В Ярославской епархии начался традиционный Иринарховский крестный ход 25 июля 2008 г. 18:10 Шествие, проводящееся в 12-й раз, началось 24 июля после Божественной литургии в Борисоглебском монастыре (Ярославская область). От стен древней обители монахи, прихожане и паломники вышли на родину преподобного Иринарха в село Кондаково. За несколько дней участники хода обойдут все населенные пункты, где когда-то стояли храмы, а на месте разрушенных святынь будут совершаться богослужения. В начале XVII века подвиг преподобного Иринарха Затворника укрепил многих русских людей на борьбу со смутой. Из 38 лет монашеской жизни 30 лет преподобный провел в затворе в маленькой келье, выдолбленной в монастырской стене. Спал 2-3 часа в сутки, сидя на березовом комле, к которому приковал себя цепью. В разгар смуты, в годы страшных бедствий, когда захватчиками вырезались целые города, прибавлял себе Иринарх оков и тяжестей. Были на нем 16-ти килограммовые вериги, шейные и ножные путы, пудовые поясные связни, оковы для рук, обруч для головы, 142 кованых креста. Силой духа вооружал Иринарх своих соплеменников. Среди них — полководец, князь Скопин-Шуйский. Он получил от преподобного крест и благословение на борьбу с поляками. За духовные подвиги прп. Иринарх был наделен даром прозорливости, мог исцелять людей от многих болезней душевных и телесных. Источник преподобного был ископан им еще в юности. Здесь он любил уединяться для молитвы, здесь позднее построил часовню. С того времени часовня у источника не раз перестраивалась и обновлялась. А место это становилось все более и более известным. Ежегодно приходили сюда крестным ходом из Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря братия и многочисленные паломники. Более 300 лет существовала эта традиция. Люди ходили к святому источнику преподобного Иринарха, где получали исцеления от тяжких болезней, помощь в разных жизненных обстоятельствах. Традиция совершать крестные ходы из Борисо-Глебского на Устье мужского монастыря к источнику преподобного Иринарха Затворника была возобновлена 11 лет назад. По дороге сотни паломников останавливаются в селах и деревнях, совершают там молебны. Как правило, это приходится делать под открытым небом, так как многие храмы разрушены. Верующие по очереди несут вериги преподобного Иринарха. В Борисо-Глебский монастырь ежегодно собираются тысячи паломников из разных городов России и из-за рубежа, которые приезжают на престольные праздники, традиционные Всероссийские Иринарховские чтения и на четырехдневный крестный ход. Монастырь находится в 18 километрах от Ростова Великого по дороге на Углич. Он был основан в 1363 году по благословению преподобного Сергия Радонежского, указавшего место для постройки храма во имя святых мучеников Бориса и Глеба. В 1994 году монастырь был передан Русской Православной церкви. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/440381.htm...

Женские обители, как правило, были беднее мужских. Даже штатные монастыри получали скудную помощь из государственной казны, а большинство женских монастырей числилось за штатом. Почти все новые женские обители создавались по личному почину их первоначальниц. Многие из них выросли из сестрических общин. Эти общины начинались с собраний верующих девушек за каким-нибудь рукоделием, которое начиналось и заканчивалось молитвой. Грамотные читали вслух жития святых и другие душеполезные писания. Со временем из этих благочестивых «посиделок» складывалась община с совместным проживанием сестер, а общая молитва разрасталась в уставное Богослужение, на которое приглашались священники из близлежащих приходов. Наконец сестры-чернички обращались к архиерею или в Синод с прошением о преобразовании общины в монастырь. Начинались долгие хлопоты: весьма часто у духовной власти возникали подозрения, не заражена ли община сектантскими настроениями. Когда эти подозрения рассеивались и хлопоты увенчивались успехом, то одних сестер постригали в мантию или рясофор, а другие оставались послушницами. Первоначальными средствами для новоучрежденного монастыря служили пожертвования богатых дарительниц или самих основательниц. Так в 1823 году в деревне Аносине под Москвой возник Борисо-Глебский монастырь. Его основательницей была княгиня Евдокия Мещерская, которая, овдовев через два месяца после замужества, собрала вокруг себя благочестивых крестьянок для общих трудов и молитв. В рукодельном труде княгиня не отставала от своих крепостных. После многолетних хлопот она достигла преобразования общины в монастырь, игуменьей которой Московский архиепископ Филарет назначил саму княгиню, несмотря на ее отказ, дав ей при постриге имя Евгении. Мать Евгения скончалась в 1837 году в возрасте 63 лет. Под ее началом Аносин Борисо-Глебский монастырь прославился высокой аскетической жизнью сестер и широким размахом благотворительности. Подобным образом возник и Спасо-Бородинский монастырь, основанный М.М. Тучковой, вдовой знаменитого генерала, прославившегося в Отечественную войну 1812 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

«По высочайше утвержденному Вашим Императорским Величеством в 1821 году положению Синода дозволено вдове, поручице, княгине Мещерской завести в вотчине ее Московской епархии Звенигородского округа, в селе Борисо-Глебском, Аносино то ж, женское общежитие на утвержденных для оного правилах, с целью доставления пристанища и приличного содержания нескольким, отягченным бедностью лицам женского пола, дабы они провождали спокойно жизнь свою, подвизаясь совокупно и единодушно в молитвах и трудах и вообще в подвигах благочестия. Общежитие сие основание свое имеет при церкви села Аносина, и начало свое восприяло в 1822 году; в нем положено быть 12-ти женщинам, а на поддержание оного, княгиня Мещерская, сверх обязательства о доставлении приличного содержания обитающим в оном, пожертвовала и внесла на вечное обращение из процентов в Сохранную Казну Московская Воспитательного Дома 10000 рублей; также отвела пахотной земли 6 и для продовольствия скита лугов 3 десятины». «Ныне, по поводу просьбы княгини Мещерской синодальный член Филарет, архиепископ Московский представляет на рассмотрение Синода о введении в Борисо-Глебском женском общежитии дополнительных постановлений, которые заключаются в том, чтобы: 1 . «Дозволить ввести в оном общежитии пострижение в монашество, на правилах, для сего существующих». 2 . «Числу монахинь быть тому, какое положено сестер в общежитии, т. е. 12, в числе коих должны быть игуменья и казначеи, которые назывались в заведении смотрительницей и помощницей ей». 3 . «Дозволить сверх сего числа для испытания и приготовления к пострижению, иметь нисколько послушниц, смотря по обстоятельствам заведения». 4 . «Заведению оставаться на своем содержании при данных способах, по-прежнему, а от казны ничего не требовать». 5 . «С введением монашества, церковь и причт должны оставаться на том положении, на каком оные существуют в прочих женских обителях, не лишаясь, однако, прихода, какой церковь имеет». 6 . «Поскольку одному священнику отправлять всегдашнее богослужение и приходские требы было бы затруднительно, то на диаконскую вакансию для непрерывного служения и треб, определить другого священника».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Праздник в честь Смоленской иконы Божией Матери отмечают в селе Кондаково Москва, 10 августа 2004 г. Русская Православная Церковь отмечает 10 августа праздник в честь одной из главных своих святынь - Смоленской иконы Божией Матери, именуемой также " Одигитрией " ( " Путеводительница " ). В селе Кондаково Борисоглебского района Ярославской области стоит большой храм, один из приделов которого освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери. Многие годы храм был в запустении. С 1998 года была возобновлена традиция идти многодневным Крестным ходом из Борисо-Глебского монастыря в село Кондаково, на источник преподобного Иринарха затворника. Село Кондаково - родина преподобного, мощи же его находятся под спудом в Борисо-Глебском монастыре. В этом году Крестный ход состоялся 22-25 июля. В последний день, 25 июля в храме села Кондаково состоялась первая после закрытия храма литургия. А сегодня - первая праздничная литургия в честь Смоленской иконы Божией Матери. Возглавил богослужение игумен Борисо-Глебской обители Иоанн (Титов). Наша справка. Христорождественский храм села Кондаково был построен в 1804 году. В зимней холодной церкви два престола. На левой стороне - во имя святителя Николая Чудотворца. На правой стороне прихожане пожелали устроить престол во имя преподобного Иринарха., но архиепископ Ярославский и Ростовский Евгений им в этом отказал. Посему здесь устроен престол во имя Смоленской иконы Божией Матери, освящен 1851 года 9 мая. В праздник Смоленской иконы было принято хождение во все дома с крестом и святой водой . О Смоленской иконе Божией Матери. По преданию, этот образ был написан апостолом и евангелистом Лукой во время земной жизни Богородицы по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда - во Влахернский храм Константинополя. Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича (сына Ярослава Мудрого), благословил ее в путь этой иконой. Так святыня впервые попала на Русь.

http://pravoslavie.ru/10705.html

Святейший Патриарх Кирилл совершил в Борисо-Глебском Аносином женском монастыре утреню Великой среды 14 апреля 2009 г. 22:07 14 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Борисо-Глебский Аносин ставропигиальный женский монастырь, где совершил утреню Великой среды. После прибытия в обитель Предстоятель Русской Церкви осмотрел различные монастырские постройки, подсобное хозяйство, библиотеку, а также благословил детей из местной воскресной школы. Затем Патриарх направился в Троицкий собор, где совершил утреню Великой среды в левом приделе храма, освященном в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился ко всем собравшимся с Первосвятительским словом: «Великий вторник посвящен теме Суда. Господь в Иерусалиме накануне Своих страданий, обращаясь к ученикам и народу, говорил о наиболее важных для спасения человека вещах». «Известно, что тема Страшного суда и кончины мира очень беспокоит людей, — отметил Святейший Владыка. — Люди пытаются угадать дату кончины мира». Особенное опасение, по словам Патриарха, вызывают многочисленные секты, которые не просто пугают Страшным судом, но и зарабатывает на этом. «В Евангелии, которое было прочитано за вечерним богослужением в понедельник и которое по церковному Уставу относится к следующему дню, то есть ко вторнику, Господь как бы отвечает на все подобные вопросы (о времени Страшного суда — ред.). Что никто не знает ни дня, ни часа, когда Господь придет. Знает только Отец Небесный». Как заметил Святейший Патриарх, святые отцы предостерегают нас, чтобы мы не мудрствовали и не угадывали сроки, которые сокрыты от человека. Но более всего должно помнить, что у каждого из нас будет свой конец мира — его личная смерть. «В том же самом евангельском чтении, — сказал Предстоятель, — Господь открывает нам и тайну загробной жизни. Участь человека в загробной жизни зависит от того, как он прожил эту жизнь». «Каждый человек, следуя словам другой евангельской притчи, должен возвратить Господу свои таланты умноженными». Образование, подчеркнул Патриарх, это сумма средств, для того чтобы развить присущие человеку способности и таланты. «Вот почему так важно правильное образование человека. Но, к сожалению, не все употребляют свои таланты во благо».

http://patriarchia.ru/db/text/616268.htm...

В 1839 г. Коложский монастырь был вновь преобразован в православный, а в 1842 году возведен в степень 2-го класса. Большой опасностью для Коложского храма на протяжении нескольких столетий служили войны. Церковь и монастырь неоднократно разорялись и восстанавливались. Следы ремонтов XV, XVI, XVII, XVIII вв. можно проследить по стенам Коложи. Настоящим бедствием для Коложи стал Неман, чьи воды постоянно подмывали песчаную гору, на которой стояла церковь. С 1738 года сохранилась подробная опись базилианского монастыря на Коложе, составленная Игнатием Кульчинским, в котором имеются данные о том, что берег Немана подошел вплотную к храму и нуждается в укреплении. Принимаемые меры не давали результатов. Когда у противоположного берега лесопромышленник для нужд своего предприятия устроил плотину, русло Немана изменилось, и его воды устремились в сторону Коложи. В 1853 году в ночь с 1 на 2 апреля вся южная стена и часть западной стены здания древней церкви вместе с потолком обрушились, только крыша каким-то чудом удержалась на стропилах. После стихийного бедствия 1853 г. неоднократно выдвигались проекты по реставрации Борисо-Глебской церкви. Реставрационные работы начались только 1894 г. За это время храм пережил еще два оползня - 1864 и 1889 годов. С 1896 по 1906 годы были проведены работы по укреплению берега, возведению видовой площадки и возведению деревянных стен и крыши храма. В 1906 году состоялось освящение восстановленного храма. В 1904 году возник вопрос о полном восстановлении Коложской церкви в первоначальном виде. Были проведены исследовательские работы, составлен проект реставрации. В 1910 году были проведены подготовительные работы. Но реставрационные работы прервала Первая мировая война. В советское время Коложская церковь была закрыта для богослужений, а в 1948 г. передана историко-археологическому музею. Рядом местные власти открыли парк для народных гуляний. В 1967 г. Замковая гора и Коложский храм были объявлены Историко-археологическим заповедником. В 1977 г. храм стал филиалом Республиканского музея атеизма и религии. В начале 80-х гг. после проведения некоторых реставрационных работ храм стал «музейным экспонатом». И только в начале 1990-х гг. Свято-Борисо-Глебская церковь была возвращена Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=03898

Начался Иринарховский крестный ход Ярославская область, 23 июля 2004 г. Вчера, 22 июля, отправился в свой очередной  путь, уже седьмой по счету, Всероссийский Иринарховский крестный ход. От кельи преподобного Иринарха-затворника, от стен древнего монастыря Бориса и Глеба, двинулся многолюдный ход в сторону поруганногоТроице-Борского монастыря, сделав остановку на Троицком источнике. В первый день богомольцы прошли двенадцать километров и остановились в селе Павлово у старинного храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Здесь путники помолились за вечерним богослужением, поужинали кашей, приготовленной в полевой солдатской кухне, и расположились на ночлег, сообщает участница Крестного хода, представитель Борисоглебского отделения Международного Фонда славянской письменности и культуры Людмила Павловна Данилова. А утром была отслужена Божественная литургия, молебен перед иконами Тихвинской Божией Матери, преподобного Иринарха и панихида на кладбище при храме. Конечная точка пути - источник преподобного Иринарха в селе Кондаково, где родился великий подвижник.Весь путь составит более пятидесяти километров и закончится на источнике, ископанном руками святого. Источник так и называется - Иринарховский. С возрождением монашеской жизни в Борисо-Глебском мужском монастыре был восстановлен и источник. С той поры люди получают здесь исцеления от тяжких болезней, помощь в разных жизненных обстоятельствах. Все больше и больше людей приезжают  в июльские дни в поселок Борисоглебский, чтобы присоединиться к крестному ходу. Вчера поток богомольцев растянулся на добрый километр, зрелище очень впечатляющее. Нынешний крестный ход имеет некоторые отличия от предыдущих. Впервые крестный ход идет четыре дня, а не три, как было раньше. Еще один ночлег, третий, будет сделан в селе Кондаково, у Христорождественского храма, в течение долгих десятилетий лет находящегося в запустении и разорении. По благословению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла монахами Борисо-Глебского монастыря здесь начаты реставрационные работы, идет подготовка храма к первому Богослужению. А участники крестного хода сподобятся быть первыми молитвенниками в нем.

http://pravoslavie.ru/10546.html

   Женские обители, как правило, были беднее мужских. Даже штатные монастыри получали скудную помощь из государственной казны, а большинство женскихмонастырей числилось за штатом. Почти все новые женские обители создавались по личному почину их первоначальниц. Многие из них выросли из сестрическихобщин. Эти общины начинались с собраний верующих девушек за каким-нибудь рукоделием, которое начиналось и заканчивалось молитвой. Грамотные читали вслухжития святых и другие душеполезные писания. Со временем из этих благочестивых «посиделок» складывалась община с совместным проживанием сестер, а общаямолитва разрасталась в уставное Богослужение, на которое приглашались священники из близлежащих приходов. Наконец сестры-чернички обращались к архиерею илив Синод с прошением о преобразовании общины в монастырь. Начинались долгие хлопоты: весьма часто у духовной власти возникали подозрения, не заражена лиобщина сектантскими настроениями. Когда эти подозрения рассеивались и хлопоты увенчивались успехом, то одних сестер постригали в мантию или рясофор, адругие оставались послушницами. Первоначальными средствами для новоучрежденного монастыря служили пожертвования богатых дарительниц или самихосновательниц.    Так в 1823 году в деревне Аносине под Москвой возник Борисо-Глебский монастырь. Его основательницей была княгиня Евдокия Мещерская, которая, овдовев черездва месяца после замужества, собрала вокруг себя благочестивых крестьянок для общих трудов и молитв. В рукодельном труде княгиня не отставала от своихкрепостных. После многолетних хлопот она достигла преобразования общины в монастырь, игуменьей которой Московский архиепископ Филарет назначил самукнягиню, несмотря на ее отказ, дав ей при постриге имя Евгении. Мать Евгения скончалась в 1837 году в возрасте 63 лет. Под ее началом АносинБорисо-Глебский монастырь прославился высокой аскетической жизнью сестер и широким размахом благотворительности.    Подобным образом возник и Спасо-Бородинский монастырь, основанный М.М. Тучковой, вдовой знаменитого генерала, прославившегося в Отечественную войну 1812года.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Буренки из шереметевской вотчины От Ивашева до Краснова по прямой всего-то километров пять. Но проезжая дорога, по которой везет меня настоятель храма святителя Николая Чудотворца села Вёска священник Георгий Олонцев, ведет через райцентр и выходит довольно долгой. На перекрестке голосует женщина, в которой водитель признает дальнюю родственницу. Ирина Евдокимова направляется домой, в село Вощажниково. Вообще-то родом она с Дона, из Ростовской области: — Сюда предложил переселиться двоюродный брат — иеромонах, состоящий в братии Борисо-Глебского монастыря. Мы с мужем даже не особо раздумывали, и перспектива отправиться на север с Черноземья совершенно не пугала. Только мама, которую мы незадолго до этого перевезли с Урала, спросила: «Что же, вы теперь меня по всей России таскать будете?!» Но отправилась с нами. Ничего, нормально... Евдокимовы подняли пятерых родных детей и воспитали троих сирот, взятых под опеку из муниципального приюта в Вощажникове (самый младший еще школьник). Муж Ирины — плотник. Он долгое время трудился в храмовом комплексе, кропотливо восстановленном в центре села за два десятка лет попечением протоиерея Бориса Украинцева, потомственного московского интеллигента, работавшего в 1990-е годы сначала журналистом, а потом помощником депутата Госдумы. На принятие священного сана его благословил духовный отец (тогда клирик Троицкого собора Серафимо-Дивеевского монастыря ) священник Владимир Шикин. Теперь колоссальные по нынешним сельским меркам Троицкий и Богородице-Рождественский храмы возвращены к жизни, в обоих идут богослужения. Много усилий приложил отец Борис и к тому, чтобы в Вощажникове построили новую муниципальную школу взамен обветшавшей, ее открытие уже не за горами. Посмотрели мы на Богоявленский приход в Краснове, где служит священник Иосиф Глисон, после чего отправились с отцом Георгием в затерянную среди лесов деревню Вёска на реке Могзе, левостороннем притоке Устья. Никольскую церковь, в которой он служит настоятелем, в бывшей шереметевской вотчине возвели еще до Отечественной войны 1812 года, внушительной высоты колокольня появилась позднее.

http://patriarchia.ru/db/text/5945639.ht...

Оставаться в Посаде дальше нельзя. Весной Мансуровы перебрались в деревню Аносино (ныне Истринский район Московской области), сняли комнату возле тамошнего Борисо-Глебского монастыря. Сергей Павлович работал над «Очерками...», давал уроки Закона Божия. Епископ Серафим (Звездинский) любил Аносинскую обитель, часто бывал здесь. Сблизившись с Владыкой, по его благословению Сергей Павлович Мансуров принял священный сан. 4 и 5 ноября 1926 года состоялись хиротонии, совершенные архиепископом Бийским и Алтайским Иннокентием (Соколовым): во диаконы и во иереи. Назначение отец Сергий получил в Дубровский женский монастырь, находившийся в 12 километрах от Вереи. Жизнь потекла в спокойной лесной тиши, в ритме строгого монастырского устава. Ближе к осени 1927 года пришло распоряжение благочинного о поминовении на богослужениях властей и митрополита Сергия (Страгородского) как Местоблюстителя Патриаршего престола. Иерей Сергий Мансуров не посчитал это возможным и до конца своей короткой жизни продолжал служить по-старому. В начале 1928 года отец Сергий простудился. Мансуровы выехали для лечения сначала в Москву, а в мае сняли часть дома в Верее. Описание последних двух дней жизни иерея Сергия Мансурова оставила его жена Мария Федоровна: «1 марта (1929 года, старый стиль. –А. Г.) перед его (отца Сергия. –А. Г.) соборованием приобщились Св[ятых] Таин он и я вместе, в последний раз. Приобщал о[тец] С[ергий] М[ечёв] – знал, понимал, что происходит. Накануне вечером, 28-го, я ходила в дом покойного Батюшки о[тца] Алексея Мечёва и исповедовалась у о[тца] С[ергия] за всю жизнь. В таинстве соборования участвовало пять священнослужителей (отцы Сергий Мечёв , Александр Гомоновский, Борис Холчев , Петр Пушкинский; пятый, предположительно, отец Сергий Никитин, в будущем епископ Стефан. – А. Г.). Кончилось таинство. Поздравили. Все в нем было – покой. 2 марта. Стемнело совсем... Подхожу и наклоняюсь к нему близко. Он еле внятно, с волнением: „Я... хочу причаститься... я послал А[нну] В [асильевну Романову] за о[тцом] Сергием [Мечё- вым]”.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010