Фактического, объективного сравнения я не видел, не видел чтобы кому-то это удалось или кто-то ставил себе эту цель. Но мне кажется, что из общих соображений масштабы должны быть несопоставимыми, потому что белые таких террористических актов стыдились, они пытались их масштабы приуменьшить или отрицали их, пытались их скрыть. В то время как у большевиков это была идеологическая программа, концепция террора входила в доктрину именно массового террора, который, как тогда говорилось, против " кулаков " . И деревня тогда называлась термином " кулаки " . Такое снятие психологического сопротивления всегда играет громадную роль, поэтому я думаю, что вряд ли эти действия сопоставимы. Существенно то, как развивалась история, а история развивалась в результате того, что победили большевики, поэтому существенным, историческим фактором является отношение большевиков и деревни. По этой причине я о них и буду говорить. Характер большевистской продразверстки можно характеризовать конкретными случаями. Например, в Борисо-Глебской области ее осуществлял гражданин Маголин. Приходя в деревню с отрядом, он говорил: " Я вам, мерзавцам, принес смерть, смотрите, у каждого моего красноармейца по сто двадцать свинцовых смертей для вас, негодяев " . Или, например, была издана директива о расказачивании. Издана она была Оргбюро, наравне с Политбюро, одним из центральных, высших органов большевистской партии. И например, там говорилось: " Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно " . Или в переписке Свердлова, который был главой государства и в каком-то смысле партии, единственным секретарем партии с Френкелем (Френкель был членом Донбюро, главой Донбюро был Сырцов, но переписка Свердлова в основном происходила с Френкелем, по-видимому, это какое-то доверенное лицо Свердлова). И вот там не раз ставится вопрос о трудной задаче уничтожения казачества как сословия. И множество такого типа примеров, показывающих, что это было столкновение цивилизаций, которые чувствовали свою несовместимость. С одной стороны, это была по существу западная цивилизация, которая включала в себя и марксизм как одно из разветвлений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2001/0...

е. защитниками книжного исправления, и «много шумел там о вере и о законе». Заходил Аввакум и в другие боярские дома, неустанно проповедовал своё лжеучение и приобрёл там ревностных последователей, готовых на всякие жертвы. В числе этих лиц первое место по своему знатному происхождению, богатству и ревности по расколу, занимает боярыня Феодосия Морозова: она была душою Аввакумовского общества. Благодаря знатному происхождению и большим связям, она могла поддерживать раскол в высшем обществе и находила сочувствие в лицах царской фамилии. В её доме находили приют нищие и убогие, монахини и юродивые, а протопоп Аввакум «не выходя» жил у неё. Нередко, одевшись в рубище, ходила она по улицам города, заходила в богадельни и темницы и всех нуждающихся оделяла милостыней. Понятно, все облагодетельствованные ею являлись самыми ревностными распространителями её мыслей и убеждений. На ряду с Морозовой следует поставить инокиню Меланию, которая стояла во главе учениц Аввакума и пользовалась большим уважением его. Он иначе не называл её как «материю», «великой», «начальницею» и требовал, чтобы все его последовательницы находились под её руководством. Кроме них последователями Аввакума в высшем сословии были следующие лица: Иродион Стрешнев. Иван Воротынский, княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой, ею и совращённая в раскол, княгиня Анна Милославская, оказывавшая своё покровительство Аввакуму, Феоктисту и Александру, еп. Вятскому, жена стрелецкого полковника Марья Данилова и др. Немало было последователей у Аввакума и в простом народе. Везде, где только он побывал, оставил после себя детей духовных, а в Москве «церкви запустошил», так что признано было необходимым снова выслать его отсюда. Действительно, в 1664 г. он и был сослан в г. Мезень (Архангельской губ.). Кроме Аввакума были возвращены из Сибири романо-борисо-глебский поп Лазарь, известный своей челобитной против новоисправленных книг, и его «способник», патриарший подьяк Фёдор Трофимов, но за неистовое прекословие вскоре были сосланы в Пустозерск.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

203 Никольский Н. К. Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений вв.). СПб., 1906. С. 232–233; Бугославский С. А. Указ. соч. С. 138–141, 147; Серебрянский Н. И. Указ. соч. С. 33–35. Серебрянский почему-то со ссылкой на «Разыскания...» приписал А. А. Шахматову взгляд на Похвалу Ольге как на изначальную часть текста, хотя он как раз здесь доказывает, что это – вставка. 204 См.: Подскальски Г. Указ. соч. С. 200–201. О непосредственном влиянии Ольги на Владимира, которое постулирует исследователь, Иаков не пишет. 206 Folz R. Zur Frage der heiligen Könige: Heiligkeit und Nachlenben in der Geschichte des burgundischen Königtums//Deutsches Archiv für Mittelalters. 1958. Bd. 14; Парамонова M. Ю. Святые правители Латинской Европы и Древней Руси: сравнительно-исторический анализ вацлавского и борисо-глебского культов. М., 2003; Милютенко Н.И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. 209 На то, что Иаков доказывает святость Владимира, впервые указал Л.И. Соболевский. О формальной близости Иакова к Илариону писал И. И. Серебрянский. См.: Соболевский А. И. Указ. соч. С. 397; Серебрянский Н. И. Указ. соч. С. 46–47. 211 Абрамович Д. И. Жития свв. мучеников Бориса и Глеба и службы им. 11г., 1916. С. 18; Приселков М. Д. Нестор-летописец. С. 48–49. 214 Никольский Н. К. Материалы для повременного... С. 277–279; Милютенко Н. И. Указ. соч. С. 166–170. 215 Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники вв. М., 1993. С. 135–136,140–141 и прим, к ним; Он же . Древняя Русь... С. 437– 450,466–470. Другой перевод известий Титмара и иную хронологию работы над текстом см.: Свердлов М. Б. Латиноязычные источники... С. 66, 75–79. 218 Назаренко А. В. Древняя Русь... С. 438–439, 445; Он же. Немецкие латиноязычные... С. 135, 140; Розен В. Р. Указ. соч. С. 24. 219 Hanak W. Н. Vladimir I: The New Solomon//Византинороссика. СПб., 2005. T. 3. С. 104–105, 113–114. 220 О нелогичности текста статьи в ее нынешнем виде см.: Алексеев А. А. «Нев гласьъ», или Похвала невежеству//ТОДРЛ. 1996. Т. 50. С. 82–83.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Начались окрики конвойных и щелканье затворов, и этап двинулся. Пользуясь тем, что этап шел по трамвайной линии «Б», провожающие, когда конвойные уж очень ругались и грозили арестовать, садились на трамвай, проезжали одну остановку, и опять встречали этап. Когда линия «Б» кончилась, то, опытные в тюремных делах, мы поспешили скорее встать около той платформы, где сажают заключенных в тюремные вагоны, и стали ждать прибытия этапа. Когда митрополиты стали подниматься на платформу, мы смогли их разглядеть. Бледные особой тюремной бледностью в подрясниках и скуфьях они несли каждый свои вещи в двух мешках на перевес через плечо. Но лица у них были радостные. И мы не плакали, провожая их, а громко, сколько было сил, крикнули: – Христос Воскресе! И услышали ответ не только от них, но и от близ их стоящих заключенных: – Воистину Воскресе! Позже, в ответ на посылаемые посылки митрополитам, я и другие сестры получали очень интересные письма, но из-за постоянных обысков мы не могли их хранить. Была у нас только тетрадь, которая называлась «Слова и изречения достопамятного старца Димитрия Борисо-Глебской пустыни», но куда делась эта тетрадь, существует ли или сожжена от страха теми, кто хранил ее, или руками ГПУ, – не знаю. А много было в ней назидательного. Через много лет мне удалось, не совсем легально, приехать, по поручению церковному, в Москву. В то время московским правящим архиереем был архиепископ Питирим, отбывший, так же как и я, срок в Соловецком лагере. Решить дело, по которому я приехала, мог только Блаженнейший митрополит Сергий, а Владыка Питирим жил в том же доме. Радостно встретившись с Владыкой Питиримом, я просила как можно скорее доложить обо мне Блаженнейшему, т.к. мне долго оставаться в Москве было нельзя. Владыка Питирим пошел обо мне докладывать и, придя, сказал: – Сейчас у Блаженнейшего есть посетитель, а Вы побеседуйте со старцами. Вы их рады будете видеть. Они у нас живут. Старцами оказались приехавшие на сессию Синода митрополит Арсений, теперь уже не Новгородский, а Ташкентский, и митрополит Анатолий Одесский.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

1042 ВУАГШ., 1223, лл. 308. 318. – ВУАГШ., 1220, л. 49. – ВУАГШ., 1219. Распоряжения графа Н. А. Румянцева 16 и 21 июня. 1043 По особой просьбе Берхмана, Суворов отрядил в Смилянщину, для удержания порядка, два эскадрона 30 июня. – ВУАГШ., 1220, л. 62. 1045 Обнародование грамоты сопровождалось иногда непредвиденными обстоятельствами. Слуцкий городничий, ротмистр Бибиков, получив от губернатора (при предписании 5 июля) 34 экземпляра грамоты для обнародования «надлежащим образом по долгу полиции» в Слуцке и во всей его части, – АМДК., 624, л. 27 – один экземпляр грамоты прислал в Слуцкую реформаторскую гимназию. Но так как ни в этой гимназии, ни в соседнем иезуитском учебном заведении «никто не мог читать российским диалектом», то ректор реформаторской гимназии явился лично к кафедральному протоиерею Белозору и просил его «отрядить кого-нибудь из духовных для прочтения грамоты в их и иезуитском костёлах» Белозор «отрядил» священника Сампсона Соловьева, и тот «обнародовал» грамоту и реформаторам, и иезуитам. Впоследствии учёное сословие узнав, что оно могло у себя грамоты не обнародовать, не могло простить себе своей ошибки и в досаде стало распространять слухи, будто это сам Белозор «от себя посылал священника в латинские и лютеранские костёлы» для обнародования грамоты. Белозору пришлось отписываться. АМДК., 661. 1053 Преосвященный Иерофей Малицкий родился в 1727 г. Получмл образование в Воронежской семинарии, в которой был, по окончании курса, «учителем, проповедником, префектом». Принял монашество в 1758 г. С 1762 г. игумен Рождественского Домницкого монастыря, 1772 г. – настоятель Черниговского кафедрального Борисо-Глебского монастыря; с 1774 г. – Черниговского Успенского Елецкого. Хиротонисан во епископа Черниговского 6 декабря 1788 г. С 1 апреля 1796 г. – митрополит Киевский. Скончался 2 сентября 1799 г. – АСС., 1788 г. 84, 85. – АСС., 1796 г., 126. – АСС, 1799 г., 240 – «Историч.– статист. опис. черниг. епархии», I, 91; II, 208; III, 27.266 IV, 106. – КЕВ., 1874 г., 235245. «Дело, возникшее вследствие оскорбительного письма Иеренея Фальковского митр. Иерофею», С. Г-ва.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Следует, однако, отметить, что абсолютная историческая достоверность в деталях никогда не являлась критерием художественности произведения искусства – таким критерием в первую очередь выступает адекватность выраженности смысла в пластическом материале. Художественная форма неизбежно предполагает некую степень условности, причем повышение этой степени условности всегда ведет к углублению символического звучания образа. Пластическая интерпретация образа подчиняется законам, вытекающим из характера материала и специфики художественного языка искусства, в данном случае скульптуры, и в этом творческий процесс художника принципиально отличается от процесса изготовления музейного муляжа, имитирующего исторический предмет. Обыденное сознание чаще всего не ощущает этой разницы и подходит к художественному произведению с критериями, абсолютно чуждыми его природе. 3. Оппоненты, судя по всему, не слишком компетентные в вопросах художественного творчества, выступают не столько против самого проекта, оценить который по достоинству они просто не в состоянии, сколько против его автора на основании того факта, что кому-то не понравилось какое-то другое произведение этого автора, которое сами они не видели, а также на основании голословного утверждения об отсутствии у него таланта. Опыт, однако, показывает, что знание имени автора не является обязательным условием для художественного восприятия произведения искусства. В данном случае независимо от имени автора мы признаем высокие художественные достоинства представленных проектов памятников русским святым, и надеемся, что они станут достойным украшением поселка, расположившегося у стен того древнего монастыря, с которым их связала судьба. Только что вся страна отметила 60-летие Великой Победы над фашизмом, но приближается еще одна знаменательная дата – 625 годовщина Куликовской битвы. Такие события всегда сопровождаются подъемом национального самосознания. Мы надеемся, что установка памятников русским святым будет способствовать укреплению патриотических чувств и религиозного духа жителей поселка и его многочисленных гостей и выражаем благодарность всемирно известному мастеру за его интерес и внимание, проявленные к святыням ярославской земли.

http://pravoslavie.ru/13605.html

Поэтому кораблям экспедиции предстояло обойти, неся неизбежные потери вокруг ледового континента, открыв еще две базы древнейшей цивилизации. Первую из них, в районе нынешней станции Новолазаревская назвали «Станицей Борисо-Глебская», в честь ангелов-хранителей командира «12 апостолов», возглавлявшего этот поход. Еще одна станица – Царская – возникла там, где находится теперь полярная станция Мирный. Существуют косвенные данные, что была открыта и задействована еще одна база на Южно-Сандвичевых островах. Однако о названии ее можно только догадываться. Так же определенно можно сказать, что были приблизительно дислоцированы по крайней мере еще две базы в районе нынешней Земли Королевы Мод. Так как названия им не были даны, назовем их базами 4 и 5. К сожалению, нашим первопоходникам при существовавших у них средствах передвижения добраться до баз 4 и 5 не удалось. А жаль! 13.2. А в самом южном океане − шторма, шторма… Следует сказать хоть несколько слов об особенностях плавания в самом южном океане планеты, чтобы читатель смог лучше оценить подвиг далеких предков. Южный океан по справедливости считается самым бурным районом мирового океана. Одним их опаснейших для мореплавания океанов планеты. Даже в XXI веке. Что говорить про XVI! В Южном океане достаточно типичная высота волн во время штормов достигает 10-15 метров, а максимально отмеченная – до 23 метров. Следует отметить, что уже высоты волн в 10-15 метров являются опасными для кораблей класса эскадренных броненосцев начала XX века, имевшими водоизмещение в 15 тысяч тонн и водонепроницаемые переборки. Средняя высота приливов в Южном океане 1-2 метра, максимальная – более 3-х метров. Многочисленные айсберги достигают в длину до 170 километров, а их типичная высота от 50 до более 100 метров. Море Уэдделла, например, даже летом покрыто льдами. Однолетние льды достигают толщины 1,5 – 2 метров . Чтобы совершить переход от Свято-Владимирской базы к материковым базам атлантов, русским судам пришлось двумя колоннами подняться к северу примерно до 60° южной широты. Здесь суда попали, выражаясь современным стилем, в мощный поток воздушных и водных масс, образуемый северными частями квазистационарных местных циркуляций в морях Уэдделла и Росса , направленный с запада на восток.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/05/...

Иринарховский крестный ход 2007 г. В Смутное время в Ростовском Борисо-Глебском монастыре подвизался прп. Иринарх Затворник, всея России чудотворец. Святой предсказал нашествие поляков на Москву, он же благословил кн. Димитрия Пожарского на борьбу с иноплеменниками. Ежегодно в память о преподобном братия и паломники обители шли крестным ходом от стен Борисо-Глебского монастыря на родину святого в село Кондаково. Крестный ход длился неделю, у каждого из встречавшихся на пути храмов делались остановки на ночлег, служились молебны. 300-летняя традиция прервалась с закрытием обители большевиками. Почти все храмы на пути крестного хода были разрушены. В 1994 г. в Борисо-Глебский монастырь вернулась братия, стараниями которой с 1997 г. был возобновлен традиционный Иринарховский Крестный Ход. Сейчас паломники проходят около 70 км за три дня пути, останавливаясь на ночлег у восстановленных храмов. В разрушенных церквях и на сельских погостах служатся молебны и панихиды. Четвертый день заканчивается молебном на источнике прп. Иринарха у села Кондаково. День первый. 19 июля. Борисо-Глебский монастырь – Павлово село Надвратная Сергиевская церковь Ростовского Борисо-Глебского монастыря Символическая рака прп. Иринарха Затворника и чтимая икона святого, которую пронесут крестным ходом У кельи прп. Иринарха Затворника Божественная литургия перед началом крестного хода Божественная литургия в Борисо-Глебском монастыре перед началом крестного хода Паломницы. Позади – келья прп. Иринарха Юный крестоходец Мишка Трапеза перед выходом Надо еще подкрепиться! Идти три дня… Молебен перед ракой прп. Иринарха Затворника Начало крестного хода. Молебен у храма Начало крестного хода. Напутственное слово наместника Борисо-Глебского монастыря игумена Иоанна (Титова) Начало крестного хода. Молебен у храма Пошли! Впереди 3 дня пути и 70 км дорог Выход из ворот святой обители В сосновом бору. Когда-то монастырь окружали непроходимые дубовые чащи По борисоглебскому лесу с чтимой иконой прп. Иринарха Паломники на пути к св. источнику

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery34....

Борисо-Глебский на Устье монастырь отметил 10-летие своего возрождения Борисоглебский, 4 ноября 2004 г. Крестный ход вокруг стен монастыря совершается каждое воскресенье. В Ростовском Борисо-Глебском на Устье мужском монастыре сегодня день особый. Вместе со всем православным миром братия монастыря, многочисленные прихожане и паломники празднуют в честь Казанской иконы Божией Матери. Сегодня же, 4 ноября, в монастыре чтят память преподобных Феодора и Павла – первостроителей монастыря. Ровно десять лет назад, 4 ноября 1994 года, игумен Иоанн (Титов) отслужил первую литургию в соборе Бориса и Глеба. Этот день стал началом возрождения монашеской жизни в Борисо-Глебском монастыре. Сегодня праздничную литургию возглавил архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. После литургии архиепископ поздравил всех присутствовавших. Труды игумена Иоанна (Титова) были отмечены наградой Ярославской епархии. Преподобные Феодор и Павел были первостроителями Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря. Они погребены в северной угловой части соборной монастырской церкви Бориса и Глеба. К началу XVI века монастырь стал одним из самых крупных. И ныне поражают его размеры и мощь... Протяженность монастырских стен более 1 км, а их высота более 10,5 метра. Два высоких надвратных храма с севера и юга и 14 башен придают стенам вид грозной крепости. Но еще надежнее, крепче камня, был и остается дух обители. Историки И. Е. Забелин и А. Д. Нечволодов, давая определение значения Борисо-Глебской обители, выразились следующим образом: " На сем месте начинались победы почти над каждой русской смутой... " Связь монастыря с праздником Казанской Божией Матери прослеживается с XVII века. Сегодняшнее празднование Казанской иконе установлено в память о победе народного ополчения под предводительством гражданина Минина и князя Пожарского над польско-литовскими захватчиками в 1612 году. Именно в это время подвизался в монастыре преподобный Иринарх Затворник. Его советам и предсказаниям внимал Василий Шуйский. Молодой полководец князь Михаил Скопин-Шуйский получил от преподобного Иринарха крест и благословение на борьбу с поляками. С этим крестом князь победоносно прошел до самой Москвы, спас ее от погибели и навеки оставил славный след в истории.

http://pravoslavie.ru/11737.html

от Свято-Введенской Оптиной пустыни: игумена Пантелеймона (Аржаных; 1872 — 29 ноября 1937) и иеромонаха Евфимия (Любовичева; 1875 — 19 июля 1931). 3. Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения в святцы.   ЖУРНАЛ N 75 Слушали: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, представившего кандидатуру архимандрита Романа (Гаврилова) на должность настоятеля Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области в связи с трагической кончиной ее настоятеля архимандрита Германа (Хапугина) и кандидатуру иеромонаха Августина (Шорникова) на должность настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области и о необходимых назначениях, связанных с развитием монашеской жизни в других монастырях Московской епархии. Постановили: 1. Доклад принять к сведению. 2. Назначить архимандрита Романа (Гаврилова) настоятелем Вознесенской Давидовой пустыни поселка Новый Быт Чеховского района Московской области, освободив его от должности настоятеля Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области. 3. Настоятелем Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области назначить насельника этой обители иеромонаха Августина (Шорникова) с возведением в сан игумена. 4. Настоятельницей Свято-Троицкого Белопесоцкого женского монастыря города Ступина Московской области назначить монахиню Елеазару (Батаеву) с возложением наперсного креста по должности. 5. Преобразовать приход Казанского храма села Колычева Егорьевского района Московской области в женский монастырь и назначить монахиню Маргариту (Феоктистову) настоятельницей этой обители с возложением наперсного креста по должности. 6. Освободить игумена Бориса (Петрухина) от должности настоятеля Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря города Можайска и назначить настоятелем этой обители насельника Борисо-Глебского мужского монастыря города Дмитрова Московской области иеромонаха Мефодия (Соколова) с возведением в сан игумена.

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010