Каковы особенности вообще великопостного богослужения? Так как дни Великого поста – это особенное время раскаяния во грехах, говенья, то в некоторые из этих дней (например, в понедельник, вторник и четверг) совсем не бывает Литургии как торжественной службы, служатся же часы; в среды и пятки совершается Литургия преждеосвященная, менее торжественная. Кроме того, Великим постом за службами больше чтения, чем пения, частые земные поклоны, черные облачения священнослужителей. Какие недели приготовительные к Великому посту? Четыре следующие: 1) неделя о мытаре и фарисее; 2) неделя о блудном сыне; 3) неделя мясопустная и 4) неделя сыропустная Каковы особенности богослужения в неделю о мытаре и фарисее? На Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, а на утрене после Евангелия поются особенные покаянные песни. Для чего в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее? Для того, чтобы возбудить в нас, по примеру кающегося мытаря, прежде всего сокрушение о наших грехах и самоосуждение. Какие покаянные стихи поются в это воскресенье на всенощной после Евангелия? Следующие: … Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет (рано утром стремится) бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный, весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Множество содеянных мною лютых (злых дел) помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости Каковы особенности богослужения в неделю о блудном сыне? На Литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о блудном сыне, а на всенощной после полиелея поются стихи из псалма 136-го: «На реках Вавилонских». Для чего в воскресенье этой недели на Литургии читается притча о блудном сыне? Для того, чтобы внушить нам, что Господь милосерд и к самому великому грешнику, лишь бы он искренно раскаялся в своих грехах. Для чего на всенощной после полиелея поются стихи псалма 136-го: «На реках Вавилонских»?

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Для седмицы, следующей за седмицей о мытаре и фарисее, не предусмотрено никаких богослужебных текстов. Непосредственно после Недели о мытаре и фарисее в Постной Триоди идет богослужение Недели о блудном сыне. Примерно по тому же принципу, как и в прошлую неделю, включаются в богослужение тексты из Постной Триоди, соединяясь с воскресными. Так же на Господи, воззвах сначала поются 6 воскресных стихир, потом 4 Триоди, Слава из Постной Триоди, И ныне, разумеется, догматик. Так же на стиховне, на Славу поется стихира из Постной Триоди; принцип включения текстов Постной Триоди един для всех подготовительных недель. Так же и на утрени на своем месте будет исполнено песнопение, о котором мы уже говорили: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...» Оно будет петься от Недели о мытаре и фарисее до 5-й Недели поста включительно, поэтому в дальнейшем специально упоминать о нем мы не будем. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы. Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны – 17-я кафизма. Но именно в те недели, о которых мы сейчас говорим, должны петься 134-й и 135-й псалом, и с ними в ряд встает 136-й: На реках Вавилонских. Этот псалом здесь поставлен отнюдь не случайно и, конечно, не ради исторического события пленения Вавилонского – он изображает удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». И те слова, которые обращены к дщери, к дочери Вавилона, такие грозные, естественно, относятся к порождениям греха – тем «младенцам», которые должны быть разбиты о камни. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как совершается великий вход на Преждеосвященной литургии? В то время, когда на клиросе окончат пение слов: «се жертва тайная совершена дориносится», священник, поставив дискос со Св. Агнцем себе на голову и взяв в другую руку потир, выходит из северных дверей и входит в царские. Ему предшествует диакон, совершая каждение пред Св. Дарами. Причем все стоящие в храме повергаются на землю. Когда священник войдет в алтарь, то на клиросе допевают слова Херувимской песни, со слов: «Верою и любовию». Священник же поставляет дискос и потир на престол, покрывает их воздухом и произносит перед Св. Дарами молитву св. Ефрема. Читается ли Еваигелие на Преждеосвященной литургии? Обыкновенно не читается. Читается только тогда, когда случится праздник. Об особенностях великопостного богослужения Кроме литургии Преждеосвященных Даров, нет ли еще каких особенностей в великопостном богослужении? Есть. Такие особенности относятся вообще к великопостному богослужению. Кроме того они еще относятся: 1) к неделям приготовительным к великому посту; 2) к составляющим собственно Великий Пост, и наконец 3) к Страстной седмице, которая служит как бы заключением Поста. Какие особенности вообще великопостного богослужения? Так как дни Великого Поста суть особенное время раскаяния в грехах, так называемого говенья : то в некоторые из них, напр. в понедельник, вторник и четверг, совсем не бывает литургии, как торжественной службы, служатся же часы ; в середы и пятки совершается литургия Преждеосвященная, менее торжественная; кроме того, Великим Постом за службами больше чтения, чем пения, частые земные поклоны, черные свящ. облачения. Какие недели приготовительные к великому посту? Четыре, следующие: 1) неделя о мытаре и фарисее ; 2) неделя о блудном сыне ; 3) неделя мясопустная и 4) неделя сыропустная 55 . Какие особенности в богослужении в неделю о мытаре и фарисее? На литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее, а на утрене после Евангелия поются особенныя покаянныя песни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

3) Прощение ближних – второстепенная тема богослужения Недели. Несмотря на то, что сама Неделя часто именуется «Прощеным воскресением» и совершаемый вечером Чин прощения – весьма заметное и значимое действие, ясно данная тема звучит лишь в начальной фразе евангельского чтения: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6 :14–15). § 1.5.2. Частные особенности богослужения Богослужение Недели сыропустной по схеме почти тождественно богослужению Недели о блудном сыне, однако имеет и ряд сходств с Неделей мясопустной (последние две из указанных ниже особенностей). Вот что следует отметить: – катавасия особая – «Яко по суху…» (воскресные ирмосы 6-го гласа). – икос по 6-й песни имеет интересный вид: он состоит из четырех кратких строф, каждая из которых завершается фразой «Милостиве, помилуй мя падшаго»; – хвалитные стихиры поются так же, как в Неделю мясопустную (Октоиха – 5, Триоди – 4); – на литургии прокимен и аллилуиарий – Триоди. § 2. Седмичные дни подготовительного периода Как уже было отмечено, период подготовительный к Великому посту охватывает три седмицы: седмицу после Недели о мытаре и фарисее (эта седмица общепризнанного названия не имеет, потому может быть названа «седмицей о блудном сыне»), мясопустную и сырную. Вследствие того, что богослужения первых двух недель Постной Триоди оформились достаточно поздно, из трех предварительных седмиц с темой наступающего поста идейно связаны только службы сырной седмицы, тогда как в первые две седмицы (между Неделей о мытаре и фарисее и субботой мясопустной) Триодь в седмичные дни не используется вообще. § 2.1. Седмица после Недели о мытаре и фарисее В эту седмицу Триодь не поется и богослужения совершаются по обычному чину. Стоит обратить внимание на два обстоятельства: отмену поста в среду и пяток и особое указание насчет порядка чтений на литургии в субботу. § 2.1.1. Отмена поста в среду и пятницу

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Богатством, которое мы получили от Отца, названы наши духовные дарования (стихиры на «Хвалите…»), то есть те таланты, которые мы получили от Бога, но употребили для греховных целей. Рабское положение, в которое попал блудный сын из притчи, сравнивается с нашим пребыванием в плену страстей, причем интересно, что сначала эта мысль выражается иносказательно («странным гражданом порабощен», см. 1-й тропарь 4-й песни канона), но в заключительных песнопениях службы прямо говорится, что каждый из нас оказался в рабстве у диавола (канон, 8-я песнь 2-й тропарь и светильны). Еще более замечательным является неоднократное использование в каноне выражения «бых вне себе» (3-я песнь, 1-й тропарь; 4-я песнь, 2-й тропарь; 8-я песнь, 3-й тропарь), что является явной антитезой используемой в Евангелии фразе «пришед в себе», характеризующей духовное просветление блудного сына. Получается, что закосневая в своем греховном состоянии, мы как бы уподобляемся душевнобольным людям, входим в конфликт с самими собой. С содержанием притчи, кроме подробного описания нашего падения и последующего покаяния, неразрывно связано представление Бога как Отца . Действительно, ни в одном другом богослужении годичного круга именование Бога Отцом не встречается столь часто. В службе Недели о блудном сыне эта мысль повторяется постоянно, что не может не воодушевлять каждого из нас, осознающих глубину своего падения. Наконец, во 2-й стихире на «Господи, воззвах…» отражается еще одна мысль, которую нельзя не отметить. Здесь искупительный подвиг Христа сравнивается с закланием откормленного теленка и той трапезой, которую радостный отец устроил по случаю возвращения блудного сына: «…да мы достойно сожительствуем, заклавшему же человеколюбному Отцу и славному заколению, Спасу душ наших». § 1.3.2. Частные особенности богослужения В целом богослужения предварительных Недель Великого поста имеют одни и те же богослужебные особенности, потому в Недели о блудном сыне, мясопустную и сыропустную службы совершаются по той же схеме, что и в Неделю о мытаре и фарисее. Есть только небольшие индивидуальные особенности у каждого из этих трех воскресных дней, причем касаются они пения стихир на «Господи, воззвах…», канона и хвалитных стихир на утрене, а также прокимена на литургии. Кроме того, в указанные три Недели к полиелею, в отличие от Недели о мытаре и фарисее, добавляется 136-й псалом, о чем мы также скажем далее. Итак, зная хорошо особенности Недели о мытаре и фарисее, эту же схему можно смело применять и к другим предварительным Неделям, учитывая нижеперечисленные индивидуальные черты.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Естественно, Октоих содержит и многочисленные приложения. Три главные из них связаны со «столпами» евангельских чтений. Надо сказать, что сама система чередования гласов, которая действует в течение года, называется столпом, гласовым столпом. Но есть еще один столп – это столп евангельских чтений. Он состоит из 11 чтений, которые читаются на воскресной утрени. И вот, Октоих содержит таблицу, по которой можно определить, что читается в данное воскресенье. В Октоихе помещены и сами тексты этих Евангельских чтений. И еще одно приложение – это богослужебные тексты, которые связаны с Евангельским чтением, которые зависят не от гласа, а от евангельского чтения в это воскресенье; это ексапостиларий, его Богородичен и евангельская стихира. Теперь надо сказать о времени действия Октоиха. Существует период церковного года, когда Октоих взаимодействует только с системой Миней. Это время от Недели Всех святых (первая неделя по Пятидесятнице) до Недели о мытаре и фарисее. Это и есть период пения Октоиха. В неделю на первом месте стоит воскресная служба, она может отменяться только при совпадении с двунадесятым Господским праздником. В седмичные и субботние дни – значительней больше праздник по Минее, тем сильнее оттесняется Октоих. Что происходит во время действия Триоди Постной и Цветной, в то время, которое называется периодом пения Триоди? Система эта довольно сложна, и разбирать ее подробно мы будем в дальнейшем, однако, скажем главное. В будние дни Великого поста Октоих используется только в отдельные моменты службы, а в воскресные дни стоит на первом месте (с субботами ситуация особая, об этом поговорим позднее). С Лазаревой Субботы до Великой Субботы Октоих не используется вовсе. Во время пения Триоди Цветной Октоих в руки не берут, поскольку все тексты из него, нужные для богослужения, помещены в Цветной Триоди наряду. Период пения Триоди (время от Недели о мытаре и фарисее до Недели Всех святых) потому и противопоставляется периоду пения Октоиха, что не Осьмогласник в предпасхальный и послепасхальный отрезок является ключевой книгой; основная роль в этих богослужениях отведена Триоди.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Упомянув о прекрасных богослужениях Триоди Постной, будет, наверное, уместным дословно привести яркие фрагменты первой службы постного цикла, обращённой к Евангельскому чтению притчи о мытаре и фарисее: Смирение древле вознесе мытаря, плачем возопивша: очисти — и оправдися. Того подражаим вси, во глубину зол впадшии, возопиим Спасу из глубины сердца: согрешихом, очисти, Едине Человеколюбче (седален по 3-й песни канона на Славу). Показал еси, Владыко, Твоим учеником высокотворное смирение, лентием препоясан по чреслом, нозе умыл еси, и сему образу подражати повелел еси (4-й тропарь 6-й песни канона). Дивно: ещё только началась подготовка к Посту, а уже в поле зрения — Страстная. Действительно, путь начинаешь тогда, когда знаешь о его цели. Нельзя, конечно, умолчать о том, что с Недели о мытаре и фарисее на воскресных утренях поётся замечательное песнопение Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче — песнопение, которое будет сопутствовать нам до 5-й Недели поста, то есть почти до Страстных дней. Таким образом, весь постный путь, как и вся жизнь наша имеют стать подвигом покаяния, такого, что и в конце его мы не должны видеть себя даже начавшими этот путь. То есть, глас первой Господней проповеди: “Покайтесь!” — гремит над нами всю жизнь, мы обречены на бодрствование над своей душой до самой смерти. Как не вспомнить по этому поводу предсмертные слова преподобного Сисоя Великого. “Не знаю, начинал ли я покаяние”, — говорит святой муж, когда Ангелы приходят взять его душу на небо… В Вербное же воскресенье Покаяния отверзи мы уже не поём, ибо в жизнь нашу, как в Иерусалим земной, входит Сам Господь, чтобы ввести нас в Иерусалим Небесный — Царство Божие (свидетельство тому — службы Страстной седмицы). Спустя неделю после начала пения Постной Триоди мы слышим за воскресной литургией Господню притчу о блудном сыне (Лк 15:11–32). Главный смысл этой притчи — Божественное свидетельство о безграничном милосердии Отца Небесного к кающимся грешникам, которые все для Него — родные дети.

http://pravmir.ru/velikiy-post-podgotovi...

План Постной триоди Постная триодь представляет собою сборник переменных частей богослужения для первой половины круга т.н. подвижных дней, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая великой субботой. Прежде чем приступить к рассмотрению того, как создавались составные элементы триоди и как составлялся самый этот сборник, необходимо предварительно ознакомиться с тем, как возникли те памяти, которые давали повод к появлению указанных элементов, и как образовалась та система этих памятей, которая теперь служит планом Постной триоди, – словом – необходимо ознакомиться с историей календаря Постной триоди. В этом календаре различаются три группы памятей: 1. пасхальный пост, или страстная седмица, к которой примыкает пост 40-цы с предшествующими ей тремя приготовительными седмицами, 2. памяти дней воскресных 40-цы: в настоящее время в нашем календаре их нет, о них говорится лишь в содержании самогласнов и некоторых воскресных канонов, согласно этому содержанию во вторую, например, неделю поста вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д., и, наконец, 3. группа памятей минейных, перенесенных в подвижной круг из неподвижного, каковы, например, памяти св. Феодора Тирона в субботу первой седмицы поста, св. Марии египетской – в 5-ю неделю и т.п. Самая древняя из вышеуказанных память это – пасхальный пост. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, когда отнимется у них Жених ( Мф. 9,15 ). Как видно из истории пасхальных споров к. II в., его одинаково соблюдали и христиане, праздновавшие Пасху вместе с евреями 14-го нисана, и христиане, праздновавшие этот праздник в день воскресный 1 . Продолжительность его во II в. в различных местах была различна. Св. Ириней Лионский в письме к папе Виктору сообщает, что, «по мнению одних, следует поститься один день, по мнению других – два дня, по мнению третьих – даже больше; некоторые продолжают пост сорок часов дня и ночи 2 ». От первой половины III-ro века Тертуллиан в своем уже монтанистическом (после 202 г.) сочинении «О посте» сообщает, что современные ему православные считали «назначенными Евангелием для поста лишь те дни, в которые отнят был Жених, и признавали их единственно обязательными для христиан постом, после того как отменены были ветхие, законные и пророческие, установления (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Познаем, братия, таинства силу,/ибо от греха ко отеческому очагу возвратившегося блудного сына/преблагой Отец, навстречу выйдя, обнимает,/и вновь познание своей славы дарует;/и таинственное для горних Сил совершает веселие,/закалывая тельца упитанного,/дабы мы достойно проводили жизнь/с Заклавшим – человеколюбивым Отцом,/и славною Жертвою – Спасителем душ наших. Из Триоди Постной — читать по-русски , по-церковнославянски   Последование богослужения на 28 февраля в разных форматах и онлайн     М. Красовицкая «Литургика»     Неделя о блудном сыне — это вклад Константинопольской традиции. Примерно в IX-X вв. устанавливается евангельское чтение о блудном сыне и формируется зависящее от него богослужение, построенное на осмыслении этого чтения. Неделя о мытаре и фарисее появилась еще позднее — к XII b., и также была установлена в Константинопольской Церкви. Что же отличает богослужение Недели о блудном сыне? В эту неделю впервые поется знаменитый 136-й псалом На реках вавилонских. Это как раз тот период года, когда мы не нарушаем Устав о воскресном богослужении. Мы уже говорили, что псалмы 134-й и 135-й, которые мы всегда привыкли слышать, вовсе не являются обязательной частью воскресной службы. Большую часть года в воскресенье должны петься так называемые Непорочны — 17-я кафизма. Но именно в те недели, о которых мы сейчас говорим, должны петься 134-й и 135-й псалом, и с ними в ряд встает 136-й: На реках Вавилонских. Этот псалом здесь поставлен отнюдь не случайно и, конечно, не ради исторического события пленения Вавилонского — он изображает удаление от горнего Иерусалима, то состояние, в котором должна пребывать душа, если она попала в плен греховный: «Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя». И те слова, которые обращены к дщери, к дочери Вавилона, такие грозные, естественно, относятся к порождениям греха — тем «младенцам», которые должны быть разбиты о камни. Этот богослужебный текст каждому помогает почувствовать себя пленником, которому не до радостных песен и который сердцем желает избавления.

http://predanie.ru/tema/nedelja-o-bludno...

Для чего в это воскресенье читается из Евангелия притча о мытаре и фарисее? Для того, чтобы возбудить в нас, по примеру кающагося мытаря, прежде всего сокрушение о наших грехах и самоосуждение. Какие на всенощной в это воскресенье после Евангелия поются покаянные стихи? Следующие: Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче: утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный, весь осквернен; но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Множество содеянных мною лютых помышляя окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго; но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид, вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Какие особенности в богослужении в неделю о блудном сыне? На литургии в это воскресенье читается из Евангелия притча о блудном сыне, а на всенощной после полиелея поются стихи из псалма «На реках Вавилонских». Почему в воскресенье этой недели на литургии читается притча о блудном сыне? Для того, чтобы внушить нам, что Господь милосерд и к самому великому грешнику, лишь бы он искренно раскаялся в своих грехах. Для чего на всенощной после полиелея поются стихи псалма «На реках Вавилонских»? Этот псалом пели иудеи, когда находились в плену Вавилонском. Он начинается так: На реках Вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона , а оканчивается; Блажен, иже имет (т. е. возьмет) и разбиет младенцы твоя о камень! Это пение напоминает нам об удалении нашем от отечества небеснаго, т. е. рая, и о рабстве нашем греху, и изображает скорбь души, тоскующей об отечестве небесном. Какие особенности в богослужении в недели: мясопустную и сыропустную? В воскресенье мясопустной недели на литургии читается Евангелие о Страшном Суде, а в сыропустную о посте и прощении друг друга. Кроме того, в среду и пятницу на сырной неделе не служится обедни, а уже великопостные часы с поклонами, при чтении молитвы: «Господи и Владыко живота моего». Для чего в воскресенье мясопустной недели читается Евангелие о Страшном Суде Христовом? Для того, чтобы страхом суда Божия предохранить нас от безпечности о своем спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/k...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010