По сравнению с армянскими лекционариями в рассматриваемом сборнике мы находим дальнейшие изменения, какие с течением времени испытало иерусалимское богослужение при сохранении в то же время своей древней основы. Начнем опять таки с богослужения подвижных дней. 40-ца в нашем памятнике предваряется мясопустной неделей. Для нее положены на утрени 3 Евангелие Мф. 5:17–48 (6, 7 и 3 заповеди и о любви к врагам в Нагорной проповеди ), а на литургии – Лк. 7:36–50 (Господь на вечери у Симона фарисея). В сырную неделю утреннее Евангелие Лк. 12:32–40 (заповедь бодрствовать в ожидании пришествия Господа), на литургии же – наше (лишь несколько длиннее: Мф.6:16–33 ). 1 неделя поста: Мф. 7:13–29 (конец Нагорной проповеди) и Мф. 6:1–15 (о милостыне, молитве и прощении обид); 2 неделя: Мф. 22:1–14 (притча о браке царского сына) и Лк. 15:11–32 (притча о блудном) 4 ; 3 неделя: Мф. 20:1–16 (притча о работниках в винограднике) и Лк. 18:9–14 (притча о мытаре и фарисее); 4 неделя: Мф. 21:33–46 (притча о злых виноградарях) и Лк. 10:25–37 (о милосердном самарянине); 5 неделя: Мф. 23:1–39 (обличительная речь Господа книжникам и фарисеям) 5 Лк. 16:19–31 (притча о богатом и Лазаре) 6 и Ин. 9:1–38 (о слепорожденном). Как видим, для 40-цы в Иерусалим избраны едва ли не самые трогательные, в смысле побуждения души к покаянию, зачала: этим иерусалимская система сильно отличается от константинопольской, назначающей для данного периода, за исключением приготовительных дней, большую часть чтений из рядовых зачал Евангелия Марка, которые с удобством можно прочесть во всякое другое время года. Для литургии Лазаревой субботы евангелистарий назначает Ин. 11:1–45 , но пред ним помещено зачало Ин. 11:55–57 (толки евреев, собравшихся на Пасху, о Христе), часть древнего чтения при возвещении Пасхи, с не совсем понятным заголовком: ες τν δπρθεσιν предназначалось ли оно в качестве заключения к Евангелию предшествующей недели (между ними стоит упоминавшаяся выше запись), или же употреблялось при старинном обряде возвещения Пасхи, сказать трудно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Помяни, Господи, немощь нашу, и да не погубиши нас собеззаконии нашими, но сотвори великую милость со смирением нашим, да греховныя тьмы убежавше, во дни правды ходити будем, и одеявшеся оружием света, ненаветно пребудем от всякия возни лукавого, и со дрезновением прославим о всех Тебе единого истинного и человеколюбца Бога, и проч. В НЕДЕЛЮ О МЫТАРЕ И ФАРИСЕЕ, ПО ЕВАНГЕЛИИ ТРОПАРИ: Покаяния отверзи ми двери, Жизночавче! утреннюет бодух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко Щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, и по множеству щедрот Твоих, очисти беззаконие мое. Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшного де судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, но велицей Твоей милости. ПЕСНИ ИЗ ВЕЛИКАГО ПОВЕЧЕРИЯ. Господи сил, с нами Буди! Иного бо разве Тебе помощника в скорбях не имамы, господи сил, помилуй нас! Господи! аще не быхом святыя твоя имели молитвенники и благостыню Твою милующую нас: како смели быхом, спасе, пяти Тя, его же славословят непрестанно Ангелм? Сердцеведче, пощади души нашя! ИРМОСЫ ИХ РАЗЛИЧНЫХ КАНОНОВ. Октоих, глас 3-й: канон, песнь 5-ая: ирмос: К Тебе утреннюю всех Творцу, преимущему всяк ум Мирови: зане свет повеления Твоя, в них же настави мя. Октоих, глас 6-й: канон, песнь 3-я: ирмос: Несть Свят, якоже Ты Господи Боже мой, вознесный рог верных Твоих, Блаже, и утвердивый нас на камени исповедания Твоего. Октоих, глас 8–1: канон, песнь 3-я: ирмос: Небесного круга верхотворче Господи и Церкве зиждителю! Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине человеколюбче! Октоих, глас 8-й: канон, песнь 5-аф: ирмос. Великую мя отринул еси от лица Твоего, Свете незаходимый, и покрыла мя есть чуждая тьмя окаянного? Но обрати мя, и к свету заповедей Твоих пути моя направи, молюся. Христианское Богослужение по своему составу так обширно, по своему содержанию так разнобразно, что я не дал бы и приблизительного представления о нем, если бы вздумал принести более приведенных Богослужебных песней.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

Слава, тропарь святому, глас 8 Православия светильниче,/Церкве утверждение и учителю,/монахов доброто, богословов поборниче непреборимый,/Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати,/молися выну спастися душам нашим. Православия светило, Церкви утверждение и учитель,/монахов красота, богословов защитник непреоборимый,/Григорий чудотворец, Фессалоникийская хвала,/провозвестник благодати,/моли непрестанно о спасении душ наших. И ныне, Богородичен в тойже глас: Иже нас ради рождейся от Девы,/и распятие претерпев, Благий,/испровергий смертию смерть,/и воскресение явлей, яко Бог,/не презри, яже создал еси рукою Твоею,/яви человеколюбие Твое, Милостиве,/приими рождшую Тя Богородицу, молящуюся за ны,/и спаси, Спасе наш, люди отчаянныя. И ныне, Богородичен: Ради нас рожденный от Девы/и распятие претерпевший,/ниспровергший смертию смерть/и явивший воскресение как Бог,/не презри, Благой, созданных рукою Твоею;/яви человеколюбие Твое, Милостивый,/прими родившую Тебя Богородицу, ходатайствующую за нас,/и спаси, Спаситель наш, людей отчаявшихся. И обычное стихословие. И чтение в Шестодневце. Степенна гласа. Всякое дыхание: Евангелие утреннее. Воскресение Христово: псалом 50. Слава: Покаяния отверзи ми двери: И ныне, подобен: На спасения стези: Таже, на глас 6: Помилуй мя Боже: Таже, Множества содеянных мною лютых: Затем обычное стихословие Псалтири. Седальны Октоиха. После Непорочных тропари: Ангельский сонм: Ипакои. Степенны и прокимен гласа. Все, что дышит: Евангелие воскресное рядовое. Воскресение Христа: Псалом 50. Затем Слава, глас 8: Покаяния врата отверзи мне: (см. утреню в Неделю о мытаре и фарисее ). Канон Осмогласника воскресен, со ирмосом на 4, и Триоди на 4, и святаго на 6. Глас 8. Первый – Воскресный с ирмосом на 4 и Триоди на 4, и святому на 6: Песнь 1. Канон, глас 8 (переведен со славянского) Песнь 1 Ирмос: Колесницегонителя фараоня погрузи,/чудотворяй иногда/Моисейский жезл, крестообразно поразив,/и разделив море:/Израиля же беглеца, пешеходца спасе,/песнь Богови воспевающа.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/nedelya-v...

Если вы так легко себя от храма, от молитвы, от богослужения отрываете из-за какой-то сумасшедшей бабки церковной, то это говорит только об одном: у вас не болит, вам все это не так уж нужно, не так уж важно. Когда человеку нужно, когда у него действительно болит, он уже не обратит внимания ни на что, кроме главного.   Но, повторяю, это не снимает ответственности с церковных людей, с настоятелей, в том числе и с меня, потому что и на наших бабушек иногда жалобы бывают. Встать у двери Как в храме ведут себя непосредственно прихожане, зависит от того, какое понятие у них сложилось о молитве. Есть у нас, например, люди, которые заходят в храм и становятся у входа. Всегда. Видимо, они прочувствовали и поняли притчу о мытаре и фарисее (см. Лк. 18:10-14). Людей же, которые не читали Евангелие или прочли, но совсем не поняли, почему-то так и тянет пробраться к каждому подсвечнику – неважно, что это всем мешает – и встать в центре храма. Портал «Правмир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 15 ноября, 2016 11 ноября, 2016 6 апреля, 2016 12 октября, 2016 7 ноября, 2016 25 октября, 2020 21 марта, 2019 21 июня, 2017 16 июня, 2017 15 ноября, 2016 11 ноября, 2016 6 апреля, 2016 12 октября, 2016 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/gospodu-pomolimsya/

ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ НЕДЕЛИ МЫТАРЯ И ФАРИСЕЯ    Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери» (вместо: «Молитвами апостолов»). «И ныне»: «На спасения стези» (вместо «Молитвами Богородицы»). Затем — «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых».    В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни «На спасения стези» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей — «Множество содеянных мною лютых» — предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде.    Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на «Слава и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии — Евангелие о мытаре и фарисее.    Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения:    1.  Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей.    2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе, и канона) Постной Триоди.    3. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее.    4. Разрешение поста в среду и пятницу после Недели о Мытаре и фарисее — седмица «сплошная», или «всеядная», во обличение этим горделивого поста фарисея.    5. От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых включительно, воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на Литургии (после входа) «кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 5 и 6 Недель).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3046...

Начиная с Недели о Мытаре и фарисее и во все следующие подготовительные Недели Великого Поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрене, начиная с Недели о Мытаре и фарисее и заканчивая 5 Неделей Великого Поста, после Евангелия, пения «Воскресение Христово видевше» и чтения 50 псалма поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой и глубиной. На «Слава»: «Покаяния отверзи ми двери» (вместо: «Молитвами апостолов»). «И ныне»: «На спасения стези» (вместо «Молитвами Богородицы»). Затем – «Помилуй мя, Боже» и «Множество содеянных мною лютых». В основу первой песни «Покаяния отверзи ми двери» положена притча о мытаре и фарисее, из которой заимствованы все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второй песни «На спасения стези» положена притча о блудном сыне, а в основу третьей – «Множество содеянных мною лютых» – предсказание Спасителя о Страшном Суде. Эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелиями, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту: О мытаре и фарисее, О блудном сыне и О Страшном суде. Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых, евангельская стихира поется перед 1 часом (на «Слава и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди вместо евангельской стихиры. На Литургии – Евангелие о мытаре и фарисее. Таким образом, в Неделю о Мытаре и фарисее можно отметить четыре основных особенности богослужения: 1.  Пение на утрене после полиелея и Евангелия особых покаянных тропарей. 2. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе, и канона) Постной Триоди. 3. Чтение на Литургии евангельской притчи о мытаре и фарисее. 4. Разрешение поста в среду и пятницу после Недели о Мытаре и фарисее – седмица «сплошная», или «всеядная», во обличение этим горделивого поста фарисея. 5. От Недели о Мытаре и фарисее до Недели Всех святых включительно, воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на Литургии (после входа) «кондаками Триоди, а иногда кондаками Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 5 и 6 Недель).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Неделя о Мытаре и Фарисее Фарисейски кто живет: Церкви далече бывает. Христос бо внутрь, о смирении приемлемый 215 . Великопостная Триодь и недели приготовительные (προσφωνσιμα) к великому посту начинаются неделею о Мытаре и Фарисее. Так называется первая приготовительная к Четыредесятнице неделя по Евангельской притче о Мытаре и Фарисее, которая в эту неделю читается на литургии в Евангелии ( Лк.18:10–14 ). Эта неделя посвящена Церковию назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее с древних времен. В писаниях отцев Церкви IV и V века – св. Иоанна Златоустог о, Кирилла Александрийского , Астерия Амасийского мы находим беседы на неделю о Мытаре и Фарисее. В слове св. Иоанна Златоустог о о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о Мытаре и Фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале V века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о Мытаре и Фарисее 216 . В IX веке Георгий, митрополит Никомидийский, написал канон на неделю Мытаря и Фарисея, ныне поемый Церковию в эту неделю. Фарисеи между Иудеями составляли древнюю и знаменитую секту; хвалились знанием и исполнением закона устного, который ; по словам их, дан был Моисею вместе с писанным; отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием: вся же дела своя творили, да видими будут человеки ( Мф.23:5 ); и посему от многих были почитаемы добродетельными и праведниками, и по видимой святости жизни отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали много притеснений и неправд, а потому все почитали их грешниками и неправедными. Как пред начатием брани обыкновенно вооружают и приготовляют воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так Православная Церковь , приближаясь к великому посту, приготовляет нас, своих духовных воинов, к наступающей духовной брани во дни св. Четыредесятницы. Первым условием для добродетели считая покаяние и смирение, а главным источником греха и препятствием к добродетели гордость ( Быт.3:5 ), Церковь в первую приготовительную к великому посту неделю предлагает для нашего назидания притчу о Мытаре и Фарисее, которые оба молились Богу, но мытарь – смиренный сборщик податей – сниде оправдан в доме свой паче фарисея – гордого законника.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Некоторые из этих чтений были сознательно поставлены в конец цикла с тем расчетом, чтобы они были прочитаны в преддверии Великого поста (т.к. их содержание гармонирует с настроением подготовительного периода): это чтения о Закхее ( Лк. 94 -е зач.), притчи о мытаре и фарисее (89-е зач.) и блудном сыне (79-е зач.). Впоследствии Неделя с чтением Евангелия о Закхее так и осталась без особого богослужения (в настоящее время это зачало читается всегда в последнее воскресенье перед Неделей о мытаре и фарисее), зато другие два чтения стали фундаментом для особых служб предварительного периода. В первую очередь в IX веке была добавлена Неделя о блудном сыне , так как соответствующее евангельское чтение в наибольшей степени способствует формированию необходимого покаянного настроения. Поэтому некоторые сохранившиеся древнейшие Триоди начинаются с Недели о блудном сыне; точно так же Устав Великой церкви (IX в.) первым днем подвижного круга считает Неделю о блудном сыне, однако при этом именует ее «Неделей пред мясопустом» (κυριακ πρ τς πκρεω) s. 2] . Это означает, что на ранней стадии эта неделя еще не имела своего привычного современного названия. Неделя о мытаре и фарисее как особый богослужебный день появляется позже. В IX веке святитель Георгий Никомидийский составляет канон на тему притчи о мытаре и фарисее; в Типиконе патриарха Алексия Студита (отражает практику 2-й пол. X в.) эта неделя уже является первым днем периода Триоди. Однако некоторое время Неделя о мытаре и фарисее имела неустойчивое место в годичном круге богослужения. Так, в евангелистариях XI века иногда встречается указание вставлять в воскресный день между Неделями о мытаре и фарисее и блудном сыне зачало о хананеянке (Мф. зач. 62-е); лишь в евангелистариях XII века Неделя о мытаре и фарисее уже получает фиксированное место – перед Неделей о блудном сыне с. 23] . В заключение еще раз отметим, что мы проследили историю Недель о мытаре и фарисее и о блудном сыне в константинопольской традиции. В то же время в иерусалимской традиции аналогичные Недели появились гораздо раньше, но были включены в систему воскресных дней Великого поста: притча о блудном сыне читалась в Неделю 2-ю поста, а притча о мытаре и фарисее – в 3-е воскресенье поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Недели приготовительные к Великому посту     Неделя о мытаре и фарисее.    Фарисейски кто живет: Церкви далече бывает,    Христос бо внутрь, о смиреннии, приемлемый.    Великопостная триодь и недели приготовительные (προςφωνςιμα) к Великому посту начинаются неделею о мытаре и фарисее. Так называется первая приготовительная к Четыредесятнице неделя по евангельской притче о мытаре и фарисее, которая в эту неделю читается на Литургии в Евангелии (Лк. 18:10—14). Эта неделя посвящена Церковью назидательному для нас воспоминанию о мытаре и фарисее с древних времен. В писаниях отцов Церкви 4 и 5 века, — св. Иоанна Златоустого, Кирилла александрийского, Астерия амасийского мы находим беседы на неделю о мытаре и фарисее. В слове св. Иоанна Златоустого о мытаре и фарисее есть указание на церковный чин, по которому издревле порядок Евангельских чтений начинается притчею о мытаре и фарисее. О беседе Астерия, жившего в начале 6 века, писатели Церкви именно свидетельствуют, что она говорена была в неделю о мытаре и фарисее. В 9 веке Георгий, митрополит никомидийский, написал канон на неделю мытаря и фарисея, и теперь исполняемый Церковью в эту неделю.    Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту; хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по словам их, дан был Моисею вместе с писаным; отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием: вся же дела своя творили, да видими будут человеки (Мф. 23:5); и посему от многих были почитаемы добродетельными и праведниками, и по видимой святости жизни отличными от прочих людей, что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали много притеснений и неправд, а потому все порицали их грешниками и неправедными.    Как перед началом брани обыкновенно вооружают и приготовляют воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так Православная Церковь, приближаясь к Великому посту, приготовляет нас, своих духовных воинов, к наступающей духовной брани во дни св. Четыредесятницы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Начиная с Недели о мытаре и фарисее и во все последующие подготовительные Недели Великого поста к песнопениям Октоиха присоединяются стихиры и канон из Триоди Постной. На утрени, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая 5-й Неделей Великого поста, в воскресные дня после Евангелия и пения «Воскресение Христово видевше...» и чтения 50-го псалма – поются покаянные тропари, в которых покаянное чувство выражается с особой силой, поразительностью и глубиной. На «Слава» – «Покаяния отверзи ми двери...» (вместо «Молитвами Апостолов...»). На «И ныне» – «На спасения стези...» (вместо «Молитвами Богородицы...»). Затем: «Помилуй мя, Боже...» и «Множество содеянных мною лютых...». В основу первого тропаря – «Покаяния отверзи ми двери...» – положена притча о мытаре: из нее заимствуются все сравнения для изображения покаянного чувства. В основу второго тропаря – «На спасения стези...» – положена притча о блудном сыне, а в основу третьего – «Множество содеянных мною лютых...» – предсказания Спасителя о Страшном суде. Как видим, эти покаянные тропари тесно связаны с Евангелием, которые читаются в подготовительные воскресенья к Великому посту (о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном суде). Начиная с Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых, евангельская стихира поется перед 1-м часом (на «Слава, и ныне»), так как на хвалитех на «Слава» поется стихира Триоди – вместо евангельской стихиры 73 . На литургии: прокимен гласа, Апостол – Тим., зач. 296, Евангелие – от Лк., зач. 89. Таким образом, в Неделю о мытаре и фарисее имеются следующие особенности: Пение на утрени после Евангелия особых покаянных тропарей. Присоединение к песнопениям Октоиха песнопений (в том числе и канона) Постной Триоди. Чтение на литургии Евангельской притчи о мытаре и фарисее. Отменение поста в среду и пятницу – «сплошная», или «всеядная» седмица, в знак обличения горделивого поста фарисея. От Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых включительно – воскресные кондаки не читаются, а заменяются на часах, на повечерии, на полунощнице и на литургии, после входа) кондаками Триоди, а иногда Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство, или память великого святого, или храмового святого (за исключением 4-й, 5-й и б-й Недели), т.е. в эти Недели поются кондаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010