Вседневная вечерня бывает на праздник с бдением (например, 30-го января), если он случится на сырной седмице в четверток или субботу, равно на храмовой праздник, если этот праздник случится в седмичные дни Четыредесятницы: во вторник, среду, четверток, пяток и субботу (Тип., храм. гл. 35 и 36). На эти дни вечерня или совершается с Литургией Преждеосвященных даров, или бывает без литургии. Великая вечерня – праздничная, называемая полиелейной, разумея вечерню не на бдении (на коей бывает ектения «Рцем вси»), совершается на праздник и в самый праздник. Она совершается на следующие праздники: 1) На праздник с полиелеем; впрочем, в том только случае, если праздник с полиелеем случится от Недели апостола Фомы до Недели мясопустной 272 . 2) Великая вечерня не на бдении бывает на праздник с бдением 273 (напр., 30 янв.), если этот праздник случится в понедельник и во вторник сырной седмицы (Тип., послед. 30 янв.)• 3) Великая вечерня не на бдении бывает на воскресные и на все те дни, на которые положено бдение, но оно по какому-либо случаю не бывает (Тип., гл. 7). 4) Великая вечерня не на бдении совершается на день Преполовения, на 1-е и 13-е сентября, хотя в эти дни на утрени не положено петь полиелей. Великая вечерня не накануне, а в самые праздники совершается: 1) В первый день Пасхи. 2) Во все дни пасхальной седмицы и в Неделю апостола Фомы. 3) В вечер Владычных праздников: Рождества Христова. Богоявления, Преображения, Вознесения, Пятидесятницы, Воздвижения креста Господня. 4) В дни навечерий Рождества Христова и Богоявления и в Великий пяток. Вечерня великая на бдении бывает всегда, исключая тех дней, на которые положено начинать бдение всенощное великим повечерием. (О днях, в кои бдение начинается великим повечерием, увидим ниже.) Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие отправляется отдельно от утрени и в соединении с утренею, именно – на бдении всенощном. Отдельно от утрени великое повечерие отправляется на дни поста и притом такие дни, которые следуют тоже за днем поста, а не за праздником, именно: великое повечерие совершается: 1) На среду и пяток сырные.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Входный стих – праздника: «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты – Иерей во век по чину Мелхиседекову». Примечание. Перед возглашением входного стиха следует произносить «Премудрость, прости» (см. примечание 6 января). По входе – тропарь праздника, глас 4-й, «Слава, и ныне» – кондак праздника, глас 3-й. Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, Апостол, аллилуиарий, Евангелие и причастен – праздника. Задостойник – припев: «Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу» , и ирмос: «Любити убо нам...» (и до отдания праздника Рождества Христова). Отпуст в конце Литургии – как на утрене. По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Примечание. От Рождества Христова до Богоявления отменяется пост и не бывает коленопреклонений – ни в церкви, ни в келлиях (см. Типикон, 25 декабря, 4-е «зри»). «Аще праздник Рождества Христова случится быти в среду, или пяток: Разрешаем убо миряне на мясо, монаси на сыр и яица, и ядим убо от Рождества Христова по вся дни, до навечерия Святаго Богоявления» (Типикон, 25 декабря). Вечером в день Рождества Христова после 9-го часа служится великая вечерня . С 26 по 30 декабря – попразднство Рождества Христова. 31 декабря – отдание праздника Рождества Христова. 1 Существует мнение, что статьи Типикона под 25 декабря имеют русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагают по современному счету. См.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-07/

По заамвонной молитве, по обычаю, – великое освящение воды (как в навечерие). Примечание. Великое освящение воды начинается по заамвонной молитве пением тропарей, глас 8-й: «Глас Господень...», и проч. По окончании чина водоосвящения, при пении на «Слава, и ныне» праздничной стихиры, глас 6-й: «Воспоим, вернии...», священнослужители входят в алтарь, и следует окончание Литургии по обычаю: «Буди имя Господне...» (трижды), псалом 33-й и отпуст. Отпуст краткий праздничный (см. в конце утрени). По традиции, по отпусте Литургии посреди церкви перед иконой праздника изшедшие из алтаря священнослужители поют тропарь праздника, «Слава, и ныне» – кондак праздника и, по обычаю, величание. Во время целования Креста все окропляются святой водой. Примечание. На трапезе разрешение на сыр, яйца и рыбу, а мирянам – и на мясо: «На трапезе бывает утешение братии велие. Ядим рыбу, и сыр, и яица, и пием вино; мирстии же мясо, аще будет и в среду, или пяток» (Типикон, 6 января). С 7 по 13 января – попразднство Богоявления. 14 января – отдание праздника Богоявления. 1 Существует мнение, что данная статья Типикона имеет русскую редакцию, поэтому времяисчисление излагает по современному счету. Ср.: Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1993. С. 44. 2 Ср.: Минея, 6 января; Типикон, 25 декабря, 3-е «зри». 3 В уставной традиции при совпадении двунадесятого Господского праздника с воскресеньем Евангелие, по аналогии с богослужением Недели ваий, полагается на аналой для целования вместе с иконой праздника (ср.: Типикон, гл. 49, «В субботу ваий вечера»). «Аще случится Рождество Христово в Неделю, не поется воскресно ничтоже, но все празднику... Ни Евангелие воскресно не чтется, ни Воскресение Христово не глаголем, точию целуем Евангелие...» (Устав. М., 1641. Л. 359 об.). «Воскресение Христово не глаголем, целование Евангелию, по обычаю его» (Устав. М., 1641. Л. 545 (88 (2) об.); «Неделя 8-я [по Пасхе]»). В седмичные дни целования Евангелия не бывает. 4 При отмене пения «Честнейшую» возглас: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим», в традиции Русской Церкви не произносится (ср.: Никольский К., прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. СПб., 1907. С. 310; в греческой богослужебной традиции данный возглас обычно сохраняется). Если 9-я песнь канона поется с припевами, то 1-й припев, по традиции, возглашает диакон (или священник), совершающий каждение. Каждение на утрене на 9-й песни канона никогда не отменяется (ср.: Минея, 1 сентября).

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-19/

В Рождественский сочельник часы совершаются отдельно от других служб: на каждом часе читается Апостол и Евангелие. Вечерня соединяется с литургией Василия Великого ; на вечерне читаются 8 паремий, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя. Всенощное бдение под Рождество состоит из великого повечерия и утрени. В самый день праздника совершается литургия Иоанна Златоуста . Порядок богослужения меняется, если сочельник выпадает на субботу или воскресенье, а Рождество – соответственно на воскресенье или понедельник. В этом случае часы совершаются в пятницу, в сочельник служится литургия Иоанна Златоуста и вечерня совершается не до, а после литургии; литургия же Василия Великого переносится на самый день праздника. Если праздник Рождества Христова выпадает на воскресенье, воскресная служба опускается полностью. В Навечерие Рождества Христова, по окончании Божественной литургии, на середину храма выносится свеча, священнослужители встают перед ней и вместе с народом поют тропарь и кондак Рождества: Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока, Господи, слава Тебе! Рождество Твое, Христос Бог наш, озарило мир светом разума, ибо через него служители звезд были научены звездой поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать Тебя с высоты востока. Господи, слава Тебе. Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют, нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог. : Сегодня Дева рождает Сверхсущностного и земля приносит вертеп Неприступному, Ангелы с пастухами воспевают славословие, а волхвы путешествуют со звездой, ибо ради нас родился Младенец – Превечный Бог. Эти песнопения затем звучат на великом повечерии, на утрени и на литургии Рождества, а также в последующие дни вплоть до отдания. Часть рождественского богослужения составляет осмысление ветхозаветных прообразов пришествия в мир Господа Спасителя. Этой теме посвящены восемь паремий, читаемых на вечерне. Цикл ветхозаветных чтений включает:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

По различию дней праздничных, постных и т. п. бывают неодинаковой продолжительности и неодинакового состава как указанные, так и другие службы общественного Богослужения; например: есть полунощница вседневная, субботняя и воскресная; кроме утрени вседневной, есть особая, пасхальная; кроме часов трипсалмных, вседневных, есть особенные часы в навечерие Рождества Христова и Богоявления, в Великий Пяток и св. Пасху; есть вечерня великая и малая; равно и повечерие есть великое и малое; молитвословия неизменяемые для всех этих служб находятся в Часослове. Подобно Служебнику и в Часослове есть дополнительная часть, которая содержит в себе чины и молитвы, присоединяемые к службам круга дневного; они суть: а) утренние молитвы, поскольку они читаются после полунощницы; б) последование возвышения панагии, так как оно бывает в монастырях после чина изобразительных; в) благословение трапезы, потому что оно бывает после вечерни; г) канон Богородице, сочиненный Феостериктом, поскольку он читается в церкви после великого повечерия; д) молитвы на сон грядущим, так как они читаются после повечерия. Все эти прибавления сделаны к Часослову, а не к другой богослужебной книге по той причине, что они читаются и поются за службами, изложенными в Часослове. А так как к неизменяемым молитвословиям на всех службах общественного Богослужения присоединяются такого рода краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня, то эти песнопения, для удобности, также приложены к Часослову. Они суть: тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны, принадлежащие к Богослужению круга седмичного – для дней воскресных, седмичных и к Богослужению круга годичного – для дней подвижных и неподвижных. Как для священника и диакона в Служебнике, так для певца в Часослове приложен месяцеслов. При нем есть: краткие описания жизни святых и праздников, тропари, кондаки, прокимны, причастны, величания и указания чтений из книги Апостол. А чтобы знать, когда и в какие дни случатся подвижные праздники и посты, прилагаются: Зрячая Пасхалия, Индиктион, Лунник 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

По различию дней праздничных, постных и т. п. бывают неодинаковой продолжительности и неодинакового состава как указанные, так и другие службы общественного богослужения; например, есть полунощница вседневная, субботняя и воскресная; кроме утрени вседневной, есть особая пасхальная; кроме часов трипсалмных, вседневных, есть особенные часы в навечерия Рождества и Богоявления Христова, в Великий пяток и в Св. Пасху; есть вечерня великая и малая; равно и повечерие есть великое и малое: молитвословия, неизменяемые для всех сих служб, находятся в Часослове. 232 Подобно Служебнику, и в Часослове есть дополнительная часть, которая содержит в себе чины и молитвы, присоединяемые к службам круга дневного; они суть: а) утренние молитвы, поскольку они читаются после полунощницы; б) последование возвышения панагии, так как оно бывает в монастырях после чина Изобразительных; в) благословение трапезы, потому что оно бывает после вечерни; г) канон Богородице, сочиненный Феостериктом, поскольку он читается в церкви после великого повечерия; д) молитвы на сон грядущим, так как они читаются после повечерия. Все эти прибавления сделаны к Часослову, а не к другой богослужебной книге, по той причине, что они читаются и поются за службами, изложенными в Часослове. А так как к неизменяемым молитвословиям на всех службах общественного богослужения присоединяются такого рода краткие изменяемые песнопения, которые бывают одни и те же во многих службах известного дня, то эти песнопения, для удобности, также приложены к Часослову. Они суть: тропари, кондаки, Богородичны, прокимны, причастны, принадлежащие к богослужению круга седмичного – для дней воскресных, седмичных и прочих, и к богослужению круга годичного – для дней подвижных и неподвижных. Как для священника и диакона в Служебнике, так для певца в Часослове приложен месяцеслов. При нем есть: краткие описания жизни святых и праздников, тропари, кондаки, прокимны. причастны, величания и указания чтений из книги апостол. В месяцеслове иногда пред началом каждого месяца, а потом пред каждым числом его находятся буквы: ##А. В. Г. Д. Е. S. З##. и наоборот: ##З. S. Е. Д. Г. В. А## Эти буквы служат к указанию воскресных дней в году. Из Зрячей Пасхалии узнаем, какая из сих букв означает воскресный день в году. Эта буква показывает в месяцеслове, в какие числа в искомом году будут все воскресные дни, затем служит указанием к тому, какие буквы означают собою дни седмицы. Воскресные буквы называются Вруцелетом. А чтобы знать, когда и в какие дни случатся подвижные праздники и посты, к Часослову прилагаются: Зрячая Пасхалия, Индиктион, Лунник 233 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

1) библейский рассказ о сотворении мира ( Быт. 1:1–13 ); 2) пророчество Валаама о звезде от Иакова ( Чис. 24:2–3, 5–9, 17–18 ); 3) пророчество Михея о рождении князя Израильского в Вифлееме ( Мих. 4:6–7, 5:2–4 ); 4) пророчество Исаии об отрасли от корня Иессеева ( Ис. 11:1–10 ); 5) пророчество Варуха о Мессии ( Вар. 3:36–38, 4:1–4 ); 6) толкование видения Навуходоносора о колоссе на глиняных ногах ( Дан. 2:31–36, 44–45 ); 7) пророчество Исаии о рождении Младенца, чье имя – Бог Крепкий ( Ис. 9:6–7 ); 8) пророчество Исаии о рождении Сына от Девы ( Ис. 7:10–16, 8:1–4, 8–10 ). В богослужебных текстах Навечерия и самого праздника Рождества Христова подробно говорится об обстоятельствах, сопутствовавших пришествию в мир Господа Спасителя. Прежде всего, авторы текстов обращают внимание на взаимоотношения между Иосифом Обручником и Девой Марией после того, как стало известно, что у Нее родится Младенец. Диалоги между Иосифом и Марией, включенные в рождественское богослужение, как бы приоткрывают завесу над тем, что происходило в душе Иосифа, когда он узнал о беременности Пресвятой Девы. Другая тема, которая звучит в богослужебных текстах: перепись населения, проходившая в Иудее по повелению римского императора Августа (см.: Лк. 2:1–5 ). В Евангелии упоминается только об Иосифе и Пресвятой Деве, пришедших в Вифлеем в связи с переписью, но богослужебные тексты говорят об участии в ней Христа, причем – участии добровольном. Христос вписывает Свое имя в книгу, содержащую имена людей, для того чтобы эти имена были вписаны в книгу жизни и чтобы разорвано было «рукописание» человеческих грехов: Написався с рабы Владыка, прегреше-      Ты записался вместе с рабами, о Вла- ний рукописание раздрати хотя, и напи-         дыка, желая разорвать рукописание сати вся в книзе живущих, умерщвлен-           грехов и записать в книгу жизни всех, ныя украдением змия...                            умерщвленных обманом змия... В одной из рождественских стихир, принадлежащей перу придворной поэтессы Кассии, проводится параллель между объединением Римской империи под владычеством одного императора, следствием чего явилась политическая стабилизация в стране и духовное объединение людей вследствие Боговоплощения:

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

33). Поставление на монастырские должности происходило в храме, сопровождалось молитвой и имело форму обряда принятия ключей, лежащих у икон Спасителя и Божией Матери (при поставлении игумена - принятия Типикона, лежащего на св. престоле; в Е. Т. не упом. хиротесия игумена епископом), что должно было подчеркнуть священный характер и ответственность принимаемых служений (главы 13-14, 29). Е. Т. настаивает на равенстве братий вне зависимости от положения, к-рое они занимали в миру, и размера внесенных при поступлении в мон-рь пожертвований (гл. 37), указывает на необходимость для всех одинаковой одежды (главы 25-26) и одной и той же пищи (главы 9, 26), запрещает монахам иметь собственных слуг (гл. 24). Тем не менее «более образованные» (т. е. в первую очередь происходившие из аристократических семей) монахи имели преимущества перед «менее образованным» большинством в вопросах управления мон-рем (главы 13, 33) и в отношении ежедневной исповеди (гл. 7); кроме того, в случае принятия аристократов в число братии Е. Т. дозволяет сокращать 6-месячный испытательный срок (гл. 37), а для женщин из знатных семей даже отменяет обычный запрет (см. Аватон ) на вход в мон-рь (гл. 39). Жизнь монахов проходила в молитве и труде; братия была обязана посещать все совершавшиеся в храме службы суточного круга (включавшие 9-й час, вечерню , паннихис , повечерие, утреню и 1-й час) и Божественную литургию (когда она совершалась), а по кельям прочитывать полунощное правило и дневные (3, 6 и 9-й) часы (всей общиной дневные часы читались только Великим постом и в навечерия Рождества Христова и Богоявления (в храме) и в малые посты (в притворе); то, что в Е. Т. указано келейное совершение части суточных служб, несмотря на его строго киновиальный характер, обращает на себя особое внимание, свидетельствуя о связи с келлиотской традицией) (главы 4-6); от посещения богослужений могли частично освобождаться лишь те, кто имели особые послушания (гл. 33). Неотъемлемой частью духовной жизни монахов, согласно Е.

http://pravenc.ru/text/Евергетидский ...

Вопрос о Сотворении является догматическим, то есть вероучительным. Он включен в Символ веры и неизменно занимает одно из первых мест (как по своему значению, так и в последовательности изложения догматов) во всех православных трактатах по догматическому богословию – начиная с «Точного изложения православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина . К примеру, в «Православно-догматическом богословии» архиепископа Макария (Булгакова) раздел «О Боге, как Творце» занимает объем более 150 страниц сс. 350–512]. Обратим внимание также на то, когда в православном богослужении читаются стихи из библейского Шестоднева. Это повествование Книги Бытия звучит в качестве паремии на великой вечерни, помимо начала Великого поста, накануне трех главных господских праздников: Пасхи, Рождества Христова и Богоявления. Включение темы Шестоднева в богослужение Великой Субботы и службы Навечерия обоих великих праздников свидетельствует о важнейшем значении этих страниц Ветхого Завета в церковном догматическом учении о Боге Творце. Немало символов и аллегорий можно отыскать и в других догматических темах Священного Писания – к примеру, на евангельских страницах, повествующих о Крестных страданиях Спасителя или о Его Воскресении. Не принимать их буквально, а видеть лишь символы без исторического содержания равнозначно искажению православного вероучения. Сказанное в полной мере справедливо в отношении библейской темы Сотворения. В этом заключается одна из причин того, что никто из учителей Церкви не воспринимал Шестоднев пророка Моисея как аллегорию. Приведем характерные мнения святых Отцов об их отношении к событиям Шестоднева. Блаженный Августин в трактате с примечательным названием: «О книге Бытия, буквально» писал: «Итак, слова: В начале сотвори Бог небо и землю ( Быт.1:1 ) могут быть предметом исследования следующих сторон: надобно ли понимать их только в смысле историческом, или же они означают что-либо и иносказательно, как они согласны с Евангелием и по какой причине книга Бытия так начинается. В историческом, далее, смысле возможен вопрос, что значит в начале, т.е. в начале ли времени, или в Начале – в самой Премудрости Божией» с. 99].

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Никольский собор города Алма-Аты. 18 января, в навечерие Богоявления, Его Святейшество совершил вечерню, Божественную литургию и великое освящение воды в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты. По окончании богослужения в резиденции Президента Казахстана в Алма-Ате прошла встреча Предстоятеля Русской Православной Церкви с Главой Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым. Как подчеркнул в ходе беседы Президента Казахстана, Православие — вторая по численности последователей религия в стране. Н.А. Назарбаев отметил активное участие православных христиан в общественной жизни Республики и выразил уверенность, что визит Его Святейшества послужит укреплению отношений доверия и согласия, сложившихся между народами и религиозными общинами Казахстана. В свою очередь Святейший Патриарх Кирилл высоко оценил уровень межнациональных и межрелигиозных отношений, достигнутый в казахстанском обществе, и подчеркнул, что многонациональный Казахстан может служить добрым примером для других государств постсоветского пространства. Отметив глубочайшие перемены, которые произошли в Казахстане за последние десятилетия, Предстоятель Русской Православной Церкви выразил удовлетворение тем, что в новой столице Республики воздвигнут величественный кафедральный собор. Это свидетельствует о добром отношении к Православию со стороны властей и населения страны. В этот же день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также возложил венок к Мемориалу славы казахстанцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, после чего отбыл в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Отметить важность состоявшегося визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Республику Казахстан. 3. Выразить удовлетворение результатами встречи Предстоятеля Русской Православной Церкви и Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. 4. Благодарить Н.А. Назарбаева за теплое гостеприимство, внимание к нуждам православных, за заботу о межрелигиозном мире.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210536...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010