Совершаются обычные в эту неделю богослужения: с 6-ти часов — утреня, с 10-ти — Литургия, с 6-ти вечера — Великое Повечерие. Все учащиеся говеют. Из города почти никого.    12/25 апреля 1905. Великий Вторник.    То же, что вчера: рассылка книжки «Пасхальное приветствие». И в Порт-Артур послали 4300 экземпляров. Я целый день писал письма по местам, куда идут пасхальные посылки: свечи, яйца, книжка.    Из Ситки получена накладная на 21 ящик церковных свечей. Я тотчас послал в Йокохаму ризничего Моисея Кавамура: нельзя ли ускоренно получить ящики? Поздно вечером вернулся он: по всем расчетам, никак нельзя поспеть так, чтобы разослать свечи по местам военнопленных; ен сто нужно бы истратить экстренно, чтобы свечи могли достигнуть Хаматера, никак не дальше, но и то весьма сомнительно, почти невероятно. Итак, оставили мы получение ящиков обычному течению этого дела.    13/26 апреля 1905. Великая Среда.    Кончена рассылка по местам военнопленных «Пасхального приветствия». Я кончил писать письма всюду с извещением о посылке к Пасхе свечей, яиц и книжек «Пасхальное приветствие». Приходят известия о получении яиц и из иных мест, что оказалось весьма много разбитых, например, в Даири — 849 разбитых оказалось в ящиках.    Из России от о. Демкина письмо, его портрет и приветствие петербургских товарищей по Академии с моим 25-летием епископства.    14/27 апреля 1905. Великий Четверток.    Утром получил я от пароходной компании уведомление, что 21 ящик свечей и 1 ящик книг пришли в Йокохаму, и приглашение поскорей получить их. Первое я и без того знал, последнему очень обрадовался и тотчас отправил опять Моисея Кавамура в Йокохаму получить ящики и телеграммой или телефоном дать знать сюда. Здесь же я заготовил из учителей и учеников целую компанию рассыльных, развести ящики со свечами по местам военнопленных. По расчету времени, сегодня отправленные ящики могут к Пасхальной заутрени поспеть даже в Кумамото на Киусиу; но отправить одни ящики ненадежно, люди должны были поехать с ними, имея их своим багажом. Для этого и заготовлены были люди, начиная от Токио на юг во все места военнопленных до Кумамото, и ждали мы телеграммы от Кавамура; но вместо нее он сам явился с поразившим нас известием, что ящиков еще и на берег не свезли, и где они на пароходе — никто не знает.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

1) Накануне среды и пятницы сырной седмицы (однако если в один из этих дней случится Сретение Господне, то повечерие не служится); 2) Все дни Святой Четыредесятницы вечером (кроме среды и пятка 5-й седмицы); 3) Великий Понедельник и Великий Вторник вечером; 4) На Рождество Христово и Богоявление в составе бдения. Последование Великого повечерия Сначала рассмотрим чиноследование обычного Великого повечерия, совершаемого вечером в постные дни (кроме пятниц) 2, 3, 4, 5 и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы. Чиноследование Великого повечерия находится в Часослове и Следованной Псалтири, а его устав – в 49-й главе Типикона (Понедельник 1-й седмицы Великого поста). Чиноследование Великого повечерия состоит из обычного начала и 3-х частей, каждая из которых начинается с «Приидите, поклонимся...». Поэтому желательно, чтобы повечерие читали три чтеца следующим образом: – первый чтец – обычное начало и 1-я часть; – второй чтец – 2-я часть; – третий чтец – 3-я часть. Обычное начало и 1-я часть Священник: «Благословен Бог наш...» Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный...» Трисвятое по «Отче наш». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство...» Чтец: «Господи помилуй» (12 раз). «Слава и ныне». «Приидите, поклонимся...» Псалом 4: «Внегда призвати ми...» Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею...» Псалом 12: «Доколе, Господи, забудеши мя до конца...» «Слава и ныне». «Аллилуиа» (трижды). «Господи помилуй» (трижды). «Слава, и ныне». Псалом 24: «К Тебе, Господи, воздвигох душу мою...» Псалом 30: «На Тя Господи, уповах...» Псалом 90: «Живый в помощи Вышняго...» «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (трижды), «Господи помилуй» (трижды), «Слава, и ныне». Чтец (иногда канонарх) громко и торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте языцы и покаряйтеся, яко с нами Бог». Хор: «С нами Бог... » (полностью). Затем чтец читает стихи, а хор допевает припев к каждому стиху: «Яко с нами Бог». Чтец: «Услышите до последних земли». Хор: «Яко с нами Бог». Чтец: «Могущие покаряйтеся». Хор: «Яко с нами Бог» (далее по тексту Великого повечерия).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Именно, отпуст «Грядый Господь на вольную страсть, нашего ради спасения...», надписанный в Служебнике как отпуст в Неделю ваий вечера, произносится, кроме этой вечерни, еще в понедельник и во вторник в конце утрени, изобразительных и литургии, на повечерии же этих двух дней отпустом служит молитва «Владыко Многомилостиве». «Грядый Господь на вольную страсть...» произносится также в среду в конце утрени и после литургии, отпуст же изобразительных в этот день также совершается молитвой «Владыко Многомилостиве», а после малого повечерия полагается обычный малый отпуст «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых...» В четверг на утрене и на литургии полагается отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый...», на изобразительных же и на повечерии – обычный малый. [В книге «Службы на каждый день Страстной седмицы» в Великий четверг на утрене и на изобразительных указан отпуст «Грядый Господь на вольную страсть...», что противоречит Служебнику (см. «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину») и менее соответствует содержанию богослужения утрени этого дня, чем отпуст «Иже за превосходящую благость путь добрейший смирения показавый, внегда умыти ноги учеников... " ] В пятницу на утрене, или, что то же, на последовании Святых страстей, положен отпуст «Иже оплевания и биения и заушения...», а на часах и на вечерне («вынос Плащаницы») – «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя страсти и Животворящий Крест...» На повечерии же опять малый отпуст. В субботу на утрене, как и в пятницу на часах и на вечерне, произносится отпуст «Иже нас ради человеков и нашего ради спасения страшныя страсти...», что вполне соответствует содержанию самого богослужения этой утрени. На изобразительных в этот день произносится обычный малый отпуст.    Открытым стоит вопрос с отпустом литургии Великой субботы. В старопечатных московских Служебниках для Великой субботы имелось два отпуста: «Иже нас ради волею положивыйся во гробе Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Его Матере и всех святых помилует...» (Служебник изд.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Как все успеть на Страстной: 10 важных советов Чтобы не проспать Пасху 10 апреля, 2017 Чтобы не проспать Пасху Большинству из нас приходится сочетать работу, участие в богослужениях и бытовую подготовку к Пасхе. Как успеть все по хозяйству, не упустить главного, и не переутомиться. 1. Выбрать богослужения и составить свою “программу-минимум” . Кто-то привык участвовать в литургии в Великий Четверг. А может быть, вы захотите побывать на тех службах, которые пропустили в прошлом году. Некоторые богослужения более длинные и напряженные, и на них не пойдешь с малышом, если поручить его некому. Спланируйте это. 2. Если вы объективно не успеваете, надо принять это и не заниматься самоукорением. Ничто так не отравляет проживание Страстной и подготовку к Пасхе, как мысли о своей неорганизованности и никчемности. Делайте то, что можете! 3. Подстраивать хозяйственные планы под духовные и не отвлекаться. Наиболее важные службы приходятся на конец недели, значит уборку нужно завершить в ее первые дни. Чтобы подготовка была успешной, не надо через каждые 10 минут присаживаться к компьютеру и выкладывать фоточки чистых окон и свежего теста. Будете потом писать драматический километровый пост о том, что ничего не успеваете. 4. Заранее решить, что будете готовить, составить список продуктов . С ним будет проще не накупить с голодухи лишнего. Обильный и бездумно накрытый пасхальный стол (когда непонятно, кто ЭТО ВСЕ будет есть) чреват расстройством желудка и порчей продуктов. Лучше приготовить свеженькое в середине Светлой. 5. В начале недели закупить часть продуктов для пасхального стола. Те, которые хорошо хранятся в холодильнике или не требуют холода. Гораздо проще по дороге со службы докупить творог и мясо, чем всю Великую пятницу проходить по магазинам. 6. Достать и подготовить формы, краску для яиц, украшения, скатерти, корзинки. Выложите все это богатство перед собой и осмыслите, что у вас есть, чтобы в субботу не носиться в поисках нарядного полотенчика, попутно вспоминая, куда же вы дели те миленькие подставочки для свечей. 7. Печь куличи лучше во вторник или среду .

http://pravmir.ru/kak-vse-uspet-na-stras...

Закрыть itemscope itemtype="" > По пути смирения Богослужения Страстной седмицы 28.04.2021 1480 Время на чтение 6 минут В начале Великого поста мы говорили о предстоящем нам взлете: духовном преображении через покаяние, осознании своих грехов, участии в церковных Таинствах и, наконец, сближении с Церковью как единственным местом встречи Бога и человека. Накануне завершения великопостного пути напомним себе, какие же дни ждут нас впереди. Пост вот-вот закончится, но прежде нам предстоит серьезное испытание. Надо будет совершить посадку и не пролететь мимо, поскольку садиться нужно будет при нулевой видимости - собственной духовной немощи и слепоте. Единственный наш шанс - полет по приборам, точное следование за храмовым богослужением, когда нас буквально поведут за руку богослужения Страстной седмицы. «Просим видети...» В пятницу недели, предшествующей Страстной седмице, в храмах поется стихира, возвещающая о завершении Великого поста: «Душеполезную совершивши Четыредесятницу, и Святую седмицу Страсти Твоея просим видети, Человеколюбче...». Речь, конечно же, идет не о том, что совсем закончился пост, но завершилась подготовительная часть, Четыредесятница, перед самым главным событием годового богослужебного круга. Святая, или Страстная, седмица - это последовательное изложение, даже можно сказать изображение последних дней земной жизни Господа. Из-за важности совершавшихся событий каждый день этой седмицы называется великим. Приходя в эти дни на службы, мы оказываемся то у стен Иерусалима, встречающими Христа, то в Иерусалимском храме, слушающими назидательные притчи Спасителя о Царстве Небесном; затем перемещаемся в Сионскую горницу на Тайную вечерю, а после, воспевая псалмы, идем на ночлег в Гефсиманию, где становимся свидетелями иудиного предательства и ночного ареста Христа. А в конце вплотную приближаемся к Голгофе... Каждый день этой недели - воспоминание, выражаемое в песнопениях и чтениях из Евангелия. Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы - это воспоминание о последних беседах Спасителя с учениками и народом. Великий четверг - воспоминание об установлении Таинства Евхаристии, Причащения. Великая пятница - день, в который останавливается время, потому что люди убивают своего Бога. Всего этого слишком много для одной недели, поэтому-то накануне мы и просим у Бога дать нам возможность увидеть, стать свидетелями или даже можно так сказать: прожить это время вместе с апостолами.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/17/...

   Повечерие после вечерни – малое.    Полунощница – вседневная.    На утрене порядок тот же, какой имеет утреня, отправляемая в седмичные дни в период времени пения Октоиха. На «Бог Господь» поется тропарь святому и т. д. В данное время поются сначала обыкновенные два канона Октоиха (в понедельник – покаянный, или умилительный, и Бесплотным), первый с ирмосом на 6, второй без ирмоса – на 4, а после них канон Минеи без ирмоса – на 4.    Но в тех песнях, в которых есть трипеснец или, точнее, два трипеснца, Октоих оставляется, поются же сначала канон Минеи с ирмосом – на 6, потом трипеснцы, каждый – на 4, оба – на 8, без ирмосов, только в заключение в тех песнях, где есть трипеснцы, на катавасию – ирмос второго трипеснца. В понедельник трипеснцы содержат 1, 8 и 9-ю песни, в другие дни 8 и 9-я всегда остаются, но первая меняется. Песни Священного Писания стихословятся по разделу Ирмология «Господеви поем».    Часы – обыкновенные.    Литургия – Златоустого. Вторник сырной седмицы    Вечерня – вседневная. Стихиры поются так же, как накануне понедельника.    Повечерие – малое.    Полунощница – вседневная.    Утреня – вседневная. Каноны положены из Октоиха (покаянные и Предтечи) и из Минеи. Трипеснцы – два, состоящие из 2-й, 8-й и 9-й песней. Каноны и трипеснцы 8-й и 9-й песней поются и стихословятся так же, как в понедельник. Что касается 2-й песни, то в начале ее поется ирмос 1-го трипеснца, а в конце – 2-го. Припев к тропарям «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».    Часы и Литургия – обычные. Среда сырной седмицы    На вечерне поются песнопения Октоиха, Триоди и Минеи. Порядок такой же, какой имеет вседневная вечерня. Но есть и особенности, свойственные великопостному богослужению, а именно: по «Ныне отпущаеши» и Трисвятом – тропарь, глас 4-й – «Богородице Дево, радуйся», поклон, «Слава» – «Крестителю Христов», поклон; «И ныне» – «Молите за ны», поклон. «Под Твое благоутробие» без поклона. «Господи, помилуй» – 40 раз, «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». «Сый благословен». «Аминь». «Небесный Царю». Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко» (разделяемая тремя великамы поклонами), с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго», 12 малых поклонов, молитва «Господи и Владыко» (один великий поклон). Трисвятое по «Отче наш». Возглас. «Господи, помилуй» (12 раз). «Слава Тебе, Христе Боже». «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Отпуст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Подробные сведения о богослужебных особенностях В. ч. в IV-VII вв. сохранились только для древней (до XI в.) иерусалимской традиции. Эта традиция оказала значительное влияние на формирование порядка богослужений в Страстную седмицу как на Востоке, так и на Западе (благодаря многочисленным паломникам, посещавшим Иерусалим, в первую очередь для участия в страстных службах); тем не менее необходимо учитывать, что она была лишь одной из мн. местных традиций. В. ч. в Иерусалиме в IV-X вв. «Паломничество» Эгерии Согласно этому памятнику, описания к-рого исследователи датируют обычно кон. IV в., утреня (или 1-й час) и 3-й и 6-й часы совершались в В. ч. так же, как и в Великие понедельник, вторник, среду , в свое обычное время. Служба же 9-го часа (видимо, в памятнике этим словом названа вечерня ) совершалась в Мартириуме (главном храме) и начиналась часом раньше (т. е. ок. 14.00 по совр. счету времени) из-за следующей за ней Божественной литургии. Отпуст литургии был ок. 16.00 (по совр. счету времени), после отпуста епископ и молящиеся шли в небольшую часовню позади Креста, где произносились один гимн и одна молитва и 2-й раз совершалась литургия (Эгерия подчеркивает, что В. ч. был единственным днем года, когда Евхаристия совершалась в часовне позади Креста), за к-рой, по словам Эгерии, «все причащались». После Причащения все шли в главный храм, там произносились заключительные молитвы и благословения и служба завершалась. После службы каждый, как пишет Эгерия, «спешил возвратиться в дом свой, чтобы поесть» перед тем, как на Елеонской горе должно было начаться посвященное Страстям Христовым бдение, продолжавшееся всю ночь под Великую пятницу (SC. 21. P. 226-229). Армянские и грузинские переводы иерусалимского Лекционария отражают более позднюю практику. В арм. переводе, соответствующем богослужебной практике Иерусалима V в., для вечернего собрания в Мартириуме (т. е. того, к-рое, согласно Эгерии, начиналось ок. 14.00; арм. рукописи Лекционария указывают начинать службу уже ок. 13.00) приведены следующие чтения: Быт 22. 1-18, Ис 61. 1-6, Деян 1. 15-26, после них пели Пс 54, произносили гомилию и был отпуст оглашенных. После ухода оглашенных пелся Пс 22, читались Апостол (1 Кор 11. 23-32) и Евангелие (Мф 26. 17-30 (или 20)) и совершалась Евхаристия как в главном храме, так и в часовне позади Креста. После литургии все шли в храм на Сионе, где снова пелся Пс 22 и читался тот же Апостол, но др. Евангелие (Мк 14. 1-26). По завершении службы на Сионе начиналось бдение Великой пятницы ( Renoux. Lectionnaire arménien. Vol. 2. P. 264-269).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Д. В пятый или малый колокол благовестят к малой вечерне 109 . Звон, или трезвон к малой вечерне бывает в два колокола. Этот звон в два колокола еще бывает: 1) Пред вечернею и утренею: в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток Великой Четыредесятницы, до четверга Страстной седмицы 110 , если только в эти дни не случатся: праздник Благовещения, празднования со всенощным бдением, полиелеем. 2) Если не бывает преждеосвященной литургии 24 февраля, то после часов пред вечернею параекклисиарх знаменует в два кампана (Тип., послед. 24-го февраля в понедельник 2, 3, 4-й седмицы Великого поста). На этот звон в два колокола и указывается в 9-й главе Типикона: «И по корце его (9-го часа) знаменует в два или четыре кампана по уставу». 3) В самый день Благовещения, случившийся в понедельник Вел. поста, бывает вечером только малое повечерие. Благовест к нему костный (редкий). Звон для служб в разные дни различается своим тоном. Иногда бывает веселее, т. е. чаще, иногда – печальнее, т. е. реже. Звон Великого поста бывает медленный, косный 111 . В противоположность ему, всякий другой называется в уставе «звон в красныя». Звон в красные положен на 5-й седмице Великого поста в среду к вечерне и в четверток к утрени и вечерне (Тип.. послед. среды 5-й седмицы Великого поста – вечера). Обыкновенно в посту и в праздники с полиелеем (наприм., 24-го февраля, 9-го марта) звон к утрени, часам, литургии бывает не протяжный 112 , а красный 113 . В уставе назначается количество времени для благовеста и для звона перед службами. О том, как продолжителен должен быть благовест, в Типиконе пишется так: «ударяет» (к всенощному бдению) «в великий кампан нескоро, поя Непорочны, или глаголя псалом 50-й тихо двенадцатью» (Тип., гл. 1). Для трезвона же устав назначает менее времени, именно: прочтение однажды 50-го псалма. Так, по окончании полунощницы: «параекклисиарх клеплет в кампаны, ударяет же тяжким ударением редко, елико, рещи псалом 50-й весь» (Тип., гл. 9). В великие праздники, например, в Пасху, Благовещение, благовест назначается более продолжительный. В Типиконе говорится: «ударяет в великое и клеплет довольно» (Тип., послед. Пасхи, послед. 15-го марта). Вообще же следует к вечерням, утреням и литургиям звонить без всякого излишества (Опред. Св. Синода 1722 г., 14 дек., Собр. Постан., т. II, 933).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Придите, верные,/потрудимся усердно для Владыки,/ибо Он подает рабам Своим богатство;/и каждый соразмерно да преумножит благодати талант:/один мудрость да употребляет на добрые дела,/а другой служение просвещения да совершает./Да приобщает же верный/к слову Божию непосвященного,/и да раздает богатство бедным иной:/ведь так мы взаймы нам данное преумножим,/и как верные распорядители благодати/радости со своим Владыкой удостоимся./Ее и нас сподоби, Христе Боже,/как Человеколюбец. Стих:  Исполнихомся заутра милости Твоея, Господи, возрадовахомся, и возвеселихомся: во вся дни наша возвеселихомся. За дни, в няже смирил ны еси, лета в няже видехом злая. И призри на рабы Твоя, и на дела Твоя,/и настави сыны их. Стих:  Насытились мы рано утром милостью Твоею, Господи, и возрадовались и возвеселились. Во все дни наши возвеселились: за дни, в которые Ты смирил нас, за годы, в которые мы видели злое. И воззри на рабов Твоих и на дела Твои,/и укажи путь сынам их. Егда приидеши во славе со ангельскими силами,/и сядеши на престоле, Иисусе, разсуждения,/да мя Пастырю Благий не разлучиши:/пути бо десныя веси,/развращени же суть шуии./Да не убо с козлищи грубаго мя грехом погубиши,/но десным мя сочетав овцам,/спаси яко Человеколюбец. Когда придешь Ты во славе с ангельскими воинствами/и сядешь, Иисусе, на престоле для разбирательства,/не разлучи меня с Собою, Пастырь Благой:/ибо познаны Тобою пути правые,/а левые развращены./Не погуби же с козлами меня закосневшего во грехе,/но сопричислив меня к овцам, стоящим справа,/спаси как Человеколюбец. Стих:  И буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи на нас,/и дело рук наших исправи. Стих:  И да будет сияние Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправь у нас,/и дело рук наших исправь. Женише, добротою красный паче всех человек,/призвавый нас к трапезе духовней чертога Твоего,/нелепый мой зрак прегрешений/совлецы причастием страданий Твоих,/и одеждею славы украсив Твоея красоты/сообедника светла мя покажи Твоего Царствия,/яко Милосерд.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Жених, цветущий красотою более всех людей,/призвавший нас на пиршество духовное/брачного чертога Твоего!/Безобразный облик мой в одежде согрешений совлеки/участием в Твоих страданиях/и, славы одеянием украсив,/красоты Твоей сотрапезником сияющим меня яви/в Твоем Царстве, как Милосердный! Слава, и ныне, глас 7:  Се тебе талант Владыка вверяет душе моя:/страхом приими дар, заимствуй давшему ти,/раздавай нищим, и стяжи друга Господа,/да станеши одесную Его, егда приидет во славе,/и услышиши блаженный глас:/вниди рабе в радость Господа твоего./Тоя достойна мя сотвори Спасе заблудившаго,/великия ради Твоея милости. Слава, и ныне, глас 7:  Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант./Со страхом дар прими,/отдай в рост для Давшего тебе,/раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,/чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,/и услышать блаженный глас:/“Войди, раб, в радость Господа Твоего!”/Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,/по великой Твоей милости. Вход со Евангелием. Свете тихий: Вход с Евангелием. Свет отрадный: Прокимен, псалом 131, глас 6: Воскресни Господи в покой Твой,/Ты и кивот Святыни Твоея.  Стих: Помяни Господи Давида, и всю кротость его. Прокимен, глас 6 Встань, Господи, на место покоя Твоего,/Ты и ковчег святыни Твоей.  Стих: Вспомни, Господи, Давида и всю кротость его.    Пс 131:8, 1 Исхода чтение: [Глава 2, ст. 5 – 10] 1. Исхода чтение Сниде дщерь фараонова измытися на реку, и рабыни ея прохождаху при реце: и видевши ковчежец в лучице, пославши рабыню, взя и. Отверзши же, видит отроча плачущееся в ковчежце, и пощаде е дщерь фараоня, и рече: от детей еврейских сие. И рече сестра его дщери фараонове: хощеши ли призову ти жену кормилицу от еврей, и воздоит ти отроча? И рече ей дщерь фараонова: иди. Шедши же отроковица, призва матерь отрочате. Рече же к ней дщерь фараонова: соблюди ми отроча сие, и воздой ми е: аз же дам ти мзду. Взя же отроча жена, и дояше е. Возмужавшу же отрочати, введе е ко дщери фараонове, и бысть ей в сына: и нарече имя ему Моисей, глаголющи: от воды взях его.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010