В 1839 г. Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. Большой опасностью для Коложского храма на протяжении нескольких столетий служили войны. Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Следы ремонтов XV, XVI, XVII, XVIII вв. можно проследить по стенам Коложи. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1853 году в ночь с 1 на 2 апреля вся южная стена и часть западной стены здания древней церкви вместе с потолком обрушились, только крыша каким-то чудом удержалась на стропилах. После стихийного бедствия 1853 г. неоднократно выдвигались проекты по реставрации Борисо-Глебской церкви. Реставрационные работы начались только 1894 г. За это время храм пережил еще два оползня - 1864 и 1889 годов. С 1896 по 1906 годы были проведены работы по укреплению берега, возведению видовой площадки и возведению деревянных стен и крыши храма. В 1906 году состоялось освящение восстановленного храма. В 1904 году возник вопрос о полном восстановлении Коложской церкви в первоначальном виде. Были проведены исследовательские работы, составлен проект реставрации. В 1910 году были проведены подготовительные работы. Но реставрационные работы прервала Первая мировая война. В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений, а в 1948 г. передана историко-археологическому музею. Рядом местные власти открыли парк для народных гуляний. В 1967 г. Замковая гора и Коложский храм были объявлены Историко-археологическим заповедником. В 1977 г. храм стал филиалом Республиканского музея атеизма и религии. В начале 80-х гг. после проведения некоторых реставрационных работ храм стал «музейным экспонатом». И только в начале 1990-х гг. Свято-Борисо-Глебская церковь была возвращена Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Вскоре о. Авель тяжело заболел, но по милости Божией постепенно оправился от болезни и смог вновь служить. В 1979 году он был принят в клир Русской Православной Церкви и назначен Почетным настоятелем Борисо-Глебского кафедрального собора города Рязани и духовником епархии. 16 мая 1989 года определением Священного Синода архимандрит Авель назначается наместником только что возвращенного Церкви Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. За 15 лет его управления монастырь, до того лежавший в руинах, преобразился. Была возрождена иноческая жизнь, заведено продолжительное и благолепное богослужение, восстановлены прежние храмы и устроены новые. Усердием отца наместника, его духовных чад и прочих благоговейных дарителей собрано множество христианских святынь (мощи святых подвижников, как русских, так и вселенских, чтимые иконы, в т.ч. написанные в XIX веке на Афоне, церковные и исторические реликвии), которые привлекают к себе многочисленных паломников. Весной 2004 года, согласно личному прошению о. Авеля, в связи с ухудшением состояния здоровья и преклонным возрастом, Священный Синод благословил его уйти на покой. Отец Авель остался в возрождённой его трудами обители, духовно окормляя братию и богомольцев. Архимандрита Авеля любила и почитала вся Рязанская земля. И не только Рязанская. Его многократно посещали архиереи Русской и других Поместных Православных Церквей. Его усердное служение в разное время было отмечено Священноначалием Русской Православной Церкви многочисленными наградами. Отец Авель дважды был участником Поместных соборов Русской Православной Церкви (1988 и 1989 годов). Летом 2006 года ему было присвоено звание Почётного гражданина города Рязани. 6 декабря 2006 года архимандрит Авель (в схиме Серафим) после непродолжительной, но тяжёлой болезни, на 80 году жизни блаженно почил о Господе. В схиму с именем Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского – о. Авель был пострижен владыкой Димитрием (Градусовым) еще в молодые годы , во время тяжелого сердечного заболевания.

http://pravoslavie.ru/75677.html

Отец Николай с первого же года своего священнического слу­жения показал себя энергичным и ревностным пастырем и усерд­ным тружеником на поприще народного просвещения. 25 ноября 1883 года духовенство избрало его депутатом на училищные съез­ды, которым он и состоял в течение двух лет. Он был покровите­лем учащихся и щедрым жертвователем на нужды бедных воспитанников семинарии. 23 октября 1884 года отец Николай был назначен исполняю­щим должность благочинного, 22 апреля 1885 года он был утвер­жден в этой должности. Сначала в храме, где он служил, а вскоре по его примеру и в других храмах благочиния стали проводиться внебогослужебные беседы, дело по тому времени довольно новое. Отец Николай писал о беседах, что они посещаются «с большою охотою и народ для этого собирается в значительном количестве даже в летнее рабочее время». 7 февраля 1888 года в Заоникиевской Богородице-Владимирской мужской пустыни отец Николай был пострижен в монаше­ство с именем Антоний и 18 февраля того же года назначен управ­ляющим Кадниковским Григориево-Пельшемским Лопотовым монастырем. 24 ноября 1889 года «ввиду безупречности иноческой жизни и распорядительности» в деле управления монасты­рем он был утвержден в должности настоятеля. 19 декабря 1890 года иеромонах Антоний был назначен управ­ляющим Корнилиево-Комельским монастырем, а 12 октября 1891 года – настоятелем монастыря; 22 октября он был возведен в сан игумена. Все это время он оставался деятельным участником Миссионерского общества и Попечительства о бедных студентах Вологодской духовной семинарии, на нужды последнего он жерт­вовал тогда едва ли не больше всех других жертвователей. 21 января 1893 года игумен Антоний был назначен дирек­тором Грязовецкого тюремного комитета и попечителем Ельниковского Борисо-Глебского земского училища, 18 сентября 1896 года – членом Грязовецкого отделения Вологодского епар­хиального училищного совета; в 1897 году он был награжден на­персным крестом. Летом 1897 года братия Корнилиево-Комельского монастыря отмечала 400летие основания обители. Всенощное бдение воз­главил игумен Антоний. Утром 10 июня в монастырь прибыли крестные ходы из Павло-Обнорского монастыря и соседних при­ходов. Литургию совершал епископ Вологодский Алексий (Собо­лев) в сослужении сонма прибывших на торжества священнослу­жителей. Богослужение закончилось около двух часов дня, после чего епископ в сопровождении игумена Антония и вологодского губернатора направился к расставленным под открытым небом столам для бедных и нищих, за которыми расположилось 570 че­ловек – живое напоминание о днях преподобного Корнилия, ко­торый проявлял особую заботу о людях бедных и неимущих.

http://fond.ru/foto/537/Antoniy/

По просьбе верующих в 1804г. гродненский фарный костел, опустевший после пожара, был переосвящен в Софийский собор. В 1843г. создан Гродненский православный женский монастырь в честь Рождества Богородицы. В 1900г. из части Литовской православной епархии создана Гродненская православная епархия с титулом правящего архиерея «епископа Гродненского и Брестского». В 1900-1901гг. в Гродненской губернии насчитывалось 654 церкви, 4 монастыря, 1296 церковных школ. Православные насчитывали преобладающую часть населения (896914 чел. на 1600000 всего населения). В 1904-1915гг. в Гродно действовал церковно-археологический комитет, который занимался сбором, изучением и популяризацией церковной письменной и материальной культуры. Был создан музей («хранилища древностей»), который располагался в помещении Борисо-Глебского монастыря. О результатах деятельности церковно-археологического комитета постоянно сообщали «Гродненские епархиальные ведомости». В 1923г. часть Гродненской епархии (территория Белостокского и Новогрудского воеводств) вошла в состав Польской православной автокефальной церкви. Много церквей польскими властями было закрыто или передано католикам. У Гродненской епархии было забрано около 100 храмов, в том числе и кафедральный собор в Гродно, древняя Мурованковская церковь, городской собор в Лиде. В начале 1920-х гг. приходов в епархии насчитывалось не более чем 200, действовали два монастыря – Жировичский Успенский и Рождество-Богородичный в Гродно. В условиях политики полонизации и окатоличивания белорусского населения православные иерархи и часть священничества стали на путь сотрудничества с властями и были втянуты в процесс полонизации Православной Церкви. Богослужения на польском языке осуществились в 1935г. в кафедральном соборе Белостока и в гарнизонной церкви в Гродно. В 1938г. в Гродно был создан Православный научно-издательский институт, который занимался издательством пропагандистских брошюр исключительно на польском языке и в польском национальном духе. В 1938г. по распоряжению польского правительства были разрушены воинская гарнизонная церковь Александра Невского в Гродно и недостроенный собор в Белостоке.

http://azbyka.ru/palomnik/Гродно

Свято-Борисо-Глебский храм, как с внешней, так и с внутренней стороны не является большим строением. Не является храм и слишком высоким. Ему свойственна компактная пластичность. Некоторую приземлённость и массивность храма смягчает сравнительно невысокая колокольня. В архитектурном плане Свято-Борисо-Глебский храм является отпечатком почти забытого византийского стиля кресто-купольной формы сооружения. Однако этот храм не полностью представляет византийский стиль, в нём сохранены черты традиционной древнерусской культуры. По мнению специалистов Свято-Борисо-Глебский храм, в общем, в архитектурном стиле – элегантен, в нём нет ничего схематичного, вычерченного. Храм подобен органическому существу в своей энергичной и мощной пластике. Такая оценка специалистов свидетельствует о профессионализме и вкусе устроителей Свято-Борисо-Глебского храма. В 1906 г. и устроительница храма барыня Ключарёва и профессор Зеленогорский закончили свой земной путь, и оба были похоронены на территории недавно отстроенного храма, о чём свидетельствуют надгробные плиты. В годы гонений надгробные плиты были выброшены на свалку, найдены при строительстве обители и установлены справа от алтаря с наружной стороны храма. После революции 1917 г. в Свято-Борисо-Глебском храме продолжалось богослужение до 1932 г. Последним, кто вёл богослужение до разорения храма, был священник отец Афанасий, который проживал в сторожке рядом с храмом. В годы гонений сторожка, подвал, относящийся к храму, ограда из красного кирпича были снесены. В том же 1932 г. были сняты пять колоколов, при снятии один из них – самый большой – упал и разбился, остальные были увезены. На территории храма, в нынешнем здании трапезной и кухни была церковноприходская школа, закрытая при закрытии храма. Во время Великой Отечественной Войны в этой местности проходила линия фронта. На стенах храма и ныне видны пулевые воронки. В 1942 году на короткое время были возобновлены богослужения в храме. Вёл их священник отец Емельян, у которого основной приход был в Боровом. В 1943 г. храм был вновь закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=03878

Кирпичный, на белокаменном фундаменте Борисо-Глебский храм принадлежит к распространённому в конце XVII века типу кубовидного бесстолпного четверика, образцами которого под Серпуховом служат также Успенская церковь села Старые Кузьмёнки (1694 год) и Никольская церковь погоста Березна (1698 год). Данный храм подвергался реконструкции и до пристройки приделов в 1880-х годах, о чём свидетельствует цилиндрический объём верхнего звона колокольни, явно относящийся к 1-ой половине XIX века. В советское время Борисо-Глебский храм был закрыт; здание его сначала использовалось как зернохранилище, потом было заброшено; с 1982 года оно служило мастерской скульптору Андрею Николаевичу Волкову. Современное состояние [ править править код ] В 1997 году храм на Протве возвращен верующим, в 2000 году в качестве подворья – передан Владычнему женскому монастырю. С 2009 года Борисо-Глебский храм вновь относится к Серпуховскому благочинию, силами прихожан и местных жителей совершается реставрация. В храме есть старинные иконы, которые прихожане спасли и сохранили в своих домах во времена гонений на веру, а теперь вернули на прежнее место. Борисо-Глебский храм в настоящее время живет литургической жизнью, в нем регулярно совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Действует воскресная школа для взрослых, где изучаются Священное Писание Нового Завета, православный катехизис, жития святых. В 2010 году храму пожертвовали небольшую звонницу из пяти колоколов, с Божией помощью очистили колокольню от мусора, прихожане освоили технику звона в школе звонарей Ильи Дроздихина (г. Москва) и теперь на богослужения местных жителей созывает колокольный звон. В настоящее время храм приписан к Воскресенскому храму в Серпухове . Совершить виртуальную экскурсию вокруг храма Деятельность прихода [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Контакты [ править править код ] Адрес: 142283, Московская область, Серпуховской район, деревня Дракино Телефон : +7(496)774-49-71 , +7(905)517-22-58

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святых_Бо...

Настоящее церковное здание было возведено в 1684 г. — таким образом, это древнейший по постройке сельский храм Серпуховского благочиния. К нему в 1882-1883 гг. пристроены приделы: правый во имя преподобного Сергия Радонежского, левый — Боголюбской иконы Божией Матери: по проекту городского архитектора города Серпухова Владислава Осиповича Грудзина (1824 — после 1896 гг.). Согласно местному преданию, строителем этих приделов был один из графов Орловых-Давыдовых, который, как-то, проезжая здесь, заблудился в метели и едва не погиб, но ему явился преподобный Сергий и указал дорогу к жилью. Спасённый граф так чтил эти места, что завещал похоронить себя на сельском кладбище; его каменное, с изображением Евангелия, надгробие в 1960-х гг. было уничтожено вандалами, и ныне на могиле поставлен простой деревянный крест. Кирпичный, на белокаменном фундаменте Борисо-Глебский храм принадлежит к распространённому в конце XVII в. типу кубовидного бесстолпного четверика, образцами которого под Серпуховом служат также Успенская церковь села Старые Кузьмёнки (1694) и Никольская церковь погоста Березна (1698). Данный храм подвергался реконструкции и до пристройки приделов в 1880-х гг., о чём свидетельствует цилиндрический объём верхнего звона колокольни, явно относящийся к 1-ой половине XIX века. Вплоть до начала XIX века в приход села Тишкова входило сельцо Гурьево (Глебовское), на противоположном берегу Протвы, отнесённое затем к Калужской епархии. Взамен его, в 1807-1808 гг. настоятель Борисоглебского храма хлопотал о приписании Спасской церкви села Шатова — однако без результата. В начале ХХ в. местный приход, кроме села Тишкова, включал деревни Дракино и Иваньково. В советское время Борисо-Глебский храм был закрыт; здание его сначала использовалось как зернохранилище, потом было заброшено; с 1982 г. оно служило мастерской скульптору Андрею Николаевичу Волкову. В 1997 г. храм на Протве возвращен верующим, в 2000 г. в качестве подворья – передан Владычнему женскому монастырю. С 2009 г. Борисо-Глебский храм вновь относится к Серпуховскому благочинию, силами прихожан и местных жителей совершается реставрация. В храме есть старинные иконы, которые прихожане спасли и сохранили в своих домах во времена гонений на веру, а теперь вернули на прежнее место. Борисо-Глебский храм в настоящее время живет литургической жизнью, в нем регулярно совершаются богослужения в воскресные и праздничные дни. Действует воскресная школа для взрослых, где изучаются Священное Писание Нового Завета, православный катехизис, жития святых. В 2010 году храму пожертвовали небольшую звонницу из пяти колоколов, с Божией помощью очистили колокольню от мусора, прихожане освоили технику звона в школе звонарей Ильи Дроздихина (г. Москва) и теперь на богослужения местных жителей созывает колокольный звон.

http://sobory.ru/article/?object=04518

Дурасов Г.П. Церковь святителя Николая в Кленниках и ее настоятели. Первая треть XX века. (По воспоминаниям современников)//Православие и русская культура. Kh.I. М. Координационно-методический центр Прикладной этнографии Института этнологии и антропологии РАН. 1993. С.200–274. Московский Батюшка. Воспоминания об о. Алексее Мечеве . Сост. Г.Дурасов. Издание Московского Свято-Данилова монастыря. 1994. 111 с. Пестов Н.Е. Современная практика Православного благочестия. Опыт построения христианского миросозерцания. Kh.I. «Сатисъ». СПб. 1994. С.121, 200; Kh.II. СПб. 1995. С.122, 296, 298, 317, 329–330, 336–337, 389–390, 401; Kh.III. СПб. 1995. С.88–89, 113, 114–115, 160, 275, 284, 295, 349–350, 396–401; Kh.IV. СПб. 1996. С.21, 25, 27, 38–39, 56–57. Добровольский Л. Рассказы о старце Алексее Мечеве , о чудесах, им совершенных, и о других чудесах. М. «Мега-Сервис». 1995. [Священник Константин Ровинский.] Беседы старого священника со своими духовными чадами о некоторых событиях и случаях, коим он сам был очевидцем, которые он сам испытал и о которых слышал от заслуживающих доверия лиц, близких ему по духу. М. «Паломник». 1995. С.196–212. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Паломник». 2002. «Женская Оптина». Материалы к летописи Борисо-Глебского женского Аносина монастыря. Сост. С.и Т. Фомины. М. «Паломник». 1997. «Пастырь добрый». Жизнь и труды московского старца, протоиерея Алексея Мечева . Сост. С.В.Фомин. М. «Паломник». 1997. 782 с. Изд. 2-е, испр. и доп. М. «Серда-Пресс». 2000. 767 с. Соль земли. Сост. С.В.Фомин. М. «Паломник». 1998. Старец протоиерей Алексий Мечев . Жизнеописания и свидетельства к церковному прославлению. Случаи прозорливости, примеры прижизненных и посмертных чудес, знамений, молитвенной помощи старца о. Алексия Мечева . М. Храм свт. Николая в Кленниках. 2000. 80 с. Маросейка. Жизнеописание отца Сергия Мечева . Письма. Проповеди. Воспоминания. Sam&Sam. 2001. 455 с. Священномученик Сергий Мечев . Тайны Богослужения. Духовные беседы. Письма из ссылки. М. Храм свт.Николая в Кленниках. 2001. 359 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Отправившись в сретение ее со всем клиром, он принял на руки свои шествовавшую по водам икону и поставил в алтаре храма святого апостола Петра. Через сто с лишним лет, в 842 г., когда на Востоке было восстановлено почитание икон, жители Рима встревожились неоднократными колебаниями иконы, а во время одного из богослужений икона на виду у всех снялась со своего места и над головами верующих по воздуху вышла из церкви и спустилась на воды Тибра. Вскоре она прибыла в Царьград и была принесена императору Михаилу и матери его царице Феодоре. Возвратившиеся в Константинополь римские послы узнали чудотворный образ и засвидетельствовали, что он недавно удалился из Рима. Святыня была с благоговением крестным ходом препровождена в Халкопратию и поставлена в храме Богородицы. С этого времени икона получила еще одно наименование – Римская, с празднованием 26 июня (9 июля по новому стилю). Празднование Лиддской иконе Божией Матери установлено 12 марта старого стиля. В Борисо-Глебском монастыре еще празднуют Сретение Лиддской иконы 9 февраля по старому стилю, когда икона была принесена в обитель. Последние сведения о Лиддском образе восходят к XI веку. О дальнейшей судьбе этой иконы ничего не известно. Почитание чудотворных икон Божией Матери на Руси имело свои традиции. В честь чудотворных икон освящались храмы, приделы, им посвящались монастыри, с них писали списки. В 1588 году 9 февраля старец строитель Варлам принес в обитель Лиддский образ Божией Матери. Одной из причин необходимости создания современного списка – плохая сохранность чтимой святыни Борисо-Глебской обители. Список, созданный в мастерской Иконописной школы, расположенной в Троице-Сергиевой Лавре, написанный с благоговейностью и молитвой, в меру и подобие, с высоким художественным уровнем, с сохранением всех традиций русской иконы, несомненно продолжает жизнь чтимой святыни Борисо-Глебской обители Лиддской иконы Пресвятой Богородицы. 8 июля 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю:

http://pravoslavie.ru/10409.html

Храмы: Храм во имя страстотерпцев Бориса и Глеба. Построен в 1905 году на месте старой деревянной церкви. В 1932 г. храм был закрыт. Во время Великой Отечественной войны некоторое время был действующим (1942—1943 гг.) В 1991 году предпринята попытка восстановления храма. В 1995—1996 г. настоятелем храма иеромонахом Севастианом (Щербаковым) проводились восстановительные и реставрационные работы. Храм был вновь открыт. 11 апреля 2010 года викарным епископом Харьковской епархии архиепископом Изюмским Онуфрием (Легким) освящено место под строительство храма в честь Преображения Господня. В 2012 году заложена капсула и начато строительство. Святыни [ править править код ] Икона Спаса Нерукотворного Чудотворная икона «Спас Нерукотворный» Датируется XVIII в. В сер. ХХ в. образ принадлежал жительнице с. Красная Поляна Змиевского района Александре Проскуриной, принявшей святыню от родителей. Во время Великой Отечественной войны, когда через Красную Поляну пролегла линия фронта, Проскурина, спрятав домашние вещи и иконы в погребе, ушла в с. Мохнач, а при возвращении нашла дом в руинах, однако под ними, среди пепла, лежал поврежденный огнем, но не уничтоженный образ «Спаса Нерукотворного». 9 января 1997 г. (праздник Рождества Христова) Проскурина передала икону в Свято-Борисо-Глебскую обитель, где ее установили на Горнем месте в алтаре храма. Во время чтения Евангелия за воскресной Божественной литургией 20 июля 1997 г. (ее совершал о. Севастиан) прихожанки Ксения Канноникова и Ирина Малько увидели через открытые Царские врата сияние яркого золотистого света (в виде мгновенной вспышки) и ощутили нечто подобное движению воздушной волны, сопровождаемое тихим шелестом. Чтобы не впасть в заблуждение, обе приняли решение исповедаться у священника. Вскоре, во время Херувимской песни, пономарь Андрей Пестунов и 9-летний отрок Николай Забродский 1-ми увидели обновление иконы на Горнем месте: она блистала ярким золотистым свечением, после чего на ней проступили неразличимые прежде надписи, а по бокам стали видны лики свв. Архангелов Михаила и Рафаила. От образа разлилось благоухание, начавшее угасать через 5 дней. Позолота иконы приобрела светлый вид. Епархиальная комиссия в составе клириков Харьковской епархии, врача Харьковского наркологического диспансера Александра Лотина и жертвовательницы А. Проскуриной, изучив все обстоятельства благодатного события, подтвердила его действительность. 28 октября 1997 г. Свящ. Синод УПЦ постановил считать обновившуюся икону чудотворной и благословил ее богослужебное почитание в Слободском крае (день чествования – 20 июля н.ст.). Раз в год совершается крестный ход с чудотворной иконой «Спаса Нерукотворного» в Харьковский Покровский монастырь. Богослужения [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Борисогл...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010