредесятницы. Чет. Мин. 14 ноября. 453 См. надпись последования во вторую неделю Четыредесятницы. 454 Песнь 8 канона понедельн. 3 седмиц. 455 В понедельн. вечера на " Господи воззвах» 456 Синакс. в третью неделю Четыредедятницы. 457 Служба в среду третьей недели Четыредесятницы. 458 68 слово, том 4. 459 18, 1, том 2, по Монтфокону. 460 Maxim. Bibliothec. patrum. 461 О мытаре и фарисее см. выше. 462 Тропарь св. Иоанна Лествичника. 463 Кондак 30 марта. 464 Стихи синаксаря о пр. Иоанне. 465 Daniel Monachus Raitenus conscripsit historiam vitae Joannis Climaci. Пролог. 30 марта. 466 Церковная служба в пятую седмицу Четыредесятницы. 467 Синаксарь в четверток 5 недели Четыредесятницы. 468 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 469 Чет. Мин. 1 апреля. Жизнеописание Марии Египетской. 470 Чет. Мин. 1 апреля. 471 Никифор. истор. кн. 17, гл. 5. 472 Theodor. lector, lib. Чет. Мин. 26 июня. Стихиры литии 26 августа в службе Богоматери Владимирской иконы. 473 Socrat. Lib. 7, cap. 46. 474 Theodor. lector. Lib. 1. Чет. Мин. 10 сентября. Никифор. Церковная история, кн. 14, гл. 2. 475 О Влахерне см. день положения ризы Пресвятой Богородицы. 476 Феодор-чтец, кн. 1,? 1. 477 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста. Чет. Мин. 26 июня. Карамзин, история, т. 1, прим. 284. 478 Там же. 479 Синаксарь в субботу пятой недели Великого поста и Чет. Мин. 26 июня. 480 Синаксарь в субботу пятой седмицы Четыредесятницы. Комбефизий. Auctores incerti, т. 2, с. 805. 481 Карамзин. История, том. 1, прим. 284, и другие сказания. 482 Синаксарь на Акафист. 483 Воскресное чтение, т. 1, 19. 484 См. Церковный Устав. Надпись в пятую неделю Великого поста. 485 Синаксарь в четверток пятой седмицы Четыредесятницы. 486 Codin. de officiis cap. 12, 11. 487 — Чет. Мин. 26 июня. 488 Вместе с точным списком с нее, который находился в подмосковном (в 9 верстах от Москвы) местечке Строгановых. Местечко поэтому называлось Влахернским. Ведом. Спб. Градск. Полиции, 1853 г. 196.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

В следующую неделю Церковь обращается к людям, погрязшим в чувственных пороках и отчаивающимся в прощении своих грехов от Бога. Трогательной притчей о блудном сыне она возбуждает в них надежду на милосердие Божие. В неделю мясопустную Церковь изображением последнего страшного суда Христова предостерегает беспечных христиан от излишней и преступной надежды на бесконечное милосердие Божие, напоминая о Его также бесконечном правосудии. В воскресенье сырной недели, за которым начинается святая Четыредесятница, Церковь в читаемом Евангелии предлагает учение Господне об истинном посте и о том, что для получения от Бога прощения грехов наших нам самим надобно простить ближних, согрешивших против нас. Отсюда это воскресенье называется прощенным. § 79. Особенности Богослужения в недели приготовительные к Великому посту . Приготовляя в сии недели верующих к посту и покаянию, Церковь приспособляет к этой цели не только чтения из Евангелия, но и многие из своих песнопений. В неделю о мытаре и фарисее она начинает петь на всенощных бдениях после псалмов полиелейных трогательные песни: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче! Утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостью». «На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих, но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты». «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости». В неделю же о блудном сыне, чтобы живее напомнить грешным об удалении их от отечества небесного и рабстве греху, Церковь после псалмов полиелейных поет псалом (136), петый Евреями в плену вавилонском. Он начинается словами: «На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона». В неделю сырную Церковь вспоминает и оплакивает пагубное невоздержание и изгнание Адама из рая и приучает нас к подвигам поста и покаяния, запрещая употребление мясной пищи и совершая в среду и пяток великопостные часы без литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

Великопостное богослужение: объяснение богослужения подготовительного к Св. Четыредесятнице и богослужения Св. Четыредесятницы Источник I. Церковное приготовление к Великому посту Как пред начатием брани вожди обыкновенно вооружают и приготовляют своих воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так и православная церковь , приближаясь ко времени великого поста, приготовляет нас – своих духовных воинов – к наступающей духовной брани во дни Святой Четыредесятницы. Считая первым оружием добродетели покаяние и смирение, церковь еще в неделю по просвещении вещает нам в евангелии, как Сам Господь начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближибося царствие небесное. Потом, в чтениях евангельских и церковных песнях в недели последующие раскрываются нам все необходимые принадлежности и вспомогательные средства покаяния. В неделю о Закхее представляется благодать, предваряющая и спасающая грешника. Сам Господь, пришедший взыскать погибших, взыскует известного всем грешника, начальника мытарей; находя в нем веру и любовь, приносит в дом его спасение и дарует ему достоинство истинных чад Авраама. Днесь спасение дому сему бысть, сказал Учитель небесный, зане и сей сын Авраамль есть ( Лук. 19:9 ). В неделю о Мытаре и Фарисее познаем другое условие покаяния, какое требуется от грешника. Это смирение и сокрушение мытарево. Хотим ли и мы из дома Божия отойти в свои дома оправданными с сладким сознанием прощения Господня? Да подражаем мытарю, а не фарисею. Забудем о наших преимуществах и каких-либо совершенствах, так как они не извинят грешников, а напротив, еще более обвиняют 1 . В неделю о блудном сыне изображается деятельность покаяния. Не довольно для грешника одних молитв, не довольно и временного обращения души к Богу, временных слез и сокрушения. Нет! Посмотрим, на примере блудного сына в евангелии; этот несчастный сын не только сознал свою виновность пред отцем, не только плакал в виду нечистых животных немилостивого господина своего – на стране далекой – но он, собравши все силы свои, навсегда оставил страну, ему чужую, с полною решимостью пошел прямо к отцу своему, с решимостью во что бы то ни стало достигнуть дома отеческого и просить у отца как милости звания последнего из наемников его. Такое неуклонное стремление к Отцу небесному требуется от всякого, истинно кающегося 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

§ 184. Общее содержание служб, приготовляющих к Святой Четыредесятнице Святая Церковь , созывая чад своих, рассеянных на трех распутиях мира, которые заметил в нем возлюбленный ученик Христов: Все, еже в мире, похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть 622 , еще за три недели напоминает нам о приближающемся времени Великого поста и покаяния, и, для приличного сему времени назидания, избрала из Евангелия притчи: о мытаре и фарисее, о блудном сыне, и проповедь о страшном суде. И потому приготовительные к посту недели называются неделями – 1-я мытаря и фарисея, 2-я блудного сына и 3-я неделя мясопустная, или о страшном суде. Приспособительно к Евангельскому учению в сии приготовительные недели составлены святыми песнописцами церковные службы, помещенные в Триоде постной. § 185. Первая неделя мытаря и фарисея. Предмет и особенность Богослужения в сию неделю В неделю мытаря и фарисея святая Церковь призывает к посту и покаянию идущих путем гордости житейской и в особенности гордости духовной, или иначе гордой самоправедности. Призывается прежде всего к покаянию гордость; потому что она не сознает своей нищеты духовной. В стихирах вечерних и утренних, в тропарях канона и во всей службе церковной осуждается и порицается осужденная Господом в Евангельской притче самоправедная гордость фарисеева, а напротив ублажается и прославляется самоуничижение и самоосуждение грешного мытаря, который за смиренное покаяние сниде из храма оправдан в дом свой. «Оправдания делы возвышаемый сетьми тщеславия люте превознесеся фарисей, безмерно хваляся: мытарь же легким крылом смирения вознесеся, Богу приближися» 623 . Для пробуждения в душе чувства покаяния и сокрушения о грехах на утрени воскресной пред каноном поются умилительные стихиры: (начиная с недели мытаря и фарисея во все время Святой Четыредесятницы, то есть до 5-й недели включительно) покаяния отверзи ми двери жизнодавче ... и проч. § 186. Вторая неделя блудного сына. Содержание и цель Богослужения в сию неделю

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

А словами Апостола Церковь , продолжая воспоминать о благодати крещения, поучает, что комужду дадеся благодать по мере дарования Христова ( Еф.4:7–13 . Зач.224). Последняя неделя по Пятидесятнице Чтения Евангелия и Апостола на литургии в воскресные дни после недели по Просвещении располагаются сообразно с неделею о Мытаре и Фарисее или с началом Триоди 682 , которое иногда бывает чрез одну, две или три недели после недели по Просвещении. Поскольку неделя Мытаря и Фарисея есть XXXIII по Пятидесятнице, то в неделю, предшествующую ей, читаются Евангелие и Апостол, назначенные в XXXII неделю по Пятидесятнице; за две недели до Триоди читаются Евангелие и Апостол, назначенные в XXXI неделю; за три, – Евангелие и Апостол XXX недели. Таким образом, если следующая за неделею по Просвещении бывает третья неделя до начала Триоди, т .е. XXX по Пятидесятнице, тогда читается Евангелие о пути к вечной блаженной жизни, – о любви к Богу и ближнему, яко к самому себе, указанное в XII неделю по Пятидесятнице у Евангелиста Матфея ( Лк.18:13–27 . Зач.91). Согласно с учением Евангелия – чтением Апостола Церковь поучает верующих, как избранных Божиих, святых и Богом возлюбленных, облечься в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость и долготерпение, снисходя и прощая друг другу, по примеру Иисуса Христа: паче же всего облечься в любовь, яже есть союз совершенства. И мир Божий да водворится в сердцах ваших, и слово Христово да вселяется в вас богатно ( Кол.3:12–16 . Зач.258). За две недели до начала Триоди, когда должна быть XXXI неделя по Пятидесятнице, читается Евангелие о чудесном исцелении слепого – словом Господа, показующее Его Божественное всемогущество и славу, являемые наипаче для истинно-верующих и молящихся. Слепой вопиял: Иисусе сыне Давидов, помилуй мя. Предидущия прещаху ему, да умолчит: он же каче множае вопияше: Сыне Давидов, помилуй мя. Иисус Христос, прияв с верою умолявшего о помиловании, сказал: прозри, вера твоя спасе тя. И абие прозре, и во след Его идяше, славя Бога: и вси людие видевше, воздаша хвалу Богови ( Лк.18:35–43 . Зач.93).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

На «Господи, воззвах…» всегда поются только воскресные стихиры на 4. Кроме того, если не случится великий или полиелейный Богородичный праздник, то на «И ныне» поется Богородичен Октоиха, называемый также «малым догматиком». По «Ныне отпущаеши…» впервые исполняется воскресный тропарь наступившего гласа. Великая вечерня Кафисма 1-я «Блажен муж…» (по Уставу поется полностью). Стихиры на «Господи, воззвах ...» всегда на 10. На «И ныне» почти всегда поется догматик настоящего гласа 419 . Прокимен всегда «Господь воцарися, в лепоту облечеся» со стихами псалма 92-го. Стихиры на стиховне: всегда поются 4 воскресные стихиры (называемые также «стихиры по алфавиту») со стихами псалма 92-го. По «Ныне отпущаеши…» почти всегда поется тропарь «Богородице Дево, радуйся…», причем минимум дважды 420 . Утреня Седальны по кафисмам всегда из Октоиха. По 1-й кафисме на «Слава, и ныне» читается воскресный Богородичен настоящего гласа. Однако если этот Богородичен был пропет на «И ныне» по «Бог Господь…» (при отсутствии тропаря святого или при совпадении гласов воскресного тропаря и тропаря святому, что случается относительно редко), то необходимо в данном месте прочитать рядовой Богородичен Октоиха (см. Типикон, 52-ю главу, «В неделю на утрени на Бог Господь»). Полиелей на воскресной утрене поется в следующих случаях (см. Типикон, 17-ю главу): – от отдания Воздвижения до предпразднства Рождества Христова (то есть от 22 сентября до 19 декабря включительно); – в Недели о блудном сыне, мясопустную, сыропустную; – в остальные периоды года полиелей поется, только если в неделю случится полиелейный праздник. 17-я кафисма («Непорочны») поется вместо полиелея на воскресной утрене в следующие периоды (если не случится в неделю полиелейного праздника): – от 1-й Недели Великого поста до отдания Воздвижения; – от предпразднства Рождества Христова до Недели о мытаре и фарисее включительно. Поэтому по окончании чтения кафисм и седальнов возможны два варианта: – если нет полиелейного праздника: хор поет 118-й псалом ( «Блажени непорочнии…» ) или полиелей (если он полагается, псалмы 134-й «Хвалите имя Господне…» и 135-й «Исповедайтеся Господеви яко Благ…» ). В начале пения 17-й кафисмы или полиелея духовенство выходит на середину храма, затем совершается каждение всего храма. Хор: «Благословен еси, Господи…» и тропари «Ангельский собор…». По окончании тропарей поется «Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды);

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. Притча о блудном сыне. Роспись ц. Св. Троицы в Никитниках в Москве. Сер. XVII в. То же, вероятно, было и в византийском обряде доиконоборческой эпохи, т. к. лекционарная система раннего визант. обряда скорее всего была сходна с лекционарной системой древнего иерусалимского богослужения ( Пентковский. С. 71, 74). В частности, один из кондаков св. Романа Сладкопевца (VI в.) о блудном сыне исполнялся, согласно Кондакарю Patm. 213, XI в., во 2-ю (=3-ю иерусалимскую) неделю Великого поста ( Grosdidier de Matons. Romanos le Mélode. P. 90). Известны сборники святоотеческих чтений, в к-рых слова Иоанна Златоуста, тематически связанные с притчей о блудном сыне, помещены в неделю 2-ю поста; одно из чтений указывается Евергетидским Типиконом во 2-ю неделю, после 3-й песни канона ( Bertoni è re. P. 127-128). В послеиконоборческом визант. обряде в связи с развитием системы памятей подготовительного к посту цикла чтение этой притчи закрепляется за неделей перед мясопустной, т. е. Б. с. н. становится одним из предпостовых воскресений. В Типиконе Великой ц. X в. она открывает собой подготовительный период к Великому посту и называется «неделей перед мясопустом» ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 2); здесь уже указаны те же апостольское и евангельское литургийные чтения (1 Кор 6. 12-20 и Лк 15. 11-32), что и в наст. время. Притча о мытаре и фарисее пока еще остается чтением одной из рядовых недель по Пятидесятнице ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 166). То же - и в слав. (болг. и древнерус.) Евангелиях XI в. (Саввина книга. М., 1999. С. 399; Архангельское Евангелие 1092 года. М., 1997. С. 185; глаголическое Ассеманиево Евангелие ( Kurz J. Evangeliar Assemanuv. Dil 2. Praha, 1995)). Следы этой практики находим и в относительно поздних памятниках XIII в. ( Темчин С. Ю. Было ли краткоапракосное Евангелие первой слав. книгой, переведенной с греч.//Исследования по слав. ист. языкознанию. М., 1993. С. 25) и даже в синаксаре XV в., приплетенном к Добромирову Евангелию XII в. ( Алтбауер М. Добромирово Евангелие. Ckonje, 1973. С. 438).

http://pravenc.ru/text/149401.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010