Господь остановился, посмотрел на предметы, которым особенно удивлялись ученики; казалось, Сам разделяя их мнение о чрезвычайной прочности, богатстве и величии храма (Мк.13:2); но в ту же минуту, вопреки их ожиданию, еще сильнее и яснее подтвердил прежнюю угрозу:   «аминь, аминь глаголю вам, не имать остатися здесь камень на камени, иже не разорится!»..»   Решительность и сила, с какими произнесены были эти слова, отзывались непреложным приговором вечных судеб. Ученики не смели более нарушать безмолвия Учителя, Который Своими беседами и действиями заставил размышлять целый Иерусалим и Сам не менее других погружен был в размышление. Молча прошли водяные ворота, молча перешли поток Кедрский, молча взошли на одну из вершин Елеона, которая была прямо против храма (Мк.13:3).   Тем сильнее работало воображение учеников! Самая страшная сторона в ожидании народном, которой доселе они или не верили, или верили, но по-своему, с ограничениями, слабо, – представлялась теперь во всей своей ужасной действительности! «Если храм подвергнется такому разрушению, то что останется целым? Значит, все должно испытать величайшую перемену, быть разрушено до основания». Мрачность подобных мыслей озарялась одной надеждой, – что во времена Мессии все потери будут вознаграждены стократ, явится Иерусалим новый, храм великолепнейший, Богослужение чище и святее.   При такой надежде даже можно было желать, чтобы неизбежное зло совершилось как можно скорее, чтобы скорее явилось и ожидаемое добро. «Пока не будет разрушен этот злополучный храм, Учителю нельзя взойти на престол Израильский. Когда же это будет?» Таким вопросом, естественно, оканчивались все предположения и догадки. Любопытство, тем живейшее, чем казалось оно законнее, овладело особенно Петром, Иаковом, Андреем и Иоанном, которые, привыкнув издавна быть свидетелями самых сокровенных деяний Учителя, более других переживали, если не понимали в Его беседе что-нибудь.   Когда Учитель, взойдя на гору, сел отдохнуть на любимом месте Своем, эти четыре ученика, пользуясь отдалением прочих, отдыхавших по разным пригоркам, завели с Ним разговор о беседе Его и тотчас перевели речь на храм, который был прямо напротив них и представлялся отсюда во всем величии и красоте.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=598

   Наступила Страстная седмица. Близкий конец нелегкого опыта увеличивал бодрость. Могучая сила привычки совершенно помирила тело с суровым режимом. Постник не мог, впрочем, сказать, что умилительные церковные службы больше прежнего действовали на него. Скорее некоторое истощение в организме ослабляло впечатление их. Но одна минута вознаградила его за все. На трогательнейшей из страстных служб — утрени Великой субботы — его посетили настоящие слезы умиления. Он запомнил и момент службы, в который испытал это неведомое доселе блаженство. То было при чтении следующего стиха из, так называемой, „статьи первой» „похвал»: „На землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрет сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищяй». Стих, действительно, один из самых поэтических в целой службе. Он и ранее останавливал внимание рассказчика своей глубиною и красотою. Но всегда, прежде и после, этот стих трогал его в такой степени, как десятки других возвышенных мест в богослужении, — может быть, немного больше. Теперь же изображаемая здесь любовь Христа и глубина падения человеческого, завлекшая в ад Самого Бога, предстали сознанию в такой яркости и силе, так задели душу, что нельзя было удержать плача. Читавший кое-что по аскетике, он знал о слезах умиления, знал, что это слезы сладкие, слезы какого-то восторга. Но он не мог представить себе, что в них разлито такое неземное блаженство, и что сладость их так неописуемо высока. Не более одной или двух минут лились из глаз его эти благодатные слезы, но блаженство этих двух минут, больше не повторявшееся в его жизни, вполне стоило, по его мнению, сорока дней тяжелого поста.    Описанный „опыт» показывает, что правила пощения, даваемые нашим уставом, хотя действительно нелегки и суровы, но обещают многое за свое выполнение. Но, само собою разумеется, что они едва ли могут рассчитывать на широкое применение. Возможно даже, что для иного организма они были бы и не безвредны. Сам „устав» считается с такими ограничениями, и дает послабление для немощных; так напр., старым, малолетним и больным он разрешает вкушать пищу и во вторник 1-ой седмицы вечером, т. е. сокращает полное неядение до 1 12 суток. Но дальше этого льготы не идут. Нигде не дано позволения ради слабости вкушать не то, чтобы масло и молоко в течение поста, но даже рыбу и постное масло (в дни, когда запрещается оно). Известный толкователь церковных канонов Вальсамон, патриарх Александрийский, говорит: „не позволяется никому, даже в случае смертной болезни, в Четыредесятницу есть мясо; мы видим, что о сем в разные времена было спрашиваемо на соборах, но не дано позволения».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Священник: «Премудрость». Чтец: «…чтение» (объявляет заголовок паремии). В седмичные дни святой Четыредесятницы читаются паремии из книги Исаии («Пророчества Исаиина чтение»). Священник: «Вонмем». Чтец читает паремию. Священник: «Вонмем». Чтец: «Прокимен, глас… (называет глас и возглашает 2-й прокимен) ». Хор поет 2-й прокимен. Чтец говорит стих 2-го прокимена. Хор поет 2-й прокимен. Чтец говорит половину 2-го прокимена. Хор допевает оставшуюся часть прокимена. Чтец: библейские стихи часа «Скоро да предварят ны…» и Трисвятое по чину. По «Отче наш…»: «Спасение соделал еси…», «Слава»: «Пречистому образу Твоему…» . На «И ныне» в понедельник, вторник и четверг читается Богородичен «Милосердия сущи Источник…» , а в среду и пятницу – особый Крестобогородичен «Препрославлена еси, Богородице Дево…». На 9-м часе Тропарь часа «Иже в девятый час...» . Стихи: «Да приближится молитва моя...»; «Да внидет прошение мое...». По «Отче наш…» читаются всегда одни и те же молитвословия: «Видя разбойник Начальника жизни…»; «Слава»: «Посреде двою разбойнику…», «И ныне»: «Агнца, и Пастыря, и Спаса мира…». В конце часа после «Боже, ущедри ны…» молитва преподобного Ефрема Сирина всегда совершается только с тремя поклонами. Вот как объясняет эту особенность святитель Афанасий (Сахаров) : «В Великом посте на 9-м часе молитва Ефрема Сирина читается один раз и сопровождается только тремя поклонами. А в малые посты, когда совершается служба с аллилуией, почти великопостная, на 9-м часе молитва св Ефрема Сирина читается дважды с 16-ю поклонами. Это потому, что в Великом посте следующее за 9-м часом последование изобразительных начинается прямо с пения блаженных с 17-ю поклонами (14 поясных и 3 земных). Соединение в одном месте многих поклонов (16 и 17) будет нарушением меры и не беззатруднительно для многих богомольцев. Но Блаженны поются один раз в сутки, и поклоны на них не могут быть ни отменены, ни сокращены. Посему в конце 9-го часа сокращается число положенных в этом месте поклонов и молитва св Ефрема Сирина читается один раз. А в малые посты промежуток между чтением на 9-м часе молитвы Ефрема Сирина и пением Блаженных более продолжительный, ибо за молитвой 9-го часа должно быть междучасие и на изобразительных прежде Блаженных будут псалмы 102 и 145 и песнь “Единородный Сыне”. Поэтому здесь не будет чрезмерного соединения в одном месте многих поклонов, а разделенные достаточным промежутком, они не будут утомительны и для слабых силами богомольцев» 231 . §4. Особенности великопостных часов

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

     3/16 октября 1910. Воскресенье.    О. Феодор Быстров пишет, что Преосвященный Сергий был у него. Это первое известие о Преосвященном Сергии из России; от него до сих пор ни слова; значит, ни миссионера в сотрудники себе, ни денег для Храма в Хакодате не добыл, ибо договор с ним — тотчас известить, если успех в том или другом. О. Феодор прибавляет, что он «в следующий понедельник отправляется в Японию» — значит, скоро возвратится. Но весьма жаль, если совсем безуспешна для Миссии будет его поездка; я немало рассчитывал на нее, особенно относительно сотрудника.      4/17 октября 1910. Понедельник.    Японский гражданский праздник.    В школах, по обычаю, отдыхали, но мы с Накаем переводили, так как ему скоро надо будет по семейным делам отлучиться на несколько дней в Оосака, и время для перевода будет потеряно.    Кончили мы исправление Триоди до Страстной недели; отсюда начнется исправление печатного, и труд будет немалый, ибо перевод уже старый, в котором, вероятно, найдем много неудовлетворительного.      5/18 октября 1910. Вторник.    Письмо от одного офицера из Троицка, Оренбургской губернии; просит выслать ему для коллекции 100 фотографий, выписав их из Ямагуци от фотографа Асо, у которого он «снимался вместе с девочками», когда был в плену там; выслать также для коллекции японских бумажных и золотых денег на 50 рублей. О плате за все это ни слова. Какие иногда бесцеремонные просьбы! Ответил ему, что сам может выписать от Асо фотографии. Довольно того, что во время плена я почти два года служил военнопленным, теряя это дорогое время для перевода богослужений.      6/19 октября 1910. Среда.    Наконец, день прекрасной погоды; и состояние духа бодрей, и работается веселей.      7/20 октября 1910. Четверг.    В 12-м часу ночи подают телеграмму: «Очень прошу Вас, Владыко, сообщить мне возможно скорее список морских офицеров и матросов, умерших в Японии от ран, полученных в боях, для помещения их имен и фамилий на стенах Храма-памятника. Константин».    Очевидно, Великий Князь Константин Константинович.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В рукописи Кекел. A 86, кон. X в., изданной прот. К. Кекелидзе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 1-32; он же. Древнегруз. Архиератикон. 1912), сохранились древние иерусалимские чины хиротоний и хиротесий (чины поставления чтеца, иподиакона, диакониссы, диакона и архидиакона, пресвитера, хорепископа, епископа и католикоса; кроме Кекел. А 86 нек-рые из этих чинов встречаются и в поздних списках - Кекел. A 450 и А 420, XVI в.; Кут. 12, XVII в.), имеющие параллели в литургико-канонических памятниках IV-V вв. (в «Апостольских постановлениях» и в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа») и сир. источниках (см.: Brakmann. 2004), а также чин освящения антиминса (здесь - переносного престола; см. ст. Освящение храма ). II. Иерусалимский Лекционарий, т. е. указатель библейских чтений и отдельных песнопений на весь год согласно древней иерусалимской богослужебной практике, сохранился только в арм. и груз. переводах, из к-рых арм. отражает более раннюю (примерно V в.), а груз.- более позднюю (примерно V-VII вв.) стадии развития богослужения Св. града. В ГПЦ иерусалимский Лекционарий вплоть до кон. X в. исполнял функцию Типикона, регулируя литургическую жизнь в течение всего церковного года. Фрагменты первоначальной груз. редакции этого памятника содержатся в т. н. ханметных текстах (ркп. Graz. geo. 2058/1), датированных VII в. и отражающих практику сер. V в. Грацская рукопись включает евангельские чтения вечерни Великой субботы, утрени и вечерни Пасхи, вечерни Антипасхи, а также чтения Кресту (см.: Шанидзе А. 1944). В нижнем слое палимпсестных листов рукописи Кекел. Н 999 Л. Каджая обнаружила ханметные фрагменты Лекционария VI-VII вв. с чтениями на Великий вторник и среду. Эти фрагменты указывают на возможность существования груз. Ханметного Лекционария в полном виде, на основе к-рого в результате прибавлений и изменений на рубеже VII и VIII вв. сформировалась пространная версия Лекционария. Ап. Лука. Миниатюра из Гелатского Четвероевангелия. XI–XII вв. (Кекел. Q 908)

http://pravenc.ru/text/639853.html

Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Православные посты в 2024 году 8 марта, 2019 Православные посты в 2024 году Православный церковный календарь постов и трапез на 2024 год с указанием и кратким описанием многодневных и однодневных постов и сплошных седмиц. Церковный православный календарь постов и трапез на 2024 год Пост не в брюхе, а в духе Народная пословица Ничего в жизни не дается без труда. И чтобы отметить праздник, надо к нему подготовиться. В Русской Православной Церкви существует четыре многодневных поста, пост в среду и пятницу в течение всего года (за исключением нескольких недель), три однодневных поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста (с понедельника по четверг) за вечерним богослужением читается Великий (Покаянный) канон, произведение гениального византийского гимнографа святителя Андрея Критского (VIII в.). ВНИМАНИЕ! Ниже Вы найдете информацию о сухоядении, пище без масла и днях полного воздержания от пищи. Все это давняя монастырская традиция, которая даже в монастырях не всегда может быть соблюдена в наше время. Такая строгость поста не для мирян, а обычная практика – это воздержание от яиц, молочной и мясной пищи в пост и в строгий пост – воздержание еще и от рыбы. По всем возможным вопросам и о Вашей индивидуальной мере поста Вам нужно консультироваться с духовником. Даты указаны по новому стилю. Календарь постов и трапез на 2024 год Периоды понедельник вторник четверг пятница суббота воскресенье сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Весенний мясоед горячая без масла сухоядение сухоядение Летний мясоед сухоядение сухоядение сухоядение горячая без масла сухоядение горячая без масла сухоядение горячая с маслом горячая с маслом Осенний мясоед сухоядение сухоядение до 19 декабря горячая без масла сухоядение сухоядение 20 декабря — 1 января горячая без масла горячая с маслом сухоядение горячая с маслом сухоядение 2-6 января сухоядение горячая без масла

http://pravmir.ru/kalendar-postov-i-trap...

Милосердием движимый, Христе,/Ты добровольно выходишь на страдания, Благодетель,/желая нас избавить от страстей,/и от осуждения на заключение во аде./Потому мы воспеваем священные Твои страдания,/и славим все Твое, Спаситель, крайнее снисхождение. Песнь 8. Ирмос: Ангели и небеса,/на престоле славы седящаго/и яко Бога непрестанно славимаго,/благословите, пойте/и превозносите Его во веки. Песнь 8 Ирмос: Ангелы и небеса!/На престоле славы Сидящего/и непрестанно как Бога славимого,/благословляйте, пойте и превозносите во все века! Всяко слышала еси душе,/како Христос Божественным учеником Своим провозглашаше, глаголя скончание:/разумевши же Твой конец, уготовися прочее:/время исхода прииде. Все ты услышала, душа,/как Христос Божественным ученикам Своим/провозглашал, о кончине мира говоря;/ты же, познав (свой) конец, готовься впредь:/время исхода пришло. Познала еси неплодная душе, лукаваго раба притчу,/бойся и не небрези о даровании, егоже прияла еси,/да не сокрыеши в землю, но да куплю дееши. Уразумела ты, бесплодная душа,/пример лукавого раба;/бойся и не пренебрегай дарованием, которое приняла/не с тем, чтобы спрятать в землю,/но чтобы торговлю вести. Да уяснится свеща, да преизлиется сея и елей,/якоже девам тогда сострадание,/да обрящеши душе моя чертог Христов тогда отверстый. Да светлым будет светильник,/да преизливается из него/как некогда у дев разумных и елей — сострадание,/чтобы обрести тебе, душа моя, тогда/брачный чертог Христов отверстым. В субботу бегство и в зиме глаголя Учитель,/седмаго бурю предгадательствует настоящаго века,/в немже найдет яко зима кончина. О бегстве в субботу/и в зимнее время говоря,/Учитель предвещает загадочно/бурю настоящего седьмого века,/в течение которого наступит/конец как зима. Яко скорость молнии преходящая,/тако тогда будет страшное оное Владыки твоего пришествие, душе моя:/слышала еси, готова прочее быти потщися. Как скоро проносится молния,/так будет тогда это страшное пришествие/Владыки твоего, душа моя;/слышала ты о том,/быть готовой впредь постарайся.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

Кто времена положи?/Кто веки соблюдаяй?/Кто вся определяяй и совоздвизаяй?/Разве Безначальный присно сый со Отцем,/якоже заря во свете. Кто времена установил?/Кто хранит века?/Кто все определяет и движет?/Если не Безначальный, всегда пребывающий с Отцом,/как луч во свете? О безмернаго Твоего человеколюбия Иисусе!/Сказал бо еси нам скончания свыше время,/скрыв час, уяснив же светло образы его. О безмерное Твое человеколюбие, Иисусе!/Ибо Ты издавна сделал известным нам время конца,/час сокрыв, но ясно указав/его признаки. Вся веси, вся знаеши Иисусе/яко имеяй все в Себе Отеческое достояние Божественне,/и всего Духа всаждена носяй в себе, соприсносущнаго Отцу. Все ведаешь, все знаешь Ты, Иисусе,/как имеющий в Себе все Отеческое достоинство божественное,/и всего Духа по естеству носящий в Себе,/столь же вечного, как и Отец. Владыко Господи, веков творче,/сподоби и нас священный оный тогда глас услышати,/зовущий избранныя Отца в Царство Небесное. Владыка Господи, творец веков,/удостой и нас священный тот глас тогда услышать,/призывающий избранников Отца в Царство Небесное. Слава:  Безначальная, несозданная Троице,/нераздельная Единице, трое сущая и едино,/Отче, Сыне и Душе, единый Боже,/приими пение от бренных язык,/якоже от уст пламенных. Слава:  Безначальная, несозданная Троица,/нераздельное Единство,/существующая как Три и Одно!/Отче, Сын и Дух, единый Боже,/прими песнь от бренных языков,/как из уст пламенных. Богородичен: Селение святое явилася еси Дево Божие:/в Тя бо Небесный Царь вселився плотию, пройде красный,/человека в Себе вообразив Божественне. Богородичен: Обителью Божией святой Ты явилась, Дева:/ибо Небесный Царь, в Тебя вселившись плотию,/вышел на свет прекрасным,/человека в Себе преобразив божественно. Седален, глас 2. Подобен: Милосердия сущи: Седален, глас 2 Милосердием движимь Христе,/волею предыдеши страдати благодетелю,/хотяй страстей нас избавити, и еже во аде осуждения./Темже честная Твоя воспеваем страдания,/и славим Спасе, крайнее Твое вси схождение.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/strastnay...

3/16 октября 1910. Воскресенье. О. Феодор Быстров пишет, что Преосвященный Сергий был у него. Это первое известие о Преосвященном Сергии из России; от него до сих пор ни слова; значит, ни миссионера в сотрудники себе, ни денег для Храма в Хакодате не добыл, ибо договор с ним – тотчас известить, если успех в том или другом. О. Феодор прибавляет, что он «в следующий понедельник отправляется в Японию» – значит, скоро возвратится. Но весьма жаль, если совсем безуспешна для Миссии будет его поездка; я немало рассчитывал на нее, особенно относительно сотрудника.   4/17 октября 1910. Понедельник. Японский гражданский праздник. В школах, по обычаю, отдыхали, но мы с Накаем переводили, так как ему скоро надо будет по семейным делам отлучиться на несколько дней в Оосака, и время для перевода будет потеряно. Кончили мы исправление Триоди до Страстной недели; отсюда начнется исправление печатного, и труд будет немалый, ибо перевод уже старый, в котором, вероятно, найдем много неудовлетворительного.   5/18 октября 1910. Вторник. Письмо от одного офицера из Троицка, Оренбургской губернии; просит выслать ему для коллекции 100 фотографий, выписав их из Ямагуци от фотографа Асо, у которого он «снимался вместе с девочками», когда был в плену там; выслать также для коллекции японских бумажных и золотых денег на 50 рублей. О плате за все это ни слова. Какие иногда бесцеремонные просьбы! Ответил ему, что сам может выписать от Асо фотографии. Довольно того, что во время плена я почти два года служил военнопленным, теряя это дорогое время для перевода богослужений.   6/19 октября 1910. Среда. Наконец, день прекрасной погоды; и состояние духа бодрей, и работается веселей.   7/20 октября 1910. Четверг. В 12-м часу ночи подают телеграмму: «Очень прошу Вас, Владыко, сообщить мне возможно скорее список морских офицеров и матросов, умерших в Японии от ран, полученных в боях, для помещения их имен и фамилий на стенах Храма-памятника. Константин». Очевидно, Великий Князь Константин Константинович.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

Литургия Преждеосвященная совершается обыкновенно в среды и пятки (кроме Великого) св. Четыредесятницы. Но, в случае праздников или по другим обстоятельствам, позволяется совершать ее и в прочие дни, кроме субботы и воскресенья, когда бывает полная Литургия. На страстной седмице Преждеосвященная литургия совершается три раза: в понедельник, вторник и среду. II. Литургия Преждеосвященная состоит из великопостных часов, вечерни и собственно Литургии. а) Великопостные часы отличаются от обыкновенных тем, что, кроме положенных трех псалмов, на каждом часе читается по одной кафизме, отличительный тропарь каждого часа читается священником перед царскими вратами и три раза поется на клиросах – с земными поклонами, после каждого часа читается священником молитва св. Ефрема Сирина (Господи и Владыко живота моего) – тоже с земными поклонами, по прочтении часов поется молитва покаявшегося разбойника: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем». Молитва эта поется многократно, и между повторениями ее поются изречения Спасителя о блаженствах, или средствах к получению царствия небесного, а в заключение, оба хора вместе, с особенной умилительностью, поют стихи: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во царствии Твоем. Помяни нас, Владыко, егда приидеши во царствии Твоем. Помяни нас, Святый, егда приидеши во царствии Твоем». Этим оканчиваются часы. б) Самое совершение Литургии Преждеосвященных Даров начинается вечерней . Вследствие этого, по уставу, она должна отправляться, по восточному счислению времени, в девятом часу по восхождении солнца, или по нашему, в третьем часу пополудни, так как правила св. отцов повелевают вкушать пишу в великий пост только однажды в день вечером. Но, несмотря на то, что Литургии Преждеосвященных Даров предшествует вечерня, она все же начинается не обыкновенным возгласом священника: «Благословен Бог наш», а возгласом: «Благословенно царство Отца и Сына и Святаго Духа», который слышим только на совершенной Литургии. Непосредственно вслед за возгласом верующие побуждаются к троекратному поклонению Христу Богу, Искупителю нашему, и читается обычный предначинательный вечерний псалом (103): «Благослови душе моя Господа», в котором прославляется величие Бога, всемогущего Творца и Промыслителя мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010