В праздник Богоявления Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Литургию в Киево-Печерской лавре 20 января 2021 г. 10:34 19 января 2021 года, в праздник Крещения Господня, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий  совершил Божественную литургию в Трапезном храме преподобных Антония и Феодосия Печерских Успенской Киево-Печерской лавры . Накануне утром, 18 января, в навечерие Богоявления, Блаженнейший митрополит Онуфрий  совершил  в Трапезном храме Божественную литургию и чин великого освящения воды, а вечером — всенощное бдение с праздничной литией. За Литургией 19 января Предстоятелю Украинской Православной Церкви сослужили: наместник Лавры  митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел , архиепископ Бучанский Пантелеимон , епископ Барышевский Виктор , ректор Киевских духовных школ епископ Белогородский Сильвестр , епископ Бородянский Марк , а также братия и гости монастыря в священном сане. После чтения Евангелия во время праздничной Литургии Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве с проповедью, в которой, в частности, напомнил, что во время Крещения Господня открылась Тайна Святой Троицы, поэтому праздник также называется Богоявлением. В завершение проповеди Предстоятель Украинской Православной Церкви объяснил благодатное действие Святого Духа через освященную воду на все, что окружает людей: «Через святую воду человек получает Божественную благодать, которая укрепляет его на жизненном пути и помогает достичь вечной жизни на Небе во Христе Иисусе, Господе нашем». За Литургией были вознесены сугубые молитвы о больных коронавирусом и врачах, а также прошения о прекращении эпидемии. По окончании Литургии состоялся крестный ход к источникам преподобных Антония и Феодосия, где наместник Лавры митрополит Павел возглавил чин великого освящения воды. После богослужения в Киево-Печерской лавре Блаженнейший митрополит Онуфрий направился к Покровскому собору на Оболони, где освятил воды Днепра . Чин великого освящения воды был совершен На набережной у Покровского собора. Его Блаженству сослужили: управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний, архиепископ Васильковский Николай , епископ Барышевский Виктор, епископ Белогородский Сильвестр, епископ Переяслав-Хмельницкий Дионисий , епископ Бородянский Марк, духовенство Киевской епархии. По совершении чина освящения Блаженнейший митрополит Онуфрий поздравил всех с праздником и благословил верующих. По материалам сайта  «Православная жизнь»  и официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5754769.ht...

В праздник Крещения Господня Блаженнейший митрополит Киевский Владимир освятил воды Днепра 20 января 2010 г. 14:25 18 января 2010 года, в навечерие Богоявления, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил Божественную литургию в трапезном храме в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре . Вечером того же дня Блаженнейший владыка совершил в том же храме всенощное бдение. 19 января, в праздник Крещения Господня, Предстоятель Украинской Православной Церкви совершил Божественную литургию в трапезном храме Лавры. Его Блаженству сослужили архиепископы Вышгородский Павел , Бориспольский Антоний , епископы Макаровский Иларий , Переяслав-Хмельницкий Александр , Васильковский Пантелеимон и насельники обители в священном сане. За богослужением молились депутаты Верховной Рады Украины, в частности, кандидат в президенты Украины В.Ф. Янукович. После Литургии архиепископ Вышгородский Павел совершил чин великого освящения воды на лаврских источниках во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских. Затем на Оболонской набережной украинской столицы вблизи Свято-Покровского храма Блаженнейший митрополит Владимир совершил освящение вод Днепра. Его Блаженству сослужили ректор Киевских духовных школ архиепископ Бориспольский Антоний, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, секретарь Киевской митрополии протоиерей Виталий Косовский, а также киевское духовенство. После освящения вод Днепра, которое совершается уже второй год подряд, Блаженнейший владыка обратился к присутствующим со словом наставления и поздравил их с праздником. «В эти светлые дни истории нашего спасения Христос безгрешный взял на Себя грехи всего человечества и омыл их в водах Иорданских. Сегодня все водное естество освящается, ибо таково милосердие Бога, Который хочет, чтобы мы были совершенными, как Он совершенен, и были освящены, как Он свят», — сказав, в частности, владыка. Затем все желающие смогли погрузиться в Крещенскую купель в форме креста. Около самой купели был установлен двухметровый ледяной крест. В праздник Крещения многие верующие традиционно совершают погружение в воды Днепра именно на этом месте. По материалам официального сайта УПЦ Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1045183.ht...

Крещение Господне – 19 января в 2017 году Крещенское шоу Во всех православных столичных храмах крещенскую воду будут освящать, и раздавать всем желающим с вечера 18 января. И хотя это будет совершаться еще неделю, почему что все считают обязательным простоять до глубокой ночи в длинной очереди, чтобы запастись на весь год. Крещение или аттракцион? Двери купальни периодически открываются, чтобы выпустить на мороз так и не протрезвевших от погружения в ледяную воду. Священник в нерешительности смотрит на пьяную веселящуюся толпу. Что сказать этим людям, чтобы хоть какое-то слово дошло до них? Как достучаться до окаменелых сердец? Богослужение Богоявления Два крупнейших Господских праздника неподвижного годового круга остаются тесно связанными друг с другом.С одним из первых упоминаний в богослужебных текстах о Богоявлении мы сталкиваемся за девять дней до начала предпразднства — в навечерие Рождества. Давка Обнаружив, что осаждающие слов не понимают, батюшка не стал долго размышлять и вздыхать, что человек неисправим, да и не так уж они и виноваты, а просто взял – и перевернул бак на глазах у онемевшей паствы!.. Когда кто-то проколол тишину вопросом типа «ой, а как же?..», батюшка спокойно ответил, что «а всё, в этом году больше освящения не будет». Крещение Господне отметят более 40% россиян Часть опрошенных планирует окунуться в проруби, другие 19 января отправятся в церковь на службу и за святой водой, третьи встретятся с друзьями и близкими за праздничным столом. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/kreshhenie/page/9/

Рождество Христово – 7 января в 2017 году В Россию, Украину и Беларусь к Рождеству принесут священную реликвию — Дары волхвов Восточные мудрецы принесли Новорожденному дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан — как Богу и смирна — как Человеку на погребение. Радость В то утро настоятель отец Филипп очень волновался. Но это было не то привычное волнение в ожидании какого-то важного для тебя решения. В его ожидании не было страха, наоборот, от него так сладко щемило в груди. Богослужение Богоявления Два крупнейших Господских праздника неподвижного годового круга остаются тесно связанными друг с другом.С одним из первых упоминаний в богослужебных текстах о Богоявлении мы сталкиваемся за девять дней до начала предпразднства — в навечерие Рождества. Более 600 жителей Крымска получили рождественские подарки от волонтеров В самом Крымске на Рождественской елке в храме Архангела Михаила подарки получили более 200 детей. Часть игрушек была передана и в Крымский реабилитационный центр «Лучик» для детей-инвалидов. Протоиерей Игорь Прекуп: То, что 7 января в Эстонии рабочий день – дискриминация Праздновать Рождество 25 декабря не соответствует культурной традиции значительной части населения Эстонии, а международные правозащитные документы предусматривают поддержание самобытности всех слоев общества Рождественский обед для бездомных в центре Москвы (+ФОТО) Немного грустный узбек из Ферганы, представившийся Борисом, быстро находит земляка – им оказывается сидящий рядом с ним сероглазый Игорь. Прилично выглядящая Людмила вспоминает запавшие ей в душу строки Ахматовой, но извиняется, что не может процитировать их буквально, так как в " её доме очень много книг, а томик Ахматовой давно не попадался на глаза " . Протоиерей Алексий Уминский: Христос готов родиться в каждом из нас (+ Видео) Единственный Человек рождается на земле не для того, чтобы здесь жить. А для того, чтобы умереть. Сегодня Христос рождается для этого. Единственный смысл его рождения – принять на себя человеческую смерть. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. 12

http://pravmir.ru/tag/rozhdestvo-xristov...

Архив Пн В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя в Москве 18 января 2024 г. 13:05 18 января 2024 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве. Перед началом Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви молился за царскими часами в алтаре нижнего храма. За Литургией Его Святейшеству сослужили: архиепископ Егорьевский Матфей ; епископ Истринский Серафим , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; столичное духовенство. Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). Прямая трансляция Патриаршего богослужения осуществлялась на телеканалах «Союз» и «Спас» , а также на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. На сугубой ектении были вознесены особые прошения, Предстоятель Русской Православной Церкви прочитал молитву о Святой Руси. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Вадима Самохвалова, клирика храма Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес священник Виктор Крючков, клирик храма Живоначальной Троицы в Старых Черемушках г. Москвы. По окончании Литургии в приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери нижней церкви Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воды. Затем было совершено славление празднику. В завершение богослужения Святейший Патриарх Кирилл поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления. Сегодня вечером, в канун праздника Святого Богоявления — Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси  Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 17 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/6095229.ht...

«От Вифлеема на Иордан прейдем, тамо бо Свет сущим во тьме озаряти уже начинает». Ближайшая суббота и воскресенье перед Крещением называются субботою и Неделей пред Богоявлением (или Просвещением). Навечерие Богоявления Канун праздника — 5 января — называется Навечерием Богоявления, или Сочельником. Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова. В Сочельник Богоявления 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если Навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: вместо одного раза дозволяется принятие пищи дважды — после литургии и после освящения воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает. Особенности богослужения в Навечерие праздника Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней — вечерня и после нее водоосвящение. Великие часы и их содержание Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25). Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах — 28-м и 41-м — пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии…» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя— трепет и страх при Крещении Господа — и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

http://pravmir.ru/kreshhenie-gospodne-v-...

В XVI и XVII вв. практика совершения крестного хода на иердань и водоосвящения здесь, в самый праздник Богоявления не была окончательно установлена. Одни уставы говорят против совершения водосвятия в самый день Крещения 389 , другие, как мы видели, стоят за такое совершение и указывают порядок его. Этим вопросом заинтересовался преп. Максим Грек , и в своих сочинениях старался оправдать обычай двукратного водоосвящения ссылкой на практику древней восточной церкви 390 . В таком, более или менее, неопределенном положении, практика двукратного богоявленского водоосвящения оставалась до патриарха Никона . Последний, не нашедши подтверждения для совершения водоосвящения в самый день праздника Богоявления в памятниках восточной церкви, решился уничтожить этот обычай. В декабре (16-го) 1655 г. он, с соизволения царя, созвал небольшой собор 391 , на котором и было выработано постановление: «по древнему, святыя восточныя церкви, преданию, в навечерии Богоявления Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, по совершении Божественныя Литургии, не отходя в домы своя, исходити ко крестильнице и тамо священье (воде), творити по чину, а в самый день Богоявленья ко крестильнице ие исходити, и к совершению водосвященья творити не дерзати, зане едино крещенье по апостолу, а не два; сего ради и древния святыя восточныя церкве чин точию в навечерии Богоявления водосвящение творити повелеваем, в самый Богоявления праздник тое совершати не предаде. Аще же кто Государева и Государева патриарша указу и древняго святыя церкве предания не послушает, да весть таковый, яко под великую церковную казнь подпадает, на не послушающих бо святых правил Вселенский седьмый собор осужденье налагает, сице глаголя: аще кто по сем завещании дерзнет инако мудрствовати, да будет церковной казни повинен, еже есть проклятию и отлучению» 392 . Тотчас же после эгого собора, по всем обителям и соборным храмам были разосланы «памяти» со строгим наказом об исполнении указанного соборного определения 393 . После патр. Никона никаких замечаний о двукратном освящении воды в навечерие и самый праздник Богоявления мы в богослужебных книгах уже не встречаем 394 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

В праздники же полагается большей частью по три паремии. Если же случаются два празднества, из коих для каждого положены паремии, то читаются те и другие, например: если в день Вознесения случится празднование св. Иоанну Богослову, то читаются паремии празднику и апостолу. На некоторые дни положено читать более трех паремий, так, например: на праздник Благовещения – 5, в навечерие Рождества христова – 8, в навечерие Богоявления – 13, в Великую субботу – 15 паремий, пред чтением каждой паремии диакон или священник говорит: «Премудрость». Чтец именует книгу Св. Писания, из которой он будет читать; он возглашает: «того-то чтение». Диакон или священник произносит: «Вонмем». После входа, прокимна, иногда и паремии верующие с особою теплотою души и с особым дерзновением усиленно просят Господа, чтобы Он, по великой милости Своей, помиловал их и всех христиан. Это моление выражается в сугубой ектении, в которой исчислены все, за кого приносится моление. Диакон, обращаясь к предстоящим, говорит: «Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем». Лик дополняет: «Господи, помилуй». После сего диакон взывает: «Господи Вседержителю, Боже Отец наших, молимтися, услыши и помилуй». Лик повторяет последние слова: «Господи, помилуй». Затем диакон произносит прошения ектении: «Помилуй нас, Боже». За каждым прошением лик трижды взывает: «Господи, помилуй». В ектении следуют прошения о членах св. Церкви, как живущих, так и умерших. Затем продолжение молитвословий сугубой ектении, в коей говорится, о ком мы молимся, составляют на великой вечерне молитва «Сподоби, Господи» и ектения «Исполним молитву нашу», в них говорится о том, чего мы просим у Бога. Молитва «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» составляет продолжение славословия Триединому Богу, воссылаемого в песне «Свете тихий», в которой взываем: «Поем Отца, Сына и Святаго Духа». Молитва «Сподоби, Господи» оканчивается славословием: «Тебе подобает хвала, Тебе подобает пение, Тебе слава подобает, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Особенность богослужения этого дня составляет великое Водоосвящение. Св. Церковь издревле совершает его двукратно (в навечерие и в самый праздник) в воспоминание крещения, когда Иисус Христос погружался в водах Иорданских. «Да водам освящения дар подаст». Освящение воды в навечерии установлено св. Церковью в память крещения оглашенных (т.е. наученных св. истинам), которое в древности они принимали большей частью в навечерие Богоявления, – и совершается в храмах, потому что в храмах же совершалось и крещение оглашенных, а совершаемое в праздник – собственно в воспоминание Крещения Господне, и совершается вне храмов, на реках, колодцах и т.п., потому что и Иисус Христос принял крещение от Иоанна на реке Иорданской, и совершается с большей торжественностью, в крестном ходе. Богослужение великого освящения воды состоит в воспоминание пророчеств (что проводится в читаемых при этом (3) паремиях – ( Ис. 12:35, 55 ), в воспоминание значения их и самого события – в чтении Апостола ( 1Кор. 10:1–4 ), – Евангелия ( Мк. 1:9–11 ), – в молитвах, призывании Божия благословения на воды ( " Ты убо человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Св. Духа Твоего, и освяти воду сию, – Сам и ныне Владыко освяти воду сию Духом Твоим Святым“, – так взывает служитель церкви) и в троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня, во образ погружения Господа в водах Иордана. Таким образом освященная вода называется в православной Церкви великой агиасмою – святыней, и употребляется как для окропления храмов, так и для жилищ верующих. Великая любовь и неизреченная милость явлены нам Спасителем нашим в добровольном Его крещении в водах Иорданских; наш долг быть благодарными к Нему и являть себя подражателями Ему. Взирающе на Христа, смиряющагося волею, – заключу словами св. Церкви, – даже и до рабия образа, под крепкою Его руку ныне смиримся, духом вземшися: яко да крещаема сего чистыми делы почтим (2 янв. на веч. п.6). 1 Древоделя (церковнославянский словарь) – древоделатель, мастер по дереву, плотник. – примечание электронной редакции.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svet...

Причиной сего, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов св. Златоуста, который в одной из бесед своих в день Р. X. говорит: «Не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился» 83 . К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, который, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда бе Иисус яко лет тридесять ( Лк.3:23 ). Празднование Р. X. вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века 84 , в иных – до V 85 или даже до VI века 86 ; у армян продолжается доселе. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доселе в Прав. Церкви служит совершенное сходство в отправлении сих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков, различен только по предмету. День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетелеством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Се благовествую вам, – Ангел глаголал вифлеемским пастырям, – радость велию, яже будет всем людям: яко родися вам днесь Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове: и се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. И вси слышавшии дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе. И сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша ( Лк.2:10–20 ). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивною вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, яко родися Спас, ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов, благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010