Совершать литургию может только правильно поставленный священнослужитель – епископ или пресвитер. Диакон или другой клирик не имеет на то права. Литургию не дозволяется служить в часовнях, келиях, домах; но она должна быть совершаема непременно в освященном храме, где устроен престол и где находится антиминс, освященный архиереем. На одном престоле в один и тот же день не могут быть совершены две литургии, хотя бы и разными священниками. И священник (равно и епископ) в один день не может совершить более одной литургии. В Православной Церкви совершаются три литургии, именно: святого Иоанна Златоуста , святого Василия Великого и Преждеосвященных Даров. Молитвословия, песнопения, чтения и их порядок в литургиях святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста весьма сходны; литургия святого Василия Великого отличается от литургии святого Иоанна Златоуста главным образом только молитвами, читаемыми тайно иереем. Постоянные, неизменяемые молитвословия и песнопения литургии находятся для священника и диакона в Служебнике, а для певцов – в Ирмологионе; а изменяемые содержатся в Октоихе, Минее, Триодях. Чтение же из Апостола и Евангелия бывает по книгам этих названий. Литургия совершается в следующие дни: литургия Василия Великого непременно десять раз в году, а именно: пять раз в Великую Четыредесятницу – в 1, 2, 3, 4 и 5 недели (воскресения) Великого поста, дважды в Страстную седмицу – в четверток и субботу, в день памяти святого Василия Великого (1 января), в дни навечерий Рождества Христова и Богоявления Господня. Но если навечерие Рождества Христова или Богоявления Господня бывает в субботу или в неделю, то в навечерие совершается литургия Златоуста. Литургия же Василия Великого совершается в самый праздник. Литургия Преждеосвященных Даров совершается только в седмичные дни Великого поста, и притом кроме субботы, а именно: 1) в среду и пяток седмиц Великой Четыредесятницы: 2) в четверток 5-й седмицы – в день чтения великого канона; 3) в понедельник, вторник, среду страстной седмицы. Если в указанные дни случится праздник Благовещения, то литургия тогда святого Иоанна Златоуста .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– А что можно сказать о практике чтения паремий в течение Святой Четыредесятницы? – Чтение паремий во времена, когда не были столь доступны книги, носило учебный характер, особенно это касается паремий, читаемых Великим постом. Начиная с IV века, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы – как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии – как пророчество о Христе. «Дидактический курс», если так можно выразиться, продолжается и на Страстной седмице, однако книги здесь уже берутся другие: книга Иезекииля на 6-м часе, книги Исхода и Иова на вечерне. В нашем богослужении все эти византийские паремии сохранились и являются рудиментом древней традиции оглашения. – Что можно сказать о количестве паремий на отдельно взятом богослужении? – В целом же количество паремий на отдельно взятом богослужении может иметь следующие значения: все числа от 1 до 8, далее 13, 15 и 20. Если говорить о праздниках, то у нас есть три праздника, богослужение которых содержит большое число паремий, тогда как остальные великие и двунадесятые праздники включают по три паремии. А так статистика может выглядеть следующим образом: 1 паремия – на сырной седмице в среду и пятницу 2 паремии – в седмичные дни Святой Четыредесятницы 3 паремии – на большинство праздников 4 паремии – если полиелей в четверг или субботу сырной, а также в день Благовещения в седмичный день поста. 5 паремий – накануне Благовещения (часто) 6 паремий – при совпадении праздника подвижного с неподвижным (например, вмч. Георгия Победоносца на Преполовение Пятидестяницы) 7 паремий – Благовещение в 3-ю – 6-ю субботы Великого поста 8 паремий – навечерие Рождества Христова, Благовещение в Неделю Ваий и в Великую Субботу 13 паремий – навечерие Богоявления 15 паремий – Великая Суббота 20 паремий – накануне Кириопасхи (Пасха в совпадении с Благовещением) – Давайте поговорим о том, в какой степени тексты праздничных паремий связаны с событиями соответствующих праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

БОГАДЕЛЬНИ . Постройка их при церквах на суммы свечного сбора. 17 . Разбор в московских богадельнях призреваемых и производство положенного жалованья только тем из них, которые дряхлы, больны или не имеют родственников и свойственников. 309 . БОГОСЛУЖЕНИЕ . О выведе обычая петь в церквах в одно и то же время церковные службы и молебны двоегласно и многогласно (п. 9 стр. 8). 1 . О возношении в церковных служениях Св. Синода вместо патриаршего имени (п. 1). 3 . Определение торжествовать ежегодно молебным пением день коронования Государя Императора. 83 . Отмена поклонения во время священнослужения патриаршим местам в московском Успенском соборе и в церкви Двунадесяти Апостолов. 170 . Порядок отправления благодарственного молебна и духовного торжества по случаю заключения вечного мира с Швециею. 206 . Определение о праздновании Двунадесяти Апостолам с полиелеем. 224 . Порядок возношения именования царствующего Дома на великом входе при литургии. 229 . Замена на литургии при архиерейском служении возглашения: благоверные князи и бояры и пр. возглашением: благоверных, правительствующий синклит, военачальников, градоначальников и христолюбивое воинство. 230 . Возношение в священных службах на ектениях и на великом выходе титула Его Царского Величества и форма этого возношения. 288 . Форма возношения царствующего Дома во всех церковных службах и форма возглашения многолетия в навечерие Рождества Христова и в навечерие Богоявления Господня. 347 . БОЙ (ДРАКА) . Возникающие по сему дела на духовных подсудны Св. Синоду (п. 3 стр. 105). 76 , 172 . БРАК . Мирянам не таить пред священником ни малейшего препятствия к браку; в случае сомнения в делах брачных следует для разъяснения оного обращаться к священнику, который, если у него самого возникнет сомнение, должен отнестись к епископу, а сей последний, если не может разрешить сомнительного случая, представляет о нём в Св. Синод; для надлежащего разрешения сомнения в брачных делах Св. Синоду составить правила; запрещается венчаться не в своём приходе, или чрез священника из чужого прихода, или в иной епархии (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах ( крещенские купания ) является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди) . В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении . Малое и Великое водоосвящение Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое . Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления  (Крещенский сочельник ). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) освящение воды совершается одинаково (по одному чину). Изначально в сочельник 18-го января воду освящали в храме, а в сам праздник 19-го – на источнике (реке или озере). Можно ли самому освятить воду? Нет, эти чины (великого и малого воддосвящения) могут совершать только священники или епископы. Крещенская вода в доме христианина Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять утром натощак вместе с просфорой после молитвенного правила с благоговением, как святыню. Каждый раз перед принятием святой воды следует совершать молитву на принятие просфоры и святой воды (если в принимаете святую воду без просфоры, то её упоминание можно опустить). Святитель Лука Крымский советовал: “ Пейте святую воду, как можно чаще. Это самое лучшее и наиболее эффективное лекарство. Это говорю не только, как священник, но и как врач. Из моего опыта в медицине ”. Преподобный Серафим Вырицкий советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Болящим преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет. Важно помнить, что святая вода не является панацеей от болезней, потому что действие освященной воды обусловлено благодатью Божьей, а не самой водой. Неразумно отказываться о приеме жизненно важных препаратов и лечиться только святой водой и маслом, помня о предупреждении Христа: “не искушай Господа Бога твоего”. Где хранить святую воду

http://azbyka.ru/voda-svyataya

Когда литургия бывает после вечерни, тогда вечерня большей частью совершается сряду за часами и за нею – литургия. В день, когда литургия совершалась после вечерни, повечерие бывает одно, без вечерни. Великое повечерие вообще совершается на дни великой Четыредесятницы на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы, в прочие дни – повечерие малое. Накануне праздников, например, Благовещения пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Вечерня Вседневная Великая В дни года, кроме Великой Чстыредссятницы В дни Великой Четыредесятницы Отдельно от утрени В соединении с утренею, т.е. на бдении Совершается только пред бдением, которое начинается вечернею, но не повечерием. Совершается на всякий день, в который не случается праздника с полиелеем или бдением. Также – на праздники с полиелеем (21 февраля) или бдением (30 января, в четверток сырной недели), если они случатся в седмицу сырную. Совершается в неделю (воскресение), понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы, т.е. в те дни, когда вечерня не соединяется с литургиею. Соверш ается: 1) накануне тех дней (от недели св. ап. Фомы до недели мясопустной), в которые на утрени поется полиелей (Также на день преполовения, на 1 и 13 сентября, хотя на утрени и не положено полиелея); 2) в день Пасхи и во все дни пасхальной седмицы и в неделю (воскресение) св. ап. Фомы; 3) в самые господские дванадесятые праздники Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Воздвижения Креста Господня; 4) в навечерия Рождества Христова, Богоявления, в Великую пятницу. Совершается, по указанию Типикона, около 70 раз в году (Тип., гл. 6). Устав о малой вечерне находится в Типиконе, в 1 главе; иногда в Служебнике (Киевского издания) и в Октоихе простом.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока - Церквах Иерусалимской. Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: " не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился " . К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда " бе Иисус лет яко тридесять " ( Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных - до V или даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнеишим и чудесным. " Се благовествую вам, - сказал Ангел вифлеемским пастырям, - радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вси слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша " ( Лк. 2, 10 - 20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, " яко родися Спас " , Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

http://zavet.ru/kalendar/rx-004st.htm

В глазах безумных они кажутся умершими и смерть их кажется позором. Даже для нас их отшествие – скорбь, а они в мире. Потому что если в глазах человеческих они и принимают муки, но их надежды полны бессмертия. Выстрадав непродолжительное время, они получают чудные награды, потому что Бог испытал их и нашел достойными Себе. Как золото в горниле Он испытал их, и как чистейшее благовоние жертвы, принял их 22 . Праведные живут вечно и у Господа награда им. Они получат царство блаженства и венец славы из рук Господа» 23 и т.п. Конечно, эти чтения не ограничивались одними паримиями Соломона, а читались и другие книги подобного содержания; но как паримии могли идти прежде или читаться чаще, то за всеми такими чтениями и могло сохраниться одно общее название паримий. Впрочем, это одна догадка, а ясных и точных указаний, почему все чтения из ветхого завета называются паримиями (или паремиями, как называются они в богослужебных книгах), нет нигде. Чтение паримий – принадлежность собственно вечерних богослужений. Нет ни одного праздника бденного или полиелейного, на вечерне которого не читались бы паримии. Обыкновенное число их три; но в три величайшие праздника: Пасхи, Рождества и Богоявления Господня, число их увеличивается. Именно, в навечериях: Пасхи – 15 паримий; Рождества Христова – 8; Богоявления – 13. Великим постом для чтения паримий, как и для всего, свой особенный распорядок. Именно: на шестом часе паримиа, на вечерне по две, из которых первая всегда из книги «Бытия»; вторая из книги «Притчей». В Великий четверг, вместо шестого, паримиа на первом часе; в Великую субботу – на утрени после славословия. Чтобы иметь более ясное понятие о значении и содержании паримий, укажу здесь на некоторые. Так, например, в навечерии Пятидесятницы читаются паримии: первая из книги Чисел 24 . В ней описывается древнейшее явление Духа Божия на семидесяти мужах, избранных на помощь Моисею, – явление, в котором видно сходство, в явлениях Духа на апостолах, богоизбранных причастниках благодатных сил великого пророка, прообразованного Моисеем (Господа Иисуса Христа). Вторая из пророчества Иоилева 25 . В ней слышим те самые слова божественного пророчества, которыми апостол Петр, в день сошествия Святого Духа, объяснял удивленному народу таинство настоящего великого события: это – обетование об излиянии Духа на всяку плоть, на сынов и дщерей, на старцев и юношей 26 . Третья из пророчества Иезекиилева 27 . В ней предвозвещаются верующим очистительные духовные воды, дарование духа нового вместо ветхого, и сердца плотяного, вместо каменного, и обещается Дух Божий, чтобы мы ходили во оправданиях Господа, сохраняли судьбы Его и были избранным Его народом. Так и во все двунадесятые праздники читаются такие места из книг ветхого завета, которые имеют какое-либо отношение к празднуемому событию. А чтобы иметь понятие о паримиах, собственно так называемых, т.е. о притчах, собранных Соломоном, то выпишу несколько мест из его книги «Притчей».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

По еже рещи священнику заамвонную молитву. Великое водоосвящение в навечерии бывает по прочтении заамвонной молитвы после литургии, которая по причине поста пред Богоявлением, совершается также вечером. А если навечерие сего праздника случится в субботу или в день воскресный: то для чести сих дней литургия совершается не вечером, но в свое время и пост отчасти разрешается, но тогда водоосвящение исполняется уже не на литургии, бываемой поутру, и не по заамвонной молитве, но в вечеру, после великой вечерни. Матфей Властарь (под буквою К, в гл. 37) пишет: «Феофил Александрийский по случаю стечения праздника святых Богоявлений, в который мы обыкновенно постимся до вечера, со днем воскресным, повелевает отдавать каждому празднику подобающее. Ибо, он говорит, что и долг и обычай обязуют нас чествовать всякий воскресный день и торжествовать оный: потому что Господь наш Иисус Христос даровал нам в этот день воскресение из мертвых. Почему и в Священном Писании он назван первым (днем), как начало нашей бессмертной жизни, и осьмым, как день, превосходящий иудейскую субботу. Но если день этот, в который случился праздник Богоявления, будет постный, то употребим искусство – сохранить честь и святость того и другого праздника: вкусив немного фиников – после литургии, мы уклонимся и от тех ересей, которые не почитают дня воскресного, и вместе отдадим должное дню постному, ожидая вечернего собрания и богослужения, которое совершается здесь от девятого (третьего по полудни) часа». Во все прочие и простые дни – не только пред Рождеством, пред Богоявлением и пред Светлым Воскресением Христовым в субботу, но и в самый праздник Благовещения и в самый Четверток великий, литургии всегда переносятся на вечер. Матфей Властарь (под буквою Т, в гл. 5) всю причину сего перенесения литургии на вечер приписывает сокровенным таинствам, совершившимся в эти дни и вновь открывшимся для нас не во дни, но в нощи и как бы в некоем примраке. Он говорит: «во все вышесказанные знаменитые праздники темно и как бы на плане (чертеже) открываются и предызображаются оные таинства, сокрытые во глубине премудрости Божией, превосходящей наше познание, – так впрочем, что из такового начального откровения дано нам, сколько возможно для нас, вознестись и возвыситься к Божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Пятница пред Рождеством Христовым считается последним строго постным днем Рождественского поста, так как пост, хотя и продолжается в следующие затем дни, субботу или воскресенье, но значительно ослабляется. В Православной Церкви принято вообще с совершеннейшим постом устранять по возможности торжественность богослужения. И в последнюю пятницу пред Рождеством Христовым, как и в Великий пяток, положено совершать одни царские часы без Божественной литургии. Пятница пред Богоявлением, если оно приходится на воскресенье или понедельник, не отличается от прочих святочных праздничных дней. Раньше праздник Богоявления совершался в один день с праздником Рождества Христова, и служба первоначально им была одна. По разделении праздников старались сделать похожими службы им. Всё, что положено было на Рождество Христово, перенесено и на Богоявление. Одну из особенностей праздника Рождества Христова составляли великие (царские) часы, часы составили и на Богоявление и совершение их, если праздник приходился в воскресенье или понедельник, также перенесли на пятницу. Так возникло правило, как и перед Рождеством Христовым, Божественной литургии в этот день не совершать. Устав об отправлении царских часов перед Богоявлением, если оно случится в воскресенье или понедельник, говорит: «Аще ли в пяток, прежде навечерия Богоявления, когда поются царские часы, зри указ декемврия в 24 день», то есть делается ссылка на Устав Рождественский, из которого заимствован богоявленский Устав. Поэтому несовершение Божественной литургии в указанный пяток перед Богоявлением имеет чисто исторический, а не литургический и не канонический характер. Но из этого не следует, что в пятницу перед Богоявлением можно служить Божественную литургию. Если в Уставе определенно запрещается служение Божественной литургии, то и служить ее не должно и ради самого Устава, так как в данном случае он действовал на известных основаниях, и ради соблюдения церковного порядка. В прочие дни совершается Божественная литургия святого Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Явилась Дева Богородица, Которую издревле проповедали на земле пророки в своих предсказаниях, Которую мудрые патриархи и соборы праведников возвещают. С ними ликуют и благолепные женщины: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна и вместе с ними Мариам, (сестра) Моисея. С ними радуются и все части света... Рождество Христово Праздник Рождества Христова – второй по значению в православном церковном календаре после Пасхи, праздник встречи человека с Богом воплотившимся. Величайшее чудо Боговоплощения в том, что, совершившись однажды в истории, оно возобновляется в каждом человеке, приходящем ко Христу. В глубоком молчании ночи Слово Божие воплотилось на земле: так воплощается Оно в молчаливых глубинах человеческой души – там, где умолкает разум, где истощаются слова, где ум человека предстоит Богу. Неизвестным и неузнанным родился Христос на земле, и лишь волхвы и пастухи вместе с Ангелами вышли навстречу Ему: так тихо и незаметно для других рождается Христос в человеческой душе, а она выходит Ему навстречу, потому что возгорается в ней звезда, ведущая к Свету. Двадцать веков назад Бог решил особым образом вмешаться в историю человечества и Своим рождением от Девы повернул весь ход истории. С тех пор Он вновь и вновь рождается в душах тысяч людей и изменяет, преобразует и преображает всю их жизнь, делая их верующими из неверующих, святыми из грешных, спасающимися из погибающих. Величию события пришествия в мир Спасителя соответствует продолжительность его празднования: включая 5 дней предпразднства и 6 дней попразднства, Рождество длится 12 дней. Кроме предпразднства, у Рождества Христова есть еще один день, называемый Навечерием, или (в просторечии) сочельником. Устав предписывает в этот день строгий пост – полное воздержание от пищи до окончания вечернего богослужения (на практике, однако, вечерня обычно совершается в утренние часы). Богослужение Навечерия и самого праздника представляет собой единый литургический цикл, распространяющийся на двое суток. Подобная структура богослужения встречается еще лишь дважды в году: на Богоявление, которому также предшествует Навечерие, и на Пасху, которой предшествует Великая Суббота.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010