Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых Евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди.    На литургии – прокимен гласа; Апостол — к Тимофею, зач. 296-е; Евангелие от Луки, зач. 89-е.    Таким образом, богослужение в Неделю о мытаре и фарисее имеет следующие особенности:    1) Пение на утрени после полиелея и Евангелия особых покаянных песнопений.    2) Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди.    3) Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее.    4) От Недели о мытаре и фарисее до Недели ваий по существующей практике к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям полагается припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» и только в Недели Православия и Крестопоклонную – припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Типиконе и Триоди на этот счет нет.    5) От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно воскресные кондаки не читаются, а заменяются (на часах, на повечериях, на полунощнице и на литургии после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство, попразднство или память великого или храмового святого, за исключением 4-й, 5-й и 6-й Недель, когда поются специальные кондаки. Например: в Недели 4-ю и 5-ю Святой Четыредесятницы вместо кондака Триоди берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику, преп. Марии Египетской); на литургии этот кондак следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого).    Кроме того, отменяется пост в среду и пятницу после Недели (воскресенья) о мытаре и фарисее («сплошная», или «всеядная» седмица) — в знак обличения этим горделивого поста фарисея. Седмица и Неделя о блудном сыне    В эту Неделю Евангельской притчей о блудном сыне (Лк., зач. 79-е), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу; в этом случае благодать Божия исходит к ним во сретение, лобзает их, украшает и помогает им в достижении спасения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

О мытаре и фарисее: лейтмотивы Великого поста В церкви в этот день впервые открывают книгу, которая почти целый год без дела пылилась на полке. Вскоре она станет главной книгой, определяющей порядок всех богослужений. Название этой книги – Постная Триодь. 23 февраля, 2013 В церкви в этот день впервые открывают книгу, которая почти целый год без дела пылилась на полке. Вскоре она станет главной книгой, определяющей порядок всех богослужений. Название этой книги – Постная Триодь. Это воскресение обозначено как «О мытаре и фарисее». Если мы заглянем в календарь неделей раньше, то обнаружим, что после обычного указания на евангельский отрывок (Лк. 19, 1-10) стоит «о Закхее». Обычно в календаре мы не видим указаний на содержание отрывка из Писания. Почему Церковь считает нужным напомнить нам о мытаре Закхее именно в этот день? Воскресение, в которое читается отрывок о Закхее, является первым из пяти, подготовляющих нас к Великому Посту. Церковь подводит нас к Посту постепенно, поэтому единственной особенностью воскресной литургии в тот день является специальное евангельское чтение, являющиеся соединительным звеном между годовым кругом и великопостным циклом воскресных евангельских чтений. В это воскресение на литургии тоже назначено особое евангельское чтение – притча о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14). Но на этот раз уже и богослужение имеет особенности. В церкви в этот день впервые открывают книгу, которая почти целый год без дела пылилась на полке. Вскоре она станет главной книгой, определяющей порядок всех богослужений. Название этой книги – Постная Триодь. Оно происходит от греческого слова «триодион» – три оды, что означает «трипеснец» (три песни). Название восходит к трехчастным молитвенным торжественным поэтическим произведениям, составляющим основу этой книги. Изменения, которые вносит Постная Триодь в этот день, небольшие по объему, но существенные по содержанию. В обычное воскресение б о льшая часть службы прославляет Воскресение Христово; другая же часть богослужения всегда посвящена памяти святого или святых, попадающих по календарю на этот день. Триодь, вступая в свои права в Неделю о мытаре и фарисее, оставляет почти без изменений воскресную часть богослужения, а память святого указывает перенести на другой день. Вместо текстов святому Триодь предлагает песнопения, посвященные евангельской притче.

http://pravmir.ru/o-mytare-i-farisee-lej...

В Неделю о мытаре и фарисее митрополит Волоколамский Иларион и митрополит Дубнинский Иоанн совершили Литургию в Александро-Невском соборе в Париже 15 февраля 2022 г. 11:05 13 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре и фарисее, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион и глава Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции митрополит Дубнинский Иоанн совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Архиепископии на рю Дарю в Париже. За Литургией архипастырям сослужили викарные епископы Домодедовский Симеон и Реутовский Елисей , а также клирики Архиепископии западноевропейских приходов русской традиции. Богослужение совершалось на церковнославянском и французском языках. По окончании Литургии митрополит Иларион обратился к собравшимся в храме со словом проповеди: «Мы сегодня слышали притчу Господа Иисуса Христа о мытаре и фарисее. Всякий раз, слыша ее за богослужением, мы понимаем, что скоро Великий пост, потому что именно через притчу о мытаре и фарисее и затем притчу о блудном сыне, которую мы услышим в следующее воскресенье, Господь напоминает нам о покаянии, о том, какой должна быть наша молитва и как мы должны предстоять перед Богом. Фарисей, который зашел в храм помолиться, не сделал ничего дурного — наоборот, это был человек, по тогдашним меркам, образцовый. Он постился два дня в неделю, и не так, как мы с вами это делаем — фарисей в эти два дня не вкушал ни еды, ни воды от рассвета до заката. Он давал десятину не только с того, что было положено по закону иудейскому, но вообще со всего своего имущества. Одним словом, это был очень правильный и благочестивый человек. И он пришел к Богу затем, чтобы отчитаться, сказать: я все делаю правильно, не так, как другие — разбойники или мытари вроде того, который стоит тут. Я не такой, как он. А мытарь не перечислял своих заслуг, он только произносил одну короткую фразу:  " Боже! будь милостив ко мне грешнику! "  (Лк. 18:13). Мы видим двух человек, которые пришли к Богу для того, чтобы вознести молитву. Но один оказался оправданным более другого. Христос в Своей притче не утверждает, что Бог осудил фарисея и оправдал мытаря — Он говорит, что мытарь был оправдан более, нежели фарисей. Это означает, что Господь принимает всякую молитву, даже если она сопровождается самомнением или гордыней, как это было у фарисея. Даже если это молитва человека, который осуждает других, Господь все равно слышит ее.

http://patriarchia.ru/db/text/5900927.ht...

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о мытаре и фарисее 24 января 2010 г. 13:59 24 января 2010 года, в Неделю о мытаре и фарисее и попразднство Богоявления, накануне открытия XVIII Рождественских чтений , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. После чтения Евангелия Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Богослужением этого дня Церковь вступает в подготовительные седмицы к Великому посту. Нынешнее воскресенье на языке церковного Устава называется Неделей о мытаре и фарисее. Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором излагается хорошо известная притча о мытаре и фарисее. Два человека пришли в храм: мытарь, сборщик податей, человек грешный, как сейчас бы сказали, коррумпированный, человек, которого ненавидели в силу его должности соплеменники; и фарисей, представитель религиозно-политической партии, которая объединяла людей, ревновавших о благочестии. И фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, то есть не такой, как те, кто к его партии не принадлежал. Далее фарисей стал перечислять свои достоинства: что он и молится, и постится; и благодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. А мытарь, не смея воззреть на небо, бия себя в грудь, обращался ко Господу, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13). И завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Обращаясь к ученикам, Господь говорит, что мытарь вышел из храма оправданным более, нежели фарисей. Эта замечательная притча помогает нам понять, чт о есть благо пред Богом в сфере нашей внутренней, сокровенной духовной жизни. Богу безразлично, к каким политическим партиям мы относимся. Богу безразлично, насколько мы сами себя почитаем праведными, потому что Божий суд — это не человеческий суд и оценка Богом нашей жизни — это не наша собственная оценка.

http://patriarchia.ru/db/text/1047671.ht...

Мы храмы строим для того, чтобы к лучшему менялась наша жизнь. А она может быть лучше только тогда, когда мы сами станем лучше. Тот, кто не видит этой взаимосвязи, — тот слепец. Не может становиться лучше общественная, государственная жизнь, если в сердце нашем злоба, клевета, если мы с легкостью распространяем ложь, если мы завидуем, если мы силой, а то и насилием прокладываем себе путь к тем целям, которые перед собой ставим, если обижаем слабых, если не думаем о детях или о престарелых. Какое же может быть тогда благополучное общественное житие? Ну а поскольку все начинается с человека, с его внутреннего мира, то поэтому Церковь в первую очередь обращается к внутреннему миру человека со словами проповеди и увещания. Сегодня воскресенье, которое на языке церковного устава именуется неделей о мытаре и фарисее. С этого дня начинается трехнедельный подготовительный период к Великому посту. В храмах за утреней поется дивное песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», и содержание богослужений готовит людей к вступлению в поприще Великого поста. Поэтому и евангельские чтения соответствуют тому великому времени, в которое мы вступаем. Сегодня неделя о мытаре и фарисее, воскресенье, посвященное воспоминанию о притче о мытаре и о фарисее, которую Господь произнес, обращаясь к Своим ученикам. Мы знаем, что фарисей был человек благочестивый, как он сам говорил: «Два раза в неделю пощусь, и десятую часть всего того, что имею, отдаю». Действительно, с внешней точки зрения это благочестивый человек. Мало кто из нас два раза в неделю постится, и уж совсем немногие десятую часть отдают Господу, посвящая ее либо Церкви, либо бедным людям, либо совершению добрых дел. Но фарисей был таким. А рядом стоял мытарь, презренный сборщик податей. И для кого? Для оккупантов, для римлян, столь ненавистных завоевателей Палестины. И, конечно, народ окружал этих людей презрением, считал их предателями, коллаборантами. А поскольку каждый из сборщиков подати не останавливался перед тем, чтобы и свое личное имение увеличить за счет должности, то многие были людьми коррумпированными, как мы бы сегодня сказали. Они обворовывали свой народ, и потому люди их ненавидели.

http://patriarchia.ru/db/text/2811208.ht...

" Притча о мытаре и фарисее - урок больной душе " февраля 2017 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Феодоровском соборе В Неделю о мытаре и фарисее, Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской , 5 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в соборе Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель протоиерей Александр Сорокин с клиром и другие священнослужители. За богослужением клирик собора диакон Вячеслав Завальный был рукоположен во пресвитера к тому же собору. По окончании богослужения митрополит обратился к молящимся с архипастырским словом. " Сегодня мы вспоминаем сонм угодников Божиих, которые на алтарь перед Господом принесли свои жизни, показав веру и верность Богу, - сказал владыка. - Мы также вспоминаем притчу о мытаре и фарисее. В ней Спаситель показал наши болезни и как их лечить. Фарисей и мытарь - представители молящегося человечества. Трудно себе представить, как миллиарды людей молятся Богу и каждого Он слышит. А как Господь оценивает нашу молитву? По длительности или чему-то другому? Он смотрит, насколько искренно и внимательно мы к Нему обращаемся, сколько слез проливаем, сколько тайн открываем. Исходя из этого Господь дает благодать человеку " . " Когда фарисей пришел в храм, он ничего не просил у Бога, а просто Его благодарил, считая себя лучше других. Он делал то, что не предписывалось законом Ветхого Завета, например, постился дважды в неделю, - продолжил архипастырь. - Значит, как он считал, его подвиг больше, чем у других. Он отдавал десятую часть от всего своего дохода, хотя предписывалось давать только от плодов и скота. И думал, что платит больше. Благодарил за то, что он не прелюбодей, не вор, не разбойник и не такой, как этот мытарь. И удивлялся, что Господь терпит таких великих грешников. С совсем другой молитвой пришел мытарь. Он просил: " Боже, будь милостив ко мне, грешному " и не мог поднять голову, чтобы посмотреть вверх. Только смотрел вниз и бил себя в грудь. Мы видим, что Господу такая молитва была приятнее, Он дал ему благодать и оправдал его " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Творения Творения священномученика Сергия Мечева, сына старца Алексия. Отец Сергий был пастырем в годы самых жестоких советских гонений. В собрание вошли: Духовные беседы 1. О богослужении 2. О жизни в богослужении и о приобщении к вечности 3. О чтении и разумении Священного Писания 4. Слово о Церкви как Теле Христовом Из поучений на Рождество Христово Из проповедей в подготовительные недели Великого Поста НЕДЕЛЯ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ НЕДЕЛЯ О БЛУДНОМ СЫНЕ ВСЕЛЕНСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ «ПОКАЯНИЯ ОТВЕРЗИ МИ ДВЕРИ, ЖИЗНОДАВЧЕ…» Проповеди 1. День Церковного Новолетия (1 сентября) 2. Рождество Пресвятой Богородицы 3. Воздвижение Креста Господня 4. Неделя по Воздвижении 5. Введение во храм Пресвятый Богородицы 6. Введение в Рождество Христово 7. Предпразднество Рождества 8. Рождество Христово 9. День памяти преподобного Серафима Саровского 10. Крещение Господне 11. День памяти св. Феодосия Тотемского 12. Сретение Господне 13. Памяти Святителя Алексия 14. Подготовительные недели Великого поста 15. Неделя о мытаре и фарисее 16. Неделя о мытаре и фарисее 17. Неделя о блудном сыне 18. Родительская суббота 19. Неделя о Страшном Суде 20. Неделя о Страшном Суде 21. Неделя о Страшном Суде 22. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ 23. ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОГО ПОСТА 24. К ИСПОВЕДНИКАМ В ПЯТНИЦУ ПЕРВОЙ НЕДЕЛИ ВЕЛИКОГО ПОСТА 25. НЕДЕЛЯ ВТОРАЯ — ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ 26. НЕДЕЛЯ ПРАВОСЛАВИЯ 27. НЕДЕЛЯ ТРЕТЬЯ. ФАВОРСКИЙ СВЕТ 28. СВ. ГРИГОРИЙ ПАЛАМА 29. Учение об истинной смерти Св. Григория Паламы 30. День памяти Иакова Постника 31. Крестопоклонная неделя 32. Слово в неделю Крестопоклонную 33. Слово в неделю Крестопоклонную 34. Суббота 4-й недели Великого поста 35. Неделя пятая. Иоанн Лествичник 36. Неделя шестая. Мария Египетская 37. О смирении 38. Вербная суббота 39. Вербная суббота 40. День памяти Святителя Николая 41. День памяти Св. Николая 42. Неделя о мытаре и фарисее

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Такое приготовление к посту Четыредесятницы есть древнее установление Церкви. Так, уже знаменитые проповедники IV века святые Василий Великий , Иоанн Златоуст , Кирилл Александрийский в своих беседах и словах говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту. В VIII веке преподобные Феодор и Иосиф Студиты составили службы на Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную; в IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, составил канон на Неделю о мытаре и фарисее. Приготовляя к посту и покаянию, Церковь в первую Неделю примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, и о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником, заточающим себя в греховную самостную оболочку. Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Бог Слово, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» ( Флп. 2, 7 ). В песнопениях Недели о мытаре и фарисее Церковь призывает отвергнуть – «отринуть» высокохвальную гордыню, возношение лютое, пагубное, «великохвальное кичение» и «дмение (надмевание) мерзкое». Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных утренях, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая пятым воскресеньем поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50-го псалма, пред каноном умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепéщу». Сближая 70-дневный период Триоди с 70-летним пребыванием Израиля в плену вавилонском, Церковь в некоторые приготовительные Недели оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма 136 «На реках вавилонских». В основу первой стихиры – «Покаяния отверзи ми двери» – положена притча о мытаре: из нее взяты сравнения для изображения покаянного чувства. В основе второй песни – «На спасения стези» – лежит притча о блудном сыне. В основе третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном суде.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Полагая основанием христианской жизни и путем к совершенству смирение, Церковь в первую приуготовительную неделю притчею о Мытаре и Фарисее научает нас умиленной и сокрушенной молитве с устранением всякого самолюбивого о своем достоинстве помысла, и вразумляет, что и добрые дела без смирения уничижены пред Богом, также как не далеко спасение и от величайшего грешника, если он в смирении и сокрушении обратится к Богу. Сообразно намерению приготовления к покаянию, Церковь в неделю о Мытаре и Фарисее начинает постную Триодь, этот главный источник последования великопостного Богослужения и неисчерпаемый источник покаянных, умиленных и сокрушенных чувств и песненных, молитвенных излияний, и для введения нас в себя, трогательно оглашает слух наш предначинательною – покаянною песнью: покаяния отверзи ми двери Жизнодавче 13 . 2-я о блудном сыне Преподав в неделю о Мытаре и Фарисее опытный урок смирения и смиренной Мытариевой молитвы, как верного средства к оправданию пред Богом, Церковь во вторую приуготовительную к посту неделю с одной стороны указует нам гибельный путь греха и своеволия юных похотей, с другой покаянный путь возвращения из греха и погибели к Богу, и к великому утешению представляет бесконечное милосердие Божие к грешнику, когда он с искренним раскаянием обращается к Отцу небесному. Для тех, которые закосневая в тяжких грехах и приходя во глубину зол, не радят о своем исправлении, Церковь с материнскою заботою о спасении заблудших чад своих, предлагает Евангельскую притчу о блудном сыне, дабы показать согрешающим богатство благости и беспредельное милосердие Божие к кающимся в какую бы кто не впал глубину растления, в какую бы не удалился страну отпадением от Бога 14 . 3-я о страшном суде Возбуждая грешника к покаянию бесконечным милосердием Божиим, в примере блудного сына, Церковь для возбуждения беспечных о своем спасении открывает мысленно и другое зрелище, величественное зрелище последнего – всеобщего страшного суда 15 . В третью приуготовительную к посту неделю она представляет последний суд, вразумляя всех и каждого, что Господь сколько милосерд к грешникам кающимся, столько же страшен в судах своих к презрителям Его закона, небрегущим о своем исправлении, кои живя единственно в свое угождение, не заботятся об угождении ни Богу, ни ближним в Боге.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Я закончу не словами преподобного Андрея, а словами преподобного Феодора Студита, кто, как я уже сказал, был автором трипеснцев, включаемых в наш великопостный круг богослужения, один из которых мы переплетаем с Великим Каноном вечером в среду Пятой седмицы, которая наступит скоро. Связывая покаянную жизнь с апостольским свидетельством, он говорит так: Апостольская двоенадесятице Богоизбранная, мольбу Христу ныне принеси, постное поприще всем прейти, совершающим во умилении молитвы, творящим усердно добродетели, яко да сице предварим видети Христа Бога славное Воскресение, славу и хвалу приносяще. Аминь! Рейтинг: 10 Голосов: 117 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  В Джорданвильском издании – песнь 1.4.  Прим. перев .  Кондак в неделю о мытаре и фарисее. (см. The Lenten Triodion, p. 106) –  Прим .   автора . Церковнославянский текст: Триодь Постная. Издательство Московской Патриархии, 2015. С. 9 –  Прим. перев.  Кондак в неделю о мытаре и фарисее. (см. The Lenten Triodion, p. 106) –  Прим .   автора . Церковнославянский текст: Триодь Постная. Издательство Московской Патриархии, 2015. С. 9 –  Прим. перев.  Стихира на хвалитех в неделю о мытаре и фарисее. (см. ibid, p. 110) –  прим. автора . Церковнославянский текст: там же, с. 14–  Прим. перев .  Как комментирует сам преподобный Андрей, Моисеово приведох ти, душе, миробытие, и от того все Заветное Писание [Я воспроизвел пред тобою, душа, сказание Моисея о бытии мира и затем все Заветное Писание], т.е. Ветхий Завет… Новаго привожду ти Писания указания, вводящая тя, душе, ко умилению [Из Новозаветного Писания привожу тебе примеры, душа, возбуждающие в тебе умиление] (Песнь 9.2,4) –  Прим. автора .  Эта речь произнесена на Великопостном пастырском совещании духовенства Западно-Американской епархии Русской Православной Церкви Заграницей, в 2017-м году, в епархиальном центре в Лэйквуде, штат Нью-Джерси. В епархии находится Свято-Троицкий монастырь и семинария, главная семинария РПЦЗ. –  Прим. автора . скрыть способы оплаты Смотри также

http://pravoslavie.ru/159250.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010