Вечерня, повечерие, полунощница, утреня, часы Вечерня В соответствии с традицией, унаследованной от Ветхого Завета, литургический день в христианской Церкви начинается с вечера. Соответственно первым богослужением суточного круга считается вечерня. Устав различает несколько типов вечерни – вседневную, великую, малую, а также соединяемую с литургией. Вседневная вечерня совершается по будням; великая – накануне воскресных и праздничных дней (она входит в состав всенощного бдения); малая – лишь в некоторых монастырях перед трапезой, предшествующей всенощному бдению. Вечерня соединяется с литургией в тех случаях, когда Устав предписывает совершение литургии вечером: по средам и пятницам Великого поста, в навечерия Рождества и Богоявления, в Великий Четверг и Великую Субботу. В этом случае от вечерни остается лишь ее начальная часть, которая заменяет начальную часть литургии (службу антифонов). Современная вечерня включает в себя элементы, заимствованные из константинопольского «песненного последования» и иноческого вечернего правила. Слияние этих двух различных по происхождению последований происходило уже в VII веке. Вседневная вечерня начинается словами: «Приидите, поклонимся Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему, Богу. Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Эти воззвания, по принятой в Православной Церкви традиции, произносятся перед началом чтения псалмов. Они указывают на то, что псалмы, несмотря на свое ветхозаветное происхождение, являются, в церковном понимании, христоцентричной молитвой, и переживаются верующим через призму поклонения Христу как Царю и Богу. Если великая вечерня входит в состав всенощного бдения, то она начинается возглашением диакона «Востаните», после чего Устав предписывает священнику совершать полное каждение храма. Затем хор поет «Господи, благослови» и священник возглашает: «Слава Святей и Единосущней и Животворящей и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков». После «Аминь» начало обычное опускается и сразу же следует «Приидите, поклонимся», которое, по обычаю, поется священнослужителями в алтаре. К трем воззваниям в таком случае добавляется четвертое: «Приидите, поклонимся и припадем Ему». На практике, однако, каждение совершается не перед начальным возгласом священника, а после пения «Приидите, поклонимся», во время пения псалма 103.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Радумля. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь в Нетесове /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Село Радумля расположено на правом берегу реки Клязьмы при впадении реки Радомля в 16 км к юго-востоку от райцентра и 46 км на северо-запад от Москвы. В 1917 году деревня Радумля (Поддубная) и соседнее село Нетёсово, ныне вошедшее в состав Радумли, находились в Дурыкинской волости Московского уезда. Церковная история этого места идёт от села Спасского, расположенного на противоположном правом берегу реки Радомли, ныне - кладбище на Спасской горке. Ещё в XV веке в селе Спасском на Радомле стояла деревянная Преображенская церковь. После того, как все вотчинные владения по Радомле были в третьей четверти XVI века переданы Ивану Васильевичу Годунову, село было заброшено. В 1584 году храм стоял " без пения " , а само здание постепенно ветшало. В смутное время он окончательно был разрушен. В 1687 году Степан Иванович Кузьмин-Караваев построил в своём сельце Нетёсове деревянную церковь, названную в память старого храма Преображенской. По преданию, храм выстроили на месте явления образа Пресвятой Богородицы " Всех Скорбящих Радость " . Сама икона, украшенная серебряной позолоченной ризой, была главной святыней прихода. В 1712 году владелица села Т. М. Кузьмина-Караваева построила кирпичный двухэтажный Преображенский храм типа " восьмерик на четверике " в стиле московского барокко. В нижнем этаже церкви находился придел прп. Симеона Столпника. Колокольня к храму была пристроена в 1818 году. В 1930-х гг. церковь была закрыта. В верхнем храме была размещена контора МТС, а в нижнем - ремонтные мастерские. Во время боёв при обороне Москвы в декабре 1941 года церковь была повреждена, а в кон. 1940 - нач. 1950-х гг.- разобрана на кирпич. Место, где находился храм расположено восточнее школы на крутом берегу пруда. Не так давно на церковном месте был построен новый жилой дом. В 2010 году по благословлению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Радумле на берегу реки Клязьмы была заложена Преображенская церковь, а 18 января 2014 года, в навечерие Богоявления, было совершено первое богослужение. В настоящее время храм приписан к церкви Рождества Богородицы села Льялово.

http://sobory.ru/article/?object=45783

Разделы портала «Азбука веры» Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148–149). Развернуть таблицу Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) голубой Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня. Св. ап. и ев. Иоанна Богослова золотистый (желтый) или белый Покров Пресвятой Богородицы Введение во храм Пресвятой Богородицы. (до отдания включительно) голубой Навечерие Рождества Христова Рождество Христово (до отдания включительно) золотистый или белый Собор Пресвятой Богородицы белый или голубой Обрезание Господне белый или золотистый Навечерие Богоявления Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно) Сретение Господне (до отдания включительно) голубой или белый Благовещение Пресвятой Богородицы голубой Подготовительные Недели к Великому посту золотистый (желтый) или фиолетовый Великий пост (седмичные дни) Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста фиолетовый Литургия Преждеосвященных Даров черный, темно-фиолетовый или багряный Неделя Крестопоклонная фиолетовый или бордовый Суббота Акафиста голубой или фиолетовый Лазарева суббота Вход Господень в Иерусалим зеленый или белый Страстная седмица черный или темно-фиолетовый Великий Четверг фиолетовый или багряный (темно-бордовый) Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1го дня Пасхи включительно) ПАСХА (до отдания включительно) красный Вознесение Господне (до отдания включительно) Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно) зеленый Понедельник Святого Духа зеленый или белый Рождество св. Иоанна Предтечи золотистый (желтый) или белый Первоверховных апостолов Петра и Павла золотистый (желтый) или белый Преображение Господне (до отдания включительно) голубой Усекновение главы св. Иоанна Предтечи красный или бордовый Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

http://azbyka.ru/shemy/cveta-bogosluzheb...

В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Алексий совершил Великое освящение воды в Храме Христа Спасителя Код плеера Livejournal Liveinternet 18 января 2008 г. 18:20 В навечерие Богоявления Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил чин Великого освящения воды в Преображенской Церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя . Божественную литургию, предваряемую великой вечерней, совершил епископ Дмитровский Александр , сослуживший затем Святейшему Патриарху на чине Великого освящения воды. После богослужения Святейший Патриарх поздравил молящихся с наступающим праздником Богоявления и с навечерием праздника . «Господь своим Крещением установил это великое Таинство, через которое мы становимся членами Церкви Христовой. В Таинстве Крещения мы получаем свое христианское имя, с этим именем мы приобщаемся святых Христовых Таин, с этим именем нас провожает Церковь в путь всея земли», — отметил Патриарх. «В память события, бывшего на Иордане, совершается освящение воды, которой мы кропим наши жилища и употребляем в житейских скорбях. Я молитвенно желаю всем вам радости праздника, переносящего нас к началу земного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы каждый из нас высоко нес звание христианина», — заключил Святейший Патриарх. Канун, то есть день, предшествующий празднику Богоявления, называется сочельником, потому что, ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива. Особенность Богослужения этого праздника составляет Великое освящение воды, совершаемое после Литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает еще на реках, источниках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Чин Великого освящения воды в праздник Богоявления Господня по традиции совершается дважды — накануне праздника, в день навечерия, и в сам день праздника Крещения Господня. Освящение воды в день праздника Предстоятель Русской Церкви совершит завтра в Богоявленском кафедральном соборе , который отмечает в этот день престольный праздник.

http://patriarchia.ru/db/text/352448.htm...

В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Алексий совершил Великое освящение воды в храме Христа Спасителя Москва, 18 января 2008 г. В навечерие Богоявления Господня Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил чин Великого освящения воды в Преображенской Церкви кафедрального соборного храма Христа Спасителя. Божественную литургию, предваряемую великой вечерней, совершил епископ Дмитровский Александр, сослуживший затем Святейшему Патриарху на чине Великого освящения воды. После богослужения Святейший Патриарх поздравил молящихся с наступающим праздником Богоявления и с навечерием праздника, сообщает пресс-служба Московской Патриархии. «Господь своим Крещением установил это великое Таинство, через которое мы становимся членами Церкви Христовой. В Таинстве Крещения мы получаем свое христианское имя, с этим именем мы приобщаемся святых Христовых Таин, с этим именем нас провожает Церковь в путь всея земли», — отметил Патриарх. «В память события, бывшего на Иордане, совершается освящение воды, которой мы кропим наши жилища и употребляем в житейских скорбях. Я молитвенно желаю всем вам радости праздника, переносящего нас к началу земного подвига Господа нашего Иисуса Христа. Дай Бог, чтобы каждый из нас высоко нес звание христианина», — заключил Святейший Патриарх. Канун, то есть день, предшествующий празднику Богоявления, называется сочельником, потому что, ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила строгий пост, дозволив употребление в пищу только сочива. Особенность Богослужения этого праздника составляет Великое освящение воды, совершаемое после Литургии. В некоторых церквах водоосвящение бывает еще на реках, источниках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан, в воспоминание крещения Иисуса Христа в реке Иордане. Чин Великого освящения воды в праздник Богоявления Господня по традиции совершается дважды — накануне праздника, в день навечерия, и в сам день праздника Крещения Господня. Освящение воды в день праздника Предстоятель Русской Церкви совершит завтра в Богоявленском кафедральном соборе, который отмечает в этот день престольный праздник.

http://pravoslavie.ru/25534.html

Скачать epub pdf Собор святого Иоанна, Предтечи и Крестителя Господня Память 7 января На другой день праздника св. Богоявления Церковь с самых первых времен совершает празднование собора честного и славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И вполне прилично было почтить особым празднованием того, кто послужил таинству Божественного крещения, возложивши руку свою на главу Владыки. Итак, тотчас после праздника Крещения Господня соборно почитается и прославляется песнопениями Креститель. Само же слово – «собор» означает, что народ собирается в церковь для совершения богослужения в честь и похвалу прославляемого ныне великого Предтечи и Крестителя Иоанна. Таковой собор, хотя совершался и совершается во всех храмах вселенной, но с особенною торжественностью совершается в храмах, посвященных имени Крестителя, как это было прежде в храме его при Иордане, где он крестил Христа, и в Севастии 301 , где он был погребен по умерщвлении Иродом 302 , и в Антиохии, куда была первоначально принесена правая его рука святым евангелистом Лукой , и в Царьграде, куда впоследствии та же святая рука была перенесена из Антиохии, и где в особенности торжественно справляем был собор Крестителя, так как рука его была перенесена в самое навечерие святого Богоявления, когда бывает освящение воды: казалось, что тогда сам Креститель прибыл невидимо на освящение воды, и великая радость была царям и всему народу. Потому-то тогда с великим торжеством совершен был собор Крестителя на другой день Богоявления Господня и продолжал праздноваться также и в последующее время. И мы с радостью духовною совершаем собор сего великого Предтечи и Крестителя Иоанна, моля его о том, чтобы он просил за нас Владыку Христа собрать нас в церкви торжествующих в вечном нерукотворенном храме на небе, и где бы мы могли слышать голос празднующих и совершить празднество в честь вечного явления Бога. Там мы можем насыщаться со Христом видением лица Бога, явственно показывающего Себя святым Своим, и славить со всеми небесными ликами Отца и Сына и Святого Духа во веки, аминь!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В праздник Крещения Господня Патриарший наместник Московской епархии совершил Литургию в Новодевичьем монастыре 23 января 2018 г. 11:31 18 января 2018 года, в день навечерия Крещения Господня, в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении клириков обители митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого и чин великого освящения воды. По окончании богослужения архиерей обратился к духовенству и молящимся с архипастырским словом: «Дорогие и возлюбленные братья и сестры! Хотя и малое, но верное Христу стадо собралось сегодня в преддверие великого и спасительного праздника Богоявления Господня в этом святом храме. С любовью и верой мы начинаем готовиться к тому, чтобы воспринять Божию благодать, чтобы освященная вода, как говорится в молитве, послужила нам ко очищению душ и телес, ко исцелению страстей, ко освящению домов. Я сердечно поздравляю причастников и причастниц с принятием Святых Христовых Таин. Рад вас видеть в этот благословенный сочельник, который является строгим днем в отношении принятия пищи. Желаю, чтобы грядущий праздник Богоявления был радостным и спасительным для всех нас». Вечером того же дня в Успенском храме Патриарший наместник Московской областной епархии совершил всенощное бдение. 19 января, в день праздника Крещения Господня, в Успенском храме Новодевичьего монастыря в сослужении клириков обители митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды. После водоосвящения владыка митрополит обратился к собравшимся с архипастырским приветствием: «Сердечно поздравляю всех вас, возлюбленные о Господе, с праздником Крещения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Хочется рассказать вам о том, что связано с этим великим праздником. Все вы подготовились, чтобы получить здесь освященную воду и принести ее домой как святыню. Если вас спросят: " А что это за вода? Какие ее свойства? Для чего вы ее храните целый год в своих домах до следующего праздника Крещения Господня? " Если сказать кратко, то эта вода — наше духовное лекарство. Вы слышали, как мы возносили молитвы, в которых говорится о ее особых свойствах. Пусть эта святая вода, хранящаяся и употребляющаяся в ваших жилищах, будет благословением Господним и послужит для вашего духовного и физического исцеления.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Патриарх Кирилл: Освященная в Крещение вода есть зримый знак присутствия Духа Святого в роде человеческом 19 января, 2019. Святейший Патриарх Кирилл «И верим: покуда будет исходить благодать Божия на людей, до тех пор будет сохраняться и надежда на спасение» 19 января. ПРАВМИР. В навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святого Василия Великого и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с Великим праздником Богоявления Господня! Рождество Христа Спасителя и Богоявление в глубокой древности праздновали как один праздник. Ведь Господь не просто родился в Вифлеемской пещере, но родился для того, чтобы изменить мир. Для этого Он сделал очень многое с человеческой точки зрения — произносил прекрасные слова, воодушевлял народ, исцелял людей, что имело огромное значение для всех тех, кто Его видел, слышал, кто с Ним соприкасался. Но для того чтобы спасительное служение Христа Господа, явившегося во плоти, стало достоянием не только тех, кто окружал Его в Галилее, не только тех, кто был Его единоплеменником, и не только тех, кто жил в Его эпоху, но чтобы Благовестие Христа Спасителя и Его миссия по спасению рода человеческого имели глобальное значение и во времени, и в пространстве, нужно было, чтобы Слово Божие, искупительный подвиг Спасителя постоянно актуализировались в жизни последующих поколений людей и каждого человека. А сделать это было возможно только силой Божественной. И Господь посылает Духа Своего Святаго, который преобразует человеческую жизнь, жизнь людей, живущих после пришествия в мир Спасителя. Таким знаком присутствия благодати Божией, присутствия в жизни людей Духа Святаго, являются два события в церковной жизни — это праздник Пятидесятницы, Сошествия Святаго Духа на апостолов, и праздник Богоявления, Крещения Господня, когда мы все становимся свидетелями действия благодати Святаго Духа, преображающей воду, наполняющей воду Божественной силой, при сохранении всех присущих воде физических и химических свойств. Эта освященная вода есть зримый знак присутствия Духа Святого в роде человеческом, в Церкви Христовой, — присутствия, которое стало возможным через рождение в мир Господа и Спасителя. И поэтому Рождество Христово и Богоявление, несущие один и тот же смысл, имеющие одно и то же значение, для нас, церковных людей, связываются в единое празднование, которое начинается Рождественским сочельником и кончается завтра празднованием Богоявления Христова.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-osvyas...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   Головна / Церква й держава Службу " я Богоявлення звершено на «Аккую» для друку 19 2021 р. 15:19 18 января 2021 года, в Крещенский сочельник, ответственный за организацию окормления русскоязычных верующих на территории Турецкой Республики священник Георгий Сергеев совершил службу навечерия Крещения Господня и чин великого освящения воды на территории строящейся атомной электростанции «Аккую», расположенной близ д. Буюкеджели района Гюльнар на юге Турции. Первая в Турции атомная электростанция строится в соответствии с условиями соглашения, подписанного между правительствами Российской Федерации и Турецкой Республики; мажоритарным акционером АЭС «Аккую» является российская госкорпорация «Росатом». За богослужением молились сотрудники, работающие на атомной станции. По окончании чина освящения воды отец Георгий обратился к верующим с приветственным словом, в котором поздравил собравшихся с праздником Крещения Господня, а также поблагодарил за организацию первого богослужения на территории атомной станции и пожелал успехов в трудах. Патриархия.ru , грецька за темою Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-8 апреля 2024 года) [Стаття] несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус У представник Церкви взяв участь у свята за календарем Звершено у посольському в Пакистану Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла главе Республики Ингушетия М.М. Калиматову с 65-летием со дня рождения : та звернення] Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла председателю Совета Федерации Федерального Собрания РФ В.И. Матвиенко с днем рождения : та звернення] Лист подяки Кирила Президенту О.Г.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5754959...

Архив Пн С 16 по 18 января состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Казахстан 18 января 2010 г. 16:20 16 января В субботу 16 января 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Республику Казахстан. Самолет с делегацией Русской Православной Церкви на борту в связи со сложными метеорологическими условиями в Алма-Ате, куда изначально направлялась делегация, совершил посадку в столице Казахстана Астане .   17 января В воскресенье 17 января, в Неделю пред Богоявлением и в праздник Собора 70-ти апостолов, Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения Успенского кафедрального собора столицы Казахстана — города Астаны, после чего возглавил Божественную литургию в новоосвященном храме. Затем от имени председателя Сената Парламента Республики Казахстан К.К. Токаева в честь Его Святейшества был дан прием в Дворце торжеств «Салтанат Сарайы» в Астане . Днем 17 января Предстоятель Русской Православной Церкви и члены сопровождающей делегации прибыли в Алма-Ату . В алма-атинском аэропорту Святейший Патриарх Кирилл ответил на несколько вопросов представителей электронных СМИ. Из аэропорта Святейший Владыка направился в Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая, где состоялась встреча Его Святейшества с представителями общественности Казахстана . Вечером 17 января Святейший Патриарх Кирилл посетил Никольский собор города Алма-Аты . Патриаршее слово после богослужения в Успенском кафедральном соборе Астаны Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на встрече с общественностью Казахстана   18 января Утром 18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Предстоятель Русской Церкви совершил вечерню с чтением тринадцати паримий, Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты . Затем в резиденции Президента Казахстана в Алма-Ате состоялась встреча Его Святейшества с Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым , после чего Первосвятитель возложил венок к Мемориалу славы казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны.

http://patriarchia.ru/db/text/1043794.ht...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010