Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее). Апостол и Евангелие – святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее). В случае шестеричного святого в седмичный день, кроме субботы Особенности такой службы можно найти в Типиконе в последованиях служб 5 и 24 сентября, а также в 9-й уставной главе Общей Минеи и в 52-й главе Типикона. «Блаженны»: Октоиха на 4 и 3-я песнь канона святого на 4. По входе: – в храме Господском: а) в понедельник, вторник и четверг: тропарь храма, тропарь дня (в четверг – два), тропарь святого; кондак дня (в четверг – два), кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; б) в среду и пятницу: тропарь дня, тропарь святого; кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня; – в храме Богородичном: тропарь храма, тропарь дня (в среду и пятницу прежде поется тропарь дня, а затем – храма), тропарь святого; кондак дня, кондак святого. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак храма; – в храме святого: тропарь дня, тропарь храма, тропарь святого Минеи, кондак дня, кондак храма; кондак святого Минеи. «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: «Предстательство христиан…». Прокимен, Аллилуиа и причастен – дня и святого. Апостол и Евангелие – рядовые и святого. В случае шестеричного святого в субботу Особенности в этом случае указаны в 12-й и 52-й главах Типикона. «Блаженны»: 3-я песнь канона святого на 4 и Октоиха на 4. По входе: – в храме Господском или Богородичном: тропари: храма, дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»); – в храме святого: тропари дня («Апостоли, мученицы и пророцы…») и святого Минеи; кондак святого Минеи, «Слава»: «Со святыми упокой…», «И ныне»: кондак дня («Яко начатки естества…»). Прокимен, Аллилуиа и причастен – святого и дня (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее). Апостол и Евангелие – святого и рядовые (от Недели Всех святых до Недели о мытаре и фарисее).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

В числе сонаследников чина тритекти, кроме литургии, оказались также и часы. На их долю досталось чтение пророчеств с тропарями и прокимнами, а также временное пользование титулом «тритекти» (в применении к 3-му и 6-му часу) и вообще более видное положение в великопостном богослужении. 7. Устав службы тритекти «Чин тритекти в посты», как показывает и самое название, предназначался исключительно для постового и, главными образом, для великопостного богослужения. В частности, по уставу, великой к-польской церкви, тритекти совершалось в среду и пяток сырной седьмицы, в течение всего великого поста ежедневно, кроме суббот и воскресений, и на страстной седьмице, до великой пятницы включительно. 57 Служба, по уставу, должна была начинаться после утрени или первого часа; 58 но в виду предварявших её огласительных чтений, начало её обычно отодвигалось до 5–6-го часа, т. е. до полудня. 59 Славянские рукописи о времени совершения тритекти обычно выражаются так: «на заутрени пение в тритекти», 60 – как будто тритекти соединялось с утреней; или же: «час а пение в тритекти», 61 как будто первый час и тритекти совершались вместе. Встречается еще и такое выражение: «на заут(рени) на литургии в среду съропустьную пение в тритекти глас г». 62 Подобное выражение может означать как-то, что тритекти совершалось утром, пред литургией, так и то, что положенное на тритекти «пение» (тропарь пророчества) с прокимнами и пророчеством одинаково исполнялось и на утрене, и пред литургией на 6-м часе. Напр., тропарь «Кресту Твоему» в крестопоклонную среду полагалось петь и на тритекти, и на утренней службе «50-го псалма»; 63 а теперь он поется на 6-м часе пред литургией. Тропари на тритекти каждый раз меняются. Чтения тоже бывают разные; так, в среду сырную читается пророчество Иоиля, в пятницу – Захарии, в течение всего поста – Исаии, в понедельник, вторник и среду страстной седьмици – Иезекииля, в величий четверг – Иеремии, наконец, в в. пятницу – Захарии. Чтения предваряются и заключаются особыми прокимнами. 64 Все эти тропари, прокимны и чтения положены теперь на 6-м часе, а в великий четверг, и пятницу – на 1-м. В страстную седьмицу на тритекти полагалось иногда и чтение Евангелия. По крайней мере такое чтение положено по чину, открытому проф. А. А. Дмитриевским в одном Евангелии X в. и представляющему собою не что иное, как сокращенный чин тритекти. – Чин этот полагается так.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В Великий пост этого смысла нет. Наоборот, великопостные службы устроены таким образом, чтоб на них не читалось Евангелие, то есть если вы посмотрите на службу Великого поста, там нет Евангелия (если его искусственно туда не интерполировать). Это как бы разрушает уникальность Страстной седмицы. Но так делают не везде, но кое-где делают, такой перенос чтения. Это нужно обязательно знать. Получается, что Евангелие читается и на вечернях и утренях (о чем мы долго говорили), по событиям, которые в эти часы происходили; и Евангелие читается на часах, просто весь текст подряд. Поэтому, я в начале сказал, что трудно найти службу на Страстной седмице на которой бы не читалось Евангелие. И последнее, что я про эти дни скажу — это песнопения. Какие песнопения поются в понедельник, вторник и среду? Все песнопения этих дней берутся из одной книги — это “Постная триодь”. Никаких других книг в эти дни не используются. Значит все, о чем мы говорим — это материал Постной триоди. Среди песнопений Постной триоди есть сквозные песнопения, которые поются каждый день, то есть изо дня в день повторяются. А есть уникальные, характерные для каждого дня в отдельности. Сначала скажу про сквозные. Это, во-первых, тропарь “Се жених грядет в полунощи”, этот тропарь поется на утрени каждый день. Про что он? “Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, его же обрящет бдяща: не достоин же паки, его же обрящет унывающа”. То есть Жених — это Христос, это вообще такая распространенная символика, кстати, откуда идет этот символ? Из притчи о десяти девах. То есть сам Христос — это жених. О чём этот тропарь? О втором пришествии. Видите, можно сказать, что через дни Страстной седмицы красной нитью проходит тема Второго пришествия (эсхатологическая тема), и в притчах, и беседах Христа с учениками на склоне Елеонской горы, и в песнопениях. Это одна из главных тем Страстной седмицы, как не странно — это второе пришествие. Другое сквозное песнопение — это ексапостиларий. Такое страшное слово, обычно все студенты пугаются, когда его произносишь.

http://predanie.ru/book/216458-v-pomosch...

25-го марта), б) празднование храму, в) святому с полиелеем – на 2-й, 3-й, 4-й, 5-й и 6-й седмицах Великого поста (кроме первой седмицы). Тогда по «Благо есть» бывает ектения: «Помилуй нас, Боже» (Тип., 24-го февр., аще в понед. 9-го марта, храм. гл. 35). 3) Вместо ектении произносится: «Господи, помилуй» 40 раз в понедельник, вторник и среду страстной седмицы. Но если в эти дни случится Благовещение, то бывает ектения: «Помилуй нас, Боже» (Тип., 25-го марта). Когда в упомянутые дни поста по «Благо есть» бывает ектения: «Помилуй нас, Боже» 515 , тогда после ектении и возгласа иерея: «Премудрость», лик: Благослови». Иерей: «Сый благословен», лик: «Небесный Царю» и бывают три великих поклона с чтением молитвы: «Господи и Владыко живота моего». И сряду за сим читается 1-й час. Когда же, вместо ектении: «Помилуй нас, Боже», произносится: «Господи, помилуй» 40 раз, тогда молитва: «Господи и Владыко живота» читается дважды, и бывает всех поклонов 16-ть, т. е. – сперва три великих, потом 12-ть малых и затем один великий. Чтение молитвы «Господи и владыко живота моего» и поклоны не следуют сряду за произнесением «Господи, помилуй» 40 раз, а предваряются следующими молитвословиями: «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». Священник говорит: «Сый благословен Христос Бог наш». Чтец читает: «Небесный Царю, верного Императора нашего... укрепи». Таким образом, здесь следуют молитвословия подобные тем, какие бывают и в конце утрени не в посту, но только: а) на утрени не в посту, после ектении и возгласа. Священник или диакон говорит: «Премудрость», и затем лик возглашает: «Благослови», а в посту, когда вместо ектении чтец читает: «Господи, помилуй», 40 раз, он, после чтения: «Слава и ныне» и «Честнейшую», говорит: «Именем Господним благослови, отче». б) После возгласа «Сый благословен» на утрени не в посту певцы поют: «Утверди, Боже, Благочестивейшого, Самодержавнейшаго»... На утрени же в посту следует подобное прошение, но в иной молитве, именно: «Небесный Царю, верного Императора нашего укрепи».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

На 9-й песни обычное каждение. Певцы – «Честнейшую». Затем ирмос 9-й песни из Минеи и стих «Благословен Господь Бог Израилев». Чтец – 1-й тропарь из канона Минеи. Певцы – «И воздвиже рог спасения нам». Чтец – тропарь. Певцы – «Якоже глагола». Чтец – тропарь. Певцы – «Спасение от враг». Чтец – тропарь. Певцы – «Сотворите милость». Чтец – Богородичен канона Минеи. Певцы – «Клятву, еюже клятся». Чтец – 1-й тропарь первого трипеснца. Певцы – «Служите Ему». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «И Ты, Отрочá». Чтец – 3-й тропарь. Певцы – «Дати разум». Чтец – Богородичен. Певцы – «В нихже посети нас». Чтец – 1-й тропарь 9-й песни второго трипеснца. Певцы – «Направити ноги наша». Чтец – 2-й тропарь. Певцы – «Слава», чтец – Троичен трипеснца. Певцы – «И ныне». Чтец – Богородичен. Певцы – «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец – последний тропарь трипеснца. Певцы – ирмос второго трипеснца. Затем «Достойно есть» и земной поклон. Малая ектения и светилен. После светильна читаются хвалитные псалмы, «Тебе слава подобает», «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие: «Слава в вышних Богу». Просительная ектения и стиховные стихиры Триоди, «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. Чтец – «Благо есть исповéдатися Господеви», (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе – тропарь «В храме стояще славы Твоея», «Господи, помилуй» (40 раз), «Слава, и ныне», «Честнейшую», «Именем Господним благослови, отче». Иерей на солее произносит: «Сый благословен...» Чтец – «Небесный Царю». Иерей – «Господи и Владыко живота моего» с поклонами. Чтец – «Аминь» и читает 1-й час. Иерей входит в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь. (Так совершается утреня по понедельникам, вторникам, средам, четвергам и пяткам Четыредесятницы, если не случатся в эти дни праздники полиелейные или храмовые, или Благовещение.) См. Если в те дни, в которые совершается постовое богослужение (понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу), случится какой-нибудь праздник (24 февраля, 9 и 25 марта, храмовой), то утреня имеет особенности, свойственные празднику и изложенные в 48-й главе Типикона и в храмовых его главах, в которых поэтому и надобно справляться. Здесь мы обратим внимание только на заключительную часть утрени: а) Пение великого славословия в дни Великого поста никогда не полагается – оно читается; б) Утреню должно оканчивать такими образом: «Благо есть» (один раз), Трисвятое по «Отче наш». Возглас. Тропарь – по указанию Типикона. Ектения «Помилуй нас, Боже...». Возглас. Молитва святого Ефрема Сирина (3 великие поклона), и тотчас 1-й час со слов «Приидите, поклонимся», как и сказано, например, в последовании праздника Благовещения, случившегося в Великий понедельник: по Трисвятом – тропарь праздника, ектения и поклоны 3 великие; посем «Приидите, поклонимся» (трижды) и час 1-й (Мк. гл. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богослужения О внешних отличиях богослужебного порядка в Великий пост уже было говорено. И потому здесь я укажу лишь на те особенности, которые собственно принадлежат дням Великого поста и в другое время не повторяются, или, по крайней мере, не выполняются. Прежде всего внимание останавливается на великих поклонах с молитвой: «Господи и Владыко живота моего» и пр. Начинаясь с вечерни во вторник сырной недели, эти поклоны, за исключением суббот и дней воскресных, чаще всего повторяются на всех богослужениях, и потому нужно сказать о них подробнее, так же как и о молитве, неразрывно соединенной с ними. Молитва св. Ефрема Сирина Об Ефреме Сирине уже было несколько сказано. Здесь прибавлю только, что молитв его дошло до нас более тридцати, не включая в это число духовных песней. 232 Некоторые из них (например, молитва на повечерии «Нескверная неблазная» и пр.) употребляются в православной Церкви с самых древних времен. Но ни одна из них не надписана, и потому под молитвой св. Ефрема обыкновенно разумеется молитва: «Господи и Владыко» и пр. Содержание молитвы. Господи! не дай мне духа праздности в делах мимолетной моей жизни, чтобы я всю ее убил на суету, пустоту и ничтожество; не дай духа беспечности, погибельного духа усыпления ( Рим. 11:8 ) и бездействия в великом деле спасения моего, особенно в эти святые дни поста и раскаяния; да не пройдут они и теперь, как проходили прежде, без всякой пользы для моей души; не дай духа властолюбия и вообще всякого самовозношения, если б я и действительно сделал что-либо угодное Тебе, если б и действительно, своими подвигами, стал выше других; не дай духа пустословия и вообще всех праздных, бесполезных, а часто и совсем вредных для ближних и для меня самого, речей, на которые так неудержим язык мой. Но, вместо всего этого, одушеви меня духом целомудрия, духом той душевной чистоты и целостности (без разделения, без смут, без колебания направо и налево, между небом и землей), с которыми я мог бы мудрствовати и деяти лишь Тебе благоугодное, лишь только то, что может служить к моему животу и спасению; одушеви духом смирения, с которым и на высоте духовных подвигов с полным сознанием и убеждением говорил бы я себе: «я раб, ничего не стоящий, потому что сделал лишь то, что должен был сделать» ( Лк. 15:10 ); духом терпения, с которым я до последнего вздоха своего мог бы выдержать эту непрестанную, жестокую борьбу с врагами своего спасения, без чего никакие духовные подвиги не возможны, духом любви, без которой все ни к чему, не только совершенство духовных подвигов и безусловное самоотречение, но даже дар пророчества и чудотворений ( 1Кор. 13:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант. Со страхом дар прими, отдай в рост для Давшего тебе, раздай нищим и приобрети этим друга в Господе, чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе, и услышать блаженный глас: «Войди, раб, в радость Господа Твоего!» Интересно, что эти строки перекликаются с призывом к апостолам исполнять сказанное фарисеями, но не подражать им в делах, из первого евангельского чтения: «Итак все, что они скажут вам, исполняйте и храните, по делам же их не поступайте: ибо говорят они и не делают. Связывают они ноши тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людей, сами же и пальцем своим не хотят двинуть их», – и с проклятием в адрес фарисеев за неправильную миссионерскую деятельность: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, чтобы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны вдвое худшим, чем вы». Так вот, получивший талант веры должен сочетать в себе верное учение, добрые дела, желание проповедовать ради Христа, а не ради собственной славы. Два сквозных сюжета богослужений этого дня – Страшный Суд, на котором каждому воздастся по делам его: ягнята и козлята, первые из которых послужили Христу через ближних, а вторые – оттолкнувшие Его, пройдя мимо страждущих, и притча о десяти девах. Притчу о десяти девах все помнят: подружки невесты со светильниками в руках ждут жениха, засыпают, но когда он в полночь приходит, оказывается, что лампады у пятерых из них погасли из-за недостатка масла. Девушки по совету подруг бегут к продающим за маслом, а когда возвращаются, свадебный пир уже начался, и жених им не открывает дверей. Богословы толкуют притчу однозначно: масло – это добродетели, причем в первую очередь – милосердие, по созвучию греческих слов λαιον – елэон (масло) и λεος – елеос (милосердие). Авторы церковных текстов с ними солидарны. Косьма Маюмский, автор двупеснца (короткого канона, своего рода богослужебная поэма) на утрене призывает: Пусть в сосудах нашей души будет достаточно елея щедрости, чтобы времени распределения даров не потратить на закупку.

http://pravmir.ru/velikij-vtornik-chto-p...

Хор поет тропарь часа. Священник говорит 1-й стих тропаря. Хор поет тропарь часа. Священник говорит 2-й стих тропаря. Хор поет тропарь часа. Священник: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Чтец «И ныне и присно и во веки веков. Аминь» и читает Богородичен часа. Чтец библейские стихи часа. Чтец: Трисвятое по «Отче наш…». Священник (возглас): «Яко Твое есть Царство и сила и слава…». Чтец «Аминь» , тропари или кондаки (из Часослова или Следованной Псалтири) на ряду. Чтец: «Господи, помилуй» (40 раз). Молитва: «Иже на всякое время и на всякий час...». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Священник: «Боже, ущедри ны...» (на всех часах). Чтец: «Аминь». Священник произносит дважды молитву преподобно­го Ефрема Сирина с 16-ю поклонами следующим образом: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» (земной поклон). «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми, рабу Твоему» (земной поклон). «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» (земной поклон). Затем 12 поясных поклонов с молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» (эта молитва произносится тайно, хотя допустимо ее произнесение священником вслух). В конце священник вновь громко произносит молитву преподобного Ефрема Сирина (на этот раз уже целиком) и делает еще один земной поклон. После чтец говорит «Аминь» и читает молитву часа. §3.2. Частные особенности великопостных часов На 1-м часе Тропарь часа «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» , стихи «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» и «Яко к Тебе помолюся, Господи» . Библейские стихи часа «Стопы моя направи…» поются (а не читаются). По «Отче наш…» читается только один кондак, в зависимости от дня седмицы: в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь…» , а в среду и пяток – «Скоро предвари…» . После молитвы преподобного Ефрема Сирина с 16-ю поклонами полагается конечное Трисвятое и окончание с отпустом утрени:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

     Сегодняшний Великий Вторник совпадает с девятым днем заупокойного богослужения, поминовения жертв петербургского теракта. Россия пережила много терактов - дай Бог, чтобы они прекратились. Но будущего мы не знаем - посмотрим, что будет дальше. Я хотел бы обратить ваше внимание на реакцию соцсетей и СМИ на произошедшее. Часто звучали слова, что питерцы в день этой беды вернули многим веру в человека. Мы слишком привыкли к тому, что люди эгоцентричны, не думают ни о ком, кроме себя. Что люди проходят мимо чужой беды. Было немало случаев, когда инсценировали следующую сцену: подставной человек лежит, и прохожим непонятно - то ли пьяный, то ли сердце схватило. А это просто актер. И мимо него проходят тысячи людей, никто " скорую " не вызывает, не подходят, не спрашивают: " Что с вами, где вы живете " ? Есть такая холодность больших городов. В огнях большого города не видно человеческих глаз, слишком все ярко, слишком суетно и быстро. Но все же беда показала, что люди сохранили живую человеческую душу. Они не убегали побыстрее наверх, на эскалатор и по лестницам на улицу, когда произошел взрыв. Они остались вытаскивать, оказывать какую-то первую посильную помощь пострадавшим. Было удивительно: город словно остановился. Метро остановилось… Огромным мегаполисам это все равно, что остановка крови в организме. Так как общественный транспорт был перегружен, люди бесплатно с утра до вечера возили их на своем транспорте как на такси. Через соцсети наладили связь и коммуникацию, возили людей, которые не могли добраться до дому. Некоторые в кафе бесплатно кормили и поили горячим чаем в ожидании подошедшего транспорта. Некоторые предлагали свое собственное жилье, чтобы переночевать, потому что до дома далеко и через весь город в это время не проедешь. Всплеск желания помочь, всплеск бесстрашия и человеколюбия был удивительным. Многие писали примерно такие слова: " Питер, спасибо - ты город-герой, с тобой теперь не страшно, ты такой, как был раньше " . Многое замывается, заиливается в нашем сознании из-за эгоизма, поиска вечного комфорта, наслаждения, выгоды. Но это все сбивается как бантики, сдувается, как легко нанесенный грим, дыханием смерти, дыханием смертельной опасности и какими-то серьезными испытаниями.

http://pravoslavie.ru/102645.html

Чтец – «Благо есть исповедатися Господеви...» (дважды). Трисвятое. «Отче наш». По возгласе чтец – тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне». «Честнейшую». «Именем Господним благослови, отче». Иерей пред Царскими вратами: «Сый благословен...» Чтец: «Небесный Царю...» Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» и поклоны: 3 великих, 12 малых с молитвой «Боже, очисти мя, грешнаго» и в заключение еще один великий поклон. По прочтении «Господи и Владыко живота моего...» чтец: «Аминь» и читает 1-й час. Иерей возвращается в алтарь, закрывает завесу и снимает фелонь 12 . На 1-м часе – после трех псалмов и «Аллилуиа» (трижды) по вторникам, средам и четвергам читается рядовая кафизма 13 . После кафизмы (когда кафизмы нет, то после псалмов часа) чтец: «Слава, и ныне», «Аллилуиа» (3), «Господи, помилуй» (3). Затем иерей, став пред Царскими вратами, поет тропарь (глас 6-й): «Заутра услыши глас мой, Царю мой и Боже мой» и творит земной поклон. Певцы – тот же тропарь. Иерей – стих: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». Певцы: «Заутра услыши глас мой...» Иерей: «Яко к Тебе помолюся, Господи». Певцы: «Заутра услыши глас мой...» 14 . По исполнении тропаря и поклонов иерей: «Слава». – Чтец: «И ныне» – «Что Тя наречем...» Затем певцы: «Стопы моя направи по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие» (дважды). Так же исполняются следующие стихи: «Избави мя от клеветы человеческия и сохраню заповеди Твоя». «Лице Твое просвети на раба Твоего и научи мя оправданием Твоим». Затем трижды: «Да исполнятся уста моя хваления Твоего, Господи, яко да воспою славу Твою, весь день великолепие Твое». Чтец – Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе чтец – Богородичен дня (в понедельник, вторник и четверг – «Преславную Божию Матерь...»; в среду и пяток – «Скоро предвари...). «Господи, помилуй» (40), «Иже на всякое время...» Иерей: «Боже, ущедри ны и благослови ны...», «Господи и Владыко живота моего...» с 16-ю поклонами. Конечное Трисвятое. По «Отче наш» и возгласе – «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Христе, Свете истинный...» и прочее и отпуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010