В Крещенский сочельник Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и великое освящение воды в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты 18 января 2010 г. 09:59 18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением тринадцати паримий, Божественную литургию святителя Василия Великого и великое освящение воды в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты . Его Святейшеству сослужили: митрополит Астанайский и Алма-Атинский Мефодий ; архипископы  Саранский и Мордовский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии; Костромской и Галичский Александр , председатель Синодального отдела по делам молодежи ; Уральский и Гурьевский Антоний ; Чимкентский и Акмолинский Елевферий ; Сергиево-Посадский Феогност , наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры ; епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московский Патриархии ; протоиерей Валерий Захаров, настоятель Никольского собора Алма-Аты ; протоиерей Всеволод Чаплин , председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества ; протоиерей Александр Милованов, настоятель Вознесенского кафедрального собора; клирики Астанайской и Алма-Атинской епархии . Среди молившихся за богослужением были Посол Российской Федерации в Республике Казахстан М.Н. Бочарников, Генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате Б.Б. Мещанинов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда . По окончании чина великого освящения воды от лица священнослужителей и паствы Алма-Аты митрополит Мефодий сердечно поздравил Святейшего Патриарха Кирилла с праздником Крещения Господня. Владыка Мефодий преподнес Его Святейшеству две старинные иконы с изображениями Спасителя и Божией Матери с предстоящими Соловецкими святыми. Иконы были сохранены и возвращены Церкви одним из жителей Алма-Аты. Передавая иконы, владыка Мефодий отметил, что Предстоятель уделяет особое внимание Северной Голгофе — Соловецкому монастырю, где «теплилась молитва великая и произошло великое беззаконие». Ныне Южная Голгофа Русской Православной Церкви — Казахстан — преподносит Святейшему Патриарху эти святыни в дар Соловецкой обители, сказал архипастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/998919.htm...

Патриарх Кирилл: Святая вода великая святыня, и почерпать ее нужно в благоговении 19 января, 2015. Святейший Патриарх Кирилл Вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства. 19 января. ПРАВМИР. 18 января 2015 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в столичном кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери нижнего храма Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения воды, — сообщает Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси . Затем Патриарх Кирилл поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с навечерием Богоявления Господня. Сегодня, в канун этого великого праздника, по установившейся церковной традиции за вечерним богослужением совершается освящение воды. Мы молимся Господу о ниспослании Его благодати, Его силы, водному естеству. Если только вдуматься, что происходит в этот момент, то потрясает сама мысль о том, что через рождение Спасителя, через Его жизнь, через Его страдания, через Его смерть и Его воскресение роду человеческому дана величайшая сила  Божественное присутствие в жизни людей и в человеческой истории. Господь не покидает род человеческий, возносясь на небо, Он остается с нами силой, действием Святаго Духа. И как знак этого Божественного присутствия по молитвам Церкви естество водное обогащается Его энергией, Его силой, Его благодатью. И мы знаем, что вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства: она не портится, она исцеляет от болезней, она отгоняет от людей темную силу, она дает людям возможность, опираясь на свою веру и свою молитву, привлекать через воду сию благодать Святаго Духа. Великая святыня открывается нам в эти крещенские дни. Это продолжение праздника Рождества Христова и это подлинное Богоявление не только как исторический факт, но как реальность, в которой мы живем. Святая вода это знак новой Божественной реальности, соединенной с человеческим естеством и с человеческой историей.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-svyata...

Рождество Христово Около 600 сирот побывали на Рождественском празднике «Православной Детской миссии» (+ФОТО) После богослужения состоялся праздничный обед, затем во Дворце молодежи театр " Питерская оперетта " показал юным зрителям спектакль " Снежная королева " . Богослужение Богоявления Два крупнейших Господских праздника неподвижного годового круга остаются тесно связанными друг с другом.С одним из первых упоминаний в богослужебных текстах о Богоявлении мы сталкиваемся за девять дней до начала предпразднства — в навечерие Рождества. Пожелания добра и пожелания зла Бывает, что некто, полагающий себя человеком церковным, угрожает тем, что будет молиться о том, чтобы кто-то заболел или умер. И такое впечатление, будто полагает, что это остроумно. Это в общем-то похоже на картину, которая с детства вселяла в меня ужас: «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу». Епископ Карасукский Филипп поздравил больных туберкулезом детей и детей-сирот с Рождеством Владыка поздравил детей с Рождеством, рассказал об этом светлом празднике, о Святках, окропил их святой водой и раздал подарки: не только сладости, но иконочки и календари, чтобы дети не забывали о Боге и молитве. В гости к особым деткам (+Фото) Они так нам радовались! В обычной жизни редко встретишь такую радость. Глядя на них, вспоминаешь слова Христа, что в Царство Небесное войдут те, кто умалятся, как дети. Невольно думаешь, что, хоть их болезнь очень тяжелая, но и в этом есть промысл Божий. В Киеве прошел всеукраинский фестиваль рождественских колядок и щедривок Фестиваль прошел по благословению наместника Киево-Печерской Лавры митрополита Вышгородского и Чернобыльского Павла. Более 600 жителей Крымска получили рождественские подарки от волонтеров В самом Крымске на Рождественской елке в храме Архангела Михаила подарки получили более 200 детей. Часть игрушек была передана и в Крымский реабилитационный центр «Лучик» для детей-инвалидов. Рождество в Нью-Йорке: заметки в красно-белых тонах (+Фото) Жители Нью-Йорка штурмовали распродажи в магазинах и онлайн, обсуждали трагедию в одной из начальных школ штата Коннектикут. А в целом расцвеченный с середины октября многонациональный город Большого Яблока жил своей обыденной жизнью.

http://pravmir.ru/tag/rozhdestvo-hristov...

ЦВ 1-2 (447) январь 2011 /  19 января 2011 г. Крещение Господне 18 января, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин великого освящения воды в приделе Тихвинской иконы Божией Матери. Затем Святейший Патриарх обратился к собравшимся с первосвятительским словом, в котором отметил значение воплощения Сына Божия для спасения человечества. «Есть нечто, что принципиально отличает ту жизнь — до пришествия Христа — от этой жизни, хотя и в последней грех присутствует не меньше, — заметил Святейший Патриарх. — Через воплощение Сына Божия, через Его страдания, смерть и Воскресение Господь, приняв искупительную жертву Сына Своего и Сына человеческого, в ответ на этот подвиг даровал людям, принимающим Христа и верящим в Него как в Спасителя, силу своей Божественной благодати». Святейший Патриарх Кирилл призвал верующих благоговейно относиться к крещенской воде, которая после Великого освящения по традиции раздается народу. «Сегодняшний день является символическим, потому что благодать Божия действительно снисходит на нас видимым образом через освящение воды. Вода, которая не изменяет своих физических и химических свойств, пронизывается Божественной энергией, становится водой, которой сообщена благодать Святого Духа. Это великая святыня, а потому и почерпать эту воду нужно с благоговением. Бывает так, что шум в храме начинается еще до того, как воду начинают раздавать. Люди нередко стремятся опередить своего соседа, чтобы первым подойти и взять воду. Не делайте этого, потому что всякое недостойное прикосновение к святыне лишает вас этой святыни. Тот, кто хочет первым почерпнуть и другого оттолкнуть, почерпает не святую воду, но в суд и во осуждение прикасается ко святыне», — сказал Предстоятель. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл побеседовал с молившимися за богослужением представителями руководства Научно-практического центра медицинской помощи детям с пороками развития черепно-лицевой области и врожденными заболеваниями нервной системы и преподал им благословение на освящение храма Святой Троицы, сооруженного на территории центра.

http://e-vestnik.ru/church/447_kreshceni...

Разделы портала «Азбука веры» Навечерие – канун (предшествующий день) праздников Рождества Христова и  Богоявления . Эти дни называются также  сочельниками . Обычай совершать Навечерие перед праздником Рождества Христова, несомненно, древний. Это видно из того, что уже в IV веке было определено, как надлежит поститься накануне БогоявленияНавечерие), если оно случится в день воскресный (Феофил Александрийский, прав. 1). Значению дня, как особого периода в подготовке к празднику, соответствует особая строгость поста, предусматриваемая монастырским Уставом для рождественского сочельника. Вкушение пищи разрешается один раз в день, после вечерни, то есть после того, как в храме будут пропеты тропарь и кондак празднику. На трапезе полагается «сочиво обварено, или кутия с медом». Отсюда происходит и самое название дня – «сочевник», или в просторечии «сочельник». Почему навечерие связано именно с праздниками Рождества Христова и Богоявления? До V века было принято вспоминать Рождество и Крещение Сына Божия в один день — 6 января и назывался этот праздник Феофанией — Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы при Крещении в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря было уже в V веке. Так было положено начало новому церковному явлению — святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником. Зачем понадобилось два названия для одного и того же события? Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с медом и изюмом — сочиво. Каковы особенности богослужения в навечерие? Если навечерие Рождества выпадет на седмичный день (кроме субботы и воскресенья), то в этот день, утром, совершаются великие (или царские) Часы и вечерня с литургией святого Василия Великого . Если навечерие Рождества Господа Иисуса Христа случится в субботу или воскресенье, тогда великие часы переносятся на пятницу, и литургия в эту пятницу не совершается, а вечерня в пятницу совершается вечером в обычное время. В самый день навечерия, т.е. в субботу или воскресенье, бывает литургия св. Иоанна Златоуста в свое время, после чего служится великая вечерня, относящаяся уже к самому празднику. Литургия св. Василия Великого переносится на день самого праздника.

http://azbyka.ru/navecherie

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в навечерие праздника Богоявления 18 января 2011 г. 15:11 18 января 2011 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и чин великого освящения воды в Преображенской (нижней) церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя . По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры! Поздравляю с великим праздником Богоявления. В этот день, предшествующий самому празднику, мы входим в благодатную стихию освящения водного естества. Чем мир после Христа отличается от того, что был до Него? И в том мире были праведники и были грешники — Ветхий Завет рисует нам картины святости и картины греховных преступлений. И в те времена были порывы духовные, были взлеты и были падения, как это и сегодня происходит в человеческой жизни. С точки зрения участия самого человека в деле спасения, с точки зрения напряжения умственных, нравственных и даже физических сил, которые нужны, чтобы обрести Божие благоволение, ничего не изменилось. И тогда, и сейчас нужно напрягать и умственные, и духовные, и сердечные свои силы и силу воли, чтобы следовать Божиему закону. Но есть нечто, что принципиально отличает ту жизнь — до пришествия Христа — от этой жизни, хотя и в последней грех присутствует не меньше. Есть одно важное отличие — через воплощение Сына Божиего, через Его страдания, смерть и Воскресение Господь, приняв искупительную жертву Сына Своего и Сына человеческого, в ответ на этот подвиг даровал людям, принимающим Христа и верящим в Него как в Спасителя, силу своей Божественной благодати. И сегодня мы не одни перед лицом искушений, соблазнов, обманов и трудностей, как то было в далекой древности. С нами Бог, и если мы желаем, то Бог входит в нашу жизнь — Своей благодатью, Своей силой, Своей энергией Он сообщает нам, слабым, искушаемым и грешным людям, возможность побеждать грех.

http://patriarchia.ru/db/text/1387663.ht...

Водоосвящение ЧИН ВЕЛИКОГО И МАЛОГО ВОДООСВЯЩЕНИЯ. ИСТОРИЯ ИХ ОБРАЗОВАНИЯ Святая Церковь словом Божиим, молитвой и священнодействиями освящает не только самого человека, но и все то, чем человек пользуется на земле: воду, воздух и саму землю, различные предметы и вещи, необходимые для нашего существования и благополучия; она освящает и благословляет их благословением небесным — для сообщения чрез них благодати и благословения человеку. Одно из величественнейших и умилительнейших священнодействий над стихиями есть освящение воды — стихии, столь необходимой для поддержания нашей жизни и для освящения разных предметов. Церковь освящает воду для того, чтобы возвратить ей первобытную чистоту, низвести на нее благодать Святого Духа и благословение небесное, к освящению душ и телес всех, пользующихся ею, к отгнанию наветов всех видимых и невидимых врагов и ко всякой пользе для верующих. Два евангельских события главным образом освятили воду: крещение Господа в струях Иорданских и возмущение воды от Ангела в Силоамской купели. В воспоминание этих событий в Православной Церкви соответственно установлено два водоосвящения: великое и малое водоосвящение. Фото сайта Седмица.Ru Великое водоосвящение совершается исключительно в навечерие и в самый день праздника Богоявления. Водоосвящение называется великим по особой торжественности обряда и воспоминания крещения Господня. Великое водоосвящение совершается в конце богослужения в навечерие праздника и в самый день праздника и в основном состоит из: пения стихир «Глас Господень на водах», чтения трех паремий, прокимна, Апостола и Евангелия, мирной ектении и освятительной молитвы с прошениями об освящении воды. И, наконец, — самого освящения воды с троекратным погружением святого креста и троекратным пением тропаря Богоявления: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи». Малое водоосвящение положено совершать в начале каждого месяца. На этом основании оно совершается 1-го августа и поэтому иногда называется «августовским водоосвящением». Затем малое водоосвящение совершается в преполовение Пятидесятницы в воспоминание того, что Иисус Христос учил народ о воде живой, текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 10). Оно совершается также пред литургией в дни храмовых праздников, в которые храм обновляется молитвой и кроплением святой воды. Наконец, оно может быть совершено по желанию каждого верующего во всякое время (на дому или в храме) в соединении с молебным пением.

http://pravoslavie.ru/2319.html

Богослужение Богоявления Два крупнейших Господских праздника неподвижного годового круга остаются тесно связанными друг с другом.С одним из первых упоминаний в богослужебных текстах о Богоявлении мы сталкиваемся за девять дней до начала предпразднства — в навечерие Рождества. 18 января, 2013 Два крупнейших Господских праздника неподвижного годового круга остаются тесно связанными друг с другом.С одним из первых упоминаний в богослужебных текстах о Богоявлении мы сталкиваемся за девять дней до начала предпразднства — в навечерие Рождества. Священник Феодор Людоговский — о ходе и самых ярких местах богослужения Богоявления. Фото: otdelro.ru Изначально Богоявление было двуединым праздником, содержание которого складывалось, во-первых, из события Крещения Господня и, во-вторых, Рождества Христова . Позже, как мы знаем, Рождество отделилось от Богоявления и стало самостоятельным праздником (древнее единство сохраняется лишь в Армянской церкви). Но и сейчас два эти крупнейших Господских праздника неподвижного годового круга остаются тесно связанными друг с другом. Предпразднство Богоявления длится четыре дня, начинаясь сразу вслед за однодневным праздником Обрезания Господня, который совершается, в соответствии с евангельской хронологией, на восьмой день по Рождестве. Однако с одним из первых упоминаний в богослужебных текстах о Богоявлении мы сталкиваемся за девять дней до начала предпразднства — в навечерие Рождества. На девятом часе звучит стихира (по указанию Минеи, поется она канонархом, «посреде церкве»): Днесь раждается от Девы рукою всю содержай тварь. Пеленами, якоже земен, повивается Иже существом неприкосновенен Бог. В яслех возлежит утвердивый Небеса словом в началех. От сосцев млеком питается Иже в пустыни манну одождивый людем. Волхвы призывает Жених церковный, дары сих приемлет Сын Девы. Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе; покланяемся Рождеству Твоему, Христе: покажи нам и Божественная Твоя Богоявления. Как видим, эта стихира, написанная, очевидно, по образцу знаменитой стихиры Великой Пятницы «Днесь висит на древе…», рассматривает Рождество как событие, по своему смыслу и значению тесно связанное с Богоявлением, — точно так же, как в песнопении Великого Пятка в качестве такого события по отношению к  Воскресению рассматривается Распятие.

http://pravmir.ru/bogosluzhenie-bogoyavl...

Крещение Господне      Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:32 мин. Размер 7.3 Mb ) Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Сегодня, дорогие братия и сестры, в день навечерия великого праздника Господня – Богоявления, или Крещения Христова, мы с вами молимся за продолжительным, но удивительным по своему содержанию богослужением, которое объединяет и чтение часов, и вечерню, и Божественную Литургию святителя Василия Великого, и вот скоро под пение тропаря: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа» – выйдет из алтаря духовенство для совершения Великого освящения воды. Сегодняшнее богослужение более всего напоминает богослужение навечерия праздника Рождества Христова, и также сегодняшний день называется сочельником. Эта схожесть богослужений объясняется тем, что до V века было принято вспоминать Рождение и Крещение Господа нашего Иисуса Христа в один день, и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Пресвятой Троицы в водах Иорданских. На берегах Иордана раздался «глас Господень на водах»: Бог Отец при Крещении Христа Спасителя являет Себя Своему созданию – человеку голосом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», а Дух Святой нисходит на Христа «в телесном виде, как голубь». Богоявление Господне не осталось незамеченным людьми, после этого явного чуда многие внимательнее стали присматриваться к этому малоизвестному (как им ранее казалось) тридцатилетнему Человеку из Назарета Галилейского. Кто-то стал Его учеником и, оставив свою семью и привычную жизнь, пошел за Ним, чтобы слушать Его Благую Весть, пить воду, от которой никто не будет жаждать вовек. И в дальнейшем эта вода – благодать Истины Христовой – сделалась в тех людях, свидетелях Богоявления на Иордане, источником воды, текущей в жизнь вечную. «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте» (Ис. 55: 1), – взывает пророк Исаия. Как чувство физической жажды является проявлением нашего естества, так и духовная жажда естественна для каждого человека. Страдая и мучаясь от жажды Богообщения, мы ищем встречи с Богом, стремимся к Нему приблизиться, исполнять Его волю и заповеди. Но не будем забывать, что до Богоявления на Иордане, до крещения Духом Святым имело место быть крещение Иоанново – крещение Иоанном Предтечей людей, жаждущих встречи с Богом, «в воде в покаяние».

http://pravoslavie.ru/109997.html

В Крещенский сочельник Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию и чин великого освящения воды в Храме Христа Спасителя г. Москвы 18 января 2015 г. 14:46 18 января 2015 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в столичном кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Егорьевский Марк , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям ; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев). После сугубой ектении Божественной литургии Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Патриарх рукоположил в сан иерея диакона Глеба Киселева, клирика московского храма преподобного Андрея Рублева в Раменках. Проповедь перед причастием произнес священник Иоанн Нефедов, клирик Храма Христа Спасителя. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл возглавил служение вечерни в Преображенской (нижней) церкви Храма Христа Спасителя. В приделе в честь Тихвинской иконы Божией Матери нижнего храма Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения воды. Затем Святейший Владыка поздравил верующих с сочельником и наступающим праздником Богоявления: «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно приветствую с навечерием Богоявления Господня. Сегодня, в канун этого великого праздника, по установившейся церковной традиции за вечерним богослужением совершается освящение воды. Мы молимся Господу о ниспослании Его благодати, Его силы, водному естеству. Если только вдуматься, что происходит в этот момент, то потрясает сама мысль о том, что через рождение Спасителя, через Его жизнь, через Его страдания, через Его смерть и Его воскресение роду человеческому дана величайшая сила  Божественное присутствие в жизни людей и в человеческой истории. Господь не покидает род человеческий, возносясь на небо, Он остается с нами силой, действием Святаго Духа. И как знак этого Божественного присутствия по молитвам Церкви естество водное обогащается Его энергией, Его силой, Его благодатью. И мы знаем, что вода, оставаясь водой, приобретает особые свойства: она не портится, она исцеляет от болезней, она отгоняет от людей темную силу, она дает людям возможность, опираясь на свою веру и свою молитву, привлекать через воду сию благодать Святаго Духа.

http://patriarchia.ru/db/text/3952909.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010