Типикон при изложении чинопоследований суточного круга богослужения имеет в виду служение только одной литургии, которая в обычное время года должна быть совершаема около полудня – откуда происходит ее название в просторечии: «обедня», в некоторые же праздники «порану, труда ради бденнаго», то есть ранним утром, а в навечерия Рождества Христова и Богоявления, в Благовещение Пресвятой Богородицы, «егда прилучится в пост», а также в Великий Четверток и в Великую Субботу литургия, по Уставу, должна совершаться во второй половине дня – в соединении с вечерней, по отпетии всех часов и чина изобразительных. Служения двух литургий в один день, хотя бы то был великий праздник, Типикон не знает. Тем не менее в русской богослужебной практике существует обычай служения в один день двух литургий – ранней и поздней, а иногда и более. В обычное время года служение двух литургий не вызывает недоумений. Но как совершать две литургии в дни, когда Церковный Устав указывает служить литургию в соединении с вечерней, по отпетии часов и изобразительных? Для правильного решения этого вопроса в смысле сохранения верности церковной традиции и идейного значения самих служб часов, изобразительных и вечерни, с которыми связано в Типиконе совершение литургии в навечерия великих праздников Рождества Христова и Богоявления, а также в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в Великий Четверток и в Великую Субботу, следует учесть, что 1) совершаемые в навечерия Рождества Христова и Богоявления «царские» (или великие) часы представляют собой особое чинопоследование, исторически возникшее на основе раннехристианского обычая встречать эти праздники начиная с предшествующего вечера в чтении Священного Писания , пении псалмов и особых праздничных антифонов. В этом смысле они отличаются от наших повседневных часов, возникших на основе древнеиноческого келейного правила псалмопения. Различное происхождение тех и других часов – одних, как нарочитого праздничного последования, а других как обычного часового псалмопения – позволяет совершение их в один и тот же день. История богослужения подтверждает возможность двукратного совершения часовых служб. Так, еще в XII beke в иерусалимском храме Воскресения Патриарх совершал со своим клиром часы Великого Пятка, затем монахи палестинских монастырей служили на Голгофе другие часы 1 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение…» (комментарий в свете веры) Крещение Господне. Новгородская икона XV в. В полдень 18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский Сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения совершил чин Великого освящения воды в нижней церкви Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя. Чин Великого освящения воды совершается в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) и в самый день праздника Святого Богоявления – Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Чтобы освятить воду в большом сосуде (более полутора метров в диаметре и более двух метров высотой) со специальной системой циркуляции воды, Святейший Патриарх взошел на специальную лестницу. При пении Крещенского тропаря Его Святейшество совершил троекратное погружение Честнаго и Животворящего Креста в воду. Затем Святейший Патриарх окропил народ Божий освященной водой. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил богомольцев с Крещенским сочельником. Фото Ю.Клиценко, Седмица.Ru Слово Святейшего Патриарха по совершении чина Великого освящения воды в Храме Христа Спасителя Поздравляю всех вас, Преосвященный владыка, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Крещенским сочельником, с преддверием великого праздника Богоявления Господня – праздника, положившего основание великому и спасительному Таинству Крещения, через которое мы все стали членами Церкви Христовой. Каждого из нас принимали воды Иордана, каждый из нас, православных верующих, получил в Таинстве Крещения благодать Святого Духа, которая помогает нам на нашем жизненном пути, дает нам силы и возможность молиться вместе в наших православных храмах. Господь сказал: " Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них " (Мф. 18. 20). И мы верим: Господь с нами. Мы получаем благодать Господню Таинствах Церкви Христовой, в общей церковной молитве. Церковь молится за каждого из нас с момента Крещения и до того момента, когда провожает православного христианина " в путь всея земли " .

http://sedmitza.ru/text/401361.html

Глава третья. Чинопоследования водоосвящений 1. Чинопоследование великого богоявленского водоосвящения 346 Чин великого богоявленского водоосвящения, заключая в своем составе некоторые священнодействия и молитвословия, ставящие его выше простого обряда, и придающие ему, как бы, некий сакраментальный характер, быть может, по тому самому, пользовался особым уважением наших предков. Обставленные особою торжественностью крестные ходы на воду в день самого праздника Богоявления, а также чувство глубокого уважения к св. богоявленской воде, переходившее иногда, как увидим ниже, даже границы благоразумия, вполне оправдывают высказанное положение. В зависимости от этого и стоит та бдительность, с которой русский народ старого времени следил за всеми, даже малейшими изменениями в составе этого чина, известно, какое волнение вызвало в старой Москве одно лишь удаление из рассматриваемого чина слова «и огнем», удаление, стоившее стольких страданий злополучным справщикам того времени 347 . Большие волнения вызвало, также, распоряжение Никона не совершать чина великого водоосвящения в самый день праздника Богоявления. Это распоряжение патриарха было также причтено к числу выставлявшихся против него обвинений, а самый вопрос о том, следует ли выходить с крестным ходом на Иордань в самый праздник Крещения и вторично освящать здесь воду великим освящением, – был предметом соборных рассуждений. В зависимости от такого отношения к чину богоявленского водоосвящения стоят, быть может, еще и те (правда незначительные) особенности этого чина по нашим старым требникам, которые не могут быть объяснены из практики церкви греческой. В XVI и первой половине XVII в. Чин великого водоосвящения ежегодно совершался в русской церкви двукратно: накануне праздника Богоявления, и на самый праздник, когда он соединялся с торжественным выходом на Иордань. Накануне праздника Богоявления, великое водоосвящение совершалось, как и теперь, или на литургии, перед пением «Буди имя Господне«, или в конце вечерни (если навечерие Богоявления приходилось в субботу или неделю). Для совершения чинопоследования, священнослужители исходили из алтаря при пении тех же, что и ныне, тропарей, и направлялись «ко крестильнице» 348 . По некоторым памятникам, во время пения последнего тропаря «Прямо гласу вопиющего в пустыни», священник должен был осенять приготовленную к освящению воду возженными свечами 349 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Стряхнуть пыль Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 19-26 января. - Крещение Господне. – Политическое купание. – Православное единство. - Покончить с внешним управлением. – Дискредитировать монастырь. – Провокация и ложь. – Вера – не музейный экспонат. – Мэрия + кришнаиты. – Титульная латвийская нация. – Платок и борода. – Татьянин день. 19 января, в понедельник, Русская Православная Церковь отметила одно из величайших событий в истории христианства – Крещение Господне. В сообщении сайта «Регионы России» кратко изложена история вспоминаемого в этот день события: «в возрасте 30 лет Иисус из Галилеи пришел к реке Иордан, чтобы принять крещение водою от Иоанна Предтечи. Евангелие сообщает, что когда Иисус вышел из вод Иордана, небеса разверзлись, и Дух Святой в виде голубя сошел на Него: «И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Так миру была явлена Пресвятая Троица… Поэтому праздник Крещения называется также Богоявлением». В другой информации этого же портала  отмечено , что христиане празднуют Крещение Господне еще с апостольских времен: «Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского от II века о ночном бдении, совершаемом перед праздником Крещения Господня. Начиная с III века, Григорий Чудотворец, мученик Ипполит и все великие отцы Церкви проводили в день праздника особые беседы с паствой, в которых разъясняли его смысл». На сайте Казанской епархии подробно рассказывается о богослужении в праздник Крещения Господня: «Его особенность - великое освящение воды. Православная Церковь совершает великое освящение воды дважды – накануне праздника (в навечерие) и в сам праздник Крещения; благодать освящения подается одна и та же. В навечерие освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество водное, а также и крещения оглашенных, которое совершалось в этот день; в самый же праздник – собственно в воспоминание Крещения Спасителя. Вода, освященная в праздник Крещения, называется в Православной Церкви «великой агиасмой» – великой святыней. К ней христиане с древних времен имеют особое благоговение. … Святость этой воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время остается свежей и неповрежденной».

http://pravoslavie.ru/press/4872.htm

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТИДОР [греч. ντδωρον - вместо Даров], в визант. обряде части агничной просфоры , оставшиеся после изъятия из нее св. Агнца ; одна из святынь правосл. Церкви. Регулярно обычай вкушения А. отмечается уже в памятниках Студийского устава , где термин «А.» еще не является устоявшимся и часто заменяется термином «евлогия» (ελογα - благословение), употребляемым в литургических текстах и в др. значениях. Древнейшее упоминание - в «Ипотипосисе», составленном одним из учеников прп. Феодора Студита (IX в.), где указывается принятие братией евлогии по окончании изобразительных ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 233). Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. 330, XII в.) указывает, что после окончания утреннего богослужения перед трапезой братия принимает «благословение» (букв. перевод греч. ελογα): в дни, когда на утрене поется Бог Господь, а на часах нет кафизм (т. е. в праздничные и полупраздничные дни),- после литургии; в дни, когда на часах есть кафизмы,- после литургии, 6-го и 9-го часов и т. н. «Блаженных» (т. е. чина изобразительных) (Л. 197об.). Среди указаний о порядке служб на 1-й седмице Великого поста присутствует следующее: «Во всю первую неделю всегда, по вечерни и по литургии [преждеосвященных Даров] благословение братия приимше входят на трапезу» (Л. 207об.); в главе о богослужении навечерия Богоявления также имеется указание о «благословении»; особо отмечается, что вкушение А. в этот день происходит по окончании чина водоосвящения и только после вкушения великой агиасмы (Л. 126 об.). Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. упоминает об А. в главах, посвященных навечериям Рождества Христова, Богоявления и Петрову посту ; указывается, что в навечерие Богоявления, случившееся в день седмичный, вкушение А. происходит только после освящения воды ( Дмитриевский. Т. 1. С. 355, 380-382). А. можно видеть в упоминаемой в «Ответах» (1105) Патриарха К-польского Николая III Грамматика (PG. 138. Col. 918, 949) «частице возносимого хлеба» (κλσμα ψωμνου ρτου), поскольку в своих 13-м и 14-м правилах Патриарх Николай отличает «возносимый хлеб» от проч. просфор: он раздается после литургии тем, кто постился, вкушать его предписывается с молитвой и страхом Божиим. Согласно Патриарху Николаю, те, кто по к.-л. причинам отлучен от Причащения, отлучаются от вкушения и этого хлеба.

http://pravenc.ru/text/Антидор.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАРЕМИЯ [Греч. παροιμα - притча], в православной литургической терминологии обозначение отрывка ВЗ, звучащего за богослужением в качестве библейского чтения. Наименование связано с тем, что в LXX заглавие Книга Притчей Соломоновых, отрывки которой особенно часто используются в качестве П., передано как Παροιμαι (встречается и иное толкование термина, в котором слово παροιμα осмысляется как «прообраз», т. е. П. из ВЗ содержат прообразы событий НЗ). П., как правило, группируются в циклы из 3 чтений. Вне великопостного периода П. звучат только на вечернях накануне праздников, по 3 чтения, специально подобранные по содержанию праздника. Особые случаи - навечерия праздников Рождества Христова и Богоявления , когда П. также включаются в службы царских часов (по 1 П. на каждом часе), а на вечерне вместо 3 П. звучат 8 (3+3+2) и 13 (3+3+7) П. соответственно; в навечерие Богоявления 3 П. также читаются в конце вечерни (и литургии, если она не переносится), в составе чина великого водоосвящения. Великим постом П. читаются с понедельника по пятницу ежедневно: 1 чтение - на 6-м часе, 2 - на вечерне; такой порядок, во-первых, связан с отсутствием полной литургии в будние дни поста (и, следов., с отсутствием ежедневных чтений из НЗ); во-вторых, отражает древнюю практику предкрещального оглашения , совершавшегося Великим постом (в частности, в К-поле наставления должны были произноситься между дневной службой тритекти - «третье-шестого [часа]» - и вечерней; т. о., цикл из 1 чтения на 6-м часе и 2 на вечерне в действительности представляет собой единый цикл из 3 чтений). Великопостные П. заимствуются из Книги прор. Исаии (на 6-м часе), Бытия и Книги Притчей Соломоновых (на вечерне). На Страстной седмице с понедельника по пятницу воспроизводится великопостный порядок чтения П., но тексты берутся уже из Книги прор. Иезекииля, Исхода и Книги Иова, причем в Великий четверг вместо 6-го часа П. читается на 1-м часе (и заимствуется из Книги прор. Иеремии, а не Иезекииля), в Великую пятницу П. (из разных пророческих книг) читаются на каждом из часов, к-рые образуют последование царских часов (именно этому последованию подражают царские часы в навечерия Рождества Христова и Богоявления). Последовательное чтение в период Великого поста и Страстной седмицы П. из 3 основных разделов ВЗ - Закона (книг Бытие и Исход), Пророков (Книг прор. Исаии и прор. Иезекииля) и Писаний (Книги Притчей Соломоновых и Книги Иова) - подчеркивает характер этого времени углубленного изучения Библии.

http://pravenc.ru/text/2579024.html

Молитвы Евхаристии святого Василия Великого и святого Иоанна Златоуста (в чине православной Литургии) Источник Восточная Православная Церковь в настоящее время имеет во всеобщем употреблении две литургии. Одна из них приписывается св. Василию Великому , а другая – столь же славному отцу Церкви, св. Иоанну Златоусту . Литургия св. Василия совершается 10 раз в году: в связи с вечерней накануне великих праздников Рождества Христова и Богоявления, как бы открывая собой торжества этих праздников 1 , в пять воскресных дней Великого поста, также выделяя торжественность этих дней в ряду дней Четыредесятницы, в Великий Четверг, когда воспоминается установление Евхаристии Господом, в Великую Субботу – опять же в связи с вечерней этого дня, вводя нас, подобно литургии навечерия Рождества Христова и Богоявления, в предстоящее торжество торжеств праздника праздников – Воскресения Христова. Десятая литургия совершается в день кончины св. Василия – 1 января. Редкое, но связанное с особо торжественными праздниками церковного года, совершение литургии св. Василия выделяет эти дни от прочих дней года, когда полагается литургия св. Иоанна Златоуста . Не исключена возможность, что когда-то литургия Василия Великого совершалась и в другие торжественные дни церковного года. Так можно полагать потому, что в более древних евхологионах она помещается прежде литургии Иоанна Златоуста . В евхологионе IX века, хранящемся в Ленинградской государственной публичной библиотеке под Гр. 226 и известном под названием Порфирьевского, после литургии Василия Великого даны особые заамвонные молитвы на праздники Сретения, Богоявления, недели Мясопустной, 1, 2, 3, 4 и 5-й недель Великого поста, Недели ваий, Великого Четверга, Пасхи, Антипасхи и для праздников вообще 2 . Впрочем, обе литургии – и Василия Великого , и Иоанна Златоуста  – не отличаются одна от другой ни в обрядовых действиях, ни в самой конструкции чинопоследования в целом. Обе литургии имеют один и тот же чин проскомидии, одно общее начало, малый вход, молитву Трисвятого, чтение посланий апостольских и Евангелия, молитвы об оглашенных и верных, великий вход. Обеим свойствен один и тот же порядок благословения освящаемых Даров, возношения их, причащения и окончания богослужения. Более того, в обеих литургиях имеются одни и те же молитвы. Такова молитва в конце чина проскомидии «Боже, Боже наш, небесный хлеб», молитвы антифонов, молитва Трисвятого «Боже Святый, Иже во святых почиваяй», молитва перед чтением Евангелия «Воссияй в сердцах наших», молитва прилежного моления «Господи Боже наш, прилежное сие моление», молитва перед великим входом «Никтоже достоин», молитва перед возношением Даров «Вонми, Господи» и, наконец, заамвонная молитва. В силу изложенного естественно возникает вопрос: в чем же, собственно, заключалось литургическое творчество этих святителей?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К празднику Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (комментарий в свете веры) Крещение Господне. Новгородская икона XV в. 19 января Русская Православная Церковь празднует великий двунадесятый праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, называемое еще Святым Богоявлением. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru 18 января , в Навечерие праздника Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил чин Великого освящения воды в Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужил епископ Дмитровский Александр. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с Крещенским сочельником. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Слово Святейшего Патриарха Алексия после богослужения в день Навечерия Богоявления Я сердечно приветствую и поздравляю с праздником Крещения Господня Преосвященного Владыку, священнослужителей, вас, дорогие братья и сестры! Сегодня мы вспоминаем священное событие – Крещение Господа Бога нашего Иисуса Христа, принятое от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Своим Крещением Спаситель прообразовал великое Таинство, через которое мы становимся чадами Церкви Христовой. В Таинстве Крещения, если оно совершается в младенчестве, мы получаем свою первую собственность – имя, с которым проходим весь жизненный путь. С этим именем мы приступаем к исповеди, Причастию и другим Таинствам. С этим именем за нас молится Церковь. С этим именем провожают нас в «путь всея земли». Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru В память события, которое произошло на Иордане, совершается чин Великого освящения воды, которая впоследствии будет храниться у нас и использоваться нами для окропления жилищ и укрепления наших сил и в радостях, и в скорбях. Эту воду верующие с молитвой принимают в болезнях и жизненных испытаниях.

http://sedmitza.ru/text/413018.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации «Днесь вод освящается естество» (комментарий в свете веры) Крещение Господне. Новгородская икона XV в. 18 января, в Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Истринского Арсения совершил Великую вечерню, Литургию св. Василия Великого и Великое освящение воды в Храме Христа Спасителя. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил богомольцев с Крещенским сочельником. Слово Святейшего Патриарха после чина Великого освящения воды в Храме Христа Спасителя Поздравляю Преосвященного владыку, пастырей, священнослужителей, вас, дорогие братья и сестры с Крещенским сочельником! Сегодня в евангельском чтении говорилось о проповеди Иоанна Крестителя, которую он произносил на берегах Иордана в преддверии пришествия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Он призывал, чтобы каждый на месте своего служения исполнял свой долг честно и добросовестно. Призывал воинов совершать свое служение, не обижая слабых. Тех, которые имеют две ризы, он призывал поделиться с неимущими. Он призывал к делам милосердия и любви к ближним. Этой проповедью покаяния Иоанн Креститель готовил людей к встрече Господа и Спасителя, Который пришел на Иордан, чтобы освятить его воды Своим Крещением и положить начало Таинству Святого Крещения в Церкви Христовой. Через это Таинство все мы прошли и стали членами Святой Православной Церкви. Дай Бог, чтобы каждый из нас не только по имени был православным христианином, но и по жизни своей, по своим делам был бы последователем Христа, чтобы Его учение вело по жизни каждого из нас и чтобы мы все чувствовали, что Господь для нас является Путем, Истиной и Жизнью. Я еще раз поздравляю всех вас с преддверием великого спасительного праздника Крещения Господня! Сегодня, в канун Крещения, освящается в наших храмах вода. Над ней мы молились, призывая благодать Господню, чтобы она освящала нашу жизнь, чтобы она освящала наши дома, помогала каждому из нас в болезнях, трудностях и испытаниях жизненных, чтобы эта святыня всегда была с нами и оказывала свое благотворное влияние на нас. Поэтому хочу напомнить вам о необходимости бережно относиться к святой воде.

http://sedmitza.ru/text/404352.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Подарите детям семью (Телепрограмма, 21.01.06) (комментарий в свете веры) Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Прямой эфир на канале ТВЦ 21.01.06) Видеозапись телепередачи «Православная энциклопедия» от 21 января 2006 года (формат WM9 – 256Kbps – PAL, 26 мин., 55 Mb, разр. 320х240) Ведущий – священник Алексий Уминский: – Здравствуйте, в прямом эфире – «Православная энциклопедия». Брошенные дети… Мы не раз обращались к этой больной для нашего общества теме. Сегодня мы будем говорить об усыновлении как об одной из форм помощи этим несчастным детям. Каждый ли способен принять в семью чужого ребенка? Что должен знать и к чему должен быть готов человек, решившийся на этот серьезный шаг? Может ли усыновление, действительно, решить проблему сиротства в нашей стране? Разобраться в этих вопросах нам помогут наши гости – детский психолог Мария Капилина и Уполномоченный по правам ребенка в Москве Алексей Головань. Звоните, принимайте участие в нашей беседе. На этой неделе мы празднуем Крещение Господне. Крещенская вода имеет особую благодатную силу, поэтому и отношение к ней у православных – особенное. Сюжет: Крещенский сочельник 18 января в Навечерие праздника Богоявления, иначе этот день называют Крещенским сочельником, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великую вечерню и Литургию святого Василия Великого в нижней Преображенской церкви Храма Христа Спасителя. После праздничной службы Святейший Патриарх совершил Великое освящение воды (этим чином вода освящается только раз в году) и поздравил всех участников богослужения с праздником Крещения Господня. Фото Ю.Клиценко - Седмица.Ru Святейший Патриарх Алексий: – Господь дает нам возможность через благодать, которая ниспосылается в святой воде в праздник Крещения, получать благословение и духовную поддержку на нашем жизненном пути.

http://sedmitza.ru/text/404406.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010