а еже статиа чернильна сим образом» (чернильный кружек в нем) «и письмо в не чернильно, и то чести себе в келии размерено, на 8 недель (Описание рукописей Слав. Моск. Синод. библиот. Отд. 1, стр. 322, 323 и 272). Это разделение рукописи совпадает с указанным разделением печатного Апостола. Чернильный кружок со словом: «неделя» стоит в рукописи, как в печатном апостоле, пред «Сказанием Деяний апост.; «понедельник» – пред 7-м зачалом (гл. 3); («вторник» – пред 14-м (5: 12, в печатном 5, 18); «среда» – в 17-м зачале (7: 47); «четверг» – пред 22-м зачалом (9: 20), но в печатном пред 23-м зачалом (10: 18). Круги и в них – пон., втор, и т. д. писаны в Новом Завете XIV в.) св. митр. Алексия. 394 Слово «Премудрость» говорится и в других службах пред отпустами, в которых не положено молитвы: «Сый благословен Бог наш», и произносится «Премудрость» для самого отпуста, где также проповедуется: «Христос истинный Бог наш», как и в той молитве (Сим. Сол., см. Нов. Скр., ч. 2, гл. I, § 36). 395 Совершив молитву («Господи и Владыко живота моего»), творит поклон великий, елико мощи главою до земли довести... Великий не просто глаголет великий, но есть величество, елико человек может право стоя, и нимало наклоняся главою на землю поклонится, и без некоего прибавления, еже инии скамейцы преставляют себе, инии же ино что, и свою леность сим удобряют, и мнятся с право трудившимися сравнятися во святых великих поклонех (И се есть образ великих поклонов) (Тип. послед. пон. 1-й седмицы Вел. поста, о поклонех). Эти великие поклоны сопровождаются коленопреклонением γονυκλισα (там же см. утреню). Поклоны до земли иногда совершаются и без молитвы; «Господи и Владыко живота моего», так, после 9-го часа в великом посту, после пения: Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем», поклон един вси равно до земли... И паки: «Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем», и поклон до земли и т. д. (Тип., послед. понед. 1-й седмицы Вел. поста). Малые поклоны, называющиеся также легкими, совершаются с молитвою: «Боже, очисти мя грешного и помилуй мя».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Д.В. Дементьев Понедельник первой седмицы Великого поста Первая седмица Великого поста отличается своей строгостью, а  богослужения недели – продолжительностью. Первая седмица Великого поста – это время особого покаяния и сугубых молитв. Верующие, как правило, ежедневно посещают богослужения первой седмицы. По уставу, в понедельник и вторник первой седмицы Великого поста установлена высшая степень поста – полное воздержание от пищи; первое вкушение пищи разрешается лишь в среду, а второй раз –  в пятницу после Литургии Преждеосвященных Даров. В дни первой седмицы Великого поста предписывается сухоядение, то есть пища без масла (отварной картофель, крупы, овощи, фрукты). Разумеется, для слабых, больных, престарелых людей, беременных и кормящих женщин эти требования, по благословению духовника, ослабляются. В период с понедельника по четверг, четыре дня первой седмицы Великого поста, вечером в православных храмах читается великий покаянный канон преподобного Андрея Критского – вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца. Православные люди всегда стараются не пропустить эти поразительные по силе воздействия на душу службы первой седмицы Великого поста. ПЕСНОПЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИКА ПЕРВОЙ СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть. «Постимся благоприятным постом, угодным Господу: такой пост – избегание злобы, воздержание языка, устранение ярости, прекращение похоти, злословия, лжи и клятвопреступления. Выполнение всего этого и есть истинный пост». Стихира понедельника первой седмицы Великого Поста Приидите усердно, твердое оружие поста имуще, яко щит, всякую кознь прелести вражия отвратим вернии. Не опалимся сладостьми страстей, ни огня искушений убоимся, имиже Христос Человеколюбец почестьми терпения венчает нас. Темже со дерзновением молящеся, припадаем зовуще, просяще мира, и душам нашим велия милости.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/chteni...

774 Прим. 1. Так как в пяток канон кресту поется и в том случае, если в среду 4 седм. не будет праздника Благовещения (Тр. Постн., послед. в пяток средния седмицы на утрени, л. 253); то это указание Типикона можно понять только так: если Благовещение случится в среду 4 седм., то канон креста поется или два раза, как обыкновенно, только не в среду и пяток, а в понед. и пяток, или же только один раз в пяток. Прим. 2. О каноне для повечерия накануне понедельника чит. ниже (ч. 2, глава 31). 775 Т. е. стихиры и славники на вечерню пред понедельником, а канон на утреню понедельника; если же канон на утреню понедельника не перенесен, то надобно перенести по крайней мере стихиры и славянки на вечерню пред пятком; канон креста: Древу святому.., в этом случае останется не пропетым, потому что пяток имеет свой крестный канон. 776 Если Благовещение случится в пяток 4 седм., то должно быть выполнено предписание Типикона: „по отпусте часов бывает поклонение честному кресту, поющим нем стихиры самогласны... и взимается иереем честный крест, и относится во святый олтарь“ (л. 326 на об.). 778 Сначала надобно пропеть стихиры на Господи, воззвах Триоди, напечатанные в последов. понедельника вечера, потом петь стихиры (по алфавиту) вел. канона. 779 Состав стихир на Господи, воззвах пред литургией преждеосв. даров во вторник будет уже не тот, какой мы показали на предыдущей странице, а именно: самогласен Триоди 2, подобны Триоди 3 и праздника 5. 780 Возглашения: „Премудрость. Благослови. Сый благословен. Утверди, Боже“, в составе утреннего богослужения в Великий четверток указываются в москов. издании Службы во свят. и Великий четверг., л. 20 на об., и несомненно указываются на основании общего устава вседневной утрени, поемой не во дни поста (Тип., гл. 9, л. 18); но в Типиконе они не поименованы ни в последов. Великого четверг. (л. 339 на об.), ни в 15 мр. гл. о празднике Благовещения, аще случится в Вел. четверток (л. 212 на об. и 213). 781 В Послед. св. спасит. страстей сказано, что в это время иерей или диакон кадит и что каждение повторяется и на следующих седальнах (до 50 пс.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

На часах тропарь праздника. Слава – отцев. Кондак праздника и отцев попеременно (ср. 11 мр. гл. 2 февр.). На литургии блаженна праздника песнь 9 на 4 и отцев песнь 6 на 4. По входе тропарь праздника, тропарь Отцев, тропарь храмового святаго, кондак храмового святаго 597 , Слава, кондак отцев, и ныне, кондак праздника. Прокимен, аллилуиарий (ср. 11 мр. гл. 2 февр.) и причастен праздника и отцев: апостол и евангелие дне и отцев. Глава 17. О богослужении Сырной седмицы, если случится Обретение главы Предтечи 24 февраля А. Если Обретение головы Предтечи случится в понедельник или вторник Сырной седмицы (3 мр. гл. 24 февр. Тип., л. 188 на об.). Вечером накануне того и другого дня после 9 часа отправляется вседневная вечерня. На ней накануне понедельника Блажен муж – 1 антифон 1 кафизмы, а накануне вторника рядовая кафизма вся сполна. После 1 антифона 1 кафизмы накануне понедельника и по окончании всей кафизмы накануне вторника малая ектения и возглас: Яко твоя держава... Господи, воззвах... во глас стихир. Стихиры на Господи, воззвах Предтечи на 6. Слава – Предтечи: Сокровище божественных даров... И ныне, богородичен воскресный по гласу Славы: Кто тебе не ублажит... Вход 598 . Премудрость, прости. Свете тихий... Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем. Прокимен дня и паремии Предтечи. Сподоби, Господи... Исполним вечернюю молитву... и т. д. Стихиры на стиховне из Триоди: самогласен дне 2 и мученичен 1, с обычными припевами. Слава – Предтечи: Яко же божественных... И ныне, богородичен воскресный (ср. послед. 24 февр., Типик., л. 187) по гласу Славы (ср. 6 мр. гл. 24 февр., л. 189). Тропарь Предтечи, Слава, и ныне, богородичен воскресный по гласу тропаря. Ектения: Помилуй нас, Боже... Яко милостив и человеколюбец... Аминь. Премудрость. Благослови. Сый благословен... Аминь. Утверди, Боже... Пресвятая Богородице... Честнейшую херувим... Слава тебе, Христе Боже... Слава, и ныне. Господи, помилуй 3. Благослови. Отпуст великий. Многолетие. Повечерие малое. На нем кондак святаго. Полунощница повседневная.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rozano...

Скорее всего, своим возникновением сырная седмица обязана первому обстоятельству, но дальнейший импульс ее развитие получило благодаря борьбе с монофизитством. В наше время, когда об упоминаемых Типиконом «тетрадитах и яковитах» смутное представление имеют даже многие священнослужители, вновь на передний план выступает первый аспект. Так что сейчас сырную седмицу мы воспринимаем как промежуточный период, который, как сказано в синаксаре, помогает нам подготовить организм к постепенному вступлению в Великий пост, «чтобы мы, от мясной пищи и многоядения враз отведенные к крайнему воздержанию, не досадовали, а также и телесному состоянию своему не повредили, но, исподволь и понемногу удаляясь от утучняющего и услаждающего, приняли бы узду поста, как непокорные кони при постепенном сокращении корма» с. 49] . § 2.3.2. Особенности богослужения в понедельник, вторник и четверг сырной седмицы В целом в указанные три дня богослужения совершаются по привычному чину, особенности присутствуют только в тех немногих песнопениях, где употребляется Триодь. В Триоди же находятся только следующие молитвословия: – стихиры на стиховне (и на вечерне, и на утрене): самогласен (который поется дважды), мученичен и Богородичен; – седален по 2-й кафисме (с Богородичным); – два трипеснца на утрене. Отметим, что до середины XVII века наши Триоди и Уставы не знали вторых трипеснцев, а во все дни сырной седмицы имели только первый трипеснец преподобного Иосифа Песнописца (даже в Триоди 1650 г. находится только один трипеснец – см., например: л. 60/ка ] ). Нынешние вторые трипеснцы на сырной седмице появились в наших книгах только после исправления книг (уже Триодь 1656 г.– первое из исправленных изданий – их содержит, см.: л. 48 об./ми об.] ). Еще интереснее тот факт, что, в отличие от трипеснцев первой группы, которые с огромной долей вероятности принадлежат Иосифу Песнописцу, вторые трипеснцы неоднородны по происхождению. Как указывает И.А. Карабинов , трипеснцы понедельника (без 1-й песни), вторника и пятницы принадлежат неизвестному автору, жившему в иконоборческую эпоху.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В числе сонаследников чина тритекти, кроме литургии, оказались также и часы. На их долю досталось чтение пророчеств с тропарями и прокимнами, а также временное пользование титулом «тритекти» (в применении к 3-му и 6-му часу) и вообще более видное положение в великопостном богослужении. 7. Устав службы тритекти «Чин тритекти в посты», как показывает и самое название, предназначался исключительно для постового и, главным образом, для великопостного богослужения. В частности, по уставу, великой к-польской церкви, тритекти совершалось в среду и пяток сырной седмицы, в течение всего великого поста ежедневно, кроме суббот и воскресений, и на страстной седмице, до великой пятницы включительно 136 . Служба, по уставу, должна была начинаться после утрени или первого часа 137 ; но в виду предварявших ее огласительных чтений, начало ее обычно отодвигалось до 5–6-го часа, т. е. до полудня 138 . Славянские рукописи о времени совершения тритекти обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти» 139 , – как будто тритекти соединялось с утреней: или же: «чес ã пение в тритекти» 140 , как будто первый час и тритекти совершались вместе. Встречается еще и такое выражение: «на заут(рени) на литургии в среду сропустьную пение в тритекти глас Г » 141 . Подобное выражение может означать как то, что тритекти совершалось утром, пред литургией, так и то, что положенное на тритекти «пение» (тропарь пророчества) с прокимнами и пророчеством одинаково исполнялось и на утрене, и пред литургией на 6-м часе. Напр., тропарь «Кресту Твоему» в крестопоклонную среду полагалось петь и на тритекти, и на утренней службе 50-го псалма 142 ; а теперь он поется на 6-м часе пред литургией. Тропари на тритекти каждый раз меняются. Чтения тоже бывают разные; так, в среду сырную читается пророчество Иоиля, в пятницу – Захарии, в течение всего поста – Исаии, в понедельник, вторник и среду страстной седмицы – Иезекииля, в великий четверг – Иеремии, наконец, в в. пятницу – Захарии. Чтения предваряются и заключаются особыми прокимнами 143 . Все эти тропари, прокимны и чтения положены теперь на 6-м часе, а в великий четверг и пятницу – на 1-м. В страстную седмицу на тритекти полагалось иногда и чтение Евангелия. По крайней мере такое чтение положено по чину, открытому проф. А. А. Дмитриевским в одном Евангелии X в. и представляющему собою не что иное, как сокращенный чин тритекти. – Чин этот излагается так.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

При исхождении в притвор, во 1-х, поется стихира, юже екклезиарх захочет, или евангельская стихира 552 . Во 2-х, по исхождении в притвор бывает чтение Оглашений Студитовых. В Уставе, по большей части, назначается читать эти Оглашения после отпуста утрени 553 . В 3-х, в притворе бывает иногда елеопомазание 554 . Первый час положено совершать в храме – в дни седмичные непраздничные. И если на утрени бывает читаемо, а не пето, великое славословие, то отпуст великий бывает после первого часа 555 . В Великую Четыредесятницу Устав также назначает совершать 1-й час в храме. Тогда исхождение в притвор назначается после 1-го часа, и там глаголются обычные молитвы и чтутся Оглашения преподобного отца нашего Феодора Студита (Тип., послед. понедельника 1-й седмицы Велик. поста). Точно так в среду и пяток сырные исхождение в притвор и лития за усопших бывает после отпуста 1-го часа (Тип., последование сырной среды). Служба 9-го часа совершается иногда в храме, иногда в притворе 556 . В дни поста 9-й час положено совершать в храме (Тип., последование 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Велик. поста) 557 . Часы З-й и 6-й совершаются в храме (Тип., послед. 14-го ноября и послед. понед. 1-й седмицы Великого поста) и в притворе (Тип., послед. нед. Антипасхи). Царские часы 1-й, З-й, 6-й и 9-й совершаются в храме (Тип., 24 дек., 5 янв.). Часы З-й, 6-й и 9-й с Изобразительными пред литургией, в страстной четверток, в страстную субботу, также и в день Благовещения, случившийся в эти дни, совершаются в притворе. По конце часов и Изобразительных бывает отпуст (Тип., послед. сих дней). В эти дни Устав назначает совершать службу часов не вместе с литургией, а отдельно, что видно из времени, которое назначает для часов и для литургии, например: часы назначает в Великий четверток в 3-м часу дня, в Великую субботу – в 4-м часу, а литургию в четверток – в 8-м, в субботу же – в 10-м часу дня (по восточному счислению). Но в день Благовещения, случившийся в понедельник, вторник, среду страстные упомянутые часы, на которых читается Евангелие, совершаются в храме 558 , и после них и чина Изобразительных не бывает отпуста, но после молитвы: «Пресвятая Троице», абие «Приидите, поклонимся» (Тип., послед. 25-го марта в понед. страстн. седм.) 559 . В Великую среду бывает в конце часов прощение, по обычаю (Тип., 25-го март., в Вел. среду), т. е. после молитвы: «Пресвятая Троице», таже «Достойно есть», «Слава и ныне» и вместо отпуста, настоятель – молитву: «Владыко многомилостиве» (Тип., послед. Вел. среды). Междочасия

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Триодь (τρες и δ – трипеснец) постная содержит в себе, как и Минея, восследования, или службы годовые, т. е. однажды в год совершаемые в св. Четыредесятницу, или великий пост. Все службы великопостные выражают сердечное сокрушение о грехах, о потере первобытного блаженства, молитвенные воздыхания к Спасителю о помиловании и возвращении потерянного блаженства, ублажается пост и духовное трезвение, как средства ко спасению. В постной Триоди, кроме служб св. Четыредесятницы, помещаются восследования предваряющие св. Четыредесятницу и заключающие ее страстной седмицей. И потому, в состав постной Триоди входят: а) восследования, или службы недель мытаря и фарисея, блудного сына, субботы и недели мясопустной и службы сырной седмицы, т. е. службы на каждый день ее. Службы сии, приготовляющие верующих к святому посту, подобны обыкновенным службам Минеи и Октоиха, т. е. содержат в себе определенное число стихир вечерних, утренних, также канон и проч. b) службы на каждый день св. Четыредесятницы, и с) службы страстной седмицы. Разность, или особенность, замечаемая в сих последних службах сравнительно со службами Минеи и Октоиха, состоит в том, что: а) каноны в некоторые дни сырной седмицы, также в простые дни св. Четыредесятницы, кроме дней воскресных и особенно замечательных, состоят вместо девяти из трех песней. В трипесненном каноне восьмая и девятая песни остаются неизменными, а прочие изменяются по дням седмицы, так первая песнь в понедельник, вторая во вторник и т. д., а в субботу остальные шестая и седьмая песни и неизменные – восьмая и девятая. От того, в субботы св. Четыредесятницы на утрени, вместо трипеснеца, поется четырепеснец. От употребления трипесненного канона в Триоди, она получила свое наименование трипеснеца, который, как видно из надписания книги, составлялся, во образ трисвятой песни Ангелов, немолчно воспевающих песнь Господу Саваофу: свят, свят, свят. б) В некоторых канонах Триоди, по шестой песни, помещается Синаксарь (συναξριον от συνγω – собрание, или сокращение), в котором кратко излагается содержание и цель установления службы на известный день поста. в) В седмичных службах св. Четыредесятницы воспоминаются и те священные события, которые прославляются в известные дни седмицы в службах Октоиха, и потому службы Октоиха отлагаются в великий пост, кроме служб в воскресные дни 127 . § 60. Пентикостарион, или Триодь цветная. Понятие о ней и особенности ее

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Образом убо сый ученик, вещию же сый убийца» (4-я стихира на стиховне). После стихир на хвалитех читается вседневное славословие, обычная ектения просительная, и стихиры на стиховне, уже цитированные выше. И затем обычное окончание утрени: Благо есть, еще раз тропарь Егда славнии ученицы, сугубая сокращенная ектения и окончание. После Утверди Боже начинается чтение первого часа, который замечателен тем, что на нем читается паримия, чего практически никогда не бывает. А тут на первом часе есть прокимен; паримия и еще один прокимен, такова особенность первого часа в Великий Четверг. Тропарь на часе читается, естественно, тот, который был на утрени, и кондак Триоди: «Хлеб прием в руце предатель», тоже посвященный Иуде. Этим заканчивается утреннее богослужение Великого Четверга. Мы рассмотрели утреню и первый час. Естественно, в свое время совершаются часы. Устав говорит о них так: «Прочие же часы поются трипсалмны просто», – т.е. не великопостные, не Великие, а обычные часы. На них употребляется один тропарь и один кондак Великого Четверга. К ним же присоединяется и чин изобразительных. Почему в этот день назначены изобразительны? Вы знаете, что изобразительны это особая краткая служба, в просторечии называемая «обедница». Если литургия это обедня, то нечто меньшее, заменяющее обедню, это обедница. Изобразительны назначаются в двух случаях: если литургии в какой-то день нет вообще, или если литургия совершается на вечерне. Например, Великим Постом в обычные понедельник, вторник и четверг совершается чин изобразительных, потому что в эти дни нет литургии. Зато в среду и пяток св. Четыредесятницы изобразительны тоже совершаются, но по другой причине: литургия Преждеосвященных Даров есть, но совершается она на вечерне. Что это значит? Определенные дни года избраны Уставом как дни особенно строгого, совершенного поста, и именно в эти дни литургию назначено совершать на вечерне, т.е. она должна быть позже обычного времени литургии. Конечно, не в 6–7 часов вечера, как мы могли бы себе это представить, но где-то в 3–4 часа пополудни, во второй половине дня, а не в первой, как это бывает обычно.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Если генеральная уборка не была сделана до Вербного воскресенья – отложите ее до лучших времен. Приурочьте к дачному сезону. Но ни в коем случае не назначайте на Великий Четверг, когда по «народной» традиции считается уместным мыться, убираться, печь куличи и красить яйца. И всё это – в один день, в который, помимо прочего, надо уместить два важных и красивейших богослужения! Вообще, неясны до конца причины упорного следования этой «чистой» традиции. Может, когда семьи были большими, женщины менялись: одни на службе, другие баню топят, а вечером те, кто молился с утра – полы драят? Но сейчас-то, когда выделять специальный день под «банный» нет необходимости, что мешает покончить с хозяйством к понедельнику-вторнику – эти дни не такие напряженные, как конец недели. Кулинарные шедевры Когда же печь куличи, если не в четверг? Меня тоже интересовал этот вопрос, пока однажды я не испекла их во вторник, и всё встало на свои места. Нет, не засохнут! Домашние, дрожжевые, хранятся больше месяца, разрезаешь – и они как из печки, благоухают. Красота. Корочка подсыхает, да, но она уже через несколько часов после духовки становится плотной. И это вообще не проблема, если вы кулич украшаете глазурью или пудрой. С яйцами, конечно, такой номер не пройдет – недельку их не будешь хранить, но и процесс окраски, согласитесь, не очень трудоемкий. Можно, в конце концов, использовать термоэтикетки, а часть яиц отдать на расправу детям с фломастерами. Так что покрасить можно в любые два часа, которые вы выкроите благодаря отказу от лишних хлопот. Разработайте меню на Пасху сейчас – это избавит от лишнего времени, проведенного в магазинах, и от лишних покупок на радостях после поста. Мы на Пасху готовим традиционные куличи, творожную пасху, красим яйца. К этому добавляется одно мясное блюдо – и хватит, пожалуй! Блюда эти тяжелые, для кулинарных экспериментов времени много, а лежать на диване шариком на Светлой седмице совсем не хочется. Если придет много гостей, мы закажем пиццу, да и по доброй традиции они всегда приносят угощение, все меняются яйцами, куличами. Так что умереть с голоду мы не боимся. Зато и у плиты не помрем. Богослужения Страстной: как вместить?

http://pravmir.ru/taym-menedzhment-stras...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010