И затем перифраза Трисвятого: «Святый Боже, вся содеявый Сыном содейством Святаго Духа, Святый Крепкий, Имже Отца познахом и Дух Святый прииде в мир, Святый Безсмертный Утешительный Душе, от Отца Исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе». После литургии этого дня назначено совершать вечерню достаточно рано, раньше обычного, потому что на вечерне в День Святой Пятидесятницы назначено особое последование с чтением трех коленопреклоненных молитв (от Пасхи до Пятидесятницы в церкви колена не преклоняют, кроме поклона в алтаре перед Святыми Дарами). Начало первой молитвы являет нам характернейший пример апофатического богословия: «Пречисте, нескверне, безначальне, невидимо, непостижимо, неизследиме, непременно, непобедимо, неизчетне, незлобиве Господи!». Следующий день, Понедельник – День Святого Духа, это опять же название традиционное, в богослужении его нет, почти а все тексты повторяют богослужение первого дня Пятидесятницы. Суббота этой седмицы – отдание праздника Пятидесятницы. И, наконец, воскресный день, Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых – последний день пения Триоди Цветной. Смысл этого праздника – явить плоды дела спасения рода человеческого, совершенного Господом Иисусом Христом. Род человеческий принес свой плод, свой ответ на любовь Божию – великое множество святых. Логика Триоди продолжается в нашей русской традиции: в Неделю Всех святых Триодь Цветная кончается, но затем следует Неделя Всех святых, в земли Российстей просиявших, и это последование продолжается: Ярославских, Владимирских, Новгородских и других местночтимых святых. Момент, связанный с окончанием Триоди Цветной, тоже достаточно сложный. Известно, что год делится на два периода: период пения Триоди и период пения Октоиха. Период пения Триоди начинается в Неделю о мытаре и фарисее и кончается в Неделю Всех святых. Период пения Октоиха начинается в Неделю Всех святых и кончается в Неделю о мытаре и фарисее. В Неделю Всех святых мы в последний раз поем Триодь, а в понедельник уже надо начинать служить по Октоиху. Возникает вопрос, по какому гласу Октоиха? По 8-му гласу, потому что песнопения Октоиха, включенные в последование служб Триоди в Неделю Всех святых были 8-го гласа, поэтому на следующий день тот, кто открывает Октоих, должен открыть его на 8-ом гласе. Это легко запомнить, потому что Неделя Всех русских святых всегда попадает в 1-й глас по Октоиху. Несколько неожиданный момент – Октоих начинается, но не с 1-го, а с 8-го гласа.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Архив Пн Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Смоленска 8 февраля 2009 г. 13:25 8 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее и день Собора новомучеников и исповедников Российских, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Его Святейшеству сослужили викарии Смоленской и Калининградской епархии  епископы Балтийский Серафим и Вяземский Игнатий  и клирики Смоленской епархии. За Патриаршим богослужением молились более пяти тысяч человек. Божественная литургия транслировалась посредством звукоусилителей, установленных близ собора и в центре города. В соборе присутствовали губернатор Смоленской области С.В. Антуфьев, представители областной и городской администрации. В своей проповеди после чтения воскресного Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к притче о мытаре и фарисее. «Неслучайно, что это Евангелие читается сегодня, — подчеркнул Патриарх, — потому что с сегодняшнего дня начинаются подготовительные недели к Великому посту, а в центре Великого поста — покаяние. В притче о мытаре и фарисее Господь показал нам пример покаяния, ибо покаяние связано с внутренней переоценкой самого себя». Однако, отметил Предстоятель, человек привык защищать себя, словами и делами выстраивая целую стратегию оборону: «Этот инстинкт самосохранения работает и в нашей духовной жизни, но в порочном и искаженном виде. Мы защищаем свои греховные дела от собственной совести». «Кто сам себя умеет осуждать, кто сам себя умеет подвергать наказанию за содеянное зло, тот на суд Божий не приходит, но переходит от смерти к жизни, — сказал Святейший Патриарх Кирилл. — Покаяние — это и есть беспристрастный суд, который мы выносим о себе самих перед лицом Бога. То, что совершил мытарь, и был суд над самим собой». Святейший Патриарх сказал в своей проповеди и о празднуемой сегодня памяти святых новомучеников и исповедников Российских. «Когда перед ними стал выбор — пойти на страдания и смерть или отречься от Христа — они шли на смерть, — рассказал Патриарх Кирилл. — По милости Божией, вопреки усилиям гонителей, мы помним все имена мучеников, и кровь мучеников снова стала семенем Христовым. То, что вера сегодня возрождается — великая заслуга новомучеников и исповедников российских, и мы просим их благословить Церковь нашу и всех нас».

http://patriarchia.ru/db/text/553511.htm...

10:9)! Для истинных подвигов христианского благочестия надо соединять с наружно добрыми делами фарисея внутреннее смирение мытарево, — дела первого со смиренномудрием второго.    Чтением Апостола в неделю о мытаре и фарисее Церковь поучает нас терпению, какое особенно прилично подвижникам (2 Тим. 3:10—15).    Сообразно цели приготовления нашего к смиренным подвигам поста и покаяния, Церковь в неделю о мытаре и фарисее начинает петь трогательные: поучительные песни: " покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», и проч. " На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих " и проч. " Множества содеянных мною лютых, помышляя, окаянный, трепещу страшного дне судного " и проч.     Неделя о блудном сыне.    Блудный аще кто есть яко аз, дерзай, гряди:    Божьих бо щедрот всем отверзеся дверь.    Обличив гордость и возвысив смирение, Церковь в следующую приготовительную к св. Четыредесятнице неделю призывает нас к покаянию изображением неизреченного милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Это беспредельное милосердие Божие Церковь представляет чтением на Литургии евангельской притчи о блудном сыне (Лк. 15:11—32), по имени которого называет и самую неделю.    Установление недели о блудном сыне относится к древним временам христианства. Кроме Церковного Устава о ее древности свидетельствуют отцы и писатели Церкви 4 и 5 века, говорившие беседы в эту неделю, как?то: св. Златоуст, Августин, Астерий, епископ амасийский и другие. В 8 веке Иосиф Студит написал канон на неделю о блудном, ныне исполняемый Церковью в эту неделю.    Притчею о блудном сыне Церковь изображает призывание грешных, образ покаяния и величие милосердия Божия. В этой притче Господь по своей благости и милосердию, для предохранения нас от зла и неразлучных с ним бедствий, ясно открыл нам, что источник жизни святой, достойной и блаженной заключается только в благодатном союзе с Богом. Блудный сын, получивший от отца должную часть имения и в стране дальней расточивши свое наследство, изображает грешников (Лк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

352 В 14 беседе, по случаю низвержения царских статуй 6,? 3. 353 Лаод. Собор, правило 51 и толкование на оное в славянск. Кормчей. 354 Церковный Устав в вечер сырной недели. 355 51 прав. 356 52 прав. Лаодик. Собора. 357 Cod. Theod. lib. 15, tit. 5, leg. 5. 358 Свод уставов благочин., ч. 14, ст. 177 и 178. 359 О зрелищах, — 1 и 2. 360 Const, apost. Lib. 5, cap. 12. См. выше, с. 446. 361 Нов. Скриж. о св. Четыредесятнице, — 6. 362 Lib. 5. cap. 12. 363 Там же, Lib. 5, cap. 17. 364 В 1 правиле в книге правил. 365 Изложение Кафолической веры, 22. Ересь, 29, 5, о монахах. 366 Церковный Устав в Великий пяток. 367 Разговор с Трифоном. 368 Епископ маиумский, живший в 1-й половине 8 века; Маиума близ Газы. 369 Акростих (χρος «начальный», ςχος «стих») — стихотворение, в котором из первых букв каждого стиха составляется целое речение. 370 См. выше в начале этой статьи. 371 См. Синакс. в неделю о мытаре и фарисее. 372 Синаксарь в субботу сырной недели. 373 56 ответ епископу пентапольскому. 374 В слове о посте. 375 22 беседа по случаю низвержения царских статуй, 14, 1. 376 Стихи на синаксарь недели о мытаре и фарисее. 377 Иннокентий. Церковная история, век 5. Богослужение. 378 Стихи на неделю Мясопустную. 379 В 73 беседе. 380 См. церковную службу в седмицу сырную. 381 Синаксарь в субботу сыропустную. 382 По словам блаженного Симеона Фессалоникийского. совершалась в среду и пятницу сыропустной седмицы Литургия преждеосвященных даров. Ответы на некоторые вопросы. В 5 веке о литаниях в неделю сыропустную упоминает Максим, епископ туринский. [triod-16] Слова эти произносятся в паремии среды сырной. 383 Синаксарь в сырную субботу. 384 Синаксарь в неделю сыропустную. 385 Исторические акты археографическ. экспедиц. об избрании Годунова, 1598 г., том 2, 7. 386 Беседа 4, de quadragesima. 387 Напр., в 1 Новгородской летописи, см. Полное собрание летописей русских. В греческом часослове говорится: τν πρτην βδομδα τς γας τεςςαραχοςτς μες χαθαρν χαλομεν. 388 Понедельник первой седмицы Четыредестницы, песн. перв. трипеснца на утрен.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

В Неделю 4-ю и 5-ю св. Четыредесятницы, вместо кондака Триоди, берется кондак святому (преп. Иоанну Лествичнику , преп. Марии Египетской), и на литургии этот кондак святому следует петь на «Слава», а на «И ныне» поется кондак храма (если храм Спасов или Богородицы) или кондак «Предстательство христиан непостыдное» (если храм святого) 74 . От Недели о мытаре в фарисее до Недели ваий, по существующей практике, к тропарям канона Постной Триоди по воскресеньям прилагают припев: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», и только в Недели Православия и Крестопоклонную припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Определенного указания в Уставе и Триоди на этот счет нет 75 . Седмица и Неделя о блудном сыне В эту Неделю евангельской притчей ( Лк. 15, 11–32 ), от которой получила свое название и сама Неделя, Церковь показывает нам пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. В этом случае благодать исходит к ним в сретение, лобызает их, украшает и помогает им в достижении своего спасения. «Познаем, братие, таинства силу, от греха бо к отеческому дому востекшаго (опять пришедшего) блудного сына преблагий Отец предусрет лобзает, и паки своей славы познание (отличия) дарует: в таинственное вышним (силам) совершает веселие, закалая тельца упитанного, да мы достойно сожительствуем (будем обитать вместе) заклавшему человеколюбному Отцу, и славному Заколению, Спасу душ наших» 76 . Церковь учит, что истинная полнота и радость жизни заключается в благодатном союзе с Богом и постоянном общении с Ним («да достойно сожительствуем»). Удаление от этого общения служит, напротив, источником всевозможных бедствий и унижений. Таким образом, показав в Неделю о мытаре и фарисее истинное начало покаяния, Церковь теперь раскрывает всю силу его: при условии истинного смирения и раскаяния со стороны человека-грешника для милосердия Божия возможно прощение самых тяжких грехов. И потому ни один грешник в дни приближения времени покаяния не должен отчаиваться в благодатной помощи и помиловании Отца Небесного. Особенность богослужения в эту Неделю

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/p...

Скажем только, что после Отдания Пасхи троекратное «Христос воскресе» уже не совершается, но и молитва «Царю Небесный» тоже не произносится. Все службы с этого дня и до Пятидесятницы начинаются с «Трисвятого». Праздник Boзhecehie Господне празднуется в 40 день по Пасхе и поэтому всегда приходится на четверг 6ой седмице по Пасхе. Отдание этого праздника совершается через 9 дней в пяток 7ой седмицы по Пасхе. На другой день после отдания совершается последование Вселенской родительской Субботы (Троицкая суббота). Об этом последовании мы поговорим особо в свое время. Неделя Пятидесятницы. Это праздник, в который совершается прославление Святыя Троицы в память Сошествия Святаго Духа на апостолов, поэтому его еще называют праздник Троицы. Поскольку это великое событие произошло в 50-ый день по Воскресении Христовом, и праздник этот всегда совершается в 50-ый день после праздника Пасхи, а потому приходится всегда в день воскресный. В службах этого дня многократно поется и молитва Св. Духу: «Царю небесный». И с этого времени она поется далее в течение всего года на своем месте. 8я неделя по Пасхе или 1ая неделя по Пятидесятнице посвящена празднованию памяти Всех Святых. Службой этого дня восполняются чествования всех тех святых, бесчисленных ( Откр.5:11 ) и неизвестных, которым не установлены нарочитые отдельные празднества в течение года. Этим праздником и оканчивается период Цветной Триоди. После него начинается обычное, будничное время года, когда годовой Богослужение совершается по Октоиху и Минее. Если вы помните, церковный год делится на два периода: период пения Триоди (подвижный) и период пения Октоиха (неподвижный). Период пения Октоиха начинается в Неделю Всех святых и заканчивается в Неделю о мытаре и фарисее. Период пения Триоди начинается в Неделю о мытаре и фарисее и заканчивается в Неделю Всех святых. Начиная с первой недели Всех Святых, все недели (воскресные дни), обозначаются числами. До недели Мытаря и Фарисея насчитывается 32 недели. Так что тем для наших занятий еще много! И одного месяца самоизоляции явно будет недостаточно.

http://azbyka.ru/video/24-prazdniki-cvet...

§ 97. Пост пред праздником рождества Христова, с 15 ноября до 25 декабря именуется четыредесятницею, потому что продолжается 40 дней, и Филипповым от дня Ап. Филиппа, 14 ноября, после коего начинается, и рождественским от праздника Р. X. Этот пост служит для нас достойным приготовлением к празднованию рождества Христова. Последний день поста называется обыкновенно сочевником или сочельником, от сочива, которое уставом положено есть на трапезе в настоящий день, вероятно по примеру поста пр. Даниила и трех отроков, питавшихся в эти дни от семяи земных ( Дан. 1:12 ) и в знамение царства небесного, которое с рождеством Христовым началось на земле подобно зерну горушичну ( Мф. 13:31–36 ). Пост в навечерие праздника богоявления Господня, как и в навечерие рождества Христова, называемый также сочевником, установлен ради бывшего древле соединения праздников рождества и крещения Христа в один день. § 98. Пост пред Пасхою называется великим, потому что он есть пост Господень. К этому посту прав. Церковь постепенно приготовляет верных Богослужением и постановлениями. Приготовление всегда начинается за 70 дней до светлого праздника, указующих на семидесятилетний вавилонский и наш греховный плен, из которого Церковь во дни Великого поста особенно старается исхитить нас. Приготовление составляют недели: 1) о мытаре и фарисее, 2) о блудном, 3) мясопустная и 4) сыропустная. § 99. В неделю о мытаре и фарисее ( Лк. 18:10–14 ) Церковь внушает, что для оправдания пред Богом нам надобно соединять с наружными делами благочестия внутреннее смирение, – дела фарисея с смирением мытаря. С этой недели Церковь начинает оглашать нас песнию покаяния: «покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче» и проч. Разрешение поста в середу и пятницу этой недели есть сильное обличение фарисея, который напрасно хвалился двукратным своим пощением в седмицу: § 100. В неделю о блудном ( Лк. 15:11–32 ) Церковь призывает тех, кои пали в тяжкие грехи и удалились от Бога, к немедленному раскаянию и обращению в Нему, ибо Он, как отец милосердый, приемлет всех обращающихся в Нему с покаянием; а тех, кои думают, что они много уже лет работают Богу, николиже заповеди Его преступили и заслужили особенную награду, научает смирению и любви. В эту и следующую неделю Церковь поет 136-й псалом: «на реках вавилонских, тамо седохом и плакахом», побуждающий нас в наступающие дни сокрушаться и плакать о грехах своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Проводить масленичную (а, вернее, Сырную, или мясопустную) неделю надо в динамике настроя на покаяние, и эта динамика как раз дается церковным уставом. Церковь уже загодя готовит нас к Великому посту евангельскими притчами о мытаре и фарисее, о блудном сыне и, наконец, напоминанием о Страшном суде. И хотя на неделе о мытаре и фарисее мы еще вкушаем скоромное, Церковь нам уже напоминает, что надо настраиваться на такую молитву, как у мытаря, чтобы она была принята Богом. В этом смысле и масленица не исключает умеренного веселья, и в то же время она уже озарена приближением Великого поста. В этот период православным можно, к примеру, провести литературно-музыкальный вечер: почитать стихи христианского содержания, послушать духовные песнопения с настроем на покаяние (допустим, балладу о Кудеяре – о двенадцати разбойниках). Такого рода развлечения перед Великим постом вполне уместны. Отношение нецерковных людей к этому празднику известно: «Скоро масленицы звонкой закипит веселый пир…». Однако верующим на масленицу недопустимо участвовать во всеобщем разгуле, объедении и пьянстве. Святитель Тихон Задонский говорил: «Стыд лицо мое покрывает, когда говорю о том, как православные христиане празднуют масленицу». В эту неделю, последнюю перед Великим постом, хорошо бы помнить совет преподобного Сергия Радонежского: «Воздержания держитесь». Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1-й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа – потому что было Прощеное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе, если человек – Божий, поэтому должно быть воздержание. По слову святых отцов, Великий пост – это весна духа, ведь когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил эту радость Великого поста, тот уже дорожит этими днями, ждет их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное. Когда человек держится церковного устава, проникается духом богослужения, готовит себя ко вступлению в Четыредесятницу, тогда и те ограничения, которые связаны с великопостным периодом, воспринимаются им органично.

http://pravoslavie.ru/44978.html

Вообще, образы мытаря и фарисея тесно связаны с образами блудного и старшего сыновей. «Два сына – это грешники и мнимые праведники – книжники и фарисеи, – пишет архиепископ Аверкий (Таушев) . ...Старший брат, гневающийся на отца за милосердие к младшему брату, – это живой образ книжников и фарисеев, гордых своим внешне точным и строгим исполнением закона, но в душе холодных и бессердечных, хвалящихся исполнением воли Божией, но не желающих иметь общения с кающимися мытарями и грешниками» 471 . На тесную связь настоящей Недели с Неделей о мытаре и фарисее указывают нам и некоторые песнопения канона, например: «Яко разбойник вопию: помяни мя, яко мытарь умилився, бию в перси, и зову ныне: очисти, якоже блудного прими мя Всещедрый, от всех зол моих, Всецарю, яко да пою Твое крайнее снисхождение» 472 . Церковь в своих молитвословиях в Неделю о мытаре и фарисее призывала нас положить твёрдое основание духовным трудам – отринуть гордыню и исполниться смирения; в Неделю о блудном сыне она указывает нам само начало пути и побуждает нас совершить решительный поворот в своей духовной жизни, зовет вернуться из страны далече в объятия Отца. Как без смирения грешнику невозможно увидеть тьму своих прегрешений, так без того покаяния, какое нам являет блудный сын, нельзя продвинуться ни на шаг в борьбе со страстями. Тот покаянный жизненный переворот, который произошёл с блудным сыном, и является основным мотивом богослужения настоящей Недели. «И вот он приходит в себя, – читаем мы у архиепископа Аверкия (Таушева) о том чуде духовного сокрушения, которое произошло с блудным сыном. „Пришед же в себя“ – это чрезвычайно выразительный оборот речи. Как больной, выздоравливая после тяжкой болезни, сопровождающейся потерей сознания, приходит в себя, так и грешник, весь объятый грехом, может быть уподоблен такому больному, потерявшему сознание, ибо он уже не сознает требований закона Божия и совесть в нём как бы замирает. Тяжкие последствия греха в соединении с внешними бедствиями наконец заставляют его очнуться: он как бы просыпается, приходит в себя от прежнего бессознательного состояния, и трезвое сознание к нему возвращается, человек начинает видеть и понимать всю бедственность своего состояния и ищет средство к выходу из него. „Встану, пойду к отцу моему“ – это решимость оставить грех и покаяться» 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отсюда, я думаю, продолжает Иероним, произошло и то апостольское предание, чтобы в ночь пред светлым Христовым воскресением верующие бодрствовали во храме, ожидая Воскресшего, и чтобы, по наступлении времени Воскресения, всем вместе начать праздник.    Священным бдением перед Пасхою Церковь прекрасно выражает высокую важность своих ожиданий, с какими обыкновенно несовместен сон; блюдет верующих от нападений духовного врага: " в таковых бо временех и местех, — как говорится в Церковном Уставе, — тщится враг осквернити нерадивыя»; и достойно приготовляет нас к сретению Христа Царя, Который через Воскресение Свое явил Себя вечным Царем мира, как Церковь еженедельно при воскресном вечернем богослужении поет: " Господь воцарися, в лепоту облечеся». Приготовляет к торжеству светлого воскресения наипаче чтением Деяний Апостольских, ибо в продолжении этого торжества читаются на Литургиях также Деяния Апостольские, составляющие непреложное свидетельство истины Воскресения Христова. По прочтении Деяний на предпасхальном бдении, храмы Божий в полночь, по древнему обычаю, освещаются полным светом: бывает торжественнейший благовест и совершается предпразднственная полунощница, на которой повторяется канон, составляющей продолжение и окончание богослужения Великой Субботы.    Во время трогательного пения канона, изображающего еще пребывание Спасителя во гробе, св. плащаница переносится от среды храма на престол, в ознаменование того, что Спасителю пострадавшему, умершему и воскресшему дадеся всяка власть на небеси и на земли (Мф. 28:18) и что Он чрез свое Воскресение сделался для нас истинным брашном и истинным питием (Ин. 6:55).    Разговор с Трифоном.    Епископ маиумский, живший в 1-й половине 8 века; Маиума близ Газы.    Акростих (χρος «начальный», ςχος «стих») — стихотворение, в котором из первых букв каждого стиха составляется целое речение.    См. выше в начале этой статьи.    См. Синакс. в неделю о мытаре и фарисее.    Синаксарь в субботу сырной недели.    56 ответ епископу пентапольскому.    В слове о посте.    22 беседа по случаю низвержения царских статуй, 14, 1.    Стихи на синаксарь недели о мытаре и фарисее.    Иннокентий. Церковная история, век 5. Богослужение.    Стихи на неделю Мясопустную.    В 73 беседе.    См. церковную службу в седмицу сырную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010