18. Обновление храма Воскресения Христова (13 сентября): тропари: Обновления, предпразднства Воздвижения, священномученика Корнилия. «Слава, и ныне»: кондак Обновления. 19. Великомученика Димитрия Солунского (26 октября): тропарь трясения, тропарь святого; «Слава»: кондак святого, «И ныне»: кондак трясения. 20. Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря): тропарь праздника (Рождества Христова); «Слава, и ныне»: кондак Минеи («Иже прежде денницы…»). 21 . Собор святого Иоанна Крестителя (7 января): тропарь Богоявления, тропарь Предтечи. «Слава»: кондак Предтечи, «И ныне»: кондак Богоявления. 22. Перенесение Нерукотворного Образа Спасителя (15 августа): тропари Образа и Успения. «Слава»: кондак Образа, «И ныне»: кондак Успения. г) Заупокойные службы 23. Мясопустная и Троицкая вселенские родительские субботы: тропарь «Глубиною мудрости…»; «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 49-ю главу, службу в субботу мясопустную). 24. Димитриевская суббота, 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста (а также во все те субботы, когда на утрене совершается парастас): тропари: «Апостоли, мученицы…», «Помяни, Господи…». «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Тебе и стену…» (см. Типикон, 13-ю главу). д) Период Постной Триоди 25. Недели о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная: тропари воскресный и храма. «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма (см. Типикон, 49-ю главу, службу в Неделю о мытаре и фарисее). 26. Суббота 1-я Великого поста: тропари храма и великомученика Феодора. «Слава»: кондак великомученика Феодора; «И ныне»: кондак храма. 27. Недели 1-я и 3-я Великого поста: тропари воскресный и праздника (то есть Триоди). «Слава, и ныне»: кондак Триоди (см. Типикон, 49-ю главу). 28. Неделя 2-я Великого поста: тропари: воскресный, храма и святителя Григория; кондак Триоди (который находится по 3-й песни канона). «Слава»: кондак святителя, «И ныне»: кондак храма. 29. Недели 4-я и 5-я Великого поста: тропари: воскресный, храма, Триоди; кондак воскресный, «Слава»: кондак Триоди, «И ныне»: кондак храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КРЕСТОПОКЛОННАЯ НЕДЕЛЯ [греч. κυριακ τς Σταυροπροσκυνσεως; слав.    ], 3-е воскресенье Великого поста в правосл. традиции, в которое совершается торжественное изнесение Креста из алтаря и поклонение ему верующих. Изнесение Креста и поклонение ему совершается по тому же чину, что и в другие дни особенного чествования Креста Господня - в праздники Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (14 сент.) и Происхождения Древ Честного и Животворящего Креста Господня (1 авг.). После К. н. Крест остается в храме на протяжении всей седмицы (до пятницы). Название «Крестопоклонная неделя» и чин поклонения Кресту указывают на основную тематику богослужения в эти дни - Крест Господень и страдания Спасителя. Однако в некоторых песнопениях прослеживается и др. литургическая тема, связанная с притчей о мытаре и фарисее (Лк 18. 10-14). Это обусловлено влиянием древнего (до X в.) богослужения Иерусалима: согласно иерусалимскому Лекционарию (который отличался от к-польского), притча о мытаре и фарисее читалась не в мытаря и фарисея неделю , а в 3-е (или 4-е - по счету недель в иерусалимском Лекционарии) воскресенье Великого поста ( Tarchnischvili. Grand Lectionnaire. T. 1. P. 62-63). Евангельское чтение, посвященное Кресту (Мк 8. 34b - 9. 1), назначается в 3-е воскресенье поста в Типиконе Великой ц. IX-XI вв., отражающем послеиконоборческое соборное богослужение К-поля ( Mateos. Typicon. T. 2. P. 38-44). Согласно заметке, содержащейся в рукописи XIII в. из Иерусалимской б-ки ( Παπαδπουλος-Κεραμυς. Ιεροσολυμιτικ βιβλιοθκη. Τ. 2. Σ. 483), празднование в честь Креста в середине Великого поста связано с перенесением части Креста (подножия) в К-поль из Апамеи при имп. Юстине (неясно, при каком именно: Юстине I (518-527) или Юстине II (565-578)). Весьма вероятно, что изначально это событие отмечалось в конкретный день неподвижного богослужебного цикла, но впосл., поскольку в будние дни Великого поста торжественные богослужения и полная литургия не совершаются, эта память была перенесена на 3-е воскресенье (см.: Карабинов. Постная Триодь. С. 31, 33). Гипотеза подтверждается наличием в Типиконе Великой ц. 6 марта указания на обретение Честного Креста ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 244; также см.: SynCP. Col. 513. 23).

http://pravenc.ru/text/Крестопоклонной ...

" Борьба с Церковью будет идти до скончания века " февраля 2017 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святой Нины В канун Недели о мытаре и фарисее, 4 февраля, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Всенощное бдение в храме святой равноапостольной Нины в Полежаевском парке. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Красносельского округа протоиерей Михаил Подолей, настоятель протоиерей Александр Чурай с клиром и другие священнослужители. Среди молящихся был глава администрации Красносельского района Виталий Черкашин. После богослужения митрополит Варсонофий обратился к верующим с архипастырским словом. " Мы отмечаем сегодня Неделю о мытаре и фарисее, на богослужении уже звучал покаянный мотив - сказал владыка. - Мы также чтим сегодня память новомучеников и исповедников Церкви Русской. В 2017 году исполняется сто лет с начала гонений на Русскую Церковь. Она пережила особую эпоху, которую еще никогда ни одна Церковь в мире не переносила, и была практически уничтожена " . Митрополит напомнил о подвиге первого священномученика ХХ века Иоанна Кочурова, расстрелянного большевиками без суда и следствия 13 ноября 1917 года в Царском Селе. " Что было дальше - мы знаем из истории. Произошло отделение Церкви от государства, школы от Церкви. Первые послереволюционные указы отделяли Церковь от государства, верующим не предполагалось места в Советской России, они должны были исчезнуть. Потом духовенство исключалось из общества, Церковь перестала регистрировать браки. Дальше - больше: голод, изъятие церковного имущества. В Петрограде опять начались аресты и расстрелы священнослужителей, среди расстрелянных был митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. Потом начались безбожные пятилетки. В 1937 году была поставлена точка - вышел приказ Сталина о массовом уничтожении всех неугодных советской власти, среди которых духовенство занимало особое место. Начался страшный конвейер - находящихся в тюрьмах священнослужителей расстреливали без суда и следствия. Под Санкт-Петербургом в Левашово - десятки тысяч погребенных, среди них много священнослужителей из нашей и других губерний. Всегда с содроганием читаешь книги о тех гонениях на Церковь. Многие из духовенства, монашествующих и мирян прошли через испытания в тюрьмах, но сохранили веру. Каждый человек испытывался - он мог либо быть со Христом и, значит, идти на смерть, либо быть с кесарем - отречься от Христа и строить коммунизм и дорогу себе в ад. Многие предпочли умереть, но остаться со Христом, быть с Ним всегда. Они пошли в концлагеря и ссылки, проявили верность Христу до смерти. Вот уроки, которые мы должны извлечь, - сохранять веру и верность Богу " , - отметил архипастырь.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Первая часть годового круга – это богослужения месяцеслова. Это система неподвижных или, иначе говоря, непереходящих, связанных с определенной календарной датой (число и месяц) праздников, памятей святых и связанных с ними периодов пред- и попразднства, а также постов. Богослужение месяцеслова состоит не только из отдельных праздников, а включает в себя некие циклы, некие части года, например, Рождественский пост: это период года, имеющий свои богослужебные законы. Также и праздник занимает не один день, а некий период: у нас в богослужении есть «предпразднство» и «попразднство», т.е. ожидание праздника и многодневное его переживание, заканчивающееся «отданием» праздника. Материал служб этого круга находится в Минее месячной (греч. Mhnaion), разделенной по числу месяцев на 12 книг (практически их больше, каждый месяц может быть распределен по нескольким томам). Следующая составляющая годового круга – это богослужения великопостного цикла. Не одного лишь Великого поста, а целого круга, целого периода, потому что особенный характер служба приобретает не с первого дня Поста, а задолго до него. Что же входит в этот богослужебный цикл? Прежде всего, три подготовительные седмицы к Великому посту и четыре воскресенья: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном Суде, Прощеное воскресенье или воспоминание изгнания Адама и Евы из рая (на следующий день после этого воскресенья начинается Великий пост ). Однако, хотя великопостный цикл и начинается в Неделю о мытаре и фарисее, но и до этого есть особый день – это Неделя о Закхее. Богослужение этой недели не содержится в Постной Триоди, там нет специальных стихир или тропарей, только на литургии читается Евангелие о Закхее. Это еще не приготовительный период к Великому посту, а сигнал: «Скоро начнется!» Чада Церкви постепенно вводятся в новый ритм жизни. Итак, в великопостный круг входят три подготовительных седмицы и шесть седмиц Поста. Совершенно ясно, что Пост не понимается в данном случае только как воздержание в пище. Так, в пятницу 6-й седмицы Великого поста, когда совершается литургия Преждеосвященных Даров, на вечерни поется стихира, в которой есть такие слова: «Душеполезную совершивше четыредесятницу...» т.е. окончив этот путь, окончив Великий пост в узком смысле слова. Великий пост кончается в пятницу 6-й седмицы, но не в том смысле, что на следующий день можно разговляться, а в том, что всякое приготовление окончилось и настала цель Поста, настало совершенно особое время: Лазарева суббота, Неделя ваий и Страстная седмица. Нельзя сказать, что это Пост в собственном смысле – это цель Поста, это то, к чему мы готовились; в богослужебном смысле это время особенное и ни с чем не сравнимое.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Два человека вошли в храм помолиться 23.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий Пост , Неделя о мытаре и фарисее Слово в Неделю о мытаре и фарисее Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Два человека, два грешника с одной только разницей, что фарисей не видел себя грешником, а мытарь глубоко сознавал и переживал это. Фарисей стал на видном месте, посередине храма или перед самым алтарем: он — достойная личность в обществе и в Церкви. А мытарь, не смея пройти вперед, стал у самого порога — как сказано в Евангелии, вдали. Гордость фарисея и уверенность его в собственной праведности были таковы, что он искал первого места не только в глазах людей, но и перед Богом, и занимал лучшее место не только за обедами и собраниями, но и за молитвой. Одного этого достаточно, чтобы понять, какой страшной неправедностью поражен фарисей, и как ослепил его грех. Грех ослепляет. «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1, 8). Предел нечестия заключается в том, что мы, будучи лживыми, как свидетельствует слово Божие, считаем себя праведными, а «Пришедшего в мир грешныя спасти» представляем лживым (ср. 1 Ин. 5, 10). Обратим внимание, о фарисее сказано, что он молился сам в себе: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди». Святитель Феофан Затворник говорит, что наружно в Церкви все молятся истинными словами — теми, которые поются и читаются за богослужением, и все эти слова исполнены покаяния. Но Богу важнее, как молится каждый из нас сам в себе. Бог более внимательно слушает то, что говорит сердце, а не уста, то, что человек думает и чувствует во время молитвы. Язык может обманывать, но сердце не обманывает, оно показывает человека таким, каков он есть. Блаженный Максим Христа ради юродивый говорит: «Знай, что ни Бог не может тебя обмануть, ни ты Его». «Всяк крестится, да не всяк молится». Фарисей тот, кто «бородой Авраам, а делами — Хам».

http://moral.ru/dva_cheloveka/

Главный церкный порядок, в чтении «н. завета», двоякий: праздничный, или особенный для всех праздников (кроме Воскресеньев), как «великих», так и «малых с средними», и ежедневный, или седмичный – для каждого дня седмичного и во всеседмицы года. Этот последний порядок есть наиболее важный, так как поэтому то собственно порядку, в продолжение церковного года, прочитывается почти весь «н. завет», и, по большой части, в непрерывной последовательности священного текста. Подробный порядок седмичного чтения Евангелий § 30. Евангелия, по церковному седмичному порядку, в продолжение церковного года, на обеднях, читаются так: С начала церковного года, т. е. с светлого Воскресения Христова до Тройцына дня, в продолжение т. е. недель: 1-й, или недели пасхи, 2-й о Фоме, З-ей о Мироносицах, 4-й о разслабленном, 5-й о самаряныне, 6-й о слепом, 7-й св. отец соборов вселенских, 8-й, или недели пятдесятницы, читается Евангелие от Иоанна 42 . С Тройцына дня и недели 1-й, или всех святых, до недели 11 й читается Евангелие от Матфея 43 . С 11-й до 17-й недели, по Воскресеньям, читается тот же евангелист Матфей, а по прочим дням седмиц благовествуется Евангелие от Марка. В 17-ю неделю все еще читается евангелист Матфей; а с понедельника седмицы, за этой неделей следующей, до недели 28-й включительно, бывает чтение Евангелия от Луки. Воскресенье пред праздником Р. Христова называется неделею святых отец (ветхого завета); а предшествующее этому Воскресенью – неделею св. праотец; после праздника Р. Христова Воскресенья называются след. образом: неделя no Р. Христовом, неделя по просвещении (или Богоявлении), неделя о мытаре и фарисее 44 , неделя о заблудшем сыне: во все эти недели, стоящие под числами 29 – 34-м, продолжается чтение Евангелия от Луки; а по прочим седмичным дням читается евангелист Марк. В остальное время церковного года, именно: в недели мясопустную и сыропустную, в 4-ре первые поминальные субботы и в 5-ть недель великого поста, т. е. в неделю православия, в неделю о Григории Паламе , в неделю Крестопоклонную, в неделю о Иоанне Лествичнике ,в неделю о Марии Египетской,и в субботы: похвальную и Лазареву( пред вербным Воскресеньем), евангельские чтения берутся из всех четырех евангелистов, больше же всего – из Марка.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Омилия I. О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники Омилия II. В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее Омилия III. На притчу Господню о спасенном блудном сыне Омилия IV. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении Омилия V. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле Омилия VI. Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста Омилия VII. Иная о Посте Омилия VIII. О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания Омилия IX. Во время поста и молитвы Омилия X. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений Омилия XI. О честном и животворящем Кресте Омилия XII. В Неделю 4-ю Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов Омилия XIII. В 5-ю Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Омилия XV. В Неделю Ваий Омилия XVI. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог , Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу Омилия XVII. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения), объясняющая Тайну Субботы и Господняго Дня Омилия XVIII. В Неделю Мироносиц. В ней же говорится также и о том, что первая Богородица узрела Господа Воскресшего из мертвых Омилия XIX. На Евангелие Христово о Самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни Омилия XX.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Пост Богородичный продолжается с 1го до 15го августа. Он установлен для достойного приготовления к праздникам Преображения Господня и Успения Божией Матери. Пост Рождественский продолжается 40 дней, с 15го ноября до 25го декабря. Он называется также Филипповым, потому что начинается после 14го ноября, дня памяти святого Апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для достойного приготовления к празднику Рождества Христова. Пост Великий продолжается семь недель пред Пасхою. Он состоит из поста святой Четыредесятницы, установленной в подражание сорокадневному посту Спасителя в пустыне, и поста святой Страстной седмицы, в память последних дней земной жизни Господа, Его страданий и смерти. Святая Четыредесятница начинается с понедельника после масляницы и оканчивается пятком шестой недели. Следующие за сим пятком Лазарева суббота и Вербное воскресенье, хотя и не причисляются к Четыредесятнице, но пост в сии дни не разрешается из уважения к наступающей Страстной седмице, к которой они служат как бы преддверием. § 78. Приготовительные недели к Великому посту . Еще за три недели до наступления Великого поста Церковь начинает приготовлять к нему верующих особыми чтениями и песнопениями. Сообразно читаемым в воскресные дни на этих неделях Евангелиям, каждая из сих недель имеет особое наименование. Первая из них называется неделей о мытаре и фарисее; вторая – неделей о блудном сыне; третья – неделей о страшном суде, а также мясопустной, потому что этою неделей оканчивается мясоядение. Последняя приготовительная неделя называется сырной или масляной, потому что в течение этой недели, по уставу церковному, употребление мясной пищи воспрещается, а дозволяется только употребление сыра, молока и яиц. Последний день этой недели называется сыропустом, так как им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. В первую приготовительную к святой Четыредесятнице неделю Церковь имеет в виду расположить к покаянию людей, которые всю надежду спасения основывают на одних делах наружного благочестия, не заботясь об исправлении своего сердца. Неосновательность надежды таких людей и необходимость для них сердечного покаяния Церковь изображает притчей Господней о мытаре и фарисее, читаемой в воскресенье на литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ruda...

39 Употребительнейшая из песнопений церковных встретятся нам сами, во второй части нашего «изложения» где и будут объяснены кратко. 40 Читаются при Богослужении и «молитвы с стихирами»; но, или не всегда (потому что могут быть и пгъты), или более простым образом; тогда как священнае и церковнае поучения непременно всегда читаются, и при том, для большей вразумительности, с особенным произношешем; ог чего собственно им и усвояется название: чтения. 41 He читаются, по зачалам, лишь самые небольшие отделы «н. Завета»; «апокалипсис» же, разумеется, читается своим особенным порядком. 42 Чтение евангелия Иоаннова, в продолжение пятдесятницы (т. е. от Пасхи до Духова дня), совершается лишь с тем небольшим ограничением, что три утренния евангелия: одно в неделю Фомы, другое в неделю мироносиц, третье в неделю о разслабленном, – берутся: первые два из евангелия Матфея, последнее из евангелия Луки; да одно обеденное евангелие, именно в неделю мироносиц, заимствуется из евангелия от Марка. 43 С недели всех святых, на утренях по Воскресеньям, начинается свой особенный порядок чтения Евангелий собственно воскресных, которых 11-ть: одно из евангелия Матфея, два из Марка, три – Луки, пять из Иоанна, и κоторая в этом порядке Евангелистов и читаются; а по прочтении одного раза, читаются, в таком же порядке, в другой раз, и т. д., до недели цветоносной (вербного Воскрссенья – тожь). 44 Между неделею «о мытаре и Фарисее» и неделею «до просвещении», по большой части, бывают прибавочные, или «вставные» недели с седмицами, от одной до четырех и почти до 5-ти, смотря по большей, или меньшей продолжительности церковного года. 45 На утренях, на обеднях страстной седмицы, так же на вечерни великого пятка, читаются различные евангелия, и, по большой части, болшими отделами. 47 Предпразднество есть предварительное празднование известного праздника, за день до самого праздника, за неделю, даже за несколько недель. Этим «предпразднеством» начинаются немногие – лишь самые важные праздники. 48 На часах «паремии» читаются лишь постом великим, на страстной седмице и в навечериях Р. Христова и Богоявления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Омилии Большая часть своих омилий Палама произнёс с фессалоникийской кафедры, будучи её предстоятелем. Святитель затрагивает аскетико-нравственные, социальные и богословские вопросы. Палама не снижает уровня ни своих тем, ни их изложения. т. к. ««лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте». СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИИ ПАЛАМА БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ) ОГЛАВЛЕНИЕ Омилия I. О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники. Омилия II. В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее. Омилия III. На притчу Господню о спасенном блудном сыне. Омилия IV. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении. Омилия V. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле. Омилия VI. Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста. Омилия VII. Иная о Посте. Омилия VIII. О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания Омилия IX. Во время поста и молитвы. Омилия X. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений. Омилия XI. О честном и животворящем Кресте. Омилия XII. В Неделю четвертую Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов. Омилия XIII. В Пятую Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни. Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Омилия XV. В Неделю Ваий. Омилия XVI. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010