Глас 4: Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе,/не скрывай словесе Божия,/возвещай чудеса его,/да умножающи дарование,/внидеши в радость Господа твоего. Глас 4: Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,/не скрывай слова Божия,/возвещай чудеса Его,/чтобы, умножив благодатный дар,/войти тебе в радость Господа Твоего.  (2) Глас 6: Приидите вернии, делаим усердно Владыце:/подавает бо рабом богатство,/и по равенству кийждо многоусугубим благодати талант:/ов убо мудрость да приносит делы благими,/ов же службу светлости да совершает:/да приобщается же словом верный, тайны ненаученному,/и да расточает богатство убогим другий./Сице бо заимованное многоусугубим,/и яко строителие вернии благодати,/Владычния радости сподобимся:/тоя нас сподоби Христе Боже,/яко Человеколюбец. Глас 6: Придите, верные,/потрудимся усердно для Владыки,/ибо Он подает рабам Своим богатство;/и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:/один мудрость да употребляет на добрые дела,/а другой служение просвещения да совершает./Да приобщает же верный/к слову Божию непосвященного,/и да раздает богатство бедным иной:/ведь так мы взаймы нам данное преумножим,/и как верные распорядители благодати/радости со своим Владыкой удостоимся./Ее и нас сподоби, Христе Боже,/как Человеколюбец.  (2) Егда приидеши во славе со ангельскими силами,/и сядеши на престоле Иисусе разсуждения,/да мя Пастырю Благий не разлучиши,/пути бо десныя веси,/развращени же суть шуии./Да не убо с козлищи грубаго мя грехом погубиши,/но десным мя сочетав овцам,/спаси яко Человеколюбец. Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами/и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства,/не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой:/ибо познаны Тобою пути правые,/а левые развращены./Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе,/но сопричислив меня к овцам, стоящим справа,/спаси как Человеколюбец. Женише добротою красный паче всех человек,/призвавый нас к трапезе духовней чертога Твоего,/нелепый мой зрак прегрешений совлецы,/причастием страданий Твоих,/и одеждею славы украсив Твоея красоты,/сообедника светла мя покажи Твоего Царствия,/яко Милосерд.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

От смоковницы научайся кончине, о душа моя!/Когда даст она листья нежные/и побеги пустит,/вскоре жатвы час;/и ты, когда увидишь это,/познай, что конец при дверях. Кто разве Тебе иный Твоего знает Отца?/Или кто кроме Тебе весть час, или день?/У Тебе бо сокровища премудрости вся внутрь суть, Христе Боже. Кто иной, помимо Тебя/Отца Твоего знает?/Или кому, кроме Тебя, ведом час или день?/Ибо в Тебе пребывают все сокровища премудрости,/Христе Боже. Книги убо разгнутся тогда, престолом поставленным,/деяния же обличатся, нагим стоящим всем:/ни свидетелем, ни клеветником присутствующим:/обнажена бо вся Богу. Книги раскроются тогда/и престолы будут поставлены;/деяния же обличатся,/когда нагими предстанут все;/ни свидетелей, ни обвинители не будут присутствовать:/ибо все открыто пред Богом. Грядет всех Судия, изведен быти на суд,/на престоле херувимсте седяй, яко повинный предстати Пилату,/и вся пострадати, да спасется Адам. Идет всех Судия,/чтобы быть приведенным на суд;/на престоле херувимском Сидящий/— чтобы как повинный предстать Пилату,/и все претерпеть, дабы спасен был Адам. Приближися Пасха нам великая и Божественная:/по двою бо днию преднаучает Христос,/страдания прописуя день,/воньже Отцу жертва приведется. Приблизилась Пасха наша,/великая и Божественная;/ибо через два дня она, наставляет Христос,/предначертывая страдания день,/в который Он как жертва Отцу приносится. При Кресте Твоем Спасе предстоящи Мати,/и Твое неправедное зрящи заколение, вопияше:/увы Мне Чадо Мое! Увы Мне незаходимый свете!/Просияй всем Солнце славы свет. При Кресте Твоем, Спаситель, стоя, Матерь Твоя/и видя Твое неправедное заклание,/взывала: “Увы Мне, Чадо Мое, Светоч немеркнущий!/Зажги всем, Солнце, славы свет! Слава:  О единице Святая,/Троице едино Божество, и Троица Единице Боже,/триипостасное Естество, единочестная, и нераздельная славо,/избави от бед души наша! Слава:  О Единица Святая:/Троица, единая Божеством,/и Бог, в Троице Единый,/Естество в Трех Ипостасях,/равная честью и нераздельная слава,/избавь от бед души наши!

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным,/но одежды не имею, чтобы войти в него./Сделай светлым одеяние души моей,/Податель света, и спаси меня.  (3) На хвалитех поставим стихов 4, и поем стихиры самогласны повторяюще, глас 1: На “Хвалите:” стихиры на 4, глас 1 Во светлостех святых Твоих,/како вниду недостойный?/Аще бо дерзну совнити в чертог,/одежда мя обличает, яко несть брачна,/и связан извержен буду от ангелов./Очисти Господи, скверну души моея,/и спаси мя яко Человеколюбец. В светлый сонм святых Твоих/как войду я, недостойный?/Ведь если осмелюсь войти с ними в брачный чертог, –/одежда меня обличает, ибо не в такой идут на брак,/и, связанный, изгнан буду Ангелами./Очисти, Господи, скверну души моей/и спаси меня, как Человеколюбец.  (2) Глас 2: Душевною леностию воздремався,/не стяжах Женише Христе,/горяща светильника иже от добродетелей,/и девам уподобихся буим,/во время делания глумляся./Утробы щедрот Твоих не затвори мне Владыко,/но оттряс мой омраченный сон, возстави,/и с мудрыми введи девами в чертог Твой,/идеже глас чистый празднующих,/и вопиющих непрестанно:/Господи, слава Тебе. Глас 2: От душевного нерадения задремав,/не приобрел я, Жених мой, Христе, светильника, горящего добродетелями,/и уподобился девицам неразумным,/во время работы мечтая./Сострадательного сердца Твоего не затвори от меня, Владыка,/но стряхнув с меня мрачный сон, воздвигни,/и с разумными девами введи в Твой брачный чертог,/где чистый глас празднующих и взывающих непрестанно:/“Господи, слава Тебе!”  (2) Слава, и ныне, глас 4:  Скрывшаго талант осуждение слышавши, о душе/не скрывай словесе Божия,/возвещай чудеса Его,/да умножающи дарование,/внидеши в радость Господа твоего. Слава, и ныне, глас 4:  Об осуждении сокрывшего талант услышав, душа,/не скрывай слова Божия,/возвещай чудеса Его,/чтобы, умножив благодатный дар,/войти тебе в радость Господа твоего. На стиховне стихиры самогласны, глас 6: Стихиры на стиховне, глас 6 Приидите вернии,/делаим усердно Владыце:/подавает бо рабом богатство,/и по равенству кийждо да многоусугубим благодати талант:/ов убо мудрость да приносит делы благими,/ов же службу светлости да совершает./Да приобщается же словом верный тайны ненаученному,/и да расточает богатство убогим другий:/сице бо заимованное многоусугубим,/и яко строителие вернии благодати,/Владычния радости сподобимся./Тоя нас сподоби, Христе Боже,/яко Человеколюбец.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Жених, цветущий красотою более всех людей,/призвавший нас на пиршество духовное/брачного чертога Твоего!/Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки/участием в Твоих страданиях/и, славы одеянием украсив,/красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви/в Твоем Царстве, как Милосердный! Слава, и ныне глас 7:  Се тебе талант Владыка вверяет душе моя,/страхом приими дар, заимствуй давшему,/раздавай нищим, и стяжи друга Господа,/да станеши одесную Его, егда приидет во славе,/и услышиши блаженный глас:/вниди рабе в радость Господа твоего./Тоя достойна мя сотвори Спасе, заблудившаго,/великия ради Твоея милости. Слава, и ныне, глас 7:  Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант./Со страхом дар прими,/отдай в рост для Давшего тебе,/раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,/чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,/и услышать блаженный глас:/“Войди, раб, в радость Господа Твоего!”/Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,/по великой Твоей милости. И прочее последование яко обычно. Часы со обычным стихословием, и чтение Евангелия. И прочее последование как обычно. НА 6М ЧАСЕ НА 6М ЧАСЕ Часы с обычным стихословием и чтением Евангелия. Тропарь пророчества, глас 1: Тропарь пророчества, глас 1 Безмерно согрешающим,/богатно прости Спасе,/и сподоби нас неосужденно поклонитися/Твоему святому Воскресению,/молитвами Пречистыя Твоея Матере,/едине Многомилостиве. Безмерно согрешающим/великодушно прости, Спаситель;/удостой нас, не подвергшись осуждению,/поклониться Твоему святому Воскресению,/по ходатайствам Пречистой Твоей Матери,/Единый Многомилостивый! Слава, и ныне,  тойже. Слава, и ныне:  и повторяем то же. Прокимен, псалом 129. Глас 6: Прокимен, глас 6 Яко у Господа милость,/и многое у Него избавление.  Стих: Из глубины воззвах к Тебе Господи, Господи услыши глас мой. Ибо у Господа милость,/и велико у Него избавление.  Стих: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой.    Пс 129:7 , 1–2А Пророчества Иезекиилева чтение: [Глава 1, ст. 21 – 28. гл. 2, ст. 1]

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости — собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс — полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети…» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче…» . Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица — это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе… Каждый день этой недели — воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы — это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг — воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница — день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://pravoslavie.ru/69942.html

Великий вторник – толкования, проповеди, песнопения (+ аудио) В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах 3 апреля, 2018 В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах Во Вторник Страстной седмицы вспоминается день, когда Господь Иисус Христос учил в Иерусалимском Храме. В тот день Господь рассказал Своим ученикам о Своем втором пришествии и притчи о десяти девах и талантах. Содержание статьи Великий вторник. Толкования Библеист Анна Шмаина-Великанова, объясняя смысл евангельских событий Страстной седмицы, не находит в них четкой границы между вторником и средой: В великий вторник и среду происходит много разговоров. Споры и даже ссора с фарисеями, саддукеями, книжниками; пророчество о разрушении Храма и Иерусалима; пророчество о Кресте, не услышанное учениками; помазание, когда женщина (Мария в одном варианте) отирает Его ноги своими волосами. И, наконец, предательство Иуды. Если считать, что все это происходит во вторник, то получается, что среда у евангелистов выпадает.  Мне это кажется маловероятным. Я думаю, что события надо поделить так, как это делает православное богослужение — равномерно между Великим вторником и средой; но в своем описании евангелисты все-таки ставят все в один день, который можно назвать вторникосредой. Великий вторник. Спор с фарисеями Во всех четырех Евангелиях, когда речь заходит об оппонентах из числа еврейского народа (единственный оппонент не из их числа — Пилат) — это обычно фарисеи, саддукеи, книжники, первосвященники, старейшины. Что можно сказать об этих людях? Фарисеи. Это слово в европейских языках и в русском совершенно оторвалось от своего исторического значения и стало значить «лицемеры». Действительно, Господь произносит несколько раз: «Горе вам, фарисеи лицемеры» как единое словосочетание. Но Он имеет в виду не то, что лицемерие — характерное свойство фарисеев, а то, что среди них встречаются лицемеры и вот им — «горе». Само по себе фарисейство не предполагает лицемерия. Это круг благочестивой интеллигенции, который никогда не был многочисленным, но всегда был очень влиятельным. Чтобы быть фарисеем, нужно было иметь очень хорошее образование. Они ставили себе задачу жить в миру, как в Храме, и их определяющая особенность была в том, что они стремились дома есть пищу ритуально чистую и в состоянии ритуальной чистоты, омывая руки, как если бы все они были священниками и пришли в Храм.

http://pravmir.ru/velikiy-vtornik-tolkov...

Разделы портала «Азбука веры» ПАРИМИИ СЫРНОЙ СЕДМИЦЫ И ВЕЛИКОЙ ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ Сырная седмица Пятница Первая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Вторая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Третья седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Четвертая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Пятая седмица Великого поста Понедельник Вторник Четверг Пятница Шестая седмица Великого поста (Ваий) Понедельник Вторник Четверг Пятница Суббота Ваий Страстная седмица Великий Понедельник Великий Вторник Великая Среда Великий Четверг Великая Пятница Великая Суббота СЕПТЕМВРИЙ 1 СЕПТЕМВРИА. ПРЕПОДОБНАГО СИМЕОНА СТОЛПНИКА И НОВЫЙ ЦЕРКОВНЫЙ ГОД. 1. Пророчества Исаина чтение. Дух Господень на мне, Егоже ради помаза мя, благовестити нищым посла мя, изцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно и день воздаяния, утешити вся плачущыя, дати плачущым Сиона славу вместо пепела, помазание веселия плачущым, украшение славы вместо, духа уныния: и нарекутся родове правды насаждение Господне во славу. И созиждут пустыни вечныя, запустевшыя прежде воздвигнут: и обновят грады пустыя, опустошенныя в роды. И приидут инороднии, пасущии овцы твоя, и иноплеменницы орателие и виноградарие ваши: вы же священницы Господни наречетеся, служителие Бога вашего, речется вам: крепость язык снесте и в богатстве их чудни будете. Сице землю свою вторицею наследят, и веселие вечное над главою их. Аз бо есмь Господь любяй правду и ненавидяй грабления от неправды: и дам труд их праведником и завет вечен завещаю им. И познается во языцех семя их, и внуцы их посреде людий: всяк видяй я познает я, яко сии суть семя благословено от Бога, и радостию возрадуются о Господе. Ис 61:1–9 2. Левитских книг чтение. Глагола Господь сыном Израилевым глаголя: аще в повелениих Моих ходите, и заповеди Моя сохраните, и сотворите я: и дам вам дождь во время его, и земля даст рождения своя, и древа польная отдадят плод свой.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/parimijni...

Но правосудный Бог предаст злодеев злой смерти, а виноградник Свой отдаст другим, достойнейшим делателям ( Мф.21:18–43 ). На литургии Церковь благовствует пророческими словами Господа о кресте последователей Его до того времени, когда явится знамение Сына человеческаго на небеси и узрят Сына человеческаго, грядущаго и облацех, небесных с силою и славою многою. В этом пространном пророчественном ответе на вопросы учеников своих: что есть знамение Твоего пришествия и кончины века? Иисус Христос изобразил многочисленные бедствия и признаки разрушения Иерусалима и кончины века, побуждая верующих среди зол к великодушию, беспристрастию, терпению, молитве и бдению духовному, утешая распространением Евангелия в мире и прекращением бедствий ради избранных ( Мф.24:8–35 ). Великий вторник Ночь на вторник Иисус Христос провел также в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма ( Мф.24 :l). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он об них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка ( Мф.21:46 ), был в восхищении от учения Его ( Мк.11:18 ), послушание Его в сладость ( Мк.12:37 ). Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную времени Великой седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Вторник величайший дев десять носить, Победу носящих неумытнаго Владыки. Так начинается синаксарь на Великий вторник. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к сретению Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами 365 . «Целомудрие высоко, говорит Церковь , но сохраняющий оное да не небрежет и о других добродетелях, паче же о милостыне, которою свеща целомудрия просвещается. Мудрые девы приложили к девству многий и богатый елей милостыни, юродивые же имели одно целомудрие, не имея других добродетелей, а особенно милосердия. В ночь настоящей жизни задремали все и уснули. В полночь раздался клик: се жених грядет. Мудрые приготовили светильники свои и вошли с Женихом на брак и двери затворились. После приходят и юродивые, кои, не имев у себя готового елея, ходили купить его в час пришествия Жениха. Господи, Господи, вопиют оне, отверзи нам, но он отвечает: не вем вас. Сообразно с притчею о десяти девах, преимущественно избранною для назидания верующих в Великий вторник, Церковь и в своих священных песнопениях в этот день побуждает нас к исправлению нашего поведения и целомудрию, особенно представлением внезапного пришествия Христова судить живых и мертвых.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Великий Вторник Страстной седмицы Великого Поста Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня ни часа, в который приидет Сын Человеческий. Мф.25, 13 Великий Вторник. Притча о десяти девах. Современная греческая фреска      Ночь на вторник Иисус Христос также провел в Вифании, и во вторник утром опять пришел во храм Иерусалимский и много учил во храме и вне храма (Мф. 24, 1). Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто боялись народа, который почитал Его за пророка (Мф. 21, 46), был в восхищении от учения Его (Мк. 11, 18), слушал Его с услаждением (Мк. 12, 37). Из Евангельских наставлений, произнесенных Иисусом Христом во вторник, Церковь избрала для назидания верующих в этот день преимущественно притчу о десяти девах, как особенно приличную для времени Великой Седмицы, в которую нам наиболее должно бодрствовать и молиться. Притчею о десяти девах Церковь внушает всегдашнюю готовность к встрече Небесного Жениха целомудрием, милостынею и неотлагательным совершением прочих благих деяний, изображаемых под именем елея, приготовленного мудрыми девами. Протоиерей Г.С. Дебольский, «Дни богослужения Православной Церкви», т.2 Песнопения из службы во вторник Страстной седмицы Великого Поста Душевною леностию воздремався, не стяжах, Женише Христе, горяща светильника, иже от добродетелей, и девам уподобихся буим, во время делания глумляся; утробы щедрот Твоих не затвори мне, Владыко, но оттряс мой омраченный сон, возстави, Милостиве, и с мудрыми введи девами в чертог Твой, идеже глас чистый празднующих, и вопиющих непрестанно: Господи, слава Тебе! «Усыпленный душевною леностию, я не приобрел, Христе-Жених, горящего светильника, который составляют добродетели, и уподобился неразумным девам в своей бессмысленной жизненной деятельности, Владыка! Не закрой для меня любвеобильного сердца Твоего, но, отогнав мой беспросыпный сон, восставь и введи меня с мудрыми девами в Свой чертог, где радостный голос празднующих и взывающих непрестанно: Господи, слава Тебе!»

http://pravoslavie.ru/1692.html

После вечерни совершается литургия как св. Василия Великого , так и св. Иоанна Златоустог о и Преждеосвященных Даров. Литургия св. Василия Великого совершается после вечерни: а) в Великий четверток и в Великую субботу; равным образом, б) в навечерия Рождества Христова и Богоявления, если только эти навечерия не случатся в субботы и воскресения. Литургия св. Иоанна Златоустог о совершается после вечерни в Благовещение, когда оно случится: а) в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Великой Четыредесятницы; б) в понедельник, вторник, среду и пяток Страстной седмицы (Тип., 26-го марта). Литургия Преждеосвященных Даров всегда совершается после вечерни. В который день литургия совершалась после вечерни, в тот день повечерие бывает одно, без вечерни 292 .• Когда не положено совершать литургии, тогда, исключая тех дней, в которые совершаются царские часы, вечерня следует за часами и чином Изобразительных. Именно – в следующие дни, в кои не бывает литургии, вечерня следует за часами и чином Изобразительных: а) В среду и пяток сырные. б) В понедельник, вторник и четверток Великой Четыредесятницы. Когда вечерня совершалась сряду за часами, тогда вечером отдельно от вечерни бывает повечерие. Смотря по дню седмицы или празднику, который за сим следует, повечерие бывает то великое, то малое. Накануне праздников, например, Благовещения Пресвятой Богородицы, храмовых, если они случатся во вторник, среду, четверток, пяток Четыредесятницы, повечерие бывает великое. Тогда им начинается бдение (Точно так бывает на дни Рождества Христова и Богоявления, в какие бы дни эти праздники ни случились). Великое повечерие вообще совершается на дни Великой Четыредесятницы – на вторник, среду, четверток, пяток и субботу, и на вторник, среду Страстной седмицы. В прочие дни – повечерие малое. В те же дни, в которые не положено совершать литургии и бывают царские часы, вечерня совершается отдельно от часов царских, и после вечерни бывает малое повечерие. Так указано: а) В Великий пяток.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010